Как делают пуанты для балерин. Про пуанты. Пара вопросов. Начало балетных туфель

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Все заготовки подписаны.

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Потом с другой.

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Особое внимание складочкам.

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

Затем берется круглая палка, и...

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Анастасия Волкова

Мода - наиболее мощное из искусств. Это движение, стиль и архитектура в одном.

Содержание

Сложно представить себе на сцене балерину без пуантов. Эта специальная обувь помогает добиться совершенства в пальцевой технике – главном разделе изучения классического женского танца. Балетные туфельки стали неотъемлемым атрибутом, позволяющим зрителю воспринимать действие на сцене как нечто неземное, возвышенное, несвойственное простому человеку.

Что такое пуанты

Профессиональная узкоспециализированная обувь, которая своим появлением значительно облегчила жизнь балеринам – пуанты. В переводе с французского языка этот термин означает «острие», «кончики пальцев». Другие названия изделия – колки, каски, пальцевые туфли. Балетные тапочки должны идеально сидеть на ноге, так как танцовщицы в них проводят большую часть своей профессиональной жизни. Начинающие примы могут использовать чешки или балетки, сделанные из хлопчатобумажной ткани с укрепленной стелькой и задником. Это недорогие варианты обуви для ежедневных тренировок.

История

Французское выражение sur les pointes означает «танцевать на кончиках пальцев». В свое время балерины выходили на сцену босыми или исполняли танец, становясь на верхушки пальцев. В результате ступня подвергалась чрезмерной нагрузке, что приводило к травмам, растяжениям, вывихам. На смену такому способу пришла идея создания специальной поддерживающей обуви.

Первой балериной, вышедшей на сцену в пуантах, была Мария Тальони. Пробные экземпляры изделий придумал ее отец Филипп Тальони в начале ХIХ века в Италии. Затем танцевальную обувь стали дорабатывать, видоизменять, экспериментируя с материалом. Для жесткости в носок обычной обуви подкладывали пробку, но такой способ еще больше травмировал ноги. Затем стали использовать вложенную мягкую ткань или шерсть, что уменьшало нагрузку на ступню. Такая обувь не держала форму, быстро приходила в негодность, но помогала балерине легче вставать на пуанты.

Производители продолжали придумывать новые конструкции, вкладыши, дополнительные стельки. Пробовали вместо клея использовать гипс, но такую обувь было сложно размять. Затем в обиход вошли кожаные сандалии с ремешками, закрепленными на ноге. Сейчас пуанты балерины изготавливают ручным или механическим способом. Известные производители: Grishko (российская компания) и Gaynor Minden (американская фирма).

Из чего состоят

Изготовление пуантов – это целое искусство. Балетные туфельки состоят из 54 элементов, соединенных и идеально подогнанных по ноге. Верх изготавливается из бязи или атласа телесного цвета, что создает иллюзию единства ноги и обуви. Атлас не образует бликов от света прожекторов. Бязь сохраняет здоровье ног балерины, впитывая влагу и предупреждая образование грибка: после выступлений и тренировок у танцовщиц ноги становятся абсолютно мокрыми.

Строение обуви для балета:

  • коробочка (стакан) – жесткий чехол внутри обуви, состоящий из 6 слоев текстиля и мешковины, склеенных по принципу папье-маше;
  • крылышки;
  • ленты-завязки – обязательная часть пуантов, которую по традиции балерина пришивает самостоятельно;
  • союзка – V-образная верхняя деталь, к которой пришиваются два задника;
  • складки;
  • подошва из натуральной кожи (замши), помогающая балерине не скользить;
  • задний и средний шов;
  • пятак – жесткая передняя часть балетных тапочек, помогающая танцовщице встать на пуанты;
  • стельки из твердого картона с добавлением пластика разной степени жесткости: S (мягкие), M (средние), H (жесткие), SS (супермягкие), SH (супержесткие).

Как делают пуанты

Изготовление балетных туфелек – самая сложная технология в обувном производстве. Здесь должно быть продумано все до мелочей и подобрано индивидуально: степень открытости, жесткости, полноты, подъема. В России туфли балерины изготавливаются только вручную, в Европе – механически. Профессионалы за смену собирают до 12 пар пуантов. В работе используют пластиковую колодку (раньше она была деревянная).

Технология производства балетных туфель:

  1. Верх состоит из 3-х слоев атласа, вырезанных при помощи механического штампа.
  2. Из натурального хлопка изготавливают подкладку для каждой детали, которая защищает ноги балерины от раздражения.
  3. К верхней детали (союзке) пришивают два атласных задника, укрепляя шов лентой из искусственного материала.
  4. Для получения канта ленту сворачивают пополам вокруг шнурка при помощи машинки.
  5. Пришивают его по периметру пуанта, что помогает плотно затянуть туфель на ноге.
  6. Для проверки размеров атласный верх надевают на заранее подготовленную колодку (изготавливают индивидуально для каждой балерины). Отклонение высоты союзки допускается не более 3-х мм, иначе обувь будет врезаться в стопу.
  7. К внутренней стельке приклеивают подкладку.
  8. Отрез ткани, покрытой смолой, размачивают и укладывают сверху «стакана», чтоб сформировать коробочку.
  9. Куски рогожки проклеивают и помещают на хлопковый слой. Клей делают на резиново-пластиковой основе из воды, муки, крахмала, смолы. Такой состав обеспечивает нужную гибкость.
  10. На полученную коробочку приклеивают еще один слой из натурального хлопка.
  11. Конструкцию обворачивают целлофаном, прижимают к мрамору (чтобы пятак стал ровным и плоским) и оставляют сохнуть.
  12. Подкладку приклеивают к «стакану», обрезают излишки.
  13. На подкладку наклеивают атлас, создавая небольшие складки.
  14. Внутреннюю стельку с тыльной стороны и подошву покрывают виниловым клеем, оставляют сушиться на сутки.
  15. Детали нагревают в печке до определенной температуры, в результате чего высохший клей активизируется.
  16. Подошву крепят и кладут туфлю под пресс на 15 секунд (для прочной склейки).

Использование пуантов

От интенсивности нагрузки зависит, как долго будут использоваться балетные тапочки. За одно выступление танцовщица может сменить несколько пар, при этом для определенной техники исполнения требуется использование разной обуви. Перед выступлением балерина проделывает всевозможные манипуляции, чтобы подготовить свои балетные туфли:

  • разминает с помощью молотка жесткую коробочку;
  • срезает пятачок и обметывает его нитками, обвязывает крючком или подбивает кусочком ткани;
  • внутри со стороны пятки делает петлю-перетяжку, которая плотно прижимает обувь к ноге;
  • разнашивает обувь;
  • надрезает стельку ножом или теркой;
  • пришивает резинки;
  • натирает пятачок и подошву пуантов канифолью.

Сколько стоят пуанты

Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам. Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch. Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве.

Поговорите с преподавателем. Преподаватель объяснит вам, как нужно разбивать пуанты, поэтому обязательно поговорите с ним или с ней, прежде чем приступить к работе. Ваш преподаватель знает особенности ваших ног и наверняка видел много разных типов ступней. Помните, что процесс разработки пуантов у каждого будет своим, поскольку у всех танцоров есть свои особенности и предпочтения.

  • Спросите преподавателя о том, как она разбивает свои пуанты. Нередко преподаватели рекомендуют новичкам больше танцевать в пуантах, чтобы разработать их, а не разбивать их вручную.
  • Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ваш преподаватель не против этих манипуляций.
  • Некоторые преподаватели не любят слишком грубую разработку пуантов вроде разрезания стельки или удаления атласа с носка.

Согните стельку. Стелька пуантов жесткая, особенно если пуанты новые, поэтому вам нужно будет согнуть ее, чтобы она лучше сидела по ноге. Возьмитесь за ту часть стельки, где начинается подъем ноги, и начните гнуть ее, пока она не станет достаточно гибкой.

Разбейте стакан. Стакан пуантов - это жесткий носок, который удерживает большие пальцы. В новых пуантах стакан очень жесткий, поэтому его нужно разбить молотком или руками.

  • Если пуанты сидят слишком плотно в области носка, попробуйте размягчить их, смочив смесью воды и медицинского спирта.
  • Расцарапайте подошву, если вам нужно, чтобы пуанты не скользили. Это можно сделать металлической губкой или любым абразивным инструментом. Благодаря этому сцепление пуантов с полом улучшится. Можно также сделать глубокие царапины ножницами.

    Размягчите складки ткани под носком пуантов, чтобы пуанты не издавали лишних звуков. Ткань подгибается под подошву в области носка, и складки, которые образуются в результате этого, могут издавать звуки во время танца. Некоторые танцоры бьют пуанты о твердую поверхностью, чтобы складки стали мягче.

    • Знайте, что такая подготовка может ускорить износ пуантов.
  • Удалите ткань с носка пуантов для лучшего сцепления с полом. Пуанты могут скользить по полу, поэтому для лучшего сцепления некоторые танцоры срезают атлас с носка либо пришивают к носку накладку.

    Удалите твердый участок из области пятки. На пятке пуантов есть твердый участок, который помогает пуантам держать форму. Если он вам мешает и вы хотите сделать пуанты более мягкими, удалите его. Это можно сделать руками или с помощью плоскогубцев.

    Выполните упражнения на пуантах. Когда подготовка будет завершена, встаньте на пуанты, чтобы пуанты сели по ногам. Попробуйте посгибать пуанты, сделать несколько гран плие, поперекатываться с положения на пуантах в положение на полупальцах.

    Образ действительно восхитительный - нежный, хрупкий, женственный, эталон безупречной красоты и изящества. Может ли он существовать без пуантов? Эти маленькие атласные туфельки - настоящий фетиш, символ принадлежности к сказочному миру балета. Именно они сделали классический танец неподражаемым.

    Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?

    Происхождение
    Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.

    История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.

    Первый шаг на пуантах
    Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом.
    Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.

    Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.

    Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

    Безупречное «устройство»
    Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки» , которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах.
    Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.
    Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.

    Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.

    Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).

    Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки , которые по традиции пришивает сама балерина.

    Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).

    Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы?
    Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.

    Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета.
    Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.

    Эталон «« Grishko »
    Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».

    «Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.

    В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.

    Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.

    Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.

    Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.

    Порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

    Начало балетных туфель

    Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

    Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

    Первые экземпляры

    Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

    Позже в качестве стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

    Современные пуанты

    Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

    Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность - супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

    На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

    Создание пуантов

    Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

    Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

    Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.
    Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

    Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.