Год написания картины вратарь. Подготовка к сочинению по картине "вратарь". Почему картина называется Вратарь

VII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Секция «Педагогический поиск»

Подсекция «Современные образовательные технологии»

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

вид работы (проблемно-реферативная)

Протасова Жанна Францевна

учитель начальных классов

МБОУ Калачеевская СОШ № 6

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 2

  1. Понятие метода проектов ………………………………………….. 4

    Проектная деятельность как способ формирования УУД ………. 6

Глава II . Технология организации проектного обучения по проблеме формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.

2.1. Основные требования к использованию метода проектов ………… 8

2.2. Возможности использования проектной деятельности как эффективного способа формирования УУД ………………………………………………12

2.3. Система использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников …………….. 14

Заключение ……………………………………………………………........ 16

Список использованных источников …………………………………….. 17

Приложения …………………………………………………………………18

Введение

« Если ученик в школе не научился ничего творить,

то в жизни он будет только подражать, копировать»

Л.Н.Толстой

Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. Модернизация общего образования требует новую модель начальной школы. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Можно предположить, что главной задачей НОО становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика - учить себя. Этого можно достичь благодаря использованию современных образовательных технологий, которые, немыслимы без применения метода проектов. В силу того, что в последние годы произошло значительное изменение роли проектной деятельности, в современном мире владеть проектной деятельностью, означает то же самое, что уметь «читать» и «писать».

С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.

Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения, формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД.

Поэтому темой реферативной работы является «Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников».

Объект исследования: процесс проектной деятельности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: метод проектов как способ формирования УУД младших школьников.

Цель: изучить метод проектов с точки зрения одного из способов формирования УУД младших школьников.

Задачи: проанализировать историко-педагогическую теорию метода проектов; раскрыть условия эффективного формирования УУД у младших школьников, применяя метод проектов; разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий методом проектов.

Материалом для рассмотрения сущности проектной деятельности, послужили работы Дж.Дьюи, У.Килпатрика, Е.С.Полата, А.Д.Климова, В.В.Давыдова, В.П.Беспалько. Вопросы проектной деятельности как педагогической технологии нашли отражение у Е.Ф.Бахтенова, И.С.Сергеева, Н.А.Гордеевой, Н.М.Конышева. Проблемы и перспективы развития рассмотрены по материалам периодической печати и информационных сайтов.

Глава I. Практическая значимость метода проектов как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников.

1.1 Понятие метода проектов

Умение учиться для современного школьника подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности являются первой ступенью потребности в самообразовании.

Новой школе нужны новые методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную позицию школьников в учении, развивают универсальные учебные действия, реализуют принцип связи обучения с жизнью. Таковым и является проектный метод. Он вошел в жизнь как ответ системы образования на социальный заказ государства. Это один из интерактивных методов современного обучения. С точки зрения Е.С.Полат «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» . Г.Э.Лессинг призывал: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,…, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Метод проектов был разработан за рубежом. Философы искали способы и пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Именно поэтому американские педагоги Джон Дьюи, В.Килпатрик обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей. Они учли то, что с большим увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим . Познавательная деятельность чаще опирается на сиюминутные интересы детей, а реальное обучение никогда не бывает односторонним. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять на практике, если не сейчас, то в будущем.

Российских педагогов метод проектов привлек в начале XX века. Под руководством С.Т.Шацкого была организована группа сотрудников, которая активно использовала проектные методы в практике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения звучал так: «Всё из жизни, всё для жизни». Чуть позже В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев отметили, что приобретение знаний осуществлялось посредством труда обучающихся. Содержание проектов включало общественно полезные дела. Такое однобокое увлечение проектами привело к снижению общеобразовательной подготовки .

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х - 90-х годах.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным целенаправленным видом деятельности.

Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром .

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Познавательная ценность метода проектов в наши дни обусловливается, во-первых, тем, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Во-вторых, что метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение же проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки и техники. В-третьих, результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. готовыми к использованию в реальной жизни (на уроке, в школе, дома).

Таким образом, метод проектов возник как метод организации познавательно и творческой деятельности детей, стимулирующий собственную активность ребенка, связанную с его интересом, потребностью в самореализации.

Обзор психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент метод проектирования достаточно распространён. Хотя организация проектной деятельности младших школьников свидетельствуют о необходимой дополнительной корректировке складывающегося опыта, но учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, есть основания полагать, что применение метода необходимо в начальном звене общеобразовательной школы. Нельзя не согласиться, что подготовка к проектной деятельности младшего школьника может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога.

1.2 Проектная деятельность как способ формирования УУД

В наши дни актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дети сегодня - это люди нового информационного общества. Современный ребенок может получить информацию разными способами и из разных источников. Но как он сумеет осмыслить, переработать и освоить данную информацию? Поэтому и возникает необходимость научить детей компетентному подходу к решению возникшей проблемы.

Сегодня, о чем говорится в Стандартах второго поколения, вместо усвоения готовых ЗУН требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности . Актуальность метода проектов обусловливается необходимостью самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Поэтому не случайно в базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности - способности проектировать.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Процесс обучения будет успешным, а качество знаний достаточно высоким, если обучающиеся будут вооружены системой общих и специальных умений и навыков учебного труда, т.е. универсальными способами учебной познавательной деятельности.

Универсальными способами учебной деятельности являются универсальные учебные действия, которые представляют собой совокупный компонент ключевой образовательной компетенции . Школьник выступает субъектом деятельности. Результатом развития УУД обучающихся является личность школьника, компетентного в сфере образования.

Стоит отметить, что организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

Обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;

Учиться применять полученные знания;

Организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка. В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

Искать пути их решения;

Осуществлять и аргументировать выбор;

Предусматривать последствия выбора;

Действовать самостоятельно (без подсказки);

Сравнивать полученное с требуемым;

Корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

Объективно оценивать саму деятельность и результат проектирования.

Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления. Реализация такого подхода не вызывает сомнений, так как такого рода деятельность позволяет детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Анализ методической литературы показывает, что для успешного существования в современном обществе человеку просто необходимо уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Это возможно благодаря проектной деятельности. Таким образом, изучив сущность понятий «УУД» и технологию метода проектов, убеждаемся в том, что формирование универсальных действий через проектную деятельность необходимо на первых ступенях начального образования.

Глава II. Технология организации проектного обучения по проблеме формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.

2.1 Основные требования к использованию метода проектов

Умение пользоваться методом проектов является показателем использования учителем новых технологий для обучения и развития младших школьников. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века. Они предусматривают, прежде всего, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни человека.

Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения состоят лишь из традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то учебный проект есть нечто иное .

Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) - исследовательской, информационной или практической.

Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.

В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.

В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.

В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.

Таким образом, можно утверждать, что проект - это «пять П». Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация .

Увлечение проектами стало модно. Однако, проектирование в школе невозможно без организационной позиции учителя. Меняется психологический климат на уроке, так как из источника информации учитель становится соучастником процесса. Теперь он наставник, консультант. А творческий подход учителя ведёт к повышению мотивации обучающихся.

Структура деятельности учителя и ученика отражены в таблице 1 (приложение 1).

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор делают не на результат совместных усилий ученика и учителя, а на то, каким путём был достигнут результат.

Какая же роль тогда отводится ученику?

Следует помнить, что проектная деятельность младших школьников - одна из важных составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий ребёнок погружён в процесс выполнения, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления имеющихся знаний.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую или исследовательскую задачу. Таким образом, он включается в реальную деятельность и овладевает новыми умениями. В таблице 2 приложения 1 выделены несколько групп умений.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебной и познавательной деятельностью учащихся. Поэтому значительной части школьников впоследствии не удается достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Однако стоит согласиться с мнением О.Ю.Осадько, что дети младших классов склонны активно участвовать в организации своей деятельности . В таком случае больше внимания следует уделять процессу осмысления, целенаправленного приобретения и применения детьми знаний, необходимых в том или ином проекте. Учителю при этом требуется проявить деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Целесообразно с ребятами проводить в процессе работы над проектом экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. Не меньший интерес вызывают опросы, интервьюирование.

Весьма важный является оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников можно отметить дипломами, грамотами, благодарностями. При этом помнить, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность («зрелость») , которую Н.В.Иванова видит в следующем .

Первым показателем являются коммуникативные умения обучающихся.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся.

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт оценочной деятельности.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления младшего школьника в процессе обучения. В противном случае использование метода проектов неэффективно и затруднено.

2.2 Особенности использования метода проектов как эффективного средства формирования УУД младших школьников

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность образования напрямую зависит от уровня сформированности УУД. Изучение теоретических основ проблемы подтвердило гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. А что же на практике?

Существует достаточно распространенное убеждение, что эффективная проектная деятельность зависит от возраста учеников. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Именно внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение.

Проекты в младших классах это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Но всё-таки возможно. Скорее всего, в начальной школе используют элементы проектной деятельности, так необходимой для эффективного формирования УУД. Но для ученика это и есть настоящий проект. Хотелось бы отметить, что именно с первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. На первых шагах важна наглядность, образец и даже шаблоны. Актуально звучит в данной ситуации античный афоризм: «Примеры полезнее наставлений».

Опыт работы свидетельствует, что начинать работу следует с недолговременных (1-2 урока) однопредметных и личных проектов (в 1-2 классах), затем постепенно вводить долговременные, переходить от групповых к общеклассным (в 3-4 классах).

Считаю, что на сегодняшний день технология обучения методом проектов полностью не апробирована. Но такой опыт имеется. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на формирование и развитие исследовательской, творческой активности детей. А также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить индивидуально или с группой детей в процессе учебных занятий» .

Маленькие дети способны выполнять незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на несколько часов. Отсюда следует, что длительность проекта должна быть ограничена рамками одного урока. Поэтому и требования, предъявляемые к проекту самые простые. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.

Отсюда вывод: проекты в младших классах несложные. Дети отчетливо представляют задачу, стоящую пред ними и пути её решения. Они учатся составлять план работы при помощи учителя (с чего начну, каким будет мой второй шаг…). Кроме этого, важно вместе со школьниками ставить учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, задать вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этой работы? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом вы сможете приобрести нужные умения? Где ещё вы сможете их применять в будущем?

Правильным будет, если учитель будет направлять ребят на самостоятельный поиск с помощью простых вопросов. Например: Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам нужно получить? К каким источникам следует обратиться для получения информации?

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - защита проекта. Для этого следует помочь ученикам провести самооценку проекта и оценить процесс проектирования, опять-таки, с помощью вопросов. Конечно, нужно помочь ученикам подготовить проект к защите. Обычно (в 1-2 классах) презентация проектов проходит в форме выставки созданных работ, но целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление. Как правило, это рассказ о своём проекте.

Педагогическая ценность ученических проектов определяется новыми универсальными действиями, которые формируются в ходе работы над проектом и заинтересованностью ученика в работе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Успех пробуждает желание к работе над другими проектами. Каждый проект представляет собой вполне реальное дело, пусть небольшое, но полезное.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и является одним из способов для формирования УУД.

2.3 Система использования проектной деятельности для формирования УУД младших школьников (из опыта работы)

Впервые с методом проектов я столкнулась в своей практике в 2008 году, выбрав для обучения УМК «Планета знаний». В основу содержания и структуру учебников были заложены современные педагогические технологии.

Вариативная часть учебников включала задания на расширение знаний по теме, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Важное место в вариативной части занимали задания на развитие творческих способностей. Для выполнения таких заданий была необходима работа детей с источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями). В период обучения грамоте дети учились получать информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.

В ходе выполнения разнообразных заданий дети учились работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.

Таким образом, дети усваивали новые формы общения, учились разрешать конфликтные ситуации, приобретали умения получать новую информацию .

В учебниках имелись специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствовала расширению кругозора учеников по темам, формировала у них умение работать с информацией, развивала творчески и носила исключительно добровольный характер.

Некоторое время эта работа проводилась эпизодически. Было много неизвестного и непонятного.

Начиная работу с первоклассниками в 2008 году, выделила ряд проблем. Это низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, неумение следовать инструкции, неспособность выделить последовательность действий, невысокий уровень развития мыслительных операций.

Обдумывая эти проблемы, решила целенаправленно использовать вариативную часть учебников и работу над проектами по предложенным авторами УМК темам. Таким образом, дети постепенно погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, излагать свои мысли и применять все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная со второго полугодия, стала чаще вовлекать учащихся в проектную деятельность. С малышами проводились беседы: «Что такое проект», «Как выполнить проект», «Для чего нужен проект», «С чего начать работу над проектом», «Я выполняю проект», «Что получу в результате проделанной работы».

Первый проект стал шаблоном. В основном все ребята заинтересовались таким видом деятельности и включились в работу.

У родителей тоже возникали вопросы. На собрании они были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей. Им были предложены памятки (приложение 5). Родители определили оптимальные формы возможного своего участия (совет, творческая идея, информация, проявление заинтересованности).

К концу первого полугодия и в конце первого года обучения среди детей проведено анкетирование. Проводилась оценка познавательной самостоятельности учащихся. С результатами анкетирования можно ознакомиться по таблице 3и 4 приложения 1.

Кроме того, было проведено наблюдение, результаты которого показали уровень сформированности коммуникативных способностей детей 1-го и 4-го года обучения (рис.1 и рис.2 приложения 3).

Полученные данные результатов работы свидетельствовали о том, что, во-первых, в процессе реализации проекта совершенствовался уровень готовности школьников к проектной деятельности. Во-вторых, после многократного участия детей в проектной деятельности повышался, на мой взгляд, уровень компетентности. Значит использование проектного метода в школе эффективно.

Вопрос об использовании проектной деятельности для формирования активной жизненной позиции изложен в печатной работе, помещенной в сборник материалов межрегионального научно-практического семинара 2011 года и докладе на педагогическом совете школы (приложение 2).

С 2012 года и по настоящее время работаю по УМК «Школа России». Проектная деятельность осуществляется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности (приложение 4).

Работа по использованию одного из инновационных методов обучения (метод проектов) постепенно усовершенствуется и усложняется.

Для проверки сформированности регулятивных умений, необходимых для реализации проектной деятельности использую методику диагностики А.К.Осницкого .

Положительный опыт использования метода проектов позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Этому вопросу было посвящено выступление на заседании педагогического совета школы. Материал изложен в приложении.

Заключение

Изменения информационной, профессиональной сфер современного общества требуют корректировки образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств.

Технология классно-урочной системы многие годы оказывалась эффективной для передачи знаний, умений и навыков школьникам. Однако происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, дающих возможность для развития творческой, инициативной, самостоятельной личности и формирующих у учащихся универсальное умение ставить задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для контактов - всё это требует использования новых способов образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы, метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Список использованных источников

1.А.Р.Комалеева. Н.В.Шиганова. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / учеб. пособ./ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2014.-78 с.

2.Дж.Дьюи.Демократичкое образование / Дж.Дьюи.-М.: педагогика Пресс, 2000, -382 с.

3. Е.С.Полат. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / М.: Издат. центр «Академия», 2008.-272 с.

4.Е.Н.Землянская. Учебные проекты младших школьников/ Статья/ Журнал Начальная школа/ № 9. 2005.- 55 с.

5. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность/ Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / 2-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ, 2005.-80 с.

6. Мятяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Н.В.Мятяш Н.В.- 2-е изд., доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-160 с .

7. Н.В.Иванова. Как организовать практическую деятельность в школе/Иванова Н.В. Издательство АРКТИ, 2013.-128 с.

8. О.А.Осницкий. Психология самостоятельности: методы исследования и диагнгостики [Текст] / О.А.Осницкий.-Москва-Нальчик:Издат. центр»Эль-Фа», 2004.- с.72-79

9. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи. З.В.Видякова. ФГБОУ ВПО «ЛГПУ»/ статья / 2012

10. О.Ю.Осадько. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности младших школьников/ О.Ю.Осадько-киев, 2008.-170с.

11. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения начальной школы / сост. Е.С.Савинов.-4-е изд., перер.- М.:Просвещение, 2012. -223с.

12. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний» /ред. И.А.Петрова.- М.:- АСТ Астрель, 2007, -317 с.

13. Теоретичекая статья о системе работы учителя по формированию УУД / педагогический журнал «Учитель». Статья: Деятельность по формированию УУД. М.:-2014. - с.23-27

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос.федерации.-20е изд..-М.: Просвещение, 2011.- 31 с.

15. С.В.Сидоров, К.А.Коновалова. Метод проектов в отечественной педагогической литературе 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. сайт педагога-исследователя. - URL: http :// sisv . com / publ /16-1-27 (дата обращения:02.03.2017).

16. Цитаты Лессинг icite.ru (дата обращения 06.02.2017).

17. Гречкина Е.Е. Применение исследовательского подхода в подготовке будущих педагогов [Текст]/ Научные сообщения [Электронный ресурс] // CyberLeninka.ru .- 6 c . (дата обращения 15.02.2017).

Приложение 1

Таблица 1

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Таблица 1. Структура деятельности учителя и ученика .

Таблица 2

Группа

Действия

исследовательские

генерировать идеи, выбирать лучшее решение

социального взаимодействия

сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло

оценочные

оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные

презентационные

выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности

рефлексивные

менеджерские

проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела

Таблица 2. Классификация умений, представленных Е.Н.Землянской

Таблица 3

Варианты утверждений

Ответ

да

нет

иногда

никогда

Таблица 3. Результаты исследования в 1 классе в конце I полугодия (декабрь) по проблеме «Познавательная самостоятельность обучающихся»

Таблица 4

Варианты утверждений

Ответ

да

нет

иногда

никогда

Стремишься ли ты самостоятельно выполнять задания?

Стремишься ли ты самостоятельно находить дополнительный материал?

Самостоятельно ли, без напоминаний садишься за выполнение заданий?

Способен ли ты отстаивать свою точку зрения?

Стремишься ли ты самостоятельно расширить свои знания, если тема тебя заинтересовала?

Таблица 4. Результаты исследования во 2 классе в конце I полугодия (декабрь) по проблеме «Познавательная самостоятельность обучающихся»

Приложение 2

Материал печатной работы

Приложение 3

Рис.1

Результаты анализа первичного анкетирования во II полугодии 1 класса (март) по проблеме «Коммуникативные способности обучающихся»

Рис. 2

Результаты анализа повторного анкетирования во II полугодии 4 класса (апрель) по проблеме «Коммуникативные способности обучающихся»

Приложение 4

Работа над проектом по «шаблону» в первом классе на занятиях по внеурочной деятельности «Здоровое питание»

Фото 1

Работа в группах.

Фото 2

Приводим аргументы

Фото 3

Наш выбор

Фото 4

Результаты работы

Приложение 5

Буклет

МКОУ Калачеевская СОШ № 6

Что такое проект?

Проект - это самостоятельный целенаправленный вид деятельности ребёнка.

Ещё, проект - это «пять П»:

«П» - проблема

«П» - планирование

«П» - поиск информации

«П» - продукт

«П» - презентация.


В современном мире «владеть проектной деятельностью» означает то же самое, что «читать» и «писать».

Для чего нужны проекты?

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Е.С.Полат

«Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я.А. Коменский

Формы проектов

Выставка

Коллаж

Представление (инсценировка)

Сообщение

Стенгазета

Кроссворд

Рассказ

Экскурсия

«Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать»

Л.Н.Толстой

Достоинства проекта:

Развивает речь и обогащает словарный запас;

Ребёнок учиться работать в коллективе;

Расширяет кругозор;

Повышает мотивацию;

Воспитывает самостоятельность

г. Калач

2016 год

Материал буклета для родителей учащихся младших классов

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.

Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность .

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Куклы для кукольного театра». Пальчиковые куклы традиционно используются при обучении детей младшего возраста иностранному языку . Они помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой.


По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята и учитель выбирали сказочных героев для будущего театра. Определяли, какими должны быть кукольные персонажи, их одежда, внешний вид. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. Театральных героев учащиеся изготовили на уроке технологии. На последнем этапе - этапе представления своей работы - учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. С помощью учителя ребята придумали фразы для своих персонажей и подготовили ситуации для их разыгрывания. На этапе демонстрации своей работы учащиеся разыграли мини - спектакли с помощью пальчиковых кукол.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи .

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Аннотация : В статье раскрывается структура проектной деятельности, состоящая из совокупности логически связанных универсальных учебных действий. Их формирование предстает как реализация учителем дидактической технологии проектной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия, являясь одним из видов в системе универсальных действий, имеют, в свою очередь, свои разновидности. Мы выделяем такую их разновидность, как «универсальные учебные действия, составляющие способ познавательной деятельности». С каждым способом познавательной деятельности соотносится определенная совокупность универсальных учебных действий (далее – УУД).

Понятие «способ деятельности» («способ познавательной деятельности») для педагогики не является новым. Однако не всякий способ деятельности (метод) интересует новую школу. Современную школу интересуют способы деятельности:

– на которых строятся и будут в перспективе строиться производственная, организационная, научная, познавательная деятельность человека;

общие основы которых могут быть включены в общеобразовательный и профессионально значимый процесс и подготавливать личность к жизни в ее широком понимании;

– основанные на определенной научно и практико-обоснованной совокупности учебных действий, являющихся необходимыми и достаточными для этого способа и общими при его применении в разных жизненных обстоятельствах, то есть УУД;

– выстроенные на посильном для учащихся определенного возраста выполнении всех составляющих его УУД.

Способ познания есть логически единый, системный, самодостаточный (самостоятельно решающий определенный круг педагогических задач) познавательный процесс.

Способы познания, основывающиеся на ограниченной совокупности УУД, технологичны: они реализуются в технологической организации познавательного процесса. Компоненты технологии обучения есть отдельные УУД, закономерно связанные между собой.

Наиболее значимыми для современной школы развивающими способами познания являются: проектный, исследовательский, проектно-исследовательский, проблемный.

Остановимся на проектной деятельности.

Проект – это: а) жизненно (социально и личностно) значимое задание (В. Кильпатрик); б) реальное дело (Е. Паркхерст); в) прообраз, прототип предлагаемого объекта (Н.Ю. Пахомова); г) план, замысел какого-либо действия (К.Н. Поливанова, Н.В. Матяш).

Проектирование – разработка плана проектной деятельности; тождественно понятию «планирование».

Проектная деятельность есть целостная деятельность по реализации проекта: от появления задания (дела) до получения результатов его выполнения.

Проектное задание – то же, что и проект.

Российское образование стоит в начале пути освоения проектной деятельности. Обращаем внимание читателя на то, что в многочисленных публикациях по вопросу проектной деятельности наблюдаются серьезные искажения педагогической сущности этого явления: структуры проектной деятельности, роли учащихся и учителя в ней, сведения проектной деятельности к традиционным обучающим процессам, когда теряется основная развивающая значимость проектной деятельности. Причины этих явлений: 1) незнание классической модели метода проектов; 2) неосмысленность развивающего ядра вводимой процедуры; 3) непонимание необходимости учить детей базовой основе проектной деятельности как принципиально новой; 4) недостаточное осознание важности постепенного перехода учащихся в массовом обучении по все более высоким уровням проектов.

Проектная деятельность имеет разные уровни сложности. Остановимся на том ее уровне, который характеризуется учебными проектами. Учебный проект – это задание (дело), взятое из социальной практики, связанное с учебной программой, выполняемое проектным способом. Он ориентирован на освоение проектной деятельности в ее базовой структуре; процедура его выполнения является посильной для массового ученика; он не претендует на исследовательский подход. Учебная проектная деятельность призвана выполнить и ту функцию, которая является общей для всякой проектной деятельности: максимально, для конкретного возраста обучающихся, стимулировать самостоятельное осуществление проектной деятельности.

Мы обращаем внимание на поиск дидактической технологии проектной деятельности, применимой к разному предметному содержанию, позволяющей разрабатывать частные технологические процедуры проектной деятельности с общих, принципиально значимых позиций.

Кратко охарактеризуем структуру технологического способа проектной деятельности с составляющими его компонентами – УУД.

Определение проекта и его качественных характеристик. Это может выступать как задание учителя или же как «дело», предлагаемое самими учениками по ходу учебной практики. Проект имеет четко очерченные качественные характеристики. Дети изначально приучаются к тому, что изначально следует четко представлять, какого качества продукт следует получить. Возникает прообраз будущего продукта.

Планирование проектной деятельности. Приучение обучающихся к самостоятельному обоснованному планированию деятельности требует от учителя высокого профессионализма, видения рациональных вариантов планирования, терпения. Однако безусловным является требование всестороннего и тщательного продумывания учащимися плана действий.

Защита проекта. После завершения планирования действий, получения ясного представления о методах, условиях, средствах и времени выполнения проекта, сформированности ясного представления о проекте как прообразе будущего объекта проект можно защищать. Защита проекта должна следовать за планированием, а не в конце проектной деятельности, когда дети защищают полученный результат слабо продуманной и плохо организованной деятельности. Детей следует приучать защищать продукт интеллектуального труда, то, что предлагается реализовать на практике и обеспечит успех в соответствии с критериями качества продукта, а не всякий полученный результат. Тогда выполнение деятельности осуществляется полностью в соответствии с защищенным планом действий, его обоснованным утверждением.

Рефлексивная оценка результата. Согласно педагогическим задачам проектной деятельности рефлексивной оценке следует подвергнуть:

– качество выполненного проекта в соответствии с заданными его качественными характеристиками;

– освоение целостного способа проектной деятельности с составляющими его УУД;

– самостоятельность детей в выполнении проекта.

Презентация продукта как результата деятельности.

Подчеркнем закономерность струк­туры проектной деятельности: строго определенный комплекс составляющих ее УУД, их логическую последовательность и соотнесенность, необходимость полноценной сформированности и реализации каждого УУД как структурного компонента системного, технологического способа познавательной деятельности.

Покажем организацию учебного проекта учителем математики Бабаевской СОШ № 1 Вологодской области Т.Н. Глухих (по материалам дистанционного повышения квалификации учителей по программе «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся», осуществленного под нашим руководством).

УУД № 1 (первый компонент проектной деятельности) – «Определение проекта и его качественных характеристик».

Тема программы – «Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда».

Учебный проект: изготовить макет городского перекрестка со всеми атрибутами. Название проекта – «Макет перекрестка».

Качественные характеристики проекта: а) атрибуты перекрестка (здания, элементы светофора, транспортные средства) должны иметь форму прямоугольного параллелепипеда; б) все модели атрибутов должны быть правильно и аккуратно выполнены (формы, размеры, роспись); в) макет должен обладать характеристиками по улучшению безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

Практическая значимость проекта: его результаты будут использоваться как наглядное пособие при изучении правил дорожного движения учащимися школы. В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно сделают параллелепипед (трехмерную фигуру), рассчитают площадь его поверхности и объем, тем самым подведут итог изучения темы «Параллелепипед». Так объединяется учебное и жизненное значение данного проекта.

УУД № 2 (второй компонент проектной деятельности) – «Планирование деятельности».

В процессе планирования предусматриваются следующие операции: а) определить количество элементов макета, их размеры; б) вырезать развертки; в) надрезать развертки по сгибам г) склеить параллелепипеды (элементы проекта); д) расписать все элементы; е) установить их на основании макета.

Планируется групповая работа с распределением заданий. В группе 6 человек: три ученика выполняют модели трех домов и трех транспортных средств и расписывают их; два ученика выполняют модели всех светофоров и расписывают их; шестой выполняет и расписывает основание макета.

Планируются консультации: а) по правильному выполнению плана перекрестка (с работником ГИБДД); б) по правильному выполнению разверток (с учителем математики); в) по качеству росписи элементов макета (с учителем ИЗО).

Осуществляется расчет времени: на уроке повторить тему «Параллелепипед, его площадь поверхности и объем» – 15 минут; после уроков – групповая работа по расчетам – 3 часа; индивидуальная работа дома – 4 часа. Определяются материалы и их количество: фанера, ватман (картон), краски, чертежные инструменты и др.

Предусматривается, что учащимся предварительно надо пройти наиболее опасные перекрестки в городе и зарисовать их план.

УУД № 3 (третий компонент проектной деятельности) – «Защита проекта».

Защита модели макета перекрестка и плана его качественного изготовления осуществляется в форме доклада с представлением рисунков, чертежей. Доклад поручается одному из учащихся с последующим добавлением информации другими участниками проекта. На доклад (на классном часе) отводится 7 минут. «Защита» заключается в ответах докладчика и других участников проекта на вопросы присутствующих одноклассников, учителей и работника автоинспекции. Оценка со стороны присутствующих осуществляется на основании того, как представленная модель и план действий отвечают качественным характеристикам проекта, которые вполне понятны пятиклассникам.

Учитель, приняв участие в подготовке доклада (консультация), предоставил самостоятельность действий детям во время доклада и ответов на вопросы.

УУД № 4 (четвертый компонент проектной деятельности) – «Выполнение деятельности».

Участники проекта старались выполнять намеченный план действий, чему содействовал учитель математики. Имелся важный стимул для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на точном выполнении разработанного плана: проект готовился для участия в районном конкурсе по правилам дорожного движения, а в дальнейшем – для использования его при повторении ПДД на классных часах.

При выполнении проекта встречались естественные затруднения, связанные с его содержанием: необходимо было точно соблюсти все пропорции элементов модели, сделать очень аккуратно чертежи. Но эти трудности были преодолены.

УУД № 5 (пятый компонент проектной деятельности) – «Рефлексивная оценка результата».

А. Участникам проекта с самого начала работы были представлены качественные критерии оценки продукта – макета перекрестка: 1) правильность и аккуратность выполнения развертки и модели параллелепипеда по его размерам и росписи; 2) правильность расчета площади поверхности параллелепипеда и его объема; 3) установка объектов и оформление макета перекрестка по современным правилам дорожного движения.

Все участники проекта научились строить развертки параллелепипеда. Аккуратно осуществляли роспись элементов макета. Самостоятельно сделали трехмерную фигуру – параллелепипед. Ребята научились рассчитывать площадь поверхности и объем параллелепипеда, закрепили знания правил дорожного движения и воплотили их в макете перекрестка (одобрен работником ГИБДД). Результаты соответствуют критериям качества продукта.

Б. Для оценки полноты структуры учебной проектной деятельности (отработки всех составляющих ее универсальных учебных действий) использовалась предложенная нами методика (табл. 1). Проектная деятельность осуществлена по всем ее компонентам; учащиеся прошли через процесс формирования всех составляющих ее УУД.

В. При оценке и самооценке самостоятельности детей в данной учебной проектной деятельности результат оказался на уровне «частичной самостоятельности» (по разработанной нами методике, которую мы здесь не приводим из-за ограниченности объема статьи). Такой результат для пятиклассников вполне удовлетворительный.

УУД № 6 (шестой компонент проектной деятельности) – «Презентация результата».

Продукт проектной деятельности был представлен в форме макета «Перекресток». Организация презентации в 5-м классе носила несложный характер: присутствовали учащиеся класса. Учитель произнес краткое вступительное слово о цели проектной работы, критериях оценки результатов, ознакомил с группами участников, трое из которых представили макет «Перекресток», рассказали о его содержании и практическом использовании в будущем. Важно, что все участники сообщили о расширении своего личного опыта: что поняли в процессе работы, чему научились (в том числе в ходе общения), что было наиболее интересно в выполнении проекта, как поощрялось стремление каждого из них находить свой способ работы.

Ученики, не участвовавшие в проекте, приглашались к обсуждению макета и его значения в расчете на появление у них желания выполнить свой проект.

Выводы:

1) важнейшей разновидностью познавательных УУД являются те УУД, которые составляют проектный способ познавательной деятельности;

2) первейшей задачей образовательного процесса в отношении проектной деятельности является освоение закономерной структуры учебной проектной деятельности в ее строгой логической последовательности универсальных учебных действий;

3) только после отработки учащимися этой закономерности в самостоятельной деятельности и на ее основе возможно переходить к творческому самостоятельному созданию конкретных, усложненных вариантов проектной деятельности (например, проектно-исследовательской).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Учитель начальных классов

Шершень А.В.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» .

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе . Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению .

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам .

«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Первый шаг в использовании проектной деятельности в начальной школе – создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной.

Групповая работа позволяет и детям и учителю:

Организовать эффективно учебный процесс;

Приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

Органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.

Второй шаг - выработать правила работы в группах.

Правила работы в группах:

Перед работой договариваемся, кто и что будет делать;

Не говорим все сразу;

Все смотрим на говорящего;

Не спорим зря, а доказываем, объясняем;

Если критикуешь – предложи свой вариант;

Стараемся понять друг друга.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия – саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия – структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия–владение монологической и диалогической формами речи .

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов .

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. –152 с.

2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000. – 84 с.

3. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации / Г.Б. Голуб. – М.: Федоров, 2006. – С.102-104. 4. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.

5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2005.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

Куликова Юлия Владимировна,Учитель английского языка высшей категории, МАОУ «Гимназия №2», г. Пермь[email protected]

ФормированиеУУД в проектной деятельности на уроке английского языка. Из опыта работы

Аннотация.В статье представлен опыт работы учителя английского языка по проектной методике у младших школьников для формирования универсальных учебных действий (на примере материала учебника). При правильной организации творческой проектной деятельности вначальной школе, её использование позволяет достичь существенных результатов и способствует росту познавательного интереса.Ключевые слова:универсальные учебные действия, проектная деятельность,взаимодействие, младшие школьники.

Развивающие и воспитывающие и резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Проблема развития самостоятельности младших школьников очень актуальна. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в УМК серии «English» под редакцией И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной. УМК серии «English» для 4 класса предлагает широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются впортфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, постеров, писем, игр. Применяя в образовательном процессе современные эффективные образовательные технологии, предпочтение отдаю проектной технологии, так как она включаетв себя элементы многих интерактивных технологий, обеспечивает их интеграцию, что в наибольшей мере способствует развитию ключевых компетенций обучающихся. Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, ролевыми, игровыми, творческими. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую. Он ориентирован не столько на получение фактических знаний, как на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Проект может выполняться в ходе элективных курсов, изучения интегрированных курсов. Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов организация этой деятельности, а особенно подготовительный этап. Используя эту технологию, учащиеся успешно выступают не только на уроках, но и на научнопрактических конференциях городского и краевого уровней. Проектыпозволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов. Занимаясь проектной деятельностью, необходимо обратить внимание на взаимодействия учителя и учащихся. Учитель, конечно, играет важную роль, направляя учащихся. Учащиеся, в свою очередь, не могут быть максимально самостоятельными. Следовательно, работая над проектом, следует найти золотую середину, когда самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с управлением со стороны учителя. Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Мой дом».

Вызов (ситуация). Несколько дней назад я купила большой дом. В этом доме 2 этажа. Так же я приобрела всю необходимую мебель, но не знаю, как расставить ее, чтобы сделать мой дом более уютным. Я пригласила вас, чтобы помочь мне это сделать. Зачем? Я узнала, что вы лучшие дизайнеры в городе. Поможете ли вы мне обставить мой дом мебелью? Класс делится на 3 группы. (раздать конверты, в которых лежат, вырезанные из журналов предметы мебели с одним лишним предметом мебели). Угадайте, какие комнаты вам достались? Какой предмет мебели в вашем конверте лишний? Расставьте мебель и опишите комнату, которая у вас получилась.(дается время на приклеивание мебели и создание монологаописания получившейся комнаты). Идет описание комнат у доски. Выбирается этаж. Творческие проекты традиционно используются при обучении детей младшего возраста иностранному языку. Они помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников групповой. По продолжительности проведения средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе этапе замысла весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. Наследующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята расставляли мебель. Определяли, как сделать комнату уютнее. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе -этапе представления своей работы -учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице. Таблица 1Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУДВызовОрганизатор Участник вызоваВ сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант Творец

В сфере личностных УУД формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работыКоординаторДизайнерВ сфере личностных УУДсамоопределение, действия нравственноэтического характера. В сфере регулятивных УУД-учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД-учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД -учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся,взаимодействуя друг с другом,занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать,что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников проекта ожидается умении сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.В ходе выполнения проекта ученики активны, они проявляют творчество и не являются пассивными. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу “Надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку.Таким образом, на основании всего сказанного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностноориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку посвоим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. А проекты, включенные в курс УМК «English» , представляют собой органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, позволяют использовать материал учебника для развития универсальных учебных действий. Умелое применение эффективных педагогических технологий способствует формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся, способствует росту познавательного интереса.