Госпожа метелица гримм чему учит. Сравнительный анализ сказок госпожа метелица и морозко - сказка. Характеристика главных героев

Чем понравилась мне немецкая народная сказка «Госпожа Метелица»

Якоб и Вильгельм Гримм - собиратели немецкого фольклора. Братья Гримм, которые жили в конце XVIII - в начале XIX веков, очень интересовались немецким фольклором. Они собирали и записывали народные сказки. В своих записях сказок они старались по возможности точнее передать народный язык, отобразить народное понимание счастья, добра и зла. Благодаря кропотливой работе ученых свыше двухсот народных сказок стали доступными для всех. Одна из этих сказок - «Госпожа Метелица».

Герои сказки «Госпожа Метелица». В сказке рассказывается о двух дочерях одной вдовы. Родная дочь была гадкая и ленивая, а падчерица красивая и работящая. Мать любила и жалела родную дочь, а падчерицу принуждала делать всю черную работу. Обе девушки попадают к колдунье госпоже Метелице.

Падчерица - положительная героиня сказки. Больше всего в сказке меня привлекла падчерица. Она трудолюбивая, не боится работы. Это добрая чуткая девушка. Она с радостью откликается на все просьбы. Девушка вынула из печи, отряхнула яблоньку. У госпожи Метелицы падчерица работает, не думая о вознаграждении. Она не помнит зла. Пробыв у старухи определенное время, девочка затосковала за отчим домом, за своими домашними. И хоть ей было у госпожи Метелицы в тысячу раз лучше, она возвращается домой.

Справедливость госпожи Метелицы. Также мне понравилась госпожа Метелица. Хоть на вид она была страшная, но в душе - ласковая и справедливая. Она по заслуге наградила своих помощниц. Трудолюбивую, с доброй душой падчерицу она обсыпала золотом, а завистливую бездельницу загрязнила смолой, осрамив ее вовек.

Чему учит нас эта сказка. Эта сказка учит нас, что если человек делает добрые дела, не ожидая за это получить вознаграждение, то рано или поздно его труд будет оценен по заслуге, а праздность еще никого не приводила к добру.

Были у вдовы две дочки: одна красивая да работящая, а другая некрасивая и ленивая, но вдова её любила больше: она была её родная дочь. А красавица падчерица сколько ни трудилась – никогда доброго слова не слышала. Каждый день мачеха задавала бедняжке урок – выставляла её с прялкой на улицу; и сидела бедная девочка у колодца, пряла – пряла до тех пор, пока у неё из пальчиков кровь не закапает. Вот как-то и случилась с ней беда: замарала она кровью пряжу на веретене, попробовала веретено в колодце сполоснуть, наклонилась, а оно выскользнуло из рук и утонуло.

Заплакала девочка, побежала к мачехе, пожаловалась на свою беду, но злая мачеха стала её бранить и корить, а под конец сказала:

– Сумела уронить – сумей и достать.

Вернулась девочка к колодцу и сама не знает, что делать: и веретена жалко, и перед мачехой страшно… Взяла и прыгнула за своим веретеном сама прямо в колодец. Прыгнула – и обмерла…

Вот очнулась она, а кругом так хорошо: лужок зеленеет, солнышко светит, цветы цветут. Пошла она по этому лугу и видит – стоит печь, полная хлеба, и все хлебцы кричат:

– Вытащи меня! Вытащи, а то я подгорю! Я уж давно испёкся!

Девочка скорей подбежала и вытащила все хлебцы – ни одного не забыла! Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно яблочек.

– Потряси меня, потряси – мои яблочки уж давно поспели! – услыхала девочка.

Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше. Шла она, шла и дошла до какой-то избушки. Оттуда выглянула старушка, да с такими большущими зубами, что девочка испугалась и бросилась бежать.

Но старушка крикнула ей вслед: – Чего испугалась, дитятко? Оставайся лучше у меня, помоги мне по хозяйству! Будешь хорошо работать, и тебе неплохо будет. Ты, главное, стели постель как следует, получше перину взбивай, чтобы пух летел, и тогда на всём свете снег пойдёт. Ведь я знаешь кто? Бабушка Вьюга. Старушка говорила так ласково, что девочка осмелела, вернулась и согласилась у неё остаться. Прилежно взялась она за работу и во всём старалась бабушке угодить: а уж когда она перины взбивала – пух так и летал кругом, словно снежные хлопья.

И жилось ей у бабушки Вьюги хорошо: хозяйка была с ней всегда добра и приветлива, не жалела для неё ни доброго слова, ни лакомого кусочка.

Долго ли, коротко ли пожила девочка у бабушки Вьюги, но что-то стала грустить и тосковать. Сперва она сама не знала, отчего грустит, о чём тоскует, а потом поняла: хоть и жилось тут куда лучше, чем дома, взяла её тоска по родной стороне. А как стало ей невтерпёж, пришла она к старушке и говорит:

– Простите меня, бабушка, хорошо мне у вас живётся, но не могу я больше тут оставаться, – стосковалась я по родному дому.

Бабушка Вьюга отвечает:

– Ну, что ж, дитятко, ничего худого в этом нет: а работой твоей я так довольна, что сама помогу тебе домой добраться.

Взяла она девочку за руку и повела; вскоре пришли они к высоким воротам. Ворота сами собой распахнулись, а когда девочка в них вошла, вдруг хлынул на неё золотой дождь и всю её озолотил.

– Получай, что заслужила! – сказала бабушка Вьюга и подала девочке веретено, то самое, которое упало когда-то в колодец.

Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко-ко!

Вернулось наше Зо-лот-ко!

младшая дочь и петушок у колодца

Увидели мачеха и сводная сестра, что красавица падчерица вся в золоте, и встретили её с почётом. Девочка рассказала обо всём, что с ней случилось, а мачеха, когда услыхала про её счастье, позавидовала и захотела, чтобы её родная дочь, лентяйка, тоже озолотилась. Дала она ей веретено и отправила её к колодцу прясть, да ещё научила руки себе терновником исколоть. Лентяйка намазала веретено кровью, бросила его в колодец и сама следом прыгнула.

И она тоже оказалась на том же цветущем лугу и пошла по той же тропинке. Как подошла она к печи, хлебцы и ей закричали.

– Вытащи нас! Вытащи, а то мы подгорим! Мы давно испеклись!

Но лентяйка отвечала:

– Вот ещё! Охота была мараться! – И пошла себе дальше.

Подошла она к яблоне. Яблоня её попросила:

– Потряси меня, потряси – яблочки уже поспели!

– Охота была надрываться! – отвечала лентяйка. – Ещё как бы меня не зашибло! – и пошла себе дальше. Пришла лентяйка к бабушке Вьюге. Она нисколько её не испугалась. Ведь сестрёнка ей уже рассказала, что старушка не злая и бояться её зубов нечего. Вот стала она жить у бабушки Вьюги в работницах. В первый день она еще кое-как, через силу, трудилась и слушалась хозяйку – уж очень ей хотелось озолотиться; но на другой день уже начала лениться, на третий – ещё пуще: даже встать вовремя не пожелала. Да и постель старушке Вьюге она не стелила, не взбивала, как полагается – так, чтобы всюду пух летал… Терпела-терпела бабушка Вьюга лентяйку, а потом попросила её убраться восвояси. Та была рада-радёхонька.

Подходит к воротам и радуется заранее: «Ну, сейчас меня золотом осыплют»… Да только вместо золотого дождя вылился на неё целый котёл черной-пречёрной смолы.

– Получай, что заслужила, – сказала бабушка Вьюга и захлопнула ворота.

Подошла лентяйка к дому вся-то в смоле. Петушок на колодце запел:

Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко-ко!

Явилось наше Чу-чел-ко!

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию (развитию речи) в старшей группе на тему «Путешествие по сказке Братьев Гримм «Госпожа Метелица». Интеграция областей : Познавательное развитие. Речевое развитие. Социльно - коммуникативное. Художественно-эстетическое развитие. Цель : Формировать у детей положительное отношение к трудовым действиям и отрицательное к лени. Задачи : 1) Познакомить детей с моральными качествами о трудолюбии. 2)Учить детей понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословиц с определенной ситуацией. 3)Учить детей характеризовать персонажей сказки по их поступкам. 4)Расширять представление о старинном быте людей. 5)Воспитывать любовь к труду. 6)Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали предметов старинного быта. 7)Развивать внимание, связную речь, память, мелкую моторику рук. Оборудование : - Сборники сказок, половиц и поговорок. (Фото 1) - Иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Госпожа Метелица» (Фото 2) - Поделки предметов старинного быта (веретено, колодец, печка, яблоня и д.р.) из разного материала (картон, фольга, гафрированная бумага, елочная мишура, вата и т.д.) Предварительная работа : - Заучивание пословиц и поговорок. - Чтение сказки Братьев Гримм «Госпожа метелица» - Изготовление поделок из разного материала предметов старинного быта воспитателями совместно с детьми, родителями и детьми. - Рисование с детьми иллюстрации к сказке на тему «Колодец и петушок» (Фото 3) Ход НОД. – Воспитатель: Дети, сегодня по дороге в детский сад,я услышала необычный разговор, а спорили между собой Труд и Лень. Они не смогли выяснить кто из них важнее.В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «нехочухи».В этом случае человеку ничего не хочется делать и нас держит в цепких лапах Лень. –А вы хотели бы дружить с ленью? Почему? Хорошо ли живется человеку, которому ничего не хочется? «Кто ленится, тот не ценится.» Как гласит русская народная поговорка: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» - Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки? - Как сказать о человеке, который любит трудиться?(трудолюбивый, труженик) - Вспомните, какими словами говорят о людях, которые все умеют делать хорошо? (« золотые руки», «рукодельница», «мастер своего дела») - Какие пословицы и поговорки вы еще знаете о труде? Чему учат эти пословицы? («То, что достается без труда. не приносит счастья никогда») («Птицу узнаешь в полете, а человека в работе.») - Дети, давайте вспомним сказки о трудолюбивых людях. (Русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»,сказка Братьев Гримм «Госпожа Метелица» Физкультминутка .(2раза) Две сестрицы, две руки-левая и правая (показ рук поочередно) Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. (имитация движений) Две сестрички, две руки-левая и правая (поочередно показывать) Воду моря и реки загребают, плавая. (выполняются плавательные движения) - Ребята, а теперь вспомним сказку Бр.Гримм «Госпожа Метелица». Это очень поучительная сказка. О ком говорится в сказке? (Об одной вдовице, у которой были две дочери-девицы. Одна была красивая и прилежная, но не родная(падчерица),а другая лицом некрасивая и ленивая, но родимая.) (Фото 4) - Как жилось падчерице? (Бедняжка должна была каждый день садиться у колодца и прясть, что кровь выступала у нее из-под ногтей.) - Что случилось однажды? (Девушка наклонилась к воде и хотела веретено обмыть, а веретено выскользнуло и упало в колодец.) - Что сказала мачеха, когда бедняжка рассказала о своей беде? (Умела веретено уронить,сумей и достать.) -Кто встретился на пути у девицы на дне колодца? Помогла ли им она? (печка, яблоня) (Фото 5, фото 6) - Наконец к кому она пришла? (к госпоже Метелице) (Фото 7) - Какую работу красавица-девица выполняла у хозяйки. (Взбивала ей постель так, чтобы перья летели, а когда перья от нее летят-на белом свете снег идет.) (Фото 8) - Как наградила госпожа Метелица девицу за ее труд и старание? («Просыпалось золото на нее дождем из-под свода ворот и так облепило ее,что она была вся золотом сплошь покрыта») (Фото 9) - Вернувшись домой девушка рассказала все, что с ней приключилось. Что задумала мачеха? (И другой своей дочке, злой и некрасивой, добыть такое же счастье.) - Очутившись на лужайке, помогла ли лентяйка печке и яблоне? («Вот еще! Стану ли я из-за вас пачкаться!» «Очень мне надо!») - Что получила девица за свою не старание и лень? (На нее опрокинулся целый котел смолы.) -Да, ребята, в сказках добро и зло постоянно борются. Что всегда побеждает? (Добро.) (Как вы думаете, что важнее: труд или лень? «Слаще всех плодов плод труда» -Да, ребята, все живое в природе, частичкой которого мы с вами являемся-трудится. Я уверена, что лени нет места среди нас. Ведь истинное сокровище людей-умение трудиться. Теперь давайте соберем всю «лень» в мешок и постараемся избавиться от нее. – Давайте мы с вами сейчас немного поработаем. Коллективно слепим героев этой сказки. Самостоятельная деятельность детей . Итог. Дети рассматривают работы и обсуждают.(Фото 10) фот ввФ рр

Сюжет

Девушка терпит разные обиды от мачехи-вдовицы. Наконец, мачеха принуждает её прыгнуть в колодец, чтобы найти случайно упущенное веретено . Так она оказывается в подземном мире, который одновременно является и миром облаков. Здесь ей предстоит пройти испытание на прилежание и доброту, оказывая помощь нуждающимся: вынуть из печи готовый хлеб, потрясти дерево со зрелыми яблоками. В конце концов дорога приводит к госпоже Метелице, страшноватой «старой женщине», у которой «длинные зубы», но доброе сердце. В новые обязанности девушки теперь входит каждодневное вытряхивание перины госпожи Метелицы, благодаря чему на всём белом свете идёт снег. По прошествии некоторого времени она начинает тосковать по родному дому и просит хозяйку о том, чтобы уйти. В воротах, ведущих на землю, на трудолюбивую девушку проливается золотой дождь, так что её одежда оказывается облепленной золотом. Также госпожа Метелица возвращает потерянное веретено и девушка возвращается домой, приветствуемая пением петуха: «Ку-ка-ре-ку! Вот чудеса! Наша-то девица в золоте вся!»

Позавидовав рассказу девушки, ее безобразная и ленивая сводная сестра идёт той же дорогой, отказывая нуждающимся, а её работа у госпожи Метелицы никуда не годится. Прискучив своей хозяйке, ленивица, мечтая о золотой награде, в воротах получает в награду опрокинутый котёл со смолой, которая пристаёт к ней на всю жизнь.

Происхождение сюжета

Была записана со слов Дортхен Вильд, невесты Вильгельма Гримма. Опубликована в составе цикла сказок в 1812 году .

Невозможно однозначно определить родину этой сказки; в Германии «фрау Холле» почиталась на многочисленных горах, есть несколько вершин, на которых по утверждению жителей, живёт госпожа Метелица. Это гора Хохер Мейсснер между Касселем и Эшвеге , гора Хёрзельберг около Айзенаха и высоты Хёрзельберга и Холлериха (Hollerich).

Письменные следы «фрау Холле» прослеживаются как минимум 1000 лет. Самое раннее письменное упоминание находится в декретах Вормского архиепископа Бурхарда, которые были написаны между 1008 и 1012 годами.

Интерпретация и анализ сюжета

Госпожа Метелица сыплет снегом (рисунок Отто Уббелохде)

В сказке обращаются к частым в прошлом внутрисемейным конфликтам, когда много женщин умирало в послеродовой период, вдовцы часто вновь сочетались браком, а сводные братья и сестры конкурировали друг с другом за статус в семье.

Сказка, также, вероятно, основана на народной обработке мифологического материала.

Евгений Древерманн интерпретирует «Госпожу Метелицу» как историю, которая даёт ответы на философский и религиозный вопрос о смысле страданий и объясняет мнимый беспорядок и несправедливость бытия. Все, с чем соприкасается госпожа Метелица, можно считывать в рамках природной мифологии, в связи с солнцем, луной, землей. Одарённая златом выступает как солнечная дева, облитая смолой - как дева луны. Матушка Метелица - как великая богиня, мать земли, владеющая загробным миром. Мачеха же символизирует подлость внешнего, материального мира, и является противницей госпожи Метелицы .

Многочисленные архаичные мотивы сюжета, по мнению Геттнер-Абендрота, ведут к великой богине-матери эпохи неолита . К схожим выводам пришёл историк Карл Колльманн, по его мнению: «Признаки говорят, что фрау Холле - это не разновидность привидения и дух растительности, а региональное олицетворение древнего женского божества земли: почитали его почти всюду на свете под самыми различными именами» .

Германист Эрика Тимм исходит из того, что имя «Холле» (милостивая) первоначально было прозвищем германской богини Фригг , обособившись в самостоятельное после христианизации, в том числе потому, что прилюдно поминать имена языческих богов было нельзя, а отказаться от них совсем - трудно .

Часто «фрау Холле» идентифицируется также с древнескандинавской Хель , повелительницей мира мёртвых.

Другая, психологическая, интерпретация сказки указывает, что случай с яблоней связан с созреванием женского тела и сексуальностью, случай с печью - с проявлением женственности и родами .

Фольклорные данные

Рождество: «Фрау Холле» и ее поезд (рисунок 1873 г.)

Наряду с известным вариантом, записанном братьями Гримм, существовали и другие сказания, связанные с госпожой Метелицей (фрау Холле), собранные фольклористом Карлом Петовым . Исследовательница матриархата Хейда Гёттнер-Абендрот в своей книге «Frau Holle - das Feenvolk der Dolomiten» попыталась хронологически упорядочить сказания вокруг «фрау Холле» и реконструировать соответствующим образом древние представленния о матриархате .

Несколько сказаний сообщают о том, как матушка Холле испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины, «тётушки мельничихи», с просьбой о питании и крове. Те из людей, кто оказывают помощь, богато вознаграждаются. Если же люди глухи к мольбам из-за скупости, то таковые наказываются. Таким образом, например, богатый и жестокосердный крестьянин из Викенроде (Гессен) побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питьё старухе (фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание «фрау Холле» сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.

Главные героини сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» — две сестры. Одна сестра была дурна лицом и ленива, а другая была и красивой и трудолюбивой. Мать любила ту дочь, что была ленивой, а вторую дочь нагружала работой нещадно. Однажды та пряла пряжу на улице и уронила веретено в колодец. Мать заставила ее доставать веретено.

Прыгнула девушка в колодец и очутилась в подземном царстве, где так же, как и в верхнем мире, светило солнце и на лугах росли цветы. Пошла девушка, куда глаза глядят, и увидела печь, в которой пекся хлеб. Девушка достала готовый хлеб из печи, чтобы не подгорел, и поставила его рядом. Потом девушка увидела яблоню, согнувшуюся под тяжестью плодов. Она обтрясла яблоню так, что на ней ни одного яблока не осталось, и сложила все яблоки в одну кучу.

Немного погодя она увидела избушку. В избушке сидела старуха, которую звали госпожа Метелица. Девушка стала жить в ее доме и служить ей. Когда она взбивала перину госпожи Метелицы, в верхнем мире шел белый снег.

Через какое-то время девушка соскучилась по дому и отпросилась у хозяйки навестить родных. Госпожа Метелица проводила девушку до ворот, и, когда та проходила под воротами, на нее пролился золотой дождь, и все золото осталось на девушке. Когда ворота закрылись, девушка очутилась неподалеку от родного дома.

Мать, узнав, от кого девушка получила столько золота, решила и вторую дочь отправить к госпоже Метелице. Но ее любимица была ленивой. Оказавшись в подземном царстве, она не стала вынимать хлеб из печи, не освободила яблоню от яблок, а, поступив на службу к госпоже Метелице, очень быстро начала отлынивать от своих обязанностей и плохо взбивала перину своей хозяйки.

Недовольная поведением девушки, госпожа Метелица сама решила отправить ее домой. А когда ленивая дочь проходила под воротами, вместо золота на нее полилась смола. Так она и вернулась домой вся в смоле, которую не смогла ничем отмыть.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» заключается в том, что человеку воздается по его трудам. Трудолюбивая девушка была щедро вознаграждена за свои старания, а ленивица заслужила лишь котел со смолой.

Сказка «Госпожа Метелица» учит быть трудолюбивым и отзывчивым, способным откликнуться на призывы о помощи.

В сказке братьев Гримм мне понравилась трудолюбивая девушка. Она терпеливо сносила жестокое отношение своей матери, а попав в подземное царство, старалась всем помочь и понравиться госпоже Метелице. За свое отношение к труду девушка получила от госпожи Метелицы щедрый подарок.

Какие пословицы подходят к сказке «Госпожа Метелица»?

Трудолюбие и человеколюбие рядом ходят.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Любишь труд – любишь жизнь.