Как показан печорин в главе бэла. Творчество. школьные сочинения. Описание внешности Печорина

Б. Эйхенбаум считал повесть «Бэла», наряду с «Таманью», экспозицией образа Печорина. В этой повести рассказывается об обстоятельствах жизни Печорина, о его воспитании, образовании. Здесь же дан первый портрет героя.

Впервые мы узнаем о Григории Александровиче из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан описывает характер Печорина, его «странности», непохожесть на окружающих. И уже здесь звучит мотив внутренней противоречивости героя. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Повесть «Бэла» лишена психологического анализа. Максим Максимыч здесь просто передает факты печоринской биографии, не анализируя и практически никак не оценивая их. В определенном смысле штабс-капитан объективен.

Вместе с тем, искренне жалея Бэлу, которую он полюбил как родную дочь, Максим Максимыч считает Печорина неправым. Увидев, как Григорий Александрович к ней переменился, как Бэла страдает от его холодности, штабс-капитан пробует поговорить с ним. И Печорин пытается объяснить свое поведение. Он говорит, что разлюбил Бэлу, что она оказалась неспособной излечить его от скуки. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...», — говорит Печорин.

Максим Максимыч ничего не понимает из печоринского монолога. Он лишь спрашивает проезжего офицера о том, что это за мода — «скучать» и вся ли столичная молодежь такова. Для штабс-капитана Печорин — обычный столичный денди, Максиму Максимычу дико и странно слышать жалобы на жизнь от двадцатипятилетнего человека, жизнь которого вполне благополучна.

Причины этого непонимания — в разнице мировосприятия героев, их духовных запросов, культурного уровня, характера. Как замечает Белинский, умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, «жить» для него означает «служить», и служить на Кавказе. Манеры штабс-капитана грубы и простоваты, он непритязателен в выборе знакомства. Однако у Максима Максимыча — «чудесная душа, золотое сердце», «каким-то инстинктом» он понимает «все человеческое и принимает в нем горячее участие». Так, штабс-капитан сразу же полюбил Бэлу, привязался к Печорину. Узнав о возможной встрече с ним, Максим Максимыч радуется, как ребенок.

Таким образом, «странности» Печорина не мешают Максиму Максимычу любить его. И это очень важно. Штабс-капитан интуитивно человечен, гуманен, в груди его бьется «теплое, благородное, даже нежное сердце». Думается, Лермонтов не случайно акцентирует внимание читателей на том, что Максим Максимыч искренне привязан к Печорину. Ведь в истории с Бэлой Григорий Александрович выглядит не слишком достойно. Однако, несмотря ни на что, штабс-капитан, это «золотое сердце», по-прежнему любит его. Тем самым писатель как бы уже здесь намекает, что в Печорине есть нечто подлинное, искреннее.

После смерти черкешенки штабс-капитан пытается утешить Григория Александровича, но Печорин остается спокоен. Максиму Максимычу досадно: «Я бы на его месте умер с горя», говорит он. И совсем уж непонятен штабс-капитану смех Печорина, от которого «мороз пробежал по коже».

Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Он не привык к открытому проявлению своих чувств, смех его в сцене с Максимом Максимычем — не что иное, как истерика. Однако история этой любви не могла закончиться счастливо: чувства Печорина лишены цельности и единства, любовь «дикарки» для него «немногим лучше любви знатной барыни».

Белинский объясняет поведение Печорина с Бэлой разницей их интеллектов, культурного уровня. «О чем он мог говорить с нею? что оставалось для него в ней неразгаданного? Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня; любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного. В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности...», — писал критик.

Однако думается, мотивы поведения Печорина более глубоки. Скорее, он просто не способен к любви. Именно поэтому он не ценит и чувства других людей — Веры, княжны Мери. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза, сиюминутной прихоти, желания избавиться от скуки. Поэтому для Печорина невозможно счастье.

В повести «Бэла» много элементов романтического стиля. В основе сюжета повести лежит традиционная романтическая схема — бегство героя из мира цивилизации в мир природы, у цивилизованного героя завязываются любовные отношения с черкешенкой. Налицо и все сюжетные атрибуты романтических историй: похищение, любовь, месть, смерть. Однако Лермонтов сохраняет реалистичность мотивировок. Разрыв героев обусловили не внешние, «роковые обстоятельства», а особенности внутреннего мира Печорина, его характер.

Таким образом, повесть «Бэла» — это первое знакомство с Печориным. Здесь мы узнаем о его воспитании, образовании, социальном положении, некоторых эпизодах из жизни на Кавказе. Характерно, что первый рассказчик в романе хорошо относится к Печорину, Максим Максимыч. искренне привязан к своему молодому приятелю. При этом штабс-капитан не понимает мотивов его поведения, особенностей характера. Это непонимание в какой-то степени отдаляет его от Григория Александровича. Симпатия и одновременно определенное отчуждение — эти два момента в восприятии Максимом Максимычем Печорина подчеркивают беспристрастность первого рассказчика и создают определенную объективность повествования. Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

Цели:

    Образовательные:

1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    1. проверить осознание прочитанного;

      развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;

      ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

    Развивающие:

    1. развитие логического мышления;

      развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

      следить за произношением учащихся;

      развивать навык чтения с губ;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла», отрывки из к/ф «Бэла».

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

??? Давайте вспомним, что нового мы узнали?

(- историю создания;

- жанр;

- композицию).

    Формулирование темы урока и целей:

??? О чем на сегодняшнем уроке пойдет речь?

(- анализ повести «Бэла»;

- рассказ о личности главного героя романа Григория Александровича Печорина)

??? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

??? Какие цели можно поставить перед собой?

- выявить особенности характера Печорина

- получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках;

- составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла».

А также ответить на проблемный вопрос: ?Печорин. Кто ОН?

    Работа с эпиграфами:

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

Это эпиграфы к образу Печорина.

??? Какой из них больше подходит к образу героя, выберете для себя. В конце урока мы вернемся к ним.

    Работа по повести «Бэла».

    Продолжите фразу: «Я прочитал(а) повесть «Бэла» и …»

Учитель : Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.

Но главное - в центре нашего внимания Печорин (на доску вывешивается имя ПЕЧОРИН).

ПЕЧОРИН

Анализировать образ Печорина мы будем, используя необычный способ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ.

??? А что такое призма?

Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей.

Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.

Кадры из худ. фильма № 1

Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.

??? По дороге мы знакомимся с кем?

(офицером, штабс – капитаном Максим Максимычем (На доску вывешивается имя МАКСИМ МАКСИМЫЧ)

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?

(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).

??? Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимовича. Так каким же видит Печорина Максим Максимыч?

Характеристика Г.А.Печорина

Внешность

Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.

Максим Максимыч о Печорине

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Печорин о себе

«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»

«Жизнь пустее день ото дня».

«Во мне душа испорчена светом».

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...»

Вывод

Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.

Он достоин сожаления (жалости, сострадания).

??? Поясните, в чём заключается странность Печорина?

Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах

???? О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?

1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»

(сильный, выносливый).

    «В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет». (слабый, беззащитный; смятение, испуг)

    «…ходил на кабана один на один». (смелость, бесстрашие)

    «…бывало, по целым часам слова не добъёшься…» (молчаливый, неразговорчивый)

    «…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»

(весёлый, общительный)

ВЫВОД:

С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый

С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество

???? О чём это говорит? (О противоречивом характере)

??? А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла).

Кадры из худ. фильма № 2

5.Работа в группах

Для дальнейшей работы вам надо выбрать цветные листочки (листочки следующих цветов: белый, черный, желтый, красный)

Обучающиеся выбирают цветные листочки.

????? А теперь объединитесь по цвету, т. о. у нас получились группы.

Задание: рассказать, как развивались взаимоотношения Печорина и Бэлы. Но каждая группа рассказывает со своей точки зрения.

1 группа – БЕЛЫЙ

Вы выбрали белый цвет. Белый цвет наводит на мысль о бумаге, о белом чистом листе бумаге. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Вы рисуете картину взаимоотношений героев БЕСПРИСТРАСТНО.

Примерный ответ: Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

2 группа – КРАСНЫЙ

Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне.

Примерный ответ: Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!» – расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

3 группа – ЧЕРНЫЙ

Посмотрим на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень ПЛОХО и ТРАГИЧНО. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Примерный ответ :

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

4 группа – ЖЕЛТЫЙ

Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрное, были пессимистами. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ. Посмотрим на желтый цвет, цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Примерный ответ:

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

??? Такой метод наблюдений над одной и той же ситуацией ЧТО дает нам? Сделайте вывод?

ВЫВОД: Мы посмотрели на одну и ту же ситуацию со всех сторон. Все мы разные и это важно учитывать мнение каждого, выслушать каждого.

Вернемся к главному герою - Григорию Александровичу Печорину.

??? Стикерами обозначьте по одной главной черте героя. Обоснуйте свой выбор (На доску с именем ПЕЧОРИН клеим стикеры).

Задание: Составьте таблицу противоречий характера Печорина, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Бесстрашие

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Кадры из худ. фильма № 3 (Включить на 2 мин. 34 сек.)

ВЫВОД: Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин?

На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Учитель: В конце урока я хотела бы зачитать стихотворение Маргариты Мысляковой «Читая «героя нашего времени»

Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Вот такой портрет Печорина у нас получился. Какой эпиграф вы выбрали бы к нашему уроку? Изменился ли он после того, как прошел урок?

    Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань». Ответить на вопрос: что нового из этих повестей мы узнаем о Печорине?

Тема урока (серия, 2 урока)

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

Актуализация

Мы продолжаем работать над психологическим романом.

Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»

Где происходит событие повести?

Кто является главным героем?

Кто рассказывает историю Бэлы?

Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

Работа с таблицей

Подберите описание каждому герою

Маским Максимыч

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Образ Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный -слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

Краткий пересказ

Как же развивались события в этой повести

Вашим домашним заданием было подготовить план событий

Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Смерть Бэлы

Отъезд Печорина в Грузию.

Итог урока

Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

Вам понравился этот герой? Почему?

Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Введение нового понятия «самоанализ»

Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

Что мы узнаем о Печорине?

«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

Попробуем сравнить наших героев

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...»

Внешность

Глаза героев

«...Как только вспомню взгляд холодный...»

«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»

Происхождение

Дворянин

Дворянин

Оба выросли в роскоши

«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»

Характеры героев

Оба странные

«...Неподражательная странность...»

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

<...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

Оба несчастны

«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»

Заполните таблицу

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

Происхождение и занятие героев

Происхождение

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

Характеры героев

Оба странные

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим - но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

Оба несчастны

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»

Подведение итогов

В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

«Герой нашего времени» - самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Во многом оно обязано своей популярностью своеобразию композиции и сюжету и противоречивости образа главного героя. Разобраться с тем, чем же так уникальна характеристика Печорина, мы и попробуем.

История создания

Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества - «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».

Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения - роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Кто такой романтический герой?

Романтизм как литературное направление возник в XVIII веке. Его герой - в первую очередь неординарная и уникальная личность, которая всегда противопоставлена обществу. Романтический персонаж всегда одинок и не может быть понят окружающими. Ему нет места в обычном мире. Романтизм деятелен, он стремится к свершениям, приключениям и необычным декорациям. Именно поэтому характеристика Печорина изобилует описанием необычных историй и не менее необычными поступками героя.

Портрет Печорина

Изначально Григорий Александрович Печорин - это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?

Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.

Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.

Цитатная характеристика Печорина

Высказываются о Печорине в романе два персонажа: Максим Максимович и сам автор. Также здесь можно упомянуть и самого героя, который пишет о своих мыслях и переживаниях в дневнике.

Максим Максимыч, простодушный и добрый человек, описывает Печорина так: «Славный малый… только немножко странен». В этой странности весь Печорин. Он совершает нелогичные поступки: охотится в непогоду и сидит в ясные дни дома; идет на кабана в одиночку, не дорожа своей жизнью; может быть молчаливым и хмурым, а может стать душой компании и рассказывать смешные и очень интересные истории. Максим Максимович сравнивает его поведение с поведением избалованного ребенка, который привык всегда получать желаемое. В этой характеристике отразились душевные метания, переживания, неспособность справиться со своими чувствами и эмоциями.

Авторская цитатная характеристика Печорина весьма критична и даже иронична: «Когда он опустился на скамью, то стан его согнулся... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах... В его улыбке было что-то детское…» Лермонтов нисколько не идеализирует своего героя, видя его недостатки и пороки.

Отношение к любви

Бэлу, княжну Мэри, Веру, «ундину» сделал своими возлюбленными Печорин. Характеристика героя была бы неполной без описания его любовных историй.

Увидев Бэлу, Печорин считает, что наконец-то полюбил, и вот то, что поможет скрасить его одиночество и избавить от страданий. Однако проходит время, и герой понимает, что ошибся - девушка лишь на краткое время развлекла его. В безразличии Печорина к княжне проявился весь эгоизм этого героя, его неспособность думать о других и чем-то жертвовать ради них.

Следующей жертвой неспокойной души персонажа оказывается княжна Мэри. Эта гордая девушка решается переступить через социальное неравенство и первая признается в любви. Однако Печорин пугается семейной жизни, которая принесет покой. Герою этого не надо, он жаждет новых переживаний.

Краткая характеристика Печорина в связи с его отношением к любви может свестись к тому, что герой предстает жестоким человеком, неспособным на постоянные и глубокие чувства. Он причиняет только боль и страдания как девушкам, так и себе.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа - желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире - вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека - невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным - он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Вывод

Интересна, неоднозначна и весьма противоречива характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал знаковым произведением Лермонтова именно благодаря столь сложному герою. Вобрав в себя черты романтизма, социальных перемен николаевской поры и философских проблем, личность Печорина оказалась вне времени. Его метания и проблемы близки и сегодняшней молодежи.

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению