Функции института религии

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. Возраст таких мировых религий, как буддизм и христианство, исчисляется несколькими тысячелетиями. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество определений понятия религия. В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Таким образом, религию следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества. Функциональный подход связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Согласно функциональной теории, любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Основоположником этого подхода считается М. Вебер, в его исследованиях объектом изучения служит личность, которая через свои ценности влияет на религию.

На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое определение религии. Религия – это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой – культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе – Коран. В центре религиозной структуры находится культ – система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. К таким ритуалам относятся храмовые службы, молитвы, шествия, религиозные проповеди. Важное место в структуре религии занимает церковь – религиозная организация, объединяющая верующих. На разных этапах развития человеческого общества церковь выполняла различные функции, однако роль ее всегда была очень высока.


Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.

Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacer – священное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.


Введение 2

I . Понятие социального института 4

4

6

7

8

II . Религия как социальный институт 11

2.1. Определение религии как социального института 11

2.2. Анализ религии как социального института 15

Заключение 22

Список литературы 24

Введение

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Данная курсовая работа представляет собой попытку рассмотреть религию как социальный институт. Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

Основные задачи курсовой работы:

Изучение понятия социального института, его характерных черт;

Рассмотрение религии как социального института.

Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор его структуры. Курсовая работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

В первой части курсовой работы «Понятие социального института» излагаются основные характеристики социального института.

Во второй части «Религия как социальный институт» непосредственно раскрывается тема курсовой работы и проводится анализ религии как социального института.

В заключении подведены основные итоги курсовой работы.

I . Понятие социального института

1.1. Характеристика социального института

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. 1

Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.

Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит, как уже было отмечено выше, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Каждый социальный институт характеризуется:

наличием цели своей деятельности;

набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;

конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Рассмотрим более подробно эти характерные черты социального института.

1.2. Наличие цели деятельности социального института

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д.

Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первой характерной чертой социального института. 2

1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействия. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является второй характерной чертой социального института. 3

1.4. Функции социального института

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции социальных институтов.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении .

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает Библия, в мусульманстве - Коран и т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое “религиозное чувство”.

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.

Характерной особенностью религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных моментов. Это дает основание относить “религиозное действие” к типу нелогичного, нерационального социального действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения рационального и нерационального аспектов человеческой деятельности в социологической и философской литературе нередко однобоко интерпретируется - заостряется на противопоставлении двух полярных типов - науки и религии.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т.п. Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых действий: магическое (колдовское) и умилостивительный культ.

Магические элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. В первобытных религиях культовые действия, как правило, совершались коллективно, с участием всех взрослых членов рода или племени. В более развитых религиозных системах разрешается индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего у себя дома.

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации, Последний термин может использоваться как в широком смысле слова, когда она отождествляется с социальной системой, и в узком - когда под организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин “религиозная организация”, наряду с понятиями “религиозного сознания” и “религиозного культа” использовался для описания и анализа природы религии в марксистской социальной философии.

Основной формой современной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.

В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником .

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

  • 1) интегративную;
  • 2) регулятивную;
  • 3) психотерапевтическую;
  • 4) коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей .

Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и “небожителями”, и в плане их общения друг с другом. “Богообщение” считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с “ближними” приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Религия как социальный институт характеризуется:

  • - наличием цели своей деятельности;
  • - набором социальных позиций и ролей;
  • - конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Религия как социальный институт

Главным толчком к появлению религии как социального института послужило формирование нового вида социальной деятельности – религиозной. Она проявляется в том, что имеется определенная социальная потребность в религиозной деятельности, которая связана с обеспечением стабильного и устойчивого развития и существования общества.

Институциализация религии произошла при определенных условиях. Среди них выделяются следующие предпосылки:

  • Появление новых, ранее несуществовавших религиозных сообществ;
  • Потребность в социальной религиозной деятельности;
  • Наличие ряда социальных, экономических и политических условий, в которых возможна реализация данной религиозной деятельности.

Замечание 1

Также религия как социальный институт возникла в связи с быстрым развитием организационных религиозных структур. Таким образом, в обществе появились новые религиозные нормы и некоторые регуляторы социального поведения, которые потребовали формирование религиозного социального института. Данные нормы и ценности интернализируются индивидами, воспринимаются в качестве новых социальных норм. На их основе формируется система новых религиозных потребностей, ценностных ориентаций личности, ее ожиданий.

Этапы институциализации религии

Религия как институт формировалась не стремительно. Этот процесс занял достаточно большой промежуток времени, и религии, а также религиозным организациям пришлось пройти несколько ключевых этапов, чтобы достигнуть полной институциализации и вобрать в себя все признаки социального института.

Процесс институциализации религии включает в себя следующие ключевые этапы:

  1. Возникновение социальной потребности в религиозной деятельности, в участии в религиозной организации для удовлетворения своих желаний и нужд;
  2. Формирование общих религиозных норм и целей. Институт не может состоять из одного человека – это, прежде всего, взаимодействие многих индивидов. Соответственно, у них должна быть одна общая цель, единые мотивы ее достижения, и общие нормы, которые будут регулировать религиозные отношения;
  3. Появление практического применения религиозных норм и правил, а также процедур, которые непосредственно связаны с ними. Применение вышеуказанных норм возможно лишь в непосредственном религиозном процессе. Например, во время молитвы, богослужения или определенного религиозного таинства (крещения, причастия и других);
  4. Формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил – это наличие единого документа, писания, в котором предусмотрены правила, а также система поощрений (или наказаний в случае неподчинения). В различных религиях существуют свои документы – Библия, Коран, Завет или иные документы, в которых предусмотрены основные правила, заповеди;
  5. Формирование ключевых статусов и ролей в рамках религии как социального института (патриарх, епископ, священнослужители, монахи);
  6. Создание отдельных религиозных организаций и учреждений, в которых существует своя иерархия, система вероисповедания, а также свои правила, свободы членов организации и учреждения.

Признаки религии как социального института

Социальный институт религии, и в целом процесс ее институциализации обладает рядом ключевых признаков, которые отделяют его от остальных социальных институтов.

Во-первых, в социальном институте религии существует свой особенный тип регламентации отношений. При этом особом типе регламентации механизмы регуляции поведения приобретают обязывающий (обязательный) характер. Благодаря регламентации обеспечиваются такие процессы, как регулярность, четкость и некоторая предсказуемость в деятельности социального института религии.

Во-вторых, в социальном институте религии существует определенность функций, а также прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, которая регламентирована специальными документами, контролирующими всю религиозную деятельность и взаимодействия между участниками.

В-третьих, права и обязанности участников религиозных взаимодействий обладают такими качествами, как обезличенность и деперсонификация. Это значит, что нормы для всех общеобязательны, они распространяются на каждого члена религиозного сообщества и вероисповедания, независимо от пола, возраста, уровня образования, профессионального и социального статуса.

В-четвертых, выполнение религиозных функций строго разделяется между участниками религиозных отношений в зависимости от социального статуса и роли. Происходит специальная подготовка кадров для выполнения религиозной деятельности. Сюда же входит функционал религиозных учреждений, зданий, особенности предметов культа, которые для каждого вероисповедания носят свою значимость и роль.

Функции социального института религии

Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом:

  • Мировоззренческая функция религии;
  • Компенсаторская функция религии;
  • Функция социальной самоидентификации;
  • Социально-регламентирующая функция;
  • Функция социального контроля;
  • Адаптационная функция;
  • Охранительная функция;
  • Социально-критическая функция.

Реализуя данные функции, религия вырабатывает определенную картину мира, сакрализирует культурные ценности, что ведет к стабильности в обществе. также религия помогает убеждать человека и поддерживать его в сложных условиях (потеря близкого человека, тяжелая болезнь), в чем реализуется еще одна ее функция – психотерапевтическая. Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение, что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом.

66. Что изучает социология религии?

Социология религии - одно из направлений общей социологии, задачей которого является изучение религии как социального феномена. Она исследует религию как одну из социальных подсистем, как социальный институт, как фактор мотивации социального поведения людей. Например, если философия в своих исследованиях религии пытается приникнуть в сущность тех или иных верований (найти истину), то социология стремится выявить влияние на поведение людей тех или иных верований.
Социология религии - конкретная наука. В своих исследованиях она подвергает социологическому анализу лишь те аспекты религии (социальные факты), которые удалось выявить в результате эмпирических исследований (опроса, наблюдения, эксперимента и т. д.).
Основоположниками социологии религии являются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Так, Дюркгейм считал, что религия является одним из социальных институтов, который возник для удовлетворения определенных социальных потребностей. Поэтому для ее исследования необходимо применять социологические методы и критерии оценки. Смысл и предназначение религии состоит в культивировании социальных (общественных) чувств и представлений, ритуалов и культовых действий, которые становятся обязательными для всех членов общества и в представлении отдельных индивидов (групп) являются объективной реальностью.
М. Вебер также рассматривал религию как социальный институт. Однако, в отличие от Дюркгейма, он не считал, что религия, как объективная реальность, всецело подчиняет своему авторитету и власти отдельного индивида или группу. По мнению Вебера, религия составляет основу системы ценностей и норм, которые придают смысл и значение поведению и способу мышления каждого индивида, каждой социальной группы и тем самым способствует индивидуальной самореализации.
Значительный вклад в развитие социологии религии внесли такие ученые, как Г. Зиммель, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Т. Лукман, Р. Бель, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев и др.

67. Что такое религия и какова ее суть?

Религия - система верований в существование некой трансцендентной инстанции (сверхъестественной мировоззренческой структуры), оценивающей (контролирующей) действия и мышление индивида, группы, социальной общности.
Трансцентентный (от лат. - выходящий за пределы) - недоступный познанию; выходящий за пределы того, что можно постичь естественными методами. Поэтому религиозные догмы сами по себе не подлежат научному анализу. Они либо принимаются на веру, либо отвергаются.
Каждой религии свойственны определенные, специфические ритуальные действия, которые, по мнению верующих, способствуют установлению прямой и обратной связи с предметом культа. Например, обряд крещения в христианстве, обрезание в иудаизме и исламе, медитация в буддизме и индуизме и т. д.
Наиболее ранними формами религии являются следующие: магия (колдовство, волшебство); тотемизм (родство с определенными животными); фетишизм (культ неодушевленных предметов); анимизм (вера в душу и духов) и т. д. Религия - одна из составных частей человеческой культуры. Возникнув на ранней стадии первобытного общества, она проходит длительный путь развития от родоплеменных форм до мировых.
По мере усложнения социальной структуры общества, усложняется и структура религии. Одновременно происходят изменения и во взаимоотношениях религии и общества. Например: в первобытном обществе еще нет особых различий между общественной жизнью и совершением культовых обрядов, нет и профессиональных служителей культа. В период разложения родового строя начинают зарождаться отдельные, относительно самостоятельные элементы религии (жрецы, шаманы и т. д.), но в целом общественная и религиозная жизни совпадают. С возникновением государства начинают формироваться относительно самостоятельные структуры религии, появляется особое сословие служителей культа, строятся культовые здания (храмы, монастыри и др.). Но для всех перечисленных выше периодов развития религии характерным является одно непременное условие - человек, находящийся вне религии считается и вне закона, и вне общества, так как религия не была отделена от общества и государства. В некоторых странах такое положение сохраняется и сейчас (Саудовская Аравия, Катар, Иран и др.).
Возникновение гражданского общества и правового государства способствовали отделению церкви от государства. В условиях демократии и плюрализма, приверженность к той или иной религии определяется не правовыми актами, а свободным выбором каждого члена общества.
В различные периоды истории, в разных странах и регионах мира роль религии была весьма неоднозначной. В первобытно‑родовом обществе тот или иной тотем являлся покровителем определенного рода, служил символом веры и надежды, объединял определенную группу людей. В дохристианский период в класϲȯвом обществе религия сливалась с государством и их функции непросто было разграничить.
На заре нашей эры христианство возникло, как революционное учение о равенстве всех людей перед Богом и было направлено против римского государства. Парадокс истории заключается в том, что в дальнейшем главный гонитель христианской религии - Рим, стал главным городом христианского мира.
В период Средневековья в Европе католическая церковь претендовала на роль главной политической силы в решении важнейших государственных и межгосударственных вопросов. Многие будущие монархи, прежде чем вступить на престол, должны были просить благословения у Папы Римского. Крестовые походы в течение нескольких столетий сотрясали не только Европу, но и другие регионы мира. «Священный» церковный суд решал судьбы миллионов людей.
С развитием буржуазных рыночных отношений, застывшие догмы христианства стали тормозить общественный прогресс. В XVI-XVII вв. разнородные социально‑политические движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви, государство и общество освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Секуляризация - освобождение от церковного влияния - способствовала формированию современной светской культуры общества.
В современном мире роль религии в разных странах также неоднозначна. В демократическом обществе религия является одним из социальных институтов гражданского общества, роль и функции которого регламентируются конституционными нормами. Но есть страны, в которых религия продолжает оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства и ограничивать права человека. Многие международные террористические организации используют религиозную идеологию в своих целях.

68. Почему возникает религия?

Среди всего многообразия факторов и причин возникновения религии можно выделить пять основных.
1. Социальные и социально‑климатические - незащищенность человека перед природной стихией и социальными катаклизмами (войнами, голодом, эпидемиями и др.). Желание найти защиту в сверхъестественном.
2. Гносеологические (познавательные) - способность человеческого сознания, в ходе познавательной деятельности, придавать сверхъестественные (трансцендентные) свойства предметам и явлениям, которые человек не в состоянии исследовать опытным путем. Абстрактные представления о тех или иных явлениях, основанные не на знаниях, а на вере.
3. Психологические, связанные с воздействием культовых отправлений на психику человека. Например, у индивида во время религиозного обряда могут возникнуть видения (галлюцинации), сильное эмоциональное возбуждение и т. д.
4. Социально‑психологические - единая вера и совместные культовые действия способствуют интеграции людей в рамках определенной социокультурной общности (Дюркгейм).
5. Исторические - обусловленность существующей религии ее предшествовавшим развитием, т. е. историческими корнями.

69. Какова структура религии?

Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными элементами структуры религии являются: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация.
1. Религиозное сознание - специфическая форма общественного сознания, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание условно можно разделить на две составляющие - религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология включает в себя различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к религии, например, мифы, традиции, представления, установки, предрассудки, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре религиозной психологии и выполняет свою определенную роль. Так, например, если эмоции и настроения весьма переменчивы, то традиции и мифы могут передаваться из поколения в поколение многие ϲȯтни лет. Религиозная психология - это обыденный уровень религиозного ϲȯзнания.
Религиозная идеология в структуре религиозного ϲȯзнания представляет ϲȯбой теоретический уровень. Если религиозная психология основывается на обыденных представлениях о религии, то религиозная идеология предполагает систематизированное теоретическое обоснование религиозных догм и культовых отправлений. Она является основой (руководством к действию) для объединения верующих и ϲȯздания религиозной организации. Основными источниками возникновения и развития религиозной идеологии являются священные тексты и писания. В христианской религии таким источником является Библия, в мусульманстве - Коран. Религиозная идеология является основой (руководством к действию) для объединения верующих и ϲȯздания религиозной организации.
Религиозные и политические элиты во все времена и в разных странах стремились и стремятся «приватизировать» религиозную идеологию, сделать ее послушным оружием в достижении своих корыстных целей. Нередко это приводит к религиозным конфликтам и войнам как между приверженцами различных религий (например, между христианами и мусульманами), так и между приверженцами разных направлений в одной религии (между суннитами и шиитами в исламе, католиками и православными в христианстве и др.).
2. Религиозный культ (от лат. - почитание) - система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к той или иной религии или воздействовать на сверхъестественное. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц - символом мусульманской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход».
3. Религиозные организации - определенная форма объединения и управления верующими людьми. Существуют четыре основных вида религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

70. Какие существуют типы религиозных организаций?

В научной литературе общепринятым является мнение о том, что все религиозные организации делятся на четыре основных вида: церковь, секта, деноминация, культ.
Церковь (от греч. - божий дом) - это открытая, массовая религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Основными признаками церкви являются: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; наличие особого слоя людей - служителей культа (духовенства) и рядовых верующих - прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями; наличие специфических культовых зданий и сооружений.
Секта - особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Обычно секту образовывает отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает непросто.
Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также, по сути, является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от христианской церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект. Деноминации в наибольшей степени присущи тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма (США, Канада и др.).
Культ - закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение какому‑либо лживому мессии. Пагубное влияние некоторых культовых религиозных организаций на молодых людей (подростков) вызывает законное негодование их родителей и общественности. Нередко деятельность таких организаций становится предметом разбирательства для правоохранительных органов.
В России в настоящее время насчитывается более миллиона адептов (приверженцев) различных тоталитарных религиозных сект, многие из которых запрещены на Западе или находятся там под жестким контролем специальных служб.

71. Каковы социальные функции религии?

Все религиозные отношения, в конечном счете, являются одним из видов социальных отношений, а сама религия представляет собой сложную социальную систему, регулирующую отношения между людьми. Во все времена и при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты. Религия - это не столько отношение человека к Богу (Богам), сколько отношения между людьми по поводу Бога (Богов).
Основные функции религии как социального института:
1. Иллюзорно‑компенсаторская - дающая человеку надежду в реальной жизни и в потустороннем бытии.
2. Мировоззренческая - вера в существование некой трансцендентной инстанции, которая (вера) во многом определяет систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира.
3. Регулятивная - создание и функционирование определенной системы ценностей и норм, которая мотивирует поведение верующих.
4. Интегративная - верующий человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной социальной общностью людей, которые придерживаются таких же религиозных взглядов. Чувство единения с «братьями» по вере присуще всем верующим. Однако это чувство нередко используется для разделения людей на «своих» и «чужих».
5. Функция размежевания (идеологическая) - в современном мире религия стала мощным средством идеологического воздействия на сознание людей с целью разделения противопоставления друг другу.
Можно назвать и другие социальные функции религии, например, такие как: воспитательная, функция социализации, нормативно‑правовая, политическая, культурологическая, идеологическая и др.

72. Какова роль религии в консолидации и размежевании людей?

Религия играет огромную роль в консолидации и идентификации людей. Уже в первобытную эпоху род или племя выражали свою идентичность, связывая себя с определенным тотемом (животным, растением и т. д.). Тотем был и покровителем, и символом (эмблемой, гербом), и фактором объединения людей. В современных мировых религиях символами‑тотемами являются такие атрибуты религии как крест в христианстве, полумесяц в мусульманстве, статуя или изображение Будды в буддизме и т. д.
Другим объединяющим фактором в религии являются совместные религиозные церемонии: крестный ход, массовое паломничество к святым местам, ритуальный религиозный танец, совместная молитва и др. Совместные церемонии (даже ритуалы скорби и утраты), по мнению Э. Дюркгейма, вызывают у их участников состояние единения и возбуждения, которое предполагает мобилизацию всех действующих сил.
Следующим фактором единения людей является религиозное мировоззрение (вера). Оно предполагает единство взглядов, ценностных ориентаций, определенных форм поведения для всех адептов той или иной религии. Религиозное мировоззрение является основным объединительным фактором для верующих людей. А письменные источники (Библия, Коран, Талмуд и др.), в которых излагаются основные постулаты (утверждения, требования, аксиомы) веры, считаются священными для каждого верующего.
В качестве консолидирующего фактора можно назвать самоидентификацию (самоопределение) индивида, который может и не быть убежденным верующим, не посещать храмы, не молиться, но причислять себя к сторонникам определенной религии.
Но всякая социальная идентификация предполагает сравнение и противопоставление. Чтобы консолидироваться в рамках своей религиозной идентичности (вере, конфессии), люди должны как‑то ее выделить среди других, т. е. поделить людей на «своих» и «чужих». При этом, как правило, своя вера и ее адепты оцениваются более положительно, нежели другие. Эти оценки могут культивироваться осознанно, а могут возникать на уровне подсознания. Такова сущность идентификации.
Консолидирующие свойства религии во все времена широко использовали различного рода политические авантюристы, националисты, амбициозные религиозные деятели и патриоты. Религиозная идеология является мощным средством мобилизации людей как для защиты отечества, так и для ведения захватнических войн. Так, в XI-XIII вв. католическая церковь инициировала и благословила «крестовые походы», а в XVI-XVIII вв. - гугенотские войны. В Средние века большинство захватнических и освободительных войн приобретали религиозный характер. В мусульманской лексике даже существует такое понятие как «газават» (джихад) - означающее «священную войну» мусульман против иноверцев.
Религиозные войны не ушли в прошлое. И в ϲȯвременном мире амбициозные политики и террористические организации используют религию для того, чтобы добиться своих корыстных целей. В результате целые народы и страны распадаются и враждуют между ϲȯбой по религиозным признакам. Так бывшая Югославия распалась на православную Сербию, католическую Хорватию, мусульманскую Боснию и другие «религиозные» анклавы. В Северной Ирландии некогда единый народ «разделился» на католиков и протестантов и между этими религиозными общностями уже многие десятилетия (по другим расчетам - многие столетия) идет перманентная война. В Ираке две ветви мусульманской религии - шииты и сунниты - убивают друг друга. Международные авантюристы стремятся весь мир разделить по религиозным признакам и развязать на этом основании Мировую войну. По мнению некоторых исследователей, эта война (Четвертая мировая) уже началась.

Литература

Вебер М. Социология религии / Избранное. Образ общества. - М., 1994.
Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс. - М., 2003.
Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996.
Зиммель Г. К социологии религии // Вопросы социологии. 1993. № 3.
Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998.
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.
Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. - М., 2003.
Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1982.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1989.