Как писать экспликацию по спектаклю. Что такое — Режиссерская экспликация? Что такое экспликация

1. Мотивировка и обоснование выбора темы театрализованного представления

В этом разделе указываются мотивы выбора темы сценария, дается ее обоснование, раскрывается ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории.

2. Идейно-тематическое содержание сценария

2.1. Тема сценария. (Тема – это предмет художественного исследования автора.) Определение темы должно быть кратким, конкретным и нести в себе ответы на вопросы: Что? Где? Когда?

2.2. Идея сценария. (Идея – это основной вывод, следуемый из сценария, содержащий нравственное отношение автора к изображаемым событиям).

2.3. Жанр сценария. (Жанр – идейно-оценочное настроение автора по отношению к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств). Определение жанра в постановочном плане включает в себя также форму театрализованного представления.

2.4. Конфликт. (Конфликт – это противоборство, столкновение изображенных в произведении действующих сил). Определяются носители конфликта, а также их устремления.

3. Действенное содержание сценария.

3.1. Сверхзадача представления. (Сверхзадача представления – это конечная цель, ради которой осуществляется постановка, раскрывается идея).

3.2. Сквозное действие или сценарно-режиссерский ход.

3.3. Событийный ряд или эпизодное построение сценария.

3.3.1. Определяется событийный ряд , если ярко выраженный сюжет в сценарии (Событие – это действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Событийный ряд – это линия действенных фактов от начала до конца театрализованного представления).

3.3.2. Если сюжет отсутствует, то определяется эпизодное построение сценария, то пишется художественное название эпизода и его содержание. Дается художественное название каждому событию или эпизоду. Определяется функциональная нагрузка.

3.4. Сценические задачи исполнителей по событиям (при эпизодном построении сценария сценические задачи не определяются). В сценическую задачу входят три элемента:

Действие (что делаю?);

Цель действия (зачем делаю?);

Приспособления (как делаю?).

Действие и цель носят сознательный характер, приспособления возникают в процессе живого общения с партнером. Поэтому при фиксировании сценической задачи в постановочном плане определяются только два ее элемента: действие и цель. Количество сценических задач определяются количеством основных событий.

3.5. Главные мизансцены. (Мизансцена – это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде). Определяется система условных обозначений и графически изображаются одна-две основных мизансцены в каждом эпизоде или в событие.

3.6. Реальные герои, их роль и место в раскрытии основной идеи представления.

3.7. Приемы активизации зрителей (реальные, церемониальные и игровые действия).

4. Монтажный лист или светозвуковая партитура представления.

Монтажный лист в форме таблицы состоит из двенадцати граф:

1) номер по порядку;

2) эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану;

3) название номера и его характер, указываются автор и наименование произведения;

4) выписываются исполнители: солисты, коллективы;

5) кому поручается аккомпанемент этого номера, если номер идет под фонограмму, то нужно дать порядковый номер фонограмм.

6) заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, сюда вписываются дикторские тексты;

7) записывается потребность в киноматериале, с указанием характера ленты и формата;

8) указывается в каком сценическом оформлении проходит номер;

9) заполняется световое решение каждого номера, здесь же записываются постановочные эффекты;

10) костюмы для исполнителей, все аксессуары костюма;

11) бутафория и реквизит;

12) примечания.

Светозвуковая партитура делается по следующей схеме:

5. Сценографическое решение представления

5.1. Образное решение представления. (Образное решение – совокупность выразительных средств, которыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль).

5.2. Планировка декораций. (Планировка декораций – это чертеж расположения на сценической площадке декораций, различных конструкций, мебели и других элементов материальной среды). Сценическая площадка рассматривается сверху.

5.3. Эскиз или макет оформления сцены.

5.4. Эскизы костюмов.

5.5. Эскизы афиши, программы, пригласительного билета.

6. План подготовки театрализованного представления

План подготовки должен отражать основные этапы работа над театрализованным представлением: работы над сценарием, застольный период, репетиции в выгородке, прогонные, монтировочные и генеральные репетиции, премьера, работа с композитором, художником, музыкантами и со всеми вспомогательными службами.

7. План проведения праздника или программа театрализованного представления.

8. Смета расходов (на проведение праздника) (см. прил. № 9) : аренда и техническое обеспечение; оформление пространства, участники театрально-концертной программы; организационно-творческая группа; типографские расходы; транспортные расходы; начисления на фонд заработной платы; непредвиденные расходы и т.д.


Похожая информация.


ЭКСПЛИКАЦИЯ - происходит от латинского «еxplicatio» − «развертывание» или «разъяснение».

Экспликация фильма - изложение режиссерского замысла произведения, пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация: что? ради чего? как ?

Режиссерская экспликация – письменный документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной форме описывает свое художественное и организационное видение фильма. Требуется продюсером до заключения договора. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением. Можно придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность фильма. 2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)3. Персонажи и трактовка образов-характеров. 4. Характеристика эпохи. 5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне. 6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит). 7. Выбор актёров, характер будущих проб. 8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру) 9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс). 10. Принцип монтажа. 11. Художественно - производственные задания членам группы для успешной реализации сценария

В чем идея? Что играем? (Драматическое Действие)

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

По каждой сцене

Главное в сцене:

Три акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом… Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое… Поэтому единственное монтажное решение такое-то… А съемочный процесс я организую так… А трудности процесса преодолею этак

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма. Форма n 2 (приказ минкультуры рф от 30.04.2010 n 253 (ред. От 28.07.2010))

Приложение к Порядку и критериям отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов Форма N 2 РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ кинопроекта производства национального фильма _____________________________________________ (название фильма) (Изложение режиссером-постановщиком (режиссером) фильма своего видения сценария (синопсиса/заявки), его концепция содержания будущей картины и соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого творческого результата) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Режиссер фильма __________________

примеры режиссерских экспликаций

Следующий документ, о котором пойдет речь - режиссерская экспликация.

Экспликация (от греч. - мое видение) - подробная трактовка, истолкование замысла.

Начнем с определения: «Что же такое режиссерская экспликация?».

Режиссерская экспликация - это разработка замысла будущего фильма: определение (толкование, обоснование) идеи и сверхзадачи, единого сквозного действия, трактовка образов во взаимосвязи главных и эпизодических действующих лиц, описание эпохи, обстановки и мест действия (в том числе натуры и декораций), конкретизация характера героев и окружающей предметной среды, костюмов, выбор пластического и звукового (в том числе музыкального и шумового) воплощения на экране, словесного образа сценария, характера изобразительной структуры (цвет, свет, принципы композиции, построение мизансцен), схема монтажного построения будущего фильма и т.д. Позволяет направить индивидуальное творчество оператора, художника, звукорежиссера, актеров по единому руслу режиссерской трактовки фильма.

Иногда режиссерская экспликация - это яркий и эмоциональный рассказ о том, как режиссер планирует добиться того, что задумал. А есть режиссеры, которые умеют выразить то же самое, но на бумаге. Они пишут подробную экспликацию к каждому эпизоду - актёр, движение камеры, как играет деталь: реквизит лежит, двигается, вода льется из крана или капает…

Многие постановщики составляют режиссерскую экспликацию только для актеров, чтобы не тратить время на долгие объяснения, а дать актеру направление и, значит, свободу в рамках замысла. Параллельно оператор, художник, звукорежиссёр, композитор и специалист по комбинированным съемкам и спецэффектам тоже пишут свои экспликации. Считаясь творческими работами каждого из них, они, конечно, создаются на основе режиссерской экспликации и согласовываются с режиссером.

Оператор в своей экспликации намечает изобразительно-живописное решение каждого эпизода и фильма в целом. В ней указывается тональность, цветовая гамма, композиция, операторские приемы.

Художник показывает планировку декораций или топографический план натурного объекта с учетом общих и средних планов съемки.

Звукорежиссер для каждой сцены определяет метод и средства звукового оформления.

Ассистент режиссера перечисляет состав и количество актёров (главных ролей, эпизодников, а также групповки и массовки) - это второй шаг к составлению графика актерской занятости.

Режиссерская экспликация - это единственный документ, предоставляемый режиссером продюсеру. Это видение режиссером задуманной идеи, его изложение в свободной форме. Это размышления по поводу будущего фильма, его действенный анализ, наброски мизансцен; характеристик персонажей; определение стиля и жанра, особенностей актерского исполнения и т.д.

Экспликация режиссера к картине состоит примерно из следующих разделов:

1. Идейно-тематическая направленность фильма

2. Трактовка образов-характеров

3. Характеристика эпохи

4. Выбор мест съемки и характер декораций в павильоне

5. Бытовая характеристика фильма (костюмы, реквизит, грим и т.д.)

6. Выбор актеров

7. Общая композиция картины (темп, ритм, мизансцена, кадр, ракурс)

8. Принцип монтажа

9. Производственно-творческие задания членам группы для успешной реализации сценария.

Для составления режиссёрской экспликации так же необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1. Что я снимаю?

ь Почему эта тема меня волнует?

ь Для кого я это снимаю?

ь Каковы актеры фильма, чего они добиваются?

ь Каков конфликт?

2. Как я снимаю?

ь Какие декорации будут?

ь Какая музыка?

ь Какой свет?

Экспликация дает четкое понимание замыслов и путей их реализации всей творческой группе, которая впоследствии, даже при поиске объектов, опирается на неё.

В каком - то плане продюсерская концепция и режиссерская экспликация несколько похожи. В ходе описания каждого пункта мы увидим это сходство.

В условиях современного российского производства ни один продюсер не заключит договор, пока вы не положите ему на стол режиссерскую экспликацию. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением.

Благодаря этому документу гораздо легче понять, в каком направлении двигаться и какие производственные и художественные задачи ставить.

Ниже приведена режиссерская экспликация картины «Ночной гость»:

Тема Фильм о любви, которая проникает в сердце всеми мыслимыми и немыслимыми способами, как правило, неожиданно.

Идея - это идея выбора. Пойдет ли главная героиня на все ради своего счастья, ради своего любимого человека, чтобы в конце фильма бытьс ним несмотря ни на что?

Цель проекта

Создать продукт, который будет полностью соответствовать потребностям аудитории, а значит, будет пользоваться высоким рейтингом.

Съемочная группа

Режиссер-постановщик - Михаил Кабанов («ЖАРКИЙ ЛЁД», «АЛИБИ НА ДВОИХ», «РАСПЛАТА»)

Оператор-постановщик - Сергей Павленко («МЕЧТАТЕЛЬНИЦА», «ПРОГУЛКА», «ЕСЛИ У ВАС НЕТУ ТЕТИ», «РАЗМЕТКА», «ЧАСТНЫЙ ЗАКАЗ», «ШИРОКА РЕКА», «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР», «АЛИБИ НА ДВОИХ», «РАСПЛАТА»)

Художник-постановщик - Андрей Чагин («ЛЮБВОЬ КАК ЛЮБОВЬ», «АЛИБИ НА ДВОИХ»)

Композитор - Артур Байдо («ДОМ НА БОЛОТЕ», «СЛУЖБА 21, ИЛИ МЫСЛИТЬ НАДО ПОЗИТИВНО», «ВСТРЕЧНАЯ ПОЛОСА»)

Таня - Елена Великанова; Андрей - Андрей Соколов; Кирилл - Егор Анисимов; Лера - Мария Порошина; Нина - Евгения Добровольская; Рая - Ирина Безрукова.

Таня - молодая миловидная женщина (лет 30). Симпатичная, внешность не броская, но с индивидуальностью. Производит впечатление доверчивой провинциалки, которая смирилась со своей жизнью и радуется тому немногому, что имеет.

Андрей - «ночной гость»; с первого взгляда производит впечатление умного, начитанного, интересного человека.

Кирилл - сын Тани (7 лет); любит фантазировать; сразу же заводит дружбу с гостем, который появляется в доме неожиданно ночью, и начинает фантазировать, что это его папа.

Лера - жена Андрея; молодая и красивая, одним словом «бизнес- леди».

Нина - близкая подружка Тани; умная, интересная, с открытой душой человек, которая желает Тане только счастья.

Рая - подружка Тани; доброжелательная женщина, которая активно занимается поиском мужа для Тани.

Вадим - лысоватый мужчина за сорок, с пивным животиком. Он неторопливый и в его лице есть что-то детское, инфантильное.

Аудитория

Что касается зрительской аудитории, то эта история будет интересна мужчинам и женщинам от 30 лет и больше.

Композиционное решение

Первая сцена - знакомство Андрея и Тани: и вот наступает субботний вечер, в который Тане действительно суждено встретить своего суженого, но это не бухгалтер из Каменска, так и не приехавший на свидание, а москвич Андрей, который скрывается от преследователей и стучится в первый попавшийся дверь.

Вторая сцена - исчезновение Андрея и его появление вновь в доме Тани: он признается Тане, что его разыскивает милиция по ложному обвинению в убийстве и просит ей найти какое-нибудь убежище. Таня верит ему и предлагает спрятаться у нее на чердаке.

Третья сцена - знакомство сына Тани - Кирилла с гостем: Кирилл заводит дружбу с гостем и начинает фантазировать, что это его отец.

Четвертая сцена - появление участкового в доме Тани: он хочет обыскать дом - ходят слухи, что у Тани кто-то скрывается.

Пятая сцена - появление Леры (жена Андрея) в доме Тани: Лера замечает, что Андрей с симпатией относится к Тане, ревнует его, устраивает скандал и решает предать. Она рассказывает бандитам, где он скрывается.

Финальная сцена - Таня становится посмешищем всего поселка. Она скрывала беглого преступника.

Андрея судят. Таня, побывав на суде, с облегчением узнаёт, что его оправдали, но не решается подойти.

Андрей, оставив приятелей на банкете, затеянном в честь его освобождения, мчится по ночному шоссе к той, которая поддержала его в самый трудный период его жизни…

Будут использованы средние, общие, крупные планы.

По ритму картина будет динамичной, и держать зрителя в постоянном напряжении и внимании.

Цветовое решение

Решение колористической задачи всегда начинается с отбора: с отбора цвета костюмов для персонажей, цвета стен интерьеров или других элементов декораций, цвета реквизита, мебели и всего прочего.Этими вопросами в основном занимаются режиссер - постановщик, оператор - постановщик и художник - постановщик.

Для нашей картины будут выбраны такие цвета, соответствующие настроению, которое присутствует в фильме.

Цветовое решение не может быть слишком сложным, но оно должно быть не менее выразительным, броским, рассчитанным на мгновенное прочтение.

Именно смен тональностей создает магический мир, притягивающий внимание зрителя к экрану, так и изменение и развитие цветового строя от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду четко, через подсознание влияет на эмоциональность восприятия всего содержания в целом.

Звуковое решение

Необходимо подобрать песню, которая передаст настроение фильма.

Тема песни: про то, как любят, и как любовь причиняет боль людям.

Инструментальная, вдумчивая, неспешная.

Объекты съемок

Часть фильма будет снята в естественных интерьерах, а часть на натуре. Дополнительные павильоны строиться не будут - по бюджетным соображениям.

*Двор у дома Тани

*Улицы поселка

*Проселочная дорога

*Двор у сельской школы

*Двор у библиотеки

*Двор у детского сада

*Берег у реки

*Автобусная остановка

*Двор дачи

*Поселок Листвянка

*Улицы Москвы

*Посадочная площадка автобусов

Интерьер:

*Сельская библиотека

*Комната в доме Тани

*Кабинет Вадима

*Дом Тани (прихожая, гостиная, спальня, комната Кирилла, кухня,чердак)

*Ночной клуб

*Коридор сельской школы

*Почтовое отделение посёлка

*Сарай у Таниного дома

*Отделение милиции

*Кабинет бухгалтера маленького завода

*Комната Макса

*Салон автомобиля Леры

*Квартира Леры

*Комната дачи

*Зал суда

*Коридор суда

*Лестничная клетка

*Салон автобуса

*Холл ресторана

Фильм будет снят в легкой и непринужденной форме, но в тоже время предельно реалистичной, с точки зрения актёрскогосуществования. Всех персонажей хочется сделать колоритными и фактурными.

Основная ставка делается на художественное решение проекта - начиная от местности, в которой разворачиваются события, заканчивая внешностью героев. Большое значение будет уделено музыке.

Помимо вышеперечисленных составляющих, таких как художественное решение и музыкальное сопровождение, большое значение будет уделяться кастингу.

Без внимания не оставим операторскую работу. Будем использовать цифровую камеру, тоже исходя из бюджета. Ощущения в картине будут напрямую зависеть от плана, ракурса, света и движения кинокамеры.

Все это будет тщательно разрабатываться совместно с оператором-постановщиком и художником-постановщиком.

Для сегодняшнего времени история очень актуальна. Она несет добрый, позитивный посыл и имеет все шансы стать успешным проектом.

Таким образом, благодаря этому документу гораздо легче понять, в каком направлении двигаться и какие производственные и художественные задачи ставить.

ЭКСПЛИКАЦИЯ — происходит от латинского «еxplicatio» − «развертывание» или «разъяснение».

Режиссерская экспликация фильма — форма свободная, изложение режиссерского замысла произведения, желательно затронуть несколько аспектов: общее решение (в т.ч. пространства), почему выбрал пьесу, чем актуальна, событийный разбор, идеальный подбор ролей и т.д., в общем, всё, что сами хотите воплотить.

Нужна экспликация продюсером до заключения договора. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация: что? ради чего? как?

Форма режиссерской экспликации.

Форм режиссерской экспликации хоть и свободная но форма имеется и не одна.

Форма режиссерской экспликации для одного из конкурсов.

Режиссерская экспликация включающая в себя:

Трактовку образов-характеров с указанием желаемых актеров

Выбор мест съемки и характер декораций в павильоне

— бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит)

Разъяснение творческих средств и приемов (свет, техника, музыка)

TVSreda.ru — ТВ Среда - уроки кино

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма.

Приложение к Порядку и критериям отбора организаций кинематографии — получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов
Форма N 2
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
кинопроекта производства национального фильма
_____________________________________________
(название фильма)
(Изложение режиссером-постановщиком (режиссером) фильма своего видения
сценария (синопсиса/заявки), его концепция содержания будущей картины и
соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого
творческого результата)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Режиссер фильма __________________

Самая частая.

Режиссерская экспликация – письменный документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной форме описывает свое художественное и организационное видение фильма.

Можно придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность фильма.

2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)

3. Персонажи и трактовка образов-характеров.

4. Характеристика эпохи.

5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне.

6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит).

7. Выбор актёров, характер будущих проб.

8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру)

9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс).

10. Принцип монтажа.

11. Художественно — производственные задания членам группы для успешной реализации сценария

В чем идея?
Что играем? (Драматическое Действие)

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

По каждой сцене

Главное в сцене:

Три акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом…
Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое…
Поэтому единственное монтажное решение такое-то…
А съемочный процесс я организую так…
А трудности процесса преодолею этак

Для поступающих в ГИТИС.

Нашел на одном форуме. Очень хорошо написали.

Что такое режиссёрская экспликация.

Одно из творческих заданий ГИТИСа, для поступления на факультет режиссуры театра, требует написания экспликации.
Эта разработка – проверка, готовы ли вы для этой профессии.

Занимает ли вас пьеса, горите ли вы идеей, можете ли вы разобраться во всех взаимоотношениях и со всеми составляющими выбранного вами произведения. Сможете ли вы заразить своим желанием мастера, а значит и творческую группу.

Это серьезная работа, требующая кропотливого подхода и усилий с вашей стороны. Если до этого момента вы думали, что творчество – это хаос и вдохновение. То теперь должны понять, что на самом деле творчество – это хорошо упорядоченная структура и работа.
Что такое экспликация.

Определения.
- Экспликация (театр) - письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях.(Википелия)
- Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
- Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, - объяснение.
- Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. - 445 с.)

Форма.
Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».
Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
Отдельное слово про объем. Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.
Помните, что главное в экспликации – это ваше видение.

Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.

Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.
(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг).

Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.
ВНИМАНИЕ. Если вы должны написать экспликацию – не предавайте себя. Прочтите текст, написанный ниже, только после того, как САМОСТОЯТЕЛЬНО напишите пункты экспликации.
Почему? Во первых, вы заставите свой мозг работать, а не бездумно заполнять пункты. Во вторых, вы можете найти какой-то нужный вопрос\пункт который необходимо задать вашей пьесе. Для того чтобы быть режиссером не нужно делать все под копирку.
Пункты режиссёрской экспликации.
Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения.

Но главное, она должна вас восхищать.

Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Маштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы.
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

сайт -ТВ Среда - уроки кино

Режиссерская экспликация по Н.С. Михалкову ()

«Мой брат был в Америке, и Коппола подарил ему листочек из сценария (или он уж вырвал его, не знаю) с экспликацией «Крестного отца». Это довольно интересный документ. Он разбивается на пять граф. А наверху название, причём не эпизода, потому что он может быть длинный, а настоящего, главного в этом куске эпизода.

Эпизод может быть семь минут, но есть несколько центральных, пиковых мгновений, которые для тебя являются важными. Поэтому ты называешь эпизод в кавычках «НЕТ». Допустим, героиня или герой говорят это слово в ответ на ключевой вопрос. Это не название объекта, а формулировка сути. Причём вы можете разбить эпизод на два куска.

Один может длиться четыре минуты, а другой — тридцать секунд, но он настолько важен, что вы его выделяете. Мои экспликации в три раза больше по объёму, чем сам сценарий, в них подробнейшим образом расписывается то, что бы я хотел получить. Это моё послание группе. В экспликации фильм «снимается» в лабораторных условиях.

Приезжая на площадку, ты можешь застать совершенно другую картину. Потому что может быть ситуация, когда — всё, снимать сегодня не будем, потому что идёт дождь, а в этой сцене должно быть солнце. «Из-за чего?!» — спрашивают тебя. То есть эта сцена может быть и в дождь, но — прилипшая рубашка, мокрые ботинки…

Сцена пойдёт другим руслом, и, значит, нужно перестраивать акценты движения актёрского характёра. И вот вы, сравнивая то, что есть, с тем, что было, решаете, не изменит ли это то, чего вы хотели. Может быть, и изменит, и может быть, это и к лучшему. Потому что всё равно актёр тащит картину за собой, её движение, взаимоотношения характёров.

Ты можешь его насиловать, сколько ты хочешь, но, если ты живёшь живой картиной, то хороший артист всегда может придать новую интонацию, и сцена может пойти в другую сторону. И ты опять обращаешься к экспликации: хорошо ли, что она пошла в другую сторону? Потому что, может так быть, только для данного момента это замечательно, а для общего — катастрофа.

На «Рабе любви» у меня был такой случай. Пункт «возможные ошибки» важен тем, что когда вы в этих новых условиях, которые вам создались божественным образом на площадке, начинаете идти за ситуацией, которая сложилась, надо заглянуть в этот пункт и понять, что вами — вами же! — там написано, например: «В эпизоде N… важно не увлечься эмоцией».

Ибо сам эпизод по своей драматургической стезе настолько эмоционален и силён, что, если вы перехлестнёте то, что происходит в эпизоде с точки зрения эмоций, подниметесь на слишком высокий уровень температуры, вам может не хватить на «эпизод N…», который идёт через пять эпизодов после этого и рифмуется вот с этим эпизодом.

Опять-таки, когда вы это всё пишете, вы ещё раз убеждаетесь в том, силён или не силён сценарий. Это первое, для чего нужна экспликация. Второе. Создав экспликацию, вы лишаете себя тяжёлой необходимости общаться со всеми, кто руководит разными подразделениями группы. Допустим, мне кажется, что героиня должна быть одета именно вот так.

Я не имею в виду покрой платья. Но мне кажется, что обувь ей должна жать. Или что она в слишком широком плаще, который всё время путается. Или же, наоборот, он ей нравится, и она всё время кокетничает этим плащом, заворачиваясь в него, провоцируя его спросить, откуда у неё этот плащ, для того, чтобы ответить, что этот плащ ей купил другой человек. Я не даю советов, как одеть актрису, а объясняю, чего бы хотел. Таким образом, я внедряюсь в область каждого.

Другой разговор, что художник мне может сказать: «Мне кажется, что это должен быть не плащ, а мужская рубашка, которая застёгивается на другую сторону, если ей нужно дразнить его тем, что на ней иная вещь, обличающая, что у неё связь с кем-то другим». На что я могу сказать: «Нет, это грубо. Потому что если на твоей женщине чужая рубашка, то это сразу бросается в глаза».

Стиснув зубы, как принимая касторку, вы должны сидеть и писать, и писать… Вы этим не только не обрезаете крылья всем остальным творческим подразделениям, которые работают с вами, но и наоборот, вы даёте им атмосферу, запах, цвет, ощущения — то, что должен испытать на себе зритель от увиденного». Михалков Н.С., Отражение сильнее луча / Профессия — кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г., с. 632-635.

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.


1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).


2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.


3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:


  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.