«Госпожа Бовари» история создания. История создания романа «Госпожа Бовари» Г. Флобера Хронологический порядок написания мадам бовари

«Госпожа́ Бовари́» , или «Мада́м Бовари́» (фр. Madame Bovary ) - роман Гюстава Флобера , впервые напечатанный в 1856 году . Считается одним из шедевров мировой литературы .

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

История публикации, оценки

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года . После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года . Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма , но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа в первой половине XIX века.

Флобер, препарирующий мадам Бовари. Карикатура 1869 года

Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина ») . Тургенев в своё время отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».

По словам литературного критика Алексея Машевского , в романе нет положительных персонажей: нет героя, который мог бы быть воспринят читателем именно как герой. Можно сказать, что «смерть героя», провозвестником которой стал одноименный роман Ричарда Олдингтона , наступила ещё в XIX веке - в «Госпоже Бовари» .

Сюжет

Свадьба Эммы и Шарля

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году . Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония» - и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан , редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Я пять дней просидел над одной страницей…

В другом письме он фактически жалуется:

Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло - моё перо!

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком . Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом:

Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед.

Братья Гонкур в своём «Дневнике » тоже упоминают как Флобер рассказывал им эту историю, а также пишут, что «...как об одном из самых приятных впечатлений он вспоминал о том, как, работая над окончанием своего романа, он был вынужден встать и пойти за носовым платком, который омочил слезами!..»

Творческая предыстория такова: от знакомого Флобер узнал об одном происшествии в семье руанского врача. Это происшествие привлекло его внимание, но понадобилось пять долгих лет, с 1851-го по 1856-й, чтобы из этого зерна вырос один из самых знаменитых французских романов. Однако Флобер всегда подчёркивал, что у его героев нет прототипов и весь роман - плод его вымысла.

Роман был написан, по словам писателя, «серым по серому». Когда один из читателей упрекнул Флобера в пессимистичности и безысходности романа, от которого он ждал большей поэтичности, писатель горько отвечал: «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в неё с эстетической точки зрения».

Любопытно, что роман о женщине построен как биография её мужа, Шарля Бовари. Эмма гибнет, но скучная и неинтересная история Шарля продолжается.

Роман был опубликован в «Ревю де Пари» в 1856 году. Вскоре после публикации писатель и редактор журнала были обвинены властями в «оскорблении морали, религии и добрых нравов» и вынуждены были предстать перед судом. Блестящая защита подсудимых, которые добились оправдания, и широкое освещение романа в прессе сделали провинциального писателя Флобера национальной знаменитостью. Вскоре роман вышел отдельной книгой, и оказалось, что он значительно опередил время: ни критика, ни читающая публика не были готовы по достоинству оценить это произведение, понять его значение и подлинное место в литературе.

«Провинциальные нравы»

Так сформулирован подзаголовок романа, названного по имени главной героини. И это не случайно: почти столь же большое внимание, как и образу заглавной героини, писатель уделяет исследованию нравов, принципов, привычек, поведения окружающих её людей.

Муж Эммы, Шарль Бовари, всем доволен. Он принимает обстоятельства такими, какие они есть. На требования жены Шарль частенько отвечает: «В деревне сойдёт!» Его жизнь серая и безвкусная.

Одно из открытий Флобера в этом романе - типичный буржуа аптекарь Омэ. «Буржуа... значит „мещанин", то есть человек, сосредоточенный на материальной стороне жизни и верящий только в общепринятые ценности» (В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе). Омэ даже печатается в либеральных газетках, но в душе лелеет лишь одну мечту: получить от правительства орден Почётного легиона. Возможно, этот персонаж стал воплощением незримого героя из «Лексикона прописных истин», который всегда имеет про запас правильную «либеральную» фразу.

Флобер позже писал: «Все аптекари Нижней Сены, узнав себя в Омэ, хотели прийти ко мне и надавать мне пощёчин» — слишком многие узнали себя в этом типическом образе.

Можно предположить, что аптекарь может и не быть человеком одухотворённым, однако церковь гоже не является в этом мирке обителью духовности и нравственного начала. Дело в том, что местный кюре увлекается ветеринарией, и лечить коров ему интереснее, нежели утешать людей. Душевное томление Эммы, её внутренний разлад он диагностирует очень просто: «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше». Вот единственное «утешение», которое ей может предложить священник отец Бурнизьен.

Сам Флобер называл своё произведение «анатомическим». Для создания лишь одного эпизода Флобер прочитал специальные медицинские исследования об оперировании искривлённой стопы. Он считал, что исследует общество с объективностью и тщательностью естествоиспытателя. Нет его вины в том, что общество выглядит столь несимпатично. Такова объективная картина жизни. «Искусство — вторая природа, — писал он, - поэтому... в каждом образе надо чувствовать бесконечное и скрытое бесстрастие, и действие на зрителя должно быть ошеломляющим». Во многих работах о творчестве Флобера приводится известная карикатура той поры, в которой писатель разглядывает сердце госпожи Бовари, наколотое на кончик ножа.

Трагедия Эммы Бовари

«Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер во время работы над романом. И в то же время он говорил: «Мадам Бовари - это я». Как же получилось, что писатель разоблачает свою героиню, но в то же время идентифицирует себя с ней? Показывая провинциальные нравы и разоблачая их пошлость, Флобер создаёт героиню, которая не в ладах ни со временем — она живёт лишь в мечтах о будущем, ни с пространством — она живет в глухой провинции, но тешит себя мечтами о жизни в замке, в Париже...

Эмма не может найти себе успокоения в провинции, хотя она выросла как скромная воспитанница монастыря. В чём же дело? Как ни странно, дело в тех книгах, которые она читала в юные годы. Эти романтические книги создали в её воображении блистательный мир, в котором Эмме никогда не будет места. Писатель разоблачает не только беспочвенные иллюзии героини, но и самую суть сентименталистской и романтической литературы, которая для реалиста Флобера — ложь и отсталость. Эту ложь он должен разоблачить, эту отсталость он должен преодолеть. Хотя Флобер настаивал на полной объективности и беспристрастности, но в описании романтических иллюзий своей героини он не скрывает своей иронии.

Когда у Эммы появятся возлюбленные, — а разочарование в муже пришло очень скоро, — то и они не будут соответствовать романтическим штампам. Леон и Родольф окажутся заурядными мужчинами, неспособными взять на себя ответственность за их отношения с Эммой и за их совместное будущее.

Эти любовные истории выписаны Флобером чрезвычайно искусно. Они, с одной стороны, очень искренние и живые, а с другой — пародируют романтические любовные истории.

Вот одна из самых традиционных, даже обязательных сцен для любовного романа: объяснение влюблённых. Обычно авторы любовных романов отправляли своих героев в уютный грот, на пустынную аллею в тёмном парке, в укромный уголок замка... Флобер вписывает эту сцену в крикливую и шумную сельскохозяйственную выставку. Над эпизодом с выставкой он работал очень долго, тщательно его отделывая. Мычание коров, визг свиней, шум весёлой толпы - вот в какой обстановке Эмма выслушивает признание в любви. Далека, невероятно далека её жизнь от прежних мечтаний... Пустые слова пошлого любовника показывают истинную цену влюбленности Эммы Бовари, но писатель не заканчивает этим эпизод. Напротив, он идёт дальше и противопоставляет Эмме простую батрачку Катрин Леру, которая проработала на чужой ферме пятьдесят лет.

На выставке она получает за полувековую службу на ферме медаль и двадцать пять франков. И тут автор не сдерживается и проявляет эмоции, чего он всегда старался избегать: «Флаги, бараны, господа в чёрных фраках, ордена советника — всё это навеяло на неё страх... Прямо перед благоденствующими буржуа стояло олицетворение полувекового рабского труда».

Эмма ждет, что Родольф её украдёт и избавит от семейных обязанностей. Даже дочку она недолюбливает: ведь романтической героине не пристало иметь детей, тем более — от провинциального ограниченного мужа. Однако Родольф вовсе не стремится увезти с собой возлюбленную, это не входит в его планы. Дорога из города лежит мимо дома Бовари, и вот Родольф заворачивается в плащ и прячется в глубине кареты, чтобы ждущая возлюбленная не заметила его бегства.

Прежде чем скрыться, Родольф пишет Эмме письмо. В этом нет никакой житейской необходимости, но ведь романтические традиции так важны для провинциальных страстей. Письмо по сути составлено из выспренних фраз, набора выражений, прикрывающих лживость содержания. В этих пустых фразах нет ничего личного, душевного — нет чувства... Наконец письмо закончено. Родольф чувствует, что не может оросить прощальное письмо слезами, как положено герою романа. Ведь прощальные письма непременно должны быть со следами слез! Как же быть? Далёкий от романтики и неспособный на подлинные чувства, Родольф быстро находит решение: он опускает палец в воду и окропляет бумагу...

Конечно, для жены провинциального лекаря возвышенная любовь оказывается столь же недоступной, как и «красивая жизнь». Однако анализировать психологию героини, её воображение, связывать их с её жизнью — сначала на ферме у отца, потом в доме скучного и глупого мужа — писателю уже мало. Флобер широко пользуется социальным анализом. Конечно, сам метод открыт не им. (Вспомните, как часто прибегает к финансовым расчётам Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», как много в его жизни определяет финансовое положение, материальное благосостояние. Великим мастером социального анализа был Оноре де Бальзак, автор бессмертного цикла романов «Человеческая комедия».)

Флобер связывает трагедию своей героини с общей ситуацией во Второй империи, когда французское общество, с одной стороны, было охвачено разочарованием, а с другой — наблюдался интенсивный рост национальной буржуазии. Деньги открыто и цинично использовались в качестве универсального критерия. Поэтому и гибнет Эмма, запутавшись в финансовых проблемах. Ростовщик Леже опустошает её душу и её жизнь куда быстрее и страшнее, чем несбывшиеся мечты и неудачливые любовники.

Хочешь помечтать? Во Второй империи и это не будет бесплатным. Эмма старается не по средствам хорошо одеваться, жить в роскоши. Когда Эмма получает прощальное письмо от Родольфа, она лишь задумывает самоубийство. Настоящим смертным приговором для неё становится счёт, выставленный в письме ростовщиком. Мечты переплетаются с жалким враньём, с утаиванием небольших гонораров, зарабатываемых её мужем. Враньём оказывается вся жизнь Эммы и жизнь вокруг неё. Она не замечает, насколько органично ложь входит в её жизнь: «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».

Эмма совершает самоубийство. Она всю жизнь посвятила поиску выхода из ничтожной провинциальной жизни навстречу романтическим мечтам и ожиданиям, но вся её жизнь оказалась обманом. Она разорила себя, семью, опустошила свою душу бесплодным ожиданием блистательной жизни. Как и подобает героине романа, Эмма решает красиво уйти из жизни. Но жестокая реальность жизни не оставляет шансов даже на это: её смерть ужасна и отвратительна. В «анатомическом» романе писатель подробно останавливается на неприятных подробностях её медленного и мучительного умирания. Смерть героини для Флобера — это гадкое умирание романтической лжи, с которой писатель боролся всю свою творческую жизнь. Это не результат столкновения яркой мечты с жестокой реальностью, это смерть самой мечты.

Флобер писал медленно, кропотливо выписывая детали, вдумываясь в слова и стараясь почувствовать то, что чувствуют его герои. Описание мучительной смерти Эммы нелегко далось писателю: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим...»

Последняя ироническая нота романа — сообщение о процветающем аптекаре Омэ, который наконец-то получил орден Почетного легиона. Пошлость торжествует во Франции, утверждает Флобер. После этого невозможно верить не только в мечты, но и в позитивную реальность. Пессимист Флобер горестно восклицает: «Основа моей веры — неверие».

Gustave Flaubert

Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова». Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари».

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

«Г оспожа Бовари» или «Мадам Бовари » – история создания романа


Madame Bovary

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония» - и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Флоберу была знакома эта история - его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы.

Г лавные персонажи романа

Шарль Бовари

Скучный, усидчивый тугодум, без обаяния, остроумия, образования, но с полным набором банальных идей и правил. Он мещанин, но при этом еще и трогательное, жалкое существо.

ЭММА РУО

Дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной. Муж ее - обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, «разговоры которого были плоски, как уличная панель». Это становится причиной того, что Эмма бросается на поиски любовных романтических приключений. Ее любовники - Родольф Буланже и клерк Леон Дюпюи - пошляки, эгоисты, бросающие Эмму ради личных выгод.

Реальный прототип - Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги - вымышленные». Тема женщины, скучающей в браке и обнаруживающей «романтические» стремления, возникает в раннем рассказе Флобера «Страсть и добродетель» (1837), затем в первом романе, названном «Воспитание чувств».

«Г оспожа Бовари» краткое содержание романа

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте - провинциальном французском городке в Нормандии. Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу. Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что больше не любит Шарля и что до этого она вообще не знала, что такое любовь. Однако он её любит без памяти и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой (также провинциальный) город Ионвиль. Это не помогает, и даже рождение ребёнка от Шарля не вызывает у неё трепетных чувств (сцена, когда она, унывающая от тягости жизни, в порыве негодования толкает дочку, а та ударяется, что не вызывает сожаления у матери).

В Ионвиле она встречает студента, помощника нотариуса Леона Дюпюи, с которым они подолгу разговаривают о прелестях столичной жизни на обедах в трактире, куда Эмма приходит с мужем. У них возникает обоюдное влечение. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж продолжать обучение. Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать, говоря слова о любви, которых ей так недоставало от Шарля, и они становятся любовниками в лесу, «под носом» у ничего не подозревающего влюбленного мужа, который сам купил Эмме лошадь, чтобы она совершала полезные прогулки на лошади с Родольфом в тот самый лес. Желая сделать Родольфу приятное и подарить ему дорогой хлыстик, она постепенно влезает в долги, подписывая векселя Лере, пронырливому лавочнику, и тратя деньги без разрешения мужа. Эмма и Родольф счастливы вместе, они часто тайно встречаются и начинают готовиться к побегу от мужа. Однако Родольф, человек холостой, не готов пойти на это и разрывает связь, написав письмо, прочитав которое Эмма заболевает и надолго слегает в постель.

Постепенно она поправляется, окончательно же отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда в Руане, довольно крупном городе рядом с Ионвилем, она встречает вернувшегося из столицы Леона. Эмма и Леон впервые вступают в связь после посещения руанского собора (Эмма пытается отказать, не приходить в собор, но в конце концов не перебарывает себя и приходит) в нанятой ими карете, которая полдня носилась по Руану, составляя загадку для местных жителей. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, говорить, что по четвергам она берет занятия по фортепиано у женщины в Руане. Она запутывается в долгах, наделанных при помощи лавочника Лере.

Обманом выудив у Шарля доверенность на распоряжение имуществом, Эмма тайно продаёт его приносившее небольшой доход поместье (это откроется Шарлю и его матери позже). Когда Лере, собрав векселя, подписанные Эммой, просит своего приятеля подать в суд, который постановляет изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к Леону (он отказывается рисковать ради своей любовницы, воруя несколько тысяч франков из конторы), к ионвильскому нотариусу (который хочет вступить с ней в связь, но ей отвратителен). В конце концов она приходит к бывшему любовнику Родольфу, который так жестоко поступил с ней, но тот требуемой суммы не имеет, а продавать вещицы (составляющие обстановку его интерьера) ради неё не намерен.

Отчаявшись, она тайком в аптеке господина Оме принимает мышьяк, после чего приходит домой. Вскоре ей становится плохо, она лежит в кровати. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, даже об изменах - но он продолжает страдать по ней, разрывает отношения с матерью, хранит её вещи. Он даже встречается с Родольфом (отправившись продать лошадь) и принимает приглашение Родольфа выпить с ним. Родольф видит, что Шарль знает об измене жены, и Шарль говорит, что не обижается, в результате чего Родольф признаёт в душе Шарля ничтожеством. На следующий день Шарль умирает у себя в саду, его застаёт там маленькая дочка, которую затем передают матери Шарля. Через год она умирает, и девочке приходится идти на прядильную фабрику, чтобы заработать на пропитание.

Причина гибели Эммы заключается не только в разладе между мечтой и действительностью, но и обусловлена той гнетущей буржуазной средой, в которой живут персонажи Флобера. Образ главной героини романа сложен и противоречив. Монастырское образование и косное мещанское окружение обусловили ограниченность ее кругозора.

Источники – Википедия, rlspace.com, Всесочинения.ру, Литературка.инфо.

Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари» – краткое содержание романа (мировая классика) обновлено: Декабрь 8, 2016 автором: сайт

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.

Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.

Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.

Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

«Госпожа Бовари» 1856

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.

Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета.

Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

- «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» - писал Флобер.

Главная особенность эпохи - пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.

Для Флобера провинция - это вся Франция.

Шарль - воплощение мещанства.

Типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.

Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.

У неё два идеала - внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё - единственный способ существования.

Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.

В этом мире

Деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере

Церковь - жалким священником

Интеллигенция - глупым Шарлем

Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ - образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.



Реализм Флобера - в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.

Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.

Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.

Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.

Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.

25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.

Становление реализма - 1870-е годы

Регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»

После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.

Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) - юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.

Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».



Сборники рассказов и эссе

- «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867

Путешествие по Европе - «Простаки за границей» 1869

Трилогия о Миссисипи

- «Приключения Тома Сойера» 1876

- «Жизнь Миссисипи» 1883

- «Приключения Гекельберри Финна» 1884

Исторические романы

- «Принц и нищий» 1881

- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889

- «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896

Сатирические памфлеты

- «Соединенные линчующие штаты» - проблема расовой дискриминации

- «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» - критика империалистической политики США

- «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» - критика религии

Психологический роман . До сих пор наши примеры реалистического романа XIX века относились к ранним стадиям его развития. Со второй половины века реализм, уже выполнивший задачу каталогизации, научной систематизации общественной жизни, все больше сосредоточивается на изображении отдельной личности, углубляется внимание реалистов к внутреннему миру человека, новое, более точное представление о психических процессах ведет к выработке новых приемов изображения реакций личности на предлагаемые обстоятельства. Соответственно в реализме второй половины века уходит принцип панорамности и уменьшается объем романа, намечается тенденция к ослаблению значения внешнего сюжета. Роман все дальше отходит от романтической красочности, сосредоточивается на изображении заурядной личности в самых типичных обстоятельствах. Параллельно с "усреднением" романного материала идет процесс утончения его художественного инструментария, выработки все более изощренной формы, которая перестает восприниматься как "форма", то есть нечто внешнее по отношению к содержанию, а, полностью совпадая с задачами "содержания", становится его прозрачной оболочкой. Величайшим новатором в этой реформе романа, в утверждении романа как жанра, эстетически ни в чем не уступающего поэзии или драматургии, был французский писатель Гюстав Флобер (1821-1880 гг.).

Главное произведение Флобера — роман "Госпожа Бовари" (1857 г.). Пять лет понадобилось Флоберу, чтобы написать пятьсот страниц романа. Процесс творчества всегда был для него подвижническим трудом — зачастую итогом рабочего дня становилась единственная фраза, потому что писатель был уверен, что для каждого оттенка мысли существует единственно возможное выражение и долг писателя — найти эту единственно возможную форму. Этим творческий процесс Флобера разительно отличается от титанической продуктивности Бальзака, о котором Флобер с его манией формы говорил: "Каким он мог бы быть писателем, если бы умел писать!" Однако при этом Флобер многим обязан своему старшему современнику, можно сказать, что он прямо продолжил бальзаковскую традицию на новом литературном этапе. Напомним образ Луизы де Баржетон из "Утраченных иллюзий" Бальзака — ведь это ранняя предшественница Эммы Бовари. В этой провинциальной жеманнице, обожающей Байрона и Руссо, Бальзак разоблачил романтизм, ставший светской модой, ходовым товаром, разоблачил романтизм как изживший себя стиль поэзии и стиль жизни. Супружеские измены г-жи де Баржетон эскизно предваряют романы Эммы, а изображение провинциальных нравов Ангулема перекликается с флоберовскими картинами городов Тоста и Ионвиля, где проходит жизнь семейства Бовари. Связь с Бальзаком проявляется и на сюжетном уровне романа: в основе обоих произведений — ситуация супружеской неверности. Это вообще был самый банальный из сюжетов на современную тему; адюльтер описывался во множестве французских романов, и Флобер подчеркнуто выбирает самый избитый сюжет современной ему литературы, находя в нем возможности для глубоких социально-философских обобщений и художественных открытий.

История Эммы Бовари внешне ничем не примечательна. Дочка богатого фермера воспитывается в монастыре, где чтение контрабандой пронесенных романов зарождает в ней романтические грезы. Флобер язвительно описывает штампы и нелепости романтической литературы, на которой воспитана Эмма:

Там было все про любовь, там были одни только любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, кучера, которых убивают на каждой станции, кони, которых загоняют на каждой странице, дремучие леса, сердечные тревоги, клятвы, рыдания, слезы и поцелуи, челны, озаренные лунным светом, соловьиное пение в рощах, герои, храбрые, как львы, кроткие, как агнцы, добродетельные донельзя, всегда безукоризненно одетые, слезоточивые, как урны.

Вернувшись в родной дом, она испытывает несоответствие своего положения идеалу и спешит изменить свою жизнь, выйдя замуж за влюбившегося в нее лекаря Шарля Бовари. Вскоре после свадьбы она убеждается, что не любит мужа; медовый месяц в Тосте приносит ей разочарование своей прозаичностью, несхожестью с ее мечтаниями:

Как бы хотела она сейчас облокотиться на балконные перила в каком-нибудь швейцарском домике или укрыть свою печаль в шотландском коттедже, где c нею был бы только ее муж в черном бархатном фраке с длинными фалдами, в мягких сапожках, в треугольной шляпе и кружевных манжетах!

Поскольку Шарль не носит бархатного фрака и мягких сапожек, а носит зимой и летом "высокие сапоги с глубокими косыми складками на подъеме и с прямыми, негнущимися, словно обутыми на деревяшку, головками", а к тому же ночной колпак, ему не дано пробудить чувства своей жены. Он оскорбляет ее своей плоской мыслью, своей расчетливостью и несокрушимой самоуверенностью, и Эмма нисколько не ценит ни его любви, ни его забот. Она мучается, терзается пошлостью своего окружения, начинает болеть, и обеспокоенный здоровьем жены Шарль перебирается из Тоста в Ионвиль, где разворачиваются дальнейшие события романа.

Скучный муж, бессодержательная жизнь, материнство, испорченное для Эммы невозможностью заказать ребенку приданое по своему вкусу, как следствие — два любовника, похожие один на другого: провинциальный донжуан Родольф, легко подыгрывающий Эмме в ее романтических порывах, и Леон, когда-то искренне в нее влюбленный, а теперь развращенный Парижем. Согласно своим представлениям о возвышенной страсти, Эмма дарит своим любовникам подарки, которые подрывают ее кредит; попав в лапы ростовщика, она предпочитает огласке мучительную смерть от мышьяка. Так, совсем не романтически, кончается ее жизненная история. Непосредственной причиной ее смерти становятся денежные затруднения и крысиный яд, а вовсе не любовные переживания. Всю жизнь Эмма стремилась к красоте, пусть вульгарно понятой, к изяществу, утонченности; в жертву этому стремлению она принесла свой супружеский и материнский долг, она не состоялась и как возлюбленная — она не понимает, что любовники используют ее, и даже в смерти ей не дано приблизиться к желанной красоте — подробности ее смерти натуралистичны и отвратительны.

Каждый шаг Эммы и ее возлюбленных — флоберовская иллюстрация нелепостей и опасностей романтического позерства, но соблазнительность романтизма такова, что ему поддаются даже люди, полностью лишенные воображения. Так, безутешный вдовец Эммы Шарль вдруг высказывает "романтические причуды", требуя похоронить Эмму в подвенечном платье, с распущенными волосами, в трех гробах — дубовом, красного дерева и металлическом, и накрыть ее зеленым бархатом. Еще не найдена любовная переписка Эммы; Шарль пока уверен, что со смертью любимой жены потерял все, и его тоска и любовь к ней находят выражение в этом нелепом порыве. Не только Шарль — сам автор в сцене предсмертного отпущения грехов поднимается до патетики, и стиль его вдруг превращается в стиль взволнованно-романтический:

После этого священник... обмакнул большой палец правой руки в миро [это пока еще нормальный для романа автор, который в своем всеведении и исключительной наблюдательности считает нужным указать, что рука была правая, а погружен в миро большой палец. — И. К. ] — и приступил к помазанию: умастил ей сперва глаза, еще недавно столь жадные до всяческого земного великолепия; затем — ноздри, с упоением вдыхавшие теплый ветер и ароматы любви; затем - уста, откуда исходила ложь, вопли оскорбленной гордости и сладострастные стоны; затем — руки, получавшие наслаждение от нежных прикосновений, и, наконец, подошвы ног, которые так быстро бежали, когда она жаждала утолить свои желания, и которые никогда уже больше не пройдут по земле.

Эта сцена последнего причастия одновременно и напоминание о грехах и заблуждениях несчастной провинциальной мещаночки, и оправдание, утверждение ее жизненной правды. Задача Флобера — разглядеть в безвкусной, ограниченной г-же Бовари за ее бульварными вкусами, за отсутствием образованности не только нелепость ее "идеала", но и подлинный трагизм. В глазах автора ее спасает и не дает раствориться в окружающей ее пошлости только одно — жажда идеала, томление духа, сама сила ее иллюзий.

Характер такой сложности возникает в результате новой авторской стратегии в романе. Флобер не выступал в качестве литературного критика или теоретика литературы, однако из его переписки вырисовывается такая концепция задач жанра романа и романиста, которая окажет решающее влияние на дальнейшую судьбу романа в европейских литературах.

Флобер видел все пороки социальной и политической действительности своего времени, видел торжество наглой буржуазии в период Второй империи во Франции и, хотя был знаком со всеми социальными теориями своей эпохи, не верил в возможность каких бы то ни было улучшений: "Не осталось ничего, кроме подлой и тупой черни. Нас всех пришибло до уровня всеобщей посредственности".

Чтобы не иметь ничего общего с "торжествующим лавочником", Флобер предпочитает писать для немногих истинных ценителей искусства, для интеллектуальной элиты, и развивает лозунг, выдвинутый в 1835 году французским романтиком Теофилем Готье, — "искусство для искусства" — в свою теорию "башни из слоновой кости". Служитель искусства должен отгородиться от мира стенами своей "башни из слоновой кости", и чем менее благоприятны исторические и социальные условия для занятий искусством, "чем хуже погода на дворе", тем крепче художник должен запереть двери своего убежища, чтобы ничто не отвлекало его от служения высшему идеалу. Полемически направленная против буржуазного отношения к искусству как к чистому развлечению, как к товару на ярмарке духовных ценностей, его теория утверждает искусство как высшую ценность бытия, и искусство, в частности, главный жанр литературы современности — роман — должен быть воплощением совершенства, в нем воедино должны слиться форма и содержание.

Главное новшество Флобера в теории романа касается авторской позиции. В одном из писем он говорит: "Что касается отсутствия убеждений, то увы! меня от них просто распирает. Я лопнуть готов от постоянно сдерживаемых гнева и негодования. Но, согласно моим представлениям о совершенном Искусстве, художнику не следует высказывать свои истинные чувства, он должен обнаруживать себя в своем творении не больше, чем Бог обнаруживает себя в природе". По поводу "Госпожи Бовари" он писал: "Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного чувства, ни одного размышления автора". И действительно, в романе нет столь привычных у Бальзака обращений автора к читателю, нет авторских реплик и сентенций — авторская позиция раскрывается в самом материале: в сюжете и конфликте, в расстановке персонажей, в стиле произведения.

Флобер сознательно сводит к минимуму внешнее действие романа, сосредоточиваясь на причинах событий. Он анализирует мысли и чувства своих героев, пропуская каждое слово через фильтр разума. Роман производит в результате удивительно цельное впечатление, возникает ощущение закономерности, непоправимости происходящего, и создается это впечатление за счет самых экономных художественных средств. Флобер рисует единство материального и духовного мира, понимаемое как некое пленение духа, как роковая власть обстоятельств. Его героиня не может выбраться из косности и застоя провинциального существования, она раздавлена мещанским бытом. У Флобера на место бальзаковской избыточности описаний приходит поэтика детали. Он убедился, что излишне подробные описания вредят показу, и автор "Госпожи Бовари" сводит описания к минимуму: лишь отдельные штрихи портретов героев, как, например, прямой пробор в черных волосах Эммы, становятся своего рода силовыми линиями, вокруг которых воображение читателя достраивает внешность персонажей, облик глухих городков, пейзажи, на фоне которых разворачиваются любовные романы Эммы. В "Госпоже Бовари" внешний мир течет вместе с нравственной жизнью Эммы, и сама безысходность ее борений определяется упрямой неподвижностью внешнего мира. Флобер сдержанно и лаконично описывает все перемены настроений своей героини, все этапы ее духовной жизни, стремясь воплотить свои принципы безличного, или объективного, искусства. Он не облегчает читателю задачу определения авторского отношения к описываемым событиям, не дает оценок своим персонажам, полностью выдерживая принцип самораскрытия героев. Как бы перевоплощаясь в своих героев, он показывает жизнь их глазами — вот в чем смысл известного флоберовского высказывания: "Госпожа Бовари — это я".

Все эти компоненты художественного новаторства Флобера привели к скандалу в момент выхода романа в свет. Против автора и издателей романа было выдвинуто обвинение в "реализме", в "оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов", и устроен суд над романом. Роман был оправдан, и началась долгая история этого шедевра, который, несомненно, является связующим звеном между литературой века XIX и века ХХ.