Творческое мышление: развитие креативности

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Публикуем очень краткий и содержательный конспект книги «Великолепная пятёрка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху».

Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления , пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

1) дисциплинарный тип

2) синтезирующий тип

3) креативный тип

4) респектологический тип

5) этический тип

Дисциплинарный тип мышления

Обычно люди не понимают разницы между предметом и дисциплиной, как правило, изучают предметы. Дисциплина представляет собой совершенно другой феномен. Она предполагает характерный способ мышления, видения мира. Наука наблюдает за миром, создаёт концепции, теории, экспериментально проверяет их, развивает в свете новых открытий, и затем, вооружившись новыми знаниями, проводит дальнейшее наблюдения, создаёт новые классификации, ставит новые опыты.

Люди, овладевшие научным способом мышления, знают, что любое научное убеждение будет рано или поздно подвергнуто сомнению, поскольку появиться новое открытие или революционная теория.

Очевидно, что для занятий естественными науками, историей, литературой, любой дисциплиной, человеку нужна информация, но без связи друг с другом, без основополагающих вопросов, без дисциплинарного метода объяснения этого свода информации, факты просто остаются «инертными знаниями».

Другими словами, студенты должны воспринимать информацию не как самостоятельную ценность, не как стартовую площадку для получения более сложной информации, а как средство, которое поможет эффективно действовать, опираясь на знания.Со своей стороны преподаватели, действующие, в том числе и как наставники, должны добиваться от студента отклика, направлять их способности в нужное русло, чтобы учащиеся выработали в себе профессионализм в области мышления и поведения.

Как развивать дисциплинарный тип мышления

Чтобы начать обучение, необходимо выявить цели и интересы человека, а затем смоделировать способ мышления.

Для развития необходимо пройти 4 ступени:

1. Определить самые важные вопросы или концепции в рамках дисциплин

2. Не жалеть времени на обучение

3. Рассматривать каждую тему с различных точек зрения

4. Установить показатели осмысления

Следует помнить, что любая форма мышления может принимать избыточные формы. Не нужно, чтобы профессиональное мышление проникало во все без исключения сферы вашей жизни.

Людям необходимо знать об ограничениях освоенных ими дисциплин

В этом человеку может помочь овладение несколькими дисциплинами. Конечно, следует помнить о контексте восприятия явления с той или иной точки зрения в зависимости от условий.

Нельзя заниматься дисциплиной одержимо ради самой дисциплины. Так, если человек является истинным знатоком права, он не станет просто знакомится с каждым опубликованным докладом и хвастаться своими знаниями. Такое поведение является признаком незрелости, а не профессионализма.

Следует помнить, что ни одним знанием нельзя овладеть полностью без привлечения сопутствующих дисциплин. Человек должен быть объективным в том, насколько глубоко он разбирается в одной или даже нескольких дисциплинах. Сделать это просто необходимо. Дисциплинарные методы должны быть инструментами, а не оковами.

Синтезирующий тип мышления

Способность связывать воедино информацию из разрозненных источников сегодня жизненно важна. Количество аккумулированных знаний удваивается каждые 2-3 года, источники информации обширны, они не похожи друг на друга, и люди ищут между ними связь, пытаются интегрировать.

Однако путь к умению синтезировать весьма непрост. Всё усложняет тот факт, что когнитивные способности человека во многом зависят от предметной области. Мы предрасположены получать навыки в определённом контексте и сопротивляемся их обобщению, более широкому применению.

Виды синтеза:

1. Изложение - интегрирования материала в связный рассказ (примеры - от Библии до современных книг по истории и общественным наукам).

2. Систематика - материалы структурируют исходя из значимых характеристик. Систематика часто присутствует в графиках и таблицах. Примеры, классификация растений и животных Линнея.

3. Комплексные концепции – совмещение разных феноменов. Примеры, концепция естественного отбора, концепция бессознательного Фрейда, 5-ти факторная модель Портера.

4. Поговорки и афоризмы

5. Сильные метафоры, образы и темы. Для описания концепций и идей часто используются метафоры.

6. Визуальные и музыкальные образы.

7. Теории. Концепции можно преобразовать в теорию. Например, теория эволюции Дарвина совмещает концепции изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, выживания и воспроизведения.

8. Метатеория. Знания можно заключить в общие рамки, в «теорию теорий». Так, Гегель изобразил универсальную последовательность развития - от тезиса к антитезису и к синтезу.

Компоненты синтеза

Эффективный синтез информации – очень серьёзная задача. Каждая попытка интеграции должна включать 4 компонента:

1. Цель- формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза.

2. Отправная точка-идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу.

3. Выбор стратегии, методов и подхода.

4. Проекты и наброски. Рано или поздно, человеку, занятому синтезом, приходиться делать первый шаг.

    Бил Брайсон «Краткая история всего на свете»

    Кен Уилбер «Краткая история всего»

Синтез-задача сложная, но разрешимая. Синтезу препятствует – консерватизм нашего мышления. Жизнь людей, во многом зависит от обстоятельств, мы учимся действовать, вести себя, мыслить в определённых условиях.

По мере взросления мы сохраняем способность действовать и мыслить именно в тех обстоятельствах, в которых мы приобретали эти навыки и умения в ситуациях, не похожих на ситуацию обучения. Такой консерватизм не мешает человеку осваивать отдельно дисциплину, но препятствует овладению междисциплинарным подходом или занятием творчеством.

1. лазерный интеллект - глубоко проникает в предмет, однако не способен с лёгкостью переходить от одного предмета к другому, больше всего подходит для изучения отдельной дисциплины.

2. прожекторный интеллект - не проникает так глубоко, однако постоянно исследует окружающую среду, и поэтому с большей готовностью подмечает связи (и находит различия) между разными областями знаний.

Как сделать синтез успешным

Полноценный синтез включает в себя смесь сценариев, планов, концепций, которые обычно рассматриваются по отдельности. Это своеобразное искусство создания сочетаний.

Люди, которые могут представить идею или концепцию несколькими способами. Более способны к эффективному синтезу, чем те, кто ограничен единственным, порой нечётким представлением об этой идеи.

Для того, чтобы синтез был успешным, необходима чёткая стратегия его осуществления. Необходимо определить:

    цель и назначение синтеза

    желаемый результат

    набор инструментов синтеза

    способы оценки промежуточных результатов и критерии, по которым можно будет судить об успехе или неудачи проекта в целом.

Креативный тип мышления

Способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Переосмысление творчества.

Для понимания творчества очень важна идея психолога Михая Чиксентмихая, заключающаяся в том, что творческие достижения никогда не являются заслугой одного человека и даже группы людей. Скорее творчество возникает случайно в результате взаимодействия трёх автономных элементов.

1. Человека, освоившего какую-то дисциплину и постоянно работающего в этой области (например, историка, композитора, программиста и так далее).

2. Профессионального домена, в котором работает этот человек с присущими ему культурными моделями, тем, что в его рамках принимается и отвергается (представлениями того, что является научной работой, музыкальным произведением, программой).

3. Социального окружения - людей и институтов, которые предоставляют доступ к соответствующему образованию и возможность работать. Представители этого окружения оценивают заслуги человека и/или его творческие попытки.

По Чиксентмихаю, творчество имеет место тогда, и только тогда, когда продукт, созданный человеком или группой, признан новаторским в конкретном культурном домене соответствующим окружением и в свою очередь рано или поздно, оказывает уникальное и измеримое влияние на последующие работы в этом домене.

Этот подход применим к самым разным видам творчества разной степени новаторства.

Творчество и синтез

Цель человека, занимающегося синтезом, - представить уже достигнутое в максимально ясной и удобной форме. Цель творческого человека - расширить границы знания, нарушить законы жанра, направить свои усилия в новом, неизведанном направлении.

Креативный тип мышления - выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Респектологический тип мышления

Умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур. (образование).

Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность. Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса.

Этический тип мышления

И трудовая и общественная жизнь требует того, чтобы человек посмотрел на свою жизнь под новым широким углом. Ему нужно ответить себе на следующие вопросы:

  • Что сегодня значит быть юристом/врачом/инженером/преподавателем?
  • Каковы мои права и обязанности?

    Что значит быть гражданином моего сообщества/региона/планеты?

    Ответственен ли я перед окружающими, особенно перед теми. Кто в силу различных обстоятельств живёт хуже?

Этический тип мышления предполагает, что человек способен мыслить абстрактно, поэтому нравственные установки формируются в юности и в последующие десятилетия. Встав на нравственную позицию, человек думает о себе как о представителе профессии, размышляет, как он должен себя вести для того, чтобы соответствовать этому званию.

Питер Сенге: «Если мы стремимся к цели большей, чем наши интересы, стремимся познать то, что шире нашего сознания, единственно возможное для нас решение - встать на этическую позицию. Этическая позиция требует, чтобы мы отказались от личной точки зрения и стали беспристрастными наблюдателями. Таким образом, смотря на вещи нравственно, вы выходите за пределы внутренних соображений и идентифицируете себя с самой объективной из возможных точек зрения». Описывая данный тип мышления, автор раскрывает понятие достойной работы. Работу можно назвать достойной, если она превосходна по качеству (высокодисциплинарна), когда учитываются интересы всех заинтересованных сторон и сообществ, в котором действует компания, когда она доставляет удовольствие (увлекательна), наполнена смыслом и приносит прибыль. В целом, станет ли человек достойным работником, зависит от его стремления работать хорошо, желания достичь цели, особенно если это нелегко.

1. Миссия. В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без чёткого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.

2. Примеры. Очень важно брать пример - лучше у достойных людей, но можно через книги или средства массовой информации- с людей, которые воплощают собой качества достойного работника. Если таких примеров нет, молодому сотруднику сложно двигаться вперёд. Временами отрицательный пример также может преподать необходимый урок.

3. Самокритичность. Молодой сотрудник должен иногда смотреть на себя со стороны и оценивать собственные поступки. Нужно задавать себе вопрос: «Хорошо ли я работаю, и если нет, что мне сделать, чтобы работать лучше?». Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно прислушаться к мнению знающих и беспристрастных людей.

4 . Профессиональная ответственность.

Это Вам будет интересно:

Этический тип - осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер. Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни.

Примеры (образование): Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.

Примеры (работа): Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во время быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответсвенности за профессию, готовность высказывать своё мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны, мира.

Псевдоформы: На словах человек представляется хорошим работником и ответственным гражданином, однако слова его расходятся с делом. Такой человек склонен к недопустимым компромиссам в работе и общественной жизни.опубликовано

Текст: Елена Еремеева

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Фактрум предлагает изучить эти стратегии и использовать их для пробуждения в себе творческого, креативного, нестандартного взгляда на мир.

Другой взгляд на мир

Положение наблюдателя определяет взгляд на мир. Важно научиться менять его, чтобы смотреть на вещи разными способами. Уолт Дисней отождествлял себя с героями своих мультфильмов и со зрителями. Тесла, воображая, что живет в будущем, в прямом смысле смотрел на настоящее из будущего, создавая новую реальность.

Попробуйте сыграть другую роль, чтобы открыть для себя иной угол зрения на проблему. Сначала зафиксируйте формулировку задачи с вашей точки зрения. Затем запишите ее еще в нескольких вариантах, например, как записал бы ее лидер вашей отрасли, профессор, вундеркинд, политик, Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд.

Поразмышляйте, как к проблеме подошел бы каждый персонаж. Как бы он стал искать решение? В чем между ними сходства и различия? А теперь проверьте, изменился ли ваш первоначальный взгляд на проблему?

Думайте как ребенок

Эйнштейн часто вел себя, как любопытный ребенок. Он регулярно задавал очевидные на первый взгляд вопросы о Боге, пространстве и времени. Закройте глаза и представьте, что вам, допустим, 12 лет. Вспомните себя в этом возрасте: как вы встречали Рождество, дни рождения, что чувствовали во время каникул и за школьной партой?

Задавайте игровые вопросы, чтобы войти самому или в составе группы мозгового штурма в детское, игровое состояние.

Постарайтесь думать о задаче как о живом организме. Как она выглядит? Нарисуйте. Например, проблема продажи недвижимости может выглядеть как странное, беспомощное создание.

Представьте, что ваша проблема съедобна. Какова она на вкус?

Посмотрите на мир с точки зрения проблемы. Что она может думать о вас? Каковы ее политические убеждения? Что с романтическими отношениями? Чего боится проблема?

Если бы вы были психотерапевтом этой проблемы, что она доверяла бы вам?

Гений - это страстная приверженность к сочетанию множества перспектив. Когда человек преуспевает сразу в нескольких областях деятельности и при этом способен их объединять, он близок к гениальности.

Метод Пикассо

Пикассо отмечал, что художник творит для высвобождения чувств, видений и мыслей. В этом, по его мнению, и состоит вся тайна искусства. Когда Пикассо выходил на прогулку в лес, он думал только о зеленом цвете и ни о чем другом, пока не наступало «перенасыщение зеленым». Чтобы избавиться от такого «переполнения», он выплескивал его на картину. Многочисленные работы Пикассо стали продуктом этого постоянного наполнения мысли и выкладывания ее на холст.

Чтобы испробовать метод Пикассо, накопите как можно больше материала по своей проблеме в доступной форме - это могут быть, например, резюме книг, чужой опыт, действия конкурентов. Как можно быстрее прочитайте весь материал - в один присест, пока не «переполнитесь» темой. Затем начните с любой темы и составьте для нее «ментальную карту». Удалось ли с её помощью открыть что-то неизвестное? Заметили ли какие-то общие шаблоны?

Если позволить информации развиваться естественным образом, новые идеи появятся сами собой.

Сочетайте несочетаемое

Выберите 20 случайных объектов. Они могут быть откуда угодно: из дома, с работы, с улицы. Запишите их в две колонки по десять объектов. Возьмите объект слева и сочетайте его с объектом справа. Когда обнаружится интересная многообещающая пара, обработайте ее, чтобы получилось изобретение. Хороший пример - карандаш с ластиком.

Сочетание двух непохожих предметов создает своего рода мысленный сплав, порой приводящий к интересной идее или догадке.

Щелчок

Концепции сочетаются, подобно световым лучам, собираются в одной точке и «щелкают» у вас в подсознании.

Чтобы испытать «щелчок», попробуйте следующий эксперимент. Напишите вашему подсознанию письмо о проблеме, над которой работаете. Подробно опишите проблему, предпринятые меры, непонятные места, потребности, препятствия, идеальное решение… Поручите подсознанию найти решение.

Напишите: «Твоя задача - найти решение проблемы. Хотелось бы ознакомиться с ним через два дня».

Запечатайте письмо и отложите. Забудьте о нем. Через два дня откройте. Если проблема все еще не решена, припишите в конце письма: «Сообщи сразу, как решишь». Рано или поздно, когда вы будете отдыхать или займетесь чем-то другим, идеи и решения внезапно всплывут из подсознания.

Очень часто мы придумываем одну-две идеи и носимся с ними, как будто они и есть ответы на все вопросы. Но творческие идеи, как и жемчужины, встречаются не часто. Поэтому разумно выдать как можно больше гипотез. Хорошая идея может послужить препятствием для отличной, а отличная, в свою очередь, может не дать найти верную.

Мы считаем творческих гениев загадочными людьми, спонтанно генерирующими идеи из ниоткуда. Это не так. Идеи будут сыпаться как из рога изобилия, если использовать определенные методы мышления. Творческие гении думают легко и гибко. Хотите стать одним из таких людей?

"Личность есть не субстанция, а творческий акт"

Н. А. Бердяев


Творчество – в философии – деятельность людей в целом преобразующая социальную действительность, а также среду обитания в соответствии с их потребностями и целями.

Творчество – в психологии – это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой для субъекта деятельности возникают новые результаты: знания, решения, способы действия, материальные продукты.


Мышление – вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанных с открытием человеком новых знаний для себя.

Творческое (креативное) мышление – процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

В психологии творческое мышление еще обозначается как дивергентное мышление. Термин происходит от латинского слова "divergere", что означает "расходиться". Этот метод решения проблем можно назвать "веерообразным" – отсутствует жёсткая связь при анализе причин и следствий. Это даёт возможность новым комбинациям, новым связям между элементами, что позволяет получить больше путей решения задачи.

Достаточно ясный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление, смогли дать создатели американского блокбастера "Дивергент". Именно этот тип мышления взят за основу для сюжета фильма, герои которого, брошенные в водоворот неопределённых и опасных событий, ищут неординарны идеи, используют нестандартные формы деятельности, работают над формированием исследовательского и творческого решения задач.

Алхимией творческого мышления управляет правое полушарие головного мозга. С помощью правого полушария мы можем мечтать и фантазировать, развивать способности к искусству. Оно способно обрабатывать одновременно разнообразную информацию, рассматривать проблему в целом, не применяя анализ. Работа с информацией через правое полушарие выражается чаще невербально, а в символах и образах. Интуиция обитает в правом полушарии мозга.

Методы развития творческого мышления

Существует множество методик и способов развития творческого мышления.

Методика Тони Бьюзен "Ментальные интеллект-карты"

Разработана для развития креативного и ассоциативного мышления, для быстрого нахождения решения поставленной задачи.

По типу карты метро в центре листа бумаги рисуется исходная задача, от которого вокруг стрелочками (ветками) расходятся ассоциации, связанные с решением этой задачи. От каждой ветки-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

В процессе этого в уме происходит перебор вариантов-ассоциаций, активизирующих работу мышления. Это позволяет довольно быстро найти решение задачи.

Мозговой штурм

Перед участниками команды ставится определенная задача, для решения котрой требуется выдвинуть как можно больше идей. Свободные ассоциации, невероятные предположения и гипотезы поощряются в процессе обсуждения. Цель – раскрепостить воображение, снять шаблоны, и в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. После отбирают самые удачные из вариантов обсуждения и проводят детальный анализ каждого.

Метод четырёх стадий творческого процесса Грема Уоллеса

1. Подготовка.

Стадия полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Анализ имеющихся данных задачи, проблемы. Накопление и мобилизация интеллектуальных ресурсов, которые лягут в основу решения. На стадии подготовки человек узнаёт новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание.

2. Инкубация.

Стадия имеет две противоположные стороны: "негативные моменты" заключаются в том, что во время инкубации нет сознательного фокуса на конкретной проблеме, а "положительные моменты" приходят из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как Уоллес называет это, "сверхсознательные" и "сверхпроизвольные").

На этом этапе мозг релаксирует, но подсознание продолжает по инерции искать решения для поставленной задачи. Это то, что Эйнштейн называл "комбинаторной игрой", которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, коллаборации впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений, инсайтов.

3. Озарение (интсайт).

На ум внезапно приходит идея верного решения путём цепочки ассоциаций.

Уоллес описал эту стадию так: "Если мы говорим о стадии озарения как о некой мгновенной вспышке в сознании, становится очевидно, что мы не можем влиять на появление этой стадии путём волевых усилий, потому что наша воля способна влиять на события, которые длятся какое-то время. С другой стороны, появление "вспышки" – это кульминация череды ассоциаций, незаметной внутренней работы, которая, возможно, продолжалась в течение приличного промежутка времени и которой, вероятно, предшествовал целый ряд неудачных цепочек и решений. Иногда успешное объединение идей, кажется, состоит из одного-единственного прыжка ассоциаций или последовательных их скачков, которые происходят так быстро, что начинает мниться, словно это происходит мгновенно".

4. Проверка.

Стадия анализа и рассчётов для утверждения идеи в качестве действительно правильного решения, либо опровержения.

Цикличность и взаимодействие всех стадий – основное условие эффективной работы в теории творческого процесса Грема Уоллеса.

Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"

Метод включает в себя шесть разных видов мышления:
  • Научный – белая шляпа. Анализируются факты, данные. Определяются "пробелы", которые нужно восполнить, происходит поиск недостающей информации;
  • Итнуитивный – красная шляпа. Эмоциональная оценка ситуации, догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать;
  • Критический – черная шляпа. Включение режима критического мышления и оценки ситуации, выявление "подводных камней", недостатков и возможных рисков;
  • Оптимальный – желтая. Шляпа перспектив и конкретных целей. Определяет плюсы, достоинства и выгоды решения проблемы;
  • Креативный (творческий) – зеленая. Нестандартное и альтернатиыное мышление. Полёт фантазии и воображения;
  • Управленческий (административный) – синяя. Шляпа модератора для управления всем процессом работы и реализации замысла. Определяет общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизирует все высказанные ранее точки зрения и объединяет в одну логическую цепочку.
Этот групповой метод основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной, который всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Метод "Шесть шляп мышления" хорошо работает в детских и юношеских коллективах. Также его используют в своей практике такие компании как "DuPont", "Pepsico", "IBM", "British Airways" и другие.

Арт-терапия

Арт-терапия – это союз творчества и психотерапии.

Развитию творческого мышления способствуют арт-терапевтические техники. Это один из современных методов психотерапевтической деятельности, ориентированны на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Он заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта. Предполагает использование психотерапевтом или тренером орпеделенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я". Выраженные таким образом конфликты переживаются заново, разрешаются и обретают завершенность.

Метод инверсии

Инверсия – это не поиск хорошего решения, а поиск анти-решения для того, чтобы понять, чего нужно избегать, а чего не хватает для успеха. Определяя то, что не работает, можно осознать то, что, наоборот, эффективно. Цель этого метода состоит в том, чтобы представить себе негативные вещи, которые могут произойти в жизни. Это тип обратной логики, которая изменяет привычный статус-кво. Метод работает следующим образом: представьте себе важную цель или проект, над которыми сейчас работаете. Переместитесь на полгода вперёд и предположите, что проект провалился или цели не удалось достигнуть. Что пошло не так? Объясните самому себе, как и почему это произошло.

Особенности творческого мышления

"Творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей. Автор "концепции креативности" Джой Гилфорд выделяет:
  • Нетривиальность и оригинальность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне. Творческая личность почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект в ином ракурсе, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
  • Образная адаптивная гибкость – способность менять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
К основным факторам, влияющим на творчество, обычно относят следующие компоненты: визуализацию, эмоциональность, метафору, аналогию, юмор.

Визуализация – видение, представление образа объекта или ситуации через воображение. Если визуально представляется желаемый результат, с большей вероятностью достигается поставленная цель.

Эмоциональность как техника объединения левосторонней и правосторонней мозговой деятельности. Актуальна для людей с преобладающим левосторонним мышлением. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

Метафора – игра с понятиями. Как метод побуждения творчества основана на соединении различных предметов или явлений по общему принципу. Как творческий процесс метафорическое мышление основывается на сравнении проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения.

  • Бинарные метафоры-аналоги ("ветер воет"; "колокольчик хохочет");
  • Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("материальный дух"; "круглый квадрат");
  • Метафоры-загадки ("полная горница людей" – огурец).
Аналогии. Возникают при обмене информацией между левым и правым полушариями. Синтезируются в результате пересечения интуитивных и логических процессов мышления. Носят характер сравнения или похожести.

Юмор – своего рода фитнес для мозга. Объединяет рациональность левого полушария мозга и креативность правого. От смеха мозг вырабатывает гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия, расслабления, и приводит к более творческому и неординарному мышлению.

Для включения творческого мышления необходимо отключить когнитивный контроль. И не бояться ошибок.

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.