Какие рассказы написал александр иванович куприн. Александр куприн - биография, информация, личная жизнь. Образование будущего прозаика

Александр Иванович Куприн. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в Наровчате - умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына.

Мать, Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны, открыл в своём доме военный госпиталь, и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам. После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном . В это время сделал перевод «Дон Карлос» . Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже. С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.

Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Повести и романы Александра Куприна:

1892 - «Впотьмах»
1896 - «Молох»
1897 - «Прапорщик армейский»
1898 - «Олеся»
1900 - «На переломе» (Кадеты)
1905 - «Поединок»
1907 - «Гамбринус»
1908 - «Суламифь»
1909-1915 - «Яма»
1910 - «Гранатовый браслет»
1913 - «Жидкое солнце»
1917 - «Звезда Соломона»
1928 - «Купол св. Исаакия Далматского»
1929 - «Колесо времени»
1928-1932 - «Юнкера»
1933 - «Жанета»

Рассказы Александра Куприна:

1889 - «Последний дебют»
1892 - «Психея»
1893 - «Лунной ночью»
1894 - «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 - «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 - «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 - «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 - «Одиночество», «Лесная глушь»
1899 - «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 - «Дух века», «Погибшая сила», «Тапёр», «Палач»
1901 - «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 - «На покое», «Болото»
1903 - «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 - «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 - «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 - «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 - «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 - «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 - «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 - «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 - «Травка», «Чёрная молния»
1913 - «Анафема», «Слоновья прогулка»
1914 - «Святая ложь»
1917 - «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 - «Пегие лошади»
1919 - «Последний из буржуев»
1920 - «Лимонная корка», «Сказка»
1923 - «Однорукий комендант», «Судьба»
1924 - «Пощёчина»
1925 - «Ю-ю»
1926 - «Дочь великого Барнума»
1927 - «Синяя звезда»
1928 - «Инна»
1929 - «Скрипка Паганини», «Ольга Сур»
1933 - «Ночная фиалка»
1934 - «Последние рыцари», «Ральф»

Очерки Александра Куприна:

1897 - «Киевские типы»
1899 - «На глухарей»

1895-1897 - цикл очерков «Студент-драгун»
«Днепровский мореход»
«Будущая Патти»
«Лжесвидетель»
«Певчий»
«Пожарный»
«Квартирная хозяйка»
«Босяк»
«Вор»
«Художник»
«Стрелки»
«Заяц»
«Доктор»
«Ханжушка»
«Бенефициант»
«Поставщик карточек»

1900 - Путевые картинки:
От Киева до Ростова-на-Дону
От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.

1901 - «Царицынское пожарище»
1904 - "Памяти Чехова"
1905 - «События в Севастополе»; «Сны»
1908 - «Немножко Финляндии»
1907-1911 - цикл очерков «Листригоны»
1909 - «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях.
1921 - «Ленин. Моментальная фотография»

Александр Иванович Куприн; Российская империя, Пензенская губерния; 26.08.1870 – 25.08.1938

Одной из наиболее значимых фигур в русской литературе начала 20 века, безусловно, является Александр Куприн. Творчество этого писателя было по достоинству оценено не только российскими, но и мировыми критиками. Поэтому множество его произведений входят в классику мировой литературы. Во многом благодаря этому Куприна читают и сейчас, а лучшим тому доказательством является высокое место этого автора в нашем рейтинге .

Биография Куприна А. И.

Смерть в 1904 году наносит Куприну огромную боль. Ведь с этим писателем Куприн был знаком лично. Но он не останавливает своей литературной деятельности. Первый большой успех к Александру Куприну приходит после выхода повести «Поединок». Благодаря этому Куприна читать становится все более популярным, а автор пытается противостоять упадочным настроениям общества своими новыми рассказами.

После революции Куприн не принял новой власти. И хотя сначала он пробовал сотрудничать и даже издавал газету для деревни – «Земля», но все равно был арестован. После трех дней тюрьмы переехал в Гатчин, где и вступил в ряды Северо-Западной армии, боровшейся против большевиков. Так как для несения воинской службы Александр Куприн был уже достаточно стар, то занимается выпуском газеты «Приневский край». После поражения армии вместе с семьей эмигрировал во Францию.

В 1936 году Александру Куприну поступило предложение вернуться на Родину. Воспользовавшись советом , с которым Бунин вел переписку, Куприн согласился. В 1937 году он возвращается в СССР, а еще через год умирает от тяжелой болезни, всего один день, не дожив до своего 68-летия.

Книги Бунина на сайте Топ книг

Популярность читать книги Куприна сейчас настолько высока, что это позволило многим книгам автора быть представленными в наших рейтингах. Так в рейтинге представлено сразу пять произведений автора. Наиболее же популярно читать «Ю-ю» и «Гранатовый браслет». Именно с этими двумя произведениями автор представлен в нашем рейтинге . Все это позволяет сказать, что Куприна читать все также актуально, как и пол века назад. Хотя не малую роль в этом сыграли школьники, для которых читать повести Куприна обязательно согласно школьной программы.

Все книги Куприна А. И.

  1. Аль-Исса
  2. Анафема
  3. Бальт
  4. Барбос и Жулька
  5. Бедный принц
  6. Без заглавия
  7. Белая акация
  8. Блаженный
  9. Блондель
  10. Болото
  11. Бонза
  12. Брегет
  13. Бредень
  14. Брикки
  15. Брильянты
  16. В зверинце
  17. В казарме
  18. В клетке зверя
  19. В Крыму (Меджид)
  20. В медвежьем углу
  21. В недрах земли
  22. В трамвае
  23. В цирке
  24. Вальдшнепы
  25. Винная бочка
  26. Волшебный ковер
  27. Воробей
  28. Впотьмах
  29. Гамбринус
  30. Гемма
  31. Геро Леандр и пастух
  32. Гога Веселов
  33. Гоголь-моголь
  34. Груня
  35. Гусеница
  36. Демир-Кая
  37. Детский сад
  38. Дознание
  39. Домик
  40. Дочь великого Барнума
  41. Друзья
  42. Дурной каламбур
  43. Жанета
  44. Жидкое солнце
  45. Жидовка
  46. Жизнь
  47. Завирайка
  48. Запечатанные младенцы
  49. Звезда Соломона
  50. Звериный урок
  51. Золотой петух
  52. Игрушка
  53. Интервью
  54. Искусство
  55. Искушение
  56. Исполины
  57. К славе
  58. Как я был актером
  59. Канталупы
  60. Капитан
  61. Картина
  62. Кляча
  63. Козлиная жизнь
  64. Конокрады
  65. Королевский парк
  66. Крылатая душа
  67. Лавры
  68. Легенда
  69. Леночка
  70. Лесная глушь
  71. Лимонная корка
  72. Локон
  73. Лолли
  74. Лунной ночью
  75. Люция
  76. Марианна
  77. Медведи
  78. Мелюзга
  79. Механическое правосудие
  80. Миллионер
  81. Мирное житие
  82. Мой паспорт
  83. Мой полет
  84. Молох
  85. Морская болезнь
  86. Мысли Сапсана о людях животных предметах и событиях
  87. На глухарей
  88. На переломе (Кадеты)
  89. На покое
  90. На разъезде
  91. На реке
  92. Нарцисс
  93. Наталья Давыдовна
  94. Начальница тяги
  95. Негласная ревизия
  96. Ночлег
  97. Ночная смена
  98. Ночная фиалка
  99. Ночь в лесу
  100. О пуделе
  101. Обида
  102. Одиночество
  103. Однорукий комендант
  104. Ольга Сур
  105. Палач
  106. Папаша
  107. Пегие лошади
  108. Первенец
  109. Первый встречный
  110. Песик-Черный Носик
  111. Пиратка
  112. По заказу
  113. Погибшая сила

Произведения Куприна Александра Ивановича, а также жизнь и творчество этого выдающегося русского прозаика интересуют многих читателей. Он родился в тысяча восемьсот семидесятом году двадцать шестого августа в городе Наровчате.

Отец его почти сразу же после его появления на свет умер от холеры. Через некоторое время мать Куприна приезжает в Москву. Устраивает там дочерей в казенные учреждения, а также заботится о судьбе сына. Роль мамы в воспитании и образовании Александра Ивановича невозможно преувеличить.

Образование будущего прозаика

В тысяча восемьсот восьмидесятом году Александр Куприн поступает в военную гимназию, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус. Спустя восемь лет оканчивает это заведение и продолжает развивать свою карьеру по военной линии. У него и не было другого варианта, так как именно данный позволял учиться за казенный счет.

А уже спустя два года он окончил Александровское военное училище и получил звание подпоручика. Это довольно серьезный офицерский чин. И наступает время самостоятельной службы. Вообще, русская армия была основным карьерным путем для многих российских писателей. Вспомнить хотя бы Михаила Юрьевича Лермонтова или Афанасия Афанасьевича Фета.

Военная карьера известного писателя Александра Куприна

Те процессы, которые происходили на рубеже веков в армии, в дальнейшем стали темой очень многих произведений Александра Ивановича. В тысяча восемьсот девяносто третьем году Куприн делает неудачную попытку поступить в академию генштаба. Здесь присутствует явная параллель с его знаменитой повестью "Поединок", о которой будет упомянуто чуть позднее.

И через год Александр Иванович выходит в отставку, не потеряв связи с армией и не утратив того массива жизненных впечатлений, который дал начало многим его прозаическим творениям. Он, еще будучи офицером, пытается писать и с какого-то времени начинает публиковаться.

Первые попытки творчества, или Несколько суток в карцере

Первый изданный рассказ Александра Ивановича называется "Последний дебют". И за это свое творение Куприн провел двое суток в карцере, потому что офицерам не полагалось выступать в печати.

Писатель долгое время живет неустроенной жизнью. У него как будто бы нет судьбы. Он постоянно скитается, на протяжении очень многих лет Александр Иванович проживает на юге, Украине или Малороссии, как тогда говорили. Он посещает огромное количество городов.

Куприн много печатается, постепенно журналистика становится его постоянным занятием. Он знал русский юг, как мало кто из других писателей. В это же время Александр Иванович начинает публиковать свои очерки, которые сразу привлекли внимание читателей. Писатель пробовал себя во многих жанрах.

Приобретение известности в читательских кругах

Конечно, известно много творений, которые создал Куприн, произведения, список которых знает даже обычный школьник. Но самая первая повесть, которая сделала Александра Ивановича известным, - это "Молох". Она была опубликована в тысяча восемьсот девяносто шестом году.

В основу этого произведения легли реальные события. Куприн посетил Донбасс в качестве корреспондента и ознакомился с работой русско-бельгийской акционерной компании. Индустриализация и подъем производства, все то, к чему стремились многие общественные деятели, оборачивалось нечеловеческими условиями труда. Именно в этом и состоит основная мысль повести "Молох".

Александр Куприн. Произведения, список которых известен широкому кругу читателей

Спустя некоторое время выходят произведения, известные сегодня практически каждому российскому читателю. Это "Гранатовый браслет", "Слон", "Поединок" и, конечно, повесть "Олеся". Опубликовано это произведение в тысяча восемьсот девяносто втором году в газете "Киевлянин". В ней Александр Иванович очень резко меняет предмет изображения.

Уже не заводы и техническая эстетика, а волынские леса, народные легенды, картины природы и обычаи тамошних селян. Именно это вкладывает автор в произведение "Олеся". Куприн написал очередное произведение, которое не имеет себе равных.

Образ девушки из леса, способной понимать язык природы

Главная героиня - это девушка, жительница лесов. Она как будто бы колдунья, которая может повелевать силами окружающей природы. И способности девушки слышать и чувствовать ее язык входят в противоречия с церковной и религиозной идеологией. Олесю подвергают осуждению, приписывают ей вину во многих бедах, которые обрушиваются на соседей.

И в этом столкновении девушки из леса и крестьян, находящихся в лоне социальной жизни, которое описывает произведение "Олеся", Куприн использовал своеобразную метафору. В ней присутствует очень важное противопоставление естественной жизни и современной цивилизации. И для Александра Ивановича это составление очень типично.

Очередное произведение Куприна, ставшее популярным

Произведение Куприна "Поединок" стало одним из самых известных творений автора. Действие повести связано с событиями тысяча восемьсот девяносто четвертого года, когда в русской армии были восстановлены поединки, или дуэли, как они назывались в прошлом.

В начале девятнадцатого столетия, при всей сложности отношения властей и людей к дуэлям, все-таки был какой-то рыцарский смысл, гарантия соблюдения норм дворянской чести. И даже тогда многие поединки имели трагический и чудовищный исход. В конце девятнадцатого века это решение выглядело анахронизмом. Русская армия была уже совершенно другой.

И есть еще одно обстоятельство, которое необходимо упомянуть, говоря о повести "Поединок". Опубликована она была в тысяча девятьсот пятом году, когда во время русско-японской войны российская армия терпела одно поражение за другим.

Это действовало деморализующе на общество. И в этом контексте произведение "Поединок" вызвало яростную полемику в прессе. Практически все произведения Куприна вызывали целый шквал откликов как от читателей, так и от критиков. Например, повесть "Яма", относящаяся к более позднему периоду творчества автора. Она не только стала знаменитой, но и шокировала многих современников Александра Ивановича.

Более позднее творчество популярного прозаика

Произведение Куприна "Гранатовый браслет" - это светлая повесть о чистой любви. О том, как простой служащий человек по фамилии Желтков любил княгиню Веру Николаевну, которая была для него совершенно недостижима. Он не мог претендовать ни на женитьбу, ни на какие-то другие отношения с ней.

Однако вдруг после его смерти Вера понимает, что мимо нее прошло настоящее, подлинное чувство, не исчезнувшее в разврате и не растворившееся в тех страшных разломах, которые отделяют людей друг от друга, в социальных препятствиях, не позволяющих разным кругам общества общаться между собой и вступать в брак. Эта светлая повесть и многие другие произведения Куприна читаются и на сегодняшний день с неослабевающим вниманием.

Творчество прозаика, посвященное детям

Александр Иванович много пишет рассказов для детей. И эти произведения Куприна - еще одна сторона таланта автора, и о них тоже необходимо упомянуть. Большинство рассказов он посвятил животным. Например, "Изумруд", или известное произведение Куприна "Слон". Детские повести Александра Ивановича - это замечательная, важная часть его наследия.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что великий российский прозаик Александр Куприн занял подобающее ему достойное место в истории русской литературы. Его творения не просто изучаются и читаются, они любимы многими читателями и вызывают огромный восторг и благоговение.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Из дворян. Отец Куприна – коллежский регистратор; мать – из древнего рода татарских князей Кулунчаковых.

Рано лишился отца; воспитывался в московском Разумовском пансионе для сирот. В 1888 г . А. Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 г. – Александровское военное училище (оба в Москве); служил пехотным офицером. После выхода в отставку в чине поручика в 1894 году сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлером в провинциальной актерской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.

Первая публикация – рассказ «Последний дебют» (1889 ). Рассказ «Дознание» (1894 ) открыл серию военных рассказов и повестей Куприна («Куст сирени», 1894 ; «Ночлег», 1895 ; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба – 1897 ; и др.), отразивших впечатления писателя от военной службы. Поездки Куприна по Южной Украине явились материалом для повести «Молох» (1896 ), в центре которой тема промышленной цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения техническому прогрессу. Литературную известность принесла А. Куприну повесть «Олеся» (1898 ) – о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х годов и испытания большим чувством. Среди других сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898 ), «На глухарей» (1899 ), «Оборотень» (1901 ). В 1897 г . вышла первая книга Куприна – «Миниатюры». В том же году Куприн познакомился с И. Буниным, в 1900 – с А. Чеховым; с 1901 года участвовал в телешовских «средах» - московском литературном кружке, объединявшем писателей реалистичного направления. В 1901 году А. Куприн переехал в Санкт-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», здесь в 1903 году вышел в свет первый том рассказов Куприна. Широкую популярность Куприну принесла повесть «Поединок» (1905 ), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождаются размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг ., что способствовало её общественному резонансу. Повесть была переведена на иностранные языки и открыла имя писателя для европейского читателя.

В 1900-х – первой половине 1910-х гг . были опубликованы наиболее значительные произведения А. Куприна: повести «На переломе (Кадеты)» (1900 ), «Яма» (1909-1915 ); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902 ), «Трус», «Конокрады» (оба 1903 ), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904 ), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906 ), «Гамбринус», «Изумруд» (1907 ), «Анафема» (1913 ); цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907-1911 ). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают Куприна к поиску нового образа – цельной и созидательной натуры. Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908 ; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911 ) – трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. Куприн пробовал себя и в научной фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913 ) – гениальный ученый, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.

В 1911 году Куприн переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 гг. совершил путешествия во Францию и Италию. С началом Первой мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февральской революции 1917 года редактировал эсэровскую газету «Свободная Россия», несколько месяцев сотрудничал с издательством «Всемирная литература». После Октябрьской революции 1917 года , которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей Куприн выступил против расстрела великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918 ). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в октябре 1919 года к войскам Н.Н. Юденича, Куприн добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920 ). В эмиграции были созданы: автобиографическая повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928 ), повесть «Жанета. Принцесса четырех улиц» (1932 ; отдельное издание – 1934 ), ряд ностальгических рассказов о дореволюционной России («Однорукий комедиант», 1923 ; «Тень императора», 1928 ; «Царёв гость из Наровчата», 1933 ) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистические образы монархической России, патриархальной Москвы. Среди других сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917 ), рассказ «Золотой петух» (1923 ), циклы очерков «Киевские типы» (1895-1898 ), «Юг благословенный», «Париж домашний» (оба – 1927 ), литературные портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 году Куприн вернулся в СССР.

В творчестве Куприна дана широкая панорама российской жизни, охватывающая почти все слои общества 1890-1910-х гг .; традиции бытописательской прозы второй половины 19 века сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтическим сюжетам и героическим образам. Прозу А. Куприна отличает изобразительность, достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.

Прежде чем взяться за перо, знаменитый русский автор примерил на себя не одну профессию. Учитель, актёр, цирковой борец, боксёр, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик — и это далеко не полный список. Как признавался сам Куприн, всё это было не ради денег, а из интереса, ему хотелось попробовать себя во всём.

Писательская карьера Куприна началась тоже совершенно случайно. Находясь в военном училище, он написал и опубликовал рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой прямо на сцене. Для человека, состоящего в «славных рядах будущих героев отечества», подобная проба пера считалась неприемлемой — в тот же день за свой литературный опыт Куприн отправился в карцер на двое суток. Неприятный инцидент мог навсегда отбить желание и интерес молодого человека к сочинительству, но этого не произошло — Куприн случайно познакомился с Иваном Буниным , который помог ему найти себя в литературе.

В день рождения писателя АиФ.ru вспоминает лучшие произведения Куприна.

«Гранатовый браслет»

В основе одного из самых известных рассказов Куприна лежит реальная история — любовь скромного телеграфного чиновника к светской даме, матери писателя Льва Любимова . В течение трёх лет Жолтиков присылал девушке анонимные письма, наполненные то признаниями в любви, то жалобами на жизнь. Однажды он отправил даме сердца подарок — гранатовый браслет, но после визита мужа и брата Любимовой безнадёжно влюблённый раз и навсегда прекратил свои преследования. Куприн же добавил в этот анекдот больше драматизма, дополнив рассказ печальным вариантом концовки — самоубийством героя. В результате у автора получилась впечатляющая история любви, которая, как известно, случается «один раз в несколько сот лет».

Кадр из фильма «Гранатовый браслет», 1964 год

«Поединок»

Выступление Куприна с чтением отдельных глав из повести «Поединок» в 1905 году стало настоящим событием в культурной жизни столицы. Однако большинство современников автора восприняли это произведение как клевету — книга была полна суровой критики русского военного быта. В «Поединке» на фоне пьянства, разврата и недалёкой армейской жизни вырисовывается всего один светлый, романтичный образ офицера Ромашова. Однако автор отнюдь не преувеличивал, повесть во многом автобиографичная. В её основе личные впечатления Куприна, выпускника Александровского училища, который четыре года офицером проходил службу в захолустном городке Подольской губернии.

«Гамбринус»

Репродукция иллюстрации Ильи Глазунова к повести Александра Куприна «Яма» Фото: репродукция

После публикации рассказа «Гамбринус» в одесском кабачке с одноимённым названием не было отбоя от посетителей, но вот о том, что его главный герой на самом деле существовал, знали немногие. В 1921 году, спустя 14 лет после выхода рассказа Куприна, в местных газетах появилось объявление о смерти Арона Гольдштейна «Сашки-Музыканта из "Гамбринуса"». Константин Паустовский был одним из тех, кто прочёл объявление и искренне удивился, что покалеченный музыкант — не плод воображения автора. Паустовский даже побывал на похоронах «литературного героя» среди матросов, рыбаков, кочегаров, портовых воров, лодочников, грузчиков, водолазов, контрабандистов — посетителей кабака «Гамбринус» и по совместительству персонажей рассказа Куприна.

«Яма»

В 1915 году издательство, опубликовавшее «Яму» Куприна, было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий». Большая часть читателей и критиков также подвергли осуждению новое произведение автора, которое знакомило с жизнью проституток в российских публичных домах. Современникам автора казалось неприемлемым то, что в «Яме» Куприн не только не осуждал, но даже сочувствовал этим женщинам, приписывая большую часть вины за их падение обществу.

«Олеся»

Куприн всегда считал «Олесю» одним из лучших своих произведений, хотя и соглашался с Антоном Чеховым , который называл её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». Эта повесть входит в цикл «Полесских рассказов», написанный автором под впечатлением от красоты Полесья, где он проходил службу. Наблюдая за бытом и нравами местных крестьян, Куприн решил написать историю трагической любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого городского барина.