Детская симфония гайдна описание. Гайдн детская симфония

Томас Харди
Портрет Йозефа Гайдна

Его звали «папаша Гайдн» - и в молодсти и в глубокой старости. «Папашей» он был тридцать лет для оркестрантов князя Эстергази - самого богатого после короля человека Австрии. «Папашей» называл Гайдна великий Моцарт, считавший его своим учителем и первым другом. Князья, короли разных стран с восторгом слушали музыку Гайдна, заказывали ему симфонии, квартеты, оратории. Золоченые кареты с замысловатыми гербами частенько подъезжали к его небольшому домику в предместье Вены. Сам Наполеон, говорят, пожелал услышать в концерте ораторию «Сотворение мира». Из Лондона, Парижа, Петербурга слали Гайдну почетные дипломы и медали. Ему надарили столько драгоценных перстней, кубков, табакерок и других диковинных вещей, что их трудно было уместить в доме.

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и - работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много - семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал каретных дел мастером и, как отец, работал бы всю жизнь с песней. Может, и сочинял бы песни, да не умел их записать...

Добряк был папаша Гайдн и шутник. И музыка у него тоже добрая, простая, шутливая. То рассказывает она, как поют птицы, то как журчит ручей, то как переваливается с ноги на ногу косолапый медведь. У Гайдна в музыке и солнышко светит, и волны по морю перекатываются, и травы растут, и деревья. А бывает, рассказывает музыка, как танцуют важные дамы и господа, но чаще, как поют и пляшут крестьяне. Свои симфонии Гайдн называет словно картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Охота», «Медведь», «Курица», «Королева». Кто, кроме папаши Гайдна, мог придумать «Детскую» симфонию - для игрушечных инструментов - свистулек, барабана, трещотки, детской трубы, треугола.

Но есть у Гайдна и печальные симфонии - «Жалоба», «Прощальная». «Прощальная» симфония, правда тоже шутка, только шутка грустная. Она была написана, когда Гайдн служил капельмейстером у князя Эстергази. Он один мог защитить оркестрантов от капризов князя.

Взволнованно звучит тревожное начало симфонии. Тоскуя, ведут невеселую мелодию скрипки и басы. Первая, вторая, третья, четвертая часть... Никаких признаков радости, веселья, шутки, обычных для Гайдна. Наконец пятая часть - тоже неожиданность: ведь обычно в симфониях всего четыре части. И вдруг второй валторнист и первый гобоист встают, гасят свечи у своих пюпитров и, не обращая внимания на оркестр, уходят со сцены. Оркестр, словно ничего не произошло, продолжает играть. Вскоре умолкает фагот - музыкант тоже гасит свечу и уходит, потом первый валторнист и второй гобоист, контрабасист... Постепенно уходят все оркестранты, кроме первой и второй скрипок. Мелодия звучит все печальней, все медленней и, наконец, тает. Скрипачи, погасив последние свечи, молча покидают сцену.

Й. Гайдн. Прощальная симфония. Финал

Вот какую шутку придумал Гайдн, чтобы помочь своим товарищам, придворным музыкантам. Никто из них, да и сам Гайдн, не посмел бы прямо сказать князю о том, что он заставляет оркестр слишком много работать, что люди устали и хотят съездить домой, к своим семьям.

Композитор всю жизнь, до глубокой старости очень много работал. Он оставил после себя множество сочинений, значительная часть которых до сих пор не найдена. Беда в том, что бессмертные творения, которые Гайдн сочинял в течение тридцати лет при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а хозяину, князю, и перешли затем к наследникам-вельможам. Те, хоть и не очень ценили музыку, но никак не хотели расставаться с рукописями великого композитора. Поэтому многие его произведения не были напечатаны и долгое время оставались неизвестными.

Только после 1932 года, когда весь мир торжественно отметил двухсотлетие со дня рождения Гайдна, увидели свет замечательнейшие творения композитора. В церковных и княжеских библиотеках собиратели его сочинений обнаружили больше четырехсот неизвестных прежде рукописей.

Еще более торжественно отметили во многих странах мира 1959 год - год Гайдна (150 лет со дня его смерти). Во всех крупных городах звучала музыка великого композитора. Но самым удивительным был праздник в старинном замке Эстергази. Толпы гостей заполнили двор. Сначала исполнялась известная оратория Гайдна «Времена года», а потом... появилась на свет много лет назад потерянная и лишь недавно обнаруженная симфония Гайдна «Ля пассионе». Симфония, волнующая и печальная, приблизила в тот день улыбчивого добряка папашу Гайдна к его младшему современнику, великому борцу и новатору в музыке Людвигу ван Бетховену.

Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его, - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».

Ряд исследователей считает, что "Детскую симфонию", или "Симфонию игрушек", написал вовсе не Гайдн, а Леопольд Моцарт, отец великого Вольфганга Амадея Моцарта (Ред. сайт).

В чем заключается "сюрприз" Гайдна? и получил лучший ответ

Ответ от STRANGER[гуру]
Речь о том, как однажды композитор Й. Гайдн решил отомстить публике, дремлющей на концертах. Он сочинил симфонию "Сюрприз". Второе название симфонии - "С ударами литавр". Когда убаюканная плавной и тихой музыкой публика засыпала, внезапно раздавался страшный грохот.

Ответ от Лела Ч. [гуру]
Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз» - это вторая из симфоний, написанных Гайдном в Лондоне.
Название «Сюрприз» получила из-за раздающихся в медленной второй части громких ударов литавр.


Ответ от Инга [активный]
О каком сюрпризе речь? Если о симфонии с литаврами, то она написана для тех кто любил спать во время исполнения его музыки.
А литаврами он будил вельмож. В этом и сюрприз.


Ответ от Виктория Шаповалова [гуру]

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) - великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Он завершил формирование симфонического оркестра, установив его классический состав, строгие законы которого обязательны и по сей день. Он довел до полного совершенства квартетную музыку, добившись того, что две скрипки, альт и виолончель стали равноправными участниками этого и поныне популярного ансамбля. Гайдн обладал живостью ума, неистощимым юмором и склонностью к хорошей шутке. Много остроумной выдумки было в его симфониях. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (впоследствии эти симфонии получили названия «Медведь» , «Курица») , Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Заметив, с какой жадностью смотрит босоногая детвора на корзину продавца игрушек, он накупил глиняных совушек, кукушек, свистулек, дудочек и барабанчиков и роздал их детям. Счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить. А Гайдн с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную очаровательную «Детскую симфонию» (1794).
Не менее оригинальна одна из лондонских симфоний Гайдна - «С ударом литавр, или Сюрприз» (1791). Гайдн был особенно доволен медленной частью - анданте. Но чопорным англичанам музыка показалась скучной, навевающей дрему. Тогда Гайдн взял и кое-что изменил в партитуре. На следующем концерте он попросил музыкантов играть анданте все тише и тише. И вдруг посредине части раздался громовой удар литавр, заставивший подскочить на месте тех, кто делал вид, что дремлет.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем заключается "сюрприз" Гайдна?

Помогите пожалуйста! Нигде не могу найти. Какова история создания и сюжет картины Адольфа Вильяма Бугро \"Милосердие\",
Бугро, Адольф Вильям (1825-1905) "Charity" (Милосердие). 1878.
Холст, масло, 196 х 117 см,

Й. Гайдн «Прощальная симфония»

Удивительная легенда связана с «Прощальной симфонией» Й. Гайдна. Еще более удивительно то, какое впечатление производит это произведение на слушателей, которые никак не ожидают такого необычного финала. В чем же тайна Симфонии № 45 Йозефа Гайдна и почему она называется «Прощальная»? Прекрасная и понятная музыка Великого венского классика, которая завораживает и захватывает с первых тактов, придется по душе каждому, а ее история создания надолго оставит след в сердце слушателя.

Историю создания Симфонии №45 Гайдна, имеющей название «Прощальная», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Прощальной симфонии»

Только представьте себе, что вы оказались в такой непростой ситуации: ваш работодатель держит вас на службе уже больше положенного времени и не понимает никаких намеков на то, что вы хотите домой. В наши дни такое невозможно вообразить, а вот несколько веков назад – запросто. В такой неприятной ситуации оказался великий австрийский композитор и его музыканты.

Конечно, первая мысль, которая возникнет у любого – это кто же мог так держать композитора, чье имя прославило свою страну на весь мир? К сожалению, во времена Гайдна у музыкантов было зависимое положение и они, несмотря на свою известность, числились при дворцах знатных особ на уровне прислуги. Так князь Эстерхази, у которого композитор прослужил около 30 лет, относился к нему как к слуге.


Великому венскому классику запрещалось выезжать без согласия за пределы дворца, а все написанные за это время шедевры принадлежали только князю. Обязанности Й. Гайдна были безграничные, он должен был руководить капеллой при дворце, исполнять музыку по прихоти князя, обучать оркестрантов, нести ответственность за все нотные материалы и инструменты, и, наконец, писать симфонии, оперы по требованию Н. Эстерхази. Иногда, он давал на сочинение очередного шедевра всего один день! Но во всем этом были и плюсы для музыканта. Он мог в любое время в живом исполнении прослушивать свои шедевры и оттачивать их, как мастер работает над драгоценным камнем. Но иногда, случались и такие ситуации, когда Гайдн вынужден был применить весь свой талант и смекалку, чтобы помочь себе и своим музыкантам.


Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «». Только представьте, князь Эстергази со своими гостями собрался в зале слушать очередной шедевр великого маэстро, но вместо привычной веселой музыки ему представили печальную и медленную музыку. Прошла первая, вторая, третья и четвертая часть, казалось бы, сейчас будет финал, но нет! Начинается пятая часть и тут музыканты один за одним встают, гасят свечи на пюпитрах и молча уходят из зала. Реакцию слушателей можно предугадать. Так, на сцене остается лишь два скрипача, партию одного из них исполняет сам Гайдн и мелодия их становится все печальнее, пока не стихает вовсе. Оставшиеся музыканты в темноте также уходят со сцены. Намек своего капельмейстера князь Эстергази понял и велел всем собираться для переезда в Эйзенштадт.



Интересные факты

  • Необычность Симфонии № 45 Гайдна обусловлена также и выбором тонального плана. Фа-диез минор очень редко использовался в те времена композиторами и музыкантами. Также нечасто можно было встретить и одноименный мажор, в котором звучит финал симфонии.
  • Дополнительное адажио, звучащее в финале произведения, иногда называют пятой частью цикла. Впрочем, настоящие пятичастные циклы в его творчестве встречаются – это симфония «Полдень». Также Гайдн сочинял и трехчастные произведения, но это было лишь в начале творческого пути.
  • Некоторые симфонии Гайдна программные. Так, у него есть симфонические циклы с названием «Медведь», «Курица». В симфонии «Сюрприз» в средней части внезапно раздается удар, после чего музыка снова продолжается вполне спокойно и неторопливо. Считается, что подобной выходкой Гайдн решил немного «расшевелить» слишком чопорную английскую публику.
  • Служа в капелле у князя Эстерхази, Гайдн вынужден был одеваться строго по установленному образцу. Так, в контракте была оговорена специальная форма одежды.
  • Согласно воспоминаниям многих современников, в 1799 году после премьеры «Прощальной симфонии» в Лейпциге, после финала зрители уходили из зала притихшие и растроганные, что было очень несвойственно в то время. Такое сильно впечатление произвело на них произведение.
  • Мало кто знает, но есть и другие версии, почему Симфония № 45 Гайдна называется «Прощальная». Есть легенда, что князь Эстерхази задумал распустить всю капеллу, что оставило бы музыкантов без средств. Еще одна версия указывает на то, что это произведение символизирует прощание с жизнью. Выдвинуто это предположение было исследователями в XIX веке. Примечательно, что в самой рукописи вовсе нет никакого названия.


  • В настоящее время «Прощальная симфония» исполняется так, как ее и задумывал Гайдн. В финале музыканты один из одним покидают свои места. Иногда сцену покидает и сам дирижер.
  • На самом деле, лишь малая часть симфоний Гайдна имеет свою программу: «Утро», «Полдень», «Вечер». Именно этим произведениям дал название сам композитор. Остальные же наименования принадлежат слушателям и выражают общий характер симфонии или особенности оркестровки. Примечательно, что сам Гайдн предпочитал не комментировать образное содержание произведений.
  • Примечательно, что в период 60-70х годов у Гайдна появляется ряд минорных симфоний: № 39, 44, 45, 49.

Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.

Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн », которым украшает главную партию.

Третья часть – это менуэт , но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.

Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и Йозеф Гайдн «Прощальная симфония»

Австрийский композитор, «отец» симфонии и квартета. Его композиторское наследие составляет свыше 100 симфоний, более 80 квартетов, более 50 сонат, написанных для клавира, более 30 опер, оратории и множество музыкальных произведений других жанров.

Гайдн появился на свет неподалеку от австрийской столицы Вены в селении Рорау в 1732 году. Его родители не были богатыми людьми, денег на образование детей у них не было. Между тем, семья была многодетной. Шутка ли? Семнадцать детей!!! Музыкальный талант Гайдн унаследовал от отца, который, не имея музыкального образования, прекрасно играл на арфе и пел. При этом отец совершенно не знал нот. Франц Гайдн, которого увлекали занятия музыкой, решил пойти певчим в церковный хор. Ему было тогда всего восемь лет.

Талантливого мальчишку заметили. Руководитель хора сказал родителям, что мальчика обязательно необходимо отправить в Вену, потому что у него хороший голос и выдающиеся музыкальные способности. Родители разрешили поездку, не подумав о том, что, когда у мальчишки начнет ломаться голос, он окажется совершенно никому не нужным и одиноким в большом городе. Так и произошло. Мальчика попросили уйти из церковной капеллы. Его просто выставили на улицу. Тем не менее, Гайдн стал выдающимся композитором. Он устроился на работу к композитору Николо Порпора. Работа была не связана с музыкой: Гайдн был прислугой, чистил одежду и обувь. За это старикан-композитор давал Гайдну полезные советы по музыке.

Способности и упорство принесли свои плоды. Гайдн в 1759 году стал капельмейстером у чешского графа Морцина, а позже у венгерского богача князя Эстергази. Работа капельмейстера заключалась не только в руководстве капеллой. В обязанности Гайдна входило обучение музыкантов. Гайдн должен был следить за сохранностью инвентаря капеллы, и при этом князь требовал от него сочинения симфоний, квартетов и опер. Сочинять музыкальные произведения приходилось за очень короткое время: Гайдну часто отводились для этого всего одни сутки. Так Гайдн работал в течение долгих тридцати лет. При этом все сочинения композитора были собственностью ненасытного князя Николая Эстергази Великолепного. После смерти князя правами на сочинения Гайдна стали обладать его наследники, которые в музыке ничего не понимали, но рукописи не отдавали, потеряв некоторые из них.

Но в такой работе капельмейстера для композитора были и свои положительные стороны: Гайдн постоянно прослушивал свои сочинения в исполнении вверенного ему оркестра и доводил их до соершниства. Гайдну дали прозвище «папаша». Так его называл даже великий Моцарт, считавший Гайдна своим наставником.

Гайдн был веселым, не унывающим человеком и большим шутником. И сочинял он такую же музыку: веселую, легкую, шутливую. Он даже сочинил симфонию для детских свистулек, барабана, трубы, треугола и трещоток. Но он был мастером и проникновенных лирических композиций. Как-то князь Эстергази осенью не покидал свой дворец. Гайдн дал удивительный концерт, который помог князю понять, что музыканты его капеллы нуждаются в отдыхе. Оркестр играл лирическую музыку. При этом музыканты в один момент начали по очереди вставать со своих мест, гасить свечи и уходить из зала. Князь был растроган. Он понял намек, и отпустил оркестр на отдых.

После смерти князя его наследник распустил музыкантов, но Гайдна попросил остаться, начислив ему пенсию. За этот период жизни композитор написал множество гениальных произведений. Среди них оратории «Сотворение мира», «Времена года». Гайдн дважды посетил Англию, где дирижировал оркестром, исполнявшим его произведения. На одном из таких концертов зрители встали со своих мест и подошли ближе к сцене, чтобы посмотреть на выдающегося австрийского композитора. И вдруг на то место, где они сидели, упала огромная тяжелая люстра. Зрители были спасены, благодаря гению Гайдна.

Прогуливаясь по Лондону, Гайдн зашел в магазин, где продавались ноты, и спросил торговца порекомендовать ему какие-нибудь хорошие музыкальные сочинения. Торговец, не знавший, что перед ним сам великий Гайдн, подал композитору его же сочинения. Гайдн сказал, что эти ноты ему не нужны и попросил что-нибудь другое. Продавец, разочаровавшись во вкусе покупателя, вообще отказался продавать ему ноты. Но когда знакомый назвал Гайдна по имени, продавец понял, что перед ним гений.

Истристория созданя детской симфонии гайдна

Ответ(ы):

Ответил Гость:

Композитор Иосиф Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии – а написал он больше ста – есть что-то неожиданное, интересное, смешное. То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы – симфонии эти так потом и называют: "Медведь", "Курица", то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей "Детской" симфонии. Одну его симфонию называют "Часы", другую – "Сюрприз" за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка. Все эти выдумки, все эти "сюрпризы" объяснялись не только веселым характером композитора. Тут были и другие, гораздо более важные причины. Гайдн начал писать музыку, когда произведения в форме симфонии только-только начали появляться. Вот почему этот замечательный немецкий композитор столько выдумывал, когда писал свою музыку, – он пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения. Нам теперь почти невозможно представить себе, что "отец симфонии", "великий Гайдн", как его называли уже при жизни, был всего-навсего придворным капельмейстером австро-венгерского князя Николо Эстергази. Трудно поверить, что композитору, которого знала вся Европа, концертов которого ждали в Париже и Лондоне, как праздника, этому самому композитору каждый раз приходилось спрашивать "у господина" разрешения на выезд из поместья Эстергази для устройства своих концертов. Князь любил музыку, но не настолько, чтобы отказаться от такого "выгодного" слуги. В контракте капельмейстера Гайдна были оговорены его многочисленные обязанности. В ведении Гайдна находилась домашняя капелла Эстергази – хор, солисты и оркестр. За все неполадки, за все ссоры и отступления от правил поведения слуг-музыкантов отвечал Гайдн. Он же отвечал и за качество исполнения музыки, так как был дирижером. Он должен был сочинять любую музыку по требованию князя, не имея никаких прав на собственные сочинения – они тоже принадлежали князю, как и сам Гайдн. И даже одеваться он не мог по своему желанию и вкусу. Форма одежды – от чулок до парика – была установлена князем. Тридцать лет прожил Гайдн у Эстергази и все тридцать лет оставался "крепостным слугой". Так называл себя он сам, таким считал его и князь Николо Эстергази. И все-таки композитор Гайдн был веселым человеком! Одна его симфония – "Прощальная" – кончается музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем веселой. Но именно об этой симфонии вспоминается, когда хочешь рассказать о Гайдне – жизнерадостном и добром человеке. Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их "папаша Гайдн" не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты, а потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться – работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. И Гайдн написал новую симфонию. Что это за музыка, князь не знал, а может быть, и не очень интересовался – в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только оркестранты вдруг проявили необыкновенное рвение к репетициям... Наступил день праздника. Князь заранее сообщил гостям о новой симфонии, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта. Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты... Вышел плотный, коренастый "папаша Гайдн" в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония зазвучала... Все с наслаждением слушают музыку – одна часть, другая... третья... наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть – пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии полагалось писать четыре части, и последняя, четвертая, должна быть самой живой, самой быстрой. Но музыка прекрасная,