Где был установлен первый игровой автомат. От «однорукого бандита» до онлайн-игры: история появления слотов. Любимый автомат и самый желанный автомат

Многим москвичам 1971 год запомнился грандиозной выставкой «Аттракцион-71». Десятки крупнейших мировых производителей привезли в наш город и разместили в Измайловском парке и Парке Горького свои карусели и игровые автоматы. Успех этих аттракционов был настолько ошеломляющим, что этот год можно назвать годом появления в стране новой - игровой - индустрии.

Морской бой

Любой, кто играл в «Морской бой», знает: если повернуть перископ влево или вправо до упора, дождаться, пока из-за ширмы покажется корабль, и стрельнуть - это гарантированное попадание. Вот только ждать очень скучно.

Да и призовая игра - всего три дополнительных выстрела. Гораздо круче попробовать сбить корабли посередине экрана.

Отстрелявшись, пересчитываешь «пятнашки» в кармане и оглядываешься в поисках другого автомата. Старшие ребята предпочитают проводить время у «Футбола» или «Баскетбола», а также возле электронных «Городов», «Тенниса» и стрелялок «Зимняя охота», «Ни пуха ни пера». Совсем малыши кайфуют на автоматах-качалках: «Самолет», «Дельфин» «Зебра», «Трактор». Они, кстати, дешевле - по 10 копеек. А вот и свободные - «Скачки», «Автокран» и «Снайпер».

Выбираем последнее...

Плагиат

Одноэтажное здание «Союзаттракциона», созданного сразу после известной выставки - в 1972 году, - располагалось на улице Рылеева, 25 (ныне Гагаринский переулок). В обязанности этой конторы входили сбор заявок на качели-карусели и игровые автоматы со всего Союза, их получение и отгрузка заявителям.

Начинали не на голом месте - все аттракционы и игровые аппараты, привезенные на выставку 1971 года, были выкуплены, разобраны до винтика в конструкторских бюро, а затем инженеры подробно расчертили их схемы на ватманах.

А дизайнеры адаптировали их под менталитет наших людей, строго руководствуясь директивой Минкульта СССР, которая предписывала, что «игровые автоматы должны у советских людей развивать скорость реакции, внимание, мелкую моторику, быть разноплановыми и для различных возрастных групп». Никто из западных производителей игровых автоматов качать свои авторские права в СССР не захотел - Карибский кризис был еще в памяти.

Так, прототипами «Морского боя» стали американский Sea Raider. У США позаимствовали также «Футбол», «Баскетбол», «Астропилот», у японцев приватизировали идею игры «Кран» и так далее. Как говорится, «с миру по нитке» - и страна стала обрастать комнатами игровых аттракционов, которые появлялись сначала при парках и кинотеатрах, а затем - во дворцах культуры, в пионерлагерях и так далее.

В ведение «Союзаттракциона» входило и размещение заказов на изготовление игровых автоматов. Занимались этим делом, как правило, на оборонных предприятиях - там имелись и специалисты по электронике, и производственные возможности. А задействованы в процессе создания аппаратов были предприятия всех союзных республик страны.

Стреляй быстрее!

В «Снайпере» игра идет на время. На 20 выстрелов дается всего 1 минута. Опоздал - проиграл. А чтобы получить призовую игру, необходимо поразить за это время все 20 мишеней 20 выстрелами. С первого раза такое не удается никогда - поэтому, чтобы достичь определенного мастерства, требовалось потратить на тренировку меткости не один рубль.

А прелесть игрового автомата заключалась в том, что в подставку ружья был встроен электромагнит, имитирующий отдачу.

А вот в «Скачки» одновременно могли играть от трех до шести человек. Или, если ты один, соревнуешься с компьютером. Это потом, когда мы выросли, выяснилось, что экран-то на игре был черно-белый: к нему приклеивались цветные полоски, которые и раскрашивали беговые дорожки, соответствующие цвету кнопок.


В зале игровых автоматов Парка Горького всегда было многолюдно. Фото 1986 года

Черный нал

Игровые автоматы стоили недешево - некоторые по 2–3 тысячи рублей. Но с учетом их популярности окупаемость была фантастическая. И не та страна была СССР, чтобы здесь обошлось без плановой экономики. На каждый автомат накладывался план - от 6 до 8 рублей в день. И если вдруг в будни какой-то аппарат мог не собрать столько денег, то уж в выходные, когда люди ходили в кино, отдыхали в парках, он «план перевыполнял» многократно. Как следствие, переизбыток собранных денег спокойно перетекал в карманы «смотрящих» за аппаратами.

Не бедствовали и в «Союзаттракционе», руководство которого решило, что невостребованные автоматы ни в коем случае не должны пылиться без дела на складах и их нужно непременно запустить в работу. Необязательно в Москве - можно договориться с другими регионами и сдать казенные механизмы как бы в аренду.

Раз в месяц кто-то из «Союзаттракциона» отправлялся туда, где был установлен автомат, и забирал вырученные деньги.

Надо сказать, жили сотрудники этой конторы не просто безбедно, а на широкую ногу. Ровно до тех пор, правда, пока их махинациями не заинтересовался ОБХСС (то есть отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Разразился громкий скандал, который привел к полной ликвидации организации. Руководство игровым бизнесом было передано организации «Союзтетрпром», но в принципе ничего не изменилось.

Слишком серьезным был бизнес, в котором крутилось огромное количество неучтенных денег. А грянувшая в стране перестройка даже помогла его развитию: некоторые предприятия и производственные кооперативы, которые оказались в свободном плавании, стали сами делать игровые автоматы на основе всевозможных электронных платформ. Так появились любимые многими «Теннис», «Тетрис», «Викторина» и другие.

А в середине 90-х этот бизнес стал постепенно угасать.

Сколько весят 15 копеек

Отечественный игровой автомат было трудно обмануть - разработчики предусмотрели несколько степеней защиты. Монета (для детских автоматов - 10 копеек, для всех остальных - 15) сначала проходила первый уровень проверки - на вертикальный и горизонтальный размер. Затем второй уровень - по весу и скорости прохождения к монетоприемнику.

Кроме того, существовал еще и специальный магнит, который притягивал к себе имитаторы «пятнашек».

Сам монетоприемник был рассчитан на 700 монет и пломбировался. Так что за сохранность накопленных денег можно было не беспокоиться. Кстати, аппараты по продаже газированной воды с сиропом (3 копейки) и без сиропа (1 копейка) конструировались по такому же принципу.

После распада СССР канули в лету и аппараты по продаже газировки, а затем и на смену столь любимым у советских людей игровым автоматам пришли меркантильные «однорукие бандиты». Реанимировать этот бизнес советских игровых автоматов не представляется возможным по причине того, что оборонные предприятия, на которых делали игровые автоматы, уже давно приватизированы и переориентированы, парк аттракционов устарел, а запчастей на замену изношенных нигде не достать. А еще появились приставки для телевизоров, а затем и домашние компьютеры.

На Бауманскую, 11, завезли автомат из 90-х.

А спрос остался

Сейчас тех, кто занимается игровыми автоматами советской эпохи, можно пересчитать по пальцам одной руки - пять компаний. Четыре из них приобретают автоматы, ремонтируют и перепродают. Покупатели на них есть всегда.

Многие небедные россияне приобретают такие автоматы для своих дач и резиденций - своеобразная форма ностальгии.

Еще один игрок - Музей советских игровых автоматов. У музея два отделения - в Москве и Санкт-Петербурге (еще один, располагавшийся в Казани, был недавно закрыт по причине нерентабельности). Руководят музеем ребята, увлеченные и легкие на подъем, они все время находятся в поиске - автоматов, разумеется.

Кстати, сами же их ремонтируют и обслуживают. А еще постоянно пополняют свою коллекцию.

Например, недавно где-то нашли эксклюзив - игровой автомат «Астропилот»: весьма редкий, поскольку он из первой волны автоматов, производство которых прекращено где-то в 1982–1983 годах.

А еще у них появилась «Память» - очень крутой автомат, который в свое время был выпущен маленькой партией.

Ищут ребята экспонаты для пополнения своей коллекции не только в России, но и за границей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов:

Специалистов, которые могут починить игровые автоматы советского периода, не так много. Есть умельцы, которые переделывают автоматы, напихают туда всего современного. Но это уже не оригинальная история. А спрос на игровые автоматы есть. Есть люди, которые покупают себе автоматы для загородного дома - гостей удивить. Такие есть и будут всегда.

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

На ВДНХ прошла XX выставка РАППА-2018, которая собрала почти две сотни крупнейших представителей развлекательной индустрии со всего мира. Были в том числе и те, кто производит игровые автоматы.

Как убедился корреспондент «Вечерки», практически все представленные аппараты - модификация автоматов «Кран» и «Зонд». По словам специалистов, сегодня тех, кто играет в них, уже мало волнует сам процесс игры (это относится и к детям), они хотят результата в виде какого-либо приза. И чем он более дорогостоящий и внушительный, тем больше шансов, что игровой автомат не будет простаивать без дела. Сейчас даже разработаны специальные автоматы для супермаркетов, где в качестве приза человек может вытащить, к примеру, упаковку сосисок, палку колбасы, шоколадку или даже комплект нижнего белья.

Мало того что старые советские аппараты сегодня непопулярны, - говорит один из производителей игровых аппаратов Константин Шерстюк, - они еще и технически несовершенны, потребляют много энергии, часто ломаются и нерентабельны. Средняя цена - 70 тысяч рублей современных «Хватайки», «Крюка», «Краболова» и других, и окупаются они за 2–3 месяца, иногда и раньше. Все зависит от того, где вы его поставите. Главное, чтобы место было многолюдное. По такому же принципу работают вендинговые автоматы.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

МОРСКОЙ БОЙ

Один из самых первых автоматов (выпускался с 1973 года) имитировал торпедную атаку с подвод ной лодки по кораблям. За одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получает право еще на три бесплатных пуска.

СНАЙПЕР

Электронный тир. В течение одной минуты игроку нужно поразить 20 недвижимых мишеней. При 20 попаданиях игроку полагается призовая игра.

БАСКЕТБОЛ

Механический автомат для двух игроков. За три минуты нужно, нажимая на кнопки, забросить как можно больше мячей в корзину противника. Игровое поле было накрыто прозрачным куполом. При счете 30:30 полагалась призовая игра.

МАГИСТРАЛЬ

Имитация езды на трассе. Возможно было играть в нескольких режимах, в том числе «ночной» и «мокрая дорога». Кстати, именно на базе «Магистрали» были разработаны такие автоматы, как «Авторалли» и «Обгон».

КРАН (ЗОНД)

Управляя механической рукой, надо было достать из прозрачного корпуса автомата приз - приглянувшуюся игрушку, жвачку, шоколадку. Иногда в качестве приза в автомат выкладывались небольшие бутылочки коньяка.

Игровые автоматы — неотъемлемый атрибут сферы азартных игр. Слот-машины приносят казино миллионные прибыли, а любители испытать удачу с их помощью погружаются в мир азарта и крупных джекпотов.

Современные игровые автоматы похожи на многофункциональных роботов, но такими они были далеко не всегда. Давайте обратимся к истории, которая поведает нам о происхождении важного механизма в работе большинства казино.

Американский старт

Дикий Запад США стал местом появления первой слот-машины (слот — проем для монет). В 1895 году любитель механики Чарльз Фей в своей автомастерской Сан-Франциско изобрел первый прототип игрового автомата «Liberty Bell» («Колокол Свободы»). Для его работы требовалась монета в 5 центов. Максимальный выигрыш — 10 5-центовых монет.

Устройство машины было весьма примитивным: 3 диска с символами начинали вращаться с разной скоростью от резкого движения рукоятки. Выпадение трех одинаковых картинок обозначало максимальный выигрыш в 0,5 доллара.

На первых порах автомат не мог сам выдавать монеты победителю, это делал владелец заведения. Фей договорился с бильярдными о размещении в их залах своего изобретения за 50% от валового дохода заведений.

Спустя год Чарльз открыл собственный завод по изготовлению слот-машин, которые начали носить название «однорукий бандит» из-за рукоятки. Постепенно их можно было увидеть в большинстве питейных города. Этот успех позволил еще недавно простому механику стать долларовым миллионером.

«Колокол Свободы» Фея считают родоначальником большинства игровых автоматов будущего.

Оригинальный автомат «Колокол Свободы» сохранился до наших дней. Сегодня к нему можно дотронуться в одноименном ресторане города Рино, штат Невада.

Проблемы с игорным законодательством и дальнейшее развитие

К 1897 году, когда власти запустили программу по борьбе с «одноруким бандитом», его популярности не было предела. Игорное законодательство Калифорнии запрещало игровые автоматы из-за неуплаты налоговых сборов. Разработчики решили обойти ситуацию с законом оригинальным путем — создали автоматы, где за выигрыш выдавались жевательные резинки.

Каждая картинка на барабане (вишня, слива, груша или «бар») обозначали вкус жвачки. С тех пор такие автоматы начали называть «fruit machine». Их можно встретить и сегодня в некоторых развлекательных клубах Великобритании.

Кстати, с того времени обозначения на барабане практически не претерпели изменений — современные игровые автоматы также имеют такие символы с небольшими видоизменениями.

Постепенно понимание выгоды пришло к представителям власти, которые специальными законами легализовали игорную сферу и слот-машины. К 1910 году игровые автоматы массово распространились по большей части США.

Развитие технологий и слот-машины

Вместе с развитием науки совершенствовались игровые автоматы. В 1930 году компания «Jennings» создала первый игровой автомат на электромоторе. Но особого признания эта разработка не получила, большинство игроков продолжали испытывать удачу на «одноруком бандите» Фея. Его популярность длилась более 60 лет, пока «Bally Manufacturing» в 1964 году не представила миру автомат на основе электроники «Money Honey».

Механизм изобретения имел:

  • звуковое сопровождение;
  • подсветку;
  • слот для монет разного номинала;
  • накопитель для выплат.

В 1975 году Уолтом Фрэйли была разработана видеоигра «Fortune Coin». Поначалу к новшеству отнеслись с опаской и скептицизмом. Но, увидев потенциал видеослотов, игроки постепенно начали менять свое отношение.

Перспективу отрасли сразу оценили руководители International Game Technology (IGT). Спустя год после выхода новинки они купили права на игру вместе с компанией-разработчиком. «Fortune Coin» стала основой для создания абсолютно новой линейки игр.

С 1979 года стартовало массовое производство слотов для американских казино. IGT вышли на передовые позиции в сфере разработки, продвижения и популяризации видеоигр. Это было возможным благодаря нескольким факторам:

  • широкие лимиты ставок;
  • повсеместная доступность слот-машин;
  • высокие выплаты.

Изобретение сенсора способствовало еще большему развитию игровых автоматов. Массовость игры позволяла владельцам устанавливать крупные джекпоты, привлекая еще больше клиентов.

Постепенно к азарту приобщались граждане крупных городов. К 2005 году в России уже функционировали около 400 тысяч игровых автоматов, а суммарный оборот азартной сферы достиг отметки в 6 млрд. долларов. С октября 2006 года в России началось планомерное регулирование развития игорного бизнеса.

Заключение

Сегодня игровые автоматы замыкают лидирующую тройку (после наземных казино и лотерей) в структуре доходов от глобальной сферы азарта с показателем 23,6%. В денежном эквиваленте он равен 80,4 млрд. долларов.

Играть в игровые автоматы предпочитают многие азартные люди. Есть все основания прогнозировать дальнейшее увеличение доли рынка игровых автоматов в мире наряду с огромным разнообразием видеослотов.

Первые слот-машины значительно отличались от сегодняшних игровых автоматов. Неизменной остался только идея самой игры - для победы игроку необходимо собрать выигрышную комбинацию из символов. Простые правила игры и сам по себе увлекательный процесс сделали игровые автоматы одними из самых популярных развлечений в казино.

Покерные слот-машины

Первые игровые устройства с использованием монет были изобретены в 1880 году. Эти слот-машины были основаны на карточной игре в покер, имели пять барабанов и пятьдесят игральных карт. Игрок опускал в автомат монету, тянул за ручку и наблюдал за вращениями барабанов. Система «выплат» была нестандартной: в случае победы игрок подходил к бармену и в качестве приза забирал кружку пива или сигару.

Однорукие бандиты

Следующий этап в развитии игровых автоматов - однорукие бандиты. Это изобретения Чарльза Фея, «отца слотов». История гласит, что первый игровой автомат Фей изобрел в 1894 году. Второй слот, изобретенный в 1895 году, назывался 4-11-44. Эти игровые машины стали называть «однорукими бандитами» из-за рычага для запуска барабанов.

Колокол Свободы

Уже в 1898 году Фей изобрел первую слот-машину с автоматической системой выплат - «Колокол Свободы». При выпадении трех символов Колокола Свободы игрок получал джекпот в размере 10 пятицентовых монет (никелей). Новинка была настолько популярной, что даже после запрета игровых автоматов Фей имел много заказов на их изготовление.

Фруктовые автоматы

Следующим этапом в истории слотов было изобретение «фруктовых» машин. Карточные символы на барабанах были заменены на рисунки с фруктами: вишенками, апельсинами, арбузами, яблоками и символами bar. Поначалу выплатами на таких автоматах были жевательные резинки с фруктовым вкусом. Так делали не только ради забавы, но и для избегания анти-игорных законов, которые были введены во многих штатах.

Электромеханические слоты

Первый электромеханический игровой автомат был изобретен в 1964 году и назывался Money Honey. Благодаря усовершенствованной электромеханической технике слот выплачивал выигрыши автоматически и мог принимать до 500 монет без техподдержки.

А в 1996 году появился первый видео слот, у которого была бонусная игра Reel"Em на втором экране.

История современных слотов

Сегодня у игроков есть широкий выбор слот-машин, в которые они могут играть как в классических, так и в онлайн-казино. В автоматах может быть разное количество барабанов и игровых линий, бонусов и символов. Большинство слотов тематические, но некоторые по-прежнему используют классические символы. Среди игровых автоматов самые распространенные: классические 3-барабанные, 5-барабанные видео слоты, прогрессивные, бонусные и т.д.

Онлайн-слоты

История берет свое начало в 1994 году, когда государство Антигуа и Барбуда подписало Соглашение о свободной торговле в Карибском море. Этот документ позволял компаниям со всего мира законно открывать интернет-казино. В 1995 году было открыто первое онлайн-казино Gaming Club.

Чтобы защитить и поддерживать онлайн игроков в 1996 голу была основана известная Комиссия Канаваке по азартным играм (Канада). Много игроков отдавали предпочтение игре в интернете, но в 1996 году США приняли Unlawful Internet Gambling Enforcement Act, запрещающий азартные игры онлайн. Тем не менее, согласно статистике сейчас около 70% дохода любого интернет казино приносят именно игровые автоматы.

Максим Пинигин

Александр Стаханов

сооснователь Музея советских игровых автоматов

Как появилась идея создания музея

Александр Стаханов : Идея появилась, наверное, 1 апреля 2006 года. Мы с коллегой Александром (Вугманом, одним из основателей музея. - Прим. ред. ) ехали в машине, и он сказал: «Нам нужен автомат «Морской бой». Помнишь «Морской бой»? Я говорю: «Конечно, помню, давай найдем!» Не было никакой мысли о музее, а только конкретное желание найти этот автомат. Нам было примерно по 26 лет - и в тот момент нам хватало свободного времени. Я начал звонить в разные парки культуры и отдыха, где, как мне казалось, должны были быть автоматы. И каким-то чудом мужчина, который поднял трубку в на Таганке, сказал, что автоматы есть и их сейчас как раз выкидывают. Мы тут же приехали и за 210 рублей купили несколько игровых автоматов у мужчин, которые их выбрасывали на помойку. Так у нас появился гараж, полный этими поломанными, полуразобранными автоматами: помимо «Морского боя» остальные мы просто взяли за компанию. Автоматы были не комплектными, поэтому мечта о «Морском бое» тогда так и не сбылась.

В процессе поиска запчастей пришло понимание, что, во-первых, вся эта история нам очень нравится, во-вторых, так думали и все наши друзья. Так мечта иметь дома «Морской бой» эволюционировала. Автоматы - это великая ценность, которая стремительно исчезает, и ее надо сохранять. Постепенно мы пришли к тому, что нам нужен музей. Тогда мы не понимали, что он может быть экономически рентабельным, решили просто так называть наш проект.

Александр Стаханов и Максим Пинигин 10 лет назад

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Стаханов : А дома «Морской бой» не нужен. Автомат слишком большой для квартиры. А если вдруг кто-то все-таки решит притащить его домой, то через какое-то время он выйдет из строя. Починить его, вероятнее всего, человек не сможет. Иметь автомат без огромного количества запчастей - это утопия. Очень скоро он станет элементом декора.

Автоматы нужно постоянно чинить, и мы нуждаемся в непрерывном притоке запчастей, постоянно покупаем все, что можем найти по вменяемой цене. Берем куски автоматов, запчасти, схемы от автоматов, что угодно. То, что мы видим в музее, - это вершина айсберга. У нас больше сотни автоматов на складе. Когда автомат в музее ломается, мы привезем со склада такой же, но работающий. Мы все время шерстим интернет, слушаем посетителей, во всех интервью рассказываем, что если вы знаете, где игровые автоматы, то позвоните, пожалуйста, в музей.

Пока в России можно найти и работающие автоматы. Особенно в южных городах, в которых подходящие климатические условия и большое количество праздношатающихся позволяет этому формату развлечений экономически существовать. Недорогая аренда, наличие ностальгирующих посетителей - все дороги ведут в какой-нибудь Кисловодск или Таганрог.

Сколько стоит автомат и как его оживить

Максим Пинигин : Сколько стоит автомат, говорить не будем. Вы это опубликуете, и все будут стараться нам продать автомат по наиболее высокой цене.

Стаханов : Рынка никакого нет. Иногда у людей появляются автоматы, которые они хотят продать. Либо они продают их за вменяемую цену, либо ждут покупателя годами и даже десятилетиями.

Пинигин : Сейчас появились перекупщики, которые скупают автоматы, чтобы потом перепродать нам. Как бороться с ними, непонятно. Если они что-то стоящее находят, мы в результате все равно это покупаем.

Стаханов : Ну или не покупаем, потому что цена неадекватна. Ждем несколько лет, пока она не снизится.

Пинигин : Даже если мы купили новый автомат в коробке, который никогда не использовался, все равно он, как правило, не работает. Какие-то элементы требуют ревизии. Может быть, что-то сгнило. Это все надо исправить.

Стаханов : Наш ремонтник - очень приятный человек. Пришел к нам и говорит: «Я чиню автоматы с 1984 года, хочу у вас работать, берите меня». С тех пор мы помогаем друг другу. Ему интересно чинить автоматы, а для нас это идеальный сотрудник.

Пинигин : Каждый автомат требует разного количества времени. Зависит от того, что сломалось, есть ли у нас другие такие же автоматы или это единственный экземпляр.

Стаханов : Но некоторые автоматы мы так и не починили. У нас много лет стоит автомат в единственном экземпляре без запчастей. Он ждет своего часа на складе. Починить его из-за отсутствия документации и запчастей невозможно. Когда-нибудь мы найдем второй и из двух обязательно соберем один. Так что срок ремонта - от месяца до бесконечности.

2 из 7

3 из 7

4 из 7

5 из 7

6 из 7

7 из 7

Как в СССР появились игровые автоматы

Пинигин : Кто-то съездил на Запад, посмотрел, что бывает, и организовал выставку у нас в Москве.

Стаханов : В 1971 году в СССР состоялась выставка, на которую пригласили поставщиков из Европы и Америки. Никаких контрактов на поставку большой партии автоматов не заключали. Купили то, что они привезли, и отдали на заводы. На заводах им постепенно сделали то же самое.

По всей территории Советского Союза автоматы изготавливали 22 разных завода. Все - оборонные. Некоторые до сих пор делают военную продукцию, примерно ту же, что они делали тогда. Те, что были в Прибалтике и на Украине, закрылись или занимаются бытовой техникой. Но завод, который делал «Морской бой», еще существует. Это завод «Ратеп» в Серпухове. Когда нам нужно что-то уточнить в схеме «Морского боя», мы можем написать им письмо, они отвечают. Каламбур в том, что этот завод помимо автомата делал корабельные системы ракетного огня - с одного «кораблика» по другому.

Пинигин : К нам приходили ребята из «Союзаттракциона», которые разрабатывали эти автоматы, но это отдельная от завода структура.

Стаханов : 90% советских игровых автоматов - это копии, но остальное - разработка отечественных инженеров. Автомат «Городки» - самый известный пример.

Пинигин : Тогда же не было компьютерных игр, нельзя было в фейсбуке посмотреть механику какой-то игры и вставить в автомат. Так что «Городки», я считаю, хорошая игра.

Американский зал с игровыми автоматами

© Aladdin Color Inc / Gettyimages.ru

Стаханов : Дизайном игр и самих автоматов занимались сами инженеры на заводе, который эти автоматы выпускал. Предположительно, есть 22 дизайнера по всей стране. Технически оригинальные игры проще, чем западные аналоги. Они отстают в технологиях на 10–15 лет. Если в «Городки» добавить счетчик времени, рекорды и соревнование с бесконечным количеством игроков, это было бы, конечно, интересней. Но не сделали, потому что электроника не позволяла.

Пинигин : Какие-то автоматы копировали с японских - фирмы Sega. Были и европейские производители. Мировых производителей автоматов - порядка тысячи компаний во всем мире.

Стаханов : Проследить, с какого автомата срисован советский игровой автомат, легко. Советский автомат «Скачки» внешне не отличается от американского аналога. Поиграть в эти автоматы можно у каких-нибудь американских коллекционеров в их гигантских ангарах, но это тема отдельного исследования, которым мы пока не занялись.

Стаханов : Советские игровые автоматы из-за особенностей плановой экономики изготавливались, мягко скажем, нерациональным способом. Заводские инженеры разбирали зарубежные автоматы и собирали их копии, исходя из имеющихся деталей. Часто та номенклатура деталей, которая приходила на этот завод по плану, не подходила для нужд автомата. Инженерам приходилось собирать очень сложную схему, которую можно было бы заменить одним современным процессором, но его просто не было. Поэтому некоторые автоматы сделаны крайне нерационально. Это громоздкая и крайне ненадежная система.

Пинигин : Пока мы сохраняем в автоматах все как есть - ничего не оптимизируем. У нас только сейчас появляются мысли о будущем, когда доноры перестанут появляться, придется переходить на современную технику.

Стаханов : Какие-то вещи, непринципиальные для игры, такие как кинескопы или блоки питания, в будущем точно придется менять. Сейчас они до сих пор настоящие. Но нужно будет переводить какие-то механические вещи в электронные, это может быть очень дорого. Поэтому, пока мы можем это поддерживать в аутентичном виде, мы поддерживаем. Дальше будет видно.

Монеты и финансовые взаимоотношения

Стаханов : В автоматах несколько систем защиты. Монетоприемник сначала проверяет монету на вертикальный-горизонтальный размеры, а потом по инерции перебрасывает ее. Если эта монета сделана из другого металла, у нее другая масса, другая скорость - она отсеивается. Плюс советские 15-копеечные монеты не магнитятся. В разных системах монетоприемники устроены по-разному, но, в общем, это достаточно сложные штуки.

В среднем монетоприемник рассчитан на 700 монет. Монета весит 2,5 грамма, поэтому проще монеты не считать, а взвешивать. 700 монет - это 105 рублей, то есть по тем временам - зарплата.

Пинигин : Поэтому их грабили. И вообще тогда это был коррумпированный бизнес. По слухам, за сезон они могли принести денег на автомобиль.

Стаханов : В первые годы индустрии аттракционов была централизованная система «Союзаттракцион», которая владела всеми автоматами в Советском Союзе, - это была крупная структура в духе «Росцирка». Она имела абстрактный финансовый план на день работы (по-моему, около шести рублей). И это, конечно, порождало нездоровую возможность коррупции. Поэтому в начале 80-х «Союзаттракцион» закрыли и появилась другая структура, которая просто изготавливала автоматы и продавала их залам, паркам культуры, кинотеатрам. Выручку от этих автоматов не отправляли в Москву, а брали себе. Возможностей для коррупции стало меньше, теперь она была локальной.

Кто-то из сотрудников «Союзаттракциона» рассказывал, что парк Горького в ранние 80-е годы был пронизан коррупцией: там стояли игровые автоматы, аттракционы - и у них были баснословные внекассовые доходы. Потом доблестные сотрудники ОБХСС их всех закрыли. Были специальные люди, которые искали в помойке рваные билетики, гладили их, отрезали ненужное, продавали от билетика по трети. И если один аттракцион стоил от 20 копеек до рубля, то это гигантские деньги.

2 из 6

Стаханов : А вообще людей здесь вскрывает в хорошем смысле. Можно почитать книгу отзывов: люди любят делиться, что вот «я набрал 1800 очков», «я тут всех топил» - это регулярно, это нормальная реакция человека, который играл в автоматы.

Пинигин : Взрослые приходят с детьми, а дети ведь привыкли играть в компьютеры, в айпэды, телефоны - тут же механика проще. Но когда дети видят, как играют взрослые, они откладывают свой скепсис и начинают биться с удвоенной силой. И когда мама отталкивает ребенка и говорит: «Да ты не умеешь, дай я тебе покажу» - это, мне кажется, дорогого стоит.

Стаханов : У нас музей ностальгический - по радостным моментам советского детства. Но у нас музей не про Советский Союз.

Пинигин : Сколько бюстов Ленина, красных флагов и призывов к демонстрациям вы насчитали у нас в музее? Правильно, нисколько. Мне кажется, это про то, как мы относимся к политике. Мы не говорим, что во время СССР было лучше или хуже, а рассказываем про автоматы, и у большинства людей они вызывали положительные эмоции.

Стаханов : И вызывают сейчас.

Пинигин : А как человек относился к Ленину, Хрущеву и Сталину…

Стаханов : Это другая история. Мы совершенно не хотим поднимать эту тему в музее.

Любимый автомат и самый желанный автомат

Стаханов : С момента появления автомата «Хоккей» мы играем в него. Не всегда регулярно, но скоро будет 10 лет. Это механический автомат, в котором идет соревнование с живым человеком. В нем нет алгоритма.

Пинигин : Когда растет твой уровень и уровень твоего соперника, играть интересней. Нас с Сашком может обыграть только наш бывший сотрудник Константин, да и то, если придет в плохом настроении, то вряд ли.

Пинигин : Из тех, о которых давно мечтаем, - «Гранд-карусель».

Стаханов : Еще «Пинбол», «Тайфун», «Ракетоносец», «На Луну», «Квантовая атака». Некоторые автоматы мы видели на фотографиях начала 90-х из какого-то заброшенного пионерлагеря на Украине. Видно, что это останки автомата, про который никто ничего не знает. Есть еще примерно 20 автоматов, от которых у нас в музее нет даже кусочка. Процесс составления музейной коллекции продолжается, и он очень увлекательный: постоянно делаются неожиданные находки. Например, кто-то из друзей сказал, что видел автомат в поселке под Истрой, поисковая группа выдвинулась туда. Он оказался не очень интересен, но владелец автомата сообщил: «Вон там в поле был пионерский лагерь, и автоматы стояли там». И - о чудо - мы находим в этом поле ручку от автомата «Истребитель», а ведь она нам очень нужна. А потом попадается передняя табличка от автомата «Кегельбан»! И так далее.

В марте 2017 года Александр Стаханов скончался. Редакция «Афиши Daily» приносит соболезнования друзьям и близким.

Игровые автоматы получили широкое признание в казино и игорных заведениях всего мира. По сравнению с с другими играми, в слот машинах, играющий самостоятельно задает игровой ритм, и от него не требуется каких-либо умений и навыков, потому как весь процесс игры зависит только от удачи и фортуны.

Интересный факт: изначально, название «слот машина» применялся с целью обозначений не только игровых автоматов, но и аппаратов торговли. Слот – это отверстие для монет. У игорных и торговых автоматов слоты были одинаковыми. Позднее, это обозначение было закреплено за игровыми аппаратами.

Но на сегодняшний день все развивается, и прогресс стремится вперед «семи мильными» шагами. В наши дни можно обойтись без монет и жетонов, а играть без финансовых вложений целыми сутками, благодаря онлайн серверам типа http://play-online-777-slots.com/igrovye-apparaty

Исходя из различных данных, историческое начинание игровых автоматов обозначено с 1885-1888 гг., тогда Чарльз Фай в личной мастерской, спроектировал свою первую игорную машину, работающую с монетами номиналом 5 центов.

Интерес к механике, проявился у парня в четырнадцать лет. Будучи последним ребенком, в многодетной учительской семье. Чтоб избежать армейскую службу, мальчик в пятнадцатилетнем возрасте поехал в Нью-Джерси. Уйдя с дома родителей, он довольствовался мелкими заработками, пройдя пешим ходом Францию. Юноша копил деньги, работая механиком на судне, чтоб отправиться в Америку.

Приехав в Сан - Франциско, грамотного механика все сильнее привлекали разные распространенные игровые устройства. Немного проработав механиком, стало ухудшаться состояние здоровья, медики поставили молодому человеку, диагноз туберкулез с прогнозированием скорой гибели. Спустя некоторое количество времени, болезнь удалось побороть. Он женился, сменил имя и начал жизненный американский уклад.

Позднее, с середины 1890-х годов, начали появляться игры, имеющие колоссальную схожесть с нынешними слот автоматами. На аппаратах с барабанами были представлены карты или аппараты с объемным колесом с изображением разнообразных цветов. Значением игры, служило определение карты либо цветовой палитры, которые выпадали после движения колеса.

В эти годы, молодой человек работал с известными на то время, создателями игровых машин. Густавом Шульцем в 1893 году был выпущен первый автомат, имеющий счетчик финансовых побед и выплат в наличном эквиваленте. Годом позднее, Чарльз создал похожий по образцу и подобию аппарат, а спустя еще год, построил свой собственный.

Автомат пользовался огромным успехом и популярностью. Все это позволило основать собственную фабрику. Изобретатель посвятил себя полностью изготовлению новых аппаратов. Именно здесь были разработаны первые покерные аппараты.

Уйдя с прежней работы, механик открыл личную фирму, которая изначально производила детали и запчасти для слотов. Спустя еще один год, в исполнении изобретателя была создана машина, напоминающая лотерею. Успех данной машины был колоссальным. Это дало возможность изобретателю открыть личную фабрику по изготовлению игровых автоматов. С момента выхода указа о легализации автоматов с выплатами наличными средствами, изобретатель начал создавать автомат покера со счетчиком. Главнейшей трудностью являлось распознавание карт на барабанах и возможность выплаты выигрышей монетками и жетонами специального назначения, которые шли обменом на всевозможные напитки и сигареты. Вскоре решить эти вопросы все-таки удалось. Получился покерный автомат с тремя барабанами.


Спустя некоторое количество времени, мастер изменил аппарат. Панель аппарата украшал патриотический символ – колокольчик свободы, который был весьма популярен и известен в те годы. На барабанах сооружения «Liberty Bell» изображены колокольчик, карточные масти, звезда и подкова. Для совершения ставки, необходимо опустить жетон в назначенный приемник. Для начала игры надо запустить рычаг, после чего произойдет вращение барабанов. По завершению появится выпавшая комбинация. По выигрышной таблице будет определена победная сумма. Выпавшие три колокольчика, свидетельствуют о максимальной победе.

В клубах Сан - Франциско, было установлено несколько игорных машин Чарльза. Здесь и появились одни из первых азартных игроков. Страстным человеком, оказался бизнесмен, молодых лет, который приехал в Токио по работе. Принимая пищу в одном из кафе, он увидел несколько игровых автоматов. Он решил испытать удачу и опустил в четыре аппарата по монете. Его выигрыш удвоился. Любознательный и как оказалась азартный молодой человек, играл шесть суток с кратковременными интервалами на отдых и принятие пищи. Запустив рычаг более семидесяти тысяч раз, он выигрывал весьма внушительные денежные суммы, которые снова тратил на игру, добавляя и свои денежные средства. Окончив свой марафон, он, приехав на родину, убедил начальство компании, в которой работал, внести средства с целью импорта игровых аппаратов. Спустя некоторое временное количество, данная операция преподнесла компании отличную прибыль и сногсшибательный успех.

Успешное течение дел Чарльза, не давало покоя завистливым людям, поэтому в одном из салонов произошло ограбление. Была украдена игорная машина и фартук бармена. Позднее стало известным, похитители отправили аппарат на свою фабрику, применив его для образца, чтоб вскоре выпустить похожую модель. Из-за сильнейшего землетрясения, фабрика изобретателя была полностью уничтожена и похитители заняли лидирующие позиции на рынке азартных механических устройств. Все это свершилось всего за пару лет.

Каждый год, с начала существования игровых устройств, создавались множественные указы, в которых запрещались игровые автоматы. Отстаивая свои права, собственники придумывали неимоверные уловки. К примеру, стали добавлять устройства, благодаря которым аппарат продавал жевательную резинку или леденцы.

Помимо всего прочего, дернув за специальный рычаг, можно было выиграть приз при сложении выигрышной комбинации. На вкладки аппарата были нанесены картинки, и этикетки, которые отображали вкусы жевательной резинки – мятной, апельсиновой, сливовой. Эти фруктовые машины стали очень популярными. Они были размещены в общественных местах.

С того времени отображения на современных машинах остались неизменными. Спустя время, игроки разных стран знали все значения, например выпавший лимон, обозначает поражение.