Как правильно держать деревянные ложки. Обучение дошкольников игре на деревянных ложках. Обучение детей приёмам игры на ложках

Игра на ложках, как утверждают искусствоведы и музыковеды, пошла с Руси 18-го века. С тех пор игру на ложках, не часто, но можно услышать в любой точке земного шара. Для затравки этот ролик с дедушкой, ложками и популярной музыкой от группы Faithless.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Причем употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.

Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.

Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.

История возникновения ложек как музыкального инструмента

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве музыкального инструмента. Первые упоминания об этой новой функции ложек относятся к концу 18 века, свидетельствуют они о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.

В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях, их использовали для создания эффектных номеров с элементами трюкачества. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали соло, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих пение и пляски.

Огромный успех ложечники получили в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к модернизации обычных деревянных ложек. В специализированных мастерских по производству музыкальных инструментов начали изготавливать металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Эти ложки применяли как маленькие бубенчики, то есть музыканты держали их в руке и встряхивали ими по мере надобности. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.

Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Техника и приемы игры на ложках

В качестве музыкальных инструментов используют ложки, обладающие высокой прочностью, ярким звучанием. Для игры более удобны ложки с округлыми прямыми черенками.

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. От использования ложек разных размеров появляется ощущение того, что звуки чередуются по высоте.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Используется и другой метод игры на двух ложках: одну ложку нужно держать около приоткрытого рта, тогда полости ложки и рта будут создавать что-то наподобие резонатора. Ударяя другой ложкой, при этом изменяя величину резонатора (закрывая или открывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Хорошо овладев этим приемом, есть возможность исполнять ритмичные мелодии небольшого диапазона.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Всякий раз, когда вы берете обычную, повседневную вещь и используете ее в совершенно ином назначении, дети воспринимают это с большим восторгом. Чтобы извлечь звук с помощью ложек, надо знать несколько основных принципов. Чтобы играть на них по-настоящему, вы должны соблюдать ритм. Для начинающих прекрасно подходят чайные ложки из нержавеющей стали.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Попова Нина Ивановна

МБДОУ ЦРР детский сад №181 Коминтерновского района

Г. Воронеж

Методика обучения игры на ложках

Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

Соревнования между подгруппами;

Создание собственных приемов игры на ложках.

Структура методики:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап.

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая и средняя группы ансамбля.

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля.

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО :

(музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер)

  • для отработки техники игры на ложках;
  • в ритмической тренировке;
  • при знакомстве с музыкальным репертуаром;
  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

  • на праздничных утренниках, досугах.

Этапы обучения на ложках:

I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

(Ложка)

Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Ложки

Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма

лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к

черенку.

2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.

3. Скобление - снятие тонкой стружки.

4. Сушка и шлифование.

5. Отделка.

Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Примерный репертуар на ложках:

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10. «Во кузнице» русская народная песня.
  11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.

Дети сидят на стульях, в каждой руке 1 ложка

Движения выполняются по тексту

1куплет:

Застучали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки

Посмотри, посмотри

2куплет:

По коленкам постучали,

Молодцы, молодцы,

Ах, какие, наши ложки,

Посмотри, посмотри

3куплет:

Мы за спинку спрячем ложки

Молодцы, молодцы,

Где же, где же наши ложки?

Покажи, покажи

4куплет:

Заплясали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки,

Посмотри, посмотри

«Я на горку шла» русская народная песня

совместная композиция младшей и старшей группы ансамбля

Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.

Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец разводят руки.

I куплет: с пением

Я на горку шла , удар ложками на последнюю долю

Тяжело несла. так же

Припев:

Уморилась, уморилась, рука колено, рука другое

Уморилася. качаем головой, обхватив ее руками

Знамо дело! повтор

Уморилась, уморилася.

II куплет:

Я домой пришла, два удара на последнюю долю

Овес высыпала. повтор

Припев тот же.

III куплет:

Я блинов напекла, скользящий удар по колену

Да наелась до сыта. так же

Припев тот же.

«Во кузнице» русская народная песня

для младшей группы ансамбля

Исходное положение: дети сидят на стульчиках. Ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.

Вступление.

I куплет:

Во ку, 2 удара ложкой

Во кузнице. ритмический рисунок

Во ку,

Во кузнице.

Во кузнице молодые удары в ритм: ложки - горизонтально

Кузнецы.

Во кузнице молодые

Кузнецы.

II куплет:

Они, как первый куплет

Они куют. черенками ложек ритмический рисунок

Они,

Они куют.

Они куют повтор второй части первого куплета

Приговаривают.

Они куют

Приговаривают.

III куплет:

Сошьем, как в первом куплете

Сошьем Дуне. удары в ритм по стульчику

Сошьем,

Сошьем Дуне.

Сошьем Дуне сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Сошьем Дуне

Сарафан,

Сарафан.

IV куплет:

Носи, как в первом куплете

Носи Дуня. удары в ритм за головой

Носи,

Носи Дуня.

Носи Дуня сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Носи Дуня сарафан,

Сарафан.

«Жили у бабуси» русская народная песня

Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.

1 куплет

Жили у бабуси девочки идут вперед

Два веселых гуся мальчики идут вперед

Припев:

Один серый - девочки ритмично стучат ложками 3 раза

Другой белый, - мальчики ритмично стучат ложками 3 раза

Два веселых гуся – выполняют пружинку, держа ложки перед собой

Повтор так же.

2 куплет

Мыли гуси лапки девочки поочередно выставляют ногу на носок

В луже у канавки мальчики поочередно выставляют ногу на носок

Припев:

Один серый – повтор 1 куплета

Другой белый – повтор 1 куплета

Спрятались в канавке – подносят руки с ложками к голове и качают головой.

На повтор, на 1 часть – дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).

3 куплет

Вот кричит бабуся – выходит девочка («бабуся»)

«Ой, пропали гуси» - поет соло

Один серый ритмично стучит кокошником

Другой белый по 3 раза на каждую строчку

Гуси мои гуси – качает руками

Повтор так же – в конце «плачет» и поворачивается лицом к детям «гусям».

4 куплет

Выходили гуси – встают и идут вперед девочки «гуси»

Кланялись бабусе – встают и идут вперед мальчики «гуси»

Один серый девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь

Другой белый также мальчики

Кланялись бабусе – качают головами

Один серый также стучат ложками

Другой белый 3 раза

Кланялись бабусе – подбегают к «бабусе», окружают ее, а «бабуся» гладит детей-«гусей» по голове.

Песня «Улыбка» муз. Шаинского

И.п. Дети сидят полукругом, нога на ногу, ложки на уровне груди.

1 куплет

От улыбки хмурый день светлей (3 удара ложками)

От улыбки в небе радуга проснется (1 удар ложками)

И она к тебе еще вернется (1 удар ложками)

Припев

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

(удары ложками – тарелки)

С голубого ручейка

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

2 куплет так же, как и 1

Припев

Дети поворачиваются друг к другу лицом – парами.

Ребенок слева держит ложки на уровне груди,

Ребенок справа играет по его ложкам.

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Просто ритм

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

3 куплет так же как и 1

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Тарелки

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких (за спиной)

Начинается с улыбки

Танец с ложками

В танце принимают участие мальчики. В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются шеренгой у центральной стены. 1-я фигура,

A. Мальчики, повернувшись друг за другом и ритмично ударяя ложкой о ложку, проходят вдоль центральной стены зала и останавливаются лицом к зрителям. Ложки берут в правую руку.

2-я фигура.

Б. Ритмично стучат ложками о ладонь левой руки, описывая руками большой круг: вправо, вверх, влево, вниз (2 круга).

3-я фигура.

B. Ударяют 3 раза (первый такт) ложками в ладонь ненапряженной вытянутой в правую сторону - вверх руки, затем ударяют 3 раза (2-й такт) - о ладонь той же руки, но уже слева от корпуса. На 3-й и 4-й такты мальчики выполняют 4 шага вокруг себя. Каждый шаг сопровождают ударом перед собой ложек о ладонь. На повторении музыки В - движения те же.

4-я фигура.

Б. 1-й такт - стучат 3 раза ложками о поднятое колено правой ноги.

2-й такт - ударяют 3 раза ложками о ладонь, держа руки перед грудью.

3-й такт - мальчики ударяют ложками о колено левой ноги.

4-ц такт - повторяются движения 2-го такта.

5-я фигура.

А. Мальчики берут в каждую руку по ложке, поворачиваются друг за другом и выполняют движения 1-й фигуры.

Танец с ложками

Звучит любая народная плясовая с вариациями. У центральной стены в ряд стоят стулья по числу танцующих детей.

Вступление. Дети гордо идут широким шагом по направлению к стульям, размахивая правой рукой, в которой две ложки. Левая рука - за спиной. Еще одна ложка спрятана за поясом. Подойдя к стульям, ложкари одновременно садятся лицом к зрителям.

Вариации

1.Выполняют удары ложками перед собой. 2.Три удара правого уха, три удара около левого уха. 3.Ударяют в свои ложки и в ложки соседа. 4.Сильная доля такта - удар в ложки над головой. Слабая доля - о каблучок. (Правая рука касается левой ноги, и наоборот.)

5.Скользящие удары вытянутыми вперед руками. 6.Дети вкладывают две ложки в левую руку, в правую берут третью ложку. Выполняя скользящий удар по двум ложкам. Левая рука приподнята вверх. 7.Выполняется трещотка (быстрые удары одной ложкой между двумя, находящимися в левой руке). 8.3аключительный удар в ложки над головой. Дети встают. Кланяются.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА И РИТМА

Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка 5. Матрёшки
  2. Путешествие 6. Выполни задания
  3. Определи по режиму 7. Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать 8. Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет 4. Что делают в домике
  2. Слушаем музыку 5. Назови композитора
  3. Волшебный волчок 6. Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент 4. Музыкальные загадки
  2. На чем играю 5. Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

Пальчиковые игры

«Смешные человечки» «Под сосной»

Бежали мимо речки Под высокою сосной

Смешные человечки Скачет заинька косой,

Прыгали, скакали А под старой елкой

Солнышко встречали. Сидит еж в иголках.

Забрались на мостик Здравствуй, заяц,

И забили гвоздик Здравствуй, еж.

Потом бултых в речку, Ты куда, косой, идешь?

Где же человечки?

«Вьюги» «Вот так!»

Вьюги, вьюги, вью Как живешь? Вот так!

Колотушки колочу, Как плывешь? Вот так!

Приколачиваю, Как бежишь? Вот так!

Заколачиваю. Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Как ты спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

«Кошка» «Кошки-мышки»

Дом нарядный строят мыши Кошка мышку

Задымит труба на крыше Цап! Поймала.

Выйдет кошка на балкон Подержала и помяла.

И подарит им поклон. Отпустила, побежала.

Хвостиком помахала

«До свиданья» нам сказала.

«Жадный пес» «Два кольца»

Жадный пес дров принес, Я шла, шла, шла

Воды наносил, тесто замесил, Две дорожки нашла,

Пирогов испек, спрятал в уголок Золотые два кольца

И съел сам, ам, ам, ам. Бери, девица, молодца.

«Тропинка» «Считалка»

Шла тропинка. Шла, шла Тим, Тим, пони

К речке подошла. Сидели на балконе.

Удивилась, потопталась, Чай пили, ложки били,

С речкой тихо пошепталась, По-турецки говорили.

Под воду ушла. И набрали в рот воды,

А за речкою неслышно И сказали: «Всем замри!»

Из воды тропинка вышла. Стакан, лимон – выйди вон!

Пыль с себя стряхнув немножко,

Да водицы на дорожку

У реки взяла.

«Кузнец» «Сороконожки»

Эй, кузнец-молодец Две сороконожки

Захромал мой жеребец. Бежали по дорожке.

Ты подкуй его опять. Побежали, побежали

Отчего не подковать. И друг дружечку обняли.

Вот гвоздь, вот подкова Так друг дружечку обняли,

Раз, два и готово. Что едва мы их разняли.

«Солнечные зайчики» «Где же ручка?»

Солнечные зайчики Где же ручки, тут? Тут!

Где же ваши пальчики? На ладошках пруд? Пруд!

Ваши ушки А кто это?

И хвосты, Гусь молодой

Спинки, Митяй его поймал.

Ножки, Демьян ощипал.

Животы? Степан – печь топил,

Круглые, как мячики Иван – суп варил.

Солнечные зайчики. Полетел гусь в живот. Вот!

Прыгают, играют

Деток догоняют.

Игры с палочками

«Филин» «Лягушонок»

У опушки две старушки Для внучонка лягушонка

Брали грузди и волнушки Сшила бабушка пеленку

Филин: «У-ух» Стала мама пеленать,

Филин: «У-ух» А малыш давай скакать

У старушек замер дух. Прыг-скок, прыг-скок,

И от мамы наутек.

«Неделя» «Настроение»

В понедельник – мандарин, У папы настроение -

А во вторник – апельсин, зазавтрокомчитальное.

В эту среду – шоколад, У мамы настроение -

А в четверг – мармелад. На папуобижальное.

А в пятницу – печенье У брата настроение -

В выходной – варенье. Кричащепогремучее.

А у меня, а у меня

Покомнатепрыгучее.

«Пылесос» «Острова

Пылесос, пылесос, Раз, два – острова.

Ты куда суешь свой нос? Три, четыре – мы приплыли.

Я жужжу, я жужжу, Пять, шесть – сходим здесь.

Я порядок навожу. Потому что берег есть.

«Ножки» «Скачите палочки»

Ножки, ножки, вы шагали? Вы скачите палочки,

Мы шагали, мы шагали. Как солнечные зайчики.

Ножки, ножки, вы бежали? Прыг-скок, прыг-скок

Мы бежали, мы бежали. Прискакали на лужок

Ножки, ножки, вы стучали? Правой ножкой топ, топ.

Мы стучали, мы стучали. Левой ножкой скок, скок.

Ножки, ножки, вы плясали? На головку сели

Мы плясали, мы плясали. Песенку запели.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.

«Медвежата» «Помидор»

На поляне медвежатки Толстопузый помидор

Разыгрались с мамой в прятки Перелез через забор

Разбежались кто куда, Как веселый красный шар

Не найти их никогда. Покатился на базар

Но медведица схитрила Обежал за рядом ряд

Вкусной каши наварила На ходу одел халат

Чашки, ложки застучали Продаю томатный сок.

Стук, стук,

Чок, чок. «Птички»

Съел и чашку Чики-чики-чички

На сучок. Летели две птички

Пролетели мимо

«Капуста» Почесали спины

Мы капусту рубим, рубим Пёрышки упали

Мы морковку трем, трем «Здравствуйте» сказали

Мы капусту солим, солим Хвостики кружили

Мы капусту жмем, жмем. Друг с другом дружили

Песенки запел

Чики-чики-чики-чик С крыши на дорожку прыг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  2. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  3. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»
  6. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  16. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  17. Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»
  18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
  20. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №9 «Колокольчик»

Мастер – класс:

«Игра на музыкальных деревянных ложках»

Музыкальный руководитель:

Стаканова Татьяна Васильевна

г. Лобня

2012г.

Музыкальные инструменты делятся на шумовые («ритмические») ударные, «мелодические» ударные, духовые, струнные щипковые, электромузыкальные , пневматические язычковые инструменты . Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском оркестре могут быть использованы все традиционные ударно – шумовые инструменты: треугольники, барабаны, бубны, тарелки, маракасы, бубенцы, пандейра (румба), коробочки, клавесы, трещотки, детские погремушки и ложки.

Маракасы - один из древнейших ударно-шумовых инструментов. На родине, в Латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. У нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью. Маракасы хоть и не велики, но для малышей тяжеловаты, поэтому вместо них на занятиях можно использовать детские погремушки. Самым маленьким исполнителям надо объяснить, что погремушка – это тот же маракас, только детский (иначе некоторые дети отказываются на них играть).

Бубенцы – это небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты. Видов трещоток много, и любой из них применим в детском оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Трещотка издавна известна как русский национальный инструмент. Один из видов её представляет собой набор деревянных пластин, укрепленных на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным для детей инструментом является трещотка - кастаньеты. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с двух сторон при помощи шнурка крепятся деревянные пластинки с выдолбленными резонаторами. Хлопки ударяющихся при покачивании пластинок напоминают звучание и трещотки и кастаньет.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника – высокий, чистый, прозрачный – вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон по центру, чаще всего по горизонтальной. Тонкая палочка даёт более высокий звук, толстая – более низкий. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам (обычно в верхнем углу) достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, сделанной в форме буквы Г и имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент, представляющий собой деревянный (реже металлический) корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены, дают не очень сильный звук, который не утомляет слух.

Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан и бонго.

Малый эстрадный барабан интересен тем, что за счёт вибрации струн, укреплённых на ободе у нижней мембраны. Он при ударе издаёт характерный призвук. Если этот эффект не нужен, то специальной ручкой можно отвести струны от мембраны.

Бонго – пара скреплённых между собой продолговатой цилиндрической формы барабанов, обтянутых с одной стороны кожей и установленных на специальной подставке. Их своеобразный тембр вносит разнообразие в звучание группы ударных.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана приходилась несколько ниже пояса исполнителя. В таком виде их можно использовать при ходьбе и в играх. Плоскость барабана, установленного на подставке, должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя. А подвешенного на ремне - в противоположную сторону.

Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками (чаще всего на бонго или цилиндрических барабанах). Держат палочки указательным и большим пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения.

Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары – акценты и последовательности ударов, подчёркивающие различные ритмические рисунки. Удары производят двумя руками или поочерёдно левой и правой по центру мембраны барабана или по ободу.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками. Прежде чем дать в руки ребёнку такой «концертный», «взрослый» бубен, на предварительных групповых и индивидуальных занятиях лучше использовать детский вариант этого инструмента – он меньше и легче. Один из них представляет собой деревянную дугу, в которую вмонтированы парные тарелочки. На бубне обычно играют стоя.

Основные приёмы игры:

1) Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито);

2) Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3) Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Ещё в 18 в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Для оркестра используются музыкальные деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна. Обычные ложки делаются из липы, но это хрупкое дерево, да и звук у липы очень слабый.

Игра на на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других «болезней», которые могут перейти в хронические. А лекарство – это игра на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, и, как следствие, решаются многие проблемы.

Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Либо, положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создав, таким образом своеобразный резонатор), ударяют по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Стучать ручками и «щеками» в кулачках. Палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, «лошадка», «барабанщик» игра на трёх ложках и др.

Динамика регулируется силой удара. Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны. Используется всего два – три приёма игры. Это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.

Дерзайте! Развивайте детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.

План мастер – класса

игры на музыкальных деревянных ложках

  1. Информационное сообщение о музыкальных ложках и многочисленных шумовых инструментах, их нагляднаядемонстрация.
  2. Подробный обучающий курс игры на музыкальных деревянных ложках, а именно:

а ) постановка исполнительского аппарата (обучение тому, как правильно держать ложки).

б ) знакомство и обучение технике элементарных приёмов игры на ложках.

в ) импровизация.

г) создание музыкального произведения.

д) шумовой оркестр

Пособия и материалы для проведения мастер – класса

  1. Музыкальные деревянные ложки (по количеству присутствующих)
  2. Шумовые («ритмические») ударные инструменты (маракасы, погремушки, бубенцы, пандейра (румба), трещотки, кастаньеты, треугольник, барабан, бубен.
  3. Альбом –« паспорт» русских народных инструментов.
  4. Музыкальные диски: «Русские народные инструменты» и «Русские народные наигрыши».

Литература

  1. «Детский оркестр» - С. Бублей
  2. «В мире музыкальных инструментов» - С. Газарян
  3. «Фольклор – музыка – театр» - С.И.Мерзлякова

Обучение детей приёмам игры на ложках

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют.

Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3.Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4.»Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

5.Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая),

затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» удар по колену,

«два» удар по ладоне слева,

«три» удар по колену,

«четыре» удар по левой ладоне, вытянутой вправо с наклоном туловища

г) «раз» удар по колену,

«два»- по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони, «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

«раз» - удар в свои ложки,

«два» - правой ложкой по правой ложке друг друга,

«три» - удар в свои ложки,

«четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.»Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки: одна – на ладони чашечкой, ручкой вверх между первым и вторым пальцами, другая – между третьим и четвертым пальцами ручкой вверх. В правой руке держат одну ложку за ручку.

1. «Тремоло». Частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «Горка».

2. Ложки в левой руке зажаты в пальцах, ладонь вниз. Удары правой ложкой: раз – удар по пяточке первой ложки, два – удар по ручке первой ложки, три – удар по чашечке второй ложки и четыре - удар по ручке первой ложки.

3. Ложки в левой руке зажаты, раскрыты ладонью к себе. Раз – скользящий удар вниз по пяточке первой ложки, два – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке, три – повернуть левую ладонь вниз, выполнить скользящий удар вверх третьей ложкой по ручке первой, четыре – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке.

4. «Форшлаги». Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удары от себя к себе, ложки держат в раскрытой ладони к себе.

Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещетки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

Учимся играть на деревянных ложках. Методическая разработка Мастер – класс «ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ». Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Льгов Курская область ГМО на секции учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. ЦЕЛЬ мастер – класса: Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках. Провести занятие в игровой форме. Задачи: 1.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки. 2. Обучить участников мастер – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности. 3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников. 4. Повысить мотивацию на системное использование в практике. 5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА:

В данном мастер – классе происходит

интеграция образовательных областей

– музыка, коммуникация, познание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.

Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:

А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

Б) особенности и исполнительские возможности.

В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали

деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.

Долгое время они были у народа не удел.Затем получили распространение как музыкальный инструмент.

Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.

Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Итак давайте возьмём в руки наши ложки.

Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.

Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:

Раз, два, три – ты на ложки посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.

Второе упражнение -

руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.

Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.

Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.

Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги,а затем другой.

Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа

«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.

«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.

Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз

Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.

А теперь,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под

востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.

Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!

Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская область