Фестиваль «Пасхальный дар»: готовимся к празднику! Московский художественный театр

Насчитывает более 150 коллективов и театральных трупп. Еще с глубокого средневековья скоморохи тешили публику. Постепенно на театральных помостах стали ставиться представления, построенные по библейским сюжетам. К концу XVII века появились первые оборудованные помещения для зимних постановок. С XVIII века театры стали популярными, началось их бурное развитие. Большую известность получили постановки в имениях Шереметьевых, Юсуповых и другие.

Московский художественный театр

С XIX века началось строительство специальных театральных зданий, многие из которых сегодня стали памятниками архитектуры. Образованный в 1898 году выдающимися режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко новый Художественный театр по сегодняшний день является одним из наиболее любимых и популярных. Сегодня два коллектива претендуют быть наследниками знаменитого сооружения. Один из них разместился в здании недалеко от кремля, в центре столицы.

Всем театралам хорошо известен адрес - Камергерский переулок, 3, МХАТ. Как добраться до этого места легко узнать у любого Москвича.

Переулок начинается от Тверской, от здания театра и выходит к Большой Дмитровке. Рассмотрим, как добраться на метро. Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен менее чем в 300 метрах от станции «Охотный ряд» - выход к Тверской улице.

Камергерский переулок

Если выйти в противоположную сторону или с «Театральной» станции, то придется прогуляться немного дольше. Можно пройти по Театральному проезду вдоль Думы и оказаться на Тверской, а можно немного изменить маршрут. Рассмотрим этот вариант. Итак, как добраться.

Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен чуть дальше - в 480 метрах, если прогуляться вдоль Большой Дмитровки. Сам Камергерский - одна из любимых пешеходных зон старой Москвы. На протяжении 220 метров разместилось множество кафе. Летом столики стоят прямо на улице. Если позволяет время - прогуляться по переулку большое удовольствие. Здесь не нужно спрашивать, как добраться до Камергерского переулка, 3, МХАТ. В огромном мегаполисе, на территории старой Москвы, все сжимается до уютного маленького старинного города. Как будто вы сами попали на сцену театра. Нужно просто гулять и наслаждаться.

На машине в театр

Отправляясь в театр, не всегда хочется спускаться в метро. При этом не сложно разобраться, как добраться на машине. Камергерский переулок, 3, МХАТ расположен очень удобно. Учитывая направления движения транспорта лучше заезжать от Манежной площади по улице Моховая. Главное - успеть перестроиться между Воздвиженкой и Тверской в один из левых рядов. Иначе дорога заставит проехать прямо. Для центра Москвы машина может оказаться не самым удачным вариантом. Если вас везет водитель, то не составит труда остановиться недалеко от МХАТа, Камергерский переулок, 3. Как добраться дальше - уже несложно догадаться. Другое дело, если приходится машину ставить на стоянку.

Самый удобный вариант по маршруту движения - парковка по адресу Охотный ряд, 2. Пристроив своего железного спутника, снова придется прогуляться пешком до выхода из станции метро «Охотный ряд» или «Театральная».

Камергерский переулок

Камергерский переулок - одна из самых известных пешеходных улочек Москвы, расположенная в Тверском районе ЦАО, между Тверской улицей и Большой Дмитровкой.

Несмотря на свою небольшую протяжённость (всего 250 метров), Камергерский переулок имеет богатую историю, связанную с жизнью и творчеством большого количества известных деятелей русской культуры. В разное время здесь жили писатели Владимир Одоевский, Лев Толстой, Юрий Олеша, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, актёры Василий Качалов, Алла Тарасова, Николай Хмелёв, Любовь Орлова, композитор Сергей Прокофьев, живописец Василий Тропинин и многие другие известные на почве культуры люди. Колоритен и состав гостей, посещавших местечко: в кафе "Десятая муза" на углу Камергерского и Тверской читали свои стихи Маяковский и Есенин, здесь предавался азарту известный русский поэт и заядлый картёжник Александр Пушкин, творили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

История

Но началось всё совсем не с писателей и театралов. В разное время переулок назывался Квасным и Кузнецким (по существовавшим в окрестностях слободам), теперешнее же название - Камергерский переулок - устоялось ко второй половине 19-го века; такое название было дано переулку по трём жившим на нём камергерам (придворный чин и звание высокого ранга): Сергею Голицыну, Петру Бекетову и Василию Стрешневу.

Переулок известен с 16 века, когда между ним и параллельным Георгиевским переулком был основан Георгиевский женский монастырь - первый родовой монастырь династии Романовых. Учитывая такое соседство и близость местечка к Кремлю, переулок изначально заселялся состоятельными и приближёнными к правителю родами: здесь жили представители дворянских родов Долгоруковых, Одоевских, Голицыных, Милославских, Трубецких, здесь же провела детство жена царя Ивана IV Грозного Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. Как и многие другие московские улицы, переулок сильно пострадал во время пожара 1812 года - Георгиевский монастырь и многие другие строения полностью выгорели, и им на смену постепенно пришли новые здания, многие из которых сохранились и по сей день.

В начале 20-го века по проекту архитектора Фёдора Шехтеля был перестроен бывший усадебный дом Петра Одоевского - в 1902 году здесь расположился Московский художественный театр, основанный немногим ранее (в 1898 году) Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Сейчас он называется Московским художественным театром имени А.П. Чехова, и найти его можно по тому же самому адресу: Камергерский переулок, 3. Кстати, именно с театром связано одно из последних переименований местечка: в связи с его 25-летием в 1923 году Камергерский переулок был переименован в проезд Художественного театра. Новое название продержалось 69 лет - в 1992 году Камергерскому переулку возвратили историческое название.

Камергерский переулок сегодня

26 октября 1998 года Камергерский переулок в соответствии с распоряжением на тот момент мэра Москвы Юрия Лужкова стал пешеходным.

Сейчас это модная пешеходная зона, популярная у театралов и, судя по запредельному количеству ресторанов и кафе, голодающих. Как и другие пешеходные улицы и переулки Москвы, Камергерский переулок часто становится площадкой публичных культурных мероприятий и праздничных торжеств, что только подогревает интерес к нему со стороны москвичей. В переулке работает 2 музея (Музей МХАТ и Музей С.С. Прокофьева), а также один из старейших книжных магазинов столицы - Дом педагогической книги. Известен переулок и двумя памятниками - Антону Чехову (открыт в 1998 году в период празднования 100-летия МХТ) и Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко (открыт в 2014 году), установленными в начале Камергерского переулка рядом с Тверской улицей.

И не забудьте обратить внимание на изящные фонари - при благоустройстве были установлены уличные фонари, выполненные по рисункам Фёдора Шехтеля! Выглядит колоритно.

Мы прогулялись по Камергерскому переулку за два дня до Нового года. Поводом для прогулки было посещение Московского Художественного театра, это уже своего рода традиция: предновогодняя Москва и один из лучших театров Москвы с одним из самых популярных спектаклей «№ 13D» как подарок на Новый год. Надо признать, что Москва в этом году расстаралась, объявленный фестиваль «Рождественский свет» на наш взгляд удался.

Этот рассказ посвящен истории и украшениям Камергерского переулка к Новому 2017 году.

Камергерский переулок получил свое название в конце 19 века по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера. В 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в проезд Художественного театра. В 1992 году улице было возвращено историческое название. С 1998 года переулок является пешеходным и закрыт для проезда автотранспорта.

Историческая справка по топониму переулка. Камергер (нем. Kammerherr — властитель комнаты) — придворный чин или придворное звание. В России чин камергера был введён Петром I. При Петре I чин камергера получили 9 человек, первым был пожалован С. Г. Нарышкин. Екатерина II уточнила обязанности камергера: камергеры должны были дежурить при императорском величестве «сколько указано будет» и во время дежурства никуда не отлучаться. По сути их работа в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера, т.е начальника камергеров. Даже высшие государственные чиновники ценили это звание, поскольку оно давало доступ к мероприятиям, проводимым императорским двором. Камергерам полагался специальный нагрудный знак — ключ на голубой ленте. К концу 19 века звание камергера утратило свою важность и его могли присвоить людям незнатного рода, поэтам и композиторам. Звания камергера были удостоены поэты Тютчев и Фет, композитор Римский-Корсаков. Разумеется, в 1917 году камергерство было упразднено, а впоследствии был переименован и сам переулок.

Камергерский переулок связан с жизнью и творчеством многих деятелей русской культуры. Здесь, например, жили писатели В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, Ю. К. Олеша, Л. А. Кассиль, М. А. Шолохов, В. В. Ерофеев; актёры В. Н. Пашенная, В. И. Качалов, М. И. Прудкин, Л. П. Орлова; художник В. А. Тропинин; композитор С. С. Прокофьев; оперный певец С. В. Собинов и многие другие.

Протяжённость Камергерского переулка составляет всего 250 метров. Практически все здания переулка отнесены к категории памятников архитектуры и они хранят массу исторических свидетельств. В оформлении многих зданий в свое время принимал участие известный русский архитектор Федор Шехтель. В 2009 году по сохранившимся эскизам Шехтеля были изготовлены фонари и затем установлены в Камергерском переулке в ходе работ по его благоустройству.

В настоящее время здесь расположено множество интересных мест, связанных с русской историей: есть например музей композитора Прокофьева в доме, где он жил, и он сам, идущий по переулку в виде бронзовой скульптуры, памятник Чехову, памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко. Доминантой переулка безусловно является Московский Художественный театр под управлением Олега Табакова — один из самых успешных и востребованных зрителем московских театров. Театр расположен в здании с богатейшей историей и имеет собственный музей, посвященный истории МХАТ. В Камергерском переулке расположено множество ресторанчиков, кафешек и кофеен вполне приличного уровня. Цены в заведениях конечно столичные, но точно не выше европейских. Также есть свой 3-х звездный отель, разумеется, с названием «Камергерский».

В преддверии Нового года Камергерский переулок был красиво украшен. Все магазинчики и кафешки также украсили свои фасады на новогодний мотив. Ближе к Тверской были установлены торговые палатки на манер западных рождественских базаров. Также здесь была установлена импровизированная сцена, на которой с 17.00 выступала какая-то полупрофессиональная музыкальная группа. Пели они немного невпопад, но зажигательно и обещали развлекать народ и в новогоднюю ночь.

Ниже несколько фотографий Камергерского переулка в канун Нового 2017 года.

Как добраться до Камергерского переулка: ст. метро: Охотный ряд, Театральная

Камергерский переулок располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Переулок проходит от улицы Тверской до Большой Дмитровки. Нумерация домов ведется от Тверской. С 1998 года движение транспорта по Камергерскому закрыто, и он является пешеходным. Несмотря на небольшую протяженность этой улицы - всего 250 метров, здесь сосредоточено большое количество архитектурных памятников, ресторанов, располагается здание Московского художественного театра им. Чехова. В то же время, улица довольно широкая - ее ширина 38 метром. Для сравнения, соседняя Малая Дмитровка шириной всего 16 метров.

Камергерский переулок существовал с 16 века. Тогда между ним и Георгиевским переулком был основан первый родовой монастырь рода Романовых - Георгиевский. Тогда переулок был застроен в основном деревянными домами, и его ширина составляла около 7 метров. Близкое расположение к Кремлю способствовало тому, чтобы здесь селились состоятельные знатные москвичи. Правда и в 16 и в 17 веках у переулка не было устоявшегося названия. Чаще всего его называли и Квасным - по квасникам, заселявшим его в прошлом; Егорьевским - по Георгиевскому монастырю; Кузнецким - так как он являлся продолжением Кузнецкого переулка.

В 17 веке деревянная застройка стала сменяться каменной. В это время на пересечении переулка с улицей построили церковь Спаса Преображения, а также стояли дома таких знатных родов как Стрешневы, Долгоруковы, Милославские, Голицыны, Трубецкие, Одоевские. В 1787 году церковь Спаса Преображения снесли, а переулок расширили. В начале 19 века нынешний Камергерский переулок не считался отдельной улицей - он существовал как продолжение современного Газетного переулка. Но все равно у него было свое название и не одно - между собой Москвичи называли его как Старогазетный или Одоевским (самой большой постройкой на улице был дом князей Одоевских).

Во время пожара 1812 года все дома кроме усадьбы Стрешневых и гостиницы Шевалье на улице сгорели, в том числе практически ничего не осталось и от Георгиевского монастыря. Когда переулок отстраивали, проезжую часть расширили до 15 метров, а новые дома стали строить из камня. Во второй половине 18 века наконец появилось нынешнее название переулка. Дело в том, что проживавшие здесь В.И. Стрешнев, П.П. Бекетов и С.М. Голицын были камергерами. Сразу три камергера на одной маленькой улице - это была достаточно яркая особенность, и уже в 1886 году переулок упоминается как Камергерский и в официальных документах.

Еще раз переулок переименовывали в 1923 году - он стал называться проезд Художественного театра, в 1992 году историческое название вернули, и с тех пор переулок остается Камергерским.

До нашего времени в Камергерском переулке сохранились здания, которые являются архитектурными памятниками. В конце 19-начале 20 веков архитекторы Б.В. Фрейндерг и Э.С. Юдицкой на углу с тверской построили доходный дом Толмачевой. Также по проекту В.А. Величкина был возведен целый комплекс доходных домов Обухова и Оболенского. Главный дом усадьбы Одоевских перестроили для Московского художественного театра, а архитектор построил здание Электротеатра. Затем в соседних с МХАТом зданиях открылись Школа-студия и Музей МХАТ, а также разместились квартиры артистов театра.

В первые десятилетия 20 века Камергерский переулок был тесно связан с культурной жизнью Москвы. В 1920-е здесь работало артистическое кафе "Десятая муза", где часто можно было встретить Маяковского, Брюсова, Есенина и других выдающихся деятелей литературы. В 1930 году в Камергерском переулке построили жилой дом кооперативного товарищества "Крестьянская газета", где поселились семьи более 40 писателей. Когда на Тверской снес. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, Камергерский переулок должен был стать частью нового Центрального полукольца. Но этот план так и не воплотили в реальность.

С тех пор Камергерский переулок дожил до нашего времени без особых изменений. В октябре 1998 года его закрыли для движения транспорта, и Камергерский стал вотчиной пешеходов. К этому событию улицу выложили гранитной брусчаткой, дома отреставрировали и установили для них архитектурную подсветку. Из переулка убрали некоторые элементы современной архитектуры, установили памятник Чехову, а также по рисункам Ф.О. Шехтеля воссоздали исторические фонари.

Как уже упоминалось, в Камергерском переулке находится множество исторических и архитектурных памятников, и сейчас мы расскажем о некоторых из них.

Дом №1/6 - бывший доходный дом Толмачевой. Дом был построен в 1891 году для А.Г. Толмачевой. Помимо квартир в здании располагался ресторан "Рояль", несколько магазинов, фотоателье, а также имелся большой зал со сценой, в котором расположился Железнодорожный клуб, а потом театр "Веселые маски". В 1918 здесь открылось уже упоминавшееся кафе "Десятая муза". Как известно, муз было всего девять, но в Древней Греции просто не было кино, иначе у него обязательно была бы своя муза, и московские артисты исправили эту ошибку. В кафе представители богемы не только отдыхали, но и обсуждали дела, проводили общие собрания Всероссийского союза поэтов. Позднее здесь открылось кабаре "Короли экрана среди публики", в котором выступали Вера Холодная Иван Худолеев и другие известные актеры того времени. Во время реконструкции Тверской значительная часть дома Толмачевой была разрушена. Также этот дом известен тем, что в 1980-е в нем работала круглосуточная пельменная (круглосуточных заведений общепита в столице тогда было немного). Сейчас в доме располагается Школа-студия МХАТ.

Дом №3, бывшая усадьба П.И. Одоевского, сейчас - , объект культурного наследия федерального значения. После того, как во время пожара 1812 года деревянная усадьба Одоевского сгорела, он построил на ее месте Большой каменный особняк в три этажа, с колоннадой и портиками. С двух сторон от дома располагались двухэтажные флигели. Дом несколько раз переходил к разным владельцам. После смерти Одоевского дом перешел к его троюродной племяннице В.И. Ланской, которая сдавала его внаем. В 30-е годы 19 века дом снимала семья Долгоруких, с которыми дружил Пушкин. В конце десятилетия в особняке работал литературный кружок поэта С.Е. Раича, размещалась "Библиотека для чтения и книжная лавка Эльцнера". После смерти Ланской дом купил С.А. Римский-Корсаков, женой которого была кузина Грибоедова Софья. Архитектор Н.А. Шохин перестроил дом для нового хозяина. Римский-Корсаков вел разгульную жизнь, которая была ему не по карману, и в 1972 году ему пришлось выставить свой дом на аукцион, чтобы расплатиться с долгами. Так дом с торгов перешел к купцам Г.М. Лианозову и М.А. Степанову. Когда Степанов умер, и Лианозов стал единственным владельцем особняка, он поручил архитектору М.Н. Чичагову перестроить здание под театр, а затем стал сдавать его в аренду разным театральным труппам.

В 1902 году сроком на 12 лет здание арендовал С.Т. Морозов для нового театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Театр был организован в 1898 году и до этого размещался в саду "Эрмитаж". Здание снова перестроили, и это обошлось Морозову в 300 тысяч рублей, хотя сам проект Ф.О. Шехтель разработал бесплатно. Здание реконструировали в 1983 году и в 2000 году. Причем, во время последней реконструкции интерьеры, разработанные Шехтелем, изменили, так как руководству театра они показались недостаточно представительными. В сентябре 2014 года перед входом в театр установили памятник основателям театра - К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко.

В доме №3а, некогда одном из флигелей усадьбы Одоевского, сейчас размещается "Электротеатр" и Музей МХАТ. Школа-студия открылась 20 октября 1943 года. В разное время в ней обучались такие знаменитые и популярные актеры как Алексей Баталов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Татьяна Лаврова, Альберт Филозов, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Елена Проклова, Александр Балуев, Евгений Миронов и многие другие.

В Музее МХАТ собрана уникальная коллекция сценических костюмов и декораций, здесь хранятся богатейшие документальный фонды, а также произведения живописи и графики Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева и других художников. Здание также является объектом культурного наследия регионального значения.

Дома 5/7 - комплекс доходных домов Е.А. Обуховой и князя С.С. Оболенского. Это место издавна населяли именитые люди. В 17 веке здесь располагался двор Собакиных. Из этого древнего рода происходила третья жена царя Ивана Грозного. Впоследствии усадьба надолго перешла к Стрешневым, переходя от одного родственника к другому. В.И. Стрешнев и был одним из трех камергеров, из-за которых переулок получил свое нынешнее название. В. И. Стрешнев, как и его предки, занимал важное место при дворе: он был тайным советником, сенатором и действительным камергером при малолетнем наследнике престола Иване VI. Потомки ветви Стрешневых владели домом и участком до 1860 годов. В 1913 году вместо старых построек на участке вырос большой угловой дом, сочетающий в себе архитектурные элементы неоклассики и ампира. Квартиры в доме сдавались внаем, также здесь арендовали площади под магазины. В этом доме жил выдающийся оперный певец Л.В. Собинов. В память об этом на доме установлена мемориальная доска. Также в доме проживал писатель Л.А. Кассиль, здесь останавливался М.А. Шолохов. Здание является объектом культурного наследия федерального наследия.

Дом 5/7, строение 2 - это шестиэтажный дом, выходящий фасадом на Большую Дмитровку. Здание является особо ценным градоформирующим объектом. Нижний этаж занимают магазины, а на остальных этажах размещаются жилые квартиры.

Строение 4 когда-то было главным домом усадьбы. Трехэтажное здание было построено в 1836 году, и сохранилось до наших дней. Существует предположение, что один из флигелей дома был построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Главная особенность этого дома - это то, что он связан с А.С, Пушкиным. В 1825 году здесь размещался магазин "дамских уборов" купца Доминика Сихлера, и его часто посещала жена Пушкина Наталья Николаевна. Также в доме одно время проживал помещик и профессиональный карточный игрок В.С. Огонь-Догановский. Поговаривали, что однажды Пушкин играл с ним, и проиграл крупную сумму денег, которую затем выплачивал на протяжении многих лет. В конце 19 века в доме жил И.С. Аксаков, а также располагалась контора газеты "Москва", которую он издавал. Также в доме размещалась редакция сатирического журнала "Будильник", в котором публиковались такие писатели как А.П. Сехов, А.В. Амфитеатров, Е.Ф. Кони. Дом признан ценным объектом культурного наследия регионального значения, а в 2009 году его внесли в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Дом №2 - Дом писательского кооператива. В прошлом здесь располагалась усадьба князя Голицына. Дом в семь этажей был построен в 1929-1930 годах, поэтому эго архитектура заметно отличается от соседних домов. Предположительно в нем планировали устроить гостиницу. Первое крыло дома отличалось от второго. В первом по обе стороны длинного коридора размещались двухкомнатные квартиры. В квартирах имелись небольшие кухни без окон, ванных не было, и жильцы сами их обустроили позднее. Во втором крыле располагались четырехкомнатные квартиры с просторными кухнями и ванными. Здание является "вновь выявленным объектом культурного наследия".

Дом №4 стр.1 - гостиница и ресторан И. Шевалье. Дом размещается на месте первого российского генералиссимуса Ф.Ю. Преображенского. В начале 1770-х годов владельцем участка стал князь С.Н. Трубецкой, а затем к представителям рода Шевалье. В 1830-1840- ходах. Когда владелицей участка стала Марселина Шевалье, старые постройки снесли, а на их месте построили гостиницу и ресторан, который стал довольно популярным (также известен как ресторан Шеврие). По сохранившимся сведениям. В гостинице останавливались Н.А. Некрасов, И.И. Пущин, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Л.Н. Толстой. В числе постоянных посетителей ресторана был П.Я. Чаадаев, который обедал здесь в день своей смерти. В 1997 году Московская городская дума приняла постановление, согласно которому здание отнесли к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. Спустя несколько лет разрушающееся и пустующее здание решили реконструировать, а в 2009 году гостиница Шевалье внесена в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Следующие дома с интересной историей - три здания под номером 6/5. Это доходные дома Синодального ведомства. Они располагаются на участке, который когда-то принадлежал Георгиевскому монастырю. В одном из домов с 1903 года работало небольшое, но очень популярное кафе "Артистическое". Кафе просуществовало довольно долго, и в 1960 по-прежнему оставалось популярным. Его завсегдатаями были актеры Валентин Никулин, Табаков, Заманский, Невинный, журналисты Свободин, Моралевич, Смелков, театральные критики Уварова, Асаркан, художники Соболев и Соостер, скульптор Неизвестный, а также публика, которой нравилось находиться в "богемных" кругах. Иногда в кафе можно было встретить и Булата Окуджаву. В 1994-2011 годах в помещении кафе работал ресторан "Cafe des Artistes", который также являлся галереей современного искусства.

В доме № 6/5 строение 3 родился русский поэт и критик Владислав Ходасевич. На протяжении 6 лет квартиру №6 занимал С. С. Прокофьев. В этой же квартире он и умер. В1995 году дом был передан фирме "Велес", а квартира стала частью Музея музыкальной культуры им. Глинки. После того, как договор с компанией "Веллес" расторгли, квартира Прокофьева была практически уничтожена. Правда, в 2008 году Музей-квартира С.С. Прокофьева все-таки была открыта для посетителей. Еже один знаменитый жилец этого дома - В.В. Ерофеев, автор поэму "Москва-Петушки". Он жил здесь в 1974-1977 годах.

Также в Камергерском переулке находится большое количество кафе и ресторанов: "Чеховъ", "Cinnabon", "Gusto", "Schlotzsky"s", "Планета Суши", "Чайхона № 1", "Le Pain Quotidien", "Две палочки", "Шоколадница", "Hidden Bar" и другие.