Игра на ложках приемы игры. Методическое пособие «Техника обучения игре на ложках. Обучение детей приёмам игры на ложках

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

г.Нижний Новгород

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках (Топор, стиральная доска, коса)

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.


В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этойлюбовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.
Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.
Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение


детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все
приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

* Удар "шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;


* Прием "Ножницы ". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

* Приём «Скольжение» - это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются вправую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка » самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка ». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник » Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.
Самый сложный прием, это игра на трех ложках. Но к нему надо приступать только тогда, когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка".Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения . Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* "Сложный рисунок". Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок "шапочки" о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ""шапочкам" ложек в левой руке сжимается кисть и происходит "удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.
* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

* Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните. что у фантазии границ нет.

Игры - упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы

Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск
Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми.
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
-обучать приемам игры на музыкальных инструментах
-развивать творческое воображение
-развивать ритмический слух

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках


Ведущий:

1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей


1. Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)


2. К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)


3. В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
Обучение дошкольников игре на деревянных ложках

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

Зиновьева Вера Васильевна музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

поселок Троицкий Губкинского района, Белгородской области.

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. В русских печатных изданиях встречаются описания ложек и приемов игры на них. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек) . Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей » . Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. В нашем детском саду есть детский ансамбль ложкарей «Русский сувенир» , который существует с 1999года.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки . Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника . Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений : динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются , ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут, так и на кружковой работе.

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1,5-3г) . Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку , ее части : у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» . Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное : капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению . В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках : «прямые удары» , игра ручками ложек и «щечками» , зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой : так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки ; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую ). Играя приемом «прямые удары» , дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара) . Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки , изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р. н. п. (2 удара - «кап-кап» , а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек) . Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Итак, исполняя песенку «Петушок» , дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками» ). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки» , «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р. н. м. подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках : «Ложки бей , бей, бей. Ложки бей веселей . Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках : ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа ; прием игры «шофер» .

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках . Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры - «скользящие» , «ручкой ложки о «щечку» . Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е. Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З. Компанейца : дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями : притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках . Такие тренинги вырабатываем навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру - игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках .

В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках , с такими детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно в кружковой работе. Музыкальным руководителем разработана модифицированная программа «Занятия с детьми в ансамбле ложкарей » . Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки , ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей . Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках : «прямые удары» , «тремоло» , «хлопок» , «маятник» , «литавры» , «туки, туки» или «копытца» , «солнышко» , «шофер» , «тик-так» или «скольжение» . Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приемами имеют свою индивидуальную специфику, так как разминка позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как : «Прогулка» , «Кто подошел к теремку?» , «На бабушкином дворе» , «Музыкальный поезд» , «Лесенка» , «Эхо» . Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания, песенки, предусмотренные «Программой» . Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому в пении детям не представляется особых трудностей, важно правильно передавать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами. На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение разными приемами игры на ложках и запоминаем положение рук и ног, вырабатываются у детей реакция, внимание, ответственность.

Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов : бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты своевременно по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру) . Такие импровизации – собственное творчество способствуют детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах , утренниках, развлечениях.

В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием партитура. Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами, понимают дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке. Применяются разнообразные методические приемы : слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.

Дети знакомятся с приемами игры : «мячики» или «хлопушка» , «малая и большая дробь» , «лягушка» или «кастаньетки» .Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - диминуэндо, изменение последовательностей ритмических рисунков, с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики) . Уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры : «Кто быстрее» , «Кто лучше сыграет» , «Контрасты» . С приобретением необходимых навыков игры на ложках , дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела и товарища, а также создают дополнительные звучащие точки : ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.

Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков, и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей. Большое значение имеют особенности музыкального языка : небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем. Руководствуясь методическим пособием Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» , для наглядности, большей доступности и подсказки детям составлена схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют, какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом. Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).

Дети знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т. д.) . По возможности и по желанию дети импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни, дети организуют концерты в кругу семьи. Последним этапом работы ансамбля – это выступление перед публикой : концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы. Естественно, при такой работе широко используется музыкальный фольклор, на его примере привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.

Список литературы

1. Веретенников, И. И. Белгородские карагоды. -Белгород :Издательство Везелица, 1993.-114с.

2. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России. -М., 1991. -126с.

3. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. -Белгород. ,1998.

4. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М.: Просвещение., 1990. -108с.

5. Науменко, Г. М. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть. –М., 1995. -186 с.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Образцовый фольклорный ансамбль ложкарей "Дубок"

Руковлдитель:учитель музыки высшей категории Пельменева Наталья Васильевна.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим!

Ансамбль ложкарей «Дубок» был создан учителем музыки высшей категории Пельменевой Натальей Васильевной в 1986 году на базе Дубовской школы. В ансамбле занималось 15 человек. Ансамбль сразу завоевал симпатию зрителей. Стал участником почти всех общешкольных и районных мероприятий: «День учителя», «День знаний», «Фестиваль «Салют Победа!»», «День Победы», «Масленица».»Посиделки рожлественские,»Покрова» «Осенины».Фольклорные праздники в районе.Активно принимают участие в краевых фестивалях»Играй гармонь-звени частушка»

В 1999 году ансамбль подготовил сольную программу «Озорные трели ложкарей» и ему было присвоено звание «Образцового» коллектива в г.Владивостоке.

С 1986 в районе с периодичностью раз в два года стал проводиться Фестиваль детских творческих коллективов в котором ансамбль неизменно становился лауреатом.

Ансамбль расширил свой репертуар, кроме частушечных наигрышей, плясовых мелодий, разудалых народных песен, стали вводиться пьесы с сюжетной тематикой, игровые или как их еще называют «манерные» произведения. Кроме баяна, различные народные шумовые инструменты: треугольник, бубен, свистульки, трещетки.ложки

В 2012 году при исполнении новой программы «Озорные, расписные, ложки удалые» звание «Образцового» коллектива было подтверждено.

За 30 лет ансамбль выступил более 260 раз на различных площадках школы, села, района, края.

Ансамбль - неизменный участник всех отчетных концертов школы.

В своей работе ансамбль сохраняет традиции народного искусства: ложки разукрашены росписью, костюмы в русском стиле. Наталья Васильевна руководитель коллектива в постоянном творческом поиске, ищет и внедряет новые элементы игры на ложках, вовлекая в этот процесс всех участников ансамбля.

Образцовый ансамбль ложкарей «Дубок» - уникальный коллектив! Он пользуется огромной популярностью и востребованностью у зрительской аудитории.

Приятно наблюдать, как в последнее время в системе образования возрастает внимание к культурным традициям народа, к историческому прошлому нашей страны.

Парадокс в том, что чем труднее и сложнее становится жизнь, тем больше наш народ тянется к культуре, особенно к народной! Ещё много лет назад деревянные ложки можно было услышать лишь в узком кругу или на завалинке. Но пришли новые времена. Мы стали свидетелями фантастического взлёта популярности деревянной ложки. Начали создаваться ансамбли Ложкарей по всей России.

Выступая на концертах ребята показвают:

1.Уровень владения музыкальным инструментом.

2. Уровень владения техникой исполнения(качество, ритмичность, штрихи)

3.Музыкальность(выразительность исполнения музыкального произведения, стиль и фразировка)

4.Артистичность и эстетичность(эстетика внешнего вида)

5.Эмоциональность исполнения

6. Сыгранность и чувство ансамбля.

Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. С течением времени мастера игры на ложках стали объединяться в ансамбли, удивляя многоголосием этого, казалось бы, одноголосого музыкального инструмента.

В школе ребята в рамках коллективного музицирования с большим удовольствием обучаются игре на ложках. Объединяет их всех любовь к народной фольклорной музыке. Зажигательные выступления ложкарей всегда проходят на эмоциональном подъеме, с «огоньком».

Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, стимулирует творческую инициативу.

Слушая ансамбль ложкарей, убеждаешься, что народная музыка и песня в его исполнении нашла своего верного, убежденного пропагандиста.

ЦЕЛЬ:
Сохранить русские народные музыкальные традиции;
Знакомить детей с русскими народными промыслами и ремеслами;
Развить коммуникативность общения среди детей;
Развить музыкальные способности учащихся;
Уметь преодолевать сценическое волнение;
Обучить участников коллектива приемам игры на ложках, включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей детей», в рамках программы учебного предмета по ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программы «Коллективное музицирование».
ЗАДАЧИ:
Практические:
Познакомить участников с историей возникновения ложки, как музыкального инструмента;
ощутить преимущество игры в ансамбле;
Познакомить с приемами игры на ложках и упражнениям, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений;
Стремиться преодолевать сценическое волнение.
Воспитательные:
Стремиться быть одной командой.
Делиться творческими идеями на уроке;
Понимать ответственность за концертное выступление.
Новизна.
Происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание. Используются средства для демонстрации видов народно-прикладного искусства в виде фотографий, видеоматериалов других детских коллективов, аудио записей.

Практическая значимость.
Опыт работы можно использовать в программе ФГТ «Коллективное музицирование » в ДМШ и ДШИ, Домах детского творчества.
Педагогические основы работы с детским коллективом.
Главными основами методической работы с детским коллективом ложкарей, являются принципы дидактики: доступность, наглядность, прочность, систематичность. Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- результативность обучения (зависит от систематичности посещения занятий);
- осознание целей обучения;
- значимость для детей успешного выступления всего коллектива и отдельно каждого участника;
- сложность приемов игры на ложках;
- профессионализм преподавателя.
Неотъемлемой частью на занятиях ансамбля ложкарей присутствуют здоровье сберегающие факторы. На уроке ребята выполняют разминочные упражнения для рук, наклоны и повороты корпуса. На концертных выступлениях происходит меньше психических затрат, поскольку игра на ложках не требует выучивания нотных записей. Достаточно лишь запомнить и отработать последовательность ритмических упражнений.

Методика работы с ансамблем ложкарей

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Доступность музыкальных инструментов, элементарное музицирование, привлекательность и легкость игры в ансамбле способствуют повышению мотивации личности ребенка к творчеству, к народной инструментальной музыке. Каждый участник сердцем познает национальную культуру. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля-14-16 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать:

Все листочки как листочки

Красный, желтый, золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Откуда же к нам пришло это диво? В давние времена, в Нижегородских лесах жил мастер «золотые» руки. В лесу, на берегу реки Хохломки он построил себе дом и начал изготавливать посуду. Мастер был очень добрый и заботливый. К нему постоянно прилетала жар-птица , он накормил ее крошками и поил водичкой. Птица захотела отблагодарить мастера. Взмахнула она своим крылом над посудой и посуда вмиг превратилась в «золотую». Услышал об этом царь и отправил своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет. С тех времен стали другие мастера изготавливать «золотую посуду». Золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют просто «хохломой» (показываю детям ложку с хохломской росписью).

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти ее с собой на память.

В работе ансамбля можно выделить три этапа.

1 ЭТАП

Знакомство с приемами игры на ложках и других инструментах. Руководитель должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся музыкой.

Ведущим методом является объяснительно-иллюстатывный.

2 ЭТАП

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

ИГРА «Оркестр» Учащиеся «играют»-хлопают в ладоши, постукивают ручками ложек, притопывают. Можно применить треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с разным ритмическим рисунком. Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках.

ИГРА» Музыкальное эхо » Педагог простукивает ритм - учащиеся повторяют. Затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Руководитель или концертмейстер играет на инструменте любую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся прослушав ее, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполнительские приемы.

На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте и одновременно выполняют исполнительские приемы.

На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый), проблемные ситуации.

3 ЭТАП

Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.

Выступление ансамбля ложкарей можно предварить чтением стихотворения. Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли

В ложки ударяли

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

В синем море-океане

Кит улегся на диване,

Только ложки услыхал-

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

Возле печки паучиха

Пляшет важно как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки-

С каблучка на носок

А потом еще разок!

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

(П.Синявский «Заиграли ложкари»)

На этом этапе ведущим является практический метод, который приобретает большую долю самостоятельности,творчества.

Приемы игры на двух ложках

1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.

2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.

Эти два приема можно применять в работе с учащимися начальных классов. Более эффектно смотрится, когда ритм отстукивается с движением рук по кругу, по горизонтали справа, а потом слева. Учащиеся начальных классов с интересом играют в шумовом оркестре.

3. «Мячики» - в этом и последующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. (см. фото 1).

На счет «раз», «два», «три», «четыре» ударяют ложками по колену, ложки как «мячики» отскакивают от колена. Затем этот ритм усложняем. Например -удар по одному колену; по другому колену; удар по руке. Данный прием и последующие можно вводить в ансамбль с учащимися 4 классов и старше.

4. Самый распространенный исполнительский прием- ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары (см фото 2). Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.

5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, затем движения повторяются в зеркальном отражении. На счет «раз»-удар по колену; на счет «два»- полунаклон влево-удар по кисти левой руки. На счет «три»-удар по колену; на счет «четыре»-полунаклон корпуса вправо - удар по приподнятой руке (фото № 3).

8. «Глиссандо» можно выполнить по ложкам 3-5шт., которые поставлены между бедрами тыльной стороной к лицу исполнителя. По ним выполняем скользящий удар ложкой, которую держим в правой руке.

Перечисленные приемы игры можно применять в любой последовательности, варьируя их.

Пример: «Утушка луговая» (4 фразы)

1-ое проведение темы: 2-е проведение темы:

1-я фраза – 4 прием 1-я фраза- 4прием

2-я фраза – 5 прием 2-я фраза- 6 прием

3-я фраза – 4 прием 3-я фраза- 4 прием

4-я фраза – 5 прием 4-я фраза-6 прием

В исполнении мелодии: «АХ, ВЫ СЕНИ» можно использовать 7-ой прием и ввести рубель, звучание которого украсит данное произведение.

Перечисленные приемыприменяются в большей степени на подготовительном этапе обучения. На ансамблевом этапе усложняются ритм, исполнительские приемы, ускоряется темп.

Например: ставим левую руку параллельно правому колену. В правой руке держим две ложки, обращенные друг к другу донцами и выполняем в размере две четверти:

на счет « раз и» выполняем удар ложками о колено (четвертная длительность)

на счет «два» - удар по колену (восьмая длительность)

на счет «и» - удар вниз по руке (восьмая длительность) и т.д.

Приемы игры на трех ложках

    В левую руку берут две ложки, в правую - одну. В левой руке ложку № 1 (назовем условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтоб тыльная сторона была обращена вверх, а ложку №2 кладут между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки №1 (см фото № 4). Кисть закрывают, получает удар (см фото № 5).

После того, когда этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ.
Настало время поговорить о самих ложках: как их делают, когда появились, что за роспись на них?
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях. Демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук, повороты головы, корпуса, притопывание ногами, шаги и многое другое.
Ложки бывают разной величины. Основные ее части черпак и черенок.

Сувенирные изготавливаются художественными комбинатами.
Постановка исполнительского аппарата-корпуса
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. На ложках играют всевозможными способами. Все зависит от того, как держать ложки. Сидеть нужно ровно, выпрямив спину. Преподаватель показывает приемы исполнения. Затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. Особое внимание необходимо уделить новичкам, отдельно с каждым повторить сложные для них приемы. Более опытные участники ансамбля с удовольствием демонстрируют перед новичками свои умения и навыки, тем самым передавая свой опыт. Иногда результативнее срабатывает прием передачи умений от ученика к ученику, чем от учителя к ученику.
На первом году обучения дети овладевают первым способом игры – в правой руке исполнителя зажаты две ложки. Основные приемы: удар, тремоло, скольжение. Много времени приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков, артистичностью исполнения.
Можно держать в каждой руке по одной ложке (исполняют самые простые приемы, с помощью которых дети учатся формировать ритмические рисунки);
две ложки в правой руке (самый распространенный прием. Удары осуществляются по разным частям тела: кисть, плечо, колено, бедро, голень, грудь и т.д.;
три ложки: в левой руке 2 и 1 в правой;
4 ложки: по две в каждой руке (самые сложные приемы)
веерные ложки (иногда используют подставку)
После овладения первого способа, переходим на втором году обучения ко второму способу, где в игре участвуют три ложки: 2 в левой руке и 1 в правой. Трудность заключается в том, чтобы работать двумя ложками в левой руке. Приемы этого способа позволяют играть сидя и стоя, совмещать с танцевальными движениями. Овладев этими способами можно намного расширить и разнообразить репертуар.
Третий способ – по две ложки в каждой руке. Ударяя ложку о ложку, получается характерный красивый звук.
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а так же моторики при музицировании. Особенные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полноценные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:
«Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
«Вертолет» - поворот руки с ложкой вверх черенком, потом вниз.
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре. Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, подходящие к тому или иному ритму.
Ритмические упражнения
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Главный принцип – сделать занятия в интересной игровой форме с названиями, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоканье копыт. Другую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки разной высоты. Ритм можно чередовать. Ребенок не только воспроизводит звуки, но слышит и анализирует их высоту (высокая - низкая, звонкий - глухой).

Основные приемы игры на ложках
ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры. При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.
ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.
ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ. Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота ладони верх и назад.
СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.
СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.
ЛИНЕЕЧКА1. Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой ногой, только ногу слегка приподнять во внешнюю сторону.
ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.
ЛИНЕЕЧКА 3– по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.
ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа.
БАНЯ. Повернуться боком вправо/ поднять левую руку, согнутую в локте /два раза удар по своей спине, подражая ударам веника / два удара по плечу соседа справа.
ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.
СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки
КРУГ – по ладони л.руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.
КАПЕЛЬКИ– одиночные и двойные удары по коленям, ладони, плечам; Ладонь-плечо, л. пр. колено, л.и пр. плечо и т.д.
МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно держать вертикально и горизонтально.
МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2 пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке находятся по две ложки.
ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони
КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа
КАЧЕЛИ– по колену и по кисти, приподнятой до уровня глаз л.руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево и в право
На счет 1 – по колену
2 – полу наклон влево и удар по ложкам
3 – по колену
4 – наклон вправо и удар по руке
ТРЕМОЛО – быстрое чередование ударов (можно и тремя ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше закрепить ложки на деревянных брусках для удобств.
Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Эта огромная работа невозможна без помощи родителей учеников. Я хочу выразить огромную благодарность родителям учеников своего класса. Благодаря им, в нашем ансамбле появились табуреты, расписанные в стиле жостовских подносов, яркие жилеты, головные уборы – картузы. Родители всегда присутствуют на концертах, помогают детям переодеваться, ведут фото и видео записи. Все это помогает мне, как руководителю ансамбля, больше уделять внимание творческому подходу в работе с детьми.
4. Работа над ансамблевым исполнением.
Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.
Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.
Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога и учащихся на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень сложности номера, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.
Артистизм действий педагога-дирижера придает эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки, организатора коллектива, творчески активного интерпретатора, эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.
Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя частичкой коллектива, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.
Одним из самых важных качеств игры в ансамбле, коллективе – является чувство партнерства. Проведите игру «Цепочки».
Игра «Цепочки» (лучше расположиться в форме круга)
1 вариант. Каждый ребенок повторяет ритмический элемент за преподавателем под четкий ритм метронома. Нужно следить, чтобы не было остановок. За вторым кругом этот элемент исполняют сразу по два участника, потом все вместе.
2 вариант. Исполняют по очереди. Преподаватель с каждым кругом показывает новый элемент, а дети должны безошибочно без остановок все повторить. Возможно ускорять темп.
3 вариант. Провести упражнение на слуховые ощущение. Начать медленно, постепенно ускорить и затем постепенно замедлить.
4 вариант. Дети сами предлгают свой ритмические рисунок и все его исполняют.
Самым ценным и завораживающим в ансамбле является синхронная и слаженная игра.
5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАВЕРШЕНИЕ.
Актуальность сохранения традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям на образовательной деятельности изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Народное творчество, фольклор или прикладное искусство – это необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам художественной прикладной, музыкальной и устной культуре - нелегкая задача, решать которую можно в форме игры на деревянных ложках.
Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе, школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Р.н.п. «Я на горку шла»
Р.п. «Барыня»
«Яблочко»
А.Новиков «Смуглянка»
В.Темнов «Кадриль»
Р.н.п. «Коробейники»
М.Блантер «Катюша»
Р.н.п. «Возле речки» обр. И.Паницкого

Учимся играть на деревянных ложках. Методическая разработка Мастер – класс «ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ». Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Льгов Курская область ГМО на секции учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. ЦЕЛЬ мастер – класса: Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках. Провести занятие в игровой форме. Задачи: 1.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки. 2. Обучить участников мастер – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности. 3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников. 4. Повысить мотивацию на системное использование в практике. 5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА:

В данном мастер – классе происходит

интеграция образовательных областей

– музыка, коммуникация, познание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.

Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:

А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

Б) особенности и исполнительские возможности.

В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали

деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.

Долгое время они были у народа не удел.Затем получили распространение как музыкальный инструмент.

Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.

Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Итак давайте возьмём в руки наши ложки.

Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.

Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:

Раз, два, три – ты на ложки посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.

Второе упражнение -

руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.

Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.

Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.

Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги,а затем другой.

Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа

«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.

«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.

Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз

Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.

А теперь,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под

востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.

Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!

Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская область