Какой совет дают представители света онегину. Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету. Повторная встреча с Татьяной

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью.
Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.
Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”.
Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, - говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием.
И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.
Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.
Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным...

НУЖЕН ПЛАН «Молчалины блаженствуют на свете...» В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”;

“целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”... Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин - бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную - от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их - в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

повесть А.С Пушкина "Барышня-крестьянка" помогите пожалуйста с вопросами: 2. как вы думаете.зачем Пушкин в начале повести " барышня-крестьянка" так много

внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3.почему Лиза, слушая рассказ Насти,постоянно ее перебивает и почему Насте так хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передает состояние барышни и ее служанки во время разговора? 4. Как выдумаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным,печальным,задумчивым и очень удивилась,когда услышала,что тот весел и румян? 5.с каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? как это чувство передает автор?

план сложный к этому сочинению «Итак, она звалась Татьяна* В «Евгении Онегине» отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа,

чувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна - «милый идеал» Пушкина. Когда он говорит о ней, стих его наполняется восхищением и преклонением... Татьяна - простая девушка из небогатой дворянской семьи. Судьба ее родителей сложилась обычно для этого времени, судьба ее младшей сестры - тоже. Но сама она с самого детства резко отличается от окружающих. Ее самым близким другом является няня, рассказывающая ей страшные истории, которые «пленяли больше сердце» Татьяны, чем веселые игры детей. Няня - крепостная, которой Таня будет поверять свои тайны. Она сама чувствует свое отчуждение от привычного общества, не умея ласкаться ни к отцу, ни к матери. Печальная и молчаливая, она находит себя в романах, в которых все так отличалось от их серой жизни, они действительно «ей заменяли все». Мечтательная, она любила встречать восход, словно ожидая от еще закутанного ночною мглою солнца прихода новой жизни... Так в пустыне вырос дивный, чудесный цветок, хранящий в своих лепестках тихое, но сильное пламя любви... Татьяна была одинока, как и этот цветок, и казалось, что ничего замечательного в ее жизни не произойдет, но вот она встречает Онегина... Толки соседей сначала оскорбляют ее гордую душу, но одновременно вызывают и приятное чувство. Она, «не ведая обмана и веря избранной мечте», всем сердцем полюбила Онегина. Но ее богатое воображение и исстрадавшаяся душа представляют его идеальным человеком, а он им не был. Однако любовь ее так сильна, так глубока, так искренна, что, не в силах более сдержать ее внутри себя, она пишет Евгению письмо, открывает ему свой неповторимый, необозримый мир... Пушкин всем сердцем с ней, несмотря на то, что дворянское общество ей бы этого не простило; вместе с нами он поражается: «Кто ей внушал и эту нежность...» Благородство, ум, сердце - это наивеличайшие богатства, и даже Евгений с его охлажденной душой сумел увидеть их в ней. Тронутый письмом Татьяны, но хорошо зная себя, он говорит: «И того ль искали вы чистой, пламенной душой, когда с такою простотой, с таким умом ко мне писали?..» Но даже это объяснение не может потушить огня в душе Татьяны, покорная судьбе, она все же не все сочинения на a l l soch © 2005 станет лгать: «Погибну... Но гибель от него любезна...» Страшные события разлучают Татьяну с Онегиным. Случайно она попадает в его опустевший дом, и тут, читая его книги, она узнает истинное лицо своего любимого. Но любовь ее от этого не становится меньше, она просто прячет ее глубоко в сердце, ибо для нее любовь - это жизнь. Вскоре и ей приходится уехать из родных мест. «Русская душой», Татьяна тяжело переживает разлуку. Она словно соединилась с русской природой, в ней она находила отраду. Она была так же проста и неброска, но таила в себе неизъяснимую тайну и очарование... Татьяна, а вместе с ней и Пушкин, словно предчувствует, что ее ждет в столице. Чуткая ко всякой лжи, она чувствует фальшь этого общества и «мечтой стремится к жизни полевой», но... «судьба уж решена...» ...И вновь мы встречаемся с ней лишь через несколько лет, на блестящем петербургском балу. Кажется, что в ней не осталось «следов Татьяны прежней», но нет. Благородство души - это навсегда. И в высшем свете Татьяна возвышается над всеми, все внутренне сознают ее превосходство. Но она хорошо запомнила совет Онегина: «Учитесь властвовать собою». И поэтому истинная Татьяна открывается лишь при встрече с Онегиным, пылко влюбленным в нее. Она осталась той же прежней Таней, всей душой жаждущей отдать «всю эту ветошь маскарада за полку книг, за дикий сад...». Она ошибается, считая страсть Онегина мелкой и недостойной его сердца и ума, но она поступает согласно своему сердцу. И, настоящая русская, с детства близкая к народу, она самоотверженно ставит долг выше чувств. «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, и буду век ему верна». Пушкин, горячо любя свою героиню, свой идеал, силой своего стиха и нас заставляет любить и восхищаться ею. Татьяна, плод его воображения и мечта, достойна любви и восхищения. Похожие сочинения на сайтах партнеров: ALLSoch.ru: Пушкин А.С. Евгений Онегин «Итак, она звалась Татьяна*

Урок в 9 класс . Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого - «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

«Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель - письмо с вызовом на дуэль.

Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

- Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули - больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

Выразительное чтение XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение X (гл.6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского.

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

- С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

Выразительное чтение XXXIII (гл.6)

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

VI. Д\З: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность». В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».


ИОЗ по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Глава №1.

  1. .Как изображает А.С.Пушкин воспитание и образование Е.Онегина в 1-ой главе. Каким он представляется вам (строфы III - XII).

  2. Расскажите о нравственных принципах Е.Онегина, его взаимоотношениях с людьми светского общества (по 1-ой главе, строфыXXI -ХLIY).

  3. Опишите день Онегина по 1-ой главе романа
(строфы XV-XVII). Как показывает А.С.Пушкин типичность времяпровождения? Как изображение быта героя помогает понять условия его воспитания и формирования характера?

  1. Расскажите, как пытался Онегин выйти из порочного круга? (Строфа XLIII- LII.) Что дала ему попытка?

  1. Прочитайте конец первой главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа LII- LX.)
Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?

  1. . Найдите лирические отступления в 1-ой главе. Обратите внимание на их содержание, мысли героя, интонации.

  2. Проанализируйте XVII - XXII строфы 1-ой главы. Сопоставьте отношение к театру автора и Е.Онегина.

  1. Объясните обилие иностранных слов в 1-ой главе. Как вы понимаете слова поэта: «…мой бедный слог гораздо б меньше мог пестреть иноплемёнными словами…»?

  2. Как рисует А.С.Пушкин разочарованность Е.Онегина (строфы XXXVI- LYI)?

  3. В чём, по-вашему, различие между Онегиным и лирическим героем 1-ой главы? Найдите в тексте подтверждение вашей мысли.

  4. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 1-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

Глава №2.


  1. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 2-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

  2. Прочитайте о том, как протекала жизнь дядюшки Онегина в деревне (Строфы I –II, Y 2-ой главы). Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

  3. .Прочитайте начало второй главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа I- Y.) Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»? Как складывались отношения Онегина с соседями-помещиками?

  4. .Как складывались Онегина с соседями -помещиками. Сравните обвинения соседей в адрес Онегина с обвинения в адрес Чацкого.

  5. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Выделите слова и выражения, характеризующие отношение авторы к нему.

  6. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Найдите характерные для романтической поэзии слова и обороты речи. Объясните, как этот стиль раскрывает характер героя, его отношение к жизни. Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского?

  7. Найдите в тексте, как А.С.Пушкин описывает роман Владимира Ленского и Ольги Лариной. Как эти отношения характеризуют героев. Как относится автор к любви Ленского? Почему автору неинтересно описывать Ольгу? (строфы ХIХ-ХХIII)

  8. Как складывались отношения Онегина с Ленским? Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского?
О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский? (строфы ХIII-ХIХ)

  1. Что мы знаем о дружбе, друзьях в жизни А.С. Пушкина? Как вы объясните начальные строчки строфы XIV 2-ой главы романа.

  2. Какой жизненный уклад царствовал в семействе Лариных? Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциаль-ного барства. (строфы ХХIХ- ХХХYI)

  3. Почему автору неинтересно описывать Ольгу? Почему так много раз, описывая Татьяну, автор употребляет частицу «не», показывает, какой она НЕ была. В чем необычность Татьяны? (строфы ХХIII-ХIХ)

  4. Покажите, в каких условиях воспитывалась Татьяна Ларина, какие факторы влияли на формирование её характера.

  5. История жизни матери Татьяны Лариной. Кто из её дочерей пойдёт по её пути, по-вашему? Докажите свою точку зрения. (строфы ХХIХ- ХХХYI)

Глава №3.


  1. Сравнить портрет Ольги, данный автором во второй главе (строфа XXIII), с портретом, данным ей Онегиным в третьей главе
    (строфа V). Пощадил ли Онегин чувства своего друга?

  2. Почему Татьяна решила, что Онегин - тот, кого она ждала? Что подготовило её отношение к нему. Как Пушкин объясняет это? (YI-ХY строфы)

  3. История жизни няни Татьяны Лариной. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы. Почему она не понимает страданий своей воспитанницы?(строфы ХYII-ХХI).

  4. Сопоставьте рассказ няни Т.Лариной о её замужестве с историей любви матери Татьяны, её сестры и сделайте вывод о традициях России.

  5. .Как строфы XXII-XXV объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу?

  6. Прочитайте вслух в классе письмо Татьяны. Как оно отражает ее чувство?

  7. .Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

  8. Как в XXXVIII и XXXIX строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

  9. Расскажите о жизни крепостных. Зачем А.С.Пушкин вводит в сюжет строфы ХL и Песню девушек в 3 главе..

  10. Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Глава №4.


  1. С чего начинается четвертая глава. Как вы думаете, почему? Чьи это мысли? Автора? Онегина? Прочитайте строфыVIII-XI, что они добавляют в характер Е.Онегина?

  2. . Прочитайте исповеди Онегина. (Строфы XII-XVI.)

  3. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте. Что эти строфы подчеркивают в характере героя.

  4. Как автор относится к своему герою, к его словам и поступкам? Как автор выражает свою любовь к Татьяне? (строфы ХI-ХХIY).

  5. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?
По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф?

  1. Чем занимается Онегин после объяснения с Татьяной? Перечитайте картины природы в 4-ой главе. Какую роль они играют в тексте? (Строфы ХХХYI – XLVII)

  2. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Почему? (строфы XLVII-XLIX).

Глава №5.


  1. Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

  2. Перечитайте картины природы в 5-ой главе. Найдите детали, изобразительно-выразительные средства, делающие эти картины реалистичными.

  3. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

  4. Перечитайте строфы ХI-ХХI (сон Татьяны). Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно это сновидение?

  5. Расскажите о том, как проходит праздник «Именины Татьяны» в доме Лариных (по 5-6 главе романа), как ведут себя гости.

  6. Перечитайте строфы ХХV-ХХIХ, воспроизведите «карикатуры всех гостей», как мысленно делал это Онегин. В этих строфах найдите слова и выражения, характеризующие отношение к гостям самого автора.

  7. Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

  8. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

  9. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

Глава №6.


  1. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает? Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому? Почему Онегин принял вызов? (строфы IY- ХII)

  2. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу? Почему он изменил своё отношение к ней? К какому выводу пришел? (строфы ХIII- ХIХ)

  3. Последняя ночь Ленского (строфы ХХ-ХХIII).

  4. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. (строфы XXVI – XXVII).

  5. Друзья или враги? (строфы XXVIII –XXXIV).

  6. Два варианта судьбы Владимира Ленского. (строф XXXVI – XL).

  7. Прощание с юностью. (строфы XLIII - XLVI).

Глава №7.


  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?

  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?

  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?

  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?

  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)

  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)
Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?

  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?

  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?

  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?

  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?
Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.

  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?

  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?

  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Урок 34

Цель: определить роль автора в романе, роль лирических отступлений, отношение автора к героям

Задачи с позиции УУД :

1. Предметные.Знать: сюжет и содержание романа; тео ретико-литературные понятия автор,ли рический герой, лирические отступления. Понимать: значение лирических отступ лений в раскрытии идеи романа; роль образов природы, изобразительно-выра зительных средств в лирических отступле ниях; отношение автора к героям; смысл эпиграфов к роману и к отдельным главам. Уметь: прослеживать развитие образа автора в романе; выразительно читать лири ческие отступления наизусть

2.Метапредметные: Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

3. Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Ход урока.

    Проверка д/з.

    Письмо Татьяны к Онегину

    Актуализация опорных знаний учащихся

1)Тест по роману «Евгений Онегин» .

1. «Евгений Онегин» - произведение

а) реалистическое,

б) романтическое,

в) соединяет в себе черты обоих методов.

2. Евгений Онегин - это герой

а) положительный,

б) отрицательный,

в) нельзя сказать однозначно.

3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?

а) «даль свободного романа»,

б) «собранье пестрых глав»,

в) и так, и так.

4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?

а) Александра I ,

б) Наполеона,

в) Байрона.

5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?

а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,

б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,

6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?

а) чтобы наказать его за жестокую холодность,

б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,

в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека

7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?

а) да, потому что он серьезно страдает,

б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,

в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.

8. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?

а) проблема социальной свободы,

б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.

9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?

а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,

б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,

в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.

10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?

б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,

в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин - философскую.

11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,

б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,

в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.

Ответы: 1 а. 2 в.3 в. 4 в.5 а, б. 6 б, в. 7 а, в. 8 б. 9 б, в. 10 б, в. 11 в, б.

2 Беседа по вопросам:

1. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? (Рассказывается о лицее, ссылке, вспоминается Кавказ, Крым, Молдавия, но главное - раскрывается внутренний мир, движение творческой мысли,развитие души автора.

Пять строф понадобилось Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость - она ушла, были друзья - их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и светлой, поможет жить.)

2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества? (Нет, «свет решил, // Что он умен и очень мил».)

3. С новым появлением Онегина появляется целая серия вопросов. Где он был три года? (Отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г. Маршрут: Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Крым - Одесса... Онегин знакомится с родиной.)

4. Начинаются пересуды о нем («корчит чудака»). Почему свет настороженно его принимает? (В высшем свете привычны не люди, а «приличьем стянутые маски». Те, кто не похож на них - странны, непонятны.)

5. Какой совет дают представители света Онегину? (Советуют Онегину быть «добрым малым», как все.)

6. Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (В нем появилась глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу.)

7. И вот происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнает и не узнает ее. Как описывает Пушкин, какой не была Татьяна, без чего обходилась? Чем она выделяется из светского общества? (Простотой и естественностью.)

8. Почему восьмая глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обоснования событий, поступков, фактов.)

9. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью? (изменились герои, обновленный Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

10. Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «властвовать собою», как ей советовал Евгений когда-то.)

11. Что чувствует Онегин, увидя Татьяну?

12. Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

    Работа по теме урока.

1. Слово учителя .

Попробуйте представить его внешность. Кроме белого пятна перед вами ничего не возникнет. Мы немало знаем об Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» -- это человек без лица, без внешности, без имени.

Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских.

Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? (Любовь и дружба для Пушкина – две вещи, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность).

Только ли из характеристик Автора мы можем охарактеризовать героев?

2.Работа с опорной схемой.

Главное действующее лицо – повествователь =

Спутник Онегина

Антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»

Лирические отступления – составная часть сюжета.

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героя, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

v . Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В русской литературе своеобразие жанра нередко определяло своеобразие смысла. "Евгений Онегин" похож на прозаический роман: в нем есть сюжет, есть герой, героиня и любовная коллизия. В то же время это в стихах, "свободный роман". Эпическое начало в "Евгении Онегине" представлено героями и их взаимоотношениями, а лирическое - образом автора.

Это позволяет Пушкину связать далекие друг от друга явления жизни, события, понятия и изобразить жизнь шире, чем в романе прозаическом. Какое же место занимает образ автора среди других образов романа? Прежде всего приглядимся к главным героям "Евгения Онегина": какие представления о жизни, о мире они несут в себе, и чем отличается их мироощущение от мировоззрения автора.Главное действующее лицо романа - . Именно его характеристике посвящена вся первая глава.

Автор рассказывает о детстве "молодого повесы", о его юности. Онегин явлен нам как "типичный представитель" большого света, отличающийся от своих сверстников лишь тем, что "рано чувства в нем остыли".

Уже в первой и второй главах ярко и разносторонне показано отношение повествователя к Онегину. С одной стороны, автору "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет Онегина и автора: во-первых, у героя нет той тонкой восприимчивости к поэтическим сторонам жизни, которая свойственна повествователю. Различны их взгляды на многие сферы тогдашней русской жизни: театр, балы, деревню. Вот отношение Онегина к деревенской природе: Два дня ему казались новыУединенные поля…

На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле… А вот что говорит о деревне автор: Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины;В глуши звучнее голос мирный,Живее творческие сны. Различно и отношение Пушкина и Онегина к любви, дружбе. Постепенно расхождение между героем и автором будет только углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны, второй главной героини романа.

Сюжет романа будет развиваться так, что Онегин убьет друга на поединке и до двадцати шести лет доживет "без цели, без трудов". Герой, пытаясь избавиться от страдания, вызванного гибелью Ленского, отправится странствовать по России и наконец вернется в Петербург еще более опустошенными одиноким. Таким и предстанет он перед нами в восьмой главе.Любимая героиня автора - Татьяна.

Она не такая, как ее провинциальное окружение, это очевидно, и этим героиня близка автору. В ней много общего с повествователем: отношение к любви, к дружбе, к жизни. Пушкин наделил ее стремлением к устойчивости.

Она избирает опорой в жизни единственную ценность - , а если построить жизнь на сентименталистском представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.В романе есть еще один герой - Ленский. Он по своему мироощущению близок Татьяне. У обоих романтический склад души, они оба верят в любовь и дружбу.

Если же сравнивать Онегина и Ленского, то становится очевидным, что они противостоят друг другу по восприятию жизни, по отношению к ней: один - романтик, идеализирующий жизнь, другой - холодный скептик, в ценности жизни сомневающийся. Молодой поэт автору симпатичен, но его искренность, неподдельность чувств и наивность все же вызывают улыбку. Даже называя его поэтом, автор не имеет в виду человека, пишущего стихи, он вкладывает в это слово другое значение: человек с поэтическим складом души, склонный к романтическим мечтаниям. В Ленском "персонифицировано особое душевное состояние", свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора.

Автор "уводит" молодого поэта из жизни потому, что тот интересен и дорог ему прежде всего своим душевным состоянием, юношеской возвышенностью. Но такое состояние не вечно. В системе образов романа есть только один "гармоничный" человек - автор.

Он способен преодолеть и романтическую замкнутость, которой окружил себя Ленский, и сентименталистские представления о мире, которыми живет Татьяна, и сомнения, которые ведут по жизни Онегина. В. Г. Белинский назвал роман "одним из самых трагических произведений русской литературы". Почему же мы не воспринимаем его таким? Думается, благодаря образу автора, который, следуя за героями, оказывается способен разрешить все противоречия, найти выход из любой ситуации.

Почему же? Потому что он поэт. Автор не убегает от действительности, а находит красоту и радость в самой жизни. Жизнь течет, продолжается, и она прекрасна - вот к чему приводит нас Пушкин.

iV . Итог. Рефлексия Вывод:

Что вы узнали нового о характере героев романа?

Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях?

- Какова их композиционная роль?

Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных,общечеловеческих проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве, таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».

    Принимает участие в судьбе героев.

    Делится с читателем своими мыслями и чувствами.

    Рассуждает о нравах и морали общества.

V . Д/з. Роль лирических отступлений в романе

Практическая работа по анализу лирических отступлений организуется в группах.

Общий вопрос:

Группа 1.О поэзии и замысле романа(гл. I, стр. LVII-LX).

Группа 2.О смерти и бессмертии(гл. II, стр. XXXVIII-XL).

Группа 3. О русском языке и женском образовании

(гл. III, стр. XXVII-XXX).

Группа 4.Об отношениях человека с друзьями, родней

и женщинами(гл. IV, стр. XVIII-XXII).

Группа 5.О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни(гл. VI, стр. XLIII-XLVI).

Группа 6.О Родине и Москве(гл. VII, стр. XXXIII-XXXVIII).

Группа 7.О музе и судьбе поэта(гл. VIII, стр. I-VI).

Группа 8.О смысле жизни(гл. VIII, стр. IХ-ХII).

Группа 9. О читателях и финале романа (гл. VIII,стр. XLIX-LI).

План анализа лирических отступлений

1. Культурноисторический комментарий.

2. Общая тема и центральная проблема.

3. Место в композиции главы и романа в целом.

6. Языковые и стилевые особенности.

Отчеты групп о результатах миниисследований.