Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой). «Дети в изображении Л. Толстого Образ детства в произведении толстого детство

Сочинение

В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

* «У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
* спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе - не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

* «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

* «Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов - непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».z

Галимова Э.

Отношение великого писателя к детям

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Ново-Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

РЕФЕРАТ

Толстой и дети

Выполнила: ученица 8 класса

Галимова Э.И.

Учитель Валеева Р.Г.

С. Новый-Арыш

2016

Введение

Основная часть

1. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Повесть «Детство».

2. Ясная Поляна. Школа для крестьянских детей.

3. Рассказы о детях и для детей.

4. Рассказы о животных, басни, былины

5.«Азбука» и «Новая азбука»

Заключение, вывод

Литературный мир Л.Н.Толстого открывался нам с самого раннего детства. В его произведениях каждый человек может найти что-то свое, увидеть свои проблемы, свою боль. И по его убеждению, ценность писателя измерялась не тем, что он сделал для литературы, а тем, что он сделал для жизни. Л.Толстой оставил поистине огромное наследие не только для взрослых,но и для детей.

1. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Повесть «ДЕТСТВО».

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о нем? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В душевной чистоте, в свежести чувств, в доверчивости детского сердца, искренней любви к близким видит Толстой счастье детства.

Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений.

Автобиографическая повесть « Детство» - ярчайший образец реалистической повести о детстве

Детство, отчий, дом, семья-это самое святое в жизни каждого человека. Это духовная ячейка, где отклонение от норм нравственности непременно отразится, прежде всего на детях: на его развитии, воспитании, познании. Очень важно воспитать в детях нравственность и ответственность. Главное же-это развитие ребенка через самовоспитание и самосовершенствование.

В осуществлении этой задачи огромна роль повести «Детство» великого русского писателя-гуманиста Л.Н.Толстого, роль в осознании детей нравственного долга перед родителями, в привитии любви к близким.

В ней Лев Николаевич рассказал о жизни своей семьи. Повесть начинается со знакомства с главным героем, с Николенькой Иртеньевым, которому исполнилось 10 лет. Мальчику с детства прививали хорошие манеры. Вот и сейчас, проснувшись, он умылся, оделся, и учитель Карл Иванович повел его и младшего брата поздороваться с маменькой. Она разливала чай в гостиной, затем семья завтракала. Так описал утреннюю сцену Лев Толстой. Автор описывает, какие чувства Николенька испытывал к родителям – чистую и искреннюю любовь. Николенька Иртеньев, впечатлительный и чуткий мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. В мыслях, чувствах и поступках Николеньки писатель все время отделял подлинно человеческое от всего мнимого, нечеловеческого.

В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Писатель категорически отвергает насилие как средство воспитания. Самое лучшее - домашнее, материнское.

Дожив до глубокой старости, Толстой не переставал любить свое первое произведение. « Когда я писал «Детство»,-говорил он в 1908 году,-то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

2.Ясная Поляна. Школа для крестьянских детей.

Яснополянские крестьяне как – то спросили писателя:

Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось там лучше?

Нет, - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее –Ясная Поляна

Здесь, в Ясной Поляне, его посещала “самая чистая радость – радость природы. Здесь, в Ясной Поляне ранней осенью 1859 года открыл для крестьянских детей школу и сам преподавал в ней историю, вел уроки чтения, рисования и пения, распорядился сделать счеты для занятий по арифметике. Он полностью окунулся в жизнь школы и увлекся настолько, что думает даже оставить литературную деятельность.. В небольших розовых, в голубых комнатах он негромко, приятно и просто рассказывал детям, как русский народ защищал от французов Севастополь.

Погоди же ты,-прервал рассказ учителя некий Петька, потрясая кулаками, -дай я вырасту, я же им задам!

Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из высшего сословия. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.Он помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Эти школы существовали на средства, вносимые родителями, которые платили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребёнка. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, старался улучшить их материальные условия. И это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Свои идеи Толстой изложил в статьях, доказывая, что основой обучения должна быть свобода учащегося и отказ от насилия в преподавании. «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видел в школах Франции, Швейцарии и Германии»,-делает он нелестные отзывы после поездок, осуждая прежде всего казенщину и формализм.

С 4 февраля 1862 и по март 1863 года года Лев Николаевич издавал ежемесячный педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения и сочинениями ребят. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформировал в очерке с вызывающим заглавием: “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?”. По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося

3.Рассказы о детях и для детей.

«Великим писателем русской земли» по праву называют Л.Н.Толстого. Безусловно, всемирную известность писателю принесли взрослые произведения, но был еще и Лев Толстой для детей.

В его творчестве выделяется два основных направления детской» темы. Первое направление - это произведения Толстого о детях. К ним относятся прежде всего повести «Детство» , «Отрочество», « Юность», второе направление- цикл произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения», повесть «Кавказский пленник».

Посвящая произведения детям, писатель почти каждое из них проверял их восприятием, часто делая соавторами своих маленьких читателей. Этот факт поучителен во всех отношениях: и проявлением глубочайшего доверия к детям, и решением разбудить их творческие силы, и желанием не только учить, но и учиться у них языку и отношению к окружающему миру.

Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, любознательность, отзывчивость. Рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены глубоких нравоучений.

В одной из статей Л.Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую».

Я к детской литературе предъявляю огромные требования, - сказал Толстой. - Ах, как это трудно! Здесь так легко впасть в сентиментальность. Робинзон - вот образцовая книга.

Рассказы для детей можно делить на два вида: рассказы для малышей и рассказы для детей старшего возраста

Рассказы и сказки для маленьких посвящены детям от трех до пяти лет.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло три миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

В рассказах для старшего возраста крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Крестьянские дети умны, догадливы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях,в отношениях к окружающим .

Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Этот крошечный мальчик очень хотел учиться, но мама не отпускала его. Мальчик Филипп, надев отцовскую шапку и длинное пальто, как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу.

Произведения для детей включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове. Однажды Миша бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана. Миша понимает, что нужно признаться взрослым,но боязнь сковывает его, и он молчит

Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе « Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них. Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Произведения Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

4.Рассказы о животных, басни, былины

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных. Они полны драматизма, эмоциональности, образности.

Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину. В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне: «Булька» , «Булька и кабан» , «Черепаха» , «Что случилось с Булькой в Пятигорске» - автор не только сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому.

Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка». Маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса, лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла, он обнял ее лапами и пять дней лежал рядом, а на шестой умер

В своих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера: Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми.

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе. Например, «Муравей и голубка». Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. В баснях для детей: "Черепаха и орел", "Лев и мышь"; "Лев, волк и лисица"; "Лягушка и лев"; "Вол и старуха"-мораль предлагается в более открытом виде. Например:-Так-то брат; господ не на зло, а на добро наводить надо" («Лев, волк и лисица"); «Бывает и от мыши добро» («Лев и мышь») . Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта (« Конь и кобыла», «Олень и лошадь»). Толстой стремился закрепить в сознании ребенка многовековой опыт народа, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности, мудрости».

Толстой нередко обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа: «Сухман», «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь», Микулушка Селянинович».

5. «Азбука» и «Новая азбука»

Учебные книги для детей Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда – своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике. Однако первые рецензенты отмечали выдающиеся достоинства рассказов для детей, но осуждали методику обучения грамоте, предложенную Львом Николаевичем Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудовлетворительно.

Скоро Лев Толстой заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». «Азбукой» он связывал самые светлые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких и царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть»,- делился он своими мыслями с А.А.Толстой. Труд был завершен в 1875 году.

Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Рассказы-миниатюры, простые по содержанию несколько строк, давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы, как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на детское восприятие.
Действие в начале сказки «Три медведя» происходит как в реальной жизни: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но скоро автор вводит читателя в вполне сказочные обстоятельства и знакомит с персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? Кто ложился в мою постель и смял ее?- зарычали медведи.
Но девочка оказалась шустрой и избегает расплаты: открыв глаза и увидев медведей - выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен.

6.Отношение великого писателя к детям

Л.Н.Толстой гуманно и доверчиво относился к детям. Человечность, сочувствие, любовь к детям коренится в общих свойствах его личности и мировоззрения. Толстой общался с детьми на «равных правах» и создавал сразу дружеские, товарищеские отношения, любил шутить с детьми

Вот что пишет о Толстом жена его грузинского друга Ильи Петровича Накашидзе о встрече Льва Николаевича в 1903 г. в Ясной Поляне с маленькой внучкой Накашидзе - Макой.

«Мака с мамой, приехавши в Ясную Поляну, опоздали к обеду. Им подали обед отдельно. Любуясь девочкой, Толстой подсел к ней и все время смешил ее. Когда подали компот, он засыпал Маку вопросами:

Мака, нравится тебе компот? Хорошо? Вкусно? Или нехороший, плохой компот?

Мака не успевала отвечать и только лепетала:

Да... нет... да... нет...

Нет, Соня, - обратился Лев Николаевич к вошедшей жене, - твой компот не нравится Маке!

Нет, нет, нравится, - живо воскликнула девочка.

Вот видишь, нравится, - сказала Софья Андреевна, подсаживаясь к столу.

Когда гости уезжали, Лев Николаевич заявил:

Обязательно, обязательно погощу как-нибудь в вашей солнечной Грузии!

Наклонился к Маке, поцеловал ее и спросил:

Мака, хочешь, чтобы я погостил у тебя в Тифлисе? А? Да? Тогда сяду на велосипед и - чик, чик, чик - и приеду!»

Глубокий старец, гениальный писатель держал себя с Макой как равный. Таким же милым и непосредственным бывал он в общении и с другими детьми.

А автор воспоминаний «Дети тульских рабочих в гостях у Л.Н.Толстого», «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах» П.А. Сергеенко пишет, что « Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь очень любил детей: и самых маленьких, и более старших, всегда проводил с ними много времени: зимою катался на коньках или на санках с гор, ходил на лыжах, а летом гулял по полям, лесам, собирал с ними цветы, ягоды, грибы. И всегда он им что-нибудь рассказывал. И чего только не рассказывал! И про себя, какой маленький был, и как в молодости на Кавказе жил, и про своих родителей и знакомых, и всевозможные истории, и басни, и сказки. И дети могли слушать его сколько угодно; слушали бы и слушали, потому что уж очень он интересно, занятно про всё рассказывал».

Любили дети одну его особенную сказку - об огурцах. Он рассказывал её и тогда, когда был молодым, и стариком. В последний раз - когда ему шёл восемьдесят второй год. Детям очень понравилась эта сказка, и в течения дня только об этом и говорили,и старались голосом подражать Толстому.

Шел мальчик и нашел огурчик... вот такой...

Лев Николаевич показывает, подняв указательные пальцы обеих рук, какой величины был огурчик.

Он его - хам! - и съел! - добавляет дедушка.

И Толстой показывал, как мальчик уничтожал огурцы. Дети бывали в полном восторге от этой незамысловатой сказки, дополняемой актерским умением восьмидесятилетнего дедушки

Ясная Поляна притягивала к себе людей разных возрастов, взглядов, профессий, национальностей. Всем хотелось увидеть Толстого, поговорить, вернее, послушать его, своими глазами посмотреть, где и как живёт и работает великий писатель земли русской.

Летом 1907 года Толстого посетили 900 детей, учащиеся тульских школ. Старый парк зазвенел детскими голосами. Дети провели в Ясной Поляне в общении с писателем целый день. Лев Толстой расспрашивал их обо всем, разговаривал с ними, водил их на реку. К вечеру ребятишки уже были его друзьями. Эта встреча оставила в их душах неизгладимое впечатление. Ребята на всю жизнь запомнили Льва Николаевича. Прошло много лет, дети выросли, но все вспоминали «дедушку» .Об этом интересно рассказывает гостивший в то время у Толстых писатель П.А.Сергеенко:

«Девочки. .. относились несколько иначе ко Льву Николаевичу, нежели мальчики… и не спускали с него блестевших умилением глаз.
Небольшая, лет девяти, девочка с миловидным личиком долго ходила за Львом Николаевичем Наконец она не выдержала и… спросила, растягивая слова:
- Лев Ни-ко-ла-е-вич, ска-жите, пожалуйста, который вам год?
- Ужасно много: семьдесят девять!
- А я думала, Лев Николаевич, что вам девяносто семь лет.
- Это ты перепутала цифры, «девять» поставила вместо «семи», а «семь» вместо «девяти».
- Я вас видела, Лев Николаевич, на картинке - там вы моложе и лучше…
Окружающие девочки укоризненно покосились на собеседницу Льва Николаевича. Но он так весело рассмеялся, как будто услышал самый лестный комплимент.
Жара все усиливалась. Мальчики начали импровизировать души и обрызгивали себя водой из дождевых кадок. Лев Николаевич с улыбкой любовался их выдумкой и вдруг сказал призывно:
- Дети, хотите купаться? Мальчики пришли в восторг.
- Хотим, Лев Николаевич! Хотим!

Тогда идемте! Кто хочет купаться? Идемте к реке. И Лев Николаевич, сразу помолодевший, направился юношески живой походкой с детьми к реке Воронке…

Лев Николаевич знал бедность деревенских ребят и почти полное отсутствие у них каких бы то ни было игрушек, развлечений и потому, в свои 82 года, старался их порадовать хоть пустячком: собирал адресованные к нему письма с картинками и раздавал их ребятам.

Такой пустяк! А как он трогал! Лев Николаевич знал, что для деревенского мальчика или девочки такая картинка - редкость и что она, наверное, позабавит их.

Лев Николаевич Толстой внес огромный вклад в развитие человечества, оставил огромное наследие и для детей. Наследие Л.Н.Толстого-это школа совести, благородства, верности, человеколюбия и доброты. Произведения писателя учат смелости, справедливости, находчивости, трудолюбию. И Толстой верил, что дети, выросши, продолжат работу взрослых и добьются всеобщего счастья на земле

Да, все начинается с детства, прелесть и поэзию которого превосходно открыл нам великий Толстой

Список использованной литературы

  1. Л.Н.Толстой для детей. М., Издательство детской литературы, 1961
  2. 2.П.А.Сергеенко. Дети тульских рабочих в гостях у Л.Н.Толстого. М. Детгиз, 1961
  3. К.Л.Ломунов. Толстой и дети. Приложение к книге «Л.Н.Толстой.Детство. Отрочество. Юность». М. «Просвещение», 1988
  4. Горецкий В. Азбука Л.Н.Толстого. Дошкольное воспитание. 1978, №10
  5. Л.Н.Толстой. Басни, сказки, рассказы .М. «Детская литература», 1987

В творчестве Льва Николаевича Толстого намечаются два основных направления, два русла развития детской темы. Первая группа - это произведения о детях, его трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия явилась очень важным событием для развития детской темы в русской литературе и оказала колоссальное влияние на формирование темы детства в творчестве В.Г. Короленко, Д.В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, А.И, Куприна. Другая несомненная заслуга Л.Н. Толстого состоит в создании им развёрнутого цикла произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник».

Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка детских произведений - лаконичного, ёмкого, выразительного, и особого стилистического устройства детской прозы, учитывающего тип и темпы психологического развития ребёнка. В языке его нет подделок под народный язык и язык детей, зато широко представлены народно-поэтические зачины и конструкции, а тщательный отбор лексики сочетается в нём со специальной, с учетом возраста адресата, организацией речи повествования.

В трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествование ведется от лица его главного героя. Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан четко очерченный образ авторского «я», образ взрослого, умудренного опытом жизни «умного и чувствительного» человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий отнюдь не совпадают.

Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» .

Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это, он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром детства». Это очень хорошо показано в главе «Игры». Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают. Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы «мне» и «нам» было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность - все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и светской жизни раскрывается в «Детстве» в двух аспектах: в субъективном, т.е. в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором. На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и строится все повествование. Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития, о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор. Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней. «С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…» - это уже говорит автор, а не маленький герой . Что же касается Николеньки, то ему «и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка». Николенька «так привык к ее бескорыстной нежной любви., что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен ей». Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением к этой «редкой» «чудесной» старушке: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию Николеньки к Наталье Савишне она дана как образ человека, оказавшего едва ли не самое «сильное и благое влияние» на Николеньку, на его «направление и развитие чувствительности».

В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека. Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика, данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе «Что за человек был мой отец?». Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери. Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ отца раскрывается не в его собственном развитии, а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно освобождающегося от детских иллюзий. Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика. За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей. В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность светского идеала comme il faut. В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием, князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых - образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки братья Ивины. Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой Иртеньевым.

В «подробностях чувств», в «тайных процессах психической жизни человека», в самой «диалектике души» ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений. «Детство» до сих пор сохраняет все свое художественное и познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов 30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на этот процесс социальная среда.

Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка.

Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост.

Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице. Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда» . Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича.

Только в главе «Детство» - этой самой ранней поре человеческого взросления, становления - дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство - счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» .

Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.

Гармаева Эржена

В данной работе исследованы произведения писателей 19 века

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева» 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: [email protected]

Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе

Образы детей в произведениях писателей 19 века

Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена

Научный руководитель:

Степанова Б.Б.,

учитель русского языка и литературы

2017- 2018 гг.

Содержание
1. Введение………………………………………………………………
I. Теоретическая часть
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века………………………..
II. Практическая часть
2.1.
« Бежин луг ». (1851 г.)......................................................................................
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого « Детство » 1852 г.).
2.3.« Дети подземелья » В.Г.Короленко (1886). .........................................
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...

Приложение 1. « Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Приложение 2. « Николеньки Иртеньева »
Приложение 3. « Вася и Валек????? »
Приложение 4. Таблица « Влияние внешних и внутренних …… на формирование личности ребенка »??????

Введение

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. , где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед. Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.

Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Цели исследовательской работы:

Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;

Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;

Научиться формулировать свои мысли.

Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.

2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

I. Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

В литературе 19 века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства - изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

«Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой - Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства в произведениях литературы многократно менялся.

II. Практическая часть.
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)
«Читая рассказ, словно наяву любуешься
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом
неповторимая душа»
И. Смольников « Середина столетия»

Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
В рассказе мы знакомимся с крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
Каждый ребенок есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
- Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
- Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
- Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
- Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
- Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом - характер.

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).

Николенька Иртеньев мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

(Приложение 2)

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.)

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

До встречи с Валеком и Марусей Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи). Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.
И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.
Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед.
Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе.
Сопоставив образы героев, я пришла к такому выводу:
- В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.
- Л.Толстой уделяет преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.
- Уроки доброты и сострадания можно увидеть в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Список использованной литературы
1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. - М., 1988, - 165 с.
2. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.
3.Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений- М.: Наука, 2000.
4.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.
5. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).