Гранёный стакан. Кто изобрёл гранёный стакан

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

преклонных лет, взяв его в руки, испытывают удивительное чувство ностальгии по былым временам. А не задавались ли вы вопросом, кто придумал граненый стакан и зачем? Сегодня мы постараемся пролить свет на этот вопрос и внести в него ясность.

Этот предмет, остается безумно популярным и в наше время. И дело здесь не только в устоявшейся привычке использования, а:

  • в качестве изделия;
  • его универсальности;
  • как ни странно, широкой области применения.

Многие наблюдали ни раз, как их бабушки или родители, используют этот предмет не по назначению: давили им твердый черный перец, использовали как мерную емкость. Каждая хозяйка знала, какой объем у граненого стакана. Если в стакан налить воды ровно до каемки, то объем будет составлять 200 мл. Если же долить воду до самого верха, то это будет ровно 250 мл. Теперь вы знаете, какой точный объем у граненого стакана, и можете это использовать.

Граненый стакан: история создания и факты

Очень трудно ответить на вопрос, кто именно придумал такую форму стакана и зачем. Некоторые исследователи, выдвигают гипотезы, что уникальная форма стакана – изобретение небезызвестного скульптора Веры Мухиной. Все помнят ее замечательную скульптуру, которая символизирует СССР, – это «Рабочий и колхозница». Случилось так, что в период с 1943 года, как раз во время блокады Ленинграда, Вера руководила мастерской художественного стекла. По этой причине, многие скептики считают именно ее автором уникального предмета. К сожалению, каких-либо документов, которые бы подтверждали ее авторство, не существует. Граненый стакан и его история создания, остаются загадкой.

Еще один вопрос, который не дает покоя современным историкам, это когда появился граненый стакан? Большинство склоняются к мнению, что он был создан в 1943 году, что подтверждает предположение, что сделала его именно Мухина. Когда именно появился граненый стакан, такая же загадка, как его авторство на это изобретение.

Профессор геологии Славянов Николай – это второй кандидат на звание изобретателя граненого стакана. Он был гением своих лет и известен множеством заслуг перед отечеством. Советская металлургия обязана ему многим, т.к. он внес неоспоримый вклад в ее развитие. Многие историки, которые тщательнейшим образом изучали его дневники, нашли в них поразительные изображения, а именно, наброски стаканов с различными гранями. Дневники сохранились в идеальном состоянии, что позволило их досконально изучить и сделать определенные выводы. Но, вопреки всему, его изделия должны были быть выполнены из металла, но никак не из стекла.

Еще большую неясность в вопрос, кто создал уникальный граненый стакан, вносит то, что Мухина и Славянов были знакомы. По причине этого, достоверно нельзя сказать, кто именно из них автор этой работы и истинный создатель. Большая половина историков и теоретиков утверждает, что идея создания граненого стакана и разработка его дизайна, принадлежит Славянову. За непосредственное изготовление стакана отвечала Мухина. Это наиболее правдоподобная версия, которая адекватно объясняет все несостыковки в этом вопросе.

Альтернативные мнения

История указывает еще на несколько имен, художника Малевича Казимира и Мухина. Но такое мало вероятно, так как прямых фактов, которые бы указывали на это, не существует на сегодняшний день. Есть мнение сотрудников стекольного музея, они утверждают, что стакан этой оригинальной формы создавался запланировано, согласно проекту новой посудомоечной машины еще довоенных времен.

Факты о граненом стакане

  1. Интересные факты: знаете ли вы, сколько граней у классического граненого стакана? Ответ прост: 14. Хотя, попадаются нестандартные экземпляры, число граней которых составляет 8.
  2. Интересен еще один факт: историки не понимают, откуда в нашем русском языке появилось слово «стакан». Например, в XVII веке были «достаканы» – это посуда, которая сделана или слеплена из плотных мелких дощечек, которые крепко соединены между собой. Многие полагают, что отсюда и пришло название.
  3. Граненые стаканы были отличительны по объему, и составляли от 50 до 250 г. В зависимости от этого, количество нанесенных граней варьировалось от 8-14. В 80-е года производство классических стаканов, перевели на зарубежное оборудование. Это привело к общему нарушению точной технологии производства. Граненый стакан отличался своей особой прочностью, но теперь он ее утратил. Стекло лопалось по бокам, что вызывало искреннее удивление и возмущение потребителей.

Кто придумал граненый стакан, остается загадкой нашего века. Так или иначе, сегодня нужно очень сильно потрудится, чтобы отыскать , который выполнен по правильной технологии, согласно ГОСТу.

Одним из символов ушедшей в историю советской эпохи считается граненый стакан. Эпоха завершилась, а стаканы до сих пор хранятся и даже используются во многих семьях.

В чем же секрет такой популярности этой посуды? Когда и откуда он появился на советских прилавках? Какие секреты хранит легендарный стакан?

Начало легенды

Несмотря на его широкую популярность, подлинная история возникновения граненого стакана покрыта мраком. Существует несколько версий его появления. Одна из наиболее распространенных, например, гласит, что граненые стаканы появились на Руси еще во времена Петра I.

Как гласит одна из историй происхождения граненого стакана, первый был преподнесен императору стекловаром из Владимира Ефимом Смолиным. Тем самым мастер предложил Петру решение проблемы, с которым повсеместно сталкивались на флоте.

Суть проблемы заключалась в том, что во время качки обычные стаканы соскальзывали со столов и бились в огромных количествах, что несло убытки не только флотоводцам, но и казне.

Ефим же продемонстрировал стакан, который в силу особенностей своего строения не «торопился» скатываться со стола, а скатившись, не должен был разбиваться о палубу.

Также легенда повествует, что император сразу же опробовал изобретение - выпил из него горячительного напитка и бросил на пол для проверки прочности.

Несмотря на то что брошенный Петром стакан, вопреки утверждениям своего создателя, все же разбился, монарх одобрил нововведение и велел ввести такую посуду в употребление.

Сначала новинку использовали исключительно на флоте, а затем стакан постепенно перекочевал и на сушу, и даже началось его массовое производство.

Есть сведения, что в последние годы петровского правления было произведено почти 13 тыс. таких стаканов.

Стакан Смолина отличался от привычного для советских граждан - его емкость равнялась 300 граммам, а толстые стенки имели зеленоватый оттенок. Но наличие граней позволяет считать его предком легендарного гранчака.

Второе «рождение»

Как гласит история граненого стакана СССР, его возрождение началось во время Второй мировой войны. Причем с его вторым «рождением» связано не меньше тайн и легенд, чем с его первым появлением на Руси.

Основных кандидатов в «родители» советского граненого стакана двое. Одна из них - Вера Мухина, та, что подарила стране «Рабочего и колхозницу». Согласно некоторым источникам, в 40-е годы скульптор увлеклась стеклом, а результатом увлечения стал граненый стакан. Также поговаривали, что помог начать историю граненого стакана Мухиной сам автор «Черного квадрата» К. Малевич.

Авторство Мухиной подтверждалось некоторыми ее коллегами и родственниками. Однако ряд исследователей утверждают, что Мухина лишь доработала дизайн известной уже задолго до этого посуды. В пользу этой версии говорит то, что стаканы с гранями использовались еще в довоенное время.

Второй кандидат на роль создателя легенды - Николай Славянов, уральский инженер, создатель дуговой сварки, в архивах которого нашли наброски граненой посуды.

Эта версия подтверждается личными записями и дневниками Славянова, в которых изображены эскизы стаканов с различным количество граней. Правда, в его задумке стакан должен был изготавливаться из металла.

Впрочем, история создания граненого стакана говорит о том, что Мухина и Славянов были знакомы, так что он вполне мог быть их совместным творческим проектом.

Не столь популярна, но все-таки известна версия и о «заморском» происхождении гранчака. Ее сторонники мотивируют тем, что метод прессования, посредством которого изготавливались знаменитые стаканы, был изобретен в США еще в 20 годы XIX века.

Согласно требованиям научно-технического прогресса

Говоря о причинах, побудивших создать граненый стакан, исследователи сходятся во мнении, что такая форма была выбрана не случайно - она полностью соответствовала развитию инновационных технологий того времени.

Дело в том, что еще в довоенное время в советском союзе появились первые автоматические машины для мытья посуды. Правда, в массовое производство они не пошли и использовались исключительно для производственной необходимости, например, в заведениях общепита.

У этих самых машин была одна конструктивная особенность - они могли мыть посуду лишь определенной формы. Например, граненые стаканы. Другая посуда из-за недостаточной прочности нередко разбивалась во время мытья.

Именно поэтому и возникла необходимость оснащения всех пунктов общественного питания именно граненой посудой.

На троих разливать удобней

У многих граненый стакан ассоциируется со спиртным, так как он был излюбленной тарой любителей выпить после работы или «пропустить стаканчик» в выходные.

Кроме того, большинство историков и исследователей даже уверены, что выражение «сообразить на троих» тоже непосредственно связано с гранчаком.

Дело в том, что в рамках борьбы с пьянством Н. Хрущев в свое время запретил продавать горячительные напитки на розлив. Практически одновременно с этим с прилавком пропали небольшие по объему бутылки в 125 и 200 мл. Выпивать же пол-литра в одиночку, и даже вдвоем оказалось неудобно. А вот на троих этот объем делился как раз очень хорошо.

Ну а граненые стаканы как нельзя лучше подходили для того, чтобы поровну разделить содержание пол-литрушки - их наполняли, немного не доливая до ободка, и все оставались довольны, получив свою порцию.

Кстати, граненые стаканы использовались исключительно для распития водки - другие спиртные напитки разливать в них было не принято.

Ободок - для удобства

Первые советские стаканы с граненой поверхностью выпускались без ободка. Однако пить из такой посуды оказалось не очень удобно - стаканы приходилось слишком плотно прижимать к губам.

Тогда-то и была придумана каемка. Как только нововведение получило распространение, новый стакан окрестили «губастым» - чтобы отличить его от старой модели.

Кстати, позднее в народе гранчак вместо «губастого» стали называть «маленковским». Произошло это после обещания Г. Маленкова, бывшего в то время министром обороны, включить в паек некоторых категорий военнослужащих 200 г водки (стакан, наполненный до ободка).

Граненый стакан: история, сколько граней

Самый первый граненый стакан советских времен был произведен на старейшем в стране стекольном заводе Гусь-Хрустального. Впоследствии производство такой посуды началось и на многих других стекольных заводах Союза. Но где бы ее не производили, она изготавливалась по строгим стандартам и имела одинаковые размерные характеристики. Какие размеры имел и сколько граней граненый стакан? История содержит следующие даные:

  • диаметр основания - 5,5 см;
  • диаметр верхней части - 7,2 - 7,3 см;
  • высота стакана - 10,5 см;
  • ширина ободка - 1,4 - 2,1 см.

При этом, как утверждает история граненого стакана, 16 граней и 20 - это были самые распространенные варианты. Но были также изделия с 10, 12 или 14 гранями. Этот факт также подтверждает история граненых стаканов. Граней могло быть даже 15 и 17. Было выпущено несколько партий таких стаканов. Однако, как было определено опытным путем, изготовление стеклотары с четным количеством граней гораздо проще технологически, а потому и более рационально.

«Секрет» прочности

Одной из главных особенностей советского граненого стакана, помимо удобной формы, была его повышенная прочность. Падая, они не разбивались, выдерживали жидкость любой температуры. Их даже можно было использовать в качестве орехоколки!

«Секретом» такой прочности были утолщенные стенки гранчака и особые технологии его производства.

Стекло для легендарных изделий варилось при высокой температуре - от 1400 до 1600 о С, после чего дважды производился обжиг и гранение.

Одно время в расплав даже добавляли свинец, обычно использовавшийся при изготовлении хрустальной посуды.

Преимущества

По сравнению с другими цилиндрическими стаканами, граненые изделия имели ряд преимуществ, вытекающих из их особенностей. К главным плюсам модели с гранеными боками чаще всего относят:

  • Прочность (стакан оставался целым даже при падении с метровой высоты на бетонное покрытие, что позволяло использовать его и дома, и в столовой, и на улице).
  • Удобство (его удобно было держать в руке, он не выскальзывал даже из мокрых рук. Кроме того, грани не давали ему скатываться со стола).
  • Многофункциональность (стакан использовали не только в качестве тары для жидкости, но и как меру сыпучих продуктов, удобную емкость для разделения спиртного и т. д.).
  • Повсеместность и общедоступность (их использовали везде - дома и в заведениях общепита, в уличных автоматах с газировкой и других общественных местах).

Интересно, что любители использовать гранчак для «правильного» разлива пол-литровой бутылки были уверены в том, что такая тара значительно сокращает риск возникновения похмельного синдрома.

Любопытные факты

Сегодня уже мало кто об этом вспомнит, но классические граненые стаканы в свое время отличались друг от друга по цене. Причем последняя зависела от количества граней. Так, 10-гранная посуда стоила 3 коп., 16-гранная - 7 коп., а 20-гранный стакан - 14 коп.

При этом объем стакана совершенно не зависел от количества граней. Он всегда оставался неизменным - 200 г до ободка и 250 - до краев.

Самым распространенным и популярным был стакан с 16 гранями.

Производство граненых стаканов

Как гласит история граненого стакана в России, во времена пиковой популярности такой посуды на стекольных предприятиях Советского Союза начали производить не только 250-граммовые изделия, но и объемом в 50 и 300 мл, с различным числом граней.

В эпоху перестройки старое оборудование стекольных заводов стали заменять новым, нередко импортным. Вопреки ожиданиям, такая модернизация негативно сказалась на качестве граненых стаканов - они стали «расходиться по швам», у многих отваливалось дно при наполнении горячей жидкостью, а другие вообще просто взрывались.

Из-за нарушений в процессе технологий легендарный стакан потерял свою прочность и, как следствие, на убыль пошла его популярность. Тем более что уже вскоре на прилавках магазинов начала появляться новая красивая и разнообразная посуда.

Сегодня найти граненый стакан не так-то просто, однако на некоторых предприятиях легенду и один из символов советского времени все еще производят. Правда, большей частью - под заказ.

Пожалуй, ни один элемент посуды не был таким же функциональным, как граненый стакан. Причем порой ему находили совершенно неожиданное применение. Так:

  • Многие хозяйки с его помощью вырезали из теста заготовки для вареников и пельменей.
  • Он был универсальным измерительным прибором. Во многих рецептах количество продуктов даже указывалось именно в стаканах.
  • В зимний период его использовали в качестве осушителя и помешали между двойными оконными рамами. В него насыпали соль, которая препятствовала промерзанию стекол.
  • Дачники выращивали в них рассаду для огорода. В отличие от тары из других материалов, их можно было использовать многократно.
  • А дети любили ставить эксперименты, в которых самым важным атрибутом был стакан с гранями. Например, с его помощью было очень удобно демонстрировать оптические явления.

Примечательно, что в домах, где сохранились граненые стаканы, их и в настоящее время используют не только для наливания жидкостей, но и во многих других хозяйственных делах.

Праздник граненого стакана

Народная любовь к граненому стакану отразилась в том, что у этого предмета посуды появился свой день рождения. Им стало 11 сентября 1943 года - день, когда с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел первый экземпляр будущей легенды.

Первый образец имел 16 граней, был 9 см в высоту и 6,5 см в диаметре.

Конечно, дата не внесена в список официальных государственных праздников, но ведь главное - это народная память!

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Материал, форма, размер

Физические характеристики стакана могут меняться в определённых пределах от одного конкретного изделия к другому. Если же характеристики изделия выходят за допустимые пределы, то лучше подходит другое название, например: фужер , стопка , кружка .

Важной физической характеристикой стакана является материал, из которого он изготовлен, и свойства этого материала. Наиболее часто стаканы сделаны из стекла . Такая практика отразилась в том, что в некоторых языках, таких как английский, немецкий, французский, слова "стакан" и "стекло" являются омонимами : glass, Glas, verre . Стаканы бывают, однако, также пластмассовыми, бумажными и даже металлическими. Керамические изделия сходной формы и назначения стаканами называются редко. Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец). Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет. Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Соотношение высоты стакана к основанию примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. 12 стаканов = 1/4 ведра . Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками. Стаканы также бывают гранёными.

Гранёный стакан

Гранёный стакан, классический

Гранёный стакан

Дно гранёных стаканов

Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпоху Петра I в городе Гусь-Хрустальный . Гранёный стакан лучше держался в руке во время качки на кораблях. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до Революции стаканы и стопки с гранями в нашей стране уже изготавливались .

Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной , автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница ». Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на "Утреннем натюрморте" Петрова-Водкина изображен граненый стакан с чаем, это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 17 граней и вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить жидкость до краев). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило, 7 копеек).
Характеристики гранёных стаканов производства СССР:
Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
Нижний диаметр: 5,5 см;
Высота: 10,5 см;
Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);
Объем: 200 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы и по сей день используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объем химических стаканов варьирует от 5 мл до 2 л. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками. Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Основная статья : Одноразовая посуда

Когда испачкается не надо мыть, а надо просто выбросить.

Ранее изготавливались из бумаги, в настоящее время в основном изготавливаются из пластика.

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах. В этих случаях имеется в виду объём 200 см³. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .
  • Для пессимиста наполовину наполненный стакан - полупустой, а для оптимиста - полуполный.

Занимательные факты о стакане

Известные люди о стакане

В. И. Ленин в своей работе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана:

Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.