Глинка камаринская строение. Глинка. «Камаринская

Фантазия на темы песен свадебной и плясовой (1848)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, тромбон, литавры, струнные.

История создания

Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве. Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор, высоких, гор", которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною.

И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем "Свадебная и плясовая". Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили. Несмотря на это, Ф.М. Толстой (Ростислав) на репетиции Камаринской (как я впоследствии по совету князя Одоевского назвал эту пьесу) сам говорил мне, что он, объясняя государыне императрице (ныне вдовствующей) Александре Федоровне мою Камаринскую, в последней части этой пьесы, а именно, где сперва валторны держат педаль на Fis, а затем трубы на С, сказал ее величеству, что это место изображает, как пьяный стучится в дверь избы. Это соображение кажется мне приятельским угощением, которым не раз потчуют в жизни». Возмущение композитора понятно, но надо отдать справедливость: музыка действительно так ярка, что дает повод фантазии рисовать самые различные картины народной жизни.

«Камаринская» была написана очень быстро. В начале партитуры значится дата 6 августа, в конце - «19 сентября / 10 октября 1848. Варшава». Впервые исполнена она была в концерте 15 марта 1850 года вместе с двумя .

Музыка

Начало фантазии - мощные унисоны всего оркестра, подготавливаемые нисходящими ходами струнных и фаготов. Они завершаются аккордом tutti на форте-фортиссимо. И после генеральной паузы струнные в унисон, без аккомпанемента запевают старинную народную свадебную песню. Она переходит к деревянным духовым, оплетается подголосками, обогащается, расцвечивается разными оркестровыми красками. Но вновь звучат начальные унисоны, после которых исподволь, словно раздумывая, разворачивается задорная, озорная камаринская. Мелодия звучит поначалу одиноко у скрипок, затем противосложение к ней запевают альты. Далее тема проходит в двойном контрапункте: мелодию ведут вторые скрипки, противосложение переходит к первым. Нарастает звучность, вступают все новые инструменты оркестра. Две основные мелодии фантазии то чередуются, то звучат одновременно, в них подчеркиваются сходные элементы. Звучность то усиливается, то спадает и, наконец, вырастает до гигантских размеров. Внезапно умолкает все, кроме одиноких первых скрипок, интонирующих начало мелодии камаринской. Им отвечает пустая квинта валторн. Еще раз, замедляясь, слышится тот же начальный мотив, и снова в ответ еле слышный отзвук валторн. И вдруг, словно собравшись с последними силами, тема камаринской звучит громко и утверждающе, завершаясь финальным аккордом tutti.

"Камаринская", фантазия на темы двух русских песен

«Камаринская», или как еще называют это произведение «русское скерцо» было сочинено Глинкой летом 1948 года в Варшаве. К мысли о создании ряда симфонических произведений, в которых высокое профессиональное мастерство сочеталось бы с простотой и доступностью, Глинка приходит творчески зрелым художником вскоре после окончания оперы «Руслан и Людмила».

«Я решился обогатить свой репертуар несколькими (и если силы позволят многими) концертными пьесами под именем Фантазии. Доселе инструментальная музыка делилась на два противоположных отдела: квартеты и симфонии, ценимые многими, устрашают массу слушателей своими глубокими и сложными соображениями, а собственно так называемые концерты, вариации и прочее утомляют ухо несвязностью и трудностями. Мне кажется, что можно соединить требования искусства с требованиями века и… писать пьесы равно докладные знатокам и простой публике», - писал Глинка в 1845 году. В симфонических композициях 40-х годов 19 века («Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», «Вальс-фантазия») Глинке гениально удалось решить эту задачу.

Творческий замысел «Камаринской» связан с воспроизведением празднично-радостной картины народного веселья. Это два образа: торжественное величание девушки-невесты и темпераментная народная пляска, которая сопровождается затейливой импровизацией народного ансамбля – дудочников, рожечников, балалаечников.

По композиции это симфонические вариации на две подлинные народные темы. Так называемые «двойные вариации». И обращение композитора именно к вариационной форме (а не сонатной, как это принято в западной классике) неслучайно. Вариационностью и вариантностью пронизан весь русский фольклор, само русское музыкальное мышление. Глинка постоянно изучал народные напевы, тщательно вслушивался в них, и его заинтересовала мелодическая общность совершенно разнохарактерных песен. Первая из них - свадебная «Из-за гор, гор высоких» - широко известная песня, в том числе и на другой мотив, «Из за лесу, лесу темного» - исполнялась обычно в неторопливом, степенном, спокойном движении (хотя не в столь медленном, как протяжные песни). Другая – плясовая «Камаринского» - не менее известный мотив среди «частых», то есть быстрых плясовых. Первоначально (еще в 1840 году) композитор задумывал написать обработку этой темы для фортепиано в три руки, но, недовольный результатом, уничтожил рукопись. Позже Глинка писал: «Случайно я нашел сближение между свадебной песней (…) и плясовою (…) И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем: Свадебная и плясовая». Впоследствии, по совету музыкального писателя Одоевского, друга Глинки, произведение было названо «Камаринской».

В двух разнохарактерных разделах вариаций Глинка образно сопоставил два типа русской народной пляски. Первоначальное изложение наигрыша «Камаринской», исполняемое струнными инструментами, по характеру развития музыкального образа соответствует более сдержанной, нередко проникнутой лукавым юмором женской и девичьей пляске, скользящей мелкими шагами или с дробной припрыжкой на месте. Во втором разделе развертывается музыка мужского характера – стремительная, удалая молодецкая пляска «с подскоком» и «в присядку», отличающаяся резкими движениями и виртуозной техникой ног в традиционной «дроби» и «переплясе». В разнохарактерных вариациях этого раздела Глинка показывает неограниченные возможности «выходки» как проявления индивидуального творчества в русской пляске.

В чем же родство разных по характеру плясовых тем? И зачем автору понадобилось соединять две темы в одном произведении (если он не планировал писать сонатную форму)? Неужели одной темы было бы не достаточно для полного развертывания плясовых вариантов?

Контрастное сопоставление вообще не типично для подлинной народной пляски. Там динамическое развитие не прерывается, потому что не прерывается сама пляска. Если начали плясать «часто», то в середине никаких хороводов быть не может. Но «Камаринская» Глинки – произведение концертное, а не прикладное. Поэтому, пользуясь народными средствами, автор показывает сам Дух народного гулянья, его настроение, его энергию. Автор рисует не только пляску, но и самих танцующих персонажей, их характеры, взаимоотношения. Слушать один и тот же наигрыш, и не плясать самому было бы скучно. Поэтому композитору действительно «не хватило» одной темы, и он сделал двойные вариации. Женская величавость в данном случае служит не столько контрастом, сколько дополнением полной картины жизни. (Ну что за жизнь без женщин?)

Как и в других своих произведениях (в Персидском хоре, в рассказе Головы из оперы «Руслан и Людмила»), Глинка использует в «Камаринской» прием вариаций на неизменно повторяющуюся мелодию. Так называемые, вариации на «soprano ostinato». Само же варьирование, преимущественно подголосочное, как в народной традиции. То есть изменяются только второстепенные голоса, которые создают саму музыкальную ткань. В одной из вариаций плясовой наигрыш исполняется струнными инструментами штрихом «пиццикато», то есть щипком в подражание балалайке. В других имитируются дудки, рожки, жалейки и другие народные духовые инструменты.

Завершается «Камаринская» многократно повторяющимся плясовым наигрышем с ускорением темпа, как это типично для большинства народных плясок.

Справедливо писал П.И.Чайковский, что последующее развитие русской симфонической школы все уже «заключено в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде. И долго из этого богатого источника будут черпать русские композиторы, ибо нужно много времени, много сил, чтобы исчерпать все его богатство».

Богато. Но не в количестве произведений заключается богатство, а в ценности и качестве материала. Основным образом оркестровых произведений является зарисовка народной жизни. Не исключением является и самое знаменитое сочинение – « » .

Историю создания «Камаринской » Глинки, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1848 год. Композитор уехал на проживание в Варшаву. Тоскую по родным краям, начал вспоминать народные мотивы, которые так сильно отличались от колоритных мелодий других европейских стран. Неожиданно он нашел сильную схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях, и плясовой «Камаринской ». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение. Но воображение композитора разыгралось не на шутку, и получилась довольно интересная оркестровая пьеса. Автор не старался дать программу для композиции, единственное, что управляло им во время сочинения это внутреннее музыкальное чувство развития музыкального материала.

Писать партитуру Глинка начал вначале августа 1848 года. Работа продвигалась стремительно, поэтому уже в октябре этого года произведение было полностью окончено. Его исполнение состоялось 15 марта спустя два года. По сравнению с двумя «Испанскими увертюрами», входившими в данный концерт, «Камаринская» прозвучала еще ярче и патриотичнее. Щедрость и яркость музыкального материала произвела самое лучшее впечатление на публику.



Интересные факты

  • Название для произведения придумал князь Одоевский.
  • Первоначально Глинка хотел создать фортепианное сочинение.
  • Симфонические партитуры композитора всегда имеют уникальную форму, ведь старался не повторяться в строении композиции.
  • Русская народная песня «Камаринская» появилась, как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига. Данный факт подтвержден известным историком-краеведом Г.М. Пясецким.
  • Несмотря на большое количество подголосков в оркестре, композитор боялся использовать большое количество украшений, создающих ощущение преувеличения. Главное правило создание партитуры – естественность во всем.
  • Объясняя композицию государыне Александре Федоровне, Ф.М. Толстой дал произведению неожиданную для Глинки программную трактовку. По его мнению, в последней части, где держится валторновая педаль, в комнату, где веселье, стучит пьяница и просит, чтобы ему открыли дверь. Михаил Иванович был в негодовании от такой интерпретации, его обидели подобные ассоциации.
  • Первое название, которое дал произведению Глинка, звучало, как «Свадебная и Плясовая» для оркестра.
  • Наиболее популярная редакция создана М. Балакириевым и С. Ляпуновым.
  • Сблизить два напева помогло наличие нисходящего поступенного движения на кварту.
  • Существует не очень распространенная версия о том, что сочинение отражает историю «Смутного» времени.
  • В 1980 году на знаменитую музыку был выпущен мультипликационный фильм «Камаринская». Мультфильм принадлежит серии экранизации фольклорных песен и шедевров отечественной классики, реализованные режиссером Инессой Ковалевской.


Содержание «Камаринской»

Симфонические произведения композитора можно выделить по особенной разнообразности богатой образами и содержанием. При этом музыка доступна для понимания каждому вне зависимости от образованности. Его творчество обращено именно к истокам отечественной культуры, важнейшее место, в которой играют песни и танцы. Не исключением стала и Камаринская, в которой были введены подлинные напевы.


Камаринская является красочной картинкой быта народа. В данной композиции были применены абсолютно новые для отечественной музыки приемы:

  • Интонация развивается непрерывно, что создает новые мелодические контрасты.
  • Оркестровка имеет огромное количество подголосков, основанных на интонациях двух тем.
  • Использование песни для создания симфонической фантазии.
  • Вариации являются выражением общей идеи: показать, единство русского духа в разных жанрах. Это придает цельность сочинению.
  • Отказ от привычных европейских приемов развития музыки: секвенция, дробление и т.д.

Форма произведения: двойные вариации.

Первая тема – свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких».Тональность – F-dur. Характер лиричный, задумчивый. Мелодия напевна и рельефна. Она экспонируется сразу после короткого медленного вступления, и играет роль сольного запева в унисон струнных инструментов. 2 вариации имеют собственную солирующую группу:

  1. Деревянно-духовые инструменты (подголоски в других голосах)
  2. Виолончели

Третья вариация – это хоровое звучание, которое создается приемом тутти (то есть играет весь оркестр).

Подобное соотношение тем во многом характерно для характера народной музыки, полной контрастов. Несмотря на это, темы имеют общее строение, а именно нисходящее квартовое движение. Именно по этой причине он смог объединить их в следующем построении. Тогда первая тема стала развиваться по образцу второй, что еще больше уменьшило их внутренний контраст. В данном случае вариации носят куплетный характер.

Вторая тема – плясовая «Камаринская». Тональность – D-dur. По характеру она быстрая, стремительная, веселая. Развитие проводится полифоническими приемами, то есть вариации затрагивают не тему, а именно подголоски. Подобный прием помогает создать более затейливую и разнообразную музыку. Таким образом, можно заметить следующее развитие партии:

  • Первые шесть вариаций: неизменность темы, вариации на сопровождение.
  • Обогащение темы фигурациями, свойственным преимущественно для народных инструментов, таких как балалайка.
  • Создание новых мелодий, родственных по интонационному строению плясовой.

Примечательно, что изменения в последних вариациях второй темы близки именно к первой теме. Таким образом, темп становится близок к свадебному мотиву, что позволяет добиться тематического единства всей фантазии. Стоит отметить, что мастерство композиции заключается также в оркестровке. Пиццикато струнных во второй теме помогает достичь максимально правдивого звучания народных инструментов. В дальнейшем оркестровка постоянно меняется, что делает сочинение искусным во всех отношениях.

Сыграл огромную роль для развития отечественной симфонической музыки. Его приемы использования народно-песенных тем помогли другим известным композиторам освоить технику сочинения на фольклорные русские мотивы. Он открыл для нового поколения неисчерпаемый источник вдохновения – народную культуру.

Михаил Иванович Глинка «Камаринская»

Симфоническое творчество Глинки составляет важнейший этап на пути рождения русской симфонической школы, которая в первой половине XIX века находилась в процессе становления. В это время инструментальное творчество русских композиторов было связано преимущественно с домашним музицированием. Отдельные образцы крупной симфонической формы (вроде одночастной симфонии Алябьева) были явлениями эпизодическими. Развитие получил лишь жанр увертюры как вступления к опере или драме.

В западноевропейской музыке 1830-40-х годов основные достижения в симфонической области связаны с жанром большой симфонии (симфонии современников Глинки - Берлиоза, Мендельсона, Шумана). Глинка же не написал циклической симфонии (замыслы 1824 и 1834 года остались не законченными). Ему оказался ближе жанровый программный симфонизм , основанный на разработке народных песенных и танцевальных тем.

В своих симфонических произведениях композитор не стремился к музыкальному изложению конкретных сюжетных подробностей (в отличие, например, от Берлиоза). Программность использовалась им в обобщенном виде. Картинность и художественное обобщение народной жизни - вот что составило реальную программу его симфонических увертюр - «Камаринской» (1848), «Арагонской хоты» (1845), «Ночи в Мадриде» (1851, первая редакция 1848). В этих сочинениях, а также в «Вальсе-фантазии (1856), были заложены основы русского классического симфонизма. Все они были созданы в последние годы жизни Глинки .

Разрабатывая план симфонической увертюры, Глинка экспериментировал с формой сочинения и никогда не повторялся. В каждом сочинении найден свой способ оформления музыкального материала. В «Камаринской» композитор обратился к форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» предпочел сонатную структуру, в «Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде» - концентрическую композицию. Самое же главное, композитору удалось найти новаторские принципы симфонического развития, получившие дальнейшее претворение в творчестве русских композиторов.

«Камаринская»

Фантазия для оркестра на темы двух русских песен (1848)

Замысел этого гениального «русского скерцо» (так называл «Камаринскую» сам композитор) прост. Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях. Одна - протяжная свадебная «Из-за гор, гор высоких», другая - плясовая «Камаринская». Обе песни имеют общую плавно нисходящую попевку, которая становится базой для их постепенного сближения в процессе развития. Изначальный контраст протяжной и плясовой, коренной, типичный для русского фольклора, можно рассматривать как художественное обобщение двух сторон русского характера (говоря словами Пушкина - «то разгулье удалое, то сердечная тоска»).

«Камаринская» написана в форме двойных вариаций. Вариации располагаются группами на каждую тему, образуя несколько разделов:

вступление;

I раздел - вариации на тему протяжной песни;

II раздел - вариации на плясовую;

III раздел - возвращение протяжной, ее дальнейшее варьирование;

IV - новые вариации плясовой песни;

В крупном плане видна оригинальная обращенность тем по их значению. Ведущая тема - «Камаринская», давшая название всему сочинению - идет второй (в главной тональности D -dur ), а подчиненная, протяжная - первой. Тональный план незамкнут (F-D) , основан на красочных терцовых сопоставлениях, получивших распространение в эпоху романтизма.

Преобладают строгие вариации на выдержанную мелодию: в протяжной - всюду, в плясовой - по бóльшей части.

Схема:

I раздел

II раздел

III раздел

IV раздел

Вст.

Протяжная

Плясовая

Протяжная

Плясовая

кода

Тема и три вариации на выдержанную мелодию

Тема и 13 вариаций

1-6 - на выдержанную мелодию,

7-13 - фигурационные вариации,

тематическая модуляция

Вариации на выдержанную мелодию.

3 неполных проведения

6 + 11 вариаций на выдержанную мелодию

d-moll

F-dur

D-dur d-moll

F-dur

B-dur D-dur

D-dur

Композиционный метод, применяемый в «Камаринской», выведен из типичной для русского песенного фольклора вариантности распева. Глинка подчеркивает два основных принципа тематического развития русской народной музыки: ее подголосочность (в свадебной песне) и ее вариационную орнаментику (в плясовом наигрыше).

В небольшом энергичном вступлении (струнные и фаготы, затем tutti ff ) обрисовывается основная тональность произведения - Ре. При этом первая тема вариаций, появляющаяся после генеральной паузы, излагается в побочной тональности F -dur . Это старинная свадебная мелодия, которую запевают струнные инструменты в унисон, без аккомпанемента. Интонационно она связана со вступлением, но звучит мягче. В трех последующих вариациях к сольному запеву присоединяются всё новые голоса - основная мелодия обрастает певучими подголосками по принципу глинкинских вариаций (мелодия остается неизменной, меняются регистр, тембр, динамика, фактура, инструментовка). В целом весь раздел построен по образцу хоровой куплетной песни, развитие которой устремлено от сольного запева к величавому звучанию хора. 1 вариация - пасторальная, у деревянных духовых, 2-я - в более низком регистре, обрастает подголосками, 3-я кульминационная, в оркестровом tutti .

Второй раздел фантазии образуют полифонические вариации на бойкую плясовую камаринскую. Ее задорная мелодия в четком ритме звучит сначала у скрипок в унисон, затем в сопровождении альтового подголоска. Этот раздел из темы и 13 вариаций расчленяется на две группы строгих (глинкинских) и более свободных вариаций. Музыка вызывает представление о веселой русской пляске, слышатся то задорные и свирельные переливы духовых, то «балалаечные» наигрыши струнных (pizzicato ) , то затейливые орнаментальные узоры кларнета. Постепенное накопление голосов в первых пяти проведениях приводит к tutti в 6-й вариации.

Сходство двух народных мелодий имеет ту же природу, что и производный контраст, характерный для классической сонатной формы (в частности, для сонат Бетховена). На этой основе Глинка выстраивает «тематическую модуляцию» от плясовой темы к песенной. Во второй группе вариаций (с 7 по 13) принцип удержанной мелодии сменяется новым, свободным варьированием. Тема постепенно меняет свой мелодический облик, обогащается узорчатым «балалаечным» орнаментом. Возникает ощущение, что она «изобилует превращениями без конца и без края» (Асафьев). В процессе вариантных преобразований из темы камаринской вырастает новая мелодия (субтема), близко родственная свадебной песне, которая также подвергается варьированию . Такое переосмысление вносит в фантазию черты симфонизма.

Третий раздел можно назвать репризным: возвращается песня «Из-за гор» в F-dur. Она звучит 3 раза, подвергаясь подголосочному варьированию и переинструментовке.

В четвертом разделе , возникает своеобразная «субдоминантовая реприза» камаринской - плясовая тема переходит в B-dur (6 вариаций). Тональную новизну усиливает и тембровое обновление. В роли главного солиста выступает первый кларнет, к которому в дальнейшем присоединяется солист-дублер - фагот.

Далее происходит крутой поворот к главной тональности D -dur . Тональная реприза является и тембровой репризой, поскольку мелодия камаринской возвращается к скрипкам. Следуют 11 мелодически неизменных проведений, на одной и той же высоте, у одних и тех же инструментов. Главным же средством варьирования становится гармония, роль которой до сих пор была сравнительно скромной .

Кода основана на вариационном развитии плясовой темы в главной тональности. К мелодической остинатности теперь присоединяется «basso ostinato ». Начинаясь в большой октаве, оно стремительно устремляется вверх, завоевывая всё новые вершины. Ритмика этого ostinato является последним напоминанием о свадебной песне .

Глинка насыщает коду яркими динамическими и тембровыми контрастами, юмористическими эффектами (знаменитые педали валторн, затем труб, диссонирующие с основной темой, неожиданные паузы, прерывающие тему). Остроумно задумана концовка, где реплике одинокого голоса скрипки отвечает пустая «вопрошающая» квинта валторн.

Созданием «Камаринской» Глинка доказал возможность построения развернутой музыкальной формы на чисто народном принципе многократной варьированной повторности.

Историческую роль «Камаринской» подчеркнул П.И Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в Камаринской , подобно тому, как весь дуб - в желуде» . В сущности, этими же словами можно охарактеризовать значение симфонического творчества Глинки в целом.

Музыкальная картина из русской народной жизни приобрела значимость символа национального музыкального мышления. От этого сочинения протягиваются многочисленные нити к дальнейшим этапам в развитии русской музыки.

«Вальс-фантазия»

Кроме народно-жанрового симфонизма, Глинка заложил основу для развития лирико-психологического направления в русской инструментальной музыке. Создание «Вальса-фантазии» связано с глубокими личными переживаниями композитора. Это сочинение посвящено Екатерине Ермолаевне Керн, дочери воспетой Пушкиным Анны Петровны Керн. Круг образов роднит его с элегическими романсами и фортепианными пьесами (в частности, ноктюрном «Разлука»).

Ко времени Глинки вальс был общеевропейской бальной принад-лежностью. Он означал не только определенный стандарт светскости, но еще и сферу личного общения, лирических настроений. Ведь недаром именно вальс, а не мазурка или менуэт, стал всеобщим демократическим танцем,самым популярным во всех слоях европейского общества.

У Глинки бытовой танецпоэтизируется. Его «Вальс-фантазия» - это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти.

Элегический тон задает тема-рефрен вальса, интонационно родственная каватине Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» («Ужели мне во цвете лет…»). Двукрат-ному проведению романсовой лирической интонации (c повышенной IV ступенью, тритоновым ходом, романсовыми вздохами, слабым окончанием) отвечает интенсивное развитие танцевального пунктира.Естественная неквадратность строения (трехтактовые фразы), идущая от народных корней, придает музыке «полетную» устремленность.

Популяризованная в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки (1848 год) . В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Русская песня Камаринская

    ✪ Русские народные песни, Камаринская музыка

    ✪ Камаринская - Русская народная песня

    Субтитры

Танец

В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ки »), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

История создания

По утверждению историка-краеведа Г. М. Пясецкого , русская народная песня «Комаринская» («Камаринская») - осталась «памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину ». Существует также версия, что Камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена» . По ещё одной версии, Камаринская отражает реалии Смутного времени .

Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фор­тепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая».

Вариант текста Б

Слова Л. Трефолева

И как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его схохлоченная,
Вся дешевочкой подмоченная.
Свежей крови струи алые
Да покрывают щечки впалые.
Уж ты милый друг, голубчик мой Касьян,
Да а сегодня ты вменинник, значит - пьян.
Двадцать девять дней бывает в феврале,
В день последний спят Касьяны на земле.
А февраля двадцать девятого
Да полный штоф вина проклятого
Влил Касьян в утробу грешную
Да позабыл жену сердечную
И своих родимых детушек,
Близнецов и малолетушек.
Поваливши лихо шапку набекрень,
Он отправился к куме своей в курень,
А кума его калачики пекла,
Баба добрая, красавица была.
Йна спекла ему калачик горячой,
Еще уважила, еще, еще в другой.
С неприятною кручиною
Дремлет-спит жена Касьянова,
Ожидая мужа пьяного.
Она думает, что муж в кабаке,
Ну, а муж её несется в трепаке.
То согнется, то прискокнет в три ноги,
Истоптал свои смазные сапоги.
То руками, то плечами шевелит,
А у гармоньку все пилит, пилит, пилит.
Говорит Касьян, узявшись за бока:
«Ты послушай-ка, приказная строка».
Опозорил благородие:
«Ваше хамово отродие,
За такое поношение
На тебя подам прошение»