Цитаты мольера. Мольер - афоризмы, цитаты, высказывания. VI. История создания произведения «Тартюф»

* Верн Ж. * Гарсиа Лорка Ф. * Гашек Я. * Гейне Г. * Гете И. * Голсуорси Д. * Джером К. Джером * Дрюон М. * Дюма А. * Зальтен Ф. * Карнеги Д. * Кастанеда К. * Киплинг Р. * Лондон Д. * Милн А. * Митчелл М. * Мольер * Мопассан Г. - новый автор * Моэм С. * Муркок М. * Оруэлл Д. * Петрарка Ф. * Пьюзо М. * Риплей А. * Роден О. * Ростан Э. - новый автор * Сент-Экзюпери А. * Твен М. * Уэллс Г. * Форд Г. * Хемингуэй Э. * Цвейг С. * Черчилль У. * Шекспир В. * Шиллер Ф. * Шоу Б. * Эразм Роттердамский * Якокка Л.

Мольер (Moliere)
(наст. имя и фамилия - Жан-Батист Поклен, Poquelin, псевдоним - Поклена) (1622 - 1673)

Цитаты - лист 1 () ()

Цитаты из комедии Мольера "Тартюф, или Обманщик", 1664
Перевод с французского: М. Донской

Да, в большинстве своем мы, люди, чудаки
И действуем своей природе вопреки.
Зачем мы разуму дать не желаем веры?
И почему нигде, ни в чем у нас нет меры?
Порой наш замысел прекрасен и велик,
Но начинаем мы рубить сплеча и вмиг
Переусердствуем и добрую основу
Испортим, извратим. - (Клеант)

Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,
В одежды святости кощунственно рядясь,
Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;
Когда стяжатели в соперничестве яром
Торгуют совестью, как мелочным товаром,
И, закатив глаза, принявши постный вид,
Смекают, кто и чем за то их наградит;
Когда они спешат стезею благочестья
Туда, где видятся им деньги и поместья;
Когда, крича о том, что жить грешно в миру,
Они стараются пробиться ко двору;
Когда клеветники без совести, без чести,
Личиной благостной скрывая жажду мести,
Дабы верней сгубить того, кто им не мил,
Вопят, что он бунтарь противу высших сил?
И оттого для нас они опасней вдвое,
Что приспособили меч веры для разбоя,
С молитвою вершат преступные дела,
И стало в их руках добро орудьем зла.
Таких притворщиков немало в наше время. - (Клеант)

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.
Уж ежели тебе жених попался скверный,
То, как ты ни крепись, женой не будешь верной. - (Дорина)

Худо, ежели противен тестю зять,
Но если муж жене противен - вдвое хуже. - (Дорина)

Все вам подобные - а их, к несчастью, много -
Поют на этот лад. Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе. - (Клеант Оргону)

Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих. - (Тартюф)

Завистники умрут, но зависть - никогда. - (Г-жа Пернель)

Коль в жизни встретился вам лицемерный плут,
При чем, скажите мне, все праведники тут?
Пусть вы на удочку попались шарлатану,
Пусть благочестие служило здесь обману,
Но это значит ли, что мерзок целый свет,
Что вовсе уж людей благочестивых нет? - (Клеант)

Кто время выиграл - все выиграл в итоге. - (Дорина)

У нас таких особ немалое число:
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам? - (Дорина)

Кто любит - должен тот быть твердым, как скала. - (Дорина)

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит,
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя. Нет, не могу постичь я,
Как можно нежностью платить за безразличье. - (Валер)

Тема урока: Х VII век - эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве.

Жан Батист Мольер. Жизнь и творчество великого французского комедиографа.

Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве».

Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б.Мольера; выяснить, в чем причина популярности личности и творчества драматурга; содействовать воспитанию интереса к творчеству Мольера и литературы в целом.

Эпиграф к уроку: « Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, презентация «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера Ж.Б.», таблица «Основные особенности классицизма как литературного направления, роман М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

1.Чтение сонетов У. Шекспира наизусть.

2.Почему 2 этап творчества Шекспира называется трагическим?

11. Работа над темой урока.

Слово учителя. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.

Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения?

1). Лекция учителя (основные положения в виде тезисов записываются в тетради обучающихся)

Классицизм (лат. classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

2). Работа с таблицей «Особенности классицизма как литературного направления». (Использую заранее подготовленную в ноутбуке).

3). Знакомство с личность и творчеством Ж.Б. Мольера.

А). Чтение отрывка из романа М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Б). Презентация творческой группы обучающихся «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера».

4). Работа с учебником. Составление хронологической таблицы по творчеству Мольера.

5).Словарная работа. Этимология и значение слов «мизантроп», «тартюф», «невежа» и «невежда».

6). Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве». Действующие лица комедии.

111. Рефлексия.

Чем вызвано возникновение классицизма?

Что характерно для нового художественного направления?

Как вы понимаете слова Булгакова «Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик Х111, он станет более знаменит, чем следующий король, э этого короля назовут…Король Солнце!» ?

Домашнее задание по группам:

1 группа – используя текст комедии составить рассказ о Журдене;

2 группа – доказать, что невежественный человек;

3 группа – сделать анализ композиции комедии.

Мольер (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; крещён 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.

В любви притворство очень похоже на правду.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

Грамматика повелевает даже царями.

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Завистники умрут, но зависть - никогда.

Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.

Знатное происхождение без добродетели - ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

Как приятно знать, что ты что-то узнал!

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость - разумной речью.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.

Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит;
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Кто всякому друг, того я другом своим не считаю.

Кто не знал любви, тот все равно что не жил.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Кто чересчур насчет рогов опаслив,
Тот вовсе не женись - другого средства нет.

Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.

Лишь тот блаженство знал,
Кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот все равно что не жил…

Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

Любовь ревнивца более проходит на ненависть.

Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.

Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.

Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

Мы любим иногда, не ведая о том,
А часто бред пустой любовью мы зовем.

Не рассудок управляет любовью.

На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, туг и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглоти, и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Правдивость не порок.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерии.

Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние.
Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Ученость в дураке несноснее всего.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и
чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

Разделы: Литература

Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой

Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения.
А.С. Пушкин

Цели:

  1. (образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
  2. (разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
  3. (восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Сообщение темы урока, целей

1. Вступительное слово учителя.

Урок литературы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству Мольера. Поэтому мне хотелось бы сначала вспомнить некоторые сведения из жизни и творчества этого человека. Для этого я просила индивидуально подготовить короткое сообщение. Давайте послушаем рассказ учащегося.

(Биография писателя на 5 минут. См. С. Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVII в.в.)

– Теперь, я думаю, все вспомнили о выдающемся французском драматурге. Какое произведение Мольера мы изучали с вами в этом году? («Мещанин во дворянстве»). Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной или кроссвордом.

2. Викторина

  1. Главный герой комедии. (Господин Журден)
  2. Имя маркизы. (Доримена)
  3. Имя дочери господина Журдена. (Люсиль)
  4. Молодой человек, влюблённый в Люсиль. (Клеонт)
  5. У мусульман учёный юрист, знаток мусульманского права. (Муфтий)
  6. Граф, влюблённый в Доримену. (Дорант)
  7. Слуга Клеонта. (Ковьель)
  8. Служанка в доме господина Журдена. (Николь)

Ключевое слово комедия . Давайте вспомним, что такое комедия? Дадим ЛЗ.

Комедия – драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.

III. Обзор литературы (выставка книг)

– Я вижу, что вы довольно хорошо помните произведение Мольера «Мещанин во дворянстве». Но это не единственное произведение, у него есть ещё много комедий. (Зачитать первый эпиграф).

Хочу познакомить вас с ещё несколькими комедиями, представленными на этой выставке. В этой книге вы найдёте такие комедии Мольера, как «Дон Жуан, или каменный гость», «Скупой», «Мнимый больной», «Плутни Скапена».

Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема нашего урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом я взяла слова А. С. Пушкина. (Зачитать второй эпиграф).

IV. Запись числа, темы урока, эпиграфа в тетрадь

V. Знакомство с новой темой

– Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)

– Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать,плутовать)

– А как вы понимаете слово ханжа ? (Дети отвечают. А в толковом словаре Ожегова такое определение. Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)

VI. История создания произведения «Тартюф»

(Индивидуальное сообщение учащегося)

– Итак, нам предстоит сегодня познакомиться с главным героем комедии, но сначала мне бы хотелось, чтобы вы услышали несколько слов из истории создания этого произведения. (Сообщение учащегося на 5 минут. См. в предисловии к произведению)

VII. Беседа по вопросам учителя

– Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)

– Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)

– Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)

VIII. Знакомство с действующими лицами

– Кто является главным героем? (Тартюф)

– Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)

– Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.) (Развитие характера Тартюфа)

Давайте попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)

IX. Самостоятельная письменная работа на 5 минут

1-й лагерь: Оргон, госпожа Пернель

(Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга;
«Вот человек!Он..Он.. Ну, словом, че-ло-век!»

2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант

(Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился
весть кто, неведомо откуда., пустосвят, проходимец, хитёр, втирает он очки, пройдоха
этот лживый; плут и безумец (Клеант); злодей (Дамис); тварь, мошенник; скользкая
змея, лицемер, скотина

X. Проверка письменной работы (5 мин.)

– А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?

– Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)

– Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.

  1. Действие 3, явление 2, стр. 66 – первое появление Тартюфа
  2. Действие 3, явление 6, стр. 75 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
  3. Явление 7, стр. 81 – как он себя ведёт
  4. Стр. 84 – зачитать
  5. Явление 4, стр. 89 – сцена разоблачения
  6. Явление 7, стр. 112-113

XI. Работа по иллюстрациям к произведению

Какой момент запечатлён на данной иллюстрации? (Сцена разоблачения)

– Давайте заострим на это внимание, как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?

XII. Выразительное чтение по ролям сцены разоблачения

(Явление 4-7, стр. 89-98)

– Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)

– После этой сцены разоблачения, Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)

– А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)

– А какой момент запечатлён на второй иллюстрации? (Полное разоблачение)

– Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие эту иллюстрацию.

Офицер
«Наш государь – враг лжи. От зоркости его
Не могут спрятаться обман и плутовство»

XIII. Актуальность

– Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же как и Оргон со своей матерью позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)

XIV. Резерв времени

Такое произведение глубоко на одном уроке проанализировать мы не смогли, совсем не коснулись характеров других действующих лиц, но мне хотелось бы проверить, насколько правильно вы их понимаете небольшим тестом.


Мольер (Жан Батист Поклен) родился около 1618-1622 гг. Величайший комедиограф Франции, создатель классической комедии. Автор пьес - "Летающий доктор", "Школа мужей", "Брак поневоле", "Тартюф", "Дон Жуан", "Скупой", "Проделки Скапена" и др. Умер 17 февраля 1673 года, в городе Париж.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Мольер (Жан Батист Поклен)

  • Правдивость не порок.
  • Любовь - великий учитель.
  • Не рассудок управляет любовью.
  • Умрем лишь раз, но это уж надолго.
  • Ученость в дураке несноснее всего.
  • Грамматика повелевает даже царями.
  • Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
  • Как приятно знать, что ты что-то узнал.
  • От книжной мудрости глупец тупее вдвое.
  • Завистники умрут, но зависть - никогда.
  • Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
  • Кто время выиграл - все выиграл в итоге.
  • Бессильна с клеветой бороться добродетель.
  • Кто не знал любви,тот все равно что не жил.
  • В любви притворство очень похоже на правду.
  • Я вижу - человек страшней, чем лютый зверь.
  • Любовь ревнивца более походит на ненависть.
  • Благоразумие просвещает,а страсть ослепляет.
  • Музыка - чудесная приправа к хорошему обеду.
  • Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
  • Кто любит - должен тот быть твердым, как скала.
  • Кто всякому друг,того я другом своим не считаю.
  • Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.
  • Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
  • Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил.
  • Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.
  • Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.
  • Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.
  • Лучше умереть по всем правилам, нежели выздороветь против правил.
  • Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
  • Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.
  • Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.
  • Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.
  • На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют их различие.
  • Чем только не поступаются ради того, чтобы именоваться знатною дамой!
  • Мы любим иногда, не ведая о том, но часто бред пустой любовью мы зовем.
  • Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько неудачен.
  • Худо, ежели противен тестю зять, Но если муж жене противен - вдвое хуже.
  • Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.
  • Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.
  • Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
  • Коль жены думают лишь о своих мужьях; Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
  • Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.
  • Ей старость помогла соблазны побороть. Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
  • Движения ревности должны быть несносны, когда происходят от любви, которая нам противна.
  • Зарождющееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование,вся прелесть любви - в переменах.
  • Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.
  • Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания - те раздувают его словами.
  • Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.
  • От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.
  • Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.
  • Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость - разумной речью.
  • На свете нет лекарств противу клеветы. Нам надо честно жить и презирать злословье, а сплетники пускай болтают на здоровье.
  • На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
  • Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
  • Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.