Древнегреческая гетера 4. Кто такие гетеры в греческой мифологии и в современном мире? Жрицы свободной любви

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со ш..хой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

О том, кто такие гетеры, большинство из нас имеет весьма относительное представление. В Древней Греции так называли свободных незамужних женщин, зарабатывавших себе на жизнь, занимаясь любовью с мужчинами. Но от обычных проституток они отличались очень и очень сильно.

Жрицы свободной любви

Гетеры, как правило, были умны и достаточно образованны, умели держать себя в обществе. Их благосклонности порой добивались самые высокопоставленные представители сильного пола. Они нередко становились музами для поэтов, певцов, художников… При этом гетера сама выбирала себе любовников и могла отказать претенденту на свое тело, если он пришелся ей не по душе.

В Афинах даже была специальная доска - Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свиданиях. Если гетера соглашалась, она подписывала под этими строками час свидания. Но могла и не согласиться.

Некоторые греческие гетеры были очень знамениты, вхожи в высшие общественные круги, и иметь отношения с ними почиталось за честь. Имена их сохранила история.

Именно эта афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, послужила моделью для «Афродиты Книдской» и «Афродиты Косской», вышедших из-под резца древнегреческого скульптора Праксителя.

О Фрине известно, что она родилась в небольшом городке Феспии. Родители дали ей имя Мнесарета - «Помнящая о добродетелях». Прозвищем же Фрина девушку, вероятно, наградили, когда она занялась любовным ремеслом. Кстати, в переводе с древнегреческого это слово означало «жаба». По одной из версий, гетеру прозвали так из-за желтоватого оттенка кожи, по другой - она сама присвоила себе это имя, так как верила, что оно защитит ее от злых духов.

Любопытно, что в отличие от своих товарок по ремеслу, Фрина вела довольно скромный образ жизни. Она почти не использовала косметики, избегала посещения общественных купален, увеселительных заведений и публичных сборищ. [С-BLOCK]

Что же касается интимных услуг, то тут такса Фрины зависела от ее отношения к клиенту. Ей было все равно, богат он или беден. Например, с царя Лидии, который ей не понравился, она запросила столько, что впоследствии он был вынужден повысить налоги, чтобы восстановить казну. Зато знаменитому философу Диогену Лаэртскому, чей ум ее восхищал, гетера позволила пользоваться своими ласками бесплатно.

Единственным, кто так и остался равнодушен к ее чарам, оказался еще один философ - Ксенократ. Фрина заключила с Диогеном пари, что соблазнит его. Но это ей так и не удалось. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», - заявила гетера, поняв, что пари проиграно.

Как и многие товарки по ремеслу, Фрина подрабатывала натурщицей. Дело в том, что «приличные женщины» вряд ли согласились бы позировать обнаженными. Поэтому художники часто обращались к услугам гетер. Для живописца Апеллеса, написавшего с нее «Афродиту Анадиомену» для храма Асклета, Фрина стала не только натурщицей, но и возлюбленной. Но еще больше ее прославили шедевры Праксителя. [С-BLOCK]

Как-то один из отвергнутых Фриной поклонников, оратор Евфий, попытался обвинить гетеру в безбожии. Он заявил, что недопустимо для продажной женщины изображать богиню. Фрине пришлось предстать перед судом. Ее защищал знаменитый оратор Гипперид, но, хотя произнесенная им речь была блестящей, она не произвела на судей особого впечатления. Тогда Гипперид прямо перед публикой сорвал с обвиняемой одежды. Все увидели, сколь прекрасно и совершенно ее тело, и Фрину оправдали…

Фрина была довольно тщеславна. В 336 году стены города Фивы были разрушены войском Александра Македонского . Тогда Фрина, сколотившая к тому времени немалое состояние за счет своих богатых и влиятельных любовников, предложила дать деньги на восстановление. Но не просто так, а с условием. Мол, пусть горожане установят на воротах памятную доску со следующей надписью: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Увы, власти Фив ответили отказом. Зато Пракситель изваял из золота статую гетеры, которая впоследствии была установлена в Дельфийском храме. Надпись на пьедестале гласила: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».

Клепсидра

По-настоящему эту гетеру звали Метихой. Прозвищем Клепсидра ее, по преданию, наградили подруги. Оно означало «водные часы». Гетера заслужила его своей привычкой отсчитывать время, которое проводила с клиентами, по водяным часам.

Клепсидра прославилась тем, что стала героиней одной из комедий Евбула. Однако текст пьесы до наших дней не сохранился.

Таис Афинская

Таис Афинская российскому читателю известна в основном по одноименному роману Ивана Ефремова . Она обладала редкой красотой и нередко в обнаженном виде позировала художникам, в том числе и уже упомянутому Апеллесу. Таис считали главной соперницей Фрины.

Имя Таис (Таиды) упоминается во многих античных источниках. Известно, что она одно время была возлюбленной самого Александра Македонского, сопровождала его в военных походах и даже имела некоторое влияние на государственные дела. В 331 году до нашей эры после сражения при Гавгамелах царь устроил в захваченном Персеполе пир с участием гетер. Как пишет Плутарх, среди них «…особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея». [С-BLOCK]

Античные историки Плутарх, Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф считают, что именно Таис на том самом пиру предложила сжечь дворец Ксеркса в Персеполе, желая отомстить персам за сожжение родных Афин летом 480 года до нашей эры.

Птолемей, один из друзей и полководцев Александра, сделал Таис своей возлюбленной, а затем и женой. После того как ее супруг стал царем Египта под именем Птолемея I Сотера, она получила титул царицы. Правда, у Птолемея были и другие жены. Таис родила ему сына Леонтиска и дочь Ирану, которая впоследствии вышла замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Между прочим, в честь Таис Афинской был назван астероид 1236, открытый 6 ноября 1931 года советским астрономом Григорием Неуйминым.

Слово «ГЕТЕРА» - hetaira - в Древней Греции означало «подруга, спутница».
Таковыми и были для греческих мужчин эти женщины - для тех, разумеется, кто мог себе эту роскошь позволить.

«Эротическая составляющая» в случае гетер играла, конечно, существенную роль, но всё же была второстепенной. Интеллектуальное и эстетическое общение с ними ценилось гораздо выше, нежели просто постель.

В случае же, когда речь шла только о плотском удовлетворении, к услугам афинян были куда более дешевые флейтистки, танцовщицы. Но несмотря на то, что и гетеры так же могли и танцевать, и играть на музыкальных инструментах (они этому специально учились), больше всего они ценились за умение вести беседу - причём, часто на серьезные, философские темы, за широту интересов и взглядов, порождающих именно ту их внутреннюю свободу, которая разительно отличала гетер от ограниченных афинских жён и вульгарных проституток; за их живой и проницательный ум. Вот что в первую очередь привлекало и тянуло к ним мужчин, как магнитом!

И потому мужчины не жалели для завоевания их сердец ни огромных денег, ни дорогих подарков. Предназначение гетер быть подругоми и достойными собеседницами выдающихся умов и деятелей того времени поставило их в общественной иерархии намного выше обычных женщин.

Благодаря именно своему высокому социальному статусу, гетеры могли вращаться в высших, аристократических кругах того времени. А потому многие из них играли значительную роль в общественной жизни и могли оказывать влияние на выдающихся людей.

Все гетеры были образованными, незамужними женщинами, ведущими независимый и свободный образ жизни. Благодаря знатным и богатым покровителям, жили они безбедно, и даже роскошно. Имея свои собственные дома с прислугой и всем необходимым, они могли позволить себе «открывать», как это было заведено в России и Франции 18-19 века, свои собственные «модные салоны», где собиралась знать и знаменитости.

Благосклонности гетер добивались поэты, скульпторы, выдающиеся древнегреческие политические деятели. Поскольку удел малообразованных законных жён греков заключался в основном лишь в ведении хозяйства и воспитании детей, то конечно же, они не могли конкурировать с талантливыми и артистичными красавицами - «подругами» и «спутницами», знавшими литературу и искусства, и удовлетворявших в первую очередь эстетические, а уж затем только плотские потребности мужчин.

Знаменитый древнегреческий политический деятель и оратор Демосфен говорил, что «уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех, и гетеру - для душевного комфорта».

Внимания этих очаровательных и умных «супер - мега - секси», знаменитые мужи добивались порой подолгу, далеко не сразу получая согласие. Чаровница могла даже отказаться от общения, а тем более от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

Свои предложения о свиданиях поклонники могли выражать как в устной, так и письменной форме. Они могли написать их даже на специальной доске (а по некоторым сведениям - на стене), выставленной для таких целей в центре Афин.
В случае согласия, прелестница подписывала под предложением день, час и место встречи.

Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

В переводе с древнегреческого языка слово «гетера» означает «подруга». Гетеры находились на содержании у богатых покровителей. В этом ли вся независимость? А как же этим женщинам удавалось собрать вокруг себя таких влиятельных людей, быть участниками обсуждений общественной жизни не только какого-либо полиса, но и страны в целом? Все исключительно благодаря их уму, образованности и сообразительности.

Чтобы получить благосклонность таких женщин, нужно было платить немалые деньги. Историки выявили случаи, когда мужчины высекали на каменных плитах цены, предлагаемые гетерам за их общество. Впрочем, не стоит думать о том, что гетеры были банальными проститутками. Считается, что назвать их женщинами легкого поведения нельзя. Они отдавались только тем, с кем их связывали любовные чувства. И еще один довод в пользу того, что гетер не назовешь представительницами первой древнейшей профессии, что параллельно с ними «трудились» действительно проститутки, в том самом понимании, котором привыкли это знать современные люди.

О них слагали стихи поэты

Демосфен - древнегреческий оратор любил говаривать, что грекам-мужчинам надобно иметь сразу 3 женщин. Одна из них продолжательница рода и являлась официальной женой. Другая - рабыня для утех в постели. Третья - гетера. Вот в ней мыслитель видел достижение душевного комфорта.

Гетерам не воспрещалось замужество. Так, у Перикла была жена из ряда гетер. Ее звали Аспасия. Эта очень умная женщина блистала красотой, была образована. По заявлениям некоторых историков, гетеры «рождались» по велению хозяек рабыгь. Девушек обучали и отпускали на волю, либо сразу отдавали достойному покровителю.

Культ гетер связывали с самой Афродитой. Историки и грековеды находят в источниках памятниках, датированных многими веками до н.э., упоминания об этих женщинах. Жили они еще во времена Солона. В Афины проникнуть им довелось довольно просто. Для этого им понадобилось применить немного ума, тонкостей общения с величайшими мужами. Так они быстро достигли и политического влияния. Их чествовали, создавали изваяния, им посвящали стихи и целые поэмы.

Среди имен наиболее известных гетер: Миррина, Леена, Аспасия , Ламия, Лайда, Фаида, Фрина, Фаргелия. Впрочем, были в рядах «почитателей» гетер и те, что называли их простыми шлюхами. Но историки, все же, говорят об обратном. Это образованные, начитанные и даже прогрессивные женщины своего времени.

Кстати, гетеры выгодно отличались от жен. Те, как только попадали под покровительство мужей, становились, можно сказать, затворницами. Они вели домашнее хозяйство, рожали и следили за детьми. Гетеры же оставались свободными. Эти женщины вели активную общественную жизнь, и их нельзя было назвать затворницами, даже несмотря на усиленное покровительство со стороны влиятельных государственных мужей.

Гетеры прекрасно разбирались в философии, художественном искусстве, музыке, литературе. Они вели диалоги о «высоком», при этом в интеллектуальном развитии не уступали мужчинам, а во многом даже превосходили их.

Почему их нельзя назвать проститутками?

Все очень просто. Проститутки древней Греции, как и в нашем стандартном, современном понимании, исполняли лишь роль удовлетворения физиологических потребностей мужчин. От них не требовалось ведения «высоких» бесед об искусствах, ремеслах, культуре разных стран или и вовсе философствовать.

Гетеры были намного интеллектуальнее проституток и выполняли скорее роль собеседниц, нежели утешительниц в физиологическом плане. В социальной лестнице они стояли выше стандартных шлюх на несколько ступенек. Кстати, гетеры пользовались в обществе намного большим уважением, чем проститутки. Что стоит даже то, что с гетерами часто советовались великие деятели политики, философии, литературного дела.

Гетеры могли отказывать тем, кто им не по нраву, но были верными своим возлюбленным, оставаясь постоянно с ними рядом. Гетеры легко писали речи политикам для их выступлений. Кстати, и себе тоже гетеры создавали речи. К примеру, Византийская императрица Феодора в молодости была гетерой. Да и подруга Македонского известна своей необычной красотой и блестящим умом. Догадаться несложно. И она была гетерой. Таис Афинская после смерти Александра Македонского вышла замуж за царя Египта Птолемея Первого.

Фрина - наиболее известная афинская гетера была очень красивой и стала даже моделью для скульптора, создающего статую Афродиты. За это общественность Фрину возненавидела и даже обвинила в противоправных действиях. Гетера предстала перед судом, но была оправдана. Почему? Просто обнажилась перед главным судьей.

Кстати, Фрина назначила цену за свои услуги царю Лидии. Гонорар оказался столь весомым, что в стране пришлось значительно поднять налоги. Иначе бюджету было не вытянуть основных нужд населения. А вот Диоген, умом которого Фрина восхищалась, был удостоен чести пользоваться услугами гетеры абсолютно бесплатно.

Кстати, историки не советуют судить о деятельности гетер только лишь по вышеназванным особам. В Античной Греции к возможности «купить» любовь относились весьма снисходительно и потворствуя данным фактам. Гетеры часто оказывали услуги интимного характера. При этом они были служительницами известных храмов: Афродиты, Венеры

Гетеры процветали не во все времена

В эпоху Античности у умных и образованных дам, которые по желанию оказывали интимные услуги, были ярые противники. Они состояли в философской школе Киников. Представители этого сообщества считали гетер распущенными, а также приверженками получения выгод ради выгод. Фрину осудили за позирование, а памятник Афродите, созданный по ее образу, именовали позорищем, высмеивали.

Противником гетер был и Диоген. Он часто вступал в диалоги с философами иных школ и учений и не переставал ругать их за связи с гетерами, именуя их шлюхами. И еще он утверждал, что этими женщинами пользуются. В прямом и переносном смыслах.

Гетерам приписывали не только исключительно женственные, любовные качества, ум и рассудительность, но и смелость, отвагу, умение дерзить, гордость, озорство и даже некоторую непокорность и отчаяние.

Плутарх писал в воспоминаниях о деве по имени Таис, подруге Македонского. В период пиршества во дворце, девушка вела себя довольно развязно и дерзко. В то же время казалась хитрой и изворотливой, довольно умной. Александра она умудрялась и прославлять, и подшучивала над ним, причем весьма колко. Все смеялись, а некоторые даже гомерически хохотали.

В отместку царю Ксероксу, Таис, когда все гости, да и она сама, уже изрядно захмелели, предложила сжечь дворец. Причем сделать она вызвалась все собственноручно. «Так персам отомстили за Грецию», - писал Плутарх. При этом вид Таис имела весьма воинственный. Во время своей речи то и дело трясла, находившимся в ее руке, факелом. Еще через миг дворец персов пылал.

Считается, что своими поступками гетеры могли вдохновлять воинов и великих политиков на разнообразные «подвиги». Впрочем, не всегда они имели разрушительные цели. Феодора - императрица Византии, в прошлом гетера, была настолько мудра, что лишь созидала. Один раз она бросила королю Болгарии такую фразу, которая потворствовала предотвращению военизированного конфликта и предотвратила разрушение государства.

Так вот, ей достаточно было всего лишь сказать: «Если ты победишь, все заговорят о победе над слабой женщиной, а если поражение потерпишь ты, то люди скажут, что женщина победила тебя!». Так король понял, что любой исход нападения губителен и является заведомым проигрышем. Король тогда заявил, что Феодора славится не силой, в непосредственном понимании, а силой ума и мудростью.

Гетерам, очень умным и начитанным, удавалось не только блистать собственной красотой и смекалкой. Показывая свою женскую слабость и в силу своей мудрости, они делали так, что мужчины казались умнее. «Пусть мужчина сильный и могущественный и с успехом это демонстрирует перед всеми, а я не побоюсь показаться немного глупее, в то время как на самом деле все наоборот», - думали многие гетеры и за счет этого много выигрывали.

Кстати, греческих гетер часто сравнивают с японскими гейшами. Без них избранникам было скучновато проводить свои вечера и ночи. В то время как беседы с гетерами были весьма занимательными и увлекательными. Гетеры прекрасно умели не только говорить, но и слушать своих покровителей. И эта немаловажная особенность делала их в глаза избранников еще ярче, красивее, умнее.

Что может быть мудрее, чем согласиться в споре с мнением оппонента, но в тайне остаться при своем? Доброжелательность, простота в общении, совершенное владение искусством любовных утех. Все это делало гетер незаменимыми подругами и музами.

    Экскурсии на греческие виноградники и винодельни

    Общественный транспорт в Греции

    По приезду в Грецию многие россияне сталкиваются с проблемой правильного использования общественного транспорта для своих целей. В кратком обзоре мы представим вам городской транспорт Греции, расскажем об особенностях его использования с целью изучении достопримечательностей страны и недорогого путешествия.

    Недвижимость. Салоники

    В Греции есть всё. Например, прекрасный город Салоники, названный в честь не менее прекрасной сводной сестры Александра Македонского - Фессалоники ещё в 315 году до н.э.. Он, действительно, красивый этот исторический и культурный центр Греции, что подтвердила организация ЮНЕСКО, сделав его городом Всемирного наследия.

    Города в Греции - экскурсии в Салоники

    Салоники – древнейший город Греции и второй по численности населения, который расположился на берегу потрясающего залива. Город является торговым, административным и культурным местом Северной Греции. Можно сказать, что Салоники - это прямой конкурент Афинам, ведь не зря этот город прозвали второй столицей. Город обладает прекрасными качествами, и одна из них – первоклассные курорты и экскурсии в Салоники, на которые приезжают отдохнуть люди со всей планеты.