«Доходное место»: анализ комедии, постановки. Богатый опыт бедного студента. Дипломная работа по пьесе А. Н. Островского "Доходное место" Анализ пьесы а островского доходное место

Урок по творчеству А.Н. Островского. А.Н. Островский. «Доходное место». Анализ конфликтных ситуаций в пьесе.

Цель урока:

    научить учащихся воспринимать и анализировать драматические произведения, выявлять противоречия и приемы их преодоления в сюжете литературного произведения;

    развивать интерес к исследовательской деятельности в ходе изучения литературного произведения;

    научить применять алгоритм решения противоречий в структурировании анализа драматического произведения;

    прививать любовь к изучению художественной литературы.

Задачи урока:

    Используя анализ внесистемных ресурсов, рассмотреть историю создания пьесы, смысл названия, значимые имена и фамилии героев пьесы.

    Научить учащихся рассматривать конфликт в драматическом произведение, используя методику ТРИЗ.

Оборудование: текст пьесы, таблица «Алгоритм решений противоречий».

Учащиеся побывали в «Чехов – центре» на премьере комедии в пяти действиях «Доходное место» А.Н. Островского.

Ход урока.

    Беседа. Вопросы к учащимся:

Ответы учащихся:

    Служба в московском Совестном (1843 -1845), а потом в Коммерческом (1845 – 1851) суде. «Не будь я в такой передряге, не написал бы «Доходного места». (А.Н. Островский).

    Кто стал прототипом Акима Акимыча Юсова? (Чиновник Замухрышкин).

    Кем служил Островский в суде? (Писарем. Поэтому хорошо знал дела, рассматриваемые в суде).

    Какое получил образование? (Два курса Московского университета).

Учащиеся говорят о христианском мировоззрении драматурга, о

событиях, связанных с его женитьбой. Эти все данные о писателе сыграли особую роль в создании пьесы «Доходное место».

    Сообщение учащихся об истории написания пьесы.

писал в дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». Л.Н. Толстой оценил появление пьесы так: «Комедия Островского, по-моему, есть лучшее его произведение, та же мрачная глубина, которая слышится в «Банкруте», после него в первый раз, после него в первый раз слышится тут о мире взяточников – чиновников».

19 сентября 1857 года пьеса была разрешена драматической цензурой. Однако, накануне премьеры, которая должна была состояться в Малом театре 20 декабря 1857 года, стало известно о запрещении пьесы. Только через шесть лет, в 1863 году 27 сентября, в присутствии автора пьеса была сыграна в Александринском театре. Пьеса была восторженна принята публикой. В Малом театре впервые была поставлена 14 октября 1863 года.

    Ученикам предлагается высказать мнение по поводу смысла названия пьесы «Доходное место».

    Словарная работа.

Учащиеся в словаре находят объяснение слов «столоначальник» -

чиновник, заведующий «столом», небольшим отделом канцелярии; «Коллежский асессор» - гражданский чин VIII класса, дававший право на потомственное дворянство.

    Знакомство с действующими лицами пьесы и объяснение их значимых имен и фамилий:

    Аристарх Владимирович Вышневский – Аристарх – от греческого «лучший начальник». Фамилия от слова «В вышних» - усиливает значимый смысл фамилии чиновника высокого ранга.

    Василий Николаевич Жадов (племянник) - фамилия образована от глагола «жадать» - страстно стремиться, жадно желать.

    Аким Акимыч Юсов (старый чиновник, служащий под начальством Вышневского. От буквы ЮС – исчезнувшей буквы церковно-славянской азбуки. «Юсами» называли старых подьячих, бумажных крючкотворов, знатоков судейских ловушек.

    Онисим Панфилыч Белогубов (молодой чиновник, подчиненный Юсову). Онисим (греческое) – «полезный», Панфил (греческое) – «общий друг». Белогубый – безбородый и безусый, у кого молоко на губах не обсохло.

    Фелисата Герасимовна Кукушкина (вдова коллежского асессора). Фелиста (латинское) – «счастливая», Герасим (греческое) – «почтенный», Кукушкина – фигурально: беззаботная мать, покидающая детей.

    Досужев – Досужий – умелый, хороший знаток своего дела. Досужливый – свободный от дел, обязательных занятий. Оба этих оттенка в фамилии.

    Мыкин (приятель, учитель Жадова) – «мыкать горе», «мыкаться по свету».

    Рассмотрим тематику произведения.

Учащиеся составляют системный оператор тематики и зачитывают

экран «подсистема»:

    показан мир чиновников-взяточников II половины XIX века, их отношение к нравственным ценностям;

    моральные ценности построения семьи;

    отношения в семье между мужем и женой, матерью и дочерьми;

    жить честно? или «практично»?

О каких «гражданских слезах» говорил А.Н. Островский, о

«мрачной глубине мира взяточников – чиновников» говорил Л.Н. Толстой, давая характеристику пьесе?

«Смеются над чиновником, который жил на одну зарплату и уважают взяточника» (Жадов). Итак, какой аспект темы преобладает? Показан мир чиновников – взяточников II половины XIX века. (Жить честно? или «практично»?). Учащиеся отмечают, что тема актуальна сегодня, в XXI веке, только называется «мир коррупции».

    Конфликт в драматическом произведении – это двигатель сюжета.

Для того, чтобы проанализировать конфликт пьесы, необходимо

использовать алгоритм решения противоречий – элемент системы ТРИЗ.

Первый шаг называется: фиксация проблемной ситуации.

Задание: Определите минимальное количество действующих лиц, образующих систему, в которой возникла проблема. Сколько таких систем в пьесе? Составьте композицию конфликтующих образов. Составьте композицию проблематики.

    Композиция образов

(система, в которой возникла проблема)

Аристарх Вышневский – Анна Павловна, его жена.

Досужев

Жадов - Вышневский

Полина - Юсов

Кукушкин

Белогубов - Жадов

Юсов – Мыкин

Вышневский –

Юлинька - Досужев

Кукушкина – Юлинька

Полина

семьи: Вышневский – жена

Жадов - Полина

антиподы: Белогубов - Юлинька

Кукушкина - коллекционный асессор Кукушкин

(жена)

Учащиеся по группам составляют, объясняя причины конфликтной ситуации в каждой группе (системе). Каждую систему можно рассматривать отдельно.

    Композиция проблематики (можно использовать цитаты).

Определяется центральная. Нравоописательная:

1. Жить с чистой совестью и испытывать презрение общества или «жить практически взяточником и иметь уважение в обществе.

2. Любовь, супружеская верность, гармония отношений или расчет, «любовь за дары…». «Сердце жаждет другой любви – деньги».

3. Отношение «матери и дочери»:

а) «Они у меня не так воспитаны, к работе не приучены». «Я их готовила замуж за благородных людей».

б) образованность или безграмотность, мещанство, вещизм (критерии Кукушкиной). «Что нужно для образованной женщины?»: «чтобы хорошо была одета»; «чтобы прислуга была»; «спокойствие, отдалена от всего по своему благородству». «В нас благородство врожденное».

4. Бессовестная лесть, чинопочитание, прислуживание или честное служение. «Приятное искательство к начальству». «Я вас боялся, а теперь презираю». «Вы завидуете людям с чистой совестью. Это не купите не за какие деньги».

Второй шаг:

Задача: составьте системный оператор для элементов одной из проблем и запишите выявленное противоречие. (Проблемы по одной распределены между учениками).

Пример СО по проблеме: любовь, супружеская верность, гармония.

НС

1. Благословение.

2. Душа.

3. Семья Жадова.

«Благословение потомства».

«Слава для избранных» (Жадов)

С

Любовь (в семье)

Функция: духовное единство

«Детей будем в строгих правилах воспитывать».

«Правила, которые они знают, лучше, честнее тех правил, которыми руководствуется общество» (Жадов)

ПС

    Потребность в общении.

    Альтруизм(жертвенность)

    Понимание друг друга.

    Сочувствие и сострадание.

    «Одна душа».

    «Потребность в защите».

В какой части подсистемы возникла проблема между Жадовым и Полиной? Учащиеся по парам составляют системный оператор проблем и находят задачу, основной конфликт, причину возникновения конфликта. Составляют противоречие по формуле:

«Если (внести изменения), то (что будет хорошо), но (что будет плохо).

Пример. Если не жить с чистой совестью , как живут все, то будет доход, уважение в обществе. («Взяточником быть выгоднее» (Юсов)), но жизнь будет безнравственна, грешна, будет мучить совесть, и, соответственно, ответишь перед Богом за все, что делаешь. («Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда» Жадов).

Третий шаг.

Идеальный конечный результат, по которому сверяется решение конфликта. Система сама хочет изменений.

«Слава для избранных» (Жадов).

«Взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» (Жадов).

«Я вас боялся, а теперь презираю» (Жадов).

Четвертый шаг.

Анализ ресурсов. Учащиеся определяют, что для решения проблемной ситуации: жить честно? или «практично»? автор использует внутрисистемные, надсистемные ресурсы и ресурсы времени. Жадов говорит: «Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать… Одного утешения буду просить я у Бога : я буду ждать того времени , когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». « Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда ».

Пятый шаг.

Составление противоречия. Душа человека (изменяемый элемент должна стремиться к святости, праведности (требование 1) для того, чтобы не распространялись и не росли ложь, зло, насилие, и должна признавать себя греховной (антитребование 1) для того, чтобы знать, от чего избавляться, с чем бороться всю жизнь.

Шестой шаг.

Решение противоречия. А. Н. Островский имел христианское мировоззрение, поэтому решение в пьесе выглядит так: нравственное совершенствование возможно только в союзе с Творцом, который является источником любви, гармонии, света, святости. Жадов говорит: «Однако утешения буду просить я у Бога…» «Борьба трудна и часть пагубна; но тем больше славы для избранных; на них благословение потомства; без них ложь, зло, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный…».

Учащиеся подводят итог: к сожалению, пока растут ложь и зло, и не выросло еще то поколение, которое будет бояться суда общественного… Нам остается только, кА Жадову, просит утешения у Бога и трудиться над своею душой, чтобы в ней не побеждало зло, ведь по словам Достоевского, в душе ежедневно идет борьба между Богом и сатаною, между добром и злом. А человек всегда стоит перед выбором: с кем быть?... Так стоял и Жадов в пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Домашнее задание.

Используя алгоритм решения противоречий, сделать анализ проблемной ситуации в семье (на примере семей, показанных Н.А. Островским в пьесах «Гроза» и «Доходное место». Сравнительный анализ).

Цитатный материал (по пьесе «Доходное место»).

    «В его лета любовь еще не покупают» (Анна Павловна).

    «Любить даром?» (Кукушкина).

    «Пилите мужа» (Кукушкина).

    «У всех принято жить в роскоши» (Юлинька).

    «Все решительно холодны к мужьям» (Кукушкина).

    «У вас есть знакомые купцы, чтобы дарили материал на платья?» (Полина).

    «За глупость Бог счастье дал» (Полина).

«Доходное место» — комедия А.Н. Островского. Написана в октябре-декабре 1856 г. Первая публикация: журнал «Русская беседа» (1857 г., т.1, кн.5).

«Доходное место»: анализ комедии

Формирование гражданского обществахарактерная черта социальной жизни России в эпоху «либеральных реформ». Островский отразил ее в своей первой «общественной» комедии, предварившей время перемен. В «Доходном месте» предметом художественного исследования драматурга явилось общество как социальное новообразование. Действующие лица со вкусом произносили новые, только что вошедшие в быт, слова и выражения: «Человек создан для общества...»; «член общества, все уважают...»; «в обществе заметно распространяется роскошь...»; «общественное мнение...»; «общественные предрассудки...»; «общественные пороки...»; «наперекор устаревшим общественным привычкам и условиям...».

Актуальность и злободневность пьесы «Доходное место» вызвала острую полемику, преимущественно связанную с образом главного героя Жадова. В нем видели нового Чацкого, обличителя взяточничества и лихоимства, и сожалели о его нравственном падении. Его рефлексию сравнивали с гамлетовской. Над ним иронизировали: «Служит он дурно, женится глупо и, наконец — о, ужас! идет просить доходного места малодушно». Жадова ругали за отсутствие «вкуса, такта и знания людей». Его упрекали за публицистические тирады и «книжный язык». Героя комедии осуждали, как живого человека, за то, что он «не герой» а «обыкновенный слабый человек». Предпочтительный интерес и похвалы вызвало изображение чиновничества: не через внешнюю служебную деятельность, а изнутри — через семейные отношения. Лицо «идеолога» чиновничьего общества Юсова Л.Н. Толстой назвал «безукоризненным». Доминировала в обсуждении тема взяток и взяточничества как коренного российского зла.

В основу комедии легли впечатления молодого Островского, полученные за время службы писцом в Московском Совестном суде. Лично пережитое слышится в суждениях молодого адвоката Досужева («Много надо силы душевной, чтобы с них взяток не брать. Над честным чиновником они сами же смеяться будут»); в откровениях бедного учителя Мыкина («Мы работники. Уж служить, так служить; для себя пожить после успеем, коли придется».); в отчаянии Жадова («Мне тяжело! Не знаю, вынесу ли я! Кругом разврат, сил мало! Зачем же нас учили!..»).

Воззрения общества на брак, на службу, на гражданские добродетели пародийно отражаются в речах Кукушкиной и ее дочерей; уровень общественной нравственности раскрывается в отношениях четы Вышневских; философия службы — в разговорах чиновников, обмывающих первую крупную взятку сослуживца; правила «грамотного» общественного поведения — в суждениях Юсова. За всеми ними — сложившийся порочный, общепринятый «порядок вещей», освященный силой обычая. О нем-то Жадов и «не имеет никакого понятия».

Жадов — человек «книжный». Его общественные воззрения сложились под воздействием речей, услышанных «с пастырских и профессорских кафедр» и идей, вычитанных «в лучших литературных произведениях наших и иностранных». Пылкость обличений Жадова говорит о его восприимчивости к добру, но недорого стоит, с точки зрения Островского. То, что не прошло через сердце, не может стать прочным нравственным стержнем личности: «Это — мишура; тряхнули, всё и осыпалось». Вчерашний выпускник университета, Жадов должен выстрадать усвоенные благородные идеи, чтобы они обрели свою подлинную цену и ценность.

Островский ведет своего героя путем страдания — и не через какие-то особо тяжкие испытания, а через мелкие уколы и покусывания окружающих, насмешки сослуживцев, слезы и капризы жены, пошлые наставления тещи, оскорбительное сочувствие новообретенных родственников, желающих «благодетельствовать» ему. Мелочность и незначительность обыденного жизненного тягла становится главным испытанием для героя. Некрасивость, неэффективность, неромантичность его страдания принципиально важна для драматурга. «Благородная бедность хороша только на театре. А попробуй-ка перенести ее в жизни...». Островский «на театре» показывает «как в жизни», считая, что современный театр — «ничто иное, как драматизированная жизнь». Противостояние «обыкновенного слабого человека» сплоченному «невежественному большинству», по замечанию Л.Н. Толстого, таит в себе «мрачную глубину».

Показывая беспочвенность романтических порывов, бессильных преодолеть тяжкую инерцию российской действительности, А.Н. Островский своей первой общественной комедией предупреждает о трудностях грядущей эпохи общественных перемен. Корень проблем он видит не в шумихе вокруг отдельных злоупотреблений (она лишь способ борьбы за «доходные места», как проницательно замечает Вышневский в монологе о «врагах»), а в необходимости нравственного самоопределения личности и мужественного противостояния законам быта и обычая.

Постановки

Назначенный на 20 декабря 1857 г. спектакль «Доходное место» в Малом театре был запрещен к показу, несмотря на отпечатанные афиши и распроданные билеты. Провинциальные антрепризы Казани и Оренбурга успели показать комедию зрителю, но дальнейшие представления цензура запретила. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 27 сентября 1863 г., в Малом театре — 14 октября 1863 г. Классический образ Жадова создал артист Малого театра С.В. Шумский. Наиболее значительные постановки в дальнейшем осуществили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (1923 г., театр Революции, Москва), Н.О. Волконский (1929 г., Малый театр), М.А. Захаров (1968 г., театр Сатиры, Москва).

В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица пьесы - чиновники разных рангов, от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников, прислуживающих старому служаке Юсову, секретарю Вышневского.
Комедия появилась в печати в 1857 году, когда уже стали обозначаться контуры «новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи». В этот период определяется принципиальное отличие между либеральным и революционно-демократическим направлениями в литературе, к этому времени драматург сближается с революционными демократами, печатается в «Современнике», их печатном органе.
В комедии «Доходное место» с замечательной художественной силой драматургом разоблачено чиновничье «темное царство». Это одно из самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром «Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке.
Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не написать бы мне «Доходного места».
Вопреки либералам, полагавшим, что все недочеты в деятельности бюрократической машины царской России являются следствием испорченности отдельных людей, Островский в своей комедии вскрывает социальные корни взяточничества и самодурства в чиновничьей среде. Он не просто описывает темный мир чиновничества, живущего доходами с «кривосудия и всяческой неправды», творимой им в судах и других казенных заведениях,- драматург обличает само мировоззрение этих взяточников и самодуров.
Характеризуя в статье «Темное царство» самодурство в чиновничьем мире, Добролюбов писал: «В сфере чиновнической оно еще гаже и возмутительнее, чем в купеческой, потому что здесь дело постоянно идет об общих интересах и прикрывается именем права и закона... Законов никаких никто не признает, честности никто в толк взять не может, ума не определяют иначе, как способностью нажиться, главною добродетелью признают смирение пред волею старших».
Старый чиновник Юсов - самая яркая фигура в комедии по живописности изображения и по обличительной силе. Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже похваляется тем, что любит «выводить в люди» молодежь без роду, без племени, и действительно «выводит» малограмотного чиновника Белогу-бова, но делает это не по доброте душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным, Юсов обеспечивает себе послушных пособников.
Он убежденный взяточник. Торговля законом - для него жизненное правило, навеки установленное на благо чиновников, больших и малых. Чиновник, не берущий взяток и проповедующий обязательность честности, для Юсова - враг и вольнодумец. Юсов не скрывает, что берет взятки, как не скрывает своих поступков человек, считающий, что ни в чем не выходит за рамки нравственного порядка и государственного закона.
Таких же убеждений держится и генерал Вышневский, и молодой чиновник Белогубов, и вдова-чиновница Кукушкина, и ее дочь Юлинька. Они все не случайные люди, а типичные представители царской бюрократии.
В глазах Островского, как указывал Чернышевский, взяточничество «не произвольное преступление нескольких дурных людей, а старый обычай, тесно связанный со многими другими обычаями, столь же важными и вредными, со многими коренными понятиями о жизни».
Юсов возмущен критикой в адрес начальства: «Кабы Аристарх Владимирыч при его уме да знал законы и все порядки так, как его предшественник, ну, и конец... конец... и разговаривать нечего. Поезжай за ним, как по железной дороге. Так ухватились за него, да и ступай. И чины, и ордена, и всякие угодья, и дома, и деревни с пустошами. Дух захватывает!»
Всей сплоченной касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов - молодой человек с университетским образованием. Чувство глубокого негодования вызы-
вает у Жадова неправда, с какой он сталкивается в своей практической деятельности. «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека и думал, что мои слова произведут на них действие». Но у Жадова не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлением семейных обстоятельств он идет, в конце концов, просить доходного места у своего дядюшки Вышневского.
Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и представитель демократической среды. Какова бы ни была его личная слабость, за ним - сила новой общественной мысли. «...Всегда были и будут слабые люди. Вот вам доказательств - я сам»,- говорит Жадов Вышневскому, но тут же указывает старому генералу-взяточнику на людей нового, демократического лагеря: «...слышатся энергичные возгласы против общественного зла... начинает создаваться общественное мнение... в юношах воспитывается чувство долга, чувство справедливости, и оно растет, растет и приносит плоды. Не увидите вы, так мы увидим...»
Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед бюрократической средой, его бездейственности, хотя в уста героя писатель вкладывает много своих мыслей. Как писал Добролюбов, Островский, «без сомнения, сочувствовал тем прекрасным вещам, которые говорит Жадов; но в то же время он умел почувствовать, что заставить Жадова делать все эти прекрасные вещи - значило бы исказить настоящую русскую действительность».
В финале комедии Островский с исключительным мастерством изображает поведение Юсова и Вышневского. «...Юсов,- пишет Добролюбов,- узнав, что все ведомство Вышневского отдано под суд, выражает искреннее убеждение, что это по грехам нашим - наказание за гордость...» Вышневский то же самое объясняет, только несколько рациональнее: «Моя быстрая карьера и заметное обогащение - вооружили против меня сильных людей...» И, сходясь в этом объяснении, оба администратора остаются затем совершенно спокойны совестию относительно законности своих действий... Да и отчего бы не быть им спокойными, когда их деятельность, равно как и все их понятия и стремления, так гармонируют с общим ходом дел и устройством «темного царства»?
Комедия «Доходное место» возбудила ненависть взяточников, крепостников и получила высокое признание со стороны лучших людей своего времени. И сейчас «Доходное место» не сходит со сцен лучших театров, продолжая бороться с темными сторонами жизни, обличая пороки, утверждая истинное благородство.

1. История создания произведения.

Когда Александр Николаевич Островский работал в Московском, а затем в Коммерческом суде писарем, у него возникает замысел «Доходного места». Писатель признавался, что он бы не написал свою комедию, если бы не был «в такой передряге». Так, биографические сведения и впечатления писателя, который знал подробности многих судебных дел, становятся основой произведения «Доходное место», в котором отражаются личная позиция автора и его собственное «я».

8 ноября 1856 года А.Н. Островский начинает работу над комедией. Создавая ее, писатель делал пометки в своем дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». «Доходное место» было завершено 20 декабря того же года. Пьеса была впервые опубликована в 1857 году в журнале «Русская беседа». В декабре того же года комедия должна была быть поставлена в Малом театре, однако пьеса становится под запретом. Лишь в 1863 году ее разрешили поставить на сцене. «Доходное место» было принято публикой сначала в Александрийском театре, а затем в Малом театре.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении произведение А.Н. Островского «Доходное место» относят к комедии.

3. Название произведения и его смысл.

Доходное место – это место, которое получает Белогубов в произведении. Впервые – в четвертом действии – эту фразу в произведении произносит жена главного героя. Оно синонимично с понятием «тепленького местечка», что уже говорит о проблематике произведения.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

По родовым канонам повествование ведется от третьего лица.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

А.Н. Островский в своей комедии «Доходное место» поднимает социальные проблемы. В центре его внимания оказывается общество, которое стояло на пути к переменам. Писатель показывает чиновничий мир, который отличается порочностью и грешностью.

С социальной проблематикой тесно переплетена и нравственная. А.Н. Островский показывает нравственные ценности людей, их отношение к семье, к морали, к честности. Автор поднимает проблему становления личности, проблему поиска смысла жизни. Писатель показывает, что общественное зло только набирает обороты. С этим связаны и тема бедности народа и несправедливости власти, проблема неравного брака.

А.Н. Островский призывает бороться с порочным обществом, идти на бунт против него.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основу сюжета «Доходного места» легли события времен правления Александра II. Местом действия становится Москва.

В центре повествования – судьба молодого человека, который не хочет идти на поводу у общества. Жадов готов жить бедно, но свободно от общественных принципов и правил. А.Н. Островский показывает влияние окружающих людей на мировоззрение главного героя, который, слушая свою жену, идет просить «доходное место». Однако нравственность героя возобладает над желаниями других людей, и Жадов остается верен своим взглядам на жизнь.

Конфликт произведения, который является своеобразным двигателем сюжета, заключается в размышлениях о том, как жить: по совести или по корысти.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем комедии «Доходное место» является Жадов. Вокруг этого образа было множество споров о том, кто же он на самом деле.

Это человек, который обличает человеческие пороки, поэтому его часто сравнивают с грибоедовским героем – Чацким.

А.Н. Островский проводит своего персонажа через испытания и страдания. Жадов оказывается под влиянием и воздействием общества, которое давит на него. Особую роль выполняет жена главного героя, которая должна бы поддерживать своего мужа, однако она подталкивает Жадова на подлые принципы, характерные для всего общества. Окружающие люди подталкивают главного героя к обыденной для них жизни, не понимая, что она далека от идеала.

8. Композиция произведения.

Композиционно пьеса «Доходное место» делится на 5 действий. События всего произведения строятся на основе конфликтов между персонажами и их мировоззрениями.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным художественным приемом, которым пользуется А.Н. Островский во многих своих пьесах, является наличие говорящих фамилий. «Жадов» образовано от «жадать» - жадно к чему-то стремиться.

Отличительной особенностью является яркий язык произведения. Помимо диалогов, присутствуют и повествовательные предложения, которые являются приемом бытописания.

А.Н. Островский также использует сатирические приемы: ирония, юмор, сарказм. Они передают основную идею пьесы.

10. Отзыв о произведении.

«Доходное место» - произведение великого писателя, которое раскрывает конфликт между обществом и отдельной личностью, показывая несовершенство социума.