Как рождалось имя. Как рождаются имена Как и когда рождались имена

когда появились у людей имена и фамилии? и получил лучший ответ

Ответ от? Золотко?[гуру]
Происхождение имен
откуда произошло ваше имяДо введения христианства на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель) , другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например имена: Горе, Захворай. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.
Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам) , в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: "По имени - и "житие".
По окончании Октябрьской революции во время, когда церковь была отделена от государства, регистрацией новорожденных начали заниматься загсы, а родители получили право называть детей как хотели. Тогда то и стали придумывать имена, присущие эпохе: Октябрина, Маркслен, Тракторина. На русскую землю пришли европейские (римско-католические и протестантские) имена: Герман, Жанна, Альберт, Марат, и др. Немного позже стало все больше появляться восточных имен: Земфира, Тимур, Руслан, Зарема. В середине XX века снова стали появляться славянские и древнерусские имена: Лада, Людмила, Владимир, а также скандинавские: Ольга (из Хельга) , Игорь (из Ингвар) .
Большинство имен имеют различное происхождение. В них входит много древнегреческих и древнееврейских имен, а также латинских, скандинавских и немецких имен. Многие имена позаимствовали из языков народов Востока. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными. Проходят времена, меняется мода на имена, все меньше людей - родителей называют детей старыми славянскими именами, но, как и раньше, имена несут в себе много информации и влияют на судьбу человека. Выбирая имя своему малышу, проанализируйте, какими соображениями вы руководствуетесь: традиционностью, народностью имени, красотой звучания или удобством в произношении и совместимостью с отчеством. Нарекая вашего ребенка, проявите мудрость и не забудьте об эстетических критериях.
История происхождения фамилии
В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках.
Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеологическое дерево.
Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево.
Родословное древо обычно состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по поколениям. Чаще всего выделяют два вида родословий: восходящее и нисходящее. Восходящее гениалогическое дерево идет от потомка к его предкам, а нисходящее генеологическое древо
– от предка к его потомкам.
Для составления родословной в первую очередь нужно обратиться к своим старшим родственникам - родителям, бабушкам, дедушкам, в общем, ко всем по возможности. Именно у них можно узнать максимальное количество информации о том, каково происхождение фамилии, об истории родов.

Конюхов Тимофей, Трофимова Анна

Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как обращаться друг к другу.

Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно.

Нам захотелось узнать:

  1. когда и как возникли имена;
  2. откуда они пришли в наш язык;
  3. что обозначают наши имена.

Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории имён в России и в городе Берёзовском.

Цель нашей работы - изучить историю имён.

Задачи исследования. Для реализации цели своей работы, поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть эволюционное развитие имён;
  • исследовать, какие имена были популярными и редкими в прошлом и сейчас;
  • узнать, что обозначают наши имена.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • исследование имён в детском саду «Светлячок» и в МОУ «СОШ № 2»;
  • анкетирование детей и статистическая обработка результатов анкетирования;
  • работа с архивными документами Загса г. Берёзовского.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение. 3-4

  1. История имён. 5-10

1.1.История русских имён. 5-8

1.2.Имя определяет судьбу. 9-10

2. Что означают имена. 11-13

2.1. Значение имён. 11-12

2.2.Я и моё имя. 13

3.Исследование имён. 14-18

3.1.Исследование имён учащихся МОУ «СОШ № 2». 14-16

3.2. Исследование имён детей детского сада «Светлячок». 17

3.3. Работа с архивными документами городского Загса. 18

Заключение 19

Литература 20

Введение

Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как обращаться друг к другу.

Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно.

Нам захотелось узнать:

  • когда и как возникли имена;
  • откуда они пришли в наш язык;
  • что обозначают наши имена.

Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории имён в России и в городе Берёзовском.

Цель нашей работы - изучить историю имён.

Задачи исследования. Для реализации цели своей работы, поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть эволюционное развитие имён;
  2. исследовать, какие имена были популярными и редкими в прошлом и сейчас;
  3. узнать, что обозначают наши имена.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • исследование имён в детском саду «Светлячок» и в МОУ «СОШ № 2»;
  • анкетирование детей и статистическая обработка результатов анкетирования;
  • работа с архивными документами Загса г. Берёзовского.

База исследования. МОУ «СОШ №2», д/с «Светлячок» , г. Берёзовский, Кемеровская область.

После систематизации и обработки всего материала мы сделали заключение. Обобщили полученные результаты и отобразили их в настоящей работе.

Актуальность нашей работы заключается в следующем: мы обобщили данные за много лет, какие имена были популярны в нашем городе в прошлом и какие имена популярны сейчас, какие из них редкие.

Практическое применение состоит в том, что мы сами узнали очень многое по теме «Имена», с данной работой мы можем выступить перед детьми нашей школы на уроках истории, иностранного языка, литературы, классных часах, а также пополнить фонд городского и школьного музеев.

1.История имён.

1.1.История русских имён.

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь – Иероним!

М. Владимов.

Имена людей – часть истории народов. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазии и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. У русских имён интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно. Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека: Светлана, Чернава, Черныш, Беляк, какое - либо свойства новорождённого: Молчан, Неулыба, Пискун, Прыгунок, Лобик.

(Приложение 1. стр.2)

Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк, Четвертуня, Пятой... Другие отражали времена года: Зима, Вешняк, явления природы: Метелица, Мороз, христианские праздники: Постник, Мясоед. (Приложение 1. стр.1)

Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определённые свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей, Скоморох, Богомол.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определённой местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Несвой, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Борщ, Сахар. Многие из прозвищ превратились в фамилии.

Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Старой…

Происхождение русских имён тесно связано с историей страны. Ещё в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Глеб, Святослав, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Будимир, Лучезар, Милолика, Горислава). От этих имён веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей.

Ещё в языческие времена на восточнославянских землях появились христианские имена, которые принесли варяги, призванные на Русь. Известно, что войны из дружины князя Игоря были христианами.

В то историческое время на Руси использовали три группы имен: простые и двуосновные древнеславянские имена (Бажен, Владимир, Святослав, Лада, Людмила), ставшие привычными скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд) и имена, используемые церковью (Иван, Фёдор, Елена).

Интересно, что у русского имени Иван по всему свету разбросано множество родственников: английское имя Джон, немецкое Йоханес, Йоганн, французское Жан, итальянское Джованни, шведское Юхан, датское Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна…

С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Анна, Мария, Елизавета).

При крещении человеку давалось второе, календарное имя – древнегреческое, латинское, древнееврейское, древнеперсидское и другие.

Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например, в документах Стефан, Иоанн, Глукерья, Ксения, а в быту Степан, Иван, Лукерья, Аксинья. Древние русские имена церковь заклеймила как языческие.

Великому князю киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена, князю Ярополку – Пётр…

В 17-19 веках списки календарных имен были пересмотрены, и их число возросло. Мужских имён значилось около 900, а женских -250.

Старые календарные имена разнообразны.

Некоторые имена выделяются из общей массы как очень короткие: Ив, Ор, Ия, Агн, Вар, Гай, Дей, Лев, Кир, Ада, Аза, Ева, Зоя, Лия…

К наиболее коротким относятся также односложные имена: Васс, Влас, Глеб, Карп, Клим, Лавр, Мавр, Марк…

Самые длинные и труднопроизносимые, в наше время почти не встречаются, это: Ексакустодиан, Никтополиан, Асклипиодота, Фессалоникия.

В результате ряда преобразований получилось множество парных имён, т.е. такие, которые могут принадлежать как женщинам, так и мужчинам:

Агний – Агния, Анастасий – Анастасия, Кир – Кира, Наталий – Наталия, Александр – Александра, Евгений – Евгения…

В 18-19 веках календарные имена приобрели иностранное звучание, так как в высшем свете пользовались французским и английским языками. В результате Петр превратился в Пьера, Наталья в Натали, Николай в Николя, Надежда в Надин, Елизавета в Бетси. В то время уже многие давали детям благозвучные иностранные имена, а крещению относились как к формальному.

Среди современных русских имён встречаются древнерусские, а также созданные после Октябрьской революции.

Тогда общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий, Электрон, Грация, Воля). Эти имена не прижились. Давали имена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя. Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных букв имён вождей: Владлен (Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин), Донара (дочь народа).

Если только ты умён,

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо Дита,

На родителей бала

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

………………………

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям…

С.Маршак. «В защиту детей».

В настоящее время 95% русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди этих имён есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые.

В «Словаре русских личных имён» Н.А.Петраковского насчитывается около 2600 имён. В это число входят древнеславянские, календарные и современные имена. Обыкновенный человек вряд ли знает более 500 имен. Причиной этого является мода на имена. В русском именослове эта мода меняется примерно через 10-20 лет.

К общеупотребительным именам (Александр, Андрей, Виктор, Сергей, Марина, Наталья, Татьяна) добавляются ранее малоиспользуемые имена (Антон, Архип, Захар, Дарья, Злата) и очень красивые древнеславянские имена (Всеслав, Ладимир, Любомир, Милолика).

1.2.Имя определяет судьбу.

«Нет в языке такого слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы сравнить с вашим именем. Имя может звучать как просьба или приказ, как упрёк или одобрение как пощёчина или ласка». Пьер Руже.

Сила имени велика, и это было известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся жизнь человека и целой общины предначертана и заключена в имени.

В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь. Иногда писали у себя на пятках имена своих врагов, чтобы при ходьбе попирать их и тем самым делать зло носителям этих имен.

А у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог не что-нибудь, а … своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считали этого человека безымённым и по имени не называли.

Никто не может лучше выбрать имя ребёнку, чем та, что будет кормить малыша, заботиться о нём и воспитывать, - его мать. Только мать вправе решать, какое имя будет носить её малыш.

Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Имя - своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.

Особое значение имя имеет при первом знакомстве. Древнейший и глубокий смысл знакомства состоит в том, что, открывая своё имя, человек оказывает другому человеку великое доверие – « я знаю, что, зная моё имя, ты не причинишь мне зла».

Знание имени позволяло влиять на судьбу. Имя – это как бы формула счастья и здоровья. Каждое имя несёт в себе запас энергии. Чем «сильнее» имя, тем больше возможностей, дремлющих в нас, будет проявлено, тем полнее самореализуется личность.

Иногда люди решаются на смену имени, или берут себе псевдоним. Наиболее частой причиной этого является то, что имя вызывает насмешки у окружающих.(Грация Неумытова, Беляна Грязнова, Рудольф Степанович …) В таких случаях имя чаще всего действительно не подходит данному человеку. Можно иметь и очень красивое имя, но чувствовать себя с ним так плохо, как в дурно сшитой одежде. Отсюда и появляется желание сменить его.

Но не следует забывать, что смена имени влечёт за собой разрыв с прошлым, начало движения в новом направлении. Это как бы новое рождение.

Чаще всего меняют имена и фамилии актёры, чтобы имя лучше звучало, легче запоминалось. Есть примеры, когда смена имени благотворно влияла на судьбу человека, но были и неудачные и даже драматичные случаи.

Любой из нас знает и помнит, а иногда и не догадывается, что это не настоящие имена и фамилии: Станиславский, Аркадий Гайдар, Максим Горький, Марк Твен, Ленин, Сталин…

2.Что означают имена.

2.1. Значение имён.

«- Меня зовут Алиса, и я…

Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо

Перебил её Шалтай. – Что оно означает?

Разве имя должно что- нибудь означать?-

спросила озадаченная Алиса.

Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай.

Л.Кэрролл. « Алиса в Зазеркалье ».

На уроках истории в 3 классе мы изучали, что каждое имя что-то обозначает. Нам захотелось лучше разобраться в этом вопросе. Мы прочитали специальную литературу, энциклопедии.

Например, греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство .(Приложение 2. стр.1)

Греческие имена:

Андрей – «мужественный»

Александр – «защитник»

Алексей – «оберегающий»

Евгений – «благородный»

Никита – «победитель»

Тихон – «счастливый»

Зоя – «жизнь»

Елена – «сверкающая»

Софья – «мудрая»

Галина – «спокойная»

Аксинья - «чужая»

Ангелина – «вестница»

Анастасия – «возрождённая»

Лариса – «чайка»

Римские имена:

Виктор – «победитель»

Валерий – «здоровый, сильный»

Марина – «морская»

Наталья – «родная»

Максим – «величайший»

Виалетта – «маленькая фиалка»

Маргарита – «жемчужина»

Стела – «звезда»

Древнееврейские имена:

Михаил – «равный Богу»

Илья – «сила Божья»

Елизавета – «клятва Богу»

Сусанна – «белая лилия»

Даниил –«суд Божий»

Иван – «Божье благоволение»

Мария – «горькая, госпожа»

Анна-«милость»

Старославянские имена:

Владимир – «владеющий миром»

Вячеслав – «более славный»

Станислав – «славный своею крепостью»

Злата – «золотая»

Вера – перевод греч. Им. Пистис

Лада – «милая, совершенная»

Людмила – «милая людям»

Скандинавские имена:

Олег – «святой, священный»

Ольга – «святая»

Мы спрашивали у учащихся нашей школы, знают ли они, что обозначают их имена. Практически никто из них этого не знал, и многим стало интересно больше узнать о своём имени.

2.2. Я и моё имя.

Мы узнали, что обозначают чужие имена. Нам стало интересно, а что же обозначают наши имена – Анна и Тимофей.

Анна – это еврейское имя, обозначающее «милость». Так же этому имени характерны такие положительные качества, как чувство долга, доброта, заботливость. Она достигает больших успехов в учёбе. У неё острый ум, прекрасная память. Но есть и отрицательные качества, властность, желание решить всё сразу. Это имя носили королевы, императрицы, певицы, балерины, поэтессы.

Тимофей – это греческое имя, обозначающее « почитающий Бога».

Так же этому имени характерны такие положительные качества, как жизнелюбие, независимость, умеет за себя постоять. Тимофей быстро соображает и схватывает информацию на лету. Он может проявить себя хорошим организатором, доброжелателен к людям. Но есть и отрицательные качества, хитрость, лицемерие. Это имя носил ученик апостола Павла, епископ, историк, хирург.

3.Исследование имён.

Сергеями, Андреями, Иванами,

Иринами, Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время- именами странными

Одаривали их отец и мать…

Е. Долматовский.

3.1.Исследование имён учащихся МОУ «СОШ № 2».

Мы провели исследование имён учащихся МОУ «СОШ № 2».

В школе обучаются 485 учащихся, которые были рождены с 1992 по 2001 год. Какие же имена давали детям в эти года?

Самые популярные мужские имена этих лет:

  • Александр - 21 чел.
  • Андрей - 16 чел.
  • Алексей - 16 чел.
  • Дмитрий - 14 чел.
  • Артём - 12 чел.
  • Максим - 12 чел.
  • Сергей - 10 чел.
  • Кирилл -10 чел.
  • Владимир - 8 чел.
  • Иван - 8 чел.

Самые редкие мужские имена - это Антон, Анатолий, Аким, Борис, Валентин, Виктор, Матвей, Глеб, Григорий, Георгий, Семён, Тимур, Леонид, Олег, Тимофей, Филипп, Фёдор, Юрий (по - 1 чел).

Самые популярные женские имена этих лет:

  • Екатерина - 18 чел.
  • Анастасия - 16чел.
  • Наталья - 13чел.
  • Кристина - 11 чел.
  • Дарья - 10 чел.
  • Светлана - 10 чел
  • Анна - 9 чел..
  • Ольга - 9 чел.
  • Елизавета - 8 чел.
  • Татьяна - 7 чел.

Самые редкие женские имена – это Альбина, Антонида, Варвара, Виалетта, Карина, Лариса, Людмила, Марина, Нина, Олеся, Полина, Тамара, Ульяна (по - 1 чел).

Также нами был проведён опрос учащихся по следующим вопросам:

  1. Нравится ли вам ваше имя? (да - нет).

Мы получили следующие ответы:

Вопросы.

да

нет

Не знаю

Нравится ли вам ваше имя?

25 %

Какие имена вам нравятся, а какие нет?

Кирилл, Олег, Денис, Давид, Роман, Арсений, Сергей, Святогор, Ярослав, Виктория, Анна, Эвелина, Аксиния, Таисья, Ксения, Мария, Софья, Вероника, Глафира, Татьяна, Дарья, Елизавета, Диана,

Игорь, Михаил,

Геннадий, Пётр, Василий, Полина, Нина, Валентина, Екатерина.

Выводы: по данным ответам мы видим, что большинству учащихся нашей школы их имена нравятся (65%), но есть дети, которым их имена не нравятся (25%), они даже предлагали для себя другие имена, которые хотели бы носить. А 10% не задумывались о своём имени.

Очень порадовали и даже удивили ответы учащихся на второй вопрос (Какие имена вам нравятся, а какие нет?). Многие называли малоиспользуемые древнеславянские имена. Из ответов видно, что ребятам нравятся красивые, звучные имена. Хочется надеяться, что когда у них будут свои дети, то они будут носить именно такие имена.

Интересно и то, что самое популярное женское имя в школе – это Екатерина, но оно в списке имён, которое не нравятся. Учащиеся говорили о том, что в школе очень много детей с одинаковыми именами, и это не очень им нравиться.

3.2.Исследование имён детей детского сада «Светлячок».

Мы провели исследование имён детей детского сада «Светлячок». В садике 143 ребёнка которые были рождены в 2002-2006 годах. Какие же имена давали детям в эти года?

Самые популярные мужские имена - это

  • Данил – 7 чел.
  • Илья – 6 чел.
  • Александр - 6 чел.
  • Денис – 5 чел.
  • Никита - 4 чел.
  • Артём - 4 чел.

Самые редкие мужские имена - это Иван, Матвей, Марк, Вячеслав, Глеб, Степан, Лев, Семён, Тимур, Прохор, Леонид, Гектор, Артур (по - 1 чел).

Самые популярные женские имена - это

  • Анастасия - 6 чел.
  • Ангелина - 6 чел.
  • Александра – 4 чел.

Самые редкие женские имена – это Алёна, Влада, Анжела, Арина, Снежанна, Эльвира, Юлия, Лариса, Лилия, Лидия (по - 1 чел).

Выводы: из этого видно, что те имена, которые популярны сейчас (Александр, Артём, Анастасия) были популярны и 10 лет назад. А имена Ангелина и Данил стали намного популярнее, чем были 10-15 лет назад.

3.3. Работа с архивными документами городского Загса .

Мы обратились к работникам Берёзовского Загса, чтобы узнать какие имена давали нашим горожанам много лет назад и какие дают сейчас.

Вот, что они нам сообщили. В 20 веке популярными были имена: Татьяна, Вера, Наталья, Екатерина, Людмила, Сергей, Владимир, Василий, Андрей, Николай, Олег, Александр, Анатолий, Эдуард, Илья…

Давали и редкие имена: Елисей, Элеонора, Дина…

В 21 веке: Мария, Анастасия, Екатерина, Елизавета, Данил, Кирилл, Никита, Александр…

Сейчас встречаются и такие редкие имена, как Эвелина, Карина, Марк, Гектор, Лев, Всеволод…

Вывод: как мы видим, имена Александр, Андрей, Елизавета, Мария, Анастасия, Екатерина популярны всегда. Редко встречаются сейчас имена Анатолий, Эдуард, Илья, Василий, Вера, Наталья, Людмила.

Во все времена были родители, которые хотели дать своим детям редкие, экзотические имена.

Заключение.

Между живущих людей безымённым никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…

Гомер. Одиссея.

Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории имён в России и в городе Берёзовском. Для достижения нашей цели мы совершили исторический экскурс в прошлое, проследили эволюционное развитие имён; узнали, что обозначают имена.

Также мы изучили и проанализировали литературные источники; провели исследование имён в детском саду «Светлячок» и в МОУ «СОШ № 2»; провели анкетирование обучающих МОУ «СОШ № 2»; работали с архивными документами Загса г. Берёзовского.

На основании полученных данных можно сказать, что в настоящее время 95% русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди этих имён есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. У русских имён интересная история. Мода на имена меняется примерно через 10-20 лет. Но есть такие имена, которые были и будут популярны всегда (Александр, Андрей, Елизавета, Мария, Анастасия, Екатерина…).

Очень порадовали и даже удивили ответы учащихся на вопрос: какие имена вам нравятся, а какие нет? Многие называли малоиспользуемые древнеславянские имена. Из ответов видно, что ребятам нравятся красивые, звучные имена. Хочется надеяться, что когда у них будут свои дети, то они будут носить именно такие имена.

Работая над этой темой, мы узнали много нового и интересного. Теперь мы знаем не только, что обозначают наши имена, но и многие другие; мы знаем их историю; какое значение имеет имя в жизни человека.

Многие наши одноклассники тоже заинтересовались этой темой.

С данной работой мы выступим перед детьми нашей школы на уроках истории, иностранного языка, литературы, классных часах, а также пополним фонд городского и школьного музеев.

Список литература.

  1. Горбаневский М. В мире имён и названий. – М: Знание, 1987.
  2. Иванов Е. Юному эрудиту обо всём. – М: Махаон, 2005.
  3. Орлова Л. Полная энциклопедия имён. – ООО «Издательство АСТ», 2007.
  4. Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. – М: Советская Энциклопедия, 1989.
  5. Саплин Е.В., Саплина И.В. «Введение в историю». – М: Просвещение, 2006.
  6. Сборник « Имя, отчество, фамилия». – Новосибирск. «Вен-Мер», 1996.
  7. Суслова А., Суперанская А. – О русских именах. – Лениздат, 1985.
  8. Справочник личных имён народов РСФСР. – М: «Русский язык», 1979.
  9. Хигир Б. Имя и судьба. –М: Крон – Пресс, 1995.
  10. Энциклопедия для школьников. – М: Просвещение, 2006.

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна

Вопрос: по отрывкам из былин предположите, почему у былинных героев такие имена (прозвища). Какие фамилии могли произойти от этих имен, Проанализируйте тексты былин: есть ли среди герое отрицательные? Докажите свой ответ.

Ответ: Фамилии на Руси появились позже чем в Европе и в основном они происходят от отчества одного из предков, от дедичества либо от прозвища и по роду деятельности. Самыми первыми фамилии у нас получили их жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества. Далее фамилии стали получать московские бояре и князья, а затем эта традиция распространилась примерно в 14-15 веке и по всей Руси. Это касалось только знатных и именитых людей, но до начала 18 века большая часть общего населения России фамилий так и не имела, данная ситуация продолжалась вплоть до 1861 года когда было отменено крепостное право на Руси.

Для того определить человека как члена общества ему давалось прозвище которое было привязано к месту откуда родом человек, или указывало на сословие из которого он происходил. Так же прозвище могли дать и по роду деятельности. Прозвище далее частично перешло в Фамилии. Так же прозвище было привязано к месту и фамилии «Барина» у которого человек был крепостным, чтобы определить его принадлежность.

Богатырь Илья Муромец получил свою фамилию «Муромец» по названию города Муром, к которому принадлежало село Карачарово, в котором он родился.

Богатырь Алеша Попович имел свою фамилию от принадлежности к поповскому сословию, его отец был поп (священнослужитель).

Богатыри положительные герои былин.

Соловей–Разбойник имел прозвище «Разбойник» по виду своего промысла. Жил он не трудом, а тем, что грабил путников и ближайшие селенья. Соловей-Разбойник отрицательный герой.

От сочетания имени и фамилии: Илья Муромец и Алеша Попович могли произойти фамилии: Муромский, Ильин, Попов, Алешин. От прозвища «Соловей-Разбойник» могла произойти фамилия Соловьев.

Вопрос: Вспомни, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища. Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Ответ: существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.

Мудрость была символом жизни Ярослава. Именно в период его правления государство Киевская Русь достигло пика могущества:

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

Русь достигла широкого международного признания. C семьей киевского князя стремились подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы.

Князь был образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку.

Был составлен свода законов «Русская правда» (по мнению некоторых исследователе историков именно за это получил такое прозвище).

Добился утверждения христианства.

Было завершено создание церковной иерархической организации, и Киев стал церковным центром.

Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом заключалась его основная мудрость как правителя.

Владимир Красное Солнышко.

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына, что подвергается большому сомнению Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным.

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» - это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Домашнее задание: Узнай, что означают имена членов твоей семьи. Какие старинные имена твоего народа ты знаешь? Что они означают?

Ответ: Мою маму зовут Елена, имя греческого происхождения означает «солнечный луч», «светлая как факел».

Папу зовут Владимир, имя славянское, означает «Владеющий миром».

Мое имя Иванна (Иоанна) от древнееврейского "йоханан" - женская форма мужского имени Иван. В переводе с древнееврейского означает «божья благодать» или "бог милует".

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.