Фонтан невинных — архитектурная жемчужина Парижа. Фонтан невинных Жан гужон фонтан невинных

Фонтан невинных (фр. Fontaine des Innocents) находится во Франции в Париже на площади Жоашен дю Белле, напротив церкви Сен-Эсташ, рядом с красивым и большим садом.

История создания фонтана невинных, Париж.

Фонтаны Парижа и Франции в целом поражают своими архитектурными идеями, стилями и, конечно же, размерами. Фонтан невинных является одной из многих достопримечательностей, облик которой заставляет трепетать сердца туристов со всех уголков земного шара. История создания фонтана глубоко уходит корнями в далекий XVI век. Изначально фонтан невинных планировался как водный резервуар для лучшего снабжения жителей города питьевой водой и одновременно как украшение площади. Над проектом монумента работал известный архитектор эпохи возрождения Пьер Леско , а внешняя отделка рельефами и скульптурами принадлежит Жану Гужону . Строительство фонтана невинных было завершено в 1550, к моменту восхождения Генриха II на трон Франции, оно длилось всего три года.

Фонтан невинных — излюбленное место парижан. Сюда приходит молодежь, чтобы сидя на каменных парапетах обсуждать насущные дела или просто под сенью густой кроны деревьев послушать музыку и выпить ароматный кофе вприкуску c хрустящим круассаном. Париж манит и притягивает своими шедеврами художественного и монументального искусства, одним из которых и является фонтан невинных .

Легенды Парижа: Фонтан Невинных

«Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный фасад приковывает взгляд совершенством скульптурных форм и линий. За почти пятьсот лет своего существования этот уникальный памятник периода французского Ренессанса стал свидетелем многих эпохальных событий.

История создания

Фонтан невинных в 16-ом веке

В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.

К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.

Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.

После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.

Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.

Исторические трансформации

В 1787 году парижские кладбища, в том числе Кладбище невинных, по санитарным соображениям были вынесены за пределы города. После того как останки почти двух миллионов усопших были перевезены в городские катакомбы, на освобожденном месте был по-строен рынок Ле-Аль («Чрево Парижа»).

Поначалу фонтан планировалось демонтировать, однако благодаря призывам писателя де Куинси не уничтожать шедевр французской архитектуры он был перенесен в середину рынка и установлен на каменный постамент, украшенный фигурами львов. Недостающий четвертый фасад для фонтана сделал скульптор Огюстен Пажу, повторив стиль трех уже существующих. Изображение парижского рынка с фонтаном сегодня можно видеть на многих старинных изображениях, дошедших до наших дней.
Пажу пришлось дополнить скульптурный ансамбль еще двумя фигурами нимф, размещенными на четвертой стороне. В качестве образца были взяты нимфы Гужона.

Изначально фонтан давал немного воды по причине плохо функционировавшей системы водоснабжения города. При Наполеоне Бонапарте был сооружен новый акведук, благода-ря чему из фонтана буквально хлынула вода. Напор был настолько велик, что это стало угрожать целостности скульптурного декора сооружения. По этой причине с постамента были удалены малые барельефы и помещены в Лувр, где они хранятся по сей день. В настоящее время фонтан украшен их копиями.

В 1858 году фонтан еще раз перенесли, теперь уже на его нынешнее место в центре площади, на более скромный в сравнении с прежним постаментом.

Архитектурный облик

Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна

Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.

Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.

Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно

Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.

Нимфы фонтана невинных

Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.

Вершина творчества Гужона

Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.

Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.

«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.

Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».

В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.

Кратко о создателях

Жан Гужон

Знаменитый французский архитектор и скульптор Жан Гужон родился предположительно в Руане между 1510-1520 годами. Первое художественное образование получил во Франции, затем в период религиозных войн, будучи протестантом, уехал в Италию, спасаясь от преследований, где занимался раскопками и исследовал древние памятники.

Гужон глубоко изучал искусство Древнего Рима. Ему, как никому другому, удалось возродить в своем творчестве дух греческой античности. Одной из лучших работ скульптора считается надгробие сенешаля Луи де Брезе. В 1547 году он стал мастером при дворе Генриха II.

Известный архитектор периода Ренессанса Пьер Леско родился предположительно в 1515 году в Париже. Франциск I назначил его главным архитектором Лувра. Благодаря ему Лувр превратился из средневекового замка в дворец эпохи Возрождения.

Пьер Леско

Леско выполнял внутреннюю отделку церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, работал над особняком Карнавале, замком Жака де Линьери. Многие архитектурные проекты он осуществлял в тесном сотрудничестве с Гужоном.

Выдающимся плодом совместного творчества двух талантливых художников стал «Фонтан невинных». Архитектурная основа фонтана была подготовлена Пьером Леско в привычной для творческого содружества двух мастеров манере. Гужон предпочитал рельефные изображения, а Леско, будучи его постоянным соавтором, изображал слегка выступающие из стены пилястры.

Современные будни исторического памятника

«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль . Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.

Красивейший Фонтан Невинных

Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.

Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.

«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Осколок архитектурной истории Парижа - фонтан Невинных стоит неподалеку от центра Помпиду и совсем рядом с форумом Ле Аль, который сейчас переживает очередную масштабную реконструкцию. Недавно я упоминала скульптора Жана Гужона, который был приглашен коннетаблем Анном де Монморанси в замок Шантийи. Фонтан - произведение Гужона и архитектора Пьера Леско, построен с 1547 до 1549 года.
Фонтан не был изначально таким, да и стоял немного в другом месте, у него богатая история, много всего повидал за почти пятисотлетнюю историю.

В этом месте на площади Joachim-du-Bellay рядом с фонтаном мы любим назначать друг другу встречи, отсюда удобно пойти-куда-глаза-глядят в любую сторону: хочешь в сторону квартала Марэ, хочешь в сторону Сены или в сторону Лувра, или податься на север...

Фонтан был введен в эксплуатацию к торжественному въезду в Париж короля Генриха II в 1549 году. Художники создали памятники, в основном временные, по пути следования короля от Порт Сен-Дени до дворца на острове Сите, минуя ле Шатле и собор Парижской богоматери. Рядом с Шатле тогда находилось кладбище Невинных. К стенке кладбища был ранее пристроен фонтан времен короля Филиппа II, он располагался на углу улиц Сен-Дени и нынешней Бергер и имел два разных фасада.


Стоит по случаю сказать два слова про кладбище Невинных, давшее название фонтану, прижившееся несмотря на попытки переименовать.
Полное название кладбища - Невинно убиенных младенцев.Поначалу на кладбище хоронили бедняков, душевнобольных и ещё не крещённых младенцев. Поэтому кладбище и получило такое название. Это одно из самых старых кладбищ Парижа, всего здесь было захоронено порядка 2 миллионов человек. Очень скоро горожане сделали из некрополя место для свиданий влюблённых или просто место, где можно отдохнуть от городской суеты. Новому монарху Филиппу -Августу это показалось кощунством, и в 1186 году он велел обнести некрополь 3-х метровой толстой стеной с массивными воротами, запиравшимися на замок. Стена просуществовала вплоть до 1780, до своего разрушения.
На рисунке хорошо узнается фасад церкви Сен-Жермен л, Оксерруа, сохранившейся до наших дней.


Кладбище на картине Шарля Луи Бернье.

Теперь новый фонтан стал не просто фонтаном, а трибуной для знати, приветствовавшей короля.
Пьер Леско (1510-1578) , архитектор фонтана, был известным архитектором Парижа времен Ренессанса. Франциск I назначил Леско главным архитектором Лувра, и он превратил здание из средневекового замка во дворец в стиле ренессанс. Он работал вместе с Жаном Гужоном над украшением двух фасадов Кур Карре Лувра.


Архитектура фонтана был вдохновлен нимфеумами Древнего Рима, сооружениями времен эллинистической истории Рима, которые ставились рядом с источниками, обычно там были фигуры нимф, тритонов, других божеств воды, тема богато развитая во римской архитектуре, если вспомнить фонтан Треви: , площадь четырех фонтанов, фонтаны рядом с испанской лестницей.


Фонтан получил название "Фонтан нимф", о чем до сих пор гласит надпись на его фасаде.

После того, как процессия прошла, фонтан вернулся к своей обычной фонтанной деятельности: давал воду жаждущим. Из кранов с львиными головами текла вода. В верхней части фонтана была жилая комната с окнами и камином.

В 1787 году, по санитарным соображениям, кладбища Парижа были перемещены за пределы городских стен, поскольку свято место не бывает пусто, тут возникла рыночная площадь. У Пушкина в "Пире во время чумы " - "где стол был яств, там гроб стоит", а тут наоборот. Рынок Невинных, название осталось в наследство от кладбища был бойким местом.
Фонтан был запланирован на уничтожение , но был спасен благодаря усилиям писателя де Куинси, который написал письмо в журнал " Де Пари", призывая сохранить " шедевр французской скульптуры. "Фонтан был перенесен на середину рынка, поднят на каменный постамент, украшенный четырьмя львами. Скульптор Augustin Pajou создал четвертый фасад для фонтана, в том же стиле, что и три других, так -как фонтан стал теперь стоять свободно, не примыкая к стене.
Рынок с фонтаном можно увидеть на многих картинах.

Из-за плохой системы водоснабжения Парижа, фонтан давал мало воды. При Наполеоне Бонапарте был построен новый акведук, и, наконец, из фонтана хлынула вода,да еще в таком изобилии, что стала угрожать скульптурному оформлению. Поэтому малые барельефы на постаменте фонтана были удалены в 1810 году и помещены в 1824 году в Лувр , где их можно обнаружить.

На этой маленькой картинке можно увидеть как сильно лилась вода.

В 1858 году, во время Второй французской империи Луи-Наполеона, фонтан был перенесен еще раз на свое нынешнее место на более скромном постаменте в центре площади.
Фотография 1860 года Шарля Мавилля.

Скульптура Жана Гужона очень украсила фонтан.
В 1547 году Жан Гужон (1510-1572) стал придворным скульптором Генриха II , и фонтан был одной из его первых ответственных работ. В том же году он сделал иллюстрации к французскому переводу книги архитектуры по Витрувия, одной из главных классических источников архитектуры итальянского Возрождения и французского Ренессанса.
Несмотря на покровительство короля, поскольку Гужон был протестантом, то был вынужден уехать в добровольное изгнание в Италию на время французских религиозных войн, когда началось преследование протестантов во Франции.
Гужон был одним из первых французских скульпторов, который вдохновлялся скульптурой Древнего Рима, в особенности барельефами на римских саркофагах.
Барельефы Гужона был также вдохновлены итальянскими художниками, которые приехали, чтобы работать для Франциска I в замке Фонтенбло, Россo Фиорентино (1495-1540) и Франческо Приматиччо (1504-1570) . Нимфа и морской дракон на фонтане были в такой же позе, как нимфа Фонтенбло Фиорентино в галерее Франциска I замка, а сами формы нимф, их удлиненных тел, узкие плечи и маленькие, высокие груди , напоминали идеализированные женские фигуры из Приматиччо. Живопись позднего ренессанса уже плавно перетекала в маньеризм.

Личный вклад Гужона был в том, чтобы он добавил декоративные завитки к скульптурам, с волнистые драпировки, декор из морских раковин и хвостов морских существ.

Нимфы Гужона, если не знать время их создания, напоминают красавиц времен бель эпок. Девушек с картин прерафаэлитов с вытянутыми пропорциями, изящных. Томность и игривость их поз, конечно, уже далека от римлянок древних рельефах.

Любопытно, но около фонтана даже проводился бал.

До сих пор фонтан место встреч влюбленных.

В средневековом Париже существовало старинное кладбище Невинных, на котором хоронили нищих, некрещеных младенцев и неопознанные тела. Это обстоятельство и дало название площади, где оно находилось. Здесь в 1549 году был возведен пристенный павильон, посвященный въезду в Париж французского короля Генриха II.

Архитектурный облик

Фонтан в форме квадратного арочного сооружения был украшен и изображениями водяных струй. На трех открытых поверхностях размещались фигуры беззаботных наяд, нимф и амуров, что делало павильон похожим на античное святилище дев воды.

Скульпторы Жан Гужон и Пьер Леско представили новую концепцию с фигурами, гармонично вписанными в форму стен. Так они создали иллюзию пространства в тонкой каменной плите. Скульптурные украшения до такой степени напоминали античные изображения, что сооружение называли французским Нимфеем или фонтаном нимф.



Даже в наши дни поражает детализация скульптур. Удивительно четко и филигранно проработаны черты лиц, узоры крыльев, пряди волос, драпировка тканей. На создание шедевра французских скульпторов вдохновили работы итальянских мастеров: Rosso (1495-1540), Приматиччо (1504-1570) и Бенвенуто Челлини (1500-1571).

Арочное сооружение было установлено на высокий ступенчатый портик, по которому струилась вода, делая воздух вокруг свежим и прохладным. Назначение этого архитектурного приема имело двоякое назначение – водяные струи делали портик более нарядным и скрывали неровности ступеней.

Фонтан обретает четвертую стену, а нимфы и наяды переезжают в Лувр

Французский нимфей ждали испытания:

  • в 1780 году на месте, где стоял павильон, организовали рынок. Архитектурное сооружение перенесли на пересечение улиц Сен-Дени и Берже. Поскольку месторасположение фонтана изменилось, к нему пришлось пристроить четвертую стену. Самым сложным было создать скульптуры, не отличающиеся от шедевров Жана Гужона и Пьера Леско. Огюстен Пажу блестяще справился с этой задачей, и фонтан стал замкнутым архитектурным сооружением. Сборка велась в специальном закрытом павильоне, и в 1787 году реконструкция шедевра лепного искусства была завершена;
  • из-за открытия при императоре Наполеоне нового акведука, вода, льющаяся по портику, стала портить старинные скульптуры. Было принято решение заменить лепные фигуры нимф, амуров и наяд копиями, а оригиналы отправить на хранение в Лувр;
  • в 1858 году нимфей отреставрировали и перенесли в центр площади Жуашен Дю Белле. Старый постамент заменили более скромным, но прочным.


Фонтан функционирует до сих пор, а на месте кладбища разбит сквер. Здесь любят собираться парижане, чтобы под сенью водяных струй отдохнуть от забот. Это место считается одним из красивейших уголков столицы Франции.

Фонтан Невинных – старейший в Париже. Находится он в квартале Ле-Аль на площади Иоахима дю Белле, названной по имени французского поэта XVI века, современника Ронсара. Монументальный фонтан – самый настоящий шедевр французского Ренессанса.

Построен был Фонтан нимф, как его поначалу называли, в промежутке между 1547 и 1550 годами возле кладбища Невинных – фонтан примыкал к стене на углу улиц Берже и Сен-Дени. Спроектировал его архитектор Пьер Леско, скульптуры и рельефы создал Жан Гужон. Возвели фонтан в честь торжественного вступления в Париж в 1549 году короля Генриха II.

Дальнейшая судьба фонтана определялась особенностями места его сооружения. Кладбище Невинных было крупнейшим захоронением в городской черте, со временем оно переполнилось. Попытка решить проблему строительством специальных огромных склепов, куда останки умерших «сдавали на хранение», ничего не дала. В 1786 году Людовик XVI приказал перенести эксгумированный прах отсюда в Парижские катакомбы, причём жир от сотен тысяч разложившихся тел ремесленники использовали для изготовления мыла и свечей.

На месте бывшего кладбища возникла площадь с овощным рынком. В 1788 году фонтан разобрали и перенесли в центр площади – его стали называть Фонтаном Невинных. Поскольку теперь он был виден со всех четырех сторон, скульптор Огюстен Пажу выполнил четвертую арку и внушительный постамент с четырьмя бассейнами и львами. При Наполеоне Бонапарте фонтан стал питаться более обильным водотоком из реки Урк, который улучшил водоснабжение Парижа, – в свое время такую идею выдвигал еще Леонардо да Винчи.

Фонтан – выдающийся пример стиля маньеризма, который был характерен для западноевропейского искусства XVI века. Сама по себе форма сооружения повторяет очертания древнеримского святилища, посвященного нимфам – нимфеума. В лепном декоре Жан Гужон широко использовал закрученные хвосты морских существ, спиральные раковины, динамичные волнистые линии драпировок и одежд.

Подлинные барельефы мастера с постамента фонтана в 1824 году перенесены в Лувр, на площади туристы видят только их копии.