Собщение на тему шедевры древней египетской культуры. Египетская культура. Связь богов и фараонов

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.



В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

Ее истоки настолько теряются в глубокой древности, что когда английскими учеными Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению, древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным. Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Анубис, египетский бог и покровитель мертвых,
страж подземного мира и заупокойного культа

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц.

В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам. Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву. А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства. Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства. Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами. Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд. Как раз в это время наступает период широкого применения меди - медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях - это был Ра, Амон или Осирис, в иных - Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом - полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний. К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно. Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог - бог Солнца Ра (рис. 1).

Рис. 1 - Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом. Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей. Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма - поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам. В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших. Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Вторая пирамида - Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны. Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Рис. 2 - Сфинкс

Неумирающий символ Египта - 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени. До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток - это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет. Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи - в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Рис. 3 - Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази. В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр. А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита. А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин - платья из выбеленного льна. Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом - культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры - страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры - великая река Нил, а главная идея - вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, - выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта - письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже - на папирус. Читали тексты справа налево.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Се­вере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к . Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько геогра­фическое, сколько понятие. одна из самых древних - она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых . Поэтому ее относят к восточному обществу .

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия . Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным - до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы - оросительная система была раз­витой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа . Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине - фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание - 5 га, высота - 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?

Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспри­нимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космо­са, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов . Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона . Сверхчеловеческое - это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь - бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию ороситель­ной системы требовал четкой организации работ, практичес­ких навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные по­знания египтян в математике и астрономии . Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожже­вой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они вне­сли в медицину . Египетские жрецы были не только служителя­ми культа, но и одновременно врачами, метеорологами, мага­ми. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финан­совую систему, но носили довольно обширный характер.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства : мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, раз­витие литературных жанров не останавливалось.

В изобразительном искусстве древние египтяне остави­ли нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изобра­жение человека в скульптуре у египтян отличалось статично­стью, неподвижностью. Если это было изображение на камен­ной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги - в профиль. Это объяс­няется тем, что одним из источников живописи была пиктог­рафия - переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой компози­ции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора - два раза графически выше остальных (простых) людей.

Мифологию, религию и культуру древних египтян помога­ют представить найденные археологами «Тексты пирамид» - сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми со­провождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов» , которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI - XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых» .

Вселенная , согласно представлениям египтян, создана бо­гом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса - симво­ла жизни. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения - это осо­бенность их религии. Каждое божество выступало в виде ка­кого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифо­логии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут - богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Оси­рис - бог подземного царства, его жена Исида - богиня пло­дородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу - бог ветра, Нут - богиня неба, Тефнут - богиня влажности. Геб - бог земли, Сет - бог луны, Неферт - богиня красоты.

Духовный мир древних египтян был тесно связан с их ве­рой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего . По­этому такое огромное значение придавалось бальзамирова­нию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в тради­ции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (роспи­си гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).

Символами египетской культуры являются не только фа­раоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх - египетский крест с петлей - «ключ Нила» - атрибут богов и власти. Это культура рабов­ладельческого общества и такой его разновидности, как ра­бовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики - это монументальная каменная архитек­тура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономи­ческие познания, скульптурный портрет, литературные па­мятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры - начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Восто­ка. Многие ее достижения через греческую и римскую антич­ность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»: