Египетская культура. Представления о человеке в культуре древнего египта Египетская культура

Африканская по континенту происхождения, египетская культура обрела свое уникальное лицо «эпохи фараонов» в четвертом тысячелетии до н.э. на пространствах южного и восточного Средиземноморья, т.е. в Африке и Евразии. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Птах создал все вещи и божественные слова, породил богов, создал города, сотворил святилища и поместил туда богов, сотворил их тела ради умиротворения их сердец. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают всеобщую гармонию Маат - центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а боги и фараоны как учредители законов и владыки. Иероглифическое, т.е. священное, письмо идет от бога мудрости Тота, Птах считался творцом искусств и ремесел. Храмы стали основой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. Видимо, в связи с культом фараона как бога при жизни и после смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым символом египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой - пример деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. В период пятой династии становится заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в земной жизни могут оцениваться как угодные фараону и богам в этой и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для

египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, в частности, мемфисская концепция единого Птаха, создавшего богов и мир силой своего слова. Идея пророчества о конце мира на основе переживаемых тяжких бедствий прослеживается в знаменитых «Речениях Ипувера». В эпоху рассвета Среднего царства (XXII - XVIII в. до н.э.) оформляется идея посмертного (загробного) воздаяния, включающего просветление и умиротворение сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, воздуха и радостей любви. Призывом праздновать прекрасный день, а также напоминанием, что никто из умерших не взял своего достояния в мир иной и не вернулся оттуда, любители осязаемых радостей земного бытия выразили себя в «Песне арфиста».

Среднее царство считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается египетский язык (иероглифическое письмо) преимущественно религиозно-культового назначения. Развивается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъеме хозяйственной жизни. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе пирамиду и скальную усыпальницу. Пирамиды скромнее по размерам и технике исполнения, зато грандиозны ирригационные системы. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, считавшего, что храм превзошел не только все греческие сооружения вместе взятые, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал символом расцвета и единства страны эпохи Среднего царства. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие теорию (преимущественно магию) и практические знания, в частности, о кровеносных сосудах и мозге. От Среднего царства сохранились древнейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, найденный в библиотеке гробницы. Египетская папи-

русная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, а также записи фольклора,

Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. В период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) Египет занял господствующее положение в Восточном Средиземноморье. Положение Египта как мировой державы создает величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Африке и Азии, но в еще большей степени оказалась способной гибко использовать азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без изменения специфического облика. Эпоха Нового царства особенно примечательна строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах возрождаются мотивы военных побед, изображаются пиршества, торжественные церемонии, экспедиции, жертвоприношения богам. На фоне стабильности и процветания кажется неожиданной загадочная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с традиционным египетским многобожием и статусом жречества учреждением культа солнечного диска - Атона. Фараон называет себя Эхнатоном - угодным Атону, он становится единственным богом на земле, представляющим единого и единственного бога-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прежние культы. После смерти фараона-реформатора его нововведения искореняются, уничтожается даже его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известны сравнительно недавно, является исключительным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довел до логического конца солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эпоху Древнего царства. С другой стороны, фараон, провозгласив себя по существу единственным богом, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержав

шие периоды смуты и господства иноземцев-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об искусстве этой эпохи: оно становится реалистичным, многоцветным, впервые появляются светские образы фараона и его семьи, изображенные без гротеска в бытовой обстановке, Любовная лирика Египта, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционно сакрального искусства Древнего Востока. Культура Нового царства эпохи заката отражает углубление религиозного чувства, усложнение магического знания и богословия, попытки радикального преобразования культа и мировоззрения на основе традиционных идей. В «Книге мертвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растет значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный быт царя и его окружения, приземленные образы богов и сооружаются гигантские храмы, величественные статуи фараонов. Величие и упадок империи сосуществуют в нерасторжимом единстве.

С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились ее древнейшие черты как результат осознанного стремления египтян отстоять свое бытие. Ускоряющиеся процессы взаимодействия и ассимиляции культур вызывают к жизни архаизацию. Культурным центром страны становится Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери богов еще в древности. Борьба за очищение культуры, попытка вернуться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, возрождении прежних идеалов в искусстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, усиливается синкретизм в религии. В это же время на территории страны возникают греческие поселения, сыгравшие значительную роль в еги- петско-греческом синкретизме и распространении египетской культуры за его пределами Египта. Потеря политической самостоятельности привела к резкому увеличению доли

представителей иных культур в населении страны и перемещении значительной части египтян в пределах той или иной империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта становится преемник новоегипетского - демотический язык. Возникнув в период персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространенного в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая ее традиции. Демотическая литература продолжает свое существование вплоть до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политической жизни вызвала волну небывалого увлечения мистикой, пророками, привела к усилению апокалипсических настроений. Прекратилось строительство храмов, используются выверенные формы и художественные приемы в искусстве и литературе. Это не означает, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Даже в эпоху своего угасания Египет оставался источником и образцом для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за мистический опыт и уникальные знания.

Не случайно так много соответствий находят между текстами Библии и египетскими источниками. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям других конфессий совершенствовать свой культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особое значение для соседних народов имела египетская медицина. Ее достижения, в первую очередь в хирургии, ценились знатью, а слава представителей надолго пережила их. В средневековых рукописях христианского Запада и мусульманского Востока оказалось немало рецептов и идей из наследия египетских врачевателей и магов. Задолго до античной цивилизации в Египте были сформулированы Глубокие практические знания в математике и астрономии. Среди них: определение пощади круга и объема усеченной пирамиды, солнечный календарь и деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. Египетские нормы права и государственного управления в разной мере были усвоены в государствах Ахе- менидов, Сасанидов, а также эллинами, римлянами, визан

тийцами, русскими. Египет стал местом обучения для видных мыслителей Греции: античные источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор и другие деятели культуры. Египетское искусство в целом с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в искусстве Ближнего Востока. Посредством влияния античной и восточной культуры некоторые черты египетского искусства впоследствии были восприняты в Европе. Родина пророческих сочинений и дидактики, басни, исторического повествования, сказки и любовной лирики, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи полагают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, оказало влияние на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова проникли в европейские языки посредством греческого, коптского, арабского.

Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта превращаются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-магические тексты. Египетская религия с ее идеей бессмертия и прихода мессии - избавителя от иноземного ига привлекает греко-римский мир в эпоху его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, использует родившиеся в Египте мистицизм, веками отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живет в культуре египетских коптов-хри- стиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сегодня рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как неотъемлемая часть духовной традиции.

Египет – президентско–парламентская республика, расположенная в северо–восточной части Африки и на Синайском полуострове Азии. Омывается Средиземным и Красными морями, которые соединены Суэцким каналом.

География Египта

Египет граничит по суше с Ливией на западе, Суданом – на юге, Палестинской автономией, Израилем – на востоке. Есть морская граница с Иорданией и Саудовской Аравией. Египет омывается Средиземным морем на севере, Красным морем – на востоке, которые соединены между собой Суэцким каналом – крупнейшим искусственно сооруженным каналом, кратчайшим путем из Атлантического океана в Индийский.

По территории Египта протекает река Нил – одна из крупнейших по протяженности рек в мире. На долину и дельту реки Нил приходится около 4 % территории Египта, большую же часть (96 %) занимают пустыни.

Страна богата полезными ископаемыми: нефть, газ, фосфаты, железная руда, цинк и др.

Столица Египта

Столица Египта – Каир является одним из крупнейших городов Африки. Город расположен на севере Египта по обоим берегам Нила. Столица разделена Нилом на восточную и западную части. В настоящее время в западной части города находятся правительственные учреждения и сооружения, построенные в современном архитектурном стиле. Восточная часть представляет собой старый город, где много мечетей, узких улочек и других впечатляющих напоминаний древней восточной цивилизации.

Каир главный туристический центр страны. Здесь Вы всецело можете насладиться наследием египетской культуры и истории: увидеть пирамиды Гизы, посетить средневековые рынки Хан эль-Халили, Египетский музей, полюбоваться долиной Нила. Но не нужно думать, что Каир хранит только свидетельства прошлого. В городе много торговых центров, гостиниц на любой вкус от 4-5 звездочных до, небольших, но очень уютных, есть кинотеатры, оперы, театры и многое другое.

Погода в Каире меняется на протяжении года от более комфортной зимой 15 – 20 С, до почти 40 С летом.

Официальный язык

Официальный язык Египта – арабский. При этом широко распространены английский и французский языки.

Государственное устройство

Египет является демократической республикой. Президент – глава государства. Законодательная власть в стране принадлежит Национальному собранию. Главой правительства является премьер – министр. Административно – территориальное устройство Египта включает 28 губернаторств, каждое из которых обычно включает несколько городов и поселков.

Климат и погода

Климат Египта тропический пустынный. Большая часть территории Египта (в основном южная) принадлежит тропическому климатическому поясу, северная часть – субтропическому. Для Египта характерны резкие перепады температур на протяжении суток. Днем столбик термометра может подниматься до 50С выше нуля, а ночью опускаться до 10 С (в пустыне температура ночью еще ниже, возможны заморозки до -5С).

На территории южнее Каира, зимой дневная температура колеблется в пределах 20 – 25 С. Летняя достигает 50С. С апреля по май дует сухой ветер хамсин, приносящий песчаные бури. Влажность воздуха достигает максимума в июле при розливе реки Нил. Неравномерны и нерегулярны осадки. Так, в Каире, среднегодовое количество осадков лишь 28 мм. В среднем по стране менее 100 мм, но бывают увеличение до 400 мм.

На территории севернее Каира, более холодное время года продолжается с октября по апрель. С мая резко увеличивается влажность воздуха, в это же время начинается лето.

Море в Египте

На востоке Египет омывает Красное море. Температура воды здесь достигает 27 С летом, и не опускается ниже 20 зимой. Это прекрасное место для дайвинга. Особенность Красного моря в это удивительной прозрачности. Это объясняется тем, что реки не впадают в море и, соответственно песок, ил не поступают в воды Красного моря.

На севере Египта господствует Средиземное море, общая площадь которого 2 500 тыс.кв.км. На побережье Средиземного моря много заливов. Температура воды значительно холоднее чем в Красном море (летом – 23 С, зимой – лишь 14С). В прибережных водах в районе Александрии находиться знаменитый дворец Клеопатры.

Реки Египта

Нил – несомненно, не просто река для египтян. Это источник воды, а значит и жизни в пустынях Египта. С ней связана вся история древнего государства.

Нил – вторая по длине река в мире. Впадает в Средиземное море. Река питается благодаря осадкам из южных регионов, где берет начало Нил. Вдоль Нила, как и в древние времена проживает около 97% населения Египта. Воды реки позволяют орошать земли сельскохозяйственного значения.

История Египта

Заселение Египта началось около 7-6 тыс. лет назад. В V тысячелетии до н.э. на территории Египта развивалось земледелие как основа экономической жизни местного населения. Приблизительно в 4 тыс. до н.э. существовали два государства на территории современного Египта. На севере – Буто, на юге – Некхен. В 3 тыс. фараон Менес присоединил северное царство и объединил Египет. Огромного расцвета Египет достиг во время Древнего царства, которое начало свою историю в 2700 г. до н.э. В это же время была основана столица Древнего царства Менефер (Мемфис).

Менес является основоположником первой династии египетских фараонов, в которую вошло восем первых правителей. В целом за время правления первых тридцати царей появились иероглифы, политеистическая религия, культ мертвых, календарь.

Период правления фараонов принято делить на Древнее царство, Среднюю и Новую империи. Царствование фараонов прекратилось в 341 г. до н.э., когда Египет был захвачен персами. Чуть позже страна была завоевана Александром Македонским, изгнавшим персов, и основавшим город Александрию.

В разное время Египет принадлежал разным государствам и империям, переживал взлеты и падения. Так, до 395 г. Египет входил в состав Древнего Рима, до 645 г. принадлежал Византийской империи. С 645 г. Египет захватили мусульманские арабы, включившие его в состав Арабского халифата и внедрившие мусульманскую веру – ислам. В этот период в 927 г. основан Каир. Особого могущества Египет достиг после прихода к власти династии мамлюков и присоединения в 1517 г. к Османской империи. Египет пережил нашествие Наполеона в 1798-1799 годах.

После строительства Суэцкого канала под управлением Фердинанда де Лессепса, Египет привлек внимание Британской империи. В 1882 г. началась английская оккупация. До 1914г. страна находилась во власти Турецкой империи. С 1914 по 1922 год Египет был под протекторатом Великобритании.

В 1922 году в результате национально – освободительного движения, провозглашена независимость Египта во главе с королем Фуадом I. Несмотря на это, влияние Англии продолжало ощущаться во внешней политике и военных вопросах страны. Группа военных в 1952 году свергает короля Фарука I. В результате данных действий уже в 1953 Египет был провозглашен республикой, а войска англичан покинули страну. Президентом становится Мохаммед Насер. Важным шагом для Египта стала национализация Суэцкого канала в 1956 году. Два году спустя Египет объединяется с Сирией, образуя Объединённую Арабскую Республику (ОАР), которая существовала не долго. Уже в 1961 году Сирия вышла из состава республики.

В 1971 году ОАР преобразовалась в Арабскую Республику Египет. 1981 год - президентом становится Хосни Мубарак. В начале 2011 году в Египете проходили гражданские восстания сторонников Хосни Мубарака и оппозиционных сил. В результате, 11 февраля 2011 года Хосни Мубарак передал власть Высшему военному совету.

Культура и религия Египта

Египет дарит незабываемые впечатления благодаря своей тысячелетней культуре и древним традициям. Египет смело можно назвать мультикультурной страной, где современные традиции уверенно соседствуют с местными обычаями. Влияние религии в обществе умеренное, но она все равно играет немаловажную роль.

Фольклор и народные танцы - неотъемлемая часть египетской культуры. Особенно славятся нубийские танцы, когда одетые в пестрые костюмы нубийцы зажигательно танцуют под местные песни. Синайские танцы исполняют с саблями и в одежде с вышивкой. На юге весьма знамениты танцы верхом на коне. Чаще всего народные танцы демонстрируют во время религиозных праздников, например, во время Рамадана.

В египетском обществе высоко ценится семья, которую нужно обязательно защищать и оберегать. Египтяне очень любят играть и смотреть футбол. Они дружелюбны, и славятся прекрасным чувством юмора.

Посетив страну, обязательно проникнетесь культурой Древнего Египта. Посетите гробницы, храмы, музеи, погуляйте на рынках, где можно приобрести немало интересных сувениров. Древнеегипетская цивилизация оставила огромный след в мировой истории. Мифы Древнего Египта дошли до наших времен. Источниками мифологических взглядов египтян являются тексты песен, молитв богам, надписи на внутренних стенах пирамид. «Тексты пирамид» - древнейшие тексты погребальных ритуалов фараонов V – VI династий. В каждом регионе складывался свой культ богов. Боги Египта были воплощены, по мнению древних египтян, в деревьях, камнях, змеях, небесных светилах. Наиболее почитаемыми были Амон – бог солнца, «царь всех богов», защитник угнетенных; Анубис – покровитель мертвых, бог погребальных ритуалов и бальзамирования; Апис- бог плодородия в облике быка с солнечным диском и многие другие.

Большая часть населения в современном Египте исповедует ислам суннитского толка, меньшая – копты христиане. Христианская религия появилась на территории Египта (в Александрии) намного раньше ислама. В настоящее время ислам влияет на общество и на семейные ценности значительно больше. Светское законодательство опирается на шариат – свод норм мусульманского права.

Кухня

Особого внимания требует восхитительная египетская кухня. Возможно, она и не так изыскана, как в других арабских странах, но ее без сомнения можно назвать простой и очень вкусной. Основу египетских блюд составляет баранина, курица, различные травы, овощи и фрукты. Кроме того, порции очень щедры. Вы можете найти здесь блюда на любой вкус.

Обязательно попробуйте традиционное египетское блюдо хамам махши (фаршированный голубь). Небольших голубей начиняют рисом или зеленой пшеницей, затем обжаривают. Получается очень сочное блюдо. Нужно заметить, что голубиное мясо имеет более насыщенный вкус и аромат по сравнению с куриным.

Еще одно блюдо очень популярное на Ближнем Востоке и вкусное – Давуд Баша (название блюдо получило в честь выдающегося политика времен Османской империи). Для его приготовления используют измельченное мясо, петрушку, лук, которые скатывают в шарики, а затем варят в густом томатном соусе. Подают с рисом и обжаренными кедровыми орехами.

В Египте в изобилии морепродукты благодаря непосредственной близости двух морей. Вы можете попробовать свежевыловленную, так называемую рыбу «болти» часто употребляемую в Египте. Пользуются популярностью креветки или «гамбари» и кальмары («каламари»). В египте Вы найдете много рыбных ресторанов и кафе.

Прекрасно утолит жажду и насытит организм витамином С чай каркаде, приготовленный из сухих цветов красного гибискуса. Этот чай можно пить и горячим. Также в местных магазинах Вам предложат различные фруктовые соки, смешанные со льдом и сиропом.

Умм Али – восхитительный десерт, обожаемый в восточных странах. Несколько слоев хлеба смачивают в молоке и посыпают изюмом и орехами. Затем ставят в духовку до золотистой корочки. Получается прекрасный кремовый десерт.

Пробуйте, экспериментируйте и получайте истинное наслаждение от местной кухни! Приятного аппетита!

Достопримечательности Египта

Основными достопримечательностями являются древнеегипетские некрополи: Долина Царей и Цариц в Луксоре, пирамиды Гизы, гробницы знати; храмы фараонов в Луксоре и Абу – Симбеле; исламский и Старый Каир.

Города и курорты Египта

В Египте активно развивается туризм. Строятся и модернизируются целые курортные комплексы на морском побережье. Самые известные из них – Хургада и Шарм Эль Шейх.

Хургада – лучший туристический курорт страны, с населением более 200 тыс. человек. Здесь можно найти отель на любой вкус. Прекрасные пляжи, самые чистые лагуны для дайвинга, сафари в пустыне не оставят Вас равнодушными.

Шарм Эль Шейх – неповторимый по своей красоте курорт. Бесподобные равнины, окруженные горами, чистый воздух, море – создают великолепное впечатление. Коралловые рифы Шарм Эль Шейха– идеальное место для дайвинга.

Крупнейший город континента, воплощение культурного наследия древнейшей цивилизации, «Ворота Востока», столица Египта – Каир – поражает разнообразием и красотой. Здесь Вы можете полюбоваться знаменитым Сфинксом, мечетью Мухаммеда Али, посетить цитадель Саладдина, Египетский музей, старейший арабский университет Аль Азар. Музей парфюмерии удивит уникальностью и разнообразием ароматов.

Александрия – второй по величине город – курорт страны – находится на Средиземноморском побережье. Долгое время город был экономическим, культурным центром Восточного Средиземноморья. Привлекательна Александрия, в первую очередь, благодаря форту Кайт – Бейт, где находится одно из семи чудес света: 150-ти метровый маяк и статуя Посейдона.

Кроме перечисленных курортных гигантов, в Египет еще немало относительно молодых и не менее привлекательных курортов: Дахаб – «Восточный Амстердам», курортный город с множеством кафе, ресторанов, дискотек, прекрасных мест для дайвинга; Марса Алам – курорт активно развивающий инфраструктуру для любителей дайвинга.

Обязательным местом в маршруте по Египту, должен быть Луксор (называемый ранее греками - Фивы). Здесь находиться самый большой в мире музей под открытым небом (Карнакский храм).

Сувениры/покупки

В Египте Вы можете приобрести различные сувениры: изделия из серебра, золота, полудрагоценных металлов, кальяны, шахматные доски, изделия из хлопка и шелка, духи, пряности, ароматические масла, изделия из шкур кобры, крокодила и многое другое. Не забывайте, что в Египте как, впрочем, и везде на Востоке любят торговаться. Поэтому смело предлагайте свою цену, и чем настойчивее Вы будете это делать тем большее уважение проявит продавец и обязательно уступит в цене.

Часы работы учреждений

Административные учреждения иногда не работают в пятницу, магазины могут не работать по воскресеньям, музеи работают ежедневно с 9 00 до 18 00. Стоит отметить что все учреждения могут работать по укороченному графику в период религиозных праздников, особенно в Рамадан.

Виза

Для въезда на территорию Египта нужна открытая виза. Получить ее можно в аэропортах или морских портах Египта по прибытию в страну. Данная виза оформляется при предоставлении Вами действующего загранпаспорта и действует в течении одного месяца со дня прибытия.

Валюта

Египетский фунт – официальная валюта Египта. Один фунт (международное обозначение: EGP) приравнивается к 100 пиастрам. В Египте пользуются банкнотами следующих номиналов:

1,5,10,20,50, 100, 200 фунтов;

25 и 50 пиастров.

В денежном обращении также монеты номиналом 25, 50 пиастров и 1 фунт.
В гостиницах и магазинах можно расплачиваться египетскими фунтами, долларами, евро.

Для обмена валюты есть представительства основных банков во многих городах. Чаще всего банки работают с 8 30 до 14 00, с воскресенья по четверг. Для удобства туристов на территории многих отелей и торговых центров есть банковские терминалы, которые работают круглосуточно.

Таможенные ограничения

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

    Древнее царство: 3197-2160 гг. до н. э.

    Среднее царство: 2160-1580 гг. до н. э.

    Новое царство: 1580- 1100 гг. до н. э.

    Поздний период: 1100 г. до и. э. - 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним - жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже - крестьяне, еще ниже - ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды - рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян - это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные - крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон - покро­витель фараонов - символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла - Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого - вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов - материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя - точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом - источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Культура древнего Египта возникла в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письменности - иероглифическое письмо. Оно использовалось прежде всего для торжественных надписей на камне (само его название произошло от греческих слов, означающих «священный» и «то, что вырезано»). С течением времени система письма упрощалась, появились звуковые сочетания, слоги. Письменность из картинной превратилась в звуковую. В последний период истории древнего Египта получило распространение демотическое письмо (скоропись).

За три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, отличавшаяся многообразием жанров и утонченной образностью. Как и у других народов, истоки этой литературы - в устном народном творчестве. Сказки - «О двух братьях», «О правде и кривде» и др. - отражают разные стороны народной жизни. Их главная идея стремление к справедливости, конечному торжеству незаслуженно страдающего праведника, восхищение перед благородством и честностью достойных людей.

Многие мотивы древнеегипетской литературы получили развитие в культуре других народов, в том числе и Библии.

Стремление к познанию человека, его судеб пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит даже в гимнах богам, но особенно сильно в лирической поэзии, отличавшейся изысканностью и тонкостью в описании человеческих чувств. Большое место в древнеегипетской литературе занимают описания путешествий, дидактические произведения, светская и религиозно-философская поэзия.

Религия и жречество в Египте возникли задолго до формирования государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго.

Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть - это всего лишь переход человеческого существа в иной мир (отсюда мумификация, размещение в могилах пищи, оружия, всевозможных статуэток животных и людей, магические надписи и заклинания). Этот культ получил особенно сильное отражение в «Книге мертвых» Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. - М., 2006. - С.90.

Смерть была ничем иным как переходом в вечную жизнь, или почти вечную (пока тело в сохранности, и помнится имя). В первобытном обществе вместе с мертвым закапывали жену и все необходимое. Но уже за 3 тыс. лет до н.э. этот обычай изменился: на папирусе или прямо на стенах гробницы стали писать и изображать вещи и животных, а также рабов, которые могли там пригодиться. Хотя мелкие предметы обихода, драгоценности и одежду все равно продолжали складывать рядом с умершим. Пищу, которой Ка (душа) питается, тоже постепенно перестали приносить, вместо этого на папирусе перечислялась еда на каждый день, какой они хотели бы покормить своего предка. Поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправлять его заупокойный культ и т.п. - словом, причинить покойнику всякие неприятности или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно.

Бальзамирование, способствовавшее увековечиванию личности, происходило по особой технологии. Удалялись внутренности, все кроме сердца там по представлениям египтян находились душа и сознание человека. Тело в течение 70 дней высушивали в натроне (соединение натрия). После чего оно оборачивалось тканью, довольно много слоев: так, один из фараонов был завернут в 900 кв. м. материи. Люди других сословий, кроме самых бедняков, также заворачивались в большое количество ткани. Видимо, ткань собирали всю жизнь.

Бессмертными становились, как и в любой другой культуре, естественно, только души праведников. При этом египтяне действительно верили, что достаточно отказаться в письменном виде от всех своих грехов, чтобы изгладить их из памяти людей и богов. После долгого и трудного путешествия по загробному миру душ(и) человека (видимо все пять в одном лице) должны были найти Великий Чертог Двух Истин (двух, потому что душе приходилось дважды клясться в своей невиновности). Там происходил своеобразный допрос, на котором душе приходилось отрицать свою виновность во всех существующих грехах (всего их насчитывалось 42). И если весы богини справедливости, правды и правосудия Маат показывали, что душа лжет, имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат Пожирательнице, чудовищу с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни теперь уже навсегда. Если же весы справедливости оставались в равновесии, покойного признавали оправданным и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе и после еще нескольких формальностей покойный отправлялся в страну вечного блаженства. Очень рано исключительное значение приобретают солнечные божества Ра, Атум, Амон. Особое место занимал культ царя, личность которого обожествлялась. Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях - при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказом начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый сноп нового урожая Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2007. - С.71.

С поклонением умершему царю связан культ всеегипетского бога Осириса, воплощающего животворящую силу природы. Плутарх передает подробности мифа об этом самом почитаемом в Египте боге, который был плодом любовной связи бога земли Геба и небесной богини Нут. Богиня Нут помимо Осириса родила Сетха, Исиду и Нефтиду. Согласно египетской мифологии, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил земледелию, выращивать виноград и хлеб. Повсюду его встречали с почестями, как благодетеля человечества. Но его брат Сет тайно вступил в сговор с 72 другими богами и убил Осириса и супруга его Исида родила в тростнике у Нила младенца Гора. Мальчика спрятали, Исида с помощью бога Ра и жрецов нашла мужа и воскресила его. Египетские источники дополняют рассказ Плутарха рассказом о ее поминальном плаче «Приди в свой дом!», который позднее стал прототипом всех причитаний по умершим. Обрядовый цикл, связанный с Осирисом, длится пять дней и превращается в настоящую мистерию. Обряды сопровождают звуки флейты, арфы, тимпана. Все украшено множеством цветов. Это действо можно считать началом театральной драмы.

Бог Солнца несомненно был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.

Анх - один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг - символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей. Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия - горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

Анх изображен в руках богов как эмблема Вечной Жизни и как «ключ» к таинствам Природы. Также обозначает Небесного Человека, который, как микрокосмос, является ключом мистерий Вселенной, или Макрокосмоса. Модификацией анха является тау, в котором отсутствует верхняя часть (круг) и который представляет Дерево Жизни, Равновесие и Справедливость.

Уджат - «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат - глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль - путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

Джед - означает «твердость», «прочность», «неизменность», «постоянство». Колонна стабильности. Символ, связанный с поиском и нахождением внутреннего центра, умением подчинять четыре плана персоны единой действующей воле.

Узел Исиды - один из атрибутов великой богини Исиды, представляющий пряжку ее пояса. Исида является покровительницей любви, и поэтому этот символ означает отказ от эгоизма, закон любви и отдачи. Также узел Исиды символизирует соединение неба и земли благодаря чистоте души, открывающей невидимую сторону вещей и явлений.

Собек - крокодил, охраняющий проход, охраняющий врата и пожирающий все временное и преходящее. Символ Собека часто связан с прохождением через испытания, с выбором.

Крюк и плеть - атрибуты фараона. Крюк символизирует умение привлекать и удерживать, выбирать лучшее, стоять на защите справедливости. Плеть фараона символизировала отсечение худшего, темного, не совместимого с Законом Маат.

Корона Верхнего и Нижнего Египта - двойная корона символизировала верховную власть над Верхним и Нижним Египтом и одновременно была символом объединения высшего и низшего ума, двух принципов, двух сторон существования.

В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и вечно воскресающего бога плодородия и царя и судьи загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас египетских мифов.

Амон (Амун) Сокровенный или Незримый. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.

Хапи - бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.

Атон - живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен, на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону, и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.

Анубис согласно текстам пирамид главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.

Апис - священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течение всей истории Египта до принятия христианства.

Меретсегер Любящая молчание - ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.

Хнум - бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита. Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: 2012. - С.197.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.

Быки, как и другие животные, считались священными. Отождествлялись с богом Аписом. Перед принесением в жертву их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.

Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.

Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.

В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

Важное место в древнеегипетской мифологии занимает бог Тот (бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства).

О влиянии религии на архитектуру свидетельствуют великие пирамиды Древнего царства. Вместе с тем это не просто заупокойные сооружения, но символы власти царя, стоящего во главе сильного централизованного египетского государства. Фараоны высоко чтили архитекторов своих пирамид, и их статуэтки хранились в царских гробницах. Среди архитектурных шедевров Египта важное место занимают величественные храмы в Карнаке и Луксоре, террасные храмы Хатшепсут, украшенные ее прекрасными статуями, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле и др. Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.: 2010. - С.187

Египетская скульптура рано приняла портретные черты, что связано с практикой мумификации, когда изготовлялась гипсовая маска.

Большое развитие получили в Египте научно-практические знания - строительное дело, математика (в частности - геометрия), астрономия. Египтяне почти точно подсчитали число «пи» - 3, 16. Их календарь насчитывал 360 дней плюс 5 дней на религиозные праздники. С небольшими поправками при Юлии Цезаре этим календарем Европа пользовалась до 1582 г., а Россия до 1918 года.

Мумификация способствовала развитию медицины, в частности, хирургии. 42-х метровый медицинский папирус Эберса свидетельствует, что египтяне хорошо знали функции человеческого организма и умело врачевали людей Ларченко В.Н. Культура Древнего Египта. - М.: Арт-Родник, 2010. - С.21.

Многовековая египетская цивилизация внесла огромный вклад в культурный фонд человечества. Она оказала мощное влияние на культуру народов Финикии, Сирии, Палестины, Эфиопии, Нубии, коптов, хеттов, ливийцев, весь античный мир, передавший ее наследие европейцам.

Культура древнего Египта делится на несколько периодов: додинастический Старое, Среднее, Новое и Позднее Царства. И длится с IV тыс. до н.э. - времени формирования и централизации управления в государстве, до 30-х годов до н.э. - правления последнего фараона из рода Птолемеев () и завоевание Римской империей во главе с Августом (Октавианом) - потомком Юлия Цезаря. За время существования мировой цивилизацией было сделано множество революционных открытий, результатами которых мы пользуемся и в наши дни.

1. Достижения Египта в математике и астрономии

Первые математические исследования были сделаны в Египте. Жители дельты Нила изобрели десятичную систему исчисления, умели делить и умножать. Было известно значение «пи», которое было взято в основу пропорций великой пирамиды Хеопса и гробницы других фараонов. Египтяне знали, как определить площадь и объем.

Главные достижения древнего Египта были сделаны в астрономии. В рядом с современным городом Луксор был обнаружен первый в мир зодиакальный круг. Оригинал его хранится в музее Лувр в Париже, в Египте же туристы могут увидеть точную гипсовую копию.

Также в Египте было обнаружено несколько древних зодиакальных карт. Было известно о том, что жизненный цикл Сириуса составляет 1460 лет, а Марс и Венера имеют определенные фазы.

Египтяне изобрели первый календарь. Вычислить количество месяцев, а затем и дней в году помогли им сборы урожая, которые зависели от сезонного разлива Нила. После завоевания право на открытие было присвоено Риму. Один из месяцев был назван в честь Юлия Цезаря - «июлем».

Зодиак, храм Дендеры. Лувр, Париж.

2. Достижения Древнего Египта в медицине

Благодаря археологическим находкам стало известно, что высшие духовные лица государства — жрецы, имели представление об анатомии человека. Они владели совершенными технологиями проведения сложнейших операций, которые стали доступны совсем недавно: трепанация черепа, ампутация, операции на глаза. Широко применялось лечение травами и маслами, особое внимание уделялось занятиям спорту.

В Египте был изобретен прототип современного химического ампициллина для лечения инфекционных заболеваний. Открытие произошло достаточно просто: хлебные лепешки со временем покрывались плесенью. Ее прикладывали к воспаленному месту и через некоторое время рана затягивалась. Состав ампициллина был изучен только в середине XX века.

Египетские врачи служили при дворах царей соседних государств. В самым прославленным медиком стал египтянин Уджахорресент.


3. Возникновение письменности в древнем Египте

Египтяне изобрели материал для написания исторических летописей - папирус. Изготавливали его из стеблей лотоса, который произрастал на берегах Нила. Технология подготовки материала для письменности была доведена до совершенства: некоторые листы с бесценными сведениями находятся и сегодня в отличном состоянии. Текст на них свободно читается, картинки хорошо различимы. Знания, донесенные в папирусах, являются основой получения сведений о культурном прошлом древней цивилизации и государств Междуречья. Они содержали сведения энциклопедического характера и первые географические карты, отражающие представления египтян о расположении соседних империй. На одной из них изображен маршрут движения армии фараона вокруг континента Африка.


Папирусы древнего Египта

4. Достижения в строительстве Египта

Лучшие памятники архитектуры древней цивилизации были построены из идеологических целей. Они демонстрировали неограниченную власть бессмертных фараонов. Отличительной чертой строений древнего Египта стало величие, монументальность и массивность.

До возведения Эйфелевой башни в 1889 году Пирамида Хефрена считалась самым высоким строением в мире. Большой Сфинкс и погребальный комплекс Хеопса на плато Гиза являются последним уцелевшим чудом света из семи. Другими впечатляющими архитектурными памятниками стали храм Рамзеса II в Абу-Симбел, гробницы города Абидоса, на территории древней столицы Фив.


5. Религия древних египтян

Зарождение цивилизации ознаменовало наступление эпохи политеизма в сочетании с обилием женских куьлтов для поклонения. Занимали они в иерархии идолов самое высокое место: Изида (Исида), Хатхор (Хатор, Дендера).

В их честь строились целые храмовые комплексы: храм Дендеры в Луксоре, в Асуане. Им поклонялись и приносили дары простые граждане, произнося молитвы о разливе Нила и хорошем урожае. В их честь совершали обряды жертвоприношения и фараоны, чья власть зиждилась на умащении и ниспослании благосклонности небожителей. Также при изображении скульптур регилигиозных фигур использовались черты представителей животного мира. Некоторые цари называли себя их именами, как правители нулевой династий , Крокодил, Сокол.

На последнем этапе существования древнего египетского государства для религиозных представлений были характерны черты монотеизма (реформы фараона Эхнатона). Особое место при проведении традиционных обрядов уделялось заупокойному культу. Как читать молитвы и проводить процесс мумифицирования было известно только духовенству - жрецам, посвященным во все тайны путешествия в потусторонний мир. Тексты заклинаний с рисунками позже были объединены в , начертанную на стены гробниц великих фараонов.

Особое внимание уделялось бальзамированию тела после смерти. В гробницу с умершим помещались мумии жен, детей (первые династии Египта) и даже домашних животных. В специальном зале хранились предметы обстановки и запасы продуктов и золота, объем которых зависел от зажиточности хозяина. Соблюдение всех требований погребения требовало значительных материальных и временных затрат. Не каждый гражданин мог позволить себе эту процедуру.

Литература древнего Египта

На древнеегипетских папирусах и наскальных рисунках изображались не только тексты религиозной тематики, но и сцены из повседневной жизни и управления государством. Использовались различные жанры: поучение, биография, сказка, юмористические и даже сатирическиеистории.

Древние египтяне были не прочь пошутить и сочиняли целые повестки, высмеивающие систему управления. Наиболее известными произведениями стали «Песнь арфиста», «Рассказ Синухета», «Беседа разочарованного со своей душой-. В понимании культуры древних египтян огромное значение сыграли обелиски, на которые наносились иероглифы с описаниями военных кампаний, жизни простых египтян, достижений фараонов.


Основой культуры древнего Египта были следующие постулаты, получившие отражение в литературе:

  1. Олицетворение справедливости, высокие моральные принципы. Страх мучений в потустороннем мире после смерти. с весами, на одной чаше которой находятся добрые поступки, на другой - грехи человека.
  2. Элементы проявления коллективного разума. Смещение черт цивилизованного общества и первобытного.
  3. Стремление к познанию окружающего мира, рационализм. Строгие иерархические связи в культуре и науке.
  4. Традиционизм, почетание религиозных культов предков.

Главным символом древней египетской культуры стала фигура сфинкса, соединяющего черты человека и животного.

Заслуги архитектора Египта Имхотепа

Самые выдающиеся достижения древнего Египта были созданы благодаря знаниям приближенного ко двору зодчего и . Чиновнику иногда по ошибке даже присваивали статус фараона. В его заслуги входит разработка схемы и расчетов для строительства пирамиды Хеопса. Он предложил наиболее правильную модель наклона строения, которая обеспечивала его устойчивость.

Из-за несоблюдения пропорций, древние комплексы, расположенные в некрополе Саккара недалеко от Гизы, находятся в крайне плачевном состоянии. Многие из них полностью разрушены и представляют груду камней. Эзотеристы, утверждающие, что пирамиды стали результатом работы внеземных цивилизаций, предположили, что великие знания были сообщены Имхотепу инопланетными существами.

Видео письменность и религия Древнего Египта