Фомин краткая биография. Фомин евстигней ипатович. советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы

Известнейший и плодовитейший из русских композиторов второй половины XVIII в., положивший у нас начало музыкальному национализму; вышел из народной среды и родом был из дворовых людей. Он родился в Петербурге 5 августа 1741 г., но когда и при каких обстоятельствах ему удалось получить первоначальное образование - неизвестно.

Известно только, что еще в отроческом возрасте Ф. был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но вскоре, ввиду обнаружившихся музыкальных способностей, он послан был в Италию для изучения теории композиции.

Сведений о его пребывании за границей тоже сохранилось очень мало, но об успешности его занятий можно судить уже по тому, что некоторое время он, несмотря на свое иностранное происхождение, состоял пенсионером Болонской музыкальной академии.

В начале 1770-х годов Ф. вернулся в Россию и сперва поселился в Москве, где некоторое время состоял капельмейстером частного театра Медокса.

К этому же времени относится и начало его музыкальной известности, которое положено было в 1772 г. постановкой оперы "Анюта" (либретто М. Попова) на придворной сцене в Царском Селе. Комическая опера, в легкой и шутливой форме рассказывавшая о насилиях и несправедливостях крепостной эпохи, принята была либеральной императрицей весьма благосклонно. "Придворная публика, - говорит Михневич, - набившая себе оскомину французской комедией и итальянской музыкой, была приятно поражена свежестью сюжета и народностью музыки... Жанр этот вошел в моду, и многие из тогдашних композиторов усердно принялись за его обработку". Сам Ф. много работал над сочинением музыки на текст преимущественно русских писателей: императрицы Екатерины Великой, Аблесимова, Княжнина, И. А. Дмитревского, И. А. Крылова, Капниста, кн. Долгорукова, Николева и др. Из опер, написанных им в конце 70-х годов, особенно большим успехом пользовались: "Мельник - колдун, обманщик и сват" (слова Аблесимова), поставленная на сцене в 1779 г., сперва в Москве, затем в Петербурге.

Для придворного театра она, правда, была найдена слишком вульгарной и поэтому скоро снята с репертуара, но зато в частном театре Книпера она шла 27 раз (в Москве - 22 раза) и, по отзыву современной критики, "столько возбудила внимания от публики, что завсегда театр наполнялся"; даже "иностранцы любопытствовали ею довольно... Коротко сказать: едва ли не первая русская опера имела столь восхитившихся спектаторов и плескания" (Драм. Словарь, 1787 г.). "Мельник..." нравился и со стороны содержания, и со стороны музыки.

Последняя, "незначительная и изобличающая - по словам Чешихина - композитора-самоучку, довольно беспомощного в технике", построена была исключительно на народных мотивах, и в этом заключалась ее новизна и оригинальность.

Арии и куплеты оперы, так понравившейся публике, распевались повсюду; их можно было слышать и в светских салонах, и в лакейских, и на улице. Свой интерес популярная опера Ф. сохранила до некоторой степени и в XIX в., когда была издана Юргенсоном в Москве и возобновлена на сцене в Петербурге в 50-х годах. Ко времени шумного успеха, вызванного постановкой этой оперы, относится, вероятно, и переселение Ф. в Петербург.

В середине 80-х годов он, несомненно, жил уже здесь, исполняя музыкальные заказы императрицы, поручившей ему, например, в 1786 г. написать оперу на свои слова - "Новгородский богатырь Боеславич". Более подробных сведений об официальном положении композитора в это время не имеется.

В 1797 г. состоялось постановление о принятии "профессора академии" Ф. в дирекцию Императорских театров "к должности российской труппы с тем, чтобы выучивать ему актеров и актрис из новых опер партии и проходить старые; также, что потребно будет переменить в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах; такоже и в случае надобности - акомпанировать в оркестре французские и итальянские оперы". Все эти сложные обязанности оплачивались Ф. жалованьем в 720 руб. в год. В своей новой должности Ф. пробыл, однако, только три года и в апреле 1800 г. скончался, причем, ввиду его несостоятельности, театральная дирекция отпустила на его погребение 25 рублей.

К музыкальным произведениям Ф., кроме вышеупомянутых, относится еще целый ряд опер (всех более 30-ти), подлинность которых, однако, очень трудно установить ввиду скудости сведений о композиторе и некоторых особых условий времени, когда он жил. Так, например, в 1800 г. Капнистом была поставлена на сцену пастушеская опера "Клорида и Милон" с музыкой Ф., но Карамзин в своем письме к И. И. Дмитриеву (23 декабря 1800 г.) приписывает музыку этой оперы Плещееву. M. H. Лонгинов по этому поводу делает предположение, что Ф., по обычаям времени, мог "ссудить" свое уже известное имя начинающему и не уверенному еще в успехе композитору.

Бывали, как известно, случаи, когда люди из высшего общества из ложного стыда умышленно скрывали таким способом свои имена в литературных и музыкальных произведениях.

Наконец, возможно, что Ф. некоторые из своих опер писал совместно с другими композиторами, например Матинским, тоже музыкальным самородком, известным автором многих либретто.

В современных изданиях Ф. приписываются следующие оперы: "Добрая девка" (соч. Матинского), "Выдуманный клад" (соч. Лукницкого), "Любовь опровергает союз дружества" (соч. Михайлова), "Тщетная ревность..." (соч. Колычева), "Перерождение" (соч. Матинского), "Счастие по жеребью" (соч. Аблесимова), "Орфей и Эвридика" (соч. Княжнина), "Ямщики на поставе" (Российское соч.), "Вечеринка..." (то же), "Трое ленивых" (соч. Княжнина), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. И. Юкина), "Честный преступник" (соч. И. Дмитревского), "Бешеная семья" (соч. И. А. Крылова), "Точильщик" (соч. Николева), "Опекун-учитель, или Любовь хитрее элоквенции" (его же), "Невеста под фатою..." (Российское соч.), "Игрок счастливый" (то же), "Любовное волшебство" (соч. кн. Долгорукова), "Бочар" (соч. Генша), "Американцы" (соч. Клушина), "Владисан" (неизвестного автора), "Странная предприимчивость..." (соч. Глинки) и "Золотое яблоко" (соч. И. Иванова) - последняя вещь Ф., шедшая на сцене уже после его смерти, в 1804 г. Большинство из перечисленных опер, комических по содержанию, являются операми декламационными и "по незатейливому и слишком поверхностному складу музыки - по словам Норкова - далеко не подходят к современным нам требованиям искусства"; в некоторых из них еще сильно заметно и влияние западноевропейской оперы того времени, но вместе с тем везде уже сказывается и стремление выйти на самостоятельную дорогу, придать музыке национальную окраску.

В техническом отношении выше других стоит опера "Американцы". В. Чешихин, "История русской оперы", СПб., 1906 г., гл. I. - И. Ф. Горбунов, "Очерк по истории русского театра", СПб., 1902 г. - В. Михневич, "Очерк истории музыки в России", СПб., 1879 г., стр. 242-244, 249. - Морков, "Исторический очерк русской оперы", СПб., 1862 г., стр. 33-36. - Л. А. Сакетти, "Очерк всеобщей истории музыки", СПб. и М., 1903 г., стр. 401-402. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 28, стр. 693 (статья о русской музыке Булича) и т. 82, стр. 948. А. Г. {Половцов} Фомин, Евстигней Ипатович - известный композитор 18-го века, род. 5 августа 1741 в СПб., ум. в апреле 1800 там же. Происходил из дворовых; был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но затем был послан для обучения музыке в Италию (болонская академия музыки).

К 70-м годам Ф. был уже в России.

Некоторое время он был капельмейстером частного театра Медокса в Москве; затем был назначен "профессором музыки" несостоявшейся музыкальной академии при несостоявшемся университете в Екатеринославе (см. Хандошкин) и в этом звании 1797 принят был на службу в СПб. Имп. оперу "к должности российской труппы, чтобы выучивать ему актеров и актрис... також, что потребно будет, переменять в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах и т. д." (на жалованье 720 руб. в год). Через три года Ф. скончался.

Известнейшая из его опер "Мельник колдун, обманщик и сват" (на текст Аблесимова, вновь изд. 1895 Юргенсоном) в первый раз шла 1779 в Москве, в театре Медокса и имела огромный успех. Она не сходила с репертуара столичных и провинциальных театров еще и в начале 19-го в. Эта опера - не что иное, как Singspiel, со вставными музык. номерами в том условном русском жанре, который долго культивировался и позднее (вплоть до Алябьева и Варламова).

Русские мелодии (иногда народные) применялись Ф. и в некоторых других его операх, из коих позднейшие изобличают руку более опытного композитора (в стиле Чимарозы), чем первые.

Большой успех имела еще "Анюта" (1772, либретто Попова).

Другие оперы (все с разговорами): "Добрая девка" (1777), "Перерождение" (Москва, 1777), "Опекун профессор, или Любовь сильнее красноречия" (Москва, 1784), "Новгородский богатырь Василий Боеславич" (либретто Екатерины II, 1786, Эрмитаж), "Вечеринки" (1788), "Колдун, ворожея и сваха" (1791), "Американцы" (1800, либретто Клушина, 1895 изд. Юргенсоном), "Клорида и Милон" (1800, либретто Капниста).

Опера "Федул с детьми", приписанная "Архивом Имп. Театров" Ф., написана Пашкевичем и Мартином (как обозначено на рукописи; см. также "Записки" Храповицкого).

См. Светлов "Русская опера в 18-м в." ("Ежегодник Имп. Театров", 1897-98, прил. 2); Кашкин, "Из истории русской оперы" ("Русские Ведомости", 1895, №№ 237, 251, 259). {Риман} Фомин, Евстигней Ипатович (1761-1800) - композитор, из крепостных; яркий представитель плеяды русских выучеников итальянских мастеров, в творчестве которых, несмотря на сильнейшие итальянские влияния и дворянско-"пейзанский" сентиментализм, отчетливо наметились тенденции создания русского национально-музыкального стиля (широкое использование крестьянской песни, обращение к национальной сюжетике).

Фомин учился в муз. классе Академии художеств, по окончании которой (1782) был командирован в Болонскую филармоническую академию, где и завершил (1785) у padre Мартини свое музыкальное образование.

Написал ряд комических опер ("Новгородский богатырь Боеславович", "Ямщики на поставе", "Американцы" и др.) и несколько духовно-музыкальных произведений.

Широкую популярность приобрела капитальная редакция Ф. оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (текст Аблесимова, музыкальные номера Соколовского), долгое время приписывавшейся целиком Ф. Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, М.-Л., 1929, т. II, стр. 218-31; Музыка и музыкальный быт старой России (сб. ст.), изд. "Асаdemia", Л., 1927. Фомин, Евстигней Ипатович (род. 16.VIII.1761 в Петербурге, ум. в апреле 1800 там же) - рус. композитор, дирижер, педагог.

С 6 лет занимался в муз. классе Академии художеств (по композиции у Г. Раупаха, Ф. Capтори). Закончив в 1782 академию с отличием, был направлен для усовершенствования в Болонью, где занимался 3 года у Дж. Мартини и С. Маттеи.

В 1785 избран чл. Болонской филармонической академии, в 1786 вернулся в Россию.

В 1797 получил назначение в Петербургскую театральную дирекцию "репетитором оперных партий" (концертмейстером) и вокальным педагогом.

Сведения о жизни и творчестве Ф. скудны.

Значит. часть его произв. осталась неизвестной, напр. соч., созданные в Болонье.

Творчество Ф., крупного, самобытного художника, зрелого мастера, одного из создателей бытовой оперы на национально-русские сюжеты (с использованием народно-песенных интонаций), отличается смелостью творческих исканий, разнообразием оперных жанров своего времени.

Соч.: опера "Новгородский богатырь Боеславич" (1786), комич. оперы "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (соч. 1788, пост. 1800), "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (1788, не сохран.), "Колдун, ворожея и сваха" (1791, не сохран.), мелодрама "Орфей и Эвридика" (1792), "Клорида и Милон" (не сохран.), опера-балет "Золотое яблоко" (1803), обр. комич. оперы М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1792); хоры к трагедиям "Владисан" Я. Княжнина и "Ярополк и Олег" В. Озерова.

16 августа 1761 года в Петербурге у канонира Тобольского пехотного полка родился сын, называли его Евстигнеем.

Вскоре погиб в очередном сражении отец. За ним умерла мать.

Но ребенка не бросили на произвол судьбы.

Кто был его благодетелем? Кому обязан солдатский сын своей удивительной судьбой? И как пришла этому благодетелю идея отдать шестилетнего сироту не куда-нибудь, в воспитательный дом при Академии художеств? Возможно, обратили внимание на музыкальные способности малыша? На его абсолютный слух? А кого мог заинтересовать абсолютный слух солдатского сына?

Но так или иначе, судьба сложилась для Евстигнея Фомина самым счастливым образом!

Воспитанный в стенах Академии художеств, он был зачислен в музыкальные классы и обучался игре на клавесине, теории музыки и композиции.

В 1772 году выпускник Академии Евстигней Фомин был отправлен в Италию на обучение к известному музыканту и композитору падре Джованни Мартини. Результат этого обучения был ошеломляющим для Европы. Через три года выходец из дикой России был избран в Болонскую филармоническую академию. Такой чести из молодых музыкантов был до этого удостоен только Моцарт.

В 1786 году Евстигней Фомин в лучах своей славы возвращается в Петербург, и императица Екатерина II милостиво повелевает ему писать оперу на ее собственное либретто. Очень хотелось владычице России еще и писательских лавров.

Работа была проделана Фоминым за фантастически короткий срок, за месяц. И большая опера в пяти действиях «Новгородский богатырь Василий Боеславич» была поставлена в Эрмитажном театре Зимнего дворца.

В результате гениальный композитор Евстигней Фомин вдруг оказывается в Тамбове, в канцелярии тогдашнего тамбовского градоначальника Гавриила Державина.

Почему? Как это случилось? Загадка!

Быть может, публика не проявила должного восхищения оперой, и Екатерина приписала неудачу композитору?

Как бы то ни было, но в Тамбове и прожил гениальный русский композитор Евстигней Фомин последние 12 лет своей короткой жизни. Здесь были написаны лучшие его произведения.

Опера «Ямщики на подставе», либретто к которой написал он сам, сразу сделала его известным в России композитором. Видимо, и поэтом он был неплохим.

В 1788 году славный юноша Иван Крылов передает ему либретто оперы собственного сочинения под названием «Американцы». Так вошел в русскую литературу будущий великий баснописец. А блестящая опера, которую написал Евстигней Фомин, так и не увидела свет при его жизни. Первая поставновка ее состоялась в год его смерти - 1800.

В 1791 году был написан еще один шедевр этого композитора - опера «Орфей и Эвридика», либретто которой написал известный драматург 18 века Яков Княжнин.

Только после смерти Екатерины у Евстигнея Фомина появилась возможность вернуться в Петербург. Здесь он получил скромное место репетитора придворных театров. Но через три года его не стало.

В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека - Евстигней Ипатович Фомин.

Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.

По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.

Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.

Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.

Виктор Каширников

Родился 5 августа 1761 года в Петербурге, в семье солдата- артиллериста. В 1767 году поступил в петербургскую Академию художеств, которую окончил с отличием в 1782 году. В Академии наряду с общеобразовательными предметами Фомин обучался игре на клавикордах и брал уроки композиции у Раупаха и Сартори. По окончании учебы Фомин был направлен в Болонью для дальнейшего совершенствования. В 1785 году композитор был избран членом болонской филармонической Академии. В том же году он возвращается в Петербург и целиком посвящает свою жизнь музыкальному театру. В 1786 году Фомин создает оперу-балет «Новгородский богатырь Боеслаевич», основанную на былинном материале. В последующие годы композитор пишет оперы «Ямщики на подставе» (1787), «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица» (1788), «Американцы» (1788), «Колдун, ворожея и сваха» (1791), мелодраму «Орфей» (1792), оперы «Клорида и Милон», «Золотое яблоко» (годы создания не известны).

Фомин писал музыку для театра в самых различных жанрах и вел большую практическую работу - разучивал партии с певцами, инструментовал, редактировал, дописывал отдельные сцены для идущих на сцене произведений других композиторов. В 1797 году Фомин получил назначение на должность «репетитора оперных партий».

Умер Евстигней Ипатьевич Фомин в апреле 1800 года.

Фомин является предшественником русских композиторов-классиков, в его творчестве ясно определились черты реализма и народности. Эмоциональность, глубина, внутренняя содержательность, значительность музыкальных образов, мелодичность, основанная на народной песенности, отличают произведения выдающегося русского композитора XVIII века.

Глубокий интерес Фомина к русской народной жизни особенно ярко сказался в его одноактной комической опере «Ямщики на подставе». Это - бытовая зарисовка из жизни, реалистичная, красочная. В ее музыке ширбко использованы песни ямщиков; композитор стремится показать красоту и выразительность русской народной песни Музыкальные сцены в опере чередуются с разговорными диалогами, в которых отражены особенности народной речи.

Одно из самых замечательных произведений Фомина - мелодрама «Орфей». Древний мифологический сюжет воплощен композитором с огромной художественной правдой и жизненностью. Музыка «Орфея» отличается романтической взволнованностью и возвышенностью повествования, красотой мелодий, яркой красочностью оркестровки.

Фомину принадлежит музыкальная редакция знаменитой русской комической оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват», написанной талантливым самородком, оркестрантом московского театра Соколовским.

Эта опера пользовалась громадной любовью слушателей и вскоре же после ее постановки на сцене стала одним из самых популярных произведений своего времени. «Сия пьеса столько возбудила внимания от публики, что много раз с ряду была играна, и завсегда театр наполнялся: а потом в Санктпетербурге была представлена много раз у Двора, а в случившемся на тогдашнее время вольном театре у содержателя г. Книппера была играна с ряду двадцать семь раз», - отмечал современник.

Высокую оценку «Мельнику» дает знаменитый русский поэт Г. Р. Державин, отмечающий, что, по сравнению с другими современными русскими операми, «...всем предпочитается г. Аблесимова Мельник, по естественному его плану, завязке и языку простому».

(1761-1800) - российский композитор. Учился в музыкальных классах Академии художеств, затем в течение трех лет занимался в Италии, в знаменитой Болонской филармонической академии (по окончании учебы был избран членом этой академии). В последние годы жизни работал репетитором придворных театров. Творчество Фомина, по достоинству оцененное лишь в наши дни, сыграло выдающуюся роль в формировании и развитии национальной оперы. Наиболее значительные произведения Фомина - оперы "Новгородский богатырь Боеславич", "Ямщики на подставе", "Американцы" (либретто А. И. Крылова), "Золотое яблоко", мелодрама "Орфей и Эвридика". В своей музыке композитор опирался на интонации русской народной песни, бытового романса, умело соединяя их с приемами европейской музыки XVIII века.


Ю. Булучевский, В. Фомин "Краткий музыкальный словарь для учащихся", Ленинград, "Музыка", 1989.
Комментарии к статье:

Евстигней Ипатович Фомин родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской академии художеств, затем учился в самой академии, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником ― Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро ― в течение одного месяца ― в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам, в 1786―1788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям, документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Николаю Львову, шурину поэта.

В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер ― «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

. Российские композиторы
. Биографии композиторов