Какое небо на картине февральская лазурь. Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь. Объявление темы урока

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» 1904г.Третьяковская галерея.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны.
Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления"

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества

Февраль является поразительным месяцем, ведь он становится последним аккордом холодной и враждебной зимы. В некоторые дни она запугивает людей вьюгами и сильными морозами, а в другие — балует привлекательными пейзажами и солнечной погодой. Игорь Грабарь написал очень красивую картину, которую назвал — «Февральская лазурь».

Известный русский художник

Наверное, каждый слышал в Советском Союзе о Грабаре. Ведь его произведение «Мартовский снег» все знали по учебникам. Он был прекрасным русским живописцем, талантливым реставратором, популярным искусствоведом. Его любили многие за красивые и необычные природные пейзажи.

Отец Игоря работал депутатом в австрийском парламенте. Появился на свет художник в Будапеште, но крещен в православии. Крестным отцом его стал дядя популярного художника Кустодиева. Он позже даже нарисует портрет Грабаря. В 1880 году мать привезет Игоря в Россию.

Художник в 1895 году отправится в Италию, назад вернется лишь в 1901, и привлекательность русской природы откроется для него в новом образе. Он передал сове потрясение в нескольких картинах:

История написания картины

Увидел февральскую лазурь мастер в Подмосковье, он тогда приехал погостить к художнику Мещерину в имении Дугино. Игорь солнечным утром пошел гулять, и его очень поразило состояние природы. Живописец всегда заявлял, что из всех деревьев в средней полосе России ему больше нравятся березы. В тот день одна из них привлекла его внимание, она впечатлила своим уникальным ритмическим строением веток.

Он сразу развернулся и пошел домой за холстом. За сеанс художник смог набросать с натуры эскиз своего будущего произведения. Остальные дни оказались такими же солнечными и прекрасными, поэтому Игорь взял другой холст и за 3 дня создал этюд. Затем он выкопал прямо в снегу глубокую яму и поместил в нее большой мольберт, чтобы получилось впечатление далекого леса и низкого горизонта.

Описание картины

Художник нарисовал на переднем плане березу, покрытую тонким инеем, искрящуюся и переливающуюся под солнечными лучами. За ней можно увидеть молодые березки с тонюсенькими стволами. А вот на заднем плане изображен лес, который разделяет землю и небо.

Эти белоствольные деревья написаны на фоне голубоватого снежного покрывала и практически такого же неба. Художник щедро использует такие оттенки, поскольку они несут чистоту и прохладу. Подобные цвета бирюзы, лазури и синевы являются подарком русской природы в феврале. Картина создает впечатление приближающегося праздника.

Для рисования живописец применял очень светлые цвета, чтобы получить хрустальный перезвон голубого оттенка. Это произведение напоминает полотна популярных французских импрессионистов.

Февральская лазурь

Когда я смотрю на эту картину, то сразу понимаю, что на ней изображена прекрасная русская природа, потому что на фоне белоснежного ковра расположилась березовая роща. Каждая веточка березки, что располагается на переднем плане, окутана инеем, словно кружевом. Как он искрится и переливается в этот ясный, солнечный денек! Вся опушка залита светом.

Снег весело блестит и искрится в лучах последнего зимнего солнца, а сплетенные веточки берез, откидывают тени в виде причудливого узора на снежном покрывале. Над бескрайней березовой рощей раскинулось необъятное лазурное небо. Февраль – это самый удивительный месяц в году. От него так веет прохладой, но уже чувствуется свежий, теплый аромат весны, что означает, что скоро роща по-весеннему расцветет и облачится в зеленый наряд.

Главная героиня этой потрясающей картины – белоствольная березка. Ее ствол изящно и грациозно изогнут, что передает не только великолепие дерева, но и силу. Создается впечатление, что она живая и, устав от холодов, подставляет свои бока ласковому солнышку, чтобы согреться. Вдали видны ее веселые подружки, которые не менее красивы и нарядны. Как реалистично они выглядят! Кажется, протянешь руку, и вот-вот коснешься ствола.

Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» завораживает. Отдельно хочется отметить мастерство творца. Художник использовал в основном холодные цвета при создании картины. Но листва, которая осталась с прошлого года и стволы березок, утопающие в лучах солнца, приветливо сияют золотом. Как же контрастно это смотрится на фоне холодного белого снега и ясного синего неба, от которого веет свежестью. Именно это теплое излучение помогает зрителю понять, что перед ним именно последний месяц зимы.

Тишина и покой этой картины так и манят оказаться посреди прекрасной березовой рощи, изображенной на холсте, что оставляет прекрасные, радостные впечатления и вызывает самые светлые воспоминания. Невозможно не отметить тонкое чувство красоты и любовь к природе творца, приложившего руку к написанию этой картины.

Описание 2

Перед нами картина «Февральская лазурь». На ней знаменитый русский художник И.Э. Грабарь изобразил морозное утро февраля. Картина словно переполнена голубым сиянием. Снег искрится и переливается под солнечными лучами. Береза пронизана солнечным светом.

Лазурное небо безоблачно, к горизонту цвет становится светлее и переходит к сапфировому. В феврале еще достаточно холодно, однако солнце уже хорошо прогревает воздух.

Мы видим, что вокруг лежит еще большое количество снега. На солнце чистый снег пронзает глаза светло – голубым сиянием. От берез падают тени, на снегу они становятся темно-синими и фиолетовыми.

Ствол березы слегка изогнут, словно талия молодой танцующей девушки. К низу он приобретает темный цвет, а на высоте становится белоснежным. Тонкие белоснежные ветви покрыты инеем, сияющие на солнце, словно украшенные бриллиантовой крошкой. На самой верхушке дерева все еще виднеется пожухлая прошлогодняя листва.

Художник выбрал такой ракурс, с которого дерево предстает перед зрителем снизу вверх. Словно скульптура, запечатлевшая красоту природы.

Позади главной русской красавицы, стоят еще совсем не окрепшие молодые березки. Они напоминают хоровод танцующих девушек. Художнику удалось передать танец природы, ее ликование в связи с приближающейся весной.

Ветви берез переплелись, словно тонкое кружево из шелка. Вдали виднеется густой лес, который разделяет небо и землю темной полосой. Если бы не он, то они слились бы в одно целое. Там в темном и холодном лесу все еще царствует зима. А здесь на поляне уже начинает пробуждаться весна.

Игорь Грабарь по праву считается поэтом русской зимы. Его картина настолько реалистична, что так и хочется подойти и обнять эту тонкостволую березу, которая своими ветвями готова обнять тебя в ответ. Вдохнуть свежий морозный воздух солнечного февральского дня. Услышать скрип и хруст свежего проваливающегося под ногами снега. И самое главное насладиться тишиной природы.

Художник поделился с миром частичкой той неописуемой красоты, которая встречается в России. Картина наполнена изобилием ярких красок и режущими глаза потоками солнечного света. От полотна исходит морозная свежесть и чистота девственной природы.

Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.

Зимний февральский денек играет ярким колоритом белоснежных красок, разбавленных небесной лазурью, такой глубокой и яркой. Множество оттенков голубого передают всю глубину полотна, перекликаясь и сливаясь воедино, они создают пеструю волшебную мозаику.

В еще морозном воздухе ощущается легкое дуновение ветерка, предвещающее смену сезона и грядущее тепло. Солнечный свет озаряет лесную опушку. Обычно февраль, суровый, полный вьюг и метель, сегодня кроткий и тихий, ненастье отступило, пришли ясные деньки, предвещающие рождение новой жизни, тепло, а вместе с тем, и надежду.

На переднем плане горделиво распрямившись и раскинув еще нагие раскидистые ветви, стоит молодая березка. Стан белоснежной русской красавицы восхищает и притягивает взгляд своей почти неземной красотой. Такая высокая, тянущаяся к небесам, она словно кружится в танце.

Ее подружки-березки, стоящие позади ровным строем, мелькают своими белыми стволами с черными полосами. Кажется, вот-вот они закружатся в хороводе по снежному поскрипывающему насту.

Сквозь ветви деревьев небо превращается в разноцветный калейдоскоп, здесь множество цветов и оттенков – сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, ультрамариновый. Нежные пастельные тона приятны глазу и заставляют вглядываться в детали картины снова и снова. На заднем плане видна линия леса, деревья, плотно выстроившиеся рядом с друг дружкой, образуют плотную стену, изображенную расплывчатой темной почти сливающейся полосой.
Пространство полно света и воздуха, создается впечатление открытого пространства. Контраст бирюзовых небес и белой укутанной в снежное покрывало земли создают незабываемый ни с чем несравнимый по очарованию пейзаж. Сколько радостных эмоций запечатлено в этом нежном зимнем пейзаже!

Эту картину можно смело назвать одой весне, деревья готовые к встрече тепла, и пташек, которые прилетят из далеких теплых стран, уже в предвкушении сбрасывают с себя серебристые снежные уборы, но, не смотря на то, что сейчас февраль, все дышит весной, последние зимние деньки вот-вот канут в небытие и придет долгожданное тепло.

Живописец необычайно ярко и красочно раскрыл обыкновенный весенний сюжет, обыграв его в своей специфической манере, он показал, что в простых вещах скрывается изящество, таинство и многогранность.

Вариант 4

Когда видишь зиму, то наблюдаешь различные оттенки синевы. Лазурь – даже более оптимальное слово для описания. Этот цвет по названию намекает на минерал лазурит, но по ассоциациям связан с каким-то простором и чем-то необъятным.

На самом деле такая мысль прослеживается в этой картине, тут художник выступает только проводником красоты, сотворенной природой. Он просто рассказывает зрителю, но не придумывает ничего от себя, даже наоборот, Грабарь старается наиболее чисто, но при этом довольно ярко передать невероятность всего этого феномена. Когда смотришь на Февральскую лазурь, погружаешься в картину, начинаешь стремится охватить взглядом все эти необъятные просторы.

Хотя перспектива картины закрыта лесом и как таковой простор тут не виден, на самом деле ощущение его возникает, ведь Грабарь даже самим названием намекает на эту всеохватность. Когда мы смотрим на картину, то знаем, как лазурное небо простирается над всеми русскими лесами, как оно отражается в снежных полях, как холодом пронизан воздух, как искрятся снежинки, как цветасты деревья, как красив этот простор. Именно красота является тут превалирующим фактором.

На самом деле Грабарь, описывая конкретный феномен, пишет красоту природы. В этом задача художника – распространить и установить красоту в мире. В этой картине Грабарь со своей задачей справился.

Это сочинение обычно пишут в 4 классе и 5 классе. упражнение 358



ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь – живописец, родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
История создания картины «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» – самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Ему удалось создать новый образ русской природы. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. Невозможно лучше самого автора передать преклонение перед красотой природы, которое он пережил.

О появлении на свет картины-любимицы, «Февральской лазури», его обстоятельный рассказ: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, ко-ралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я и тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления. Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере…

В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес…

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.

«Февральская лазурь» является одним из примеров наибольшей степени цветового разложения среди всех живописных произведений Грабаря. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато-голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зеленого и красного цвета. То же происходит со стволами берез, поверхностью снега, где соседствуют белый, красный, сиреневый, желтый тона, и все это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото березового ствола.

«Февральской лазурью» Грабарь сказал новое слово в русской пейзажной живописи.
Лазурь (др. русск. из греч.) – 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. (Толковый словарь.)
Синонимы цвета:
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зелёный, цвета сапфира.
Жёлтый (цвет) – золотой, золотистый.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ПЛАН

1. История создания картины. (Очень кратко! – цифра 1 сборника.) Смысл названия. (Полотно ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.)
2. Лазоревое небо на картине Грабаря. (Небо занимает в «Февральской лазури» примерно три четверти полотна. Будто куполом раскрылось над картиной. Такое интенсивно-синее небо бывает именно в России - и именно солнечными зимними днями. Как мы понимаем, что день солнечный? – Сверкают стволы берёз, на них видны отблески солнца. Палитра неба разнообразна: от ярко-синего до светло-голубого. Лазурный фон создаёт ощущение торжественности и сочности солнечного света, который разливается по картине.)
3. Берёзы. Берёза на переднем плане картины. (Автор: «…дивный экземпляр берёзы»… Могучее, огромное, видевшее ни одну зиму, старое дерево. Цвет ствола, ветвей, ярко-рыжей прошлогодней листвы на верхушке, гармонирующей с ясной синевой необъятного неба. Вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом небе. Жёлтые, жемчужные, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона. Берёзы – символ нашей родины, символ русской зимы. О них сложено много песен и стихов.)
4. Нестандартный подход к ракурсу картины. (Зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы снизу. Такой приём расширяет пространство и позволяет…, создавая)
5. Нижняя часть картины – снег: на солнце и в тени. (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял. Особая красота сапфировых теней на сиреневом снегу, бесконечные бирюзовые переливы, блистающего снежного покрова.)
6. «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря – поэзия пробуждающейся весны. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (Художник выразил свои чувства на картине с помощью симфонии цвета, создав настроение небывалого праздника… см. сборник конец -1,2. Помогли ли стихотворения поэтов и музыка композиторов, звучащие на уроке, увидеть красоту «Февральской лазури»?)

(На уроке звучат музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года. Весна» и Эдварда Грига «Утро», сюита «Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

«Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Есенин С.А.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)