Иван I Данилович Калита. Биография

Иван I Данилович Калита

Иван Дани́лович Калита́ (1288 - 31 марта 1341, Москва) - князь Московский с 1325 (фактически с 1322) до 1341, Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337.

Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита (от тюркского слова «калта») - старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

Биография

Иван I Данилович Калита (в крещении – Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского , князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

В течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже 13-14 веков, согласно летописи, Иван был наместником в Новгород е, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, в то же время умным и упорным в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

В 1332 году Калита добился у Узбека ярлыка на Владимир ское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек даже отказался от присылки своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» – «кошель», «денежная сумка», другая версия от привычки носить с собой постоянно «калиту» с деньгами для раздачи милости).

Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков , Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. С княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

Умер великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля. После смерти он оставил четырех сыновей и пятерых дочерей.


Князь Иван Калита

Культура

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

Иван I Данилович (Калита). Исторический портрет

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • годы жизни - 1283 — 1340 (41)
  • второй сын Московского князя Даниила Александровича
  • годы правления в Москве - 1325 — 1340

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (основные события)

1.расширение границ Московского княжества

  • покупка территорий — Галич, Углич, Белоозеро (1328)

цитата

«…Калита купил у обедневших местных князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полной покорностью последних…»

цитата

*Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича 1389 г.:

«А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме, Микульское и Борисовское.

А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозером, со всеми волостми, и Вольским с Шаготью, и Милолюбский ез, и с слободками, что были детий моих.

А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Углечим полем, и что к нему потягло, да Тошною и Сямою».

Примечание

Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Основание для датировки: грамота написана после 13 апреля 1389 г., когда уехал из Москвы митрополит Пимен, и до 16 мая 1389 г., когда у Дмитрия Ивановича родился сын Константин (ПСРЛ, т. VIII, стр. 32).

  • присоединение части Ростовского княжества (1331)

цитата

*Иловайский Д.И. «История России. т. 2. Московско-Литовский период, или Собиратели Руси»:

«Для подчинения себе удельных Ростовских князей он пользовался также семейными связями. Так он выдал двух своих дочерей за Василия Давыдовича Ярославского (внук Федора Черного) и Константина Васильевича Ростовского. Последний из них, т.е. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: Московские бояре распоряжались в его стольном городе».

2.участие вместе с ордынским войском в подавлении Тверского восстания (1327)

3.перенос центра русского православия из Владимира в Москву (с 1328)

цитата

*Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1»

«В первых же годах своего правления Иван дал Москве нравственное значение переводом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву».

4.построение в Московском Кремле белокаменных соборов : Успенского, Собора Спаса на Бору, Архангельского, церкви Иоанна Лествичника; дубового Московского Кремля

цитата

«Кроме собора Успенского им построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница, и где с того времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила; Иоанн же перевел сию обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил, одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. Украшая столицу каменными храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по старинному именованию, детинцем».

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.возвышение Москвы и усиление великокняжеской власти

цитата

«Важнее всего было то, что московский князь приобрел своему стольному граду значение церковной столицы Руси…»

цитата

*Ключевский В.О. «Курс русской истории»:

«Приобретение великокняжеского стола московским князем сопровождалось важными последствиями для Руси. Московский удельный владелец, став великим князем, первый начал выводить русское население из того уныния, в какое повергли его внешние несчастья».

цитата

*Ключевский В.О. «Курс русской истории»:

«Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые материальные средства, которыми располагала тогда русская Церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население северной Руси. Это население с большим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви… В следствии того, церковное русское общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской Церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное значение в Северной Руси. Политические успехи московского князя освящались в народном представлении содействием и благословением высшей духовной власти Руси».

цитата

*Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.2»:

«Стремлению Ивана понять церковное значение Москвы способствовало то, что преемник Петра, Феогност, поселился в Москве, а за ним, впоследствии, все митрополиты один за другим пребывали в этом городе и таким образом сообщили ему значение столицы всей русской церкви».

цитата

«При нем Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерыв­ной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способство­вать росту и богатству города».

«Калита заложил основы могущества Москвы. Он первый начал объединять вокруг нее русские земли. После дол­гого промежутка времени он был первым авторитетным князем, влияние которого распространилось на всю Северо-Восточ­ную Русь».

2.расширение границ Московского княжества

цитата

*Иловайский Д.И. «История России. т. 2. Московско-Литовский период, или Собиратели Руси»:

«Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита хотя значительно увеличил собственное Московское княжение, но совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей с большим количеством сел и слобод, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. При нем Московская земля, во-первых, заключала в себе все течение реки Москвы с городами: Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; далее на юго-запад она простиралась от Коломны вверх по Оке, с городами Каширою и Серпуховым; а на северо-восток владения Московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Они перешли далеко на северную сторону Волги: Калита купил у обедневших местных князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белозерск; впрочем пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полной покорностью последних…

3.поддержание хороших отношений с Ордой

  • отмена баскачества - получение права самостоятельного сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду

цитата

*Учебное пособие под ред. И.О.Князького «История России. Правители Московской Руси»:

«Потому главным последствием восстания в Твери стала отмена ханом Узбеком баскачества на Руси и прекращение постоянных ордынских наездов. Погибшие в жестоких боях с ордынцами тверичи кровью своей добыли для Руси «тишину великую», но слава избавителя Руси от баскаков досталась тому, кто помогал татарам громить мятежную Тверь».

цитата

*Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории»:

«Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять "выход" в Орду своими средствами, без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в Русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси».

  • хорошие отношения с ханами Золотой Орды

цитата

*Тихомиров М.Н. «Древняя Москва. XII-XV вв.»:

«И за­мечательнее всего, что оценка деятель­ности Калиты у его современников сходится с тем, что говорит такой проницательный историк, каким был К. Маркс. По его словам, Калита пре­вратил хана Золотой Орды «в послуш­ное орудие в своих руках, посредством которого он освобождается от опасней­ших соперников и одолевает любое пре­пятствие, встающее на победоносном шествии его к узурпации власти»

4.начало формирования удельно-вотчинной системы и утверждение наследственного права княжеской династии в Северо-Восточной Руси .

цитата

*Из учебника для общеобразовательных учреждений. 2012.

Данилевский И.Н. «История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс».

«Ивану Калите принадлежала первая духовная грамота - великокняжеское завещание. Поразительное по своей мелочности (в нем, видимо, упомянуто все, чем владел князь, - вплоть до 12 золотых цепей, 9 поясов, полутора десятков предметов посуды, 14 обручей, одного ожерелья, 4 кожухов и т.п.), оно давно привлекает внимание историков. Главное, однако, состоит в том, что в нем впервые угадываются основы зарождавшейся тогда на Руси удельно-вотчинной системы. Судя по всему, наследственные права княжеской династии Северо-Восточной Руси были признаны в 1339 году, когда в Орде утвердили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты».

СЕМЬЯ (жена и дети)

1.княгиня Елена (Олёна) (?-1331), в иночестве — Соломонида - первая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Даниловича (Калиты).

2.княгиня Ульяна (?-сер.1360-х гг.) - вторая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Даниловича (Калиты).

Сыновья: Семен Гордый, Иван II Красный, Даниил Иванович, Андрей

Дочери: Мария, Феодосия

ХАРАКТЕР

1.Д.И.Иловайский отмечает:

  • с одной стороны черты характера — жестокость и пронырливость
  • с другой стороны — ум, заботливость, бережливость, склонность к накопительству, хозяйственность

цитата

*Иловайский Д.И. «Московско-литовский период, или Собиратели Руси»:

«... с одной стороны, является перед лицом истории с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде, чтобы снискать милость хана, и прибегал ко всяким козням, чтобы погубить своего соперника. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений».

2.Карамзин Н.М. отмечает:

  • с одной стороны черты характера - коварство и хитрость
  • с другой стороны - справедливость, набожность, усердие к строению храмов и милосердие

цитата

*Карамзин Н.М. «История государства Российского»:

«Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, Москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей Князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил Великое Княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден.

Отменная набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кроме собора Успенского им построены еще каменный Архангельский (где стояла его гробница, и где с того времени погребали всех Князей Московских), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и Св. Преображения, древнейшая из существующих ныне и бывшая тогда Архимандритиею, которую основал еще отец Иоаннов на берегу Москвы-реки при созданной им деревянной церкви Св. Даниила; Иоанн же перевел сию обитель к своему дворцу, любил более всех иных, обогатил доходами; кормил, одевал там нищих и в ней постригся пред кончиною. Украшая столицу каменными храмами, он окружил ее (в 1339 году) дубовыми стенами и возобновил сгоревший в его время Кремник, или Кремль, бывший внутреннею крепостию или, по старинному именованию, детинцем. ≤…≥»

СОВРЕМЕННИКИ

  • митрополит Пётр — митрополит Киевский и всея Руси. Именуется Ратенским.
  • митрополит Феогност (?-1353) - святой, митрополит Киевской и всея Руси с 1328 г., преемник святого митрополита Петра.
  • Александр Михайлович Тверской (1301-1339) - тверской князь с 1326 г.
  • Василий Давыдович Грозные Очи (Грозный) - князь ярославский с 1321 по 1345 гг., был женат на дочери Ивана Калиты Евдокии (Феодосии)
  • Константин Васильевич Ростовский (1312-1365) - князь Ростово-Борисоглебский (1320-1365), был женат на дочери Ивана Калиты Марии.
  • Узбек-хан — хан Золотой Орды (1313-1341)
  • Гедимин — великий князь литовский с 1316 по 1341 гг.

Балашов Д.М. «Бремя власти» - книга о княжении Ивана Калиты.

Балашов Дмитрий Михайлович (1927-2000) — русский писатель.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) - русский историк.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) - русский историк и литератор.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) - русский историк.

Костомаров Николай Иванович (1817-1885) русский историк, публицист и поэт.

Тихомиров Михаил Николаевич (1893-1965) - советский историк.

Платонов Сергей Фёдорович (1860-1933) - русский историк.

Данилевский Игорь Николаевич (1953) - российский историк, специалист по Древней Руси (до конца XVI в.).

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.
Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского.
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА – второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.


Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.


Калита

В 1296-1297 годах наместник своего отца в Новгороде.
В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича, но сумев оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.


В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.


А.Васнецов.Московский Кремль при Иване Калите.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен».
Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром.


Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, получившему сам Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец). После его смерти в 1331 или 1332 году князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю, а Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения.

В 1328-1330 годах Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского и Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.
В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды.

Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования).

Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому. Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.


Аполлинарий ВАСНЕЦОВ. В Московском Кремле.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова. Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря).
В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы».


Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор.

В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).


Успенская звонница Московского кремля

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.


Собор святого Архистратига Михаила.(Архангельский собор) в Кремле

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;

Елена (Олена) († 1 марта 1331) - великая княгиня-инокиня, первая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Откуда была родом Елена - неизвестно. В миру носила имя Елена (Олена), в иночестве - Соломонида. Не сохранились также данные о годе её рождения и дате свадьбы с И. Калитой.

Именовалась великой княгиней - инокиней. Умерла 1 марта 1331 года, приняв перед кончиной монашеский постриг.

В браке с Иваном I Калитой родила восьмерых детей: 4-х сыновей и 4-х дочерей:

Симеона, (1318-1353)
Даниила, (род 1320 - умершего в раннем возрасте)
Ивана, (30 марта 1326 - 13 ноября 1359)
Андрея, (июль 1327 - 27 апреля 1353)
Марию (ум. 1365), замужем с 1328 года за Константином Васильевичем (князем Ростово-Борисоглебским).
Евдокию (1314 - 1342) , была замужем за князем Ярославским Василием Давыдовичем Грозные Очи
Феодосию, была замужем за Белозерским князем - Фёдором Романовичем.
Феотинию

Оставила вдовцу - князю троих малолетних сыновей: 13-летнего Симеона, 5-летнего Ивана и 3-летнего Андрея.

Похоронили княгиню Елену в стенах собора Спасского монастыря Москвы.

Умирая, в феврале 1340 Иван Калита завещал второй супруге Ульяне с «меньшими детьми» города и сёла, а также золото первой жены Елены:

А что золото княгини моее Оленине, а то есмь дал дочери своей Феотиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал...

Под 1332 годом Рогожский летописец сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович». Второй женой князя стала Ульяна.

2) княгиня Ульяна,

Ульяна († середина 1360-х годов)- великая княгиня Московская, вторая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Происхождение Ульяны - неизвестно. После смерти в марте 1331 года первой жены великой княгини-инокини Елены, князь Иван I Калита, через год в 1332 году повторно женился на Ульяне. Рогожский летописец под 1332 годом сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович».

Брак этот длился до смерти князя Калиты в марте 1341 года. Предчувствуя смерть, Иван I в феврале 1340 составил духовную грамоту, по которой разделил Московское княжество между своими тремя сыновьями и второй супругой Ульяной с «меньшими детьми», перечислив города, сёла и слободы, а также золото первой жены Елены:

«А се даю княгини своей с меншими детьми…»

Княгиня Ульяна после смерти супруга жила ещё около 20 лет.

Княгиня-вдова Ульяна владела уделом, в который входили 14 волостей на востоке и севере Московского княжества. Ей принадлежало более десяти сёл в Подмосковье. В пользу княгини проводился сбор московского торгового налога. Все эти владения и налоги княгиня получила по завещанию своего мужа Ивана Калиты. Доставшиеся ей города, волости и веси (в частности, Сурожик, Бели, Лучинское, Мушкова гора, Ижва, Раменка, слободка княжа Иванова, Воря, Корзенево, Рогож или Ротож, Загарье, Вохна, Селна, Гуслица, Шерна-городок, Луцинское на Яузе с мельницею, Деунинское) сумела сохранить в своих руках до смерти. Хотя старшие сыновья Калиты и Елены и их внуки, ставшие впоследствии великими князьями, были её пасынками, до своей кончины Ульяна оставалась старшей княгиней и пользовалась у них почётом и уважением и даже пережила многих из них.

После смерти удел, составлявший собственность Ульяны, в середине шестидесятых годов XIV в. был поделен между внуками Ивана Калиты - Дмитрием Ивановичем Донским и князем серпуховским Владимиром Андреевичем.

В браке с Иваном I Калитой Ульяна родила дочь Марию.
По другим источникам, ряд историков, в частности, директор Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН, доктор исторических наук В. А. Кучкин, высказывают предположение, что под «младшими детьми» в завещании Калита имел ввиду двух своих дочерей, родившихся в браке с Ульяной - Марию-меньшую и Феодосию.


***
Основные даты жизни и деятельности Ивана Калиты
Около 1288 г.– рождение Ивана Даниловича.
1293 – «Дюденева рать», разгром татарами 14 русских городов.
1303, 5 марта – умер отец Ивана князь Даниил Александрович.
1304 – сопровождал старшего брата Юрия в походе на Можайск.
1304 – разгромил тверское войско в битве у Переяславля-Залесскою.
1310 – участвовал в церковном соборе в Переяславле-Залесском.
1315, весна – 1317, осень – управляет Москвой в отсутствие Юрия.
1317 – родился сын Семен.
1317 – ездил в Новгород по поручению Юрия.
1319 – родился сын Даниил.
1320 – сопровождал Юрия в походе на Рязань.
1320 – 1321 – жил в Орде при дворе хана Узбека.
1322 – вернулся на Русь с отрядом ордынского «посла» Ахмыла.
1322 – начал самостоятельно управлять Москвой.
1326 – поездка в Орду.
1327, 14 августа – освящение Успенского собора в Москве.
1327, 15 августа – восстание против татар в Твери.
1328, начало – вместе с татарами участвовал в разгроме Твери.
1328, лето – получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское.
1329, весна – посещение Новгорода и поход на Псков.
1329, 1 сентября – освящение церкви Иоанна Лествичника в Москве.
1331, 1 марта – умерла княгиня Елена, первая жена Калиты.
1333, 20 сентября – освящение Архангельского собора.
1335 – поездка Ивана Калиты в Новгород.
1339 – вместе с сыновьями ездил в Орду.
1339, 25 ноября – закладка новых стен московского Кремля.
1340, 31 марта – смерть Ивана Калиты.

Князь Московский (1325-1340), великий князь Владимирский (1328-1340).

Иван I Данилович Калита родился предположительно около 1283 года в семье удельного князя Московского (1261-1303), младшего сына .

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи под 1296 годом в связи с поездкой в . В начале XIV века его уделом был . В 1305 году Иван Данилович разбил под Переславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В 1303-1325 годах Иван Данилович неоднократно замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Золотой Орде и в Новгороде.

Княжение Ивана I Даниловича в началось после гибели князя Юрия Даниловича в 1325 году.

В 1327 году Иван I Данилович вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на золотоордынских карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 году получил от хана Золотой Орды Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород.

В 1328 году Иван I Данилович добился у хана Узбека ярлыка на великое княжение Владимирское. Правление Ивана I Даниловича ознаменовалось годами спокойствия для всей Северо-Восточной Руси. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I Даниловичу. Это привело к обогащению московского князя (отсюда его прозвище «Калита» - денежный мешок). Накопленные средства Иван I Калита израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей. Им были приобретены , и . И хотя в этих городах в XIV веке правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Иван I Калита беспощадно расправлялся со своими политическими противниками. В своих целях он использовал влияние церкви. В его правление митрополит «всея Руси» Петр покинул и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией. Петр способствовал Ивану I Калите в проведении политики централизации русских земель.

Иван I Калита обнес Московский Кремль стеной из дуба. При нем были построены первые каменные здания и Архангельского соборов. Им был также перенесен на новое место Свято-Данилов монастырь.

Иван I Калита скончался в Москве 31 марта 1340 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Деятельность Ивана I Калиты заложила основу будущего политического и экономического могущества Москвы и способствовала экономическому подъему Руси.

Иван I Данилович Калита (ок. 1288–1341)

Иван Калита – сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

Иван Данилович большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьей. Из летописи известно, что его жену звали Еленой. Некоторые полагают, что она была дочерью смоленского князя Александра Глебовича. Считается, что с первой супругой Иван прожили счастливой супружеской парой. В сентябре 1317 г. у них появился первенец – Симеон. В декабре 1319 г. родился второй сын – Даниил.

В памяти москвичей Калита остался как строитель, который расширил и укрепил Москву.

Иван Калита слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особое почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще приезжал в Москву. Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Петр обосновался в Москве в своем подворье в 1322 г., для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Петр и Иван Данилович много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь стал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту.

После гибели Юрия в 1325 г. Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости.

Медаль с изображением Ивана Калиты


Иван Калита


Калита восседал на московском престоле с 1325 по 1340 гг. Прозвище его – Калита, т. е. денежный мешок, мошна. Иван Калита был одним из самых сильных и богатых князей на Руси. В течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII–XIV вв., согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

Не следует полагать, что укрепление Москвы началось лишь с приходом к власти князя Ивана Даниловича. Еще в 1304 г. старший брат Ивана князь Юрий Московский совершает завоевательный поход на Можайск, в котором участвовали и его младшие братья, в том числе и Иван. Результатом этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тому времени город, стоявший у истоков Москвы-реки. Он позволял московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.

В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра на постоянное жительство. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, в то же время умным и упорным в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. В 1327 г. Иван принял участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 г. он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

Первая, продолжительная поездка в Золотую Орду, длившаяся около полутора лет, дала Ивану Калите очень многое. Он сумел основательно познакомиться с ханским двором, завести многочисленные полезные знакомства, познать обычаи и уклад жизни татар и их правителей. Скорее всего, младший брат русского великого князя произвел на хана Узбека хорошее впечатление. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

В 1332 г. Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси.

За мирные отношения с Золотой Ордой Калита собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

Основанием этой «великой тишины» в Московском государстве стал исправный сбор ордынской дани.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек даже отказался от присылки своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Калита накопил большие богатства.


Скульптурный портрет Ивана Калиты на памятнике «Тысячелетие России»


В. О. Ключевский высоко оценил «великую тишину», созданную Иваном Калитой: «…многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и стали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. В то время как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простые люди. В то же время московские князьки, братья Юрий и этот самый Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды отбили его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли. И как только случилось все это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой. Так в первой половине XIV в. подросло поколение, выросшее под впечатлением этой тишины, начавшее отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине. Недаром представителю этого поколения, сыну великого князя Ивана Калиты, Симеону современники дали прозвание Гордого. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

Ордынский хан отблагодарил Ивана за сбор дани – в состав его владений была включена Сретенская половина Ростовского княжества.

Иван Калита получил право сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина собрали недоимки.

Московские князья и прежде, имея свободные деньги, скупали земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Со времени княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.



Московский Кремль при Иване Калите. Худ. А. Васнецов


При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии – Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.

Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

По завещанию Ивана Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семеном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семен Гордый.

Умер великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 г. в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля.


| |