Э. Шим Сказки, найденные в траве. Дети в роще

Конспект урока по чтению

Лялина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска

Тема: «Урок доброты» по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета «Добра», рисунки кота Леопольда, запись песни «Если добрый ты», магнитофон; сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты; таблички со словами, обозначающими «зло».

Ход урока.

1. Организоционный момент.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

(С. Островой)

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто

    Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

    Любит природу и бережёт её.

    Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

    Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль:

Контакт. Есть контакт.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планете «Добра». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ученики отвечают)

Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышам? (Ученики отвечают: «Ребята, давайте жить дружно»)

Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете «Добра».

Дети показывают сценку по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова вы знаете? (Дети отвечают).

Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске).

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы учеников). Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Ученики играют.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка.

6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, несчастье, беда, злость, дурное). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

7. Коллективное составление аппликации.

Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Выступление учеников.

  1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

    Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

    Но как бы нас жизнь, ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

    Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

8. Итог урока.

Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратиться в «Книгу добрых дел» ведь делать добро – это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых нарисованы добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы учеников). Ну, а теперь я предлагаю вам послушать песню кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова этой песенки – подпевайте.

Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки - плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

Эй, неужели и вам жарко?

И нам жарко!

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

Вот тебе!.. Вот тебе!..

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

И крапиве?

И крапиве.

Я не буду кланяться да спасибо говорить!

И зря... Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята... Да и ты, вояка, тоже!

Почему я обрадуюсь?

Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

А каких?

Пальчики оближешь!

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда - они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

Тоже хозяев дожидаетесь?

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные...

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником - водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

Ай, погибнет морковка!

Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

Может, керосиновый запах у морковки останется?

Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.

И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!

Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые...

Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло...

Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.

Но в траве не стреляют грязные брызги.

Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.

Пронёсся ливень.

Дорога изрыта. На неё смотреть страшно - грязь по колено.

А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.

Только зеленей и чище сделалась.

Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.

СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА

Лежу в траве. Прямо передо мной - лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю - цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

Правда ведь, пчела?

Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

Нет, ты живи! Долго живи!

Не дано мне долгой-то жизни... Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.

А я летом родилась. Работаю много. Видишь - крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.

И сколько же тебе жизни отпущено?

Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня... - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ

Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.

Урок по литературному чтению в первом классе

Тема урока: Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В . Донниковой ; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка .

Задачи :

Р азвивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

- Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.

- Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

- Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.

- Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Подвести к выводу о функции рассказа : образовательная, воспитательная, развлекательная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Донниковой «Канавка» . Но начнём мы урок с речевой разминки.

Речевая разминка.

Чтение скороговорки.

Рыл крот огород,

Подо рвом прорыл проход,

Ровно выровнял проход

На соседний огород.

    Подготовка школьников к восприятию литературного произведения

2.2 Чтение учителем рассказа.

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!

Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!

Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…

Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

    1. Учитель задает вопросы по рассказу.

    Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

    Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

3. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.

Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

Синий - если не понравилось на уроке.

Жёлтый - если не определились.

Прикрепите свои флажки на доску.

Контрольные и проверочные работы
для 1-4-х классов

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец учебного года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1 класс

Пришла весна

Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали лодочку. Пустили они лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

(Л. Толстой)

Вопросы и задания

1. Из какого предложения ты узнал, что наступила весна? Прочти его.
2. Расскажи, как играли дети?
3. Какая беда приключилась с ребятами?
4. Какую беду хотел показать Л. Толстой – горькую, со слезами, или «беду» со смехом и радостью? Почему? Расскажи?

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой...
До чего ж хорош собой!

Вопросы и задания

1. Какая беда приключилась с котёнком?
2. Кто помог несчастному животному? Как это произошло?
3. Какой ты представляешь себе эту девочку?
4. Каким стал котёнок у своей заботливой хозяйки?
5. Какое чувство ты испытал, когда прочёл это стихотворение?

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и говорит:
– Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат?
2. Как бабушка посмеивалась над Саней? Прочитай слова из текста.
3. Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти эти предложения.

Маленьким – холодно

Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
– Ёлочка, разве был тут пожар?
– Не было.
– А что же случилось?
– Меня зимним морозом обожгло.
– Тебя?!
– Меня.
– Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
– Пока маленькая, боюсь.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. О чём подумал человек, когда увидел в траве ёлочку?
2. Как автор сумел показать, что ёлочка была очень маленькой? Прочитай в тексте.
3. Каким словом можно заменить слово маковка?
4. Что же произошло с ёлочкой?
5. Какой вывод мы можем сделать для себя? Что нам подсказывает заголовок текста?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Старик и яблоня

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Вопросы и задания

1. Зачем старый человек сажал яблони?
2. Для кого он старался сделать добро?
3. Каким тебе представляется этот старый человек?
4. Какие слова самые главные в тексте? Почему?
5. Какие слова и чувства возникли в твоём сердце?

2-й класс

Солнце и радуга

(Басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дугарадуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

(К. Ушинский)

Вопросы и задания

1. Когда на небе появляется радугадуга?
2. Какая бывает радуга? Расскажи.
3. Что случилось с радугой?
4. Как мудрое солнышко учило хвастливую радугу?
5. Как солнышко проучило хвастливую радугу?
6. Твое мнение: подружатся ли солнце и радуга? Почему ты так думаешь?

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
– Знаешь ли что, – сказал брат сестре. – В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
– Поиграй же с нами.
– У меня нет времени, – отвечал жук.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

(По К. Ушинскому)

Вопросы и задания

1. Какую прогулку предложил совершить брат сестре вместо посещения школы?
2. Каким ты себе представляешь этого мальчишку-братишку?
3. Что интересного увидели дети в лесу? Прочитай.
4. Почему детям стало стыдно? Что они поняли после разговора с жучком?
5. Какое решение приняли дети? Почему?
6. Какие поступки детей ты одобряешь, а какие нет? Почему?

Утиные припевки

Вопросы и задания

1. Как развлекались утки в тёплый солнечный день?
2. Расскажи, каким тебе представляется место, где плавали уточки?
3. Какие ещё герои появились у нас в стихотворении?
4. Какое настроение было у всех персонажей этого стихотворения? Как ты думаешь, почему?

Ёлкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются:
– Не трогай нас!
– Подумаешь, тихонечко задел.
– И тихонько не задевай. Мы свою одёжку бережём.
– Да что за одёжка у вас такая особенная?
– Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
– Так что?
– Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.
– Да, это не скоро.
– Вот и приходится беречь!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему ёлочки так берегут свою одёжку?
2. Найди и прочти предложение, в котором говорится, сколько лет живут иголочки у ёлки.
3. Как называются иголочки у ели?
4. Придумай сам 1–2 предложения к этому тексту. Что может произойти дальше?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Пустые страхи

Шёл Мишка по лесу ночью. Ктото схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
– Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, – волк завыл.
– Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» – думает Мишка и чует – по спине что-то бегает, по лапам, по животу.
– Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, – ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишкато как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

(В. Бахревский)

Вопросы и задания

1. Что мерещилось Мишке в ночном лесу?
2. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
3. Кто «спас медведя» и «помог» ему выбраться из леса?
4. Объясни, почему автор назвал текст «Пустые страхи».
5. Были ли в твоей жизни «пустые страхи»? Расскажи.
6. Объясни значение словосочетания «пустые страхи».

3-й класс

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
– Конечно, я, ландыш!
– Какие же у тебя цветки?
– Цветки у меня – будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
– А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
– Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
– Отчего же?
– А они ядовитые!
– Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
– Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Видел ли ты ландыш в лесу? С помощью слов автора опиши сам лесной ландыш. Какой он?
2. Что ты скажешь людям, которые собирают целые охапки ландышей? Как ты поведёшь себя в таком лесу?
3. Как выглядит ландыш, когда отцветают белые колокольчики? Почему ландыш опасен?

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Передо мной – лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
– Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
– Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всётаки тащит полные свои корзиночки, старается…
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
– Правда ведь, пчела?
– Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…
– Нет, ты живи! Долго живи!
– Не дано мне долгойто жизни...
– И сколько же тебе жизни отпущено?
– Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Что интересного для себя ты узнал о пчёлке?
2. Если ты повстречаешь пчелу, как нужно вести себя, чтобы уберечь себя и пчёлку живой оставить?
3. Какие приёмы использовал автор, чтобы так интересно, красиво, живо рассказать читателю о простой пчёлке?
4. Где ты ощущал себя, когда читал этот текст? Почему было именно так?

Аистята

Один год мы прожили в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.
Неподалёку от наших садов росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал.
А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо.
Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.
Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Какое яркое событие произошло весной в станице?
2. Как очаровательные птицы подбирали место и строили своё гнездо?
3. Смог ли автор убедить нас ещё раз, что птицы – очень заботливые родители?
4. Что интересного вы узнали о жизни аистов? Расскажите.

Вопросы и задания

1. Что напоминает тебе этот текст: народную песню, считалку или ещё что-то?
2. Какое чувство вложила поэтесса в свое стихотворение? Кому она его адресовала?
3. Что представлял себе ты, когда читал это стихотворение? Объясни, что этому способствовало?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся…
А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется “Весна”. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(А. Аксёнова)

Вопросы и задания

1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-то представилось, напомнило?
3. Почему разным людям представляется разное при слушании музыки? Отчего это бывает?
4. Какую музыку любишь слушать ты? Почему? В чём она тебе помогает?

4-й класс

Кораблики

Как только всходило солнце, Светлана выбегала во двор и тоненько звенела:
Доброе утро, ручеёк! Ты уже проснулся?
– Трюли... – отвечал ручеёк, подпрыгивая и весело поигрывая солнечными зайчиками.
Присев на корточки, девочка зачерпывала ладошками синюю воду, плескала себе в лицо. Разлетаясь,
брызги сыпались обратно в ручей.
Когда мать уходила в лес проведывать старого больного лесника и звала дочь с собой, Светлана отговаривалась:
– Мамочка, я возле ручейка побуду.
Светлана всегда нетерпеливо ждала прихода весны. Выбегала на заснеженное поле перед хатой, прислушивалась.
Каждую весну, лишь только сходили голубые снега, ручей приносил к дому Светланы причудливые кораблики из толстой древесной коры. На них торчали спичечные мачты. Они гордо несли жёлтые, трепещущие под весенним ветром флаги из сухих листьев.
Девочка задерживала флотилию, исправляла всё, что пострадало во время путешествия, и пускала её дальше в путь. Кто посылал кораблики? Кому?

(И. Костыря)

Вопросы и задания

1. Какую радость приносила весна девочке?
2. Как ты думаешь, кто посылал девочке весенние приветы?

Кижи

Лето прошлого года я провёл в Карелии.
Невдалеке от нашей деревни, на одном из соседних островов, находилось селение Кижи – несколько домиков, разбросанных по берегу, пароходная пристань, а прямо над ней на высоком пригорке – старинная, рубленная из брёвен церковь о двадцати трёх куполах.
Эта церковь – замечательный образец древнерусской архитектуры и бережно охраняется как памятник старины.
Селение Кижи было видно прямо из окна, и я, сидя дома, часто любовался им.
Но особенно красиво бывало по утрам, когда я ещё задолго до восхода солнца отправлялся на рыбалку.
На прозрачном нежно-розовом фоне зари чётко вырисовывались контуры древнего храма и силуэты кряжистых северных домов.
И как удивительно всё это гармонировало с огромными серыми камнями на берегу, прозрачной далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском воды, криками гагар на озере, со всей картиной угрюмого дальнего севера...
Стоя на берегу, я смотрел, как над озером, над островами, над всем этим суровым краем тихо занималась заря.

(По Г. Скребицкому)

Вопросы и задания

Брусничный кустик

Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
– Не спеши мимо, – говорит. – Наклонись ко мне.
– Да у тебя ягод мало.
– Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
– Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
– Ну и что же... Я давнымдавно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было...
– Сотни лет?!
– Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
– Значит, дольше всех деревьев?
– Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосенки подымаются...
– Выходит, ты им дедушка?
– Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной белорозовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
– Спасибо, прадедушка!
– На здоровье, правнучек.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Как кустик уговаривал прохожего съесть ягодку?
2. Что интересного узнал прохожий о маленьком брусничном кустике?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Вишнёвая ветка

Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?
– Не цветут,– ответила Лена.– Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали.
Долгодолго ждали, целый месяц. Она и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала:
– Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
– Нетнет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет... – От волнения у Лены показались даже слезы, но она договорила, что хотела сказать: – Лидия Алексеевна меня Леной называла.
В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почемуто вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно:
– Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на Лену, и глаза её теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.

(В. Путилина)

Вопросы и задания

1. Какой подарок приготовила Лена своей первой учительнице?
2. Что вспоминали дети о Лидии Алексеевне?
3. Что поняла Ольга Сергеевна, глядя на своих учеников?

Цели и задачи

— развивать ответственность, желание заботиться о младших, альтруизм.

Предварительная работа

Подготовка детьми инсценировки рассказа В. Голявкина «Моя работа», составление рассказов о младших членах семьи, подготовка развлечения для малышей (в командах).

Ход классного часа

Чтение и обсуждение рассказа «Маленькая сестра» С. Аксакова

Учитель . Послушайте рассказ С. Аксакова «Маленькая сестра» и подумайте, о ком мы сегодня будем говорить с вами на занятии.

Маленькую сестрицу мою я очень любил. Мне постоянно хотелось ее видеть; мне все казалось, что ей холодно, что она голодна. Я хотел ее одеть своим платьицем и кормить ее своим кушаньем. Я забавлял ее разными игрушками и картинками.

Игрушки у нас были самые простые: небольшие гладкие шарики или кусочки дерева. Мы называли их гурочками, я строил из них клетки, а моя подруга любила их разрушать, махнув своей ручонкой...

Вопросы для обсуждения:

— Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?

— Есть ли у вас младшие братишки и сестренки?

— Как вы к ним относитесь?

— Почему надо относиться к младшим братишкам и сестренкам по-отечески?

Практическая работа «Мой брат, моя сестра»

Учитель . Я вам предлагаю нарисовать портреты своих младших братишек и сестренок и рассказать о них.

Дети выполняют задание.

Учитель . Чей рассказ вам особенно понравился? Почему?

Чтение и обсуждение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра»

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядывает да посмеивается:

— Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая Варя-то больше набрала.

В третий раз отправляются Саня и Варя в лес. Малину собирать. И я с ними пошел.

И вдруг вижу, как Санька незаметно для Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет...

Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки меньше.

Встречает бабушка.

— Что же ты, Саня? Малина-то высоко растет!

— Высоко, — соглашается Саня.

— Так тебе дотянуться легче, а Варя опять больше набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница! За ней не угонишься!

Инсценирование и обсуждение рассказа В. Голявкина «Моя работа»

Старший брат мастерил приемник. А младший ходил вокруг и мешал.

— И я хочу работать, — просил он.

— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвозди.

Младший нашел кусок фанеры и приступил к работе.

Тук-тук-тук — вся фанера в дырках. Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальцах чуть-чуть не сделал дырку!

— Ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанерку к приемнику.

— Вот и все, — сказал старший брат, — готов приемник.

Младший вышел во двор и привел ребят.

— Это я сделал. Моя работа!

— Весь приемник сделал?

— Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работал.

Старший брат снисходительно улыбался.

Вопросы для обсуждения:

— Как повел себя старший брат во время работы?

— Почему старший брат не стал спорить с младшим?

— А вы как поступаете в таких ситуациях?

Ребенок.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!..

И ты обернулся

Ретивым конем —

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

С. Погореловский

Работа в командах

Каждая команда показывает какое-то развлечение для малышей. Это может быть, например, песенка-потешка:

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому — не дала:

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Уходи со двора!

Это также может быть подвижная игра (например «Прятки») или инсценировка сказки (например «Репки»),

Подведение итогов

Учитель. Послушайте одну историю.

Жили-были брат и сестра. Хоть они и приходились друг другу близкими родственниками и жили в одном городе, но были совершенно чужими людьми. У каждого была своя жизнь. Однажды встретились они на лесной тропинке. Сестра равнодушно посмотрела на брата, тот — на нее, и оба разошлись, как будто были незнакомы. Брат шел и ни о чем не думал, как вдруг сзади блеснула молния, и грянул страшный гром — разразилась буря. У брата внезапно защемило в груди, и он бросился в ту сторону, куда ушла сестра. Он нашел ее, окруженную лесным пожаром. Огонь подбирался все ближе и ближе. Брат бросился сквозь пламя, подхватил сестру и вынес ее из огненного круга. Сестра была без сознания. Брат испугался, что она умрет, и впервые за много лет ему стало одиноко. Но тут сестра открыла глаза и, заплакав, прижалась к брату. Между ними не было больше стены непонимания, и в их домах навсегда поселился мир, доброта и забота друг о друге. Каждый понял, что есть на земле человек, жизнь которого дороже его собственной. Ведь только заботясь о чужом счастье, мы находим и свое.

Я вам желаю, чтобы у вас с вашими братишками и сестренками всегда был мир и взаимопонимание, ведь вы для них самый близкий человек, пример для подражания.