Как картины природы соотносятся с настроением печорина. Cочинение «Раздвоенность сознания Печорина. Мастерство писателя в изображении природы

В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок. Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце его болезненно сжимается, «как после первого расставания». Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинное волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление. Или другой пример. Печорин живет в Кисловодске, ожидает приезда Мери: «.. .мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико». Наконец, Мери приехала. Когда Печорин услышал стук кареты, у него «сердце вздрогнуло». Но вновь сразу же начинается анализ этого непосредственного движения сердца, пока лишь в форме вопроса: «Неужто я влюблен?» - а затем приводится длинное рассуждение о парадоксальности женского ума. И опять чувству уже нет места, непосредственность его убита.

Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».

Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».

В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное проти

Тема статьи - подготовка и проведение сочинений о литературном пейзаже. Эта работа требует активизации творческого и воспроизводящего воображения щколыш-кев, помогает понять специфику литературы как вида искусства. Чтобы выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, мы провели следующую работу.
В одной из московских школ учащимся IX класса после изучения творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова было предложено подготовиться к выразительному чтению наиболее понравившихся им описаний природы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» и определить роль выбранного отрывка в произведении. Ответы показали, что при чтении художественного текста школьники не всегда замечают красоту, образность описаний природы и роль пейзажа как одного из приемов характеристики героя. Ученики говорили, что Пушкин «ярко», «красочно» описывает времена года, что любовь Татьяны к русской природе помогает понять цельность ее натуры и близость к народу, что в любви Печорина к природе раскрываются его лучшие душевные качества. Для выразительного чтения в классе девятиклассники выбрали описания русской зимы, осени и весны у Пушкина, описание окрестностей Пятигорска (начало повести «Княжна Мери») и утра перед дуэлью у Лермонтова. Но вместе с тем ученики не отметили специфики пейзажа у Пушкина и Лермонтова, например лаконизма и динамичности у первого и глубокого психологизма у второго, роли картин природы в композиции и развитии действия, в раскрытии идеи произведения и взглядов автора. Все это говорит о том, что необходимо усилить работу над формированием у школьников многогранного восприятия картин природы в художественной литературе и их роли в произведении.
Как справедливо отмечает В. В. Голубков, пейзаж «может играть в произведении различную роль: то он служит одним из дополнительных средств для характеристики героя, то отражает настроение писателя, то является фоном, обстановкой, необходимой для понимания сюжета». Понимание роли картин природы в произведении связано с пониманием его идеи и композиции, отношения писателя к жизни и героям, с осознанием своеобразия художественной формы и языка.
Выразительное и комментированное чтение в процессе изучения художественного произведения, беседа по тексту, беседа на основе личных впечатлений учащихся, анализ языка и стиля писателя - все это подготавливает основу для проведения обобщающих уроков по изучению пейзажа и сочинений о пейзаже.
Литературный пейзаж может быть одной из тем или единственной темой письменных работ, которыми заканчивается изучение творчества писателя; темой обобщающего сочинения по творчеству двух писателей (например, «Картины природы в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»); темой при попутном повторении («Роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира героев М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого» и т. д.). Тему о литературном пейзаже всегда следует включать в общую систему сочинений, чтобы тем самым содействовать формированию навыков анализа описаний, повышению самостоятельности школьников в разборе произведения, развитию у них воссоздающего и творческого воображения. На первых этапах изучения историко-литературного курса описания природы рассматриваются под непосредственным руководством учителя, так как у школьников еще не накоплены достаточные знания для самостоятельной работы. Глубокий, вдумчивый анализ избавит учащихся от поверхностных суждений и необдуманных выводов.
В настоящей статье пойдет речь об одном из начальных этапов формирования всестороннего восприятия старшеклассниками картин природы. Основным путем подготовки сочинения является сочетание наблюдений над пейзажем на уроках, посвященных чтению текста, составлению характеристик, рассмотрению темы, идеи, композиции, языка, с выводами на обобщающем уроке, который необходим для подготовки сочинения.
Работая с учащимися над пейзажем в романе Л. С. Пушкина «Евгений Онегин», мы показывали, что в картинах природы раскрывается личность Пушкина, его русская душа, лиризм, поэтическое восприятие мира, любовь к сельской природе и что в них утверждается реалистическое изображение действительности.
Анализ романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - следующий этап в изучении описаний природы. Работа над пейзажами этого романа и будет в центре нашего внимания в дальнейшем.
Особое место, занимаемое картинами природы в «Герое нашего времени», дает возможность провести ряд интересных и разнообразных работ, в том числе и специальных сочинений о пейзаже. Нет необходимости одинаково подробно анализировать все описания природы в романе, достаточно взять несколько, чтобы показать учащимся их художественное своеобразие.
На первых уроках, посвященных роману, учитель сам комментирует пейзажи повести «Бэла» - описания автором-путешественником видов Грузии. Это, прежде всего, картина Койшаурской долины с «неприступными горами» и «красноватыми скалами» со всех сторон, с высокой бахромой снегов и сверкающей внизу Арагвой. В другом месте описана та же долина с убегающим от теплых лучей утра голубоватым туманом и горящие румяным блеском енега. «Тут бы и остаться жить навеки!»- восклицает путешественник.
Картины природы в романе Лермонтова создают эмоциональный фон для повествования и знакомят читателя с природой Кавказа. Вот дорога до станции мимо глубокого ущелья: «Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом». Среди «мертвого сна» природы слышится неровное побрякивание русского колокольчика, а но бокам Гуд-Горы ползут легкие стайки облаков, предвещая плохую, погоду. А вот картина ночи с чернеющими таинственными пропастями, куда сползают туманы, «клубясь и извиваясь, как змеи», «будто чувствуя и пугаясь приближения дня». В этом пейзаже еще нет размышлений автора о человеке, его настроении, чувствах и мыслях.
Но в «Бэле» есть и другие картины природы, когда автор-путешественник вместе с Максимом Максимычем любуется волшебными картинами и незаметно вплетает в описание свои размышления о людях, об их способности воспринимать природу. Чтобы ученики поняли это, для анализа выбирается, например, описание дороги на Гуд-Гору:

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять, худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретённое отпадает от души и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картны. Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-Гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его голодное дыхание грозило близкой бурей; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

Один из учащихся выразительно читает отрывок, затем в классе проводится беседа по вопросам:
1. Что вам нравится в описании дороги?
2. Расскажите о мыслях и чувствах автора описания.
3. Какое место занимает этот пейзаж в композиции романа?
Школьникам обычно нравится красочность, лиричность описания. В процессе беседы они отмечают, что автор-путешественник вместе с Максимом Максимычем любуется волшебными картинами и раскрывает свои мысли, чувства, свое отношение к людям. Оказавшись высоко над миром, он испытывает особое, почти детское чувство радости. Автор описания (странствующий офицер) с уважением относится к простым людям, к Максиму Максимычу.
Школьники под руководством преподавателя осознают роль рассматриваемого пейзажа в произведении - он является фоном, на котором развивается действие, он связан с раздумьями автора о характерах людей, а слова о сердцах простых подготавливают их к повести о «сердце не простом и трудном». В описании дороги органично слиты два начала, присущие лермонтовскому стилю: объективное описание природы и отражение в пейзаже чувств, мыслей человека. Лермонтов как бы подготавливает читателя к восприятию психологических пейзажей повести «Княжна Мери». Учитель рассказывает школьникам, что имел в виду Лермонтов, говоря о «восторженных рассказчиках на словах и на бумаге» (речь идет о напыщенных описаниях представителей романтической школы Марлинского и его последователей). В противоположность таким рассказчикам, Лермонтов, идя за Пушкиным, утверждает в картинах природы реалистическое видение мира.
На материале отдельных описаний повести «Бэла» учитель имеет возможность поставить перед школьниками ряд важных вопросов о роли пейзажа в произведении. На последующих уроках эти вопросы будут раскрыты при знакомстве с текстом «Тамани» и «Княжны Мери».
В повести «Максим Максимыч» почти нет пейзажных зарисовок, автор сознательно, по его собственным словам, «избавляет» читателей от этого, сосредоточивая все внимание на встрече доброго штабс-капитана с Печориным, на описании внешности Печорина, перед тем как раскрыть в «Журнале Печорина» его сердце, душу, мысли. В качестве домашнего задания к повести «Тамань» классу предлагается самостоятельно найти описания природы, определить их содержание и роль в композиции произведения. В классе читаются и анализируются отрывки одним учащимся с дополнениями других:

Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стелы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона...
...Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.

Чтобы углубить восприятие текста, учащимся задаются вопросы:
1. Какая фраза связывает первое из прочитанных описаний с рассказом о событиях?
2. Какое настроение создают морские пейзажи «Тамани»?
3. Нарисуйте устно эти картины. Как вы себе представляете освещение в этих описаниях?
Беседа расширяет представление школьников о роли пейзажа. За лаконичным, сдержанным описанием жилища и берега моря следует фраза: «Суда в пристани есть,- подумал я,- завтра отправлюсь в Геленджик», которая подчеркивает естественности оправданность включения пейзажа в живую ткань повести. Оба описания, особенно второе, создают тревожное настроение, нечто вроде предчувствия, чему способствуют поэтические образы беспокойной морской стихии и воли, грозящих потопить корабль.
Устное рисование усиливает эмоциональное восприятие пейзажей, помогает понять их динамичность.
Вот один из ответов ученика (после беседы в классе):

Я так представляю освещение в этом пейзаже. Жалкая лачуга с Камышовой крышей освещена месяцем. Белые стены. В темноте белеют лицо и руки Печорина. Он видит двор, залитый лунным светом, резкие тени от ограды и другой лачужки. Ясно вырисовываются очертания обрывистого берега. Море в свете луны видно далеко, и вдали, на бледной черте небосклона, можно различить черные снасти кораблей.
Вторая картина. Все вдруг становится невидимым: и двор, и дальние корабли, и гладь моря. Тускло светится фонарь на корме ближнего корабля, да у самого берега сверкает пена прибоя, словно грозя потопить корабль.

В заключение школьники делают вывод, что пейзаж является одним из элементов композиции, связанным с узловыми событиями повести; он несет и психологическую функцию, раскрывая настроение Печорина. В «Тамани» описания природы придают повествованию лирическую задушевность, вводят читателя в строй мыслей, исканий героя. Картины лунной ночи создают представление о времени и месте действия, они органично связаны с повествованием.
Начало повести «Княжна Мери» (записи от 11 мая) - это описание вида из окна комнаты Печорина в Пятигорске:

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад, пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на севере поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона. На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа,- а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь, снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, солнце ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Учитель выразительно читает начало повести и предлагает учащимся определить, что же самое главное а этом описаний. Чувства, мысли, сложный духовный мир Печорина раскрываются в нем. Он жадно впитывает в себя красоту природы. Так воспринимать и описывать природу может только тонко чувствующий красоту человек. Говоря о природе, Печорин обнажает свои сокровенные мысли. Белые лепестки цветущих черешен, серебряная цепь снеговых вершин - все это приводит Печорина в восторг: «Весело жить в такой земле. Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах».
Вслед за мажорными нотами, звучат слова: «...солнце, ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Эти слова кажутся началом рассказа о сложной, противоречивой натуре Печорина, рассказа, который ведет он сам. А в конце тривиальная фраза: «Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество».
В таких резких переходах раскрывается противоречивость Печорина. Уже первый пейзаж повести отражает его любовь к природе - это, пожалуй, самое теплое, живое чувство, оставшееся у него.
В записи от 10 июня эмоциональное описание сада отражает настроение Печорина:

Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит упоением, здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок;- с этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьётся пыльная дорога. Всякий раз, как я на нее взгляну, мне все кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико.

Е. Соллертинский справедливо утверждает, что мимолетное замечание об ожидании кареты заставляет на все смотреть «с каким-то щемящим чувством человека, не то потерявшего что-то и не могущего найти, не то ждущего от судьбы какого-то подарка, но понимающего, что ждет напрасно».
Учитель помогает школьникам понять своеобразие описания. Прежде всего, этот пейзаж отражает состояние души Печорина, неясность, незавершенность его чувств к «милой княжне». Переживание Печориным природы сплетено с лирическим раздумьем и символически передает его тоску по истинной любви. Начинается описание с фразы, которая может показаться пошлой, если не вдуматься в ее скрытый смысл и не увидеть горькой иронии Печорина, стоящего на голову выше современного ему общества.
Учащиеся отмечают, что описание сада и дороги документально воссоздает обстановку действия. Лермонтов удивительно точно передает звуки, краски, запахи южной природы. Строки о падающем с шумом с плиты на плиту потоке, о сладостно-усыпительном шуме студеных ручьев вызывают у читателя яркие слуховые впечатления. Метафора, использованная автором (ручьи, «которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок»), усиливает впечатление стремительности движения.
Следуя традициям пушкинской прозы, Лермонтов использует принцип точности, краткости и развивает его, вводя новые средства изображения внутреннего мира героя, подготавливая тем самым почву для развития русского психологического романа - романов И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, новелл А. П. Чехова.
С особым интересом относятся школьники к описанию утра перед дуэлью. В минуты напряжения душевных сил, в ожидании поединка Печорин, обращаясь к природе, раскрывает лучшие стороны своей натуры. Класс получает задание - раскрыть роль пейзажа в обрисовке характера Печорина и в композиции повести, так как роль эта весьма значительна.
«Я помню, в этот раз,- читаем мы,- больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!» Вот что Печорин скрывал не только от Вернера, но и от самого себя - тоску по жизни лучшей, тревогу за будущее, которую он еще не утратил. В гармонии природы он нашел то, чего не было в жизни окружающего его общества. Последние строки этого лирического пейзажа подчеркивают его связь, слитность со сценой дуэли: «...путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной».
Описание утра помогает понять личность Печорина. Оно окрашивает в тревожные, печальные тона всю последующую сцену. Чтобы углубить понимание учащимися композиционной роли картин природы, преподаватель предлагает им найти строки,- которыми как бы заканчивается описание кульминационного события - дуэли с Грушницким: «Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели».
Это говорит человек, который совсем недавно любовался радостным лучом еще не начавшегося утра, золотящимися верхами утесов, золотым туманом. После дуэли даже солнце кажется ему тусклым. Пейзаж - это не только начало и конец описания события, он связан с ним тематически, так как отражает мысли Лермонтова о «герое времени». Тонкий психологический анализ Лермонтова виден в подтексте, а не в объективном изложении событий и высказываний Печорина.
Прекрасная картина утра, полнота видения мира Печориным ставят под сомнение его слова о самом себе («Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни единого чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою»). Противоречивость, двойственность Печорина - эта доминанта его личности - раскрываются не в том, что он сначала видел золотые лучи еще не взошедшего солнца, которое после убийства Грушницкого показалось ему тусклым, а в том, что он способен так по-разному воспринимать природу и утверждать, что живет не сердцем, а головой. Его можно назвать умным, порядочным, мужественным, умеющим беспощадно осудить самого себя, безгранично любящим природу и в то же время холодным, не верящим в дружбу и любовь, скептически относящимся к людям, к смерти.
Описания природы сопровождают узловые события повести и раскрывают внутренний мир Печорина, пожалуй, больше, чем его скептические замечания и хладнокровие, которое может, по его словам, исчезнуть «как дым». Характер описания природы Печориным зависит от его состояния, настроения. В описании погони за Верой сгущены тени и краски, а солнце закрыто черной тучей. Отчаяние, охватившее Печорина после гибели коня, раскрывает героя совсем с новой стороны, показывает, сколько свежих нерастраченных сил было в Печорине,- и все они остались без применения.
На уроке в классе мы комментировали заключительные строки повести «Княжна Мери»:

И, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному рокоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

В этом своеобразном лирическом эпилоге выражено мировосприятие самого Лермонтова. По идейной значимости эпилог близок многим произведениям поэта, в которых он осуждает бездеятельность молодежи 40-х годов XIX века и восхищается теми, кто «ищет бури». В классе звучат строки из лермонтовского «Паруса».
Итак, картины природы как бы обрамляют повесть. «Княжна Мери» начинается с тревожной увертюры; в конце ее звучит мятежная, полная силы и порыва к битвам мелодия, которая расширяет представление учащихся о Печорине.
На этом можно было бы закончить разговор о роли описаний в романе, но в «Журнале Печорина» есть еще одна повесть - «Фаталист», довольно трудная для восприятия учащихся по содержанию и композиционной роли в романе. Пейзажи «Фаталиста» связаны с глубокими философскими размышлениями Печорина. В этой повести он дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения, сравнивая ее с судьбой достойных предков: «...а мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости... мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эти строки важны для понимания идеи романа - горького упрека в бездействии поколению 40-х годов XIX века. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что в этой повести мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми так ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». И совершенно не случайно, конечно, В. Виноградов утверждает, что без «Фаталиста» образ Печорина был бы незавершенным, ибо в этой повести он «приобретает черты типического символа всего современного ему поколения». Отрывок учащиеся читают про себя в классе и отвечают на вопросы:
1. Что думает Печорин о судьбе своего поколения?
2. Какую роль играет описание звездного неба в его раздумьях?
В заключение работы над текстом романа для закрепления знаний учитель предлагает классу задания, которые могут быть весьма разнообразными. Например: прочитать выразительно наиболее понравившееся описание природы, определить его роль в композиции повести, в раскрытии характера и настроения Печорина; устно нарисовать одну из картин природы; написать coчинение-миниатюру о начале повести (описание вида из окна комнаты Печорина) и ее заключительных строках (в которых Печорин сравнивает себя с матросом, выброшенным на берег); определить, как раскрывается в этих отрывках основная мысль произведения; найти в любом пейзаже метафоры, эпитеты, сравнения; объяснить, как они помогают раскрыть замысел автора, и т. д.
Как мы уже отмечали, пейзаж рассматривается в процессе изучения текста, что помогает сохранить целостность восприятия описаний природы, не отрывая их от всего произведения. Проделанная работа дает возможность на уроке, посвященном анализу образа Печорина, предложить классу самостоятельно раскрыть вопрос о любви Печорина к природе, так как в ходе проведения описанных уроков эта тема была одной из основных. Углубленный анализ пейзажных зарисовок подготавливает основу для обобщающего урока, который является одновременно и уроком подготовки к сочинению.
К уроку школьники получают следующие задания и вопросы, по которым в классе строится беседа:
1. Выучить наизусть любое описание природы, определить его значение в раскрытии идеи и композиции романа, охарактеризовать язык описания.
2. Раскрыть личность Печорина через его отношение к природе.
3. Показать на примерах, чем отличаются описания природы Печориным, пехотным офицером и Максимом Максимычем.
4. Какое место занимает пейзаж в композиции романа?
Выполняя первое задание, учащиеся используют разнообразные пейзажи: описание вида Пятигорска и Кавказских гор из окна комнаты Печорина, картину утра перед дуэлью, туманные пейзажи «Тамани», картину звездного неба в «Фаталисте». Школьники указывают, что в пейзажах романа выражена его идея - столкновение мыслящего человека с обществом и осуждение Лермонтовым типических пороков «героя времени». Характеризуя своеобразие языка описаний, ученики обращают внимание на средства художественной изобразительности, использованные Лермонтовым. Учитель помогает им в этом анализе, чтобы он не сводился к простому перечислению эпитетов, сравнений и т. д., а был бы связан с пониманием подтекста. Так, в описании утра перед дуэлью эпитеты радостный, голубой, серебряный, радужный передают ощущение полноты жизни, которое охватило Печорина и которое так не соответствует предстоящей дуэли и мыслям о смерти.
Говоря о любви Печорина к природе, учащиеся указывают, что в этом чувстве раскрываются самые лучшие, нерастраченные силы его души. Часто картина природы является поводом для рассуждений о людях, о себе, о цели своей жизни. Давая характеристику «водяному обществу», Печорин не забывает высмеять его равнодушие к природе. Только в общении с природой этот неуравновешенный, глубоко страдающий человек находит успокоение. Учащиеся приводят цитату: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль - все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума» - и отмечают, что любовь Печорина к природе помогает понять противоречивость его натуры.
В чем своеобразие описаний природы пехотным офицером, Максимом Максимычем и Печориным? Учащиеся понимают, что автор-путешественник живописует природу, но иногда эти картины полны психологизма, что является основным в печоринских описаниях, раскрывающих его внутренний мир, порыв к мятежной жизни. Для сравнения ученики приводят пример одного из пейзажей главы «Бэла» - картину Койшаурской долины, этого прекрасного кавказского вида, образно и любовно воссозданного странствующим офицером. В этом описании нет человека, его чувств и мыслей.
А вот описание природы Максимом Максимычем:

Это было в сентябре; и точно, день был чудесный, светлый и не жаркий; все горы видны были как на блюдечке...
Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; - с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.

Максим Максимыч просто, красиво говорит о природе, доказывая тем самым, что в сердцах простых людей чувство величия природы развито не менее сильно, чем в восторженных романтиках или в холодных скептиках. Максиму Максимычу не чужда образная речь. В сравнении с пейзажами «Бэлы» описания Печорина кажутся особенно эмоциональными, соотнесенными с его судьбой и личностью.
Перед тем как перейти к вопросу о месте пейзажа в композиции романа, преподаватель отмечает, что эту тему нельзя рассматривать в отрыве от анализа особенностей композиции всего произведения. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора показать «историю души человеческой», «портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии». Каждая повесть своеобразна по стилю и замыслу, а Печорин как автор записок и как действующее лицо «Бэлы» и «Максима Максимыча» показан в разные периоды своей жизни. Соответственно этому пейзажу уделяется различное внимание в каждой из повестей. В повести «Максим Максимыч» его почти нет, так как автор сосредоточивает все внимание на раскрытии трагического финала жизни Печорина - его духовной гибели. Это совсем не тот Печорин, который предстает перед нами на страницах его дневника. В «Бэле» пейзажи даны через восприятие странствующего офицера. Больше всего места им отведено в повести «Княжна Мери», в которой раскрывается внутренний мир Печорина. Часто описание природы служит началом или завершением лирического размышления, философского раздумья героя.
После такого сообщения учащиеся без труда раскрывают связь пейзажных зарисовок с развитием действия и судьбой главного героя, а также самостоятельное значение картин природы Кавказа.
Говоря об особенности лермонтовского пейзажа, учитель укажет, что автор искусно «спрятался» за своими героями, и может показаться, будто он стоит в стороне от их судеб, особенно если вспомнить, как Пушкин в «Евгении Онегине» часто и откровенно говорит о своем отношении к персонажам, к природе. На самом деле все пейзажи романа показаны и через восприятие Лермонтова. Не случайно узловые эпизоды связаны с описанием природы. Лермонтовские пейзажи связаны с событиями и героями произведения, они неотделимы от идейного, философского звучания романа, в них раскрывается сам автор, глубоко чувствующий дыхание природы и биение пульса своего времени, мастер слова и композиции, знаток человеческих душ, продолжатель традиций пушкинской реалистической прозы. Отказавшись от условностей романтического стиля, Лермонтов высмеивает его напыщенность и декларативность. Писатель особенно тяготел к психологизму в изображении картин природы. Тема, начатая Пушкиным,- природа и внутренний мир человека - была глубоко и всесторонне развита Лермонтовым.
Так заканчивалась работа над пейзажами романа Лермонтова, которую мы рассматривали как подготовку учащихся к самостоятельным письменным работам о лермонтовском пейзаже. В заключение учащимся объявляются, темы для домашних сочинений:
1. Как раскрывается личность Печорина в его отношении к природе.
2. Место пейзажа в композиции романа «Герой нашего времени».
3. Природа в описании автора-путешественника, Печорина и Максима Максимыча.
4. Как я воспринимаю картины природы при чтении художественных произведений.
Сочинения показали понимание учащимися роли описаний природы в развитии действия и в композиции произведения, в раскрытии характеров героев.
Приведем несколько сочинений и разберем их:

Как раскрывается личность Печорина в его отношении к природе

Пейзаж в романе играет двоякую роль: во-первых, Лермонтов изображает конкретные картины природы, а во-вторых, в образах, природы выражены человеческие чувства и настроения. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описаниями природы, связанными с определенными мыслями, чувствами, настроением, и это помогает читателям проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.
В начале повести «Княжна Мери» мы встречаемся с очень правдивым и красочным описанием вида из окна комнаты героя. Из этого описания можно почерпнуть многое, например, то, что автор его (Печорин) поэтичный человек, страстно любящим природу, высококультурный и образованный, умеющий образно передавать все, что видит. Печорин забывает при виде «кудрявых гор» обо всем на свете. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе. Печорин мастерски описывает природу ночи (16 мая, дневник) с ее огоньками в окнах и мрачными «снеговыми горами». Иногда картина природы служит у него поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, и природа кажется ему скучной. Вот как описывает он прекрасный вид из крепости: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; сердитые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свистит и колеблет ставни... скучно».
Примером пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань», вид солнца, лучи которого не согревали Печорина после дуэли, - картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль: «...там внизу казалось темно и холодно, - как в гробу; мглистые зубцы скал, сброшенные грозою и временем, ожидали своей добычи».
Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина.

Сочинение небольшое, оно посвящено раскрытию личности Печорина, его настроения в разные периоды жизни. Особенно интересной нам представляемся та его часть, в которой говорится о своеобразии восприятия и описания природы Печориным в зависимости от его душевного состояния. Ученик осознал основную особенность изображения природы Лермонтовым - психологизм, показ внутреннего мира человека и его раздумий. В сочинении отмечается и самостоятельная роль пейзажа. Ученик использует в работе примеры из описаний, которые не рассматривались в классе, что говорит об интересе к теме, о том, что анализ пейзажа под руководством учителя помог формированию навыков вдумчивого чтения текста. Недочетом сочинения является то, что школьник не объясняет, в чем своеобразие душевного состояния героя, раскрывающееся в описании волнующегося моря, или к каким же именно раздумьям приводит Печорина картина звездного неба в «Фаталисте».
Приведем отрывки из сочинения, посвященного специфике лермонтовских пейзажей, их красочности и роли в романе:

Пейзаж в романе Лермонтова «Герой нашего времени» играет очень важную роль. Он является неотделимой частью романа и помогает нам глубже раскрыть образы героев, подготавливает читателя к событиям в жизни Печорина.
Описания природы в романе даются от лица автора-путешественника, Максима Максимыча и Печорина. Природа описана каждым из них по-своему. Вот пейзаж, данный Максимом Максимы - чем в повести «Бэла». В нескольких простых, лаконичных выражениях Максим Максимыч рисует очень точно картину, открывающуюся с крепостного вала: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». В этом описании чувствуется восхищение простого русского человека природой Кавказа, раскрывается его простая, бесхитростная душа.
Описания природы пехотным офицером насыщены красочными эпитетами, например Арагва и другая речка сравниваются с двумя серебряными нитями. В описаниях автора-путешественника слышится глубокое восхищение природой. Читатель чувствует, что эти описания могут принадлежать только человеку образованному, интеллигентному, восхищенному природой.

Ученица через описание природы автором и Максимом Максимычем показала особенности их характера, хотя своеобразие авторских пейзажей по сравнению с печоринскими не осветила, а следовательно, и не раскрыла идейной позиции Лермонтова. В сочинений есть мысли, показывающие, что она понимает композиционную роль картин природы. Далее ученица пишет:

Описания природы Печориным создают настроение читателю перед важными событиями в жизни героя. Например, описание местности перед дуэлью Печорина с Грушницким овеяно мрачным предчувствием. Гнетущая картина моря в «Тамани» подготавливает нас к загадочным приключениям героя в лодке. Прекрасный пейзаж, открывающийся из окна Печорина в Пятигорске, противопоставляется светской жизни «водяного общества». Печорин делает различие между людьми, любящими природу по-настоящему, как он сам, и любителями видов, которые, по словам Печорина, «торчали» на скале. Лермонтов дает очень многогранный пейзаж в своем произведении. В описаниях природы раскрываются глубокий талант и мастерство автора.

Сочинения на тему «Как я воспринимаю картины природы при чтении художественных произведений» убеждают в важности связи изучения пейзажа с личными впечатлениями и наблюдениями учащихся. Не случайно многие школьники начинают работы с высказываний о личном восприятии природы и отношении к ней. Приведем отрывки из сочинений на эту тему:

Помню, еще в VI классе мы должны были читать «Бежин луг». Всем ребятам этот рассказ казался страшно скучным. Но в прошлом году я прочла «Накануне» и после этой великолепной вещи решила попробовать перечитать «Записки охотника». Я знаю, многие мои подруги до сих пор считают, что тургеневские описания очень скучны. Теперь я уже так не могу сказать.
«Записки охотника» я читала там, где они были написаны Тургеневым - в Спасском, и, вероятно, еще и потому они произвели на меня такое впечатление. Наверное, я никогда не смогу передать той зелени, солнца, света и прохладной тени, т. е. той природы, которая меня окружает. И вдруг все, что я прочла, было такой яркой и живой правдой, что и нельзя передать с точностью словами. «Пестреющая сетка темных кружков на темной земле», «пахнет ветер, и вся она начинает перемешаться, создавая новые узоры» (и все это было у меня перед глазами). Необычайно приятный липовый воздух в глубине серо-зеленых аллей. И старый пруд, заросший хвощом, и отражающиеся в нем березы! Все это было необычайно близким и очень родным!
Я люблю этот старый парк и сейчас, когда в Москве на улице холодно, перечитывая Тургенева, я часто вспоминаю сумрачные аллеи, поляны с высокими серебристыми тополями. Там я жила почти каждое лето, и, наверное, теперь навсегда этот парк будет у меня связан с воспоминаниями о моем детстве. Конечно, не все описания природы вызывают у меня такое впечатление. Не знаю почему, но описаний природы у Толстого я не люблю. Мне гораздо больше нравятся произведения Паустовского. Нравятся его описания снега, осеннего ветра, сухих листьев. Правда, обычно его произведения навевают какую-то грусть. Но, пожалуй, в этом есть свое очарование. И в описании дрожащего огня, и в завывании ветра. И настолько воспринимаешь всю эту обстановку, что всегда проникаешься необычайной симпатией к его героям.

Сочинение очень искреннее, эмоциональное. Ученица чувствует природу, тургеневские описания слились у нее с воспоминаниями детства.
А вот отрывок из сочинения на ту же тему, но в нем слышится упрек в адрес многих современных писателей. Ученик пишет:

Когда читаешь литературное произведение, то стараешься не только следить за развитием действия, но и обращать внимание на то, каким способом автор показывает то или иное событие. Кстати, меня к этому в значительной степени приучили школьные уроки литературы (в этом их несомненная польза). Естественно, что на пейзаж всегда обращаешь внимание в первую очередь, может быть, потому, что он всегда бросается в глаза. Я очень люблю природу и могу часами любоваться ее красотой. Но, право, нисколько не меньшее удовольствие получаешь от замечательных пейзажей Левитана или литературных описаний Паустовского. Читаешь их, и невольно перед твоими глазами встают картины, мастерски нарисованные замечательным писателем. И как больно бывает порой, когда на страницах интересной в целом книги попадается тусклое и безжизненное описание природы! И, к огромному сожалению, таких описаний еще предостаточно. Ведь не зря многие, читая книгу, пропускают места, где дается пейзаж. Но если писатель понимает и любит природу, если он находит слова, чтобы описать ее красоту, то даже самые ретивые противники описаний природы не в силах оторваться от книги. Пусть писатели больше пишут о нашей замечательной русской природе.

Сочинения учеников, посвященные пейзажам «Героя нашего времени» Лермонтова, показали, что сочетание анализа картин природы в процессе чтения текста с наблюдениями на обобщающем уроке, посвященном пейзажу, дает возможность глубоко, эмоционально воспринимать художественный текст. Работа над пейзажем служит делу эстетического воспитания учащихся, учит их любить и понимать природу, воспитывает внимательных читателей, которые глубоко чувствуют природу и осознанно воспринимают художественные произведения во всем их многообразии. С большим интересом относятся школьники к раскрытию, внутреннего мира героя, его личности и настроения через описание природы. Осознание композиционной роли пейзажа воспитывает литературоведческий подход к изучению художественных произведений. В лучших сочинениях старшеклассников - понимание идейного богатства произведения и творческого метода автора.

Одна из основных черт романтизма - двоемирие, когда романтический герой стремится к идеалу и томится в реальной действительности; разочаровавшись в людях, он пытается обрести идеал в природе. Именно природа стала высшей ценностью романтиков, будучи, по их мнению, символом свободы и олицетворяя недостижимый идеал. Поэтому в романтических произведениях большое значение приобрёл пейзаж, из фона действия превратившийся в средство выражения авторской позиции, средство психологического анализа. Огромное внимание уделял изображению природы и романтик М. Ю. Лермонтов. Пейзаж играет важную роль не только в его поэзии, но и в романе «Герой нашего времени», при этом природа описывается им уже не только романтически - в её изображении проявились и черты реализма.
Впервые пейзаж появляется в самом начале романа - автор открывает повествование описанием Койшаурской долины. С одной стороны, пейзаж указывает на место действия, с другой - раскрывает характер самого офицера. Яркость, живописность изображения («золотая бахрома снегов», «серебряная нить» реки) указывают на то, что он творческий человек, восторг, который он испытывает, говорит о том, что автор воспринимает природу как романтик, видит в ней красоту, которой нет среди людей. Позже он скажет, что, лишь «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе», люди «невольно становятся детьми», ибо «всё приобретённое отпадает от души».
Почти повторяет эти слова Печорин, описывая вид, открывающийся из окон его комнаты в Пятигорске; он тоже чувствует себя обезоруженным перед гармонией природы. Пейзаж раскрывает поэтичность натуры Печорина (его описание предельно эмоционально), его смелость и готовность рисковать (не случайно он выбирает квартиру на самом высоком месте - «во время грозы облака будут спускаться... до кровли»). Отношение Печорина к природе показывает, что он тонко чувствующий человек. В отличие от Онегина, на которого «роща, холм и поле» «наводили сон», Печорин не перестаёт восхищаться пейзажем, именно «ночная роса и горный ветер» спасают его от тоски.
Но несмотря на то, что природа, возможно, единственная высшая ценность в глазах Печорина, она не может заменить ему света. «Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. - пишет он в своём дневнике, но тут же добавляет: - Пойду к Елисаветинскому источнику: там... собирается всё водяное общество». Возникает тема естественного и светского мира, важную роль в раскрытии которой играет пейзаж.
Отправляясь на дуэль, Печорин сознаётся, что не помнит утра «более голубого и свежего» - красота окружающего мира даётся в контрасте с готовящимся убийством, на фоне безмятежности естественного мира задуманное Грушницким и драгунским капитаном - людьми света - кажется особенно страшным. Пейзаж здесь не только выявляет авторскую позицию, отношение Лермонтова к дуэли, но и выполняет психологические функции. Волнение Печорина выдаёт его взгляд, устремлённый в «дымную даль», туда, где должна состояться дуэль, а пристальное внимание к каждой росинке говорит о том, что он не надеется увидеть всё это ещё раз. Пейзаж отражает и внутреннее состояние Грушницкого, при описании которого Лермонтов использует приём психологического параллелизма: щёки Грушницкого покрывала «тусклая бледность», а немногим позже говорится, что солнце показалось Печорину «тускло». Действительно, природа полна предчувствия беды: солнечный луч освещает всё, кроме площадки дуэли, в ущелье «тёмно и холодно, как в гробе».
Словно предсказывает дальнейшее развитие событий пейзаж в главе «Бэла», где рассказу о трагической судьбе девушки предшествует описание несчастья в горах, а в день, когда Печорин впервые встретил в Пятигорске Веру, « воздух был напоен электричеством ». Пейзаж в романе не только предвосхищает сюжет, но и инициирует его. Так, пережидая метель, Максим Максимыч рассказывает автору о Бэле, гроза задержала в гроте Веру и Печорина; взбираясь на гору, он подаёт руку княжне Мери, которую та «не покидает в продолжение целой прогулки».
Но пейзаж далеко не всегда даётся в унисон с происходящими событиями. Так, в главе «Тамань» природа таинственна, центральными становятся образы луны и моря, типичные для романтиков; намеренно создаётся атмосфера неясности и ожидания приключений. В действительности же ничего не происходит, а девушка, представлявшаяся Печорину ундиной, таинственный слепой и отважный Янко оказываются обыкновенными контрабандистами. Романтическая модель в «Тамани» рушится, и это проявляется даже на уровне пейзажа. Наряду с образами луны и моря возникает реалистическое описание « грязных переулков », древних лачужек и «ветхих заборов» Тамани.
Такой же контраст наблюдается и в «Княжне Мери»: Печорин подробно и восторженно пишет о природе Пятигорска, но лишь упоминает о самом городе. В романе не случайно нет городских пейзажей - они напоминают Печорину о людях, а те лишь вызывают у него злость. Природа, напротив, заставляет его забыть о суетном свете, наводит на философские размышления. Так, глядя на звёзды («Фаталист»), Печорин сначала вспоминает наивную веру предков и затем переходит к мыслям о целом поколении, воле и фатуме. Пейзаж из конкретного перерастает во вселенский, космический, отдельные образы приобретают символическое значение. Звёзды становятся «зажжёнными лампадами», «с участием» смотрящими на землю, дорога - символом духовных поисков человека, его пути к цели. Такое восприятие природы в романе свойственно лишь Печорину. Автор, хотя и восхищается пейзажами, называет себя «восторженным рассказчиком на словах и на бумаге», Максим Максимыч же привык к «великолепным картинам», как к свисту пуль. Элементы пейзажа встречаются не только в развёрнутых описаниях Печорина или автора, но и в отдельных репликах, даже на уровне сравнений: душу Мери Печорин называет едва распустившимся цветком. Важно отметить, что люди сравниваются в романе с природой, а пейзаж - с человеком («воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»); этим Лермонтов подчёркивает тесную связь природы и человека.
Пейзаж играет в романе не только идейно-художественную, но и композиционную роль. Описаниями природы открываются три из пяти глав «Героя нашего времени», служат логическими связками между эпизодами романа, составляют большую часть произведения. Пейзаж имеет значение как для содержания романа, так и для его формы. Играя немаловажную композиционную и сюжетообразующую роль, он в то же время помогает раскрыть образы автора, Печорина и Максима Максимыча, является средством психологического анализа, вводит философский пласт произведения. Лермонтов уделял внимание не только романтическим и символическим описаниям, но и конкретным, реалистическим пейзажам, создающим фон действия или имеющим самостоятельную ценность; не случайно изображения природы изобилуют эпитетами и сравнениями. Лермонтов был одним из первых писателей, отводивших пейзажу значительное место в произведении, вслед за ним эту традицию продолжили И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов и другие.

В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).

Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».

Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов», и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря.

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань»: «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Этот пейзаж уже подбором деталей - луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль,- создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня,- пишет он,- на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.

Однако глубокий психологизм романа – всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры.
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет «среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание колокольчика» и завораживают «волшебные картины» восточной природы. Совсем другой – опытный, немного усталый – взгляд у Максима Максимыча. По этому в споре о погоде первый видит в этом «мертвом сне природы» предвестие завтрашнего солнца, второй же верно замечает черную тучу и кровавую полосу на солнце, предвещающие дождь.
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении «человек – общество», но и «человек – природа», «естественный человек» - «человек цивилизации».
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бэла, контрабандисты, отчасти Максим Максимыч. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: «…Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…»
Изображение «естественных персонажей дается в сопоставлении с природными образами. Например, глаза Бэлы сравниваются с глазами горной серны; кавказцы – с горными реками. Казбич, «будто кошка», нападает на отца Бэлы. Душевная чистота Бэлы подчеркивает тем, что кругом ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка – контрабандистка предстает в образе «русалки», «ундины». Янко изображается на фоне стихии: он «не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…».
Основная черта всех этих героев – врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. «…В сердцах простых чувство красоты и величия природы, сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге», - справедливо отмечает повествователь в повести «Бэла». Эти люди могут испытывать «невольное биение сердца» от вида природных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых «просто прекрасное не трогает».
К этому второму – «цивилизованному» - типу персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мери, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе далекое от природы «водяное общество». Не случайно в повести «Княжна Мэри» почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориным. В самом названии «водяное общество» применительно к приехавшей на лечение знати сквозит авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу «честных контрабандистов», живущих по законам водной стихии.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…»
«…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…» - так точно и емко выражает Печорин свое сокровенное желание, описывая идеальное состояние своей души.
Однако это полное слияние с природой оказывается недостижимым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные «естественному» человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения «цивилизованной» личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться в природе.
Аналогичная идея и в финале «Княжны Мэри», где Печорин «скучает, и томиться, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку…»
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: сочетание в нем характеров «завоевателя», стремящегося «подчинять себе все…», и «созерцателя», умеющего самозабвенно любоваться красотами природы.
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется «несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками», наслаждается «чудесным видом с трех сторон» из квартиры в Пятигорске. Природные картины побуждают его к лирическим и философскими размышлениями: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встрече с Печориным в повести «Максим Максимыч» отмечает контраст между «прекрасным утром» и грустным взглядом героя.
Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный «пейзаж души» героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров – путь Печорина к месту дуэли с Грушницким.
Наконец, пейзаж в «Героя нашего времени» определяет тональность повествования и объясняет поступки персонажей. Например, упоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Бэлу: стремительное нападение Казбича – выстрел Печорина – разбойничий удар кинжалом.
Итак, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.