Карл мария вебер краткая биография. Карл Мария фон Вебер. Оперы. Строение оперы и ее музыкальные особенности

«Мир - в нем творит композитор!» - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях - стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. Но главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера. В неоконченном романе «Жизнь музыканта», имеющем ощутимые черты биографичности, Вебер блестяще характеризует, устами одного из персонажей, состояние этого жанра в Германии:

По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твердо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле нее. И все же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, ее настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить ее напяливают на нее то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для нее отечественную материю и, по возможности, вплести в нее все то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства.

Вебер родился в семье музыканта - его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Франц Антон Вебер (дядя Констанции Вебер, жены В. А. Моцарта) поощрял увлечение сына музыкой и живописью, знакомил с тонкостями сценического искусства. Занятия с известными педагогами - Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Йозефа Гайдна , и аббатом Фоглером - оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера Вебер поступает в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера (1804). Начинается его самостоятельная жизнь в искусстве, формируются вкусы, убеждения, задумываются крупные произведения.

С 1804 г. Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, занимает пост директора оперного театра в Праге (с 1813 г.). В этот же период устанавливаются связи Вебера с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы (И. В. Гёте, К. Виланд, К. Цельтер, Т. А. Гофман, Л. Тик, К. Брентано, Л. Шпор). Вебер приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера - Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских. В произведениях первого периода творчества кристаллизуются черты стиля, ставшие впоследствии определяющими, - песенно-танцевальный тематизм, своеобразие и красочность гармонии, свежесть оркестрового колорита и трактовки отдельных инструментов. Вот что писал, например, Г. Берлиоз :

А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!

Среди наиболее значительных сочинений этого времени - романтическая опера «Сильвана» (1810), зингшпиль «Абу Гасан » (1811), 9 кантат, 2 симфонии, увертюры, 4 фортепианные сонаты и концерты, «Приглашение к танцу», многочисленные камерные инструментальные и вокальные ансамбли, песни (свыше 90).

Завершающий, дрезденский период жизни Вебера (1817-26), отмечен появлением его знаменитых опер, а настоящей его кульминацией стала триумфальная премьера «Волшебного стрелка » (1821, Берлин). Эта опера - не только блистательная композиторская работа. Здесь, как в фокусе, сконцентрированы идеалы нового немецкого оперного искусства, утверждаемые Вебером и ставшие затем основой для последующего развития этого жанра.

Музыкально-общественная деятельность требовала решения задач не только творческих. Вебер, в период своей работы в Дрездене , сумел осуществить широкомасштабную реформу всего музыкально-театрального дела в Германии, которая включала и целенаправленную репертуарную политику, и подготовку театрального ансамбля единомышленников. Проведение реформы обеспечивала музыкально-критическая деятельность композитора. В написанных им немногочисленных статьях содержится, по существу, развернутая программа романтизма , утвердившегося в Германии с появлением «Волшебного стрелка». Но помимо своей чисто практической направленности, высказывания композитора - это еще и особая, оригинальная, облеченная в блистательную художественную форму музыкальная литература , предвещающая статьи Р. Шумана и Р. Вагнера . Вот один из фрагментов его «Заметок на полях»:

Кажущаяся бессвязность фантастического, напоминающая не столько обычную написанную по правилам музыкальную пьесу, сколько пьесу фантастическую, может быть создана... лишь самым выдающимся гением, таким, который творит свой мир. Мнимый беспорядок этого мира на самом деле заключает в себе внутреннюю связь, пронизанную самым искренним чувством, и надо только уметь воспринять ее своими чувствами. Однако выразительность музыки и без того содержит в себе много неопределенного, индивидуальному чувству приходится многое вкладывать в нее и поэтому лишь отдельным душам, настроенным буквально на тот же тон, удастся поспевать за развитием чувства, которое совершается вот так, а не иначе, которое предполагает вот такие, а не иные необходимые контрасты, для которого верно вот только одно это мнение. Поэтому задача подлинного мастера состоит в том, чтобы властно царить и над своими и над чужими чувствами, а чувство, которое он передает, воспроизводить как постоянное и наделенное только теми цветами и нюансами, которые тотчас же создают в душе слушателя некий целостный образ.

После «Волшебного стрелка» Вебер обращается к жанру комической оперы («Три Пинто», либретто Т. Хелла, 1820, незавершенная), пишет музыку к пьесе П. Вольфа «Прециоза» (1821). Главные произведения этого периода - предназначенная для Вены героико-романтическая опера «Эврианта » (1823) на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон », созданная по заказу лондонского театра Covent Garden (1826). Последняя партитура дописывалась уже тяжело больным композитором вплоть до самого дня премьеры. Успех был неслыханным для Лондона. И все же Вебер считал необходимыми некоторые переделки и изменения. Сделать их он уже не успел...

Главным делом жизни композитора стала опера. Он знал, чего добивался, идеальный ее образ был им выстрадан:

...я говорю об опере, какой жаждет немец, а это - замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!

Веберу удалось построить этот новый - и для него самого - мир...

В. Барский

Девятый сын пехотного офицера, посвятившего себя музыке после того, как его племянница Констанца вышла замуж за Моцарта, Вебер получает первые уроки музыки у сводного брата Фридриха, затем учится в Зальцбурге у Михаэля Гайдна и в Мюнхене у Калхера и Валези (композиция и пение). В тринадцать лет сочиняет первую оперу (не дошедшую до нас). Следует недолгий период работы с отцом в музыкальной литографии, затем совершенствует свои знания у аббата Фоглера в Вене и Дармштадте. Переезжает с места на место, работая пианистом и дирижёром; в 1817 году женится на певице Каролине Бранд и организует в Дрездене театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.

Вебер был ещё сыном XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики или тот же Шуберт... Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он походил на Глюка; только у него была более сложная задача, потому что он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка...

В области оперного искусства он оказался в Германии редчайшим феноменом - одним из немногих прирождённых оперных композиторов. Его призвание определилось без труда: уже с пятнадцати лет он знал, чего требует сцена... Жизнь его была столь деятельной, столь богатой событиями, что кажется намного длиннее жизни Моцарта, в действительности же - всего на четыре года" (Эйнштейн).

Когда Вебер в 1821 году представил «Вольного стрелка», он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году. Вообще 1821 год был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представляет песню «Лесной царь» и начинает Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих двух его предшественников. Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений». Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности - с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное.

Карл Мария фон Вебер. Оперы

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали обучению музыке, в 11 лет Карл Мария стал выдающимся виртуозом-пианистом.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжал с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности, работал пианистом и дирижёром . Только в 1817 Вебер поселился в Дрездене. В 1817 он женился на певице Каролине Бранд. В Дрездене Вебер взял на себя руководство немецким музыкальным театром и организовал театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, появились лучшие оперы Вебера: «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон».



В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Вольного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров. Одновременно с «Вольным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера - фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей создания народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично . Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию Вебера. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью , мелодичностью , редким выражением. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.

Представив в 1821 «Вольного стрелка», Вебер значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, появившехся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829. Вообще 1821 был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представил песню «Лесной царь» и начал Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих его предшественников.


Опера «Эврианта» - романтическая опера. Автор либретто - Гельмина фон Шези.

История основана на произведениях Джованни Боккаччо, Уильяма Шекспира, а также средневековом французском романе «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой».

Прерасная девушка Эврианта обручена с Графом Адоляром де Невером. Также в нее влюблен и граф Лизиарт - в присутствии монарха он объявляет, что добьется ее любви. Более того, если он сможет доказать, что девушка неверна своему жениху, то граф Адоляр должен будет отдать самоуверенному графу свои владения. Адоляр уверен в своей возлюбленной, а потому без тени сомнения принимает условия спора.


На помощь графу Лизиарту приходит Эглантина, дочь бунтующего феодала. В свое время она была спасена Эвриантой, но вместо благодарности она ненавидит девушку: ведь Эврианта оказалась более удачливой соперницей в любви. Завоевав доверие Эврианты, Эглантина узнает страшную тайну: Эмма, сестра Адоляра, потеряла однажды жениха. Она не смогла справиться с горем и отравилась ядом из своего кольца. Но всем известно, что самоубийца не сможет обрести покой, пока на гроб не упадет слеза невинной жертвы. Эглантина вынимает из гроба роковое кольцо и отдает его Лизиарту. Тогда он предъявляет кольцо королю и заявляет, что Эврианта стала его любовницей. Земли Адоляра переходят к злому графу, а потерянный Адоляр желает убить свою бывшую невесту. Эврианте удается переубедить монарха в своей правоте: ведь ее оклеветали. От перенесенных потрясений девушка теряет сознание, а все думают, что она погибла от горя. Тем временем граф Лизиарт хочет сыграть свадьбу с Эглантиной. Но девушка почти потеряла рассудок - ее замучили угрызения совести. Она случайно раскрывает правду Адоляру, и тот вызывает Лизиарта на поединок. Но ему не суждено состояться: прибыл король. Он сообщает графам о смерти Эврианты. Эглантина ликует, но не долго: в порыве радости она раскрывает жуткую тайну своего предательства и уже Лизиарт убивает ее, затем отправляется на казнь. Адоляр раскаивается в неверии своей любимой, столь безвременно ушедшей в иной мир. Но тут живая Эврианта, плача от радости, заключает возлюбленного в свои объятия. Ее слезы даровали Эмме вечный покой.



В 1822 композитор получил заказ на написание новой оперы от Доменико Барбайи. Руководитель венского театра желал получить произведение в народном духе, с фантастическими и красочными бытовыми сценами. За написание либретто взялась Гельмина фон Шези. Текст редактировался 11 раз из-за сложности сюжета и ограниченных возможностей сцены. Музыкальное сопровождение было написано за полтора года.

Опера «Эврианта» знаменовала собой новый оперный жанр. Партитура отличается детальной прорисовкой характеров, хоровые и оркестровые партии придают сюжету особую яркость.

Многие критики считают сюжет оперы изначально запутанным и нелогичным. Карл Мария фон Вебер руководил четырьмя первыми постановками, опера имела успех. Однако считается, что это был успех скорее самого автора пьесы, нежели самого спектакля. А сокращение «Эврианты» после отъезда композитора сделало произведение еще более сложным для восприятия.

- «Эврианта» была посвящена императору Австрии Францу I.


- Первая постановка Эврианты с Генриеттой Зонтаг в заглавной партии успеха не имела. Затем, опера обрела заслуженную значительность и её стали считать прологом к музыкальным драмам Вагнера. Образы Лизиарта и Эглантины по музыкальному выражению предвосхищают Ортруду и Тельрамунда в "Лоэнгрине" Вагнера.



Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений».

Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: Неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности — с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) Вебер ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.

belcanto.ru ›weber.html



Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии под управлением Симонова

В виде своеобразного протеста против «серых будней» реаль-ной жизни, в поисках воображаемой идиллии и красоты поэты-романтики создали в своих произведениях прекрасный феерический мир. Этот мир романтической мечты впервые получил музыкаль-ное воплощение в «Обероне» Вебера. Композитор придал ему иг-ривое, скерцозное освещение.
Музыка оперы словно проникнута волшебным светом. Картины природы (воздушные танцы эльфов при лунном свете, русалки, выплывающие из сверкающего океана, полеты духов воздуха, воды и земли) переданы искрящимися, тончайшими по своим оттенкам красками оркестра. С особой виртуозностью и выразительностью использованы валторна и деревянные духовые инструменты (клар-нет, флейты).
Богатство оркестровой и гармонической палитры сочетается в «Обероне» с предельной простотой музыкальных форм. Яркая ме-лодичность народно-бытового склада и танцевальные ритмы про-низывают многие номера этой оперы.

Великолепная увертюра «Оберона», полностью построенная на темах из оперы.



По блеску, тонкости, богатству красок эта увертюра выделяет-ся среди всей современной симфонической музыки. Многие компо-зиторы-романтики следовали по пути, проложенному Вебером; Мендельсон в увертюре и скерцо из «Сна в летнюю ночь», Бер-лиоз в скерцо «Феи Маб», Шуман в сцене Ариеля из «Фауста».

Новым в «Обероне» оказался и экзотический колорит традици-онно комедийных «восточных» сцен. В их музыке Вебер использо-вал подлинный ориентальный мотив, записанный одним из путе-шественников по Востоку.

Интересные факты

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу "Сила любви и вина". Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре непостижимым образом шкаф с содержимым сгорел . Следует отметить, что кроме шкафа, ничего не пострадало. Вебер воспринял это, как "знак свыше" и решил отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако
, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Опера была впервые поставлена в 1800. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и "знаки свыше".

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: "Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини... волю венцев"

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Он пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, Вебер решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гр авировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом. Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:

Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него...

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и много птиц окружали семейство музыканта. Любимцем был большой индийский ворон - каждое утро он важно говорил композитору: "Добрый вечер".
Однажды Каролина сделала поистине чудесный подарок мужу. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника - поздравлять!.. Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером...
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов... Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:

Добрый вечер!

Жаль, что Россини этого не видел...

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов - Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел... сам Вебер. Он был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из четверых детей были названы именами отца: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.



5 июня 1826 года

Творчество Карла Вебера

Сочинения





Фортепианные произведения

Оперы


(англ.)

Музыка Вебера в фильмах:

«45 лет» (2015);
«Мистер Робот» (2015);
«1+1» (2011);
«Подпольная империя» (2010);
«Экспорт Рэймонда» (2010);
«Скины» (2008);
«План игры» (2007);

«Звездный статус» (2000);

«Приемной» (1997);
«Ядовитый плющ 2» (1996);
«Волшебный стрелок» (1994);
«Второй экран» (1993);
«Рыжая белка» (1993);
«Финал» (1990);
«Белый дворец» (1990);
«Счастливые времена» (1952).

Семья Карла Вебера


Сын - Макс, инженер.

05.06.1826

Карл Вебер
Carl Maria von Weber

Немецкий Композитор

Основоположник немецкой оперы

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в городе Эйтин, Германия. Его родители, мать-певица и отец-оперный капельмейстер, работали в странствующей драматической труппе и с детства приобщили сына к музыкально-театральному искусству. Карл учился игре на фортепиано, пению и композиции у известных специалистов. Уже к пятнадцати годам написал ряд успешных фортепьянных пьес, песен, мессы и три зингшпиля.

Один из многих учителей Вебера, знаток музыкального фольклора аббат Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803 году в Вене, сыграл особенно важную роль в его образовании. При его содействии Карл получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В последующие годы, служа при дворах в Карлсруэ и Штутгарте, Вебер пишет ряд сочинений: оперы «Рюбецаль» и «Сильвана», музыку к пьесе Шиллера «Турандот», две симфонии, концерт для скрипки, ряд песен с сопровождением гитары. Работал и как дирижер оперных театров.

В 1810 году Вебер совершил успешные гастроли в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. С 1811 по 1813 год проживал большей частью в городе Дармштадт, где общался с молодыми музыкантами и писателями, посещал Иоганна Гете в Веймаре. Тогда же задумал автобиографический роман «Странствования музыканта», который так и не был закончен.

До 1816 года Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем до конца жизни являлся дирижером немецкой оперы в Дрездене. Как музыкальный критик, Карл выступал за национально-самобытный немецкий музыкальный театр. Под его управлением осуществлены две постановки оперы «Фиделио» Бетховена. Национальный подъем и протест против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера «Лира и меч», пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Это опера «Волшебный стрелок», «Эврианта». История, рассказанная в опере «Волшебный стрелок», восходит к фольклорной истории о том, как человек продал дьяволу свою душу за волшебную пыль, которая помогла ему одержать победу в соревновании стрелков. А наградой стала женитьба на прекрасной даме, в которую оказался влюблен герой.

Впервые в опере воплощено то, что близко и знакомо сердцу немца. Вебер изобразил простую деревенскую жизнь с сентиментальной наивностью и грубым юмором. Завораживал и лес, скрывающий под нежной улыбкой потусторонний ужас, и герои, начиная от деревенских девушек и развеселых охотников, заканчивая доблестными и справедливыми князьями. Этот причудливый сюжет слился с прекрасной музыкой, и все это стало зеркалом, отражающим каждого немца.

В этом произведении Вебер не только освободил немецкую оперу от итальянского и французского влияния, но и сумел заложить основы ведущей оперной формы всего XIX века. Премьера состоялась 18 июня 1821 года и имела головокружительный успех у зрителей, а Вебер стал настоящим национальным героем. Позднее опера признана величайшим творением национального немецкого романтического театра. Композитор, взяв за основу жанр зингшпиля, использовал широкие музыкально формы, которые позволили насытить произведение драматизмом и психологизмом.

Большое место в опере занимают развернутые музыкальные портреты героев и бытовые сцены, связанные с народной немецкой песенностью. Очень ярко были выражены музыкальные пейзажи и фантастические эпизоды благодаря богатству оркестра, созданного Вебером.

Творчество Вебера имело важное значение не только для вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, выступал в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. Его музыка оказала влияние на многих композиторов: Роберта Шумана и Фредерика Шопена, Ференца Листа и Гектора Берлиоза, Михаила Глинку и Петра Чайковского.

Последним произведением композитора стала опера «Оберон», для представления которой Карл Вебер отправился в Лондон, уже будучи больным туберкулезом, и умер 5 июня 1826 года после премьеры в доме дирижера Джорджа Смарта. Похоронен в Дрездене.

Творчество Карла Вебера

Сочинения

«Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
«Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
«Webergedenkbuch» Кохута (1887);
«Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
«Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).

Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse»).

Фортепианные произведения

Вариации «Шене Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»

Оперы

«Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 - сохранились отдельные фрагменты
«Петер Шмолль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802 (англ.) русск. и (866) Фатме (англ.) русск. , открытые в 1917 году.

Все эти астероиды открыты немецким астрономом Максом Вольфом

1861 - Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.

Музыка Вебера в фильмах:

«45 лет» (2015);
«Мистер Робот» (2015);
«1+1» (2011);
«Подпольная империя» (2010);
«Экспорт Рэймонда» (2010);
«Скины» (2008);
«План игры» (2007);
«Дневники Вацлава Нижинского» (2001);
«Звездный статус» (2000);
Мульфильм «Губка Боб квадратные штаны» (1999);
«Приемной» (1997);
«Ядовитый плющ 2» (1996);
«Волшебный стрелок» (1994);
«Второй экран» (1993);
«Рыжая белка» (1993);
«Финал» (1990);
«Белый дворец» (1990);
«Счастливые времена» (1952).

Семья Карла Вебера

Отец - Франц Вебер, отличавшийся большой любовью к музыке. Служил антрепренером в странствующей драматической труппе.

Жена - Мария Каролайн фон Вильденбрух.
Сын - Макс, инженер.

Констанции, с детства обучался музыке. Он оставил свой след как пианист, а затем как музыкальный руководитель театров Праги и Дрездена.

Все лучшее, жизнеспособное, демократическое в романтизме (эстетические идеи, новые стилистические особенности литературных и музыкальных произведений) получило свое оригинальное претворение в творчестве Вебера.

В качестве композитора он особенно известен как автор первой значительной немецкой романтической оперы «Вольный стрелок».

Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.

Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой - профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства. В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи

Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.

В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798-1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).

В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира - первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:

  • шесть вариаций на оригинальную тему
  • двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
  • большая юношеская месса Es-dur
  • несколько песен для голоса с фортепиано
  • шуточные каноны для трех голосов
  • опера «Сила любви и вина» (1798)
  • незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
  • зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна

Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804-1816) в жизни и творчестве композитора.

Театр в жизни молодого композитора

Это был один из важнейших периодов в эволюции Вебера, когда складывались его мировоззрение и эстетические взгляды, а композиторское дарование вступало в пору яркого расцвета. Работая с труппами оперных театров Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности

Работая с труппами оперных театров в Бреславле, Праге, Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности и талант организатора музыкально-театрального дела. Уже в Бреславле, в самом начале своей дирижерской деятельности Вебер установил новый порядок размещения музыкантов в оперном оркестре - по группам инструментов. Вебер предвосхитил принцип размещения инструментов в оркестре, который станет характерным для всего XIX и в известной мере и для XX века.

Смело и принципиально осуществлял восемнадцатилетний дирижер свои нововведения, вопреки упорному подчас сопротивлению певцов и музыкантов, придерживавшихся старых традиций, сложившихся в провинциальных немецких театрах.

К 1807-1810 годам относится начало литературной и музыкально-критической деятельности Вебера. Он пишет статьи, рецензии на спектакли, на музыкальные произведения, аннотации к своим сочинениям, начинает роман «Жизнь музыканта» (1809).

В произведениях, появившихся в течение первого периода самостоятельной творческой жизни Вебера (1804-1816), постепенно выявляются черты будущего зрелого стиля композитора. В этот период творчества наиболее значительные в художественном отношении произведения Вебера связаны с музыкально-драматическим жанром:

  • романтическая опера «Сильвана» (1810)
  • зингшпиль «Абу Гасан» (1811)
  • две кантаты и две симфонии (1807)
  • ряд увертюр и множество инструментальных произведений в других жанрах
  • много отдельных арий, песен, хоров, среди которых выделяется цикл героических песен «Лира и меч» на слова Теодора Кёрнера (1814, ор. 41-43)

Таким образом, когда в начале 1817 года Вебер занял должность капельмейстера «Немецкой оперы» в Дрездене, он уже был полностью подготовлен к борьбе за утверждение немецкого национального музыкально-драматического искусства. В том же году он женился на одной из своих бывших певиц, Кэролайн Брандт.

Последний, дрезденский период жизни Вебера

Последний, дрезденский период жизни Вебера (1817-1826)-это вершина в творчестве композитора. Интенсивный характер приняла здесь его организаторская и дирижерская деятельность. Полуторавековые традиции существования в Дрездене итальянского оперного театра, активное противодействие дирижера итальянской оперной труппы Ф. Морлакки, сопротивление придворных кругов - все это осложняло труд Вебера. Несмотря на это, в необычайно короткий срок Вебер сумел не только собрать немецкую оперную труппу, но и поставить силами нового (а во многом - профессионально недостаточно подготовленного) коллектива ряд превосходных спектаклей («Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Фиделио» , «Иессонда» Шпора и многие другие).


В этот период деятельности Вебера им были написаны и поставлены лучшие произведения. Среди них первое место занимает опера «Вольный стрелок».

История, уходящая корнями в фольклор, о человеке, продавшем душу дьяволу за несколько волшебных пуль, что позволили ему выиграть соревнование стрелков, а с ним и руку прекрасной дамы, которую он любил. Опера впервые представила все, что было знакомо и мило сердцу каждого немца. Простая деревенская жизнь с ее грубым юмором и сентиментальной наивностью. Окружающий лес, нежная улыбка которого скрывает сверхъестественный ужас. А прежде всего - персонажей: от веселых охотников и деревенских девушек к простому, доблестному герою и князю, который правил над ними.
Опера “Вольный стрелок” сделала Вебера национальным героем

Все это срасталось с мелодичной, восхитительной музыкой и превращалось в зеркало, в котором каждый немец мог найти свое отражение. С помощью «Вольного стрелка» Вебер не только смог освободить немецкую оперу от французского и итальянского влияния, но и заложил основы одной из главных форм оперы 19-го века. Блистательная победа триумфальной премьеры гениального «Вольного стрелка» (18 июня 1821 года в Берлине) ознаменовала крупные достижения Вебера на избранном пути, сделав его национальным героем.

Далее Вебер приступил к созданию комической оперы «Трое Пинто», оставшейся незавершенной. Работа над новой оперой была прервана сочинением музыки к пьесе П.А. Вольфа «Прециоза» (1820), в 1823 году появилась написанная для Вены первая большая героико-романтическая опера «Эврианта». Она была амбициозным проектом и большим достижением, но провалилась из-за неудачного либретто.

В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил поставленный в Лондоне сказочный «Оберон». Мотивом создания этой оперы было желание обеспечить семью, чтобы после его смерти (которая, он знал это, была не за горами) они могли продолжать безбедное существование.
В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил сказочный «Оберон»

В форме «Оберона» было мало чего от стиля Вебера, структура была тяжеловесной для композитора, выступавшего за слияние театральных искусств с оперой. Но именно эту оперу он наполнил самой изысканной музыкой. Не смотря на стремительно уходящее здоровье, Вебер отправился на премьеру своего произведения. «Оберон» получил признание, композитора чествовали, но он едва мог ходить. Незадолго до запланированного возвращения в Германию, 5 июня, его нашли мертвым в своей комнате. Оперный реформатор К. Вебер