Как сделать читательский дневник образец. Требования к оформлению читательского дневника. Образец заполнения читательского дневника

NB Читательский дневник заполняется в течение семестра . Сдается на проверку не позднее 20 декабря (для нечетных семестров) и 20 мая (для четных семестров) 1 . После указанной даты дневники на проверку не принимаются и не допускаются для использования во время сдачи экзамена/зачета.

В случае соблюдения всех требований дневником разрешается пользоваться на экзамене/зачете (тексты произведений, конспекты научной литературы, шпаргалки, телефоны и прочие средства «спасения» использовать нельзя).

Структура дневника:

    Название прочитанного произведения (если у поэтического произведения нет заглавия, то в качестве названия указывается первая строчка), автор (если оно не анонимно).

    Цитаты из текста, отражающие суть произведения (небольшие по объему лирические тексты – до 8 строк – можно цитировать целиком).

    Имена основных действующих лиц, их характеристики, тезисно отметить последовательность развития событий (для драматических и эпических произведений). Характеристика лирического героя (для лирики).

    Цитаты из исследовательской литературы и учебников по данному автору или произведению 2 (обязательны ссылки на источник цитирования с полным указанием библиографических данных, оформленных по стандарту). Количество и объем цитат определяется здравым смыслом и начитанностью автора дневника.

Википедия, Рефераты.ру и т.п. не считаются ни исследовательской, ни учебной литературой!

    Характеристика произведения с точки зрения его жанра (определить жанр и указать его признаки в этом произведении).

    Характеристика произведения с точки зрения его принадлежности к одной из эстетических парадигм 3: определить литературное направление (художественный метод) и указать его признаки в поэтике произведения.

    (Опционально) Собственные размышления по поводу прочитанного произведения (размышления и рассуждения, но не оценка произведения!).

Примечания : для нескольких небольших по объему поэтических произведений одного автора, относящихся к одному жанру, пункты 4-6 могут быть общими.

Тексты, выделенные в списке литературы курсивом, обязательны для прочтения, но в дневнике не описываются.

Образец заполнения читательского дневника

А. Для поэтических произведений

    «Вороне раз кусок лисицы», «Ну наконец-то получилось», «Ночь улица фонарь аптека».

вороне раз кусок лисицы послал какой то добрый бог и басня стала и короче и справедливее в разы

ну наконец-то получилось сизиф устало закурил на камне посидел подумал вскочил и вниз его столкнул

ночь улица фонарь аптека не в шутку дядя занемог скажи-ка дядя ведь недаром пекут поэты пирожки

  1. В первом и во втором стихотворениях лирического героя нет, потому что в обоих случаях сюжет не лирический, а эпический. В третьем произведении лирический герой представлен имплицитно: нет его явной номинации, но само стихотворение представляет собой речь лирического «Я».

    «Интернет завоевали пирожки – скорые, румяные и горячие четверостишья, написанные без знаков препинания, без заглавных букв и, как правило, без рифмы. Пирожковая поэзия активно распространяется через социальные сети, и потому большинство четверостиший уже потеряли своих авторов: они переходят со страницы на страницу, словно афоризмы или интернет-мемы. <...> Пирожок, как следует из правил сообществ, должен "волновать, не быть банальным и соответствовать духу пирожка"». (Вагина, М. Пирожки: как пишут и с чем едят [Электронный ресурс] / М. Вагина // Мнения.ру. – URL: 4)

«Когда-то давным-давно жили-были прекрасные авторы... Живут они и сейчас, но когда-то давным-давно они писали... Пишут они и сейчас, но тогда они писали хокку. Это была довольно большая и веселая тусовка на сайте hokku.ru , а также его ответвлении stih.ru . В какой-то момент хозяева сайта перестали им заниматься, и он стал периодически переставать работать. В связи с этим автор по имени Вадим Саханенко (Сохас) открыл форум на движке fastbb (впоследствие превратившемся в borda), куда пригласил своих друзей и знакомых с хоккуры писать хокку, а также экспериментировать с другими минималистическими поэтическими жанрами: сдвоенные хокку с рифмой, лимерики и другие; впоследствии все эти разделы форума были закрыты, и остался один единственный заветный жанр.

В начале 2003-го года пользователь al cogol (Владислав Кунгуров) опубликовал на сайте stih.ru стихотворение "пирожки". Оно состояло из нескольких четверостиший, написанных четырехстопным акаталектическим ямбом, строчными буквами, без рифмы и знаков препинания. Стихотворение было очень прикольным и необычным, четверостишия были, в общем-то, не связаны между собой, большая часть четверостиший была о еде. Вадим увидел это стихотворение, ему очень понравилось, и он предложил Владиславу создать из этого жанр и писать пирожки у него на форуме. Стремительно определив правила жанра во взаимной переписке, Сохас и al cogol начали обмениваться этими короткими смешными стихами. Происходило это в конце 2003-го года. Этот момент можно считать отправной точкой для пирожков как для самостоятельного жанра». (Васильев, В. История пирожков [Электронный ресурс] / В. Васильев // Пирожковая. – URL: http://www.perashki.ru/info/History )

    Все три текста относятся к жанру «пирожок». Общие черты: четверостишие, четырехстопный ямб, написание строчными буквами без знаков препинания, цифр и дефисов. Количество слогов по строкам: 9-8-9-8. Слоги прописаны явно: « в ŏ ó ĕ р á з к ў ó к л ŭ ú ӹ // п ŏ -сл á л к ă ó й т ŏ д ó -бр ӹ й б ó г» . Аббревиатуры пишутся с гласными, цифры – буквами. Рифма чаще всего отсутствует. Стоит отметить, что в первом стихотворении сохраняются черты жанра басни, пародией на который данный текст является: отсутствие лирического героя и лирического переживания, дидактическое начало (мораль), эпический сюжет.

    Пирожки – явление современной сетевой литературы, в котором наблюдаются некоторые черты постмодернистской поэтики: цитирование классических произведений, трансформации известных сюжетов, игра с читателем. Так, например, в первом тексте трансформируется и пародируется сюжет классической басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», следствием чего при соблюдении всех правил «пирожков» является переосмысление дидактической поэзии как таковой. Во втором стихотворении очевидно присутствует мифологический сюжет, который тоже переосмыслен: Сизиф – не исполнитель воли рока, а творец собственной судьбы. Третье стихотворение почти целиком состоит из точных или искаженных цитат известных поэтических произведений Блока, Пушкина и Лермонтова, которые, следуя друг за другом в определенном порядке, образуют совершенно самостоятельный оригинальный сюжет. Отсутствие знаков препинания, характерное для пирожковой поэзии, позволяет прочитывать текст и как центон, и как собственную речь лирического героя.

Б. Для эпических произведений

    «Курочка Ряба». Фольклорное произведение.

    Жили-были дед да баба, у них была курочка ряба. Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó, Посадила яичко в осиновое дупелко, в кут под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, бабка рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился, двери побутусились, тын рассыпался, верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит: Дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся – Снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó, яичко не простое – золотое.

    Событийный ряд: курочка снесла яичко – мышка его разбила – мир рушится – Курочка обещает снести другое яйцо, лучше прежнего, и восстановить миропорядок.

Характеристика персонажей: Дед и Баба – какие-либо личностные характеристики у персонажей отсутствуют, следовательно они не индивидуализированы и, скорее всего, являются воплощением мифологического представления о прародителях.

Курочка Ряба – олицетворение космических сил, наделена речью, поскольку является персонажем сказки.

Мышка – олицетворение демонических сил, ломает яйцо, которое снесла курочка, и становится причиной хаоса.

    «Из других деталей, существенных в связи с мотивом яйца как начала вселенной и так или иначе обнаруживаемых в славянской фольклорной или ритуальной традиции, следует подчеркнуть раскалывание яйца и золотой цвет яйца в целом. Допустимо думать, что крайне вырожденный вариант этих представлений обнаруживается в известной детской сказке о курочке, снесшей золотое яичко, и мышке, расколовшей его; параллель может быть продолжена указанием на роль птицы, причем нередко именно пестрой (ряба). А это сочетание мотивов золотого яйца на воде и птицы, как уже давно установлено, эквивалентно мотиву солнца, восходящего из вод и заходящего в воды». (Топоров, В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) [Текст] / В. Н. Топоров // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. – М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – С. 399).

«Основные ступеньки процесса трансформации мифа в сказку: деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических "событий", развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени - сказочно- неопределенными... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные и с космических на социальные, с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений». (Мелетинский Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М., 1976. – С. 264).

    Это фольклорная бытовая сказка. Черты жанра: изображение космогонического начала через бытовые сюжеты; персонажи как правило не имеют индивидуальных характеристик. Сказка «Курочка Ряба» является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

    Данный текст является фольклорным, следовательно не может быть рассмотрен с точки зрения принадлежности к той или иной эстетической парадигме.

    Раньше «Курочка Ряба» мне казалась сказкой абсурда, без малейшего прикладного смысла, как заклинание: получили яйцо – и вроде бы радуйтесь, что есть золотая вещь, – но они его зачем-то хотят разбить (на куски, я так думала). Бьют долго и решительно, хотя понятно, что металлическую вещь не разобьешь. Оставили в покое – но тут мышь прибежала. Почему они не разбили, а об пол яйцо разбилось – загадка. Ну разбилось – вот, радуйтесь же! А они вдруг в рев! Отчего? Потому что мышка у них кайф разбивания украла? Из зависти и обиды на нее? Или вдруг поняли, что не больно-то и хотелось разбивать? И жалко его целого?

И тут приходит курочка и утешает: мол, снесу еще одно, но простое! Так им же золотое было нужно!!! Как их может утешить ее простое дурацкое яйцо??? Это же две разных вещи, и уж простое-то не утешит по поводу золотого. Короче, была сплошная загадка для меня. И я думала – это просто так, белиберда заговорная – чтобы детишкам зубы заговаривать.

1Студенты, обучающиеся на заочном отделении, должны сдать дневник в первый день выхода на сессию.

2Исследовательская литература предпочтительнее учебной, поэтому дневник, содержащий ссылки только на учебники, не зачитывается.

3Эстетическая (художественная) парадигма – совокупность представлений о мире, человеке, месте искусства в жизни общества в определенный исторический период (античность, средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм и т. д.).

4Ссылки можно оформлять и по ГОСТу 2008 г.: Вагина, М. Пирожки: как пишут и с чем едят // Мнения.ру. URL: http://mnenia.ru/rubric/culture/pirojki--kak-pishut-i-s-chem-edyat ; Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 399

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А4. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья

Для учеников 1 класса важно вести читательский дневник. Благодаря ему малыши значительно улучшают свою технику чтения и учатся рассказывать о произведении. Образец читательского дневника можно взять у учителя. Но многие педагоги рекомендуют самостоятельно придумывать оформление этой «шпаргалки» для первоклассников.

Для чего нужен читательский дневник

Чтение — важная дисциплина в обучение первоклассника. Но у малышей ещё недостаточно развита память и они быстро забывают о прочитанном. Благодаря ведению читательского дневника ребёнок всегда сможет вернуться к произведению, и быстро найти любую информацию о книге.

Ведение читательского дневника для 1 класса помогает ребёнку улучшить технику чтения.

Кроме того, ведение читательского дневника положительно влияет на развитие ребёнка. Благодаря этому малыш:

  • быстрее полюбит чтение;
  • расширит свой кругозор;
  • научится рассказывать о прочитанном;
  • повысит скорость чтения.

К тому же ведение читательского дневника улучшает творческие способности малыша. Ведь ему необходимо самостоятельно придумать, как красиво оформить эту «шпаргалку».

Как оформить читательский дневник

Для дневника желательно взять общую тетрадь в клетку, ведь тонкая быстро потеряет свой привлекательный вид и у первоклассника не будет желания её заполнять. Кроме того, она может быстро потеряться. Вместе с ребёнком красиво оформите обложку, на которой укажите имя и фамилию ученика. При желании можно украсить переплёт картинками или рисунками.

На первых страницах создайте своеобразную памятку, на которых укажите, какую литературу необходимо прочитать.

Шаблон готового читательского дневника можно взять у учителя. Но в большинстве случаев педагоги рекомендуют оформлять тетрадку по своему усмотрению. Как правило, читательский дневник для первоклассников состоит из таких столбцов:

  • Название произведения.
  • Автор.
  • Жанр. Здесь нужно указывать, что конкретно прочитал малыш: сказку, повесть, рассказ, стих и т. д.
  • Иллюстрация. Небольшую картинку к произведению ребёнок может нарисовать сам. Если же у малыша проблемы с рисованием, то распечатайте готовые иллюстрации.
  • Небольшой отзыв. В этой графе малышу следует изложить краткое содержание произведения. Кроме того, ребёнку рекомендуется оставить отзыв о прочитанном.

Ведение читательского дневника прививает первокласснику любовь к книгам. Благодаря этой «шпаргалке» малыш учится выражать свои мысли, к тому же улучшаются его навыки чтения.

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.