Гаммы и пентатоники для гитары. Ми-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям. Как играть пентатонику: упражнения

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» - определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой . Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику

1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.

При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.

Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.

Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.

Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:

— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.

Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.

2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.

Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.

Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.

Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:

— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.

3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.

Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.

Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.

ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.

Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.

Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!

ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.

В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.

Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).

ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.

Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.

Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.

Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.

Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».

Перевод - Сергей Тынку

Mark Tremonti очень трудолюбивый человек. Помимо участия в группах Creed и Alter Bridge, он успевает делать кучу совместных проектов с разными артистами, рулить собственной бандой, давать мастер-классы, изобретать именные PRS и, конечно же, рассказывать молодым гитаристам о том, как им стать настоящими гитарными волками. Такими как Марк, например.

1. Выучи пентатонику во всех пяти позициях на грифе

Большинство людей выучивает пентатонику только в одной первой позиции, и может быть еще немного знает вторую и пятую. Они не понимают того, что там пять разных позиций по всему грифу. Когда я еду на гастроли и даю мастер-классы, то по-моему мнению 90% людей, которые мне попадаются, не знают пентатонику в пяти позициях. А ведь это важно.

Знание всех пяти позиций пентатоники дает вам свободу перемещения по грифу. Если вы выучили только одну позицию, то вы ограничены, а вам нужно уметь добираться от одного конца грифа до другого. Это как система ладов, которые переходят один в другой. Если вы все их выучите, то у вас будет одна большая сетка, с которой можно будет работать.

Это немного похоже на знакомство с дорогами по карте. Если вы будете знать только свой район, то застрянете там, не зная как добраться до следующего и следующего за ним. Но если вы знаете всю карту, то сможете пойти куда захотите.

Я признаю, что это занимает время. Это не то, что вы проглотите за один день. Но потратьте время на изучение всех пентатоники во всех позициях и ваша музыкальность вырастет.

2. Учись импровизировать, используя вибрато и бенды

Сосредоточься на простых фразах, но при этом будь уверенным, что при бендах ты дотягиваешь до нужной ноты. Также работай над техникой своего вибрато пока не будешь спокоен за то, что ноты красиво поют. Очень большая часть индивидуального стиля гитариста заключается в том, как он применяет вибрато.

Каждый раз когда ты играешь на гитаре, уделяй должное внимание импровизации и работе над бендами и вибрато. Играть под метроном не так интересно и полезно как импровизация под фонограмму минус.

Несколько лет назад в магазинах Guitar Center проходили гитарные батлы и там было навалом фонограмм с аккомпанементом. Я их все купил, скачал и играл под них. И я до сих пор это делаю. Ты можешь скачать их из интернета - там их много.

3. Играй поверх смены аккордов

Как только ты отработаешь вибрато и бенды, удели внимание смене аккордов. Когда ты играешь соло, то нужно высекать самые сладкие ноты в момент перехода одного аккорда в другой. Это будет звучать так, как-будто ты знаешь, что делаешь и твоя игра приобретет больше страсти.

Если группа играет, например, в ми-миноре, то когда они меняют аккорд, тебе не надо продолжать играть те же ноты, что ты играл ранее. Поменяй ноты в своем соло и играй те ноты, что у них идут в аккорде. А к ми-минору ты всегда успеешь вернуться, когда и они вернутся.

Играть с другими музыкантами - это здорово, но ты можешь заниматься и самостоятельно. Запиши минус на простейшую блюзовую прогрессию I-IV-V и играй под нее. И как только фонограмма перейдет к аккорду IV ступени, то и ты переходи к нотам из аккорда IV. Тоже самое можно сделать и с аккордом V ступени. Со стороны это будет казаться так, как будто ты звучишь очень естественно и при этом со знанием дела.

4. Твой звук - это твой стиль

В большинстве случаев, твое звучание все скажет о твоем стиле. Тембры, которые выходят из под твоих рук, тот саунд, который кажется тебе наиболее хорошим - он как правило основан на том звуке, которым тебе наиболее удобно играть свою музыку.

Поэтому не стесняйся выйти за рамки привычных звучаний и отыскать среди них то, что идеально тебе подходит. Зайди в хороший гитарный магазин и проверь все гитары разных типов, чтобы понять какая из них будет лучше всего отвечать твоим требованиям. Может тебе подойдет что-то с синглами, а может и с хамбами. Это может быть страт, леспол или вообще PRS.

Тоже самое с усилителями. Ты можешь быть приверженцем ламп 6L6, а может быть и EL34. Ты можешь влюбиться в Fender Twin, а может тебе нужен хайгейновый стек. Твой стиль игры подскажет тебе тот особый звук, который тебе нужен, а тип оборудования поможет с конкретикой. Я знаю, что обычно по разному играю на страте через Fender Twin и на PRS через Marshall или Mesa Boogie. Узнай куда тебя заведет твоя страсть. Будь настойчив в поиске своего оборудования, потому что именно оно поможет тебе создать тот звук, которые тебе нужен.

5. Будь терпелив и страстен

Большинство гитаристов время от времени ленятся. В моем случае, я по началу был просто ужасен. Это правда. Мои братья смеялись надо мной - я не мог ни одной песни сыграть от начала до конца. Потребовалось много лет терпения чтобы я дошел до той точки, где знал, что я делал.

Сегодня все намного проще, у тебя есть Youtube и множество учебных видео. Не прикладывая особых усилий ты можешь увидеть как нужно что-то играть и учить. Это отлично, но не всегда короткие пути приводят к нужным местам в конечном счете.

Помню как много лет назад купил табулатуры Metallica “Master Of Puppets” и там вообще все было неправильно написано. Я не знаю кто это подбирал, но там было все не так как надо. Конечно, я думал, что это я лажаю, потому что играю как написано и при этом ничего вообще не похоже на запись. Таким образом мне пришлось подбирать все самому, это заняло много времени, но думаю положительно сказалось на моем слухе.

И тут уже другая вещь - учиться по слуху. Даже не смотря на то, что сейчас все перенасыщено информацией, один из самых лучших способов учиться - это по слуху. Особенно когда ты играешь с другими людьми - ты их слушаешь и подстраиваешься под то, что они делают. Все ютьюбовские видео мира не дадут тебе того уровня умений, которое ты получишь из игры по слуху. Твои инстинкты станут острее и если ты пойдешь этим старомодным путем, то всегда будете знать, что вам нужно делать. Поэтому запасись терпением и выдели соответствующее время.

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре - была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок - сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро - тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror - один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару - пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника - это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) - до (III) - ре (IV) - ми (V) - G (VII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре - как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) - II (ре) - III (ми) - V (соль) - VI (ля) .

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

Например:

  • До мажор - Ля минор
  • Соль мажор - Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор - Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) - шестая (6) , неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) - это I ступень , тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно - ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am - тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней - в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту - по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра - она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд - Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля - тоника), III (до - малая терция), V (ми - квинта) - устойчивые тона ; а вот IV (ре - кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо . Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем - как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения, также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Теперь упражнение:

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂)

Аппликатура (играется от ноты До):

Табы/ноты Ex.3

Аудиопример:

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

Табы/ноты Ex.4

Аудиопример:

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Табы/ноты Ex.5

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд - С (скачать минусовку для занятия - ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I - II - III - V - VI (если в До мажоре, это ноты - до - ре - ми - соль - ля ). Не забывайте, не путайте с минорной.

Плодотворных вам занятий!

ТЕГИ

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.