История жизни баха иоганна. Бах: биография кратко для детей. Творческое наследие Баха

Заслуженные гроссмейстеры и юные 9-летние чемпионы мира, чемпионы Москвы и Европы, спортсмены, музыканты, чиновники, взрослые и дети – такого калейдоскопа любителей шахмат не принимала у себя даже видавшая виды Госуарственная Третьяковская галерея, в которой отмечала свое 80-летие шахматная школа им. М.М. Ботвинника Московского Дворца Пионеров. Юбиляров – учеников и преподавателей — пришли поздравить представители Министерства культуры и Министерства образования РФ, Департамента образования города Москвы, маститые гроссмейстеры, знаменитые эксперты и просто поклонники шахмат.

Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов в своей приветственной речи отметил, что за прошедшие 8 десятилетий школа Ботвинника воспитала более 50-ти международных гроссмейстеров. Юрий Авербах, Александра Костенюк, Артур Юсупов, Марк Дворецкий, Александр Никитин, Евгений Васюков — имена этих выдающихся воспитанников школы вписаны в мировую историю шахмат.

Организаторы праздника предоставили гостям возможность пообщаться с сильнейшим тренерским составом школы – с чемпионами мира Александрой Оболенцевой и Ильей Маковеевым, с вице–чемпионкой Европы Маргаритой Зверевой, с чемпионом России Арамом Ерицяном, с 5-кратной чемпионкой Москвы Еленой Бадзгарадзе и юными чемпионами Москвы Расулом Ражбадиновым и Александрой Шведовой.

В рамках сеанса одновременной игры — 2 гроссмейстера против 30 учащихся школы – блиц-турнир провели ведущие игроки сборной России по шахматам. А перед турниром прошел праздничный концерт, на котором выступили детские коллективы Московского Дворца Пионеров (МДП): хор Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева, Театр Юного Москвича, Театр Моды, Студия спортивного танца и другие.

На юбилей школы приехали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов, супруга выдающегося международного шахматного эксперта и арбитра Владимира Яковлевича Дворковича Галина Дворкович, дочь Михаила Ботвинника Ольга Михайловна.

Александр Журавский отметил: «Я вижу в Школе Ботвинника и государственную, и личную составляющие. Блестящая шахматная школа Советского Союза не пропала с развалом, а восстановилась и продолжает массово готовить чемпионов и просто умных, талантливых граждан. Школа Ботвинника Московского Дворца Пионеров – яркий тому пример. И как отец, я горд, что мой сын занимается именно в ней».

Огромной популярностью у журналистов заслуженно пользовался воспитанник школы, 9-летний Чемпион Мира Илья Маковеев. Слегка смущаясь, юный чемпион раздавал интервью и расказывал, что в шахматы его привел папа, а школа Ботвиннка «дала мне все».

Генеральный директор МДП Андрей Шашков отметил, что уникальный, крупнейший в Европе детский образовательный комплекс – Московский Дворец Пионеров – в этом году также отмечает 80-летний юбилей. «Москвичам от 6 до 18 лет Дворец дает возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта» — подчеркнул Андрей Шашков.

СПРАВКА:

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества основан в 1936 году и располагается в современном комплексе на Воробьёвых горах.

Это крупнейшее многопрофильное государственное учреждение в системе национального дополнительного образования. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей занимается около 30 тысяч человек. Во Дворце работают почти 1,5 тыс. учебных групп и коллективов по 10 образовательным направленностям, обучение в более 93 % из них -бесплатное. Общение детей и педагогов происходит не только в учебных аудиториях, но и на научно-практических конференциях, в поисковых и фольклорных экспедициях, в профильных лагерях, в туристских походах, экскурсиях и слетах по всей территории России и за рубежом.

Служба информации «Новые ведомости»

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – ИЗБРАННИК МУЗЫКИ

Фамилия Бах и слово «музыкант» были в Германии несколько веков синонимами, ведь этот древний род дал миру 56 музыкантов, но лишь в пятом поколении родился тот, кому суждено было прославить фамилию, – . Его биограф позже писал, что творчество Иоганна излучало настолько яркий свет, что отблеск его попал на всех представителей фамилии. Этот человек стал гордостью своего отечества, казалось, будто само искусство музыки ему покровительствовало. Впрочем, при жизни великого композитора его вряд ли можно было считать избранником судьбы.

Под влиянием брата

На первый взгляд жизненный путь Иоганна Себастьяна Баха может показаться ничем особо не отличающимся от биографий других немецких музыкантов, которые жили в XVII-XVIII веках. Он появился на свет 1685 года в небольшом городке Эйзенах в Тюрингии. Бах рано осиротел – ему было всего 9 лет, когда не стало матери, а через год и отца. Его взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф, который был органистом в соседнем городе. Сначала Иоганн Себастьян учился музыке под руководством брата и школьных канторов, позже он переехал в нижнесаксонский город Люнебург, где посещал школу при церкви. Он овладел техникой игры на клавесине, скрипке, альте, органе, кроме этого, Иоганн Себастьян был певчим в хоре, а позже стал помощником кантора после мутации голоса.

Уже в юности Бах четко осознавал свое призвание в органной музыке. Он постоянно учился искусству импровизации на органе у лучших немецких мастеров того времени. Впоследствии эти навыки станут базой его мастерства. Стоит прибавить к этому и знакомство Иоганна Себастьяна с различными жанрами европейской музыки. Он участвовал в концертах придворной капеллы города Целле, которая отличалась своей любовью к французской музыке, побывал в Любеке и Гамбурге, имел возможность изучать в школьной библиотеке сочинения итальянских мастеров.

Молодой перфекционист

Иоганн Себастьян уже после школы был достаточно образованным и опытным музыкантом, но тяга к учению не покидала его на протяжении всей жизни. Его интересовало все, что могло хоть малость расширить профессиональный кругозор. Карьера Баха отличалась перфекционизмом и извечным стремлением к самосовершенствованию. Он вовсе не по воле случая занимал ту или иную должность, каждую ступень своей музыкальной иерархии (от органиста до кантора) заслужил упорством и трудом. И с каждым шагом музыкант-практик превращался в композитора, чьи творческие побуждения и свершения шагнули далеко за рамки тех целей, которые ставили перед Бахом.

В 1703 году он стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через несколько месяцев о нем заговорили, как о видном исполнителе. Затем Баха пригласили в Арнштадт занять должность церковного смотрителя органа. В церкви Святого Бонифация Иоганн Себастьян работал с хорошо настроенным инструментом, который расширял его исполнительские и композиторские возможности. В Арнштадте он написал немало органных произведений, но со временем у него возникли проблемы в общении с местными властями. Баха не устраивал уровень подготовки хоровых певчих, а местные чиновники выказали ему недовольство музыкальным сопровождением хорового исполнения, которое якобы смущает прихожан.

Многодетное семейство Баха

В Арнштадте Иоганн Себастьян влюбился в свою кузину Марию. Несмотря на родство, возлюбленные решили пожениться, но их семейный союз был недолгим. Мария прожила всего 36 лет, хотя родила композитору 7 детей. Лишь четверо из них выжили. Второй женой Баха стала Анна Магдалена, которая была на 16 лет его моложе. Но такая разница в возрасте не помешала Анне стать заботливой матерью для уже подросших детей супруга. Она подарила Иоганну Себастьяну еще 13 наследников, прекрасно справлялась с ведением домашнего хозяйства и искренне интересовалась достижениями мужа на музыкальном поприще.

В поисках перспектив

Когда Баху в 1706 году предложили стать органистом в Мюльхаузене, он без сомнений сменил место работы. Должность была выгодной и предоставляла Иоганну Себастьяну явно большие возможности, нежели в Арнштадте, однако оказалась недостаточной для того, чтобы способствовать развитию церковной музыки, как считал Бах. К этому времени он уже накопил обширный репертуар и, не видя для себя перспектив, написал магистрату города прошение об отставке.

Разносторонняя деятельность ждала Иоганна Себастьяна Баха в замковой церкви и капелле при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского. В Веймаре композитору удалось закончить несколько своих знаковых произведений – Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор, а также знаменитую «Органную книжечку» – руководство для начинающих органистов. Бах прославился далеко за пределами города, как знаток импровизации и лучший советчик по части сооружения органа. К веймарскому периоду относится и обросшее мифами несостоявшееся соревнование Иоганна Себастьяна с известным французским органистом Луи Маршаном, который решил уступить сопернику еще до встречи.

Опыт Веймара и Кетена

Мечта композитора о регулярном написании церковной музыки сбылась после его назначения вице-капельмейстером в 1714 году. По условиям договора, Бах должен был ежемесячно создавать новые произведения. Не менее активно Иоганн Себастьян проявлял себя в роли концертмейстера. Интенсивная музыкальная жизнь Веймара давала композитору возможность не просто близко знакомиться с европейской музыкой, но и творить под ее впечатлением. Он сделал органные обработки концертов , клавирные – Томазо Альбинони и Алессандро Марчелло.

В Веймаре Бах впервые обратился к жанру сюиты и сольной скрипичной сонаты. Инструментальные опыты мастера не прошли зря – в 1717 году его пригласили в Кетен и предложили занять пост великокняжеского капельмейстера. Тут царила самая благоприятная творческая атмосфера. Князь Леопольд был страстным меломаном и к тому же музыкантом, который владел игрой на виоле и клавесине и имел незаурядные вокальные данные. Иоганн Себастьян должен был сопровождать пение и игру князя, но основная его обязанность состояла в руководстве оркестрантами капеллы. Здесь творческие интересы композитора переместились в инструментальную сферу. В Кетене он написал оркестровые сюиты, концерты, сонаты для скрипки и виолончели. Тут же он продолжил свою педагогическую работу и создал композиции, как он говорил, для музыкальной молодежи, которая стремится к учению. Первая среди них – «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха». Он начал ее в 1720 году для своего первенца и будущего композитора. Кроме обработок хоралов и танцевальных миниатюр в ней содержатся прообразы «Хорошо темперированного клавира» и двух и трехголосных «Инвенций». Через пару лет завершит эти собрания.

Одновременно с ежегодным увеличением числа учеников Баха пополнялся и его педагогический репертуар. Это наследие Иоганна Себастьяна стало школой исполнительского мастерства для многих поколений музыкантов.

Завершение странствий Баха

С богатейшим опытом и завидным репертуаром Бах шагнул еще на одну ступень выше в своей карьере и стал музикдиректором Лейпцига и кантором школы Святого Фомы. Этот город стал последним пунктом на карте баховских странствий. Здесь он достиг вершины служебной иерархии. Пока магистрат выделял финансирование на создание богослужебной музыки, энергия Иоганна Себастьяна в должности кантора не знала границ. Он привлекал к исполнению опытных профессиональных музыкантов. В его лейпцигском творчестве соединились знания и умения, полученные в Веймаре и Кетене. Еженедельно он создавал кантаты и написал их более полутора сотен, в это же время он сочинил два своих знаменитых произведения на тему Евангелия – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Всего же написал четыре или пять пассионов, но лишь эти полностью сохранились до наших дней.

В Лейпциге композитор вновь взял на себя обязанности капельмейстера и возглавил студенческое «Музыкальное содружество». С этим коллективом Бах еженедельно давал концерты для светской публики, чем внес неоценимый вклад в музыкальную жизнь города. Исследователи считают, что именно в Лейпциге возникла особая разновидность концертов для клавира Иоганна Себастьяна. Это были, говоря современной терминологией, ремиксы – обработки его же концертов для скрипки или скрипки и гобоя.

Незабытый гений

В 1747 году Иоганна Себастьяна пригласи посетить королевскую резиденцию в Потсдаме для импровизации на новинке среди музыкальных инструментов – фортепиано. Тему композитору задавал сам Фридрих II. Вдохновившись этой идеей, Бах создал грандиозный цикл «Музыкальное приношение», который считают несравненным памятником контрапунктического (полифонического) искусства. Параллельно с этим творением композитор завершал задуманный еще много лет назад цикл «Искусство фуги», который содержал все виды канонов и контрапунктов.

К концу жизни Иоганн Себастьян потерял зрение, и в работе помогала ему любящая Анна Магдалена. Его имя постепенно стало теряться в череде других музыкантов, но, вопреки распространенному мифу, великий композитор не был предан полному забвению. скончался 1750 года. Его могила со временем затерялась и только в 1894 году останки композитора случайно обнаружили при реконструкции церкви.

Многочисленные изданные и рукописные произведения Баха собирали его ученики и простые ценители творчества композитора, ведь он как никто в щедрое на таланты время сумел соединить несоединимое, завершив эволюцию многих жанров.

Фамилия Иоганна Себастьяна Баха в переводе с немецкого означает «ручей». Однажды используя эту аналогию, сказал, что «не ручей, а море должно быть ему имя», имея в виду всю масштабность творчества гения.

У старшего брата Баха был сборник произведений знаменитых композиторов того времени, который он прятал от Иоганна Себастьяна в шкафу с решетками. Девятилетний Бах по ночам каким-то способом вытаскивал нотный сборник и под лунным светом переписывал его. Однажды брат застал его, забрал ноты и отправил спать. В слезах Иоганн Себастьян закричал, что сам напишет такую музыку или даже лучше. Время показало, что обещание свое мальчик сдержал.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена