Пуанты – балетная обувь. Пуанты Когда впервые появились пуанты на сцене

Образ действительно восхитительный - нежный, хрупкий, женственный, эталон безупречной красоты и изящества. Может ли он существовать без пуантов? Эти маленькие атласные туфельки - настоящий фетиш, символ принадлежности к сказочному миру балета. Именно они сделали классический танец неподражаемым.

Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?

Происхождение
Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.

История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.

Первый шаг на пуантах
Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом.
Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.

Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.

Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

Безупречное «устройство»
Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки» , которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах.
Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.
Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.

Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.

Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).

Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки , которые по традиции пришивает сама балерина.

Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).

Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы?
Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.

Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета.
Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.

Эталон «« Grishko »
Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».

«Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.

В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.

Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.

Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.

Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.

Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

Что такое пуанты и как их делают

Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

Розовые пуанты IGNeria

Детские пуанты

История пуантов

До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.


Видео о том, как вручную делают пуанты:

Видео советы, как выбрать ребенку пуанты:

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Все заготовки подписаны.

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Потом с другой.

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Особое внимание складочкам.

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

Затем берется круглая палка, и...

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Каждая танцовщица хотя бы единожды обувала эти «зефирные» туфли. Балетные туфли приобрели такой вид не сразу – начиная с XIX века их облик трансформировался и сегодня мы можем видеть пуанты, которые изготавливают для виртуозной техники танца «на пальцах».

Внешний слой пуанта шьют из трёх слоёв атласа. Каждый кусочек ткани вырезается с помощью металлического штампа. За один ход такой штамп выкраивает деталей на 4 пары туфель. Для каждой детали делают подкладку из чистого хлопка, что бы защитить стопы танцовщицы от раздражения. V-образная верхняя деталь называется союзка . К ней пришивают две других атласных детали – это задник пуанта. Затем полученную деталь сшивают, усиливая шов лентой из искусственного материала. Такую же ленту пропускают через машину, которая сворачивает её пополам вокруг шнурка. Полученный кант пришивают по периметру туфли. Такой обёрнутый лентой шнурок помогает танцовщице плотно затянуть туфель на ноге. Затем, атласный верх надевают на специальную заранее подготовленную деревянную колодку, что бы проверить размеры. В мастерских при крупных театрах (Большой, Мариинский) такие колодки делают специально для каждой балерины. Мало того, за каждой индивидуально закрепляют мастера, который знает все нюансы изготовления пары пуантов конкретно для этой танцовщицы.

Высота союзки не должна отличаться от заданной более, чем на 3 миллиметра. Даже не большое отклонение приведёт к тому, что туфля будет врезаться в стопу.

Обувщик прибивает хлопковую подкладку к внутренней стельке. Стельку делают из твёрдого картона (для опоры), с добавлением пластика, который увеличивает гибкость. Затем срезают излишки и приклеивают подкладку к стельке, закладывая аккуратные складки. Когда клей высыхает, мастер убирает гвозди и обрезает лишние складки, что бы избежать бугорков, которые могут вызвать раздражение стопы. Затем он формирует коробочку – жесткий чехол внутри пуанта. Коробочку (или «стакан ») изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. После, отрез покрытой смолой хлопковой ткани, размачивают в воде и укладывают сверху. Затем два куска рогожки (как правило её делают из сизаля) проклеивают и один за одним помещают на хлопковый слой. Клей готовят из муки, воды, крахмала и смолы на резиново-пластиковой основе, которая обеспечивает необходимую эластичность, которая очень важна – коробочка должна быть достаточно жёсткой что бы выдержать вес балерины, но при этом довольно эластичной, что бы танцовщица могла свободно двигаться. Последний слой ткани – чистого хлопка. Коробочку оборачивают целлофаном, что бы не испачкать в ходе обработки носка, для формирования «пятака » – передней части туфли, благодаря которой балерины встают на пальцы.

Затем коробочку прижимают к куску мрамора, что бы пятак стал абсолютно плоским. Пятак должен быть идеально ровным, иначе балерина упадёт. Коробочку ставят сохнуть на сутки, затем контактным клеем приклеивают к ней подкладку, срезают излишки и наклеивают на подкладку атлас, закладывая мелкие складки. В этот раз используют более лёгкий клей, потому что контактный может оставить пятна. Тыльную сторону внутренней стельки выравнивают пенозаполнителем, покрывают сверхсильным виниловым клеем. Тот же клей наносят на подошву и оставляют сушиться. Через 24 часа детали нагревают в печке до 93°C и через полминуты высохший клей активируется. Затем крепят подошву и на 15 секунд кладут туфлю под пресс для более прочной склейки. Подошву делают из замши – материал, который обеспечивает оптимальное сцепление – он не скользит, но и помогает танцовщице без проблем перемещаться по полу. Стелька из белой замши поддерживает стопу балерины и не позволяет ноге скользить, когда балерина танцует на кончиках пальцев.

Настал долгожданный момент? Долгие часы занятий в зале и ты уже готова к пуантам! Пуанты как новая ступень, как открытая дверь к новым танцевальным свершениям! Но подбирать первые пуанты нужно тщательно, ведь неправильный выбор станет источником разочарований! Вот те шаги, которые помогут приобрести пуанты-союзники, а не пуанты-мучители.

Шаг 1 Определите форму коробки

Форма коробки пуантов зависит от формы и ширины носка. Неправильно подобранная коробка может стать причиной деформации пальцев и ногтей, болей в стопе и других неприятностей. Необходимо найти пуанты с формой коробки, которая повторяет контуры стопы ближе всего.

Каждый производитель предлагает как минимум одну модель в линейке, имеющую одну из трех основных форм — коническую, слегка коническую и квадратную. Определить нужную форму коробки поможет приведенный рисунок. Длина пальцев стопы играет определяющую роль.

Шаг 2 Определите длину

Капризный параметр для пуант, но крайне важный. Примеряя пуанты, попробуй протолкнуть ногу вперед до самого конца, если в пятку влезет палец и более, то пуанты тебе велики по длине. В идеале свободного места должно быть не более 5-7 мм. Брать пуанты на вырост тоже не рекомендуется, так как в процессе работы можно получить травмы. Малые же пуанты не позволят полноценно заниматься, причиняя боль, к тому же причислите сюда еще все остальные минусы малой обуви.

Шаг 3 Определите ширину

Ширина пуант варьируется в большом диапазоне, потому подобрать по ноге — вполне реально. Ощущение небольшого давления на стопу должно присутствовать, главное не преувеличить. Слишком «свободные» пуанты не будут давать стопе нужного обхвата и нога будет болтаться в нем. А сдавливающая ширина будет постепенно деформировать ногу. Потому останови свой выбор на обуви плотно обхватывающей стопу, но без неприятного сдавливания.

Совет: некоторые любят наступать на коробку обуви во время отдыха, чтобы она «разошлась». Будьте аккуратны, так как сделаете со временем коробку шире, что повлечет за собой неприятности для ноги

Шаг 4 Определите высоту

Еще один важный параметр — высота стопы. Если надев пуант, можешь легко поместить палец или два в «горловину» обуви, то выбирай высоту ниже. «Горловина» должна плотно прилегать к верхней части стопы. Если пуанты подобраны правильно, то пальцы не будут иметь возможность проворачиваться внутри обуви.

Однако, некоторые стопы удивительно легко сжимаются и становятся будто компактнее. В таком случае требуется не большая высота, лучше остановится на «сжимающем» варианте.

Надевая пуанты, проверь сильно ли меняется высота твоей стопы. В ситуации, когда при сжатии нога почти не теряет объем лучше подыскать обувь с большей высотой.

Совет: обрати внимание на пятку обуви — не должно быть много дополнительной ткани в этой области. Слишком мешковатый каблук разобьет красивую линию от пальцев к пятке

Итак, подведем итоги! Если ты оказалась в магазине, то прежде всего, определись с типом коробки пуантов. Затем примеряй, учитывая параметры длины, ширины и высоты. Возможно, процесс будет не быстрым, но оно того стоит! Помимо приведенных параметров очень часто в магазине предлагают и другие «новейшие» показатели — пуанты с пластиковым супинатором «для новичков», пуанты с удобным «пятаком» и т.п. Все эти варианты вторичны и не так важны. Чтобы не стать жертвой маркетологов, больше доверяй ощущениям своих стоп, тогда покупка первых пуантов станет новой ступенькой для тебя и твоего танцевального развития!