Итальянские дирижеры времен артуро тосканини. Биография. Он одинаково требовательно относился ко всем артистам


(Toscanini, Arturo)

(1867-1957), всемирно известный дирижер. Родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний сезон в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет. Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением Богемы Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве. В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра "Ла Скала". С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в "Ла Скала" и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой "Ла Скала" заставило Тосканини в 1904-1906 покинуть этот театр, потом он вернулся туда еще на два года. В 1908 очередная конфликтная ситуация побудила дирижера покинуть Милан. Так он в первый раз приехал в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером "Метрополитен-опера". С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером "Ла Скала". Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета "Ла Скала". В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, после 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр). Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Искусство А. Тосканини. Воспоминания, биографические материалы. Л., 1974 Вальденго Д. Я пел с Тосканини. Л., 1989

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Хорхе Артуро Медина Эстевес. Чилийский куриальный кардинал. Епископ Вальпараисо в 1993-1996...

    Католическая энциклопедия

  • - политический деятель и президент Чили. В 1897 А. был избран депутатом от либеральной партии в Национальный конгресс. Неоднократно занимал министерские посты...

    Дипломатический словарь

  • - чилийский государственный и политический деятель, один из лидеров Либеральной партии, президент страны. Родился в Линаресе в 1868. Среднее образование получил в провинциальных школах...

    Энциклопедия Кольера

  • - Микела́нджели, Бенедетти Микеланджели Артуро, итальянский пианист. Один из крупнейших исполнителей XX в. Гастролировал. Профессор Болонской и Венецианской консерваторий...
  • - Алессандри Пальма Артуро государственный деятель Чили. По образованию адвокат...
  • - Артуро, итальянский дирижёр. Окончил консерваторию в Парме по классу виолончели в 1885. Работал оркестрантом. В 1886 дебютировал как дирижёр в Рио-де-Жанейро. В 1887-98 оперный и симфонический дирижёр в Италии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Услар Пьетри Артуро, венесуэльский писатель, критик, социолог. С 1928 участвовал в студенческом движении и подвергался преследованиям диктаторского режима. В 1939√45 занимал разные министерские посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - АРТУРО ТОСКАНИНИ, всемирно известный дирижер. Родился в Парме 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме...

    Энциклопедия Кольера

  • - БЕНЕДЕТТИ МИКЕЛАНДЖЕЛИ Артуро - итальянский пианист. 1-я премия на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве. Преподавал в ряде итальянских консерваторий. Гастролирует...

    Большой энциклопедический словарь

  • - итальянский авиаконструктор, один из пионеров ракетной техники, генерал. Внес большой вклад в применение элеронов и исследования воздушных винтов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Лабрио́ла Артуро, один из лидеров и теоретиков синдикализма в Италии, экономист...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из лидеров и теоретиков синдикализма в Италии,...

    Большой энциклопедический словарь

  • - итальянский дирижер. В 1898-1929 главный дирижер театра "Ла Скала", в 1908-15 - театра "Метрополитен-опера"...

    Большой энциклопедический словарь

"ТОСКАНИНИ Артуро" в книгах

Маэстро Тосканини летит вместе с нами

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

Маэстро Тосканини летит вместе с нами 24 июня 1931 года мне выпала великая честь иметь в качестве пассажира великого дирижера Тосканини. Он летел вместе с нами из Милана в Мюнхен. Оттуда он намеревался ехать в Байройт, чтобы ставить «Таннгейзера» и «Тристана». Я дал указание

Артуро Коломби. Предисловие к итальянскому изданию

Из книги Солдаты без формы автора Пеше Джованни

Артуро Коломби. Предисловие к итальянскому изданию Книга Джованни Пеше воскрешает в памяти наиболее значительные эпизоды героической борьбы отрядов ГАП, которыми командовал сам автор сначала в Турине, а затем в Милане. Если бы Пеше был писателем-профессионалом,

Приложение ИЗ КНИГИ М. ЛАБРОКИ и В. БОККАРДИ «ИСКУССТВО ТОСКАНИНИ» *

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

Приложение ИЗ КНИГИ М. ЛАБРОКИ и В. БОККАРДИ «ИСКУССТВО ТОСКАНИНИ»

XII. Девятая симфония под управлением Тосканини

Из книги Голос над миром автора Даль Монте Тоти

XII. Девятая симфония под управлением Тосканини В начале 1919 года оркестр под управлением Тосканини впервые исполнил в Турине Девятую симфонию Бетховена. Это было незабываемое, грандиозное событие, которое вошло в анналы истории музыки как недосягаемая вершина

XV. «Риголетто» в постановке Тосканини

Из книги Голос над миром автора Даль Монте Тоти

XV. «Риголетто» в постановке Тосканини Премьера оперы «Риголетто», поставленной Тосканини летом 1921 года в «Ла Скала», навсегда войдет в анналы истории итальянского оперного театра.Достаточно сказать, что опера шла две недели подряд при переполненном до отказа зале; она

XVI. Между молотом (Тосканини) и наковальней (Гуарньери)

Из книги Голос над миром автора Даль Монте Тоти

XVI. Между молотом (Тосканини) и наковальней (Гуарньери) Лето 1922 года было очень тревожным. Беспрестанные забастовки протеста против фашистских бесчинств, насильственный приход к власти Муссолини. В таких условиях довольно неприятно было совершать гастрольные поездки.Я

XVII. Новая взбучка от Тосканини

Из книги Голос над миром автора Даль Монте Тоти

XVII. Новая взбучка от Тосканини Дирижеры Маринуцци и Паолантонио, я, Пертиле, Флета, Лаури-Вольпи, Скипа, Галеффи, Франчи, Далла Рицца, а также ряд других отличных певцов составляли ядро труппы, приглашенной Вальтером Мокки для южноамериканского турне 1923 года.На борту

ТОСКАНИНИ

Из книги автора

ТОСКАНИНИ Не было ни одного выдающегося дирижера, который бы не почитал за честь играть с Горовицем, но лишь один из них – величайший на музыкальном Олимпе – великий Артуро Тосканини сыграл огромную роль в жизни пианиста, став не только его музыкальным наставником, но и

Прозрение Артуро Барроса де Басто

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Прозрение Артуро Барроса де Басто Пробуждение марранов в Португалии, частичное и очень ограниченное, началось в начале XX века, и произошло это благодаря, прежде всего, одному человеку – Артуро Барроса де Басто.Во время первой мировой войны капитан португальской армии

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Услар Пьетри Артуро

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

Артуро ТОСКАНИНИ (1867–1957) итальянский дирижер

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Артуро ТОСКАНИНИ (1867–1957) итальянский дирижер Я поцеловал свою первую женщину и выкурил свою первую сигарету в один и тот же день. С тех пор у меня уже никогда не хватало времени на сигареты. * * * Бог говорит мне, как надо играть эту музыку, а вы должны играть ее так, как велит

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников. По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896). С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского.

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдину Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр]]. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Зять А. Тосканини - пианист Владимир Самойлович Горовиц.

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Артуро Тосканини занял восьмое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.

Родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний сезон в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением Богемы Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904–1906 покинуть этот театр, потом он вернулся туда еще на два года. В 1908 очередная конфликтная ситуация побудила дирижера покинуть Милан. Так он в первый раз приехал в США, где в течение семи лет (1908–1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921–1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала».

В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, после 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (1930–1931), на зальцбургском фестивале (1934–1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935–1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938–1939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953–1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Биография

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме . Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников . По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди . Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал около 70 лет .

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине . В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896) . С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского .

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала ». С 1898 по 1903 он делил своё время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса . Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом .

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр . В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC) . С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своём доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, Артуро Тосканини занял восьмое место в списке двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён . В эту «двадцатку» помимо Тосканини вошли Герберт фон Караян , Евгений Мравинский , Леонард Бернстайн , Бернард Хайтинк , Клаудио Аббадо , Пьер Булез , Вильгельм Фуртвенглер и др. Введён в Зал славы журнала Gramophone .

В кино

  • Молодой Тосканини / Il giovane Toscanini (Италия, Франция), 1988, режиссёр Франко Дзеффирелли
  • Toscanini in His Own Words / Тосканини по его собственным словам (документальный), www.imdb.com/title/tt1375659/
  • The Art of Conducting: Great Conductors of the Past, www.imdb.com/title/tt0238044/?ref_=fn_al_tt_2

Напишите отзыв о статье "Тосканини, Артуро"

Литература

  • Stefan, Paul . Arturo Toscanini. - Wien/Leipzig/Zürich: Herbert Reichner, 1935.
  • Стефан Цвейг . Артуро Тосканини.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тосканини, Артуро

– J"ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.
– Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m"avez ecrit, que c"etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.]
И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой.
– Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна.
– Vous savez, mon mari m"abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен.
– Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне.
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
– C"est bien aimable a vous, monsieur Pierre , d"etre venu voir une pauvre malade, [Очень любезно с вашей стороны, Пьер, что вы пришли навестить бедную больную,] – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что то непонятное и продолжал отыскивать что то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
– Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек… – сказала она.
– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно…
– Вы думаете?… – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем Мортемар и Анна Павловна.
Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что то сверхъестественно утонченное. В кружке Мортемара заговорили тотчас об убиении герцога Энгиенского. Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего великодушия, и что были особенные причины озлобления Бонапарта.
– Ah! voyons. Contez nous cela, vicomte, [Расскажите нам это, виконт,] – сказала Анна Павловна, с радостью чувствуя, как чем то a la Louis XV [в стиле Людовика XV] отзывалась эта фраза, – contez nous cela, vicomte.
Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ.
– Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, [Виконт был лично знаком с герцогом,] – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l"homme de la bonne compagnie [Как сейчас виден человек хорошего общества], – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.

16.01.1957

Артуро Тосканини
Arturo Toscanini

Итальянский Дирижер

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в городе Парма, Италия. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини. Ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников.

По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро. Во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал большую часть своей жизни.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане в 1892 году. Его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине в 1896 году. С 1896 года выступал также в симфонических концертах. В 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского. В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини, от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан.

Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет, с 1908 по 1915, был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. После слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне.

В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях, на Зальцбургском фестивале. Он основал свой собственный фестиваль в Лондоне и дирижировал также на фестивале в Люцерне. В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра, ныне Израильский филармонический оркестр.

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио.

Он умер во сне в своём доме в Ривердейле, штат Нью-Йорк, 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.