Кашубы. забытая родня. Польские Кашубы. Обломки скал и слезы моря Город кашубы в польше

Кашубы живут на Балтике, в районе Гданьска. Территориальные границы их расселения очерчены на востоке – Вислой, на западе – устьем реки Пясницы, на юге – рекой Брдой, на севере – Хелем и Балтийским морем. Относительно того, сколько всего в Польше живёт кашубов, данные расходятся. По разным источникам, представителей этой народности – от 5000 до 800 000. Столицей кашубов является Гданьск, а гербом – изображение грифа на золотом фоне. День единения кашубов отмечается 19 марта.

Народный костюм кашубов

Мужчины на белую расшитую рубаху надевают жилет – так называемый «ливк», а также тёмно-синий кафтан или тёмно-коричневую сермягу. Кафтан переходил от сына к отцу, так его цена была очень велика.
Женщины носили шерстяные широкие юбки в складку ниже колен. Чаще всего они были синего, зелёного, вишнёвого или жёлтого цвета. К этому они надевали белые рубахи с широкими рукавами, украшенные выше локтя и на манжетах традиционным кашубским узором. На рубашку надевался жилет, расшитый серебряными или золотыми нитками. Он был сшит из аксамита (плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат) в цвет юбки или чёрный. Поверх юбки надевался передник, расшитый внизу.

Язык кашубов

Кашубский язык долгое время вызывал споры. В течение многих лет не могли решить, является ли он диалектом польского или отдельным языком. В конце концов кашубский был признан самостоятельным языком – более того, получил статус единственного в Польше регионального языка. Сегодня он прежде всего он используется для повседневного общения, а также преподаётся в школах как дополнительный язык – его учат около 6 тысяч учеников. С 2005 года существует возможность сдачи экзамена на кашубском языке.
Кашубский язык принадлежит к числу славянских. Он относится к лехитской группе и издавна развивался под влиянием поморских диалектов. Сейчас существует большое количество словарей кашубского языка, также издаётся достаточно много литературы на нём, выходят в эфир теле- и радоипередачи.
Более того, существует большое количество диалектов кашубского языка. Их численность доходит до 76!

Народное искусство

До начала 20 века развивалось искусство изготовления изделий из янтаря. Тот факт, что искусство это прекратило своё развитие, связан прежде всего с тем, что запасы янтаря стали заканчиваться.
В связи с большими запасами глины в регионе хорошо развито искусство керамики. Только в Косцежском повяте было 18 гончарных и 4 печных производства! В Хмельно их действовало несколько десятков – однако в настоящее время их осталось всего два. Одним из них является мастерская Нецлув, которая не только продаёт готовые изделия, но и предлагает своим гостям практические занятия. Там создали семь собственных узоров, которые уже почти 100 лет размещаются на глиняных изделиях этой мастерсокй.
Издавна кашубы занимались также росписью стекла. Среди рисунков доминирует религиозная тематика. Образы святых местные художники перерисовывали с гравюр, которые подкладывали под стекло. Коллекцию таких работ сегодня можно увидеть в Кашубском музее имени Франциска Тредера в городе Картузы.
Кашубская вышивка же дожила до наших дней отчасти благодаря стараниям Теодоры и Изыдоры Гульковских, которые в начале 20 века создали мастерские для местных женщин, где те занимались вышивкой. Образцы для вышивки брались со старых предметов одежды. А основными цветами были три оттенка синего, красный, жёлтый, зелёный и чёрный.

Праздники и традиции у кашубов

Под Рождество по деревням ходят ряженые: баран, аист, коза, дьявол, медведь, смерть, жид и музыкант. О своём прибытии они сообщали звоном колокольчика. Кстати подарки детям приносит не святой Николай, а «звездарь», одетый в тулуп, вывернутый на изнанку.
Перед новым годом ходили по домам и желали хозяевам всего самого лучшего. Позднее к этому добавились песни и танцы. Во многих деревнях этот обряд дожил до наших дней.
Одной из самых ярких традиций кашубов является употребление табака. Издавна в каждой карчме можно было купить какой-либо вид табака – жёлтый (самый мягкий), коричневый или красный (самый сильный). Его хранят в табакерках, сделанных из коровьих рогов. Исключительно благодаря любви кашубов к табаку в регионе до сих пор остались предприятия, которые занимаются изготовлением изделий из рогов – прежде всего, конечно, сейчас они делают табакерки.

Кашубская кухня

Основами кашубской кухни являются картофель, овощи, а также рыба и молоко – в больших количествах.
Наиболее известными блюдами являются:
Plińce – картофельные оладьи.
Zylc ze śledzia – сельдь в заливке.
Szmurowany pomuchel – дорш, запечённый в беконе.
Ferkase – варёное куриное мясо с рисом и кисло-сладким белым соусом (из муки, масла, изюма, сахара, сливок, желтков и лимонного сока), которое подаётся на праздники
Brzadowa zupa –суп из сушёных груш, яблок и слив с клёцками – подаётся в сочельник.

Фото с сайтов: na-kaszuby.pl, podroze.gazeta.pl, а также из книги «Nasza Polska. Regiony I tradycje ludowe»

Хочу рассказать о Кашубах. До приезда в Гданьск, не слышала о кашубском народе. Но имела случай познакомиться с кашубкой, с пани Бернадетой.

В её честь и в воспоминание о ней, я хочу рассказать, кто такие кашубы.

История Кашубов (Померанских)

Древнее славянское племя Кашубы — коренное население Померании (южное побережье Балтийского моря) — в средние века они жили в области между Одером на западе и Вислой на востоке. А северная граница их области всегда была на Балтийском море, южная граница представляла собой болота Notecią и недоступные леса.

К востоку от Пруссии, кашубы Kaszubi жили бок о бок со славянами полабскими Połabskimi (на западе), с полянами Polanе (на юге). В течение столетий они подвергались разным влияниям (особенно немецким). Многие из них были германизированы или ассимилировали с частью польской нации. Многие знаменитые прусские и немецкие военные имели кашубское происхождение, но не чувствовали связи с родной культурой — претерпели полный разрыв в следующем поколении.

Сегодня кашубы живут в компактной области, расположенной в округах Bytów, Chojnice, Kartuski, Kościerski, Puck и Вейхерова. Кроме того, они являются наиболее многочисленной этнической группой (не менее 1/3 населения) в районах Człuchówski, Гданьск, Lębork, Слупск, Сопот и Гдыня.

Сегодня кашубы являются этнической группой польской нации. Подавляющее большинство кашубов имеет двойную идентификацию — национальную и этническую, польско-кашубскую.

В переписи 2002 года Кашубами объявили себя 52665 человек. Из них — 5062 граждан Польши объявили о своём кашубском гражданстве. Это ок. 1% от Кашубского сообщества. Республика Польша не признаёт декларацию связывания (как в случае с Силезией), следовательно, кашубов нет в официальном списке национальных меньшинств, составленном Министерством внутренних дел.

В 2011 году, во время переписи, о своей кашубской национальности объявили 228 000 человек. Из них — 16 000 человек объявили её в качестве единственного гражданства; 1000 объявили как первое, а 211 000 как второе гражданство.

Учёные не пришли к единому мнению относительно происхождения названия «Kaszubi»

  • Некоторые говорят, Кашуб (территория) szuba («kascheba» овчина) — от длинной одежды, которую насили
  • Другие полагают, что слово «Kaszubi», «Kaszuby» происходит от «Cassubia» — болото (от водно-болотных угодий)

Верно лишь то, что у славян во время Великого переселения народов (V-VII) появляется имя Kaszub. Оно столь же архаичное, как имена других славянских племён: Lucicy , Veleti и Obotrites.

Головоломка для историков, почему это имя в письменных источниках появилось только в тринадцатом веке, когда оно было уже известено в мире Поморском, Польском, а также в далёкой Руси и Риме.

В документе папы Григория IX, упоминается герцог Западно-Поморский Барним I, Dux Slavorum и Cassubiae, принц славянский и кашубский. Титулизация появилась только в следующем столетии, во время правления Барнима III (1320-1368), который был Dux Cassuborum.

Интересно, что в средние века, землями Kaszuba назывались земли западной части Померании, а не Гданьского Поморья, где ныне проживает основное население кашубского народа.

Из кашубской истории

X век. Проходящие между нижним Одером и нижней Вислой земли кашубов (шпицы) были расширены до границ Западной Померании, они прижимали саксов (Германия). С юга росла мощь государства Пястов, а на севере шла линейка скандинавов.

Свою власть племенам Поморским, вероятно, удалось навязать князю Полян, Мешко, который укрепил свой авторитет среди кашубов за счёт строительства новых городов.

Эту работу продолжал Болеслав Храбрый, под предлогом продвижения христианства.

Миссия прибыла в 997. в Гданьск, в сопровождении 30 воинов Пяст и епископа Пражского Адальберта, который крестил многих людей в городе. Болеслав Храбрый основал в Колобжеге епископство.

Это продолжалось недолго, потому что при первой же возможности Кашубы Померанские сбросили превосходство польского князя.

Последовательные Пясты (Piastowie — Казимир Восстановитель, Болеслав Смелый, Герман Władysław) пытались в кровопролитных боях восстановить власть над Померанией. Только Болеславу Krzywoustemu, в 1116 году, завоеваниями удалось покорить Померанию — при поддержке епископа Отто Бамберга, он возобновил христианизацию.

Передняя Померания стала польским феодом в царствование Warcisław I — родоначальника династии Гриффин. После смерти Krzywoustego Вест-поморские князья быстро избавились от суверенитета Пястов.

В последующие десятилетия, Померания расширилась до Саксонии, Бранденбурга и датских языков. В 1180. Duke Богуслав заплатил дань императору Фридриху Барбаросса, и земля стала частью Священной Римской империи.

С тринадцатого века, с появлением новых городов и посёлков, росло влияние немецкого населения, которое доминировало над коренным населением славянским.

Судьба Гданьского Поморья

В Гданьском Поморье свою Власть держали Пясты. Piastowie осуществляли управление через губернаторов. Первым губернатором, который известен из исторических источников, был Sobiesław. Он считается прародителем династии Sobiesławowiców, правящей в Померании до конца тринадцатого века.

Наиболее известным представителем этого семейства стал Swietopelk II (Святополк, в годы 1220-1266) . В традиции кашубской он занимает особое место — во время его правления княжество Wschodniopomorskie (восточнопоморское) переживает период своего наивысшего блеска.

В 1226 году Świętopełk бросил вызов Пястам, привёл страну к экономическому процветанию. Ему приписывают, среди прочего, вложения в Гданьск от доминиканцев и получение защиты от Папы. В Царствование этого князя шли многочисленные войны с соседями, в том числе с Тевтонским орденом. В конце своей жизни Swietopelk предоставляет городские права Гданьску по модели Любеке. Его сын и преемник, Mściwój II, угроза Бранденбургам, заключает договор в 1282 году В Кенпно, с герцогом Великопольши, чтобы выжить — смерть Świętopełka пытались использовать князья Barnim, Щецина и тевтонцы.

Бездетность Mściwoja II (он уиер в 1294), позволила Пржемыслу II воссоеденить Гданьскую Померанию и княжество Великопольское. Так что в следующем году прошла его коронация, как первого, после разрыва общины, польского короля. В наше время, Кашубские активисты из Кенпно приписывают символическое значение акту добровольного присоединения кашубов к единому польскому государству.

В 1308 Кастеллан Богуш Гданьский с согласия князя Владислава Короткого призвал рыцарей помочь бороться с вторжением Бранденбургов в Померанию. Тевтонцы фактически покорили землю. Польские правители были слишком слабы, чтобы вернуть утраченные территории, на которой они находились под властью Тевтонского ордена до Тринадцатилетней войны (1454-1466). Их правительства способствовали, однако, экономическому развитию региона Балтийского моря.

Период распада Западная Померания пережила на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков. Царствование Богуслава X Великого — дал период процветания. В 1478 году он объединил Западное Поморское герцогство, реформировал государство и Щецин (1491) сделал своей столицей. Во внешней политике он лавирует между польским Королевством (Jagiellonka женился на Анне, дочери Казимира) и Германской империей. На основе Brandemburgs. В 1521 году почтил память императора Карла V, с помощью которого князья рейха стали правителями Поморья.

В шестнадцатом веке, в княжествах западной части преобладало лютеранство. Следующий век был отмечен Тридцатилетней войной (1618-1648). В 1637 г., по смерти Богуслава XIV, закончилась династия Griffin , и княжество, по подписанию Вестфальского мира (1648), было разделена между Швецией и Бранденбургом.

Померания после Торна, Второй мир (1466), существует как Королевская Пруссия — была включена в состав Польского королевства. Этот регион пользуется высокой степенью автономии. До времени польско-шведских войн Королевской Пруссии принадлежали богатейшие земели Короны.

В истории кашубской особенный взлёт отмечен в царствование Яна III Собеского, который на самом деле сделал много хорошего для процветания района Puck. Адель Кашубская противостояла силам османской империи в осаде Вены, положив конец стремительной экспансии амбициозных османов.

В результате раздела польского (в 1772), вся кашубская территория оказалась в Королевстве Пруссии. Прусский государственный аппарат повлиял на онемечивание кашубского населения. Этот процесс прогрессировал быстрее в высших слоях общества. Король Фридрих II в 1769 году открыл школы курсантов в Слупске для молодых дворян. Кашубский путь военной карьеры был инструментом германизации.

В середине девятнадцатого века начал свою деятельность Флориан Ценова. Его называют отцом Кашубского регионализма. Врач и автор первой грамматики языка Кашубского, видя угрозу германизации, поставил перед собой цель, возродить в Kaszubach ценность родной культуры и построить чувство принадлежности к великой славянской семье. Он исходил из предположения, что на основе своего собственного языка и культуры, Kaszubi могут эффективно противостоять германизации. Ceynowa начал издавать книги на кашубском, в Западной Померании. Его работа способствовала росту интереса исследователей польских, русских и немецких — к Кашубскому региону.

Kulturkampf (борьба за культуру), началась в семидесятых годах девятнадцатого века. При Канцлере Отто фон Бисмарке, изменилось отношение до сих пор пассивного kaszubskiego населения к немецкому государству. Защита католицизма была связана с защитой польскости. Был распространён стереотип Кашуба (поляка) -katolika и немецко-евангелического населения. На Kaszubach формируются кружки, народные чтения и все виды социальных и культурных организаций, цель которых — противодействие экономическому и культурному господству немцев.

В начале двадцатого века. Горсть молодой Кашубской интеллигенции приступила к реализации мероприятий, направленных на стимулирование племенной гордости кашубов и их политико-общественного сознания.

Работа над позитивистской Kaszubach принесла свои плоды после Первой мировой войны. На мирную конференцию в Париж, кашубские активисты направляют своих представителей, с просьбой присоединиться к польской Померании. Только двум делегатам (Энтони Абрахам и Томаш Rogala) удалось попасть во Францию, где их поддерживает делегация кашубов Польской Республики. Эта экспедиция имела глубокие последствия для Померании.

Согласно Версальскому договору большая часть территории, населенная кашубами, была включена в польский раздел. Заявление Юзефа Галлера, сделанное 10 февраля 1920 года в Puck, это символическое открытие польского моря. Кашубы открыли Польской Республике доступ к морю — это «окно в мир». В восточную часть области, населенной Кашубами, однако, был включён вольный город Данциг и западная часть (в основном bytowszczyzna) в пределах Германии.

Интеграция Kaszub возрождающегося польского государства не происходит без проблем. Государственные органы с опаской подошли к коренному населению Померании, часто рассматривая его как часть национальной неопределённости. В межвоенный период в администрации в Kashuby переехали чиновники из других польских регионов, которые не знали местных специфических реалий. Не хватало понимания необходимости сохранения кашубского языка и культуры. Росли также экономические проблемы, в результате чего, в частности, произошла потеря рынков поморских фермеров в Гданьске, Рейнской области и Вестфалии. Тем не менее, для Республики Польша Кашубские области оставили положительный след: Гдыня, которая в 1920 году была только небольшим Кашубским селом, уже шесть лет спустя получила городские права и стала быстро развивающимся портом.

На протяжении всего межвоенного периода Померания имеет решающее значение на геополитической карте мира. С одной стороны, она дала Польше доступ к морю, и, таким образом, экономическую независимость, а с другой стороны — обособила Восточную Пруссию от остальной Германии.

Начало Второй мировой войны, и осень 1939 года стала трагическим периодом кашубской истории — нацисты проводили массовые казни активистов. Большинство людей (ок. 12 тыс.) прятались в Piaśnickim лесу около Вейхерова. Местом мученичества был концлагерь Штуттхофу. Его строительство уже началось 2 сентября 1939 г. К концу войны он уничтожил несколько тысяч человек из населения Померании.

9 октября 1939 г. Кашуба, в пределах района Гданьска-Западной Пруссии, были непосредственно включены в Третий рейх. В следующем году, нацисты составляют список немецкой национальности (фолькслист). В Померании вступление является обязательным. За отказ грозит концлагерь или переселение. Кашубов записывают в основном в группы III (Eingedeutsche) — они были вынуждены служить в вермахте. Германия, зная, что эти новобранцы при первой же возможности дезертируют, распределяла их в разных отделах, часто назначая им солдат опекунов. В случае дезертирства — по принципу коллективной ответственности — семью беглеца депортировали в концлагерь.

Готовых отказаться от мундира вермахта, однако, хватало. Уже в 1944 году дезертиры из немецкой армии составляли значительную часть II корпуса ген. Андерс. Правительство в Лондоне из страха геноцида померанского населения, получающего volkslisty, подписывает курту сопротивления о Kaszubach. В 1940 году была основана секретная военная организация «Гриффин Кашубский» (позже переименована в «Гриффин Поморский»).

Красноармейцы, захватившие Померанию в марте 1945 года, как правило, не отличают кашубов от немцев. От их посягательств гражданское население сильно пострадало — массовые изнасилования, грабежи, убийства.

Результаты Второй мировой войны коренным образом изменили этническую ситуацию в Померании. Немцы были выселены за Одер, а коммунистические власти очень настороженно относятся к кашубам, подозревая их в немецких симпатиях. К ним относились как к гражданам второго сорта. Это угнетение несколько снизилось после 1956 г. — была создана Кашубская Ассоциация (с 1964 года Кашубско-Поморская ассоциация), которая приняла ряд мер по поддержанию кашубов в их идентичности.

Возрождение кашубских культурных условий последовало после падения коммунистической эпохи. Сегодня кашубы сидят в местном самоуправлении на всех уровнях, имеют свои языковые программы на радио и телевидении, издают свои газеты, преподают кашубский язык в школах. В 2005 году Кашубский был юридически признан в качестве регионального языка в Польше.


На вопрос: кто живет в Польше? - мы, чаще всего, отвечаем: кто-кто... конечно же поляки!
И одновременно и правы - и неправы. При всей формальной мононациональности, Польша, как и Россия, является многонациональным государством. На протяжении сотен лет кроме поляков там живут немцы, белорусы, украинцы, словаки, литовцы, русские староверы, русины, цыгане, евреи, татары и другие народы.
С первых тысячелетий нашей эры южное побережье Балтийского моря от устья Вислы до устья Варны было заселено многочисленными славянскими племенами - ободритами, лютичами, ваграми, полабянами. Славянское племенное объединение, занявшее Поморье между Вислой и Одером, а позднее продвинувшееся и дальше на запад до Мекленбурга (древнего славянского Старогарда), называло себя велетами. Одним из племен этой общности и были кашубы - этот умопомрачительный маленький славянский народ, живущий ныне и промышлявший в далеком прошлом рыбной ловлей на южном побережье Балтийского моря.

Кашубский региональный женский костюм:


Интересно, что в новгородском диалекте есть характерные элементы сходства с западнославянскими языками. Их на примере живых севернорусских диалектов выявили русские лингвисты А. А. Шахматов, Д. К. Зеленин, Н. М. Петровский. Знаменитое новгородское «цоканье» («целовеце», «цудно») и некоторые другие особенности сближает этот говор с исчезнувшими западнославянскими языками, близкими кашубскому. Кроме того, дохристианские религиозные верования, предания, некоторые обычаи и географические названия также позволяют считать, что балтийское Поморье и новгородско-псковские земли в древности были тесно, можно сказать, по-родственному близко связаны между собой.


Впервые в письменных источниках термин «кашубы» появляется в документе папы Григория IX в 1238 году для латинского обозначения титула западнопоморского князя Святополка Великого (1217–1266) «dux Slavorum et Cassubia» - «Князь Славянский и Кашубский». А уже Барним III (1320-1368) титулуется как «dux Cassuborum» - «Князь Кашубский».
"Большая вода":


Религиозные песнопения:


Считается, что «кашубы» и «Кашубия» - это самоназвание народа и населяемой им территории. Соседние народы называли эту землю Арморика, Славия, Поморания, Поморье.
Кашубы-поморяне, как и все славяне побережья Балтики, стали участниками и объектом многовекового немецко-польского соперничества. В течение столетий этот народ был загадкой для соседей, не понимающих их языковой и культурной «особости» и пытавшихся поглотить и народ, и их землю.
Так живут кашубы сейчас:


Тот же дом, вид сзади. Надворные постройки:


Немцы двигались на восток, поляки – на север, к Балтийскому морю. Западная часть Поморья была довольно быстро покорена немецкими рыцарями, большая же часть Кашубии со времен Грюнвальдской битвы и до первого раздела Польши входила в состав Речи Посполитой, что затормозило процессы германизации на этой территории. Но и после поглощения польского Поморья Пруссией кашубы довольно успешно противостояли онемечиванию.
Кашубская деревенька:




По итогам Первой мировой войны Поморье было поделено между тремя субъектами международного права: Польшей, Германией и Свободным городом Данцигом (Гданьском). Таким образом, естественная столица Кашубии – Гданьск – оказался вне основного массива кашубского населения.
В межвоенной Польше к кашубам относились двояко: с одной стороны, признавали их поляками и были благодарны за то, что именно они стали основной причиной включения части Поморья в состав Польши, с другой – боялись возможных требований автономии, ограничивали доступ местных жителей к государственным должностям, отстраняли их от участия в земельной реформе.
Сарайчик для домашнего скота:


Во время Второй мировой немцы проводили «деполонизацию» Поморья. И это понятно: кашубская интеллигенция была тесно связана с Польшей, кашубы живо интересовались онемеченными славянами немецкого Поморья и острова Рюген. При столь сильно развитом чувстве национального самосознания надежда нацистских властей на естественную германизацию кашубов – по примеру Западного Поморья, ставшего частью Германии, - была ничтожной. Поэтому первый концентрационный лагерь в Польше - Stutthof - был создан в Поморье как раз для уничтожения кашубской интеллектуальной элиты и просто образованных людей.
Крестьянская конная повозка:


О непростых судьбах немцев, поляков и кашубов в эти страшные годы можно прочитать в романах лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса, кашуба по происхождению - и гордящегося этим.


После войны все стало еще сложнее: территория польского Поморья увеличилась. Однако начались перемещения населения, что изменило этнический состав этих земель. Немцев перемещали в Германию, украинцев с приграничных территорий в рамках операции «Висла» - в Поморье, поморян с Западного (немецкого) Поморья – в Гданьск, ну и поляков из внутренних районов Польши «на балтийские курорты» для укрепления единства народа и государства. О кашубской автономии не могло быть и речи.


В настоящее время кашубы живут в единой административной единице польского государства - Поморском воеводстве. По приблизительным оценкам, их численность составляет более полумиллиона. У кашубов есть свой флаг и герб:


В кашубском Поморье названия населенных пунктов и улиц городов указаны на двух языках – польском и кашубском, есть своя пресса, радио и телепрограмма.


На кашубском языке ведутся некоторые уроки в школах, организованы курсы кашубского в Гданьском
университете. Не так давно в 50 километрах от Гданьска возник центр кашубской культуры в Шимбарке – чудном месте с бескрайними лесисто-озерными пейзажами, своеобразной "польской Швейцарии".
Шимбарк:


Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традиций кашубов - Кашубско-Померанский союз (ZKP). Она и организует встречи, съезды, праздники, Дни Единения и т. д.




Из известных людей кашубского происхождения можно назвать нынешнего премьер-министра Польши Дональда Туска.


Стоит, наверное, заметить, что среди славянских народов только у русских и у кашубов в алфавитах есть буква Ё, что является еще одним маленьким свидетельством нашей общности, не так ли?..

Славянское племя, живущее на южном берегу Балтийского моря, на З. от низовьев р. Вислы, в пров. Зап. Пруссии и Померании. Вместе с незначительною горстью кабатков у Лебского озера и словинцев - у Гарденского, они представляют собою жалкие остатки некогда сильного племени балтийских славян, долгое время боровшегося с немецкою стихией. Племя частью вымерло, частью онемечилось. Только в болотистых, песчаных захолустьях еще кое-где, в хижинах крестьянских и рыбачьих, удержались представители этого племени, но и те с каждым годом все более и более принимают немецкую речь под влиянием церкви и школы.

Численность уцелевших Кашубов представляется крайне неопределенной; по данным славянских этнографов, она гораздо больше, чем по немецким. Одни причисляют к Кашубам только живущих в означенных выше пределах, другие - и тех уроженцев того же племени, которые почему-либо находятся в других землях. Наиболее крупную цифру дает Стефан Рамулт в своем словаре. Он считает в Зап. Пруссии и Померании до 170 т. К. (со включением в это число и незначительного количества кабатков и словинцев); кроме того, в германском войске и флоте служит около 2000 К., да в Саксонии, Бранденбурге, Прирейнских провинциях и в различных немецких землях, куда идут с Балтийского прибрежья на отхожие промыслы, работает не менее 10000 кашубов. Если к этому прибавить 60000 Кашубских эмигрантов, поселившихся в Южной Америке, то число их превысит 240000 человек. Все это население называется вообще кашубами (сами они это слово произносят кашеби, в ед. ч. кашеба).

По мнению Гильфердинга, они первоначально все носили имя словин и словинцев; теперь же это имя сохранилось только на западной окраине пространства, занятого померанскими славянами, в деревнях, отделенных от прочих кашубских поселений глубокими топями. Этому разобщению словинцы, вероятно, и обязаны сохранением древнего народного имени и многих старинных слов, которых не слышно в других местах. Имена кабатки и кашубы суть, очевидно, прозвища, заимствованные от одежды, которая могла в старину отличать жителей правого и левого берегов р. Лебы. К. распадаются на протестантов и католиков, причем среди католиков крепче держатся славянский характер и славянская речь.

Это объясняется тем, что К.-католики живут в так наз. Зап. Пруссии, которая входила до 1771 г. в состав польской Речи Посполитой. Даже по присоединении к Пруссии К. удержали здесь польский богослужебный яз. и ксендзов-поляков, которые, желая оградить свою паству от влияния протестантства, всеми силами старались противоборствовать напору немецкой народности. Наоборот, померанские К., принявшие протестантство, неизбежно должны были подчиниться господству немецких идей, немецкого образования, оба влияния - как польское, так и немецкое - действовали сильнее всего на "шляхту", которая с течением времени совершенно онемечилась или ополячилась. Последним убежищем народного яз. в земле К. часто является (католический) храм и кладбище. Иногда нигде во всем селе не видно ни одной надписи на славянском яз. - а могильные кресты и плиты украшены польским словом. В таких селах найдутся и молитвенники и другие богослужебные книги на польском яз., и на знаменах кружков и обществ виднеются польские надписи.

Язык Кашубов, имеющий много сходства с польским, в особенности там, где богослужение совершается на польском яз. или где оба племени приходят в соприкосновение, кое-чем значительно от него отличается. Прейс, чуть ли не первый заговоривший по-русски о К. ("Журн. Мин. нар. просв.", 1840), считает К. яз. "без сомнения принадлежащим к польскому яз."; Гильфердинг признает языки К. и польский двумя наречьями лехицкой (или ляшской) ветви слав. яз., как языки велико- и малорусский - наречиями русской ветви. Авг. Шлейхер (в своей "Laut- und Formenlehre der Polabischen Sprache") утверждает, что полабское наречие вместе с живущим еще кашубским составляет одно целое, рядом с которым стоит яз. польский в тесном смысле слова, так что оба происходят от одного общего коренного яз. Это мнение разделяется польск. ученым Л. Малиновским и Бодуэном де Куртене, а Ст. Рамулт стоит за самостоятельность К. яз., который он называет поморским и фонетические особенности которого указывает в предисловии к своему словарю.

Из чешских филологов Ю. Поливка держится того мнения, что кашубский яз. имеет особенности, отличающие его от яз. полабских славян, и вместе с тем целый ряд явлений, объяснимых лишь на основе старопольского яз. или польских диалектов ("Česky Lid", 1893, стр. 718), a Иoc. Зубатый признает большую родственность языков обоих племен - польского и кашубского. Сам народ свой язык называет кашубским или словинским (kaszebsko или slovinsko mova или szproka), а изредка и "польским"; но тогда языку поляков дают наименование поляцкого (polacko mova). Сходство К. яз. с польским в фонетике и этимологии возрастает в пределах Кашубской обл. в направлении от чисто немецких земель к чисто польским. Главное отличие наречий К. языка заключается в неодинаковом произношении звука л твердого (= польск. ł): словинцы произносят его как л среднее (= фр.-нем. l), а у К. и кабатков оно твердо и даже переходит в звук, почти равный звуку в или короткому у (похожему на тот звук, которым в малорусском яз. заменяется л в окончаниях слов и перед согласными, напр. биу, ходиу, воук).

Во всех других отношениях язык К. представляется единым целым. Вот некоторые из его главных признаков (по Гильфердингу). Носовые звуки (юсы) произносятся весьма явственно и имеют самые разнообразные оттенки (= аñ, eñ, oñ, uñ), a иногда теряют носовой призвук (переходят в а, о, u, ou). Ъ и Ь (= о и е беглому) совсем опускаются. Согласные d, t и r смягчаются в dz, с и rz, но не терпят после себя мягких гласных. G смягчается в z, а не в dz. Ударение в словах свободное и разнообразием не уступает русскому; случается иногда, что одно и то же слово употребляется то с одним, то с другим ударением, а в склонениях и спряжениях ударение часто перемещается для различия сходных форм. В некоторых местностях замечается стремление ставить ударение на первом слоге. Прилагательные и местоимения в род. п. имеют у словинцев и кабатков окончание ewo (вместо польского ego), у К. - eho, а чем ближе к польской границе, тем явственнее слышится даже ego. Спряжение изобилует архаизмами; полное развитие двойственного числа, несокращенные окончания повелительного наклонения. Из многочисленных германизмов, обезображивающих речь словинца и К., следует отметить форму прошедшего сложного времени: jo jem bivônii = ich bin gewesen, ja mom zaběto = ich habe vergessen и т. д.

Литература на кашубском языке более чем скромная. Ее составляют несколько не имеющих большого значения брошюрок врача Флориана-Цейновы, природного Кашуба, писавшего под псевдонимом Войкасена (Vojkasěn, т. е. сын Войтеха): "Zarěs do gramatikj kasźêbskoslovjnskie mové" (Познань, 1879) и мн. др. В сочинении покойного Гильфердинга "Остатки славян" приведен целый ряд народных рассказов и сказок. Грамматика кашубского языка составлена и издана Цейновой. Словари: Pabłocki, "Słownik Kaszubski" (Kulm, 1887); Biskupski, "Słownik Kaszubski porуwnawczy" (Варш., 1892); St. Ramułt, "Słownik języka pomorskiego czyli kaszubskiego" (Краков, 1893) - содержит данные этнографические, диалектологические и грамматические и послужил уже исходным пунктом для исследований в области К. языка.

История Кашубов есть повествование об их постепенном онемечивании (германизации). Историческое упоминание о Кашубах встречается еще до ХII в. Часть их издавна разделяла судьбу Померании и управлялась кастелянами и родоначальниками. Верховная власть над ними принадлежала до XIII в. полякам, а после этого времени они подчинились немецким императорам, одновременно с чем началась их германизация и закабаление народа. Эти выродившиеся князьки раздробили свои земли на мелкие части, за исключением Гданского (Данцигского) Поморья, оставшегося в руках Польши.

В известиях 1267 и 1291 гг. герцоги Барним I и сын его Богуслав называются "герцогами Славонскими и Кашубскими" (Dux Slavonum et Cassubie); короли прусские также именуются Herzog von Kaszuben, хотя в Кашубии никогда не было герцогства. Реформация проникла в зап. часть Поморья еще в 1534 г., а в вост. части удержалось католичество. В 1637 г. вымерли князья штетинские, и король польский Владислав VI соединил в своих руках все кашубские земли, но уже в 1657 г. уступил часть их в вассальное владение Бранденбургу, а при первом и втором разделах Польши и все остальные кашубские земли отошли к Пруссии. Еще тогда, когда они принадлежали Польше, здесь происходила усиленная немецкая колонизация, рядом с которой шла негласная германизация населения. Со времени присоединения всех кашубских земель к Пруссии эта германизация получила официальную санкцию; правительство прусское стало принимать решительные меры против славянской речи, действуя, главным образом, при помощи церкви (протестантской) и школы.

В 1811 г. польский язык в Лауенбургском (Люценбургском) округе был официально запрещен; запрещено приготовлять детей к конфирмации на польском языке. Позже были сделаны попытки изгнать славянский язык из католической школы, с заменой на уроках Закона Божия польского языка немецким; поводом к этому послужило в 1843 г. ходатайство областного сейма в Кенигсберге. Католическое духовенство, боясь, что вслед за немецким языком явится и протестантизм, обратилось за помощью к данцигскому пастору Мронговиусу, пользовавшемуся большим ученым авторитетом - и он выдал свидетельство в том, что кашубский язык, употребляемый в Западной Пруссии, есть только наречие литературного польского языка (Hochpolntsch), более к нему близкое, нежели баварское или саксонское наречие - к литературному немецкому языку (Hochdeutsch). На основании этого в 1846 г. разрешено было преподавать Закон Божий в кашубских областях на "родном языке" населения, а в 1852 г. последовало министерское разрешение преподавать "родной язык, как основание для изучения немецкого" (die Muttersprache, als Grundlage zur Erlernung des deutschen).

Литература, кроме указанных в тексте работ: Гильфердинг, "Остатки славян на южн. берегу Балтийского моря" ("Этнограф. сборник", V, СПб., 1862); Лавровский, "Этнографический очерк К." ("Филологические записки" Хованского, Воронеж, 1873, в. IV-V); Стрешлер, "Фонетика кашубского языка" (там же, 1873, III и 1874, I и V); Jelinek, "Zapomenutý kout slovanský" ("Светозор", Прага, 1893); Vallentin, "Beiträge zur Geschichte der Bevölkerung in Westpreussen" (Тюбинген, 1893); Nadmorski, "Ludność polska w Prusach zachodnich, jej razwój i rozsiedlenie w biezacem stuleciu" ("Pamietniki fizyjograficzny", т. IX, Варшава, 1889, IV).