Образы гармонического языки музыки
(план - конспект интегрированного урока по предмету «Сольфеджио».
Возраст участников – 5 класс, 10-12лет)
Дутова О.А.
преподаватель дополнительного образования
МОУ ДОД «ДШИ р.п. Тельма
р.п.Тельма, Усольский район, Иркутская область
План-конспект урока
Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна
Предмет: сольфеджио
Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.
Форма проведения : коллективная
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;
Знакомство с основными закономерностями гармонического языка;
Овладение навыком грамотной записи аккордов;
Овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;
Овладение навыками жанрового варьирования;
Формирование начальных навыков вокальной импровизации;
Закрепление умение проводить слуховой анализ.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;
Развитие внутреннего, гармонического слуха.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Методы:
- наглядно-образный;
- словесный;
- аналитический ;
- объяснительно- иллюстративный;
- проблемно – поисковый.
Реализуемые педагогические технологии:
Личностно- ориентированные (развивающего обучения);
Информационно-коммуникативные;
Предметно-ориентированные;
Групповой деятельности.
Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
Карточки - ноты;
Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
План урока
1. Организационный момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
2. Основная часть
Беседа о гармонии.
Интонационная настройка в Ре мажоре.
Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
Гармонический анализ нотного текста.
Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
Слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.
Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
3. Заключительная часть
Подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.
Формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Рефлексия учеников.
Конспект урока
На доске заготовлены наглядности.
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Преподаватель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
Преподаватель:
Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:
Преподаватель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Преподаватель:
Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S 53 D 53
Преподаватель:
Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Преподаватель:
Итак, всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход
D - S. Ребята, повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
Общие звуки аккордов остаются на месте.
Преподаватель:
А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Один Ученик выходит играть к инструменту.
Преподаватель:
Ребята, по нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)
Ученики выполняют задание.
Преподатель:
Где используется кадансовый оборот и из каких аккордов он состоит?
Ученики:
Кадансовый оборот используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.
Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Преподаватель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Преподаватель:
Хорошо ребята, а сейчас переходим к следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Преподаватель:
А сейчас слуховая работа. Надо Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53
Преподаватель:
Ребята я играю, а вы показываете а затем записываете ноту которая в басу и обозначения аккордов. Затем расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем трёхголосие.
Ученики по слуху определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас и обозначение аккордов, далее строят аккорды. Один ученик выходит к доске и выполняют задание.
Преподаватель:
Ребята молодцы. Вы успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Преподаватель:
Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Преподаватель:
На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать ее в тетрадь.
На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута, задачи выполнены.
Всем спасибо. До свидания.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. Белая Н.В. Нотная грамота: элементарная теория музыки – игры на уроках, часть 1 – СП.б.: Композитор, 1999 – 42 С.
2. Осколова Е.Л. Сольфеджио, часть1 – М.: Владос, 2002.- 208С.
3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте – М.: Музыка. 1981.- 271С.
4.Фролова Ю. Сольфеджио 5 класс – Ростов - на – Дону: феникс, 2033.- 111С.
Сайты в Интернете:
1. http://www.all-2music.com/solfedgio_forms_ryzhkov.html
3. http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm
Иллюстрации:
1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
2. http://vasenka-garasenka.forum2x2.ru/t93-topic
Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».
Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися
4го класса фортепианного отделения.
Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление
пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя
все типы упражнений (вокально - интонационные, ритмические, слуховые, творческие).
Задачи:
1) Образовательная: закрепление обширной темы «Аккорды от звука
и в тональности» с помощью различных типов упражнений.
2) Воспитательная: подготовить учащихся к более активному,
осознанному написанию контрольной работы на последующем
уроке.
3) Развивающая: выработка логического мышления и умения
ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений
тестово-логической направленности.
Ход урока:
I) Организационный момент.
II) Распевка. В качестве распевки используется
материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс
ладовая настройка.
Работа в тональности E-dur:
а) три вида гамм;
б) пение последовательности ступеней:
I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;
I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I
в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.
Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют
по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним
слухом,концентрацией внимания и интонацией.
III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»
1) Закрепление аккордов от звука.
а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:
Б3/5 состоит из: б3+б3;
б3+м3;
м3+б3.
Соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3
Б6/4 ч4+ м3
М6 б3+ б3
Б3/5 б3+ ч4
Ум3/5 ч4+ б3
М6/4 б3+м3
Д7 строится на: 2 ступени;
7 ступени;
5 ступени;
4 ступени.
б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4
кл., стр.20, № 9.
Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные
могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои
варианты.
в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:
каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая
состав аккорда.
г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное
направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за
первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по
одному.
Петь вместе построенное задание.
2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».
а) Калинина,4 кл., стр. 23, упр.6
Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:
Прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.
б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:
Разучить последовательность трёхголосно.
IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):
а) 1) ч5;
2) мелодический минор;
3) Б6/4;
4) натуральный мажор;
5)м7 ;
6) Ув3/5.
б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза
записать бас,со второго подписать аккорды.
1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5
2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5
V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках
сольфеджио», № 250,с. 49.
Дать анализ тонального плана, размера, фразировки;
Определить, по звукам каких аккордов идёт мелодия;
Прохлопать ритмический рисунок с названием нот;
Спеть номер с дирижированием,
Подобрать аккомпанемент,
Транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.
VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская
«Диктанты», № 185, с. 33(т.1- 4).
1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.
2. Пение диктанта нотами.
3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.
VII) Домашнее задание.
1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать
аккомпанемент.
2. № 250,с.49 транспонировать в h-moll
Список используемой литературы:
1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.
2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.
3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».
План-конспект открытого урока преподавателя
МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися
2 класса фортепианного отделения
Тема урока : Четыре вида трезвучий .
Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.
Задачи урока :
Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного
привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.
Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте
аккордов.
Воспитание навыков зрительного анализа музыки.
Форма урока: групповая
Методы работы :
Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического
и творческого мышления учащихся
Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых
представлений учащихся с помощью наглядных пособий
Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию
учащихся и педагога
Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом
процессе урока
Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися
музыкальных законов
Ход урока:
Повторение темы «Трезвучия».
Слуховой анализ.
Теоретические сведения. Игра «Теремок».
Разучивание попевок.
Пение номеров, заданных на дом с анализом.
Диктант.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:
Фортепиано
Клавиатура
Магнитная доска, магниты
Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)
Применение педагогических технологий
1. Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно- ориентированного обучения
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.
3. Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.
Содержание урока:
1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:
Из чего состоит трезвучие;
Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))
Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и
тоновая величина, окраска)
1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:
Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.
2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.
3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке
живет?
А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»
Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в
теремки.
3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.
4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)
Определить тональность
Распеться в данной тональности
Определить форму и характер
Найти движение по звукам трезвучия
Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)
Определить тональность
Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.
7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:
Транспонировать диктант в тон-ть G - dur
Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.
Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия
Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.
Самоанализ урока:
Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.
Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.
Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.
Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).
Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.
Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.
Примеры аккордовых последовательностей
Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:
До мажор
- до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
- ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
- ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
- ре минор (2-я ступень);
- си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.
А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.
Ре мажор
- ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
- си минор (трезвучие 6-й ступени)
- фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
- ми минор (2-я ступень)
- до# уменьшенное 7-й ступени.
Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.
Ля минор
Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:
- ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
- ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
- фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
- до мажор (трезвучие 3-й ступени);
- соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
- ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).
Как найти тонику
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.
Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.
Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:
- Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
- Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
- Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
- Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
- Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.
Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.
Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин .Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".
Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.
На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.
Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.
Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.
На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).
СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) - пение мелодий со слоговыми названиями звуков.
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства - элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический , полифонический , ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный : произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.
ГАРМОНИЯ (греч. - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».
РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ - возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.