Джазмены из гарлема полюбили водку. Релизы Грегори портер почему носит шапку

«Голос Портера это чудо: теплый, убедительный тенор с точными, безупречными интонациями полностью соответствует оригиналам, чтобы – как всякий хороший джаз – погрузиться в ощущение бесконечного знакомства», – так характеризует вокал Грегори Портера BBC Review (2012). Его фирменный стиль легко узнаваем: классический элегантный костюм в сопровождении неизменной шапки и шарфа, плотно обмотанного вокруг шеи. Его бархатный, афро-американский баритон превосходно сочетается с особой манерой исполнения - искушенному слушателю предлагается искристый коктейль из джаза, фанка, r&b, блюза и госпела. Портер не устает поражать своим артистизмом и сценическим обаянием. В нем удивительным образом сочетаются отточенный профессионализм певца, превосходно владеющего голосом и вызывающего бурный восторг аудитории своими непредсказуемыми импровизациям, и яркий талант шоумена, умеющего легко и изысканно преподать публике «науку джаза». Любитель преферанса и японской кухни, харизматичный чернокожий красавец - Грегори Портер живет музыкой и старается заразить этой страстью своих слушателей. «Джаз невероятно многогранен! Это не только превосходная музыка о любви, но часто форма протеста, в которой удивительным образом смешаны красота и нелепость, удовольствие и трагедия…», – говорит Грегори Портер.
По-настоящему «музыка заговорила с ним», по признанию самого Грегори, когда он впервые услышал игру легендарного джазового пианиста и вокалиста Нет Кинг Кола. Под впечатлением услышанного пятилетний Портер спел и записал известный шлягер своего кумира “Once Upon A Time, I Had A Dreamboat”. В студенческие годы Грегори начал петь джаз в небольших клубах, совмещая это с игрой полузащитником в футбольной команде Университета Сан Диего. Но, получив травму плеча, оставил спорт и с тех пор полностью посвятил себя музыке. Стремительный взлет нью-йоркского джаз-вокалиста Грегори Портера начался с его дебютного альбома Water, выпущенного в 2010 на студии Moteha Music, и номинированного как Best Jazz Vocal album на 53-й ежегодной Grammy Awards. Water в течение нескольких недель входил в топовую «десятку» лучших джазовых альбомов Америки, а также лидировал в британских чартах iTunes и Amazon. Второй релиз Портера «Be Good» был представлен вниманию широкой публики 14 февраля 2012-го, и получил одобрение критиков (Премия Гремми 2011 в номинации «Лучший джазовый вокал») и феноменальный успех у джазовых слушателей.
Успешна также и актерская карьера певца. На сегодняшний день Грегори Портер участвует в оригинальном актерском составе Бродвейского Мюзикла “Ничего, кроме блюза” («It Aint Nothin But the Blues”), за роль в котором он четырехкратно выдвигался на соискание театральной премии Tony Award Best Musical. Постоянный участник известных американских теле-шоу и многочисленных фестивалей, Грегори Портер на одной сцене всегда только с самыми лучшими музыкантами. Так, например с 2006 он регулярно выступает с лидерами современного джаза Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis) и Джазз Оркестром Линкольн Центр (Lincoln Center Jazz Orchestra) – самого большого концертного зала Нью-Йорка.
Помимо регулярных выступлений на лучших площадках Нью-Йорка, Портер активно гастролирует по миру. «На сцене вы можете сказать и сделать что-то более выразительно, чем можно сделать это в разговоре», – руководствуясь таким убеждением, Грегори Портер легко входит в контакт и с камерной аудиторией в небольших проектах, и с переполненными огромными концертными залами. Попасть на концерт одного из наиболее признанных джазовых музыкантов современной Америки - большая удача, поскольку, цитируя «New York Times»: «Грегори Портер обладает всеми теми качествами, которые вы ищете в джазовом певце и ещё одним-двумя, о существовании которых вы и не подозревали…».

Зал с воодушевлением захлопал. А Грегори улыбнулся и проникновенно запел о любви. Причем, так искренне, что некоторые зрители даже прослезились. Потом он закружился по сцене и начал пританцовывать. Остальные музыканты вторили: весь концерт приплясывали и отщелкивали ритм. Джазмены - люди с юмором. Это не отходя от рояля доказал пианист ансамбля Владимир Нестеренко . В перерыве между песнями у одного из зрителей зазвонил телефон. Владимир тут же сыграл мелодию.

Трубач Мелвин Вайнс изредка отставлял инструмент в сторонку и принимался снимать зрителей на видеокамеру. А тромбонист Стафорд Хантор пару раз щелкнул пермяков на желтую «мыльницу».

Концерт закончился, почти все зрители разошлись... И тут на сцену вновь вышел Грегори Портер. - Мы еще здесь, можете продолжать петь! - закричали из зала самые верные поклонники. Они поджидали музыкантов, чтобы взять автографы. Улыбаясь, солист расписался на листочках.

Какая музыка ближе Гарлемскому бенду - «белая» или «черная»? - спросили мы у коллектива после выступления.

Мне нравятся все музыкальные стили: классика, кантри, соул, блюз, R’n’B. Иногда даже слушаю поп-песни, - признался Грегори Портер. - Мы должны уважать разную музыку, иначе какие же мы профессионалы? Музыка всегда поет у меня в душе, независимо от ее стиля. В Нью-Йорке у меня есть русские друзья - так что вашу музыку я тоже иногда слушаю. Мне она нравится.

Гарлем сейчас сильно преображается: появляются не только черные музыканты, но и белые, - пояснил бас-гитарист Аркадий Овруцкий. - Симбиоз «черной» и «белой» музыки - это и есть современный Гарлем. Будущее джаза в смешении разных культур.

Грегори, почему вы выступали в шапке и шарфе? Вам холодно в Перми ?

Это мой стиль, - улыбнулся Грегори Портер. - А в вашем городе совсем не холодно. В Нью-Йорке сейчас такая же погода. Кстати, в Перми я уже третий раз. У вас очень красивый город. И великолепный краеведческий музей! Пермь я бы сравнил с зеленым цветом - у вас веет свежестью. - Чем вы займетесь вечером после выступления?

Поедем дальше - через час у нас поезд, - рассказал барабанщик Грег Бэнди. - Ваши российские поезда такие медленные: мне все время кажется, что они вот-вот развалятся. В Японии - другое дело. Сел - и через час уже дома.

Что вы скажете, когда приедете к себе домой в Нью-Йорк?

Я обязательно поделюсь воспоминаниями о вашем городе и расскажу, что полюбил русскую водку - лучшую в мире, - ответил Грег Бенди. - И еще у вас очень симпатичные девушки: темненькие, тоненькие - именно такие, какие мне нравятся.

Разговор прервала поклонница: она ворвалась в гримерку и попросила автограф у Грегори. Вокалист расписался и расцеловал девушку. Кстати, в этот вечер Грегори выучил два новых слова. Услышав название нашей газеты, он медленно произнес: «Комсомольская правда». А потом повторил еще несколько раз - уж очень ему понравилось звучание!

Грег Бенди: - Мира и любви. Я с Вами всегда. Специально для детей. Давайте спасем детей от этого злого мира.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Гарлемский коллектив появился, когда трубач Мелвин Вайнс встретил в нью-йоркском клубе «Сант-Ник» русского бас-гитариста Аркадия Овруцкого и они вместе отыграли джем-сейшн . Чуть позже к дуэту присоединился талантливый вокалист Грегори Портер и другие музыканты. В состав коллектива входят: Грегори Портер - вокал Джеральд Хейс - саксофон Стафорд Хантор - тромбон Мелвин Вайнс - труба Майкл Льюис - труба Аркадий Овруцкий - бас-гитара Грег Бэнди - барабан Владимир Нестеренко - рояль.

Справка «КП»

Гарлемский джаз - общее наименование ряда стилевых направлений негритянского джаза 20-х и 30-х годов, связанного с музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема. Здесь получила развитие самобытная манера исполнения блюза, сформировалась своя школа фортепианного джаза и сложилась особая разновидность камерного и оркестрового свинга.

«Голос Портера это чудо: теплый, убедительный тенор с точными, безупречными интонациями полностью соответствует оригиналам, чтобы – как всякий хороший джаз – погрузиться в ощущение бесконечного знакомства», – так характеризует вокал Грегори Портера BBC Review (2012). Его фирменный стиль легко узнаваем: классический элегантный костюм в сопровождении неизменной шапки и шарфа, плотно обмотанного вокруг шеи. Его бархатный, афро-американский баритон превосходно сочетается с особой манерой исполнения - искушенному слушателю предлагается искристый коктейль из джаза, фанка, r&b, блюза и госпела. Портер не устает поражать своим артистизмом и сценическим обаянием. В нем удивительным образом сочетаются отточенный профессионализм певца, превосходно владеющего голосом и вызывающего бурный восторг аудитории своими непредсказуемыми импровизациям, и яркий талант шоумена, умеющего легко и изысканно преподать публике «науку джаза». Любитель преферанса и японской кухни, харизматичный чернокожий красавец - Грегори Портер живет музыкой и старается заразить этой страстью своих слушателей. «Джаз невероятно многогранен! Это не только превосходная музыка о любви, но часто форма протеста, в которой удивительным образом смешаны красота и нелепость, удовольствие и трагедия…», – говорит Грегори Портер.
По-настоящему «музыка заговорила с ним», по признанию самого Грегори, когда он впервые услышал игру легендарного джазового пианиста и вокалиста Нет Кинг Кола. Под впечатлением услышанного пятилетний Портер спел и записал известный шлягер своего кумира “Once Upon A Time, I Had A Dreamboat”. В студенческие годы Грегори начал петь джаз в небольших клубах, совмещая это с игрой полузащитником в футбольной команде Университета Сан Диего. Но, получив травму плеча, оставил спорт и с тех пор полностью посвятил себя музыке. Стремительный взлет нью-йоркского джаз-вокалиста Грегори Портера начался с его дебютного альбома Water, выпущенного в 2010 на студии Moteha Music, и номинированного как Best Jazz Vocal album на 53-й ежегодной Grammy Awards. Water в течение нескольких недель входил в топовую «десятку» лучших джазовых альбомов Америки, а также лидировал в британских чартах iTunes и Amazon. Второй релиз Портера «Be Good» был представлен вниманию широкой публики 14 февраля 2012-го, и получил одобрение критиков (Премия Гремми 2011 в номинации «Лучший джазовый вокал») и феноменальный успех у джазовых слушателей.
Успешна также и актерская карьера певца. На сегодняшний день Грегори Портер участвует в оригинальном актерском составе Бродвейского Мюзикла “Ничего, кроме блюза” («It Aint Nothin But the Blues”), за роль в котором он четырехкратно выдвигался на соискание театральной премии Tony Award Best Musical. Постоянный участник известных американских теле-шоу и многочисленных фестивалей, Грегори Портер на одной сцене всегда только с самыми лучшими музыкантами. Так, например с 2006 он регулярно выступает с лидерами современного джаза Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis) и Джазз Оркестром Линкольн Центр (Lincoln Center Jazz Orchestra) – самого большого концертного зала Нью-Йорка.
Помимо регулярных выступлений на лучших площадках Нью-Йорка, Портер активно гастролирует по миру. «На сцене вы можете сказать и сделать что-то более выразительно, чем можно сделать это в разговоре», – руководствуясь таким убеждением, Грегори Портер легко входит в контакт и с камерной аудиторией в небольших проектах, и с переполненными огромными концертными залами. Попасть на концерт одного из наиболее признанных джазовых музыкантов современной Америки - большая удача, поскольку, цитируя «New York Times»: «Грегори Портер обладает всеми теми качествами, которые вы ищете в джазовом певце и ещё одним-двумя, о существовании которых вы и не подозревали…».

Поклонники Грегори Портера (Gregory Porter) уже знакомы с магической силой его голоса, плавно разливающегося по сердцу подобно меду. Его третий альбом Liquid Spirit – это сборник музыки и текстов – от политических и провокационных до глубоко эмоциональных – спетых проникновенным голосом. Грегори Портер – биография, факты, альбомы, выступления, количество слушателей, социальная активность – все это формирует образ современного джазового певца и кумира миллионов.

Сам Портер свой стиль относит к течениям джаз, блюз, соул и госпел. Этому певцу удается снова и снова завоевывать сердца все большего числа фанатов на крупных фестивалях и сольных концертах.

Грегори Портер – биография, факты, альбомы

  • Грегори Портер родился 4 ноября 1971 года в Лос-Анджелесе и рос в Бейкерсфилде, штат Калифорния, в семье с 7-ю братьями и сестрами. В 2016 году певец отметил свое 45-летие.


  • Портера практически никогда не увидишь без его знаменитой шапки с плоским козырьком . Это в некоторой степени модифицированная балаклава, но без ткани, закрывающей лицо. Певец рассказывает, что это его «способ укрыться» и называет ее «джазовой шляпой».

В 2012 году в интервью джазовому порталу Jazzweekley Грегори Портер объяснил, почему начал носить шапку: «Я перенес несколько операций на лице, и кожа стала выглядеть иначе. Тогда я решил надевать головной убор. У меня не было необходимости носить его постоянно, но со временем я заметил, что этим я отличаюсь от других артистов. Я сделал это своей фишкой и решил продолжить появляться в нем на публике. Сейчас люди узнают меня. Что есть то есть».

Я из тех людей, которые соотносят родной дом с людьми больше, чем с местами, в которых бываю с ними вместе.

  • Портер своим главным вдохновителем считает Нэта Кинг Коула . Именно он смог зажечь в мальчике, будущей звезде джаза, любовь к музыке:

В юности я стал одержим Нэтом Кинг Коулом. Я использовал его музыку и его стиль в своей манере пения и даже образы с его пластинок, чтобы самому наполниться духом джаза, которого мне тогда сильно не доставало.

Портер даже написал мюзикл «Нэт Кинг Коул и я – Музыкальное исцеление» (Nat King Cole And Me – A Musical Healing) в 2004 году. Главный герой этой пьесы – юноша, персонаж которого построен на собственном опыте певца и который нашел в Коуле то, что так давно искал.


«Я полностью осознаю, что все, что я делаю, не одобряется джазовыми традиционалистами. Однако я стараюсь быть честным и действительно стараюсь оставаться скромным, не утрачивая своей привлекательности как джазовый артист. На языке музыки я обращаюсь к людским сердцам, и мне есть что сказать им».
  • Его страсть к объединению джаза, блюза, соула и госпела идет от его корней в Бейкерсфилде. Это место, куда наиболее часто мигрировали люди из Техаса, Луизианы, Арканзаса, Миссисипи. Каждый из народов вносил что-то свое в музыкальную культуру, вплоть до ритм-н-блюза.

Это была музыка ушедшей эпохи с ее представителями старой церкви, музыка, с которой у меня ассоциировалось мое детство. И эта музыка до сих пор находит отклик в моем нынешнем творчестве. Альбом Liquid Spirit – прямое тому доказательство.

  • В репертуаре Портера есть сингл The ‘In’ Crowd , написанный Билли Пейджем (Billy Page) в 1964 году. Первым его исполнил Доби Грей (Dobie Gray). С тех пор на него было создано большое число каверов разными артистами, включая Брайана Ферри (Bryan Ferry) и The Mamas & The Papas.

  • Грегори Портер – артист Бродвея . Он участвовал в постановке мюзикла It Ain’t Nothin’ But The Blues, посвященного истории блюза. Премьера состоялась в 1999 году в Нью-Йорке.
  • Дебютный альбом Грегори Портера Water вышел в 2010 году на лейбле Motéma Music и был номинирован на премию «Грэмми» на 53-й церемонии вручения. Его второй альбом – Be Good – вышел в День Святого Валентина в 2012 году. Заглавный трек этой пластинки был также выдвинут на 55-ю церемонию «Грэмми» в номинации Лучшее исполнение традиционного R&B.
  • «Грэмми» наконец была вручена Портеру в 2014 году . Третий альбом Liquid Spirit, записанный на студии Blue Note Records, взял категорию Лучший джазовый вокальный альбом.
  • Альбом Liquid Spirit включает в себя песню Musical Genocide , знаменующий «смерть блюза, соула». Джазовый вокалист объясняет это так:

Если вы стремитесь к производству и потреблению, если вы сторонитесь естественного искусства и артистов, прошедших в жизни через многое, чтобы познать музыку… Что ж, это означает “смерть блюза, соула”. Вот что я имел в виду.

В Московском международном доме музыки выступил лучший из ныне живущих джазовых вокалистов двукратный обладатель «Грэмми» Грегори Портер. Его статус подтвердил аншлаг: заняты были все приставные стулья и даже диванчики у задней стенки галерки. На концерте побывал Борис Барабанов.


Грегори Портер находится в турне в поддержку недавно вышедшего альбома, целиком составленного из песен, входивших в репертуар Нэта Кинга Коула. Этот альбом - дань уважения классику, равно почитаемому и в джазовом мире, и среди обычных поклонников популярной музыки, знакомых с ним лишь по радиоэфиру.

Нэт Кинг Коул обладал не сравнимым ни с чем вокалом, воздействовавшим буквально на физиологическом уровне. В этом смысле Грегори Портер - достойный продолжатель его дела. Стоя на сцене Московского международного дома музыки, он жестами демонстрировал, где именно в его грудной клетке рождается теплый звук, как он поднимается вверх, как становится лиричнее и нежнее и как вырывается ураганом, сотрясая стены Светлановского зала. Мягко интонируя, Грегори Портер перемещался по своему диапазону с изяществом, не доступным на сегодняшней джазовой сцене больше никому.

Как и Нэт Кинг Коул, Грегори Портер - пижон. Остроносые туфли, узкие брючки, белая рубашка и бархатный пиджак с брошью. Плюс загадочный головной убор, споры о котором не прекращаются в среде его поклонников: шапочка-чулок, скрывающая уши, а на ней кепи с длинным козырьком.

С точки зрения сценического присутствия Грегори Портер выглядел, конечно, гораздо более современно, нежели его духовный учитель. В отличие от сдержанно-мечтательного джентльмена Коула Грегори Портер позволял себе активно руководить аккомпанирующим квинтетом. В самые важные моменты он мог дирижировать непосредственно контрабасистом или посылать невидимые лучи восторга барабанщику, простирая к нему руки.

Группа действительно была выше всяческих похвал. Пианист мог изобразить правой рукой звук рассыпающегося жемчуга, а уже в следующей пьесе врубить аккорды Первого концерта Чайковского. Контрабасист мог бы сам, без поддержки товарищей, держать зал целое отделение, импровизируя в разных стилях, однако предпочел просто бросать в зал всем знакомые мелодии, от «Papa Was a Rolling Stone» до «Come Together». Но и Грегори Портер лихо импровизировал сольно.

Был момент, когда, отойдя от микрофона на приличное расстояние, он затянул исповедальный блюз, напомнив присутствующим о том, что вся сегодняшняя черная музыка происходит от песен темнокожих рабов.

Как и положено профессиональному американскому шоумену, Грегори Портер не отказал себе в удовольствии поговорить со зрителями, рассказать пару историй. Одну из самых трогательных любовных песен Грегори Портер предварил рассказом о том, как позвонил по скайпу отцу своей девушки, а тот спросил его, как он к ней относится. Портер в буквальном смысле потерял дар речи и ответил только через три дня - песней.