Картины художников для детей. Как знакомить детей с живописью? Картины, которые нужно показать ребенку. Книги о художниках и картинах для самых маленьких

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками - как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей - это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей - «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов - поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. - решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно - «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными - сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы - понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет - известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности - детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес - молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Идеи о картинах, которые можно показать детям и подросткам, можно почерпнуть из этого видео о самых известных картинах в мире:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На них смотрят как на недотеп и неудачников. А что если этот малыш сейчас, отказавшись от игр, проявит невероятное мужество и силу духа?

В момент, когда взрослые теряют контроль над ситуацией - только ребенок может найти выход из неразрешимого положения. Детское сознание не заковано в стереотипы, ребенок скорее подумает о спасении мира, чем взрослый! И пусть они боятся, сомневаются и не могут сделать правильный выбор, когда вокруг одна ложь, но чистое детское сознание, идеалистическое и начисто лишенное взрослого эгоистического прагматизма, всегда поможет найти выход. Именно о них книги нашей серии «Сказки странных детей».

Купить ЛАБИРИНТ OZON

Сказки, стихи, песенки в рисунках Булатова и Васильева


Эрик Булатов и Олег Васильев по окончании знаменитого Суриковского института поначалу тоже в основном занимались живописью. Мало того - впоследствии они прославились на весь мир, и лучшие музеи почитали за честь приобрести их картины. Но это - во «взрослом» мире. А для детей не менее популярными и любимыми были книжки, оформленные этими же художниками. На них, как принято говорить, выросло уже не одно поколение читателей нашей страны, и не только нашей - книги многократно переиздавались на иностранных языках.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи. Сказки в рисунках Васнецова


Васнецов создал свой собственный сказочный мир. Те, кто видят его рисунки впервые, порой воспринимают их как нечто вполне обыкновенное: вот, мол, один из многих художников в народном стиле - а таких после него в самом деле появилось немало. Но вряд ли кто может сравниться с ним по удивительному сочетанию декоративности и пластики, лёгкости и насыщенности, драматичности и юмора, детской непосредственности и мудрой глубины. Неповторимые образы Васнецова узнаваемы и любимы - как детьми, с которыми он говорит на равных, ни капли не заигрывая и не сюсюкая, так и взрослыми, которым он помогает обратиться к лучшему, что обязательно должно с детства сохраниться в их душах. Может быть, не случайно даже в самой фамилии художника слышны отзвуки весны и солнца. И глядя на его рисунки, мы учимся смотреть на мир такими же широко распахнутыми глазами, какими смотрел на него Юрий Васнецов.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Весёлые сказки в рисунках Каневского


Если бы существовал титул «Самый весёлый художник», то Аминадав Каневский, без сомнения, был бы первым кандидатом на это звание. Не только потому, что он иллюстрировал в основном детские книги, из классики - Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, к тому же всю жизнь рисовал карикатуры для журналов. Просто его взгляд на мир был таким: в жизни больше весёлого, чем грустного, и смешного, чем страшного. И этим мудрым знанием он, как никто, умел делиться с другими - в первую очередь с детьми. Художник прекрасно понимал, насколько важно воспитать в человеке умение с юмором относиться к тому, что огорчает, без злобы воспринимать то, что раздражает, а главное - стараться понять самого себя, не боясь, когда надо, посмеяться над самим собой. Ведь смех, как известно, - это проявление радости познания.




Сказки. Стихи в рисунках Елисеева


Анатолий Михайлович Елисеев рисует всегда с видимым аппетитом, с нескрываемой радостью, что делает книги, нарисованные им, очень же­ланными на детском книжном столике.

Взрослые тоже любят его рисунки, с большим интересом рассматривая его бесконечно остроумные выдумки, забавные придумки, которые в изо­билии сопровождают основную тему в любой его иллюстрации.




Сказки в рисунках Рачёва


Вспоминая Евгения Михайловича Рачёва часто говорят - «художник русских народных сказок», забывая, что среди его работ были иллюстрации к самым разным сказкам - башкирским, белорусским, болгарским, русским, словацким, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октава Панку Яшь «Всё в лесу хорошо, только портные плохие» и многие другие.

Кроме того, он замечательно иллюстрировал книги о природе и животных, а также многочисленные басни и сатирические сказки. И везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачёвскими» зверями.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи и сказки с иллюстрациями
Олега Зотова


Олег Зотов – признанный классик отечественной детской иллюстрации. В книгу «Стихи и сказки в рисунках О.Зотова» вошли лучшие его работы: «Сказки» А.С.Пушкина (приз «Золотое яблоко» на Международной выставке в Братиславе в 1981 г.), «Бородино» М.Ю. Лермонтова, сказки К.И.Чуковского и стихи С.Я.Маршака и Э.Н.Успенского, сказка Х.К.Андерсена «Соловей» и русские песенки-потешки. Книга станет украшением детской домашней библиотеки и будет сопровождать ребёнка долгие годы.




Купить ЛАБИРИНТ АСТ

Стихи и сказки в рисунках Лебедева


В книге «Сказки и стихи в рисунках В. Лебедева» собраны произведения для детей с выдающимися рисунками Владимира Васильевича Лебедева (1891–1967) – живописца, признанного мастера плаката, основателя ленинградской школы книжной графики и собственной «лебедевской школы».

Сказка «Слонёнок» Р. Киплинга в переводе К. Чуковского с иллюстрациями мастера впервые вышла в свет в 1922 году, цикл стихотворений С. Я. Маршака «Разноцветная книга» в 1947 году, сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» в 1948 году. Книга представляет рисунки и к другим произведениям С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, С. Михалкова.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Владимир Сутеев «Сказки»


В книге собраны сказки классика детской литературы, одного из основателей отечественной мультипликации, художника детской книги Владимира Григорьевича Сутеева (1903-1993) из знаменитой книги «Сказки и картинки». Это любимые детьми разных поколений сказки и сказки-мультфильмы – «Кто сказал «мяу»?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Кот-рыболов», «Разные колёса» и другие. Сказочник В. Сутеев прославился тем, что придумывал для детей изумительные сказочные истории для самых маленьких и сам рисовал к ним картинки. Кроме того, за свою жизнь он успел поработать сценаристом, режиссёром и художником-постановщиком. Поэтому герои его сказок такие яркие, динамичные и запоминающиеся. Для детей до 3-х лет.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Веселые истории в рисунках дяди Коли Воронцова


Книга с рисунками дяди Коли Воронцова – это всегда подарок и детям, и взрослым. Тут есть что рассмотреть, есть над чем посмеяться. Оригинальные, «самостоятельные», т.е. дополняющие текст иллюстрации делают издание необыкновенно содержательным и нарядным, а классические произведения К.Чуковского «Царь Пузан» и «Вредные советы» Г.Остера позволяют отнести его к классике детской литературы. В книгу входят несколько историй Н.Воронцова про кота Помпона.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Добрые сказки в рисунках Савченко


В нашей книге мы представляем творчество замечательного художника А. М. Савченко – одного из лучших известных художников-мультипликаторов и художников детской книги. Маленькие читатели всегда выберут книжку с картинками А. Савченко, потому что сразу узнают героев своих любимых мультфильмов – «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Дереза», «Как Ослик счастье искал»… Иллюстрации любимого художника малышей такие же добрые и тёплые, каким был в жизни и сам художник.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Хорошие стихи и сказки в рисунках Чижикова


Рисунки, выполненные замечательным художником Виктором Чижиковым, уже давно стали классикой российской иллюстрации. Даже не зная имени художника, юные читатели навсегда запоминают его особенный стиль и безошибочно узнают его. В нашей книге собраны лучшие из произведений, иллюстрированных художником В. Чижиковым: «Три поросёнка» С.Михалкова, «Муравьиный фонарщик» Ю.Кушака, «Сказки» Е. Пермяка, «Игрушки» А. Барто и многие другие.




Сказки в рисунках Устинова


Николай Устинов – настоящий классик. Отточенный годами изобразительный язык, присущий только ему, прекрасное рисовальное мастерство, помноженное на великолепную технику, потрясающие знания в области материальной культуры, истории, литературы и многое-многое другое делают его неповторимым творцом детской книги.

В этой книжке собраны проиллюстрированные им сказки, причём не только русские. Везде с чрезвычайной достоверностью воссозданы костюмы и быт европейских стран. Но будь это братья Гримм или Шарль Перро - кое-где всё равно угадывается переславский пейзаж. Это его мир - мир Коли Устинова, который он любит сам и любви к которому учит всех нас.




Подпишитесь на новости

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.
Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.
Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.
Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери.
История до XVIII века во многом была безличной. Путь человеку задавался изначально при рождении, и отклонений практически не было. Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности. И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» - портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного.
Во второй половине XVIII века происходит открытие детства, детского тела, манер, речи - в жизни, в литературе, в искусстве. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Ребенок становится более значительным лицом. Он не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание.
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.
В первой половине XIX века наступает «золотой век» русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека становится более сложным, многообразным. Художники этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии. Это время живописцев, посвятивших немало полотен образам детей, их чувствам, переживаниям. Они писали не просто детские образы, но характеры и эмоциональные состояния. Великие русские живописцы передавали мир детства с неповторимой самобытностью и чувственностью.
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно-историческим содержанием. Это было время, ознаменованное тремя революциями, последняя из которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в истории России и в истории всего человечества. В русской живописи формируется новое течение, получившее название «социалистический реализм». Его представителями, писавшими образы детей, были Ф.П. Решетников, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин и другие.

Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

Очень хорошая также серия книг «

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше