Элементы духовной культуры особенности быта бразилии. Население и культура бразилии. Какая Бразилия без

Бразилия славится своими роскошными многочисленными пляжами, которые на сотни километров протянулись по восточному побережью страны. Однако, ежегодно миллионы туристов из самых разных стран мира приезжают в Бразилию не только ради отличных пляжных курортов. Туристов также интересуют достопримечательности и культура этой страны, которая дала миру самбу, капоэйру и бразильский футбол.

География Бразилии

Бразилия располагается в Южной Америке. На севере Бразилия граничит с Суринамом, Венесуэлой, Гайаной и Французской Гвианой, на северо-западе – с Колумбией, на западе – с Перу и Боливией, на юге – с Уругваем, а на юго-западе – с Аргентиной и Парагваем. На востоке страна омывается Атлантическим океаном. Общая площадь этого государства – 8 514 877 кв. км., а общая длина государственной границы – 14 691 км.

Территория Бразилии очень разнообразна – там есть низменности, равнины, холмы, горы. На севере находится Амазонская низменность, преходящая в Гвианское плоскогорье, а на юге - Бразильское плоскогорье. Самая высокая местная вершина – пик Неблина, чья высота достигает 2 994 метров.

Основные бразильские реки – Амазонка, Парана (и ее главный приток Игуасу), Негро, Сан-Франциско и Мадейра.

Столица Бразилии

Бразилиа - столица Бразилии. Население этого города сейчас составляет более 2,6 млн. человек. Бразилиа была построена в конце 1950-х годов.

Официальный язык

Официальный язык – португальский.

Религия

Около 86% жителей – христиане (из них более 84% - католики, а более 22% - протестанты).

Государственное устройство Бразилии

Согласно Конституции 1988 года, Бразилия – это федеративная республика. Ее глава - Президент, которого избирают на 4 года. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Вице-президенту и Кабинету министров в составе 15 министров с председателем.

Двухпалатный бразильский парламент называется Национальный Конгресс, он состоит из Сената (81 сенаторов) и Палаты депутатов (513 депутатов).

Основные политические партии – «Партия трудящихся», «Партия бразильского демократического движения», «Бразильская социал-демократическая партия», «Демократическая партия», «Прогрессистская партия» и «Партия республики».

Административно страна делится на 26 штатов и один федеральный округ с центром в Бразилиа.

Климат и погода

Климат разнообразен, начиная от тропического и заканчивая субэкваториальным. В бассейне Амазонки климат тропический со среднегодовой температурой воздуха +27С.

Лучшее время для посещения Бразилии – с декабря по март. В это время погода достаточно солнечная, чтобы загорать на пляжах и купаться в океане. Кроме того, нужно помнить и про бразильский Карнавал в феврале.

В целом же отдыхать в этой южноамериканской стране можно круглый год. Но нужно учитывать, что на северо-востоке сезон дождей приходится на апрель-июль, а в районе Рио-де-Жанейро – на октябрь-январь.

Океан у берегов Бразилии

На востоке Бразилия омывается Атлантическим океаном. Длина береговой линии составляет 7 491 км. Средняя температура моря у берега с января по март - +25С, а с июля по сентябрь - +23С.

Реки и озера

По территории Бразилии протекает большое количество рек. Самые большие из них – Амазонка, Парана (и ее главный приток Игуасу), Негро, Сан-Франциско и Мадейра.

В штате Парана на границе с Аргентиной находятся знаменитые водопады Игуасу, состоящие из 270 отдельных водопадов.

История Бразилии

Современная история Бразилии началась с 1500 года, когда к берегам этой страны приплыл португальский флот во главе с Педру Алварешем Кабралом. Первое поселение португальцев в Бразилии появилось в 1532 году, а колонизация этой страны началась фактически в 1534 году, когда португальский король разделил ее на 12 колоний.

В 1549 году колонии были обледенены в единое бразильское генерал-губернаторство. К середине XVI века Бразилия превратилась в крупнейшего в мире поставщика сахара. Для выращивания сахарного тростника туда стали в больших количествах ввозить чернокожих рабов из Анголы и Мозамбика.

В 1640 году маркиз де Монталван стал первым вице-королем Бразилии. К концу XVII века экспорт сахара из этой южноамериканского государства заметно снизился. Однако, бразильской экономике ничего не угрожало, т.к. в стране нашли большие запасы золота.

В 1822 году Бразилия объявила независимость от Португалии - образовалась Бразильская империя во главе с императором Педру I.

Рабство в Бразилии было отменено только лишь в 1888 году. Через год после этого, в 1889 году, была провозглашена республика Бразилия.

В 1930 году президентом Бразилии стал Жетулиу Варгас, ввевший затем в стране личное правление – диктатуру. В 1954 году высшие офицеры бразильской армии совершили политический вооруженный переворот, и к власти фактически пришел маршал Умберту Кастелу Бранку.

Сейчас Бразилия является политическим и экономическим лидером в Южной Америке.

Культура

Современное бразильское общество сформировалось в результате слияния представителей многих культур. Именно поэтому бразильская культура такая разнообразная и интересная.

В Бразилии родилась капоэйра – одно из самых красивых боевых искусств в мире. Капоэйра появилась среди чернокожих рабов как ответ на жестокость со стороны белых плантаторов.

Еще одна характерная черта бразильской культуры – танец «самба». Этот танец и сейчас остается для многих бразильцев самой популярной формой народной музыки.

Также не нужно забывать про футбол, который для подавляющего большинства бразильцев стал уже настоящей религией. Разве можно представить бразильскую культуру без футбола?

Каждый год в конце февраля перед Великим постом во многих бразильских городах проводится Карнавал, который в наши дни уже стал самым грандиозным шоу в мире. Особенно своими парадами славятся города Рио-де-Жанейро и Сальвадор, организаторы которых тратят ежегодно несколько месяцев на подготовку.

Кухня Бразилии

Бразильская кухня сформировалась под влиянием кулинарных традиций местных индейцев, португальцев, итальянцев, немцев, африканцев и даже японцев и арабов. Главные продукты питания для многих бразильцев – рис, черные бобы и маниока.

Некоторые эксперты говорят, что как таковой единой бразильской кухни нет, а есть отдельные региональные кулинарные традиции.

Туристам в Бразилии рекомендуем попробовать «фейжоада» (рис, бобы с томатами и мясом), шашлыки «чарраско», «туту» (пюре из фасоли и мяса), «эмбалайя» (рагу из мяса с овощами и помидорами), «ксинксим» (курица с помидорами и креветками), «акараже» (жареная фасоль), овощной суп «кальдерада», креветки с овощами и острым соусом «каруру», бразильскуя «уху» «мокича» и др.

Традиционные безалкогольные напитки – фруктовые соки, кокосовый сок, и, конечно же, кофе.

Традиционные алкогольные напитки - «кашаса» (крепкий национальный алкогольный напиток), пиво и ром.

Достопримечательности Бразилии

В Бразилии туристов ждут не только отличные живописные пляжи, но и очень интересные достопримечательности. Возле границы с Аргентиной и Парагваем на реке Игуасу находятся знаменитые водопады Игуасу, которые ежегодно посещают около 1 млн. туристов.

Самая главная бразильская достопримечательность – это огромная 38-метровая статуя Христа-Спасителя на горе Корковадо в Рио-де-Жанейро.

В 65 км от Рио-де-Жанейро в Петрополисе находится Императорский музей, а также очень интересная летняя резиденция императора Педру I.

Туристам рекомендуем посетить город Сальвадор, который когда-то давно стал первым поселением португальцев в Бразилии. В этом городе до наших дней сохранилось большое количество средневековых церквей, монастырей и дворцов.

Рекомендуем также обратить внимание на бразильские заповедники и национальные парки, которых в этой стране насчитывается более двадцати. Это, прежде всего, Национальный парк Игуасу, чья площадь составляет 17 тыс. гектаров и заповедник Пантанал, площадью 150 тыс. кв. км.

Города и курорты

Самые большие города – Рио-де-Жанейро, Сальвадор, Бразилиа, Форталеза, Белу-Оризонти, Куритиба, Манаус, и, конечно, Сан-Паулу.

Бразилия знаменита во всем мире своими пляжами. Некоторые из них входят в число самых лучших в мире. Каждый приморский бразильский город можно назвать пляжным курортом. Естественно, пляжная инфраструктура там хорошо развита. В десятку лучших бразильских пляжей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Baia do Sancho (Fernando de Noronha)
  2. Lopes Mendes Beach (Ilha Grande)
  3. Baia dos Porcos (Fernando de Noronha)
  4. Praia dos Carneiros (Porto de Galinhas)
  5. Dolphins Bay (Praia de Pipa)
  6. Ipanema Beach (Rio de Janeiro)
  7. Lagoa Azul (Ilha Grande)
  8. Arpoador Beach (Rio de Janeiro)
  9. Muro Alto Beach (Porto de Galinhas)
  10. Gunga Beach (Maceio)

Сувениры/покупки

В качестве сувениров из Бразилии привозят различные изделия народных промыслов, кожаные изделия, кошельки и портмоне, ювелирные украшения ручной работы, футбольные сувениры, небольшие статуэтки Христа-Искупителя, женские платки «канга», бразильский традиционный алкогольный напиток «кашаса».

Часы работы учреждений

Бразильская культура очень разнообразна. Этническое и культурное смешивание в Бразилии произошло в колониальный период между американскими индейцами, португальцами и африканцами и сформировало большую часть бразильской культуры.

В 19-ом и начале 20-го столетий итальянские, немецкие, испанские, арабские и японские иммигранты наводнили Бразилию и сыграли важную роль в ее культуре, создав смешанное культурное и многоэтническое общество.

Главное влияние на культуру Бразилии оказало то, что больше трех столетий она была колонией Португалии. Много поселенцев из Португалии прибыли в Бразилию именно в этот период (почти 1 миллион человек) и принесли свою культуру в колонию.

У коренных жителей Бразилии происходил тесный контакт с колонистами. Многие истреблялись, другие смешались с португальцами. По этой причине, культура Бразилии подверглась влиянию «америнда», главным образом, в пище и языке (в бразильском португальском есть сотни слов индейского происхождения, в основном, от языка гуарани).

Черные африканцы, которые были привезены в Бразилию в качестве рабов, также активно участвовали в формировании бразильской культуры. Хотя португальские колонисты вынудили своих рабов стать "более цивилизованными" (что означало принять католицизм и говорить на португальском языке), их культурные влияния были распространены по всей Бразилии.

В некоторых областях Бразилии, особенно в штате Баия , прослеживается очевидное африканское наследство в музыке, пище, языке, и т.д. Иммигранты из Италии, Германии, Испании, Японии и Ближнего Востока сыграли важную роль в тех районах Бразилии, где они поселились (главным образом, это южная и юго-восточная Бразилия). Иммигранты организовывали сообщества, которые затем стали важными бразильскими городами (Ионвилль и Кашиас-ду-Сул, например) и принесли важный вклад в культуру Бразилии.

Более подробно о культуре Бразилии можно узнать на сайтах:

Предпосылки формирования бразильской культуры (Часть 1)

Пожалуй, сложно сказать, когда именно бразильский народ осознал себя единым целым – даже сами бразильцы согласны, что их история начинается намного раньше официальной даты открытия Бразилии - 22 апреля 1500 года. В то же время, знаменитый клич на Ипиранге, провозгласивший политическую независимость Бразилии, лишь подтвердил уже свершившийся факт – существование новой нации.

С 1500 до 1822 года - от открытия новых земель до независимости - прошел немалый срок, за который судьбы разных народов сплелись в одну, создав уникальную, в своём роде, культуру Бразилии, соединившую в себе самые разнообразные аспекты.

Чтобы понять, чем и почему процесс формирования бразильской культуры отличался от процесса формирования других культур Нового Света, нужно принять во внимание некоторые довольно известные факты.

В первую очередь, религия. Когда мы представляем себе американский континент, мы делим его на Латинскую Америку, и США и Канаду. Вспоминая, что мы знаем об этих странах, мы прекрасно сознаём, насколько они различны не только в экономическом, но и культурном плане: вся их история, начиная с первого появления европейцев на новых землях, развивалась по различным схемам.

И в основе всех этих различий стояла религия. К началу колонизации Европа уже окончательно была разделена на протестантов и католиков. И речь у нас пойдёт не о доктрине, а об отношении к миру – об отношении к близкому и чуждому – об отношении к «другому», как назвал это Тодоров.

Пришедшие в Северную Америку протестанты верили в судьбу и предназначение – картина мира для них была чёткой и ясной, и тот, кто не вписывался в неё, не имел шансов преодолеть ту пропасть, что отделяла Новый Свет от прибывших европейцев. Поэтому они начали перекраивать эту чуждую землю по своему образу и подобию, разрушая на своём пути все, что им мешало. Так индейцы изначально стали для них дикарями, одним из проявлений враждебной природы, с которыми не было нужды считаться. Позже, когда появилась нужда в рабочей силе, и с африканского континента стали прибывать тысячи рабов, едва возникнувшая дискуссия о человечности рабства была разрешена в чисто протестантской манере. А именно: христианин не может быть рабом, но они не христиане – да, они люди, но не достойные свободы, ведь им не известно слово божие – они не были выбраны, чтобы спастись, следовательно – рабство их участь. И лишь несколько поколений спустя – когда африканские корни были забыты, а английский язык стал родным, североамериканские рабы обратились в христианство, доступ к которому был им не только отрезан, но и запрещён европейцами – ведь христианин не должен быть рабом, тем более, другого христианина.

Подобной проблемы не возникло в католической Америке. Первых колонистов вопросы веры особо не интересовали – они пришли в поисках новых земель, богатства и удачи. Они брали себе индейских женщин, которые рожали им детей, порабощали племена, ища свою выгоду в местных конфликтах – они быстро ассимилировались и их дети мало чем отличались от местных жителей. Церковь не заставила себя долго ждать.

Уже в первые годы Португальская корона отправила в Новый Свет духовных наставников, но представители короны были, скорее, чиновниками и вопросы веры местного населения их не особо интересовали. Однако, вслед за ними в Новый Свет направились представители религиозных орденов, чьей целью была миссионерская деятельность. В Бразилии главную роль сыграли иезуиты, в испанских колониях - францисканцы.

A America como entidade no espaco, exigira a sua incorporacao na imagem mental da Europa sobre o mundo natural. O homem americano tinha de encontrar o seu lugar entre os povos da humanidade e a America, como entidade no tempo, requeria integracao na concepcao europeia do processo historico. Tudo isso foi alcancado no discurso do seculo XVI...

Шестнадцатый век для католической церкви был эпохой инкорпорации Нового Света в мироздание европейских умов. Именно миссионерские ордена послужили тем связывающим звеном, которое позволило европейской, американской и африканской культурам слиться в единое целое. Ни экономические, ни социальные, ни расовые или религиозные факторы не помешали им найти место в мироздании всем подданным португальской и испанской короны.

На первом месте для миссионерских орденов стояло обращение индейцев в католичество, но идея массовых крещений была сразу отклонена - миссионеры должны были именно обращать в христианство новых подданных короны. Для этого они должны были понять своих подопечных. И с этого момента началась грандиозная деятельность по изучению языков и культур индейских племён. Большая часть сведений, что дошла до нас об индейских обществах, была изучена, интерпретирована и записана именно миссионерами. Возможно, их интерпретация, с нашей точки зрения, не была беспристрастной – но она была собрана людьми, посвятившими свои жизни изучению индейцев, стремлению понять их и затем обучить, чтобы они стали полноценными членами общества – христианами.

Когда экономический подъем колоний и рост тростниковых плантаций привёл к рабовладельческому строю, перед церковью возникла ещё одна проблема – африканские рабы – но, в отличие от протестантов, католики легко решили проблему - рабство + христианство.

Рабы должны быть крещены и приобщены ко всем святым таинствам – в том числе, к венчанию в церкви. Как с рабами, так и со свободными, то же самое по отношению к их детям, которые должны воспитываться в христианских традициях. Но христианство не гарантирует им никакой свободы, кроме духовной - их освобождение на совести у хозяина. В конце концов, социальные сословия никто не отменял, а равны люди лишь перед Господом Богом.

Таким образом, желание католической церкви ассимилировать негров и индейцев в колониальное общество не позволило произойти тому разделению, которое произошло в Северной Америке. Каждая культура занимала своё законное место в колониальной иерархии, а на вершине, конечно, находилась европейская культура. Но даже она не всегда доминировала, например, в 1758 году маркиз Помбал - тот самый, который изгнал из Бразилии иезуитов, запретил использовать Тупи – индейский язык, на котором в то время говорила большая часть населения Бразилии, а благодаря иезуитам, которые дали этому языку письменность и систематизировали грамматику, также писала и читала. И лишь в 18 веке Тупи силой уступил португальскому языку в Бразилии, а например, в Парагвае, это до сих пор второй государственный язык, на котором издаются газеты и оформляются документы.

Первая волна эмиграции сформировала основной костяк колониального общества, куда в 19 веке устремились новые волны европейцев в поисках лучшей доли.

«Визитными» карточками бразильской культуры являются карнавал, самба, капоэйра, футбол, огромная статуя Иисуса-Искупителя, стоящая на горе Корковаду в Рио-де-Жанейро. По этим символам иностранцы легко определяют, где они находятся, жители какой страны зажигательно танцуют и двигаются на улицах в такт ритмической музыке.

Культура Бразилии формировалась столетиями и представляет собой оригинальный синтез этнических индейских, европейско-колониальных и африканских элементов. Благодаря этому в стране возникла смешанное мультиязыковое и многоэтническое общество.

Исторические предпосылки

До 16 в. бразильскую культуру творили коренные американские индейцы, проживающие в долине крупных рек, в джунглях, в горах. В 16 в. на Южноамериканский континент проникают европейцы. В первую очередь, это были португальцы, компанию которым потом составили испанцы, французы, британцы, голландцы. Больше всего было в Бразилии именно португальских колонизаторов.

В 19 в. – начале 20 в. сюда стали приезжать немцы, итальянцы, арабы, японцы, россияне, украинцы. Все они привезли с собой традиции родной культуры, смешав их с индейской и португальской.

Основное влияние на бразильскую культуру оказало колониальное прошлое страны. Больше трехсот лет Бразилия находилась в составе Португалии, результатом чего стало установление тесных контактов коренных американцев с португальцами. Колонизаторы привозили в Южную Америку чернокожих африканцев, которые также стали участниками развития культуры.

Португальское влияние прослеживается в языке, религии, кухне. Например, в государственном языке – португальском – большинство слов происходят от языка американских индейцев гуарани. Выходцы из Африки оставили свой вклад в музыке, танцах, языке и еде. Приезжие из других стран мира селились в южных и юго-восточных провинциях Бразилии, создавая этнически компактные общества, новые города, сообщества. Переселенцы активно распространяли свою культуру, а также принимали бразильскую.

Особенности бразильской культуры

  • Многонациональность, чем жители страны очень гордятся.
  • Благожелательность. Чиновники, полицейские, политики, врачи, учителя, обычные прохожие, соседи всегда положительно и тепло относятся к приезжим иностранцам.
  • Уважение семейных традиций, истории, прошлого. Практически в каждой семье есть рассказы о том, что в Бразилию приплыли дальние родственники на корабле.
  • Ассимиляция различных культур.
  • Принятие бразильской культуры европейских, африканских, азиатских, австралийских элементов.
  • Прекрасное отношение к людям, которые не похожи на бразильцев.
  • Любопытство, которое иногда носит чрезмерный характер.

Религия

В Бразилии с момента приезда португальцев стал распространяться католицизм, носителями которого были миссионерские миссии и орден иезуитов. Монахи и священники отказались от массовой христианизации, отдав предпочтение постепенному обращению местного населения. Успешной миссии способствовало то, что представители духовенства стали изучать бытовую жизнь, языки, верования и культуру индейцев. Полученные сведения миссионеры записывали и публиковали. Это помогло не только сохранить прекрасные сведения о коренных южноамериканских племенах, но и мирно перевести их в новую религию.

Африканцев, привезенных для работы на плантациях Бразилии, крестили и превратили в рабов. Их дети уже воспитывались в традициях католицизма, и за это отвечала не только церковь, но и рабовладельцы.

Активная деятельность иезуитов и добровольное принятие предками индейцев и африканцев католицизма способствовали тому, что эта религия быстро и легко распространилась в Бразилии. В течение столетий в состав католической системы бразильцев были включены такие верования и религии:

  • Иудаизм.
  • Спиритизм.
  • Буддизм.
  • Индуизм.

Отдельно существуют верования, представляющие собой уникальное соединение африканских местных религий и католицизма. В частности, распространение получили следующие синкретические религиозные направления:

  • Умбанда.
  • Кандомбле.
  • Макумба.

Действуют в Бразилии методическая и баптистская церкви.

Язык

До конца 1750-х гг. большая часть населения Бразилии разговаривала на языке американских индейцев тупи. Миссионеры-иезуиты создали грамматику, научились сами читать и писать на тупи. Одновременно с ним использовали так называемый общий язык, который представлял смесь тупи и португальского. Потом язык тупи был запрещен, государственным языком в Бразилии стал португальский. Сейчас на нем разговаривает почти 100% страны. В удаленных районах реки Амазонки индейские племена продолжают и дальше использовать свои коренные языки и наречия.

Португальский признан государственным, его используют в СМИ, в школах, госучреждениях, больницах.

Карнавал

Бразильский карнавал ждут не только бразильцы, но и иностранцы, многие из которых специально приезжают в Рио-де-Жанейро весной, чтобы лично посмотреть и поучаствовать в карнавале. Проводится он за 40 дней до наступления католической Пасхи. Одновременно с грандиозным отмечанием в Рио проводятся карнавалы в регионах страны, где празднества приобретают ярко выраженный региональный характер и колорит.

Карнавал в Рио знаменит следующими факторами:

  • Проведением красочных парадов, которые организуют школы самбо Рио-де-Жанейро. От каждой школы выступает по несколько тысяч человек.
  • Организацией самбадрома.
  • Демонстрацией музыки и традиций разных народов и этнических групп Бразилии.
  • Мэр города на четыре дня переедает управление Рио Королю Карнавала.

Каждая школа самба готовит свое представление, которое посвящается либо Бразилии, либо актуальным тенденциям в мире культуры и музыки. Жюри во время шествия оценивают музыку, выступление танцоров, мастера церемонии, актуальность темы представления, его главной темы, красоту самбадрома и карнавальной платформы.

Ранее карнавал имел религиозный характер, а сейчас – это шоу, механизм привлечения туристов и инвестиций страну, дополнительные выходные для бразильцев.

На карнавал продаются билеты – есть отдельные ВИП-ложи и бюджетные места. Если турист приобретает билет, как обычный зритель, то у его место на самбодроме будет отличаться отсутствием стояки для машины, туалета, безопасности, плохим обзором.

Кроме Рио-де-Жанейро, крупные карнавальные шествия проходят в Сан-Паулу, Форталеза, Ресифи, Сальвадор.

Кухня и еда

Бразильцы любят вкусно и сытно поесть, поэтому себя они считают гурманами. Их культура еды и потребления пищи формировалась столетиями, и представляют собой отличное смешение кухонь жителей джунглей Амазонки, Португалии, Африки, Италии, Германии, Ливана, Сирии, Украины, Японии.

По гастрономическим критериям территория Бразилии делится на 5 областей:

  • Север – главные блюда пикандинхо де жакаре, такака, акаи.
  • Северо-восток – ватапа, мокуэка, акарайе.
  • Центральный запад – пекуи, памонха.
  • Юго-восток – фейиоада.
  • Юг – чуркаско.

В состав большинства блюд бразильской кухни входят черные бобы, белый рис, мука из маниоки. К гарнирам принято подавать курицу, рыбу и бифштекс. Очень любят бразильцы супы из морепродуктов, рыбы, мяса, овощей. Во все блюда добавляют много перца и лука. Мятые бобы с луком и солью считаются местным лакомством и продаются прямо на улице. В них добавляют различные продукты – пасту из маниоки, морские продукты, перец, томатную пасту, сушеные креветки.

К основным национальным блюдам относятся:

  • Пато но тукупи – вареное мясо утки в густом соусе с травой, которая жжет желудок.
  • Куалдо до пиранья – суп из пираньи.
  • Каруру – это соленые креветки, к которым обязательно подают острый соус из красного перца и местного растения киабу.
  • Ватапа – порезанные или перемолотые моллюски, к которым добавляют кусочки рыбы, сваренные в масле денде. Туда же добавляют сок кокоса, хлеб. Принято подавать с белым рисом.
  • Фейжоада – черная фасоль, копченая колбаса, свинина, сушеное мясо, чеснок, перец и лавровый лист.

Пьют бразильцы крепкую, очень чистую водку, которую производят из спирта, сделанного с сахарного тростника. Национальным коктейлем считается кайпиринья – сок лайма, качака, сахар и лед. В жаркие дни бразильцы пьют гуарану – прохладительный напиток, который делается из плодов одноименного дерева, растущего на берегах Амазонки.

Музыка

Включает различные музыкальные стили и направления, среди которых стоит отметить:

  • Форро.
  • Фрево.
  • Пагоде.
  • Босанова.
  • Самба.

Развивается в Бразилии и классическая музыка. Ее представителями были Антонио Карлос Гомес, Элиас Иварес Лобо, Клаудио Санторо, Камарго Гуарньери, Эли-Эри Моур.

В Бразилии бы основан и Государственный симфонический оркестр, который является самым крупным в Латинской Америке и известен далеко за пределами Бразилии.

Благодаря исполнителям из Бразилии в мире распространение получили босанова, тропикализм, а в страну стал проникать рэп и хип-хоп.

Музыка четко отражает социальную дифференциацию в обществе, которое делится на богатых, средних и бедных. Исполнители из низов в своих музыкальных произведениях часто говорят о нищете, коррупции, тяжелой жизни, неравности, неправильном распределении богатства, наркотиках, алкоголе.

Объединяющим музыкальным фактором является самба, которая популярна среди всего населения страны, в том числе среди мигрантов и туристов.

Развитие литературы

Становление современной бразильской литературы началось в 16 в., когда стали публиковаться письма и записки миссионеров, колонизаторов, исследователей Бразилии. В это время популярность получили такие жанры, как:

  • Хроники.
  • Рассказы.
  • Стихи.
  • Мемуары.

Тематика была очень разнообразной – от описания событий в колонии до рассказов об этапах завоевания Бразилии португальцев. Писали европейцы и о американских индейцах, их культуре, верованиях, языке, традициях.

В 19 в. в бразильской литературе стал распространяться романтизм, появились первые произведения, написанные коренными жителями страны. Они поднимали проблемы жизни индейцев Амазонки. Увидели свет и психологические романы, детские книги, романы о современной жизни Бразилии, о плантаторах, колонизаторах.

Искусство

Раньше в скульптуре, архитектуре, живописи преобладали тенденции, привезенные португальцами из Европы. Особенно это прослеживалось в строительстве правительственных зданий, государственных учреждений, домах аристократов и плантаторов.

Потом резко перешел переход к бразильским темам, которые поднимались неоднократно скульпторами и архитекторами, начиная с 18 в. В частности, создавались неканонические статуи святых. Скульпторы использовали местный материал, называемый цветной стеатит.

Современные архитекторы основали всемирно известную архитектурную школу, представители которой занимались застройкой столицы государства.

Спорт и футбол

Бразильцы очень спортивная нация. Мальчики и девочки разного возраста занимаются футболом, который признан национальным достоянием. В различных футбольных клубах мира играют бразильские игроки. Фанаты футбола знают имена таких легенд футбола, как Роналдо, Пеле, Рональдиньо.

Конкуренцию футболу составляет волейбол. В стране очень сильная волейбольная национальная команда, которая постоянно завоевывает золотые медали на мировых первенствах.

В Бразилии зародились капоэйра и джиу-джитсу (бразильское), которые сейчас очень популярны во всем мире.

Спорт в стране разделен по территориальному принципу. В частности, в Бразилии один федеральный округ и 26 штатов, и между этими административными образованиями проводятся различные чемпионаты. В каждом штате существует собственная лига и свои команды. Национальные турниры проводятся на местном уровне и на федеральном. В последнее время распространение получили футбольные чемпионаты, организованные двумя или тремя штатами. С конца 1950-х гг. в стране появился общегосударственный футбольный турнир, который называется Кубок Бразилии.

Традиции Бразилии непосредственно связаны с празднованием на весь мир известного карнавала и многих других знаменательных дат. Здесь представлены самые яркие из них.

Новый Год - отмечается 1ого января

Новый год в Бразилии еще называют Днем всеобщего содружества. Это - веселый и воодушевляющий праздник. В отличие от Европы и Америки, Новый год в Бразилии не принято отмечать в узком семейном кругу. Чем больше компания - тем лучше. В Новый год - грех сидеть дома. Народ стекается в многочисленные уличные кафе, ночные клубы или просто располагается на газонах и пляжах. Везде звучат барабаны, люди танцуют, поют, обмениваются презентами. А ровно в полночь над Атлантическим океаном и морем голов зажигается самый роскошный в Южном полушарии фейерверк.

На Новый год в Бразилии принято съесть 12 виноградин и загадать желание. Однако не существует традиции боя новогодних часов как это принято у нас. Нет и Дедов Морозов (ну какие Деды Морозы в 35-градусную жару?), однако веселье разворачивается нешуточное. В эту ночь в Бразилии все друг другу сестры и братья.

Карнавал - отмечается в феврале

Каждый год в конце февраля, перед началом Великого поста, вся Бразилия погружается в самый шумный, яркий и веселый праздник, самое грандиозное шоу на планете - Карнавал. В "эпицентры" бразильского карнавала (Рио и Салвадор) самолеты ежедневно доставляют тысячи туристов из США, Аргентины и стран Европы. Салвадор обычно принимает 600-700 тысяч иностранцев, Рио - около миллиона. Гостиницы переполнены, несмотря на "зашкаливающие" цены - места необходимо заказывать заранее.

Истоки карнавала - и в ритуальных плясках черной Африки, пульсирующие ритмы которой были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов, и в ежегодных португальских "энтрудо" - шуточных уличных шествиях с обязательным бросанием в прохожих тортов, песка, яиц и муки, и в итальянских маскарадах, и в испанских фиестах, и в индейских обрядах. Много лиц у бразильского карнавала и вместе с тем - он сам по себе неповторим. Традиционная самба на пять дней проникает в кровь всех участников и гостей карнавала. Праздник начинается далеко от Рио, в городке Олинде, где проходит парад старейшей танцевальной школы "девственниц". Это 250 мужчин, одетых в женское платье. Их выступление безостановочно идет 10 часов. И все же главное событие карнавала - парад школ самбы в Рио-де-Жанейро. Сегодня карнавал Рио-де-Жанейро - самый большой и известный в мире, а его самым живописным представлением является парад участников разных школ самбы. Школы самбы (в каждой из которых насчитывается от 3.000 до 5.000 участников) в основном состоят из малосостоятельных людей с городских окраин.

На всех карнавалах школы самбы Рио соревнуются друг с другом, и их выступление оценивается специальным жюри. Все они разыгрывают свои собственные сюжеты, объединенные общей темой. Это может быть историческое событие, чествование какой-то личности, сюжет рассказа или легенды. Костюмы должны отражать эпоху, соответствовать сюжету и месту действия.

Праздник явления Богородицы/ День Детей - празднуется 12 октября

Религиозный праздник Явление Богородицы в Бразилии отмечается совместно со Днем Детей. Поэтому, пока в храмах проводят торжественные службы, на весьма светском ТВ весь день показывают много детских программ, шоу и мультфильмов. В Бразилии очень любят детей, почти в каждой семье их по трое. Беременность считается божьим даром, детскому досугу уделяется большое внимание. В День Детей, также принято устраивать различные уличные конкурсы, а многие родители в этот день отдают дом на откуп своим чадам. Маленькие девочки пытаются печь на кухни пироги, а мальчики постигают тайны отцовских гаражей. В этот день принято дарить детям игрушки и развивающие игры. Накануне Дня Детей, родители в спешке бегают по магазинам в поисках любимой куклы, последней компьютерной игры, модных наушников и т.д.

Рождество - празднуется 25 декабря

Рождество в Бразилии празднуется при 35-градусной жаре. Никакого вам снега и традиционного Санта-Клауса. Однако вполне традиционны рождественский ужин с огромной индейкой и фаршированной ветчиной, и подарочная лихорадка. Главные события как всегда концентрируются на улицах и в храмах. Бразильцы, в большей своей массе, очень набожны и никогда не пропускают праздничных церковных служб. Однако в отличие от американцев и европейцев, предпочитающих отмечать Рождество в семейном кругу, бразильцы предпочитают уличные гуляния, песни и танцы.

Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, составляющих бразильскую нацию.

Доминирующим остается португальское начало - бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм - основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-колонизаторов. Однако бесспорно и влияние индейцев и африканцев. Широко распространён язык тупи-гуарани: в XVI в. священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на севере Бразилии.

Довольно много слов в современном языке имеют индейское происхождение. Влияние индейской культуры особенно заметно в Амазонии, а следы африканской культуры больше прослеживаются на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро.

Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичной самбе. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты - европейских музыкальных жанров, привезённых колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения - музыка бразильского композитора-классика Х. Вилла-Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии.

В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен. Танцевальное искусство неразрывно следовало на протяжении всей истории Бразилии за музыкой. Популярный танец самба - не единственное проявление танцевальной культуры Бразилии. Бразильские танцоры всегда внимательно изучали и использовали танцевальные находки и традиции крупнейших школ мира, одновременно объединяя их с национальной самобытностью танца, что создало поистине неисчерпаемый источник для креативности и самовыражения. Среди самых знаменитых школ танца Бразилии - балет «Стажиум» (Stagium) и «Группа Корпу» (Grupo Corpo).

В архитектуре Бразилия, также исторически находившаяся под влиянием культуры колонизаторов, прошла через различные фазы в поисках своей идентичности. От барокко и рококо, смешавшись с индейскими мотивами и тропическими темами, сегодня бразильская скульптура и архитектура признаны во всем мире благодаря неповторимому индивидуальному стилю и постоянному новаторству авторов, самым ярким примером которому стал город Бразилиа, созданный Оскаром Нимайером и Луисио Костой.

Художественное искусство, как и архитектура, имеет свою богатую историю, начинаясь с примитивных наскальных рисунков до возникновения в XVIII веке национальной школы живописи, достигшей мировогоизнания в XIX веке благодаря работам Б. Альмейды и сохранившей славу до сегодняшнего дня: именно бразильские художники Ди Кавалканси и Портинари были удостоены чести украсить фасадную стену резиденции ООН в Нью-Йорке. С 1951 в Сан-Паулу каждые два года проводится международная художественная выставка, привлекающая художников из более чем 50 стран мира.

Бразильская литература внесла больший вклад в мировую культуру, чем породившая её португальская. Наиболее известны писатели Й. Мачадо (писатель XIX века), Ж. Фрейре (писатель XX века), Г. Рамос, Ж. Амаду, Э. Вериссимо. Всемирно известна Бразильская Литературная Академия в Рио-де-Жанейро.

Придя в Бразилию вскоре после изобретения, сегодня национальный кинематограф продолжает свое успешное шествие по миру. Начинаясь с кинокомедий «шашадас» одной из первых киностудий «Атлантида», пройдя через эпоху «нового кино» Глаубера Роши (Glauber Rocha), движение «андеграунд» и до сегодняшнего дня, история бразильского кинематографа каждого периода богата многочисленными премиями самых престижных международных кинофестивалей. «Младшей сестрой» традиционных кинофильмов является индустрия теленовелл, которая сейчас представляет собой гигантскую фабрику «мыльных опер», экспортируемых во многие страны мира.

Огромный творческий потенциал нации выразился в бурном развитии в сегодняшней Бразилии современных видов искусства: реклама, мода, ландшафтный и индустриальный дизайн. Бразильские дизайнеры успешно конкурируют со своими известнейшими коллегами из Европы и США.