Хронология создания романа

Слайд 2

Главное меню

www.themegallery.com Company Logo Урок №1 - История создания. Особенности композиции Урок №2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок №3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок №4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок №5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок №6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок № 7 – «Я бы хотел любить весь мир»

Слайд 3

Путь к роману

www.themegallery.com Company Logo Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.

Слайд 4

История замысла

www.themegallery.com Company Logo 1830 -31г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек» (Юрий Волин, Владимир Арбенин) 1835г. –драма «Маскарад» (Евгений Арбенин) 1836 г. –драма «Два брата» (Александр и Юрий Радины)

Слайд 5

Хронология создания романа:

www.themegallery.com Company Logo 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г.) 1838 - 1840г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие

Слайд 6

История создания

www.themegallery.com Company Logo «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)

Слайд 7

Особенности романа как жанра

www.themegallery.com Company Logo Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа: Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический

Слайд 8

www.themegallery.com Company Logo Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков. Пушкин «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» Лермонтов «Герой нашего времени» - «история души человеческой»

Слайд 9

Сравни!

www.themegallery.com Company Logo Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» «собранье» повестей духовная эволюция героя, жизненный опыт погружение в душу героя, эволюции нет

Слайд 10

Смысл заглавия романа «Герой нашего времени»

www.themegallery.com Company Logo 1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?

Слайд 11

Особенности композиции романа

www.themegallery.com Company Logo Хронология сюжета «Тамань» «Фаталист» «Княжна Мери» «Бэла» «Максим Максимыч» Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5.»Княжна Мери» 6. «Фаталист» История жизни История души

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков «Максим Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика «Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе

Слайд 13

Анализ предисловия

www.themegallery.com Company Logo 1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова: «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение, как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»

Слайд 14

«Странный человек» (анализ повести «Бэла»)

www.themegallery.com Company Logo Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.

Слайд 15

О роли героев повести

www.themegallery.com Company Logo В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча. Лермонтов Повествователь Максим Максимыч Печорин

Слайд 16

Романтизм в повести

www.themegallery.com Company Logo Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры) . Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.

Слайд 17

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их. Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно –ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?

Слайд 18

Бэла и Печорин

www.themegallery.com Company Logo Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.

Слайд 19

«Странный был малый»… (противоречия характера Печорина: «да» и «но»)

www.themegallery.com Company Logo Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип: «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни. Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»

Слайд 20

«Кто разгадает вас?»

www.themegallery.com Company Logo Суть характера Печорина – противоречие Причина его рефлексии –спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу» Вызов судьбы есть и в «Бэле»

Слайд 21

«Не судьба?»

www.themegallery.com Company Logo 1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду» 2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!» 3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!

Слайд 22

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»

Слайд 23

Какие качества кому соответствуют?Добавь свои характеристики!

www.themegallery.com Company Logo

Слайд 24

www.themegallery.com Company Logo Кто какой? Печорин: смелый, честный, противоречивый, деятельный, скучающий, обаятельный, загадочный, страдающий Максим Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный, умный,

Слайд 25

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?

Слайд 26

«Да и об чем было нам говорить?»/»Максим Максимыч»/

www.themegallery.com Company Logo Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?

Слайд 27

Мы встретились..

www.themegallery.com Company Logo Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?

Слайд 28

Первый психологический портрет в русской литературе:

www.themegallery.com Company Logo Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Слайд 29

Портрет Печорина /дополни своими примерами/:

www.themegallery.com Company Logo Стройный стан, Крепкое сложение В спине, будто не было ни косточки Аристократическая рука Небрежная походка Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела С первого взгляда – ему не больше двадцати трех Потом готов дать ему тридцать лет В улыбке - что-то детское Кожа нежная Глаза не смеялись, когда он смеялся

Слайд 30

Подумай! Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем:

www.themegallery.com Company Logo Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по-дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…

Слайд 31

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов,а ведь понять означает простить.

Слайд 32

«Да и какое мне дело до радостей ибедствий человеческих…»

www.themegallery.com Company Logo Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем? Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.

Слайд 33

www.themegallery.com Company Logo «Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович

Слайд 34

Печорин глазами Печорина

www.themegallery.com Company Logo «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» Дайте характеристику Герою по первой фразе его дневника. Печорин быстрый, энергичный, решительный, категоричный в суждениях. Но первая фраза – это экспозиция, в которой есть информация, которая не « прорастет». Эта несогласованность –тоже форма характера Печорина.

Слайд 35

www.themegallery.com Company Logo Подумай!В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться

Слайд 36

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берет оружие..(?)

Слайд 37

«Я решил твердо достать ключ к этойзагадке»…

www.themegallery.com Company Logo Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?

Слайд 38

Печорин –романтик?

www.themegallery.com Company Logo Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение сердца Я доканчивал второй стакан чая Эта комедия начинала мне надоедать В сенях она опрокинула чайник Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло

Слайд 39

«Опрокинутый» романтизм Лермонтова

www.themegallery.com Company Logo Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, его герои таинственны. Но все это нужно ему для того, чтобы показать правду жизни.

Слайд 40

Подумай!

www.themegallery.com Company Logo Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?

Слайд 41

«За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)

www.themegallery.com Company Logo Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?

Слайд 42

«Водяное общество»

www.themegallery.com Company Logo Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но..(продолжите мысль..) Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?

Слайд 43

Печорин и Грушницкий

www.themegallery.com Company Logo Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?

Слайд 44

Печорин и княжна Мери(история отношений)

www.themegallery.com Company Logo -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!» Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя.

Слайд 45

«Если бы все меня любили..»

Слайд 46

Печорин и Вера

www.themegallery.com Company Logo Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.

Слайд 47

Печорин и Вернер

www.themegallery.com Company Logo Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?

Слайд 48

Дуэль

www.themegallery.com Company Logo Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям(в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.Слайд 52

«Фаталист»

www.themegallery.com Company Logo Фатум–судьба Фатальный–предопределенный роком, судьбой Фатализм– мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше

Слайд 53

«Что властвует нами?»

www.themegallery.com Company Logo Все персонажи делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. Вулич –фаталист? Печорин –фаталист? Максим Максимыч –фаталист? Лермонтов –фаталист?

Слайд 54

www.themegallery.com Company Logo Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?

Слайд 55

«Я вздумал испытать судьбу…»

www.themegallery.com Company Logo Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный. Фатализм Печорина (и Лермонтова) не укладывается ф формулу: «От Своей судьбы не уйдешь». У этого фатализма иная формула: «Не покорюсь!»

Слайд 56

Кризис веры Печорина

www.themegallery.com Company Logo Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку) Есть сомнение и нет традиции Нет морали (мораль –правила, которые выработало человечество) Естьправо каждого действовать по своей воле Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека

Слайд 57

«Я бы хотел любить весь мир…»

www.themegallery.com Company Logo Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»

Слайд 58

Смысл кольцевой композиции романа

www.themegallery.com Company Logo Какой смысл имеет композиционное обрамление романа? Какой смысл имеет построение, когда о смерти героя мы узнаем в первой половине романа? Выберите схему, иллюстрирующую путь Печорина

Слайд 59

www.themegallery.com Company Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…

Слайд 60

Литература:

www.themegallery.com Company Logo Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991

Слайд 61

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

www.themegallery.com Company Logo Слайд №3, 9, 52 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд№4, 14,27 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№10 , 56 -http://www.sb.by/_img/2000/07/pic63248.jpg Слайд»15 http://www.pereplet.ru:18000/lenta/images/lermontov.gif Слайд№17 http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд 12,18 –http://s41.radikal.ru/i093/0812/b7/8db7cf25eab6.jpg Слайд№18 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/2.jpg Слайд №22 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд№ 12,26 -http://www.1tv.ru/imgsize320x240/PR20070529193144.GIF Слайд№27http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№31 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд»20, 57 -http://www.chelny-week.ru/i_pic/gazeta/2007/24/35_02big.jpg Слайд №32 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG Слайд №№32,35 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG

Слайд 62

www.themegallery.com Company Logo Слайд №12,28, 29, 55,36 -http://www.mma.ru/show.php?size=large&id=8260 Слайд №37 -http://img-2007-08.photosight.ru/25/2266763.jpg Слайд №43 http://media.kino- Слайд№12,38 http://www.tvzvezda.ru/file/0288/2302/03_2.jpg govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 http://homeflowers.ru/yabbse/uploads/post-1309-1188750055.jpg Слайд№12,42 http://ru.viasat.ua/assets/photos/1350/original_9.jpg Слайд№44 http://gazeta.aif.ru/data/mags/stavropol/716/pics/12_03_00.jpg Слайд№46 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№47 http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1258719521/21.jpg Слайд №45 http://www.stihi.ru/pics/2007/10/21/1921.jpg Слайд № 16,49 http://vodopad.info/20_.jpg Слайд№50 http://s40.radikal.ru/i088/0808/29/49246e48bb41.jpg Слайд№51 -http://www.proza.ru/pics/2010/01/15/460.jpg -Слайд 53-http://works.tarefer.ru/44/100017/pics/image004.jpg Слайд№ 40,59 http://blago-mh.ru/issues/12/images/2-1.jpg

Посмотреть все слайды


  • Современники восхищались безмерным талантом М.Ю.Лермонтова, который в молодые годы сумел создать настолько сложный и интересный роман, как «Герой нашего времени».
  • Действия, которые разворачиваются в этом произведении, происходят в переломное время для русского общества, поражение декабристов называют одним из драматических моментов истории России .


Романтическое начало в романе «Герой нашего времени»

  • Романтическое начало в романе «Герой нашего времени» перекликается c лирикой поэта Лермонтова, стихотворения которого рассказывали об одиночестве и грусти, об испытаниях, которые проходит человеческая душа, вынужденная существовать в определенных условиях.
  • Разочарование и потерянность – постоянные спутники героя лирики Лермонтова, и они же сопровождают главного героя романа Печорина. Он переживает разочарование в любви, когда черкешенка Белла нелепо умирает, он размышляет о том, что любить вечно невозможно, а полюбить на время – не стоит его усилий. И несмотря на то, что его взгляды на жизнь кажутся циничными, Печорин все равно открывается перед читателями и с другой стороны.

  • печорин способен переживать счастливые и умиротворенные мгновения, когда вспоминает высокое, звездное небо и когда ощущает величие окружающей его природы. Когда повествование идет от самого Печорина, читатель может ощутить, насколько плотно связаны романтическое и реалистическое начало в жизни самого героя – именно это и обуславливает его противоречия, и те противоречия, которое вызывает само произведение.

Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник Л. Е. Фейнберг


Конфликт романтического и реалистического

  • Печорин беспощаден по отношению к самому себе, он смотрит на себя и свои поступки с излишней трезвостью и прямолинейностью, он желает принимать только действительность и не желает обманывать самого себя. Печорин – невероятно активный и деятельный человек, он не чувствует надобности в спокойном и постоянном счастье. Но все равно он чувствует себя безмерно одиноким и лишним в этом мире. Внутри Печорина постоянно происходит борьба, одна часть его личности жаждет обновлений и приключений, а другая – жестко и уничтожающее критикует первую.

Бэла. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник В. А. Серов


  • Мнение критиков по поводу «Героя нашего времени», прежде всего, зависело от того, что Лермонтов изобразил героя, вобравшего в себя наиболее явные черты переломной эпохи. Критики отмечали, что история, созданная Лермонтовым, производит «полноту впечатления», поскольку сам автор писал роман не с какой-то определенной целью, а с огромным творческим желанием высказаться, «излить душу» в сложившейся для его Отечества ситуации.

Печорин. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник П. Боклевский


Критика о романе «Герой нашего времени

  • Мнение Белинского отображает общее мнение его современников по поводу этого романа. Прежде всего, Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова, тем единством мыслей и умозаключений, которые нашли свое место в подобной сложной композиции романа и ее ролью в раскрытии характера Печорина. Им была высоко оценена реалистическая сторона «Героя нашего времени», ведь Лермонтов не создает идеальный и ничем не запятнанный образ главного героя – наоборот, он изображает реального, живого человека, который мучается противоречиями и не является образцом идеального нравственного поведения.

Печорин. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник П. Павлинов


Критика о романе «Герой нашего времени»

  • И несмотря на то, что после прочтения романа может возникнуть мрачное чувство недосказанности и незавершенности, Белинский отмечает, что в этом и состоит талант и достоинство Лермонтова, как писателя. Потому что «Герой нашего времени» - это история о грустной душе, которая жила в эпоху безвременья, и Лермонтов сумел отобразить ее с наиболее реалистичной стороны.

Печорин. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник М. Врубель

Cлайд 1

Cлайд 2

Содержание история создания романа композиция и жанр произведения система рассказчиков система персонажей

Cлайд 3

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа.

Cлайд 4

Даты публикации Осень 1837г. – «Тамань» 1840 г. – напечатана в «Отечественных записках», № 2 1839 г. – «Фаталист», «Отечественные записки, № 11 1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3 Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч».

Cлайд 5

Фаталист – человек, склонный к фатализму. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный 2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодар- ского края, порт на берегу Таманского залива Кречен- ского пролива. (БСЭ)

Cлайд 6

Смысл названия «Один из начала века» «Один из нашего века» ? « нашего времени» ? 30-е гг. XIX века героев героев Герой

Cлайд 7

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Главное действующее лицо литературного произведения. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) ГЕРОЙ

Cлайд 8

Задумавшееся поколение Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Cлайд 9

14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Восстание декабристов Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек. Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

Cлайд 10

Полемика вокруг романа Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма» В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества» В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»

Cлайд 11

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную довер- чивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнрав- ственного человека, как Герой Нашего Времени….

Cлайд 12

Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Ж у р н а л П е ч о р и н а

Cлайд 13

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

Cлайд 14

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня- зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков)

Cлайд 15

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

Cлайд 16

Герой Нашего Времени, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Но не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает! История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа: В предисловии журналу Печорина:

Cлайд 17

Жанр романа романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман

Cлайд 18

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин- ского долга, дисцип- лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи- цер, кое-что знает о Печорине, о его стран- ном и противоречи- вом характере. Объ- ективная оценка. Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна- чении. Сам себя судит И казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен- ный и загадочный че- ловек, его нельзя по- нять, а его поступки нельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт- ка дать объяснение не- которым поступкам. конкретный и реалис- тичный образ. Трагическая исповедь героя. Искренен перед читателем и самим собой.

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» Полюбить не может, так как Печорин - иноверец Страдает от противоречия НО «…наряжал ее, как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за нее жизнь отдам…» «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде- чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» НО Попытка приблизиться к чело- веку другой веры заканчивается трагически

Cлайд 24

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность

Cлайд 25

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь. А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся... Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув... Последняя встреча героев

Cлайд 26

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости. сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами. Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко... Максим Максимыч

Cлайд 27

Cлайд 28

Cлайд 29

Отношение Печорина к героям В начале повести В конце повести Слепой мальчик Ундина «…и между нами началась отча- янная борьба; но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости сверхъестественным усилием повалила меня на борт…» «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие. «Странное существо…эти глаза, казалось, были одарены какой- то магнетической властью… Она была далеко не красавица…В ней было много породы… Хотя в ее косвенных взглядах я читал что- то дикое и подозрительное…» «…я имею сильное предубежде- ние против всех слепых, кривых, глухих… я глядел на него с не- вольным сожалением… улыбка… произвела на меня самое непри- ятное впечатление…»

Cлайд 30

молод, неопытен чувства пылки и стремительны впечатлителен, романтичен ищет приключений, готов рисковать все поступки – желание проникнуть во все тайны мира НО ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казен- ной надобности!..» Печорин

Cлайд 31

Cлайд 32

Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть проти- воречить…» «Быть всегда настороже, ло- вить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать на- мерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опроки- нуть все огромное и многотруд- ное здание из хитростей и за- мыслов – вот что я называю жизнью…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ

Cлайд 33

Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Произво- дить эффект – его наслаждение» в душе его нет «ни на грош поэзии» «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным

Cлайд 34

Cлайд 35

Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий

Cлайд 36

Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

Cлайд 37

Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый м, проницательность, наблюдательность знает людей: «Он изучал все живые струны сердца человеческого» доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»

Cлайд 38

Cлайд 39

Вера и Печорин Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» Вера: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»

Cлайд 40

Сцена погони за Верой «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал…» «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…» Cлайд 42 Интертекстуальность – одно из главных свойств литературы постмодернизма, включение одного текста в другой, растворение индивидуального, созданного автором текста в явных и неявных аллюзиях, реминисценциях, цитатах, культурных и литературных перекличках. Интертекстуальность позволяет расширить границы текста, в результате чего он лишается законченности, закрытости. Аллюзия – художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение. Реминисценция – неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей. Цитата – дословно приведенное автором чужое высказывание, включенное в собственный текст. Может рассматриваться как вид внетекстовых отношений, т.к. «чужое слово» в новом тексте, будучи принципиально узнаваемым, позволяет расширить смысл нового текста за счет «приращения» смысла старого, цитируемого. «Фаталист» Тема судьбы и воли человека «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?» « А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…» Печорин Наличие у человека веры и цели Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя Сила Слабость

Cлайд 45

Печорин и Онегин Белинский: Печорин – «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен: Печорин – «младший брат Онегина». Сходства: представители светского общества история жизни: вначале – погоня за светскими удовольствиями, затем – разочарование попытка найти применение своим душевным силам (чтение книг, хозяйство) – вновь разочарование героями овладевает скука (сплин) критическое отношение не только к окружающим, но и к себе

Cлайд 46

НО Печорин – человек 30-х гг. (время реакции) одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля) характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца) способен на глубокую любовь (отношение к Вере) типичный герой своего времени тип лишнего человека А.И. Герцен (1861 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

Cлайд 47

К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи. Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

Cлайд 48

Контактная информация Вяткина Ирина Сергеевна учитель русского языка и литературы школы № 213 г. Санкт-Петербурга E-mail: [email protected] Работа выполнена на курсе: «Информационные технологии в работе учителя-словесника» в РЦОКОиИТ. Преподаватели: к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В.

Особенности романа как жанра Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий. Жанровые разновидности романа: Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический

Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков. Пушкин Лермонтов «Евгений Онегин» «Герой нашего времени» - «энциклопедия русской «история души жизни» человеческой»

Сравни! Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» духовная эволюция героя, жизненный опыт www. themegallery. com «собранье» повестей погружение в душу героя, эволюции нет Company Logo

Смысл заглавия романа «Герой нашего времени» 1) Что значит «герой» ? -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какойнибудь среды, эпохи 2) Почему «нашего» времени, а не «моего» , не «вашего» ? www. themegallery. com Company Logo

Особенности композиции романа Хронология сюжета 1. «Тамань» 2. «Фаталист» 3. «Княжна Мери» 4. «Бэла» 5. «Максимыч» 6. Сообщение о смерти Печорина История жизни Композиция 1. «Бэла» 2. «Максимыч» 3. Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5. » Княжна Мери» 6. «Фаталист» История души

«Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму «Журнал Печорина» -Герой сам говорит о двух рассказчиков себе www. themegallery. com Company Logo

О роли героев повести В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть» , изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути» , какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максимыча. Лермонтов Максимыч Печорин Повествователь

«Странный был малый» … (противоречия характера Печорина: «да» и «но») Печорин прислан в крепость «по казенной надобности» , т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип: «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни. Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее «свободного поступка»

«Не судьба? » (повесть «Бэла») 1. Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «. . хорош русский офицер, . . только не расти, не цвести ему в нашем саду» 2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!» 3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!

Кто какой? Печорин: противоречивый, смелый, уверенный в себе, загадочный, хорошо разбирающийся в людях, категоричный в суждениях деятельный, обаятельный, скучающий, страдающий Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный, умный,

Первый психологический портрет в русской литературе: Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Портрет Печорина Стройный стан, Крепкое сложение Аристократическая рука Небрежная походка С первого взгляда – ему не больше двадцати трех В улыбке что-то детское Кожа нежная В спине, будто не было ни косточки Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела Потом готов дать ему тридцать лет Глаза не смеялись, когда он смеялся

Ремарки автора в диалоге Печорина с Максимычем: Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили, . . Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку, . . Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его подружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…

В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Три ночи не спал Измучился Поздняя ночь Стал требовать Стал сердиться www. themegallery. com Company Logo

Печорин –романтик? Я доканчивал второй стакан чая Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение сердца Эта комедия начинала мне надоедать В сенях она опрокинула чайник Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло

«Водяное общество» Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но… Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?

Печорин и княжна Мери(история отношений) Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя. -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!»

«На краю пропасти…» Цели Грушницкого: -устроить из дуэли фарс; -восстановить свою человеческую ценность -доказать, что он не жалкий мальчик, но мужчина www. themegallery. com Цели Печорина: -защитить честь княжны Мери; -воздействовать на совесть Грушницкого; -осмыслить происходящее (судьба –не судьба?)

«Фаталист» Фатум –судьба Фатальный – предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше

Кризис веры Печорина Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку) Есть сомнение и нет традиции Нет морали (мораль –правила, которые выработало человечество) Есть право каждого действовать по своей воле Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека www. themegallery. com Company Logo

«Я бы хотел любить весь мир…» Грани душевной трагедии Печорина: «В первой молодости моей я был мечтателем. . Но что от этого мне осталось? . . одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, . . Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко. . » www. themegallery. com Company Logo

Выполнила ученица 10 «А» класса МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя, Ставропольского края Попова Алиса Учитель: Мирзоян Н. А. Презентация по литературе на тему: Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


1. Введение. 1.1 Михаил Юрьевич Лермонтов стр 3 1.2 Роман «Герой нашего времени» стр 5 1.3 Григорий Печорин - герой своего времени стр 7 2. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стр 9 2.1 – Бэла стр 11 2.2 – Ундина стр 13 2.3 - Княжна Мери стр 14 2.4 – Вера стр 16 3. Заключение стр 17 4. Рецензия стр 18 5. Список использованной литературы стр 19 Содержание


Родился М. Ю. Лермонтов 15.10.1814 в Москве и умер 27.07.1841 на дуэли в г. Пятигорске. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе. 3


Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. Детство Лермонтова было омраченоранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Юрий Петрович Лермонтов Е. А. Арсеньевой (бабушка) Мария Михайловна Лермонтова, 4


В этом романе…есть что-то неразгаданное. (В.Г.Белинский) Роман «Герой нашего времени», написанный Лермонтовым в 1839- 1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально психологическое и философское произведение в русской литературе. Герой Нашего Времени… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения. М.Ю.Лермонтов 5


В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя – Григория Александровича Печорина. 6


Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Кто же он- Григорий Печорин? Можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин - это и «злой гений» и в то же время жертва общества. 7


Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что «история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. 8


Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и его отношение к женщинам. О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина - источник радости, силы и вдохновения. 9


Все женские персонажи – представительницы Разных миров: Бэла - одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; Ундина представляет в романе романтический мир беззакон- ной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою. Тесно переплетается судьба Печорина с судьбами четырех женщин: ---- черкешенки Бэлы («Бэла»), длинноволосой «Ундины», подруги контрабандиста Янко («Тамань»), княжны Мери и княгини Веры («Княжна Мери»); 10


Бэла - черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Бэла - горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, она отдается ей со всей силой страсти. Когда же Бэла наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, - я княжна, княжеская дочь!» Дочь гор Бэла... «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» 11


Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Бэла умирает от удара кинжалом в спину. До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Образом Бэлы Лермонтов показывает, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Вскоре она ему наскучила. В"любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могло долго жить одним чувством. Бэла покоряет своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. В романе именно Бэла является примером чувственной стороны жизни. Любил ли Печорин ее на самом деле? Может быть, он «от скуки» (как признается сам) выбрал ее, потому что надоело «кокетство светских барынь». 12


В столкновении с «Ундиной» Печорин терпит поражение. Он не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их "территории". Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою. Романтический образ – Ундина – так назвал Печорин девушку-контрабандистку. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью». Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. 13


Она умна, остроумна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Но Лермонтов рисует Мэри не только как « простую деву» с ее естественными, человеческими мечтами и чувствами, но и как аристократку, девушку из высшего светского общества. Княжна Мери Лиговская - молодая симпатичная девушка, принадлежащая к одной из лучших семей столицы. Мери совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. 14


С образом Мери в романе связана проблема любви - подлинной и мнимой. Влюбленность Печорина - мнимая с самого начала. Опыт Печорина венчается «формальным» успехом: Мери в него влюблена, Грушницкий разоблачен. Однако результат «смешного» развлечения драматичен и вовсе не весел. Первое глубокое чувство Мери растоптано, шутка обернулась низостью, и девушка должна заново учиться любить человечество. Но на самом деле Печорин пошел на сближение с Мэри ради своей бывшей любви, Веры. Ее душе свойственны благородные, человечные порывы, в ней нет заносчивости, и это прекрасно можно понять из эпизода с Грушницким: княжна поднимает стакан раненому солдату... 15


Она также стала жертвой необычного характера Печорина. Но только, в отличие от других, их стремления были взаимны. История их любви печальна. Печорин сильно и глубоко любил Веру. Но его чувства принесли ей много страданий и горя. Вера… единственная женщина, полностью понявшая Печорина. Это - светская дама, любовница Печорина. Доктор Вернер, рассказывал Печорину: «какая-то дама из новоприезжающих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». В романе юная княжна Мери и Вера даны как разные полюсы жизни - расцвета и угасания. Она – единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. 16


Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Его любовь приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. Все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образ женщины, как существа любящего, в романе противопоставляется Печорину, который и стремится к любви, но не способен на неё. Бэла и княжна Мери, Вера и Ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих….». 17


Свою исследовательскую работу Попова Алиса связала с романом М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Ученица глубоко и всесторонне проанализировала взаимоотношение главного героя с окружающими. Пытаясь раскрыть противоречия в характере Печорина, особое внимание уделила женским образам, их внутреннему миру. Попова Алиса подметила, что мастерство Лермонтова- повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, используя лишь характерные детали, автор создает яркие, запоминающиеся портреты. Выводы, сделанные Поповой А. , отличаются зрелостью суждений, самостоятельностью. Работа логична, последовательна, в ней умело обобщены наблюдения исследователей по рассматриваемой теме. Реферат может служить примером работы над художественным образом, а также является дополнительным материалом при изучении романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Мультимедийная презентация, выполненная качественно, может быть использована в виде иллюстративного материала. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ № 9 Мирзоян Нина Арамоисовна Рецензия на реферат по литературе ученицы 10 «А» класса МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя Поповой Алисы. 18


1. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», Избранное. Ставрополь, кн. изд-во,1976 . 2. Афанасьев В.В. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991. 3. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М.: Современник, 1987. 4. «Герой нашего времени»//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.108. 5. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л.: Детская литература, 1991 6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973. 7. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Биография писателя. Пособие для учащихся. - Л.: Просвещение, 1976. Список использованной литературы 19