Католические монашеские ордена. История монашеских орденов. Монашеские ордена

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

в католицизме объединения монахов, руководствующихся особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом были бенедиктинцы, далее цистерианцы, премонстранты. Во время крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордены тамплиеров, иоаннитов, тевтонов. В Восточной Европе был создан орден меченосцев. В начале XIII появились нищенствующие ордены францисканцев и доминиканцев. В 1534 г. Игнатием Лойолой был создан орден иезуитов, которые давали особый четвертый обет повиновения папе римскому.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Монашеские ордены

в католицизме объединение монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом был бенедиктинский. Устав ордена, написанный Бенедиктом Нурсийским, использовался в дальнейшем в качестве образца многими другими м.о. Бенедиктинский орден был наиболее массовым из м.о. Раннего Средневековья. В X-XI вв. в ходе Клюнийского движения часть реформированных бенедиктинских общин объединились в конгрегацию со строгой централизацией. В XII - первой пол. XIII в. наиболее значимыми и массовыми были ордены цистерцианцев и премонстрантов. Во время крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордены, главной целью которых была борьба с иноверцами. Наиболее крупными из них были ордены тамплиеров, иоаннитов, тевтонов. Ряд подобных орденов возник на Пиренейском п-ове в ходе Реконкисты, а в Вост. Европе был создан орден меченосцев. В нач. XIII в. появились нищенствующие ордены - францисканцы и доминиканцы. Доминиканцам было поручено заниматься инквизицией: они стали цензорами правоверия. В наиболее же массовом ордене францисканцев его радикальное крыло стало почвой для ряда ересей, опасных не только для церкви, но и для существующего строя. Наряду с муж. м.о. появилось и немало жен. орденов (бригитток, клариссок, доминиканок и т.д.). Жен. м.о., как правило, были элитарными - туда не принимали женщин низкого происхождения. Уже к нач. XIII в. количество м.о. увеличилось настолько, что IV Латеранский собор (1215) фактически запретил создание новых м.о. Исключения бывали довольно редко и требовали особого разрешения и одобрения рим. пап.

Крестовые походы поспособствовали кардинальному изменению жизни в Европе. Кроме того что христиане начали знакомиться с культурой восточных стран и народов, в частности арабов, еще появилась возможность быстро разбогатеть. Тысячи паломников потянулись в Святую землю. Кто хотел защитить Гроб Господень, а кто стать обеспеченным землевладельцем с большим количеством слуг. Для охраны подобных путешественников и создавались вначале монашеские ордена.

Происхождение орденов

В дальнейшем, после того как европейцы освоились на просторах Палестины, рыцари духовных орденов начали разделяться, в соответствии со своими целями, на нищенствующих, бенедиктинцев, регулярных клириков и каноников.

Некоторые были охвачены жаждой наживы и власти. Им удалось не только сказочно разбогатеть, но и создать свои собственные государства. Например, к последним относится Тевтонский орден, но о нем мы поговорим далее.

Августинцы

Название некоторых стало производным от имени святого, слова и деяния которого особо чтились основателями и были прописаны в уставе.

Под термин «августинцы» попадают несколько орденов и конгрегаций. Но в целом их всех делят на две ветки - каноники и братья. Последние еще подразделяются на босых и реколлектов.

Этот орден был создан в середине тринадцатого века, а в середине шестнадцатого - причислен к трем остальным нищенствующим орденам (кармелиты, францисканцы, доминиканцы).

Устав был достаточно простым и не включал в себя никаких жестокостей и истязаний. В основном целью монахов было спасение человеческих душ. К шестнадцатому веку в рядах этого ордена было около двух с половиной тысяч монастырей.

Ни о какой власти или накоплении богатства не могло быть и речи, поэтому они и были причислены к нищенствующим.

Босые же августинцы откололись от основного течения в семнадцатом веке и распространились по Японии и всей Восточной Азии.

Отличительным признаком августинцев является черная ряса и белый подрясник с кожаным поясом. На сегодняшний день их насчитывается около пяти тысяч.

Бенедиктинцы

История монашеских орденов началась именно с этой группы церковников. Она образовалась в шестом веке в итальянской коммуне.

Если посмотреть на путь развития данного ордена, мы увидим, что получилось у него выполнить всего лишь две задачи. Первая - частично распространить свой устав на большинство остальных организаций. Вторая - послужить основой для образования новых орденов и конгрегаций.

Судя по записям, бенедиктинцы изначально были малочисленными. Первый монастырь был разрушен в конце шестого века лангобардами, а монахи расселились по всей Европе. После секуляризации в средние века и реформационного движения орден стал клониться к своему закату.

Однако в девятнадцатом века начинается внезапный его взлет. Братья по вере просто нашли свою нишу. Теперь монашеские ордена, входящие в это объединение, занимаются подъемом и развитием культуры, а также миссионерской деятельностью в странах Африки и Азии.

В конце девятнадцатого века создана их конфедерация при поддержке Папы Римского, кроме этого, был открыт университет. Архитектура и торговля, литература и музыка, живопись и медицина - это лишь малая часть областей, которые развивались в Европе благодаря бенедиктинцам. Именно монашеские католические ордена в эпоху тотального упадка уровня жизни и культуры смогли сохранить остатки «цивилизации» в виде традиций, норм и устоев.

Госпитальеры

Вторым названием является «Орден Святого Духа». Это монашеская организация, просуществовавшая всего шесть столетий - с двенадцатого по восемнадцатый век.

Основу деятельности госпитальеров составляло лечение больных и раненых, а также уход за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Именно поэтому за ними закрепилось такое название.

Происходит от ордена Августинцев. А свои госпитали они образовывали сначала во Франции, а после в других странах.

Каждый член монашеского ордена обязывался заниматься благотворительностью. Данное понятие включало в себя уход за больными, выкуп христиан из рабства, защиту паломников, образование бедняков и многие другие добрые дела.

В семнадцатом веке французский король попытался использовать их фонд в своих интересах, для выплат жалования военным ветеранам. Но Рим воспротивился такому повороту событий. С этого времени начинается упадок, завершившийся в 1783 году, когда орден вошел в состав госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского.

Доминиканцы

Интересной особенностью этой организации является то, что член монашеского ордена может быть как мужчиной, так и женщиной. То есть имеются доминиканцы и доминиканки, но обитают они в разных монастырях.

Орден был основан в тринадцатом веке и существует по нынешнее время. На сегодняшний день численность его составляет примерно шесть тысяч человек. Главным отличительным признаком доминиканцев всегда была белая ряса. Гербом является собака, несущая в зубах факел. Своей целью монахи ставят просвещать и защищать истинную веру.

Доминиканцы знамениты в двух областях - науке и миссионерской деятельности. Невзирая на кровавое противостояние, они первыми смогли сделать архиепархию в Персии, освоить Восточную Азию и Латинскую Америку.

При Папе Римском за вопросы, связанные с теологией, всегда отвечает именно монах этого ордена.

В период наивысшего подъема доминиканцы насчитывали более ста пятидесяти тысяч человек, но после Реформации, революций и гражданских войн в разных странах их число значительно сократилось.

Иезуиты

Наверное, самый противоречивый орден за всю историю католицизма. Во главу угла поставлено беспрекословное подчинение, «точно труп», как сказано в уставе. Военно-монашеские ордена, конечно, играли громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы, но иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Орден был основан в Лойолой в 1491 году и с того времени своими связями опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. Именно такие противоположные грани привели к тому, что в восемнадцатом веке Папа Римский расформировывает данный орден Официально он не существовал лет сорок (в Европе). В России и в некоторых азиатских странах приходы функционировали. На сегодняшний день численность иезуитов насчитывает около семнадцати тысяч человек.

Тевтонский орден

Одна из самых влиятельных организаций средневековой Европы. Хоть военно-монашеские ордена и стремились к максимальному влиянию, не у всех это получилось. Тевтонцы же пошли обходным путем. Они не только наращивали свою мощь, но и просто покупали земли, на которых строили крепости.

Орден был основан на базе госпиталя в Акре в конце двенадцатого века. Изначально тевтонцы накапливали богатства и силы, попутно заботясь о раненых и паломниках. Но в начале тринадцатого века они начинают продвижение на восток под знаменами борьбы с язычниками. Осваивают Трансильванию, изгоняя половцев к Днепру. Позже захватываются Прусские земли, и образовывается государство Тевтонского ордена со столицей в Мариенбурге.

Все шло на пользу рыцарям до Грюнвальдской битвы в 1410 году, когда польско-литовские войска нанесли им поражение. С этого времени начинается закат ордена. Память о нем восстановили лишь немецкие нацисты в годы Второй мировой войны, объявив себя продолжателями традиции.

Францисканцы

Монашеские ордена в католицизме, как упоминалось выше, делятся на четыре группы. Так вот, основанный в начале тринадцатого века, стал первым из нищенствующих. Основная цель его членов - проповедь добродетели, аскетизма и принципов Евангелия.

«Серые братья», «кордельеры», «босоногие» - прозвища францисканцев в разных европейских странах. Они были соперниками доминиканцев и возглавляли инквизицию до иезуитов. Кроме этого, члены ордена занимали многие преподавательские должности в университетах.

Благодаря этому братству появились многие монашеские направления, такие как капуцины, терциарии и другие.

Цистерцианцы

Второе название - «бернардинцы». Это ветвь бенедиктинцев, которая отделилась в одиннадцатом веке. Орден был основан в конце означенного века святым Робертом, который решил вести жизнь, полностью отвечающую уставу бенедиктинского монастыря. Но поскольку в реальности у него не вышло добиться достаточной аскезы, он уходит в пустынь Сито, где закладывает новый монастырь. В начале двенадцатого века принимается его устав, а также присоединяется святой Бернард. После этих событий количество цистерцианцев резко начинает расти.

В эпоху средних веков они обошли другие монашеские ордена по богатству и влиянию. Никаких военных действий, только торговля, производство, образование и наука. Мирным путем была получена наибольшая власть.

Сегодня общее количество бернардинцев колеблется в пределах двух тысяч.

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ - ин-сти-ту-ты мо-на-ше-ст-вую-щих в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Ордена монашеские объ-е-ди-ня-ют мо-на-хов, при-нёс-ших веч-ные, или «тор-же-ст-вен-ные», мо-на-ше-ские обе-ты (це-ло-муд-рия, по-слу-ша-ния и бед-но-сти), в от-ли-чие от других форм ка-то-лического мо-на-ше-ст-ва (кон-гре-га-ции ре-ли-ги-оз-ные, се-ку-ляр-ные ин-сти-ту-ты, об-ще-ст-ва апо-столь-ской жиз-ни), пре-ду-смат-ри-ваю-щих при-не-се-ние вре-мен-ных, или «про-стых», обе-тов. Для Орденов монашеских ха-рак-тер-на осо-бая струк-ту-ра, пред-став-ляю-щая со-бой объ-е-ди-не-ния об-щин (мо-на-сты-рей , при-ора-тов, бо-га-де-лен и т. п.), чле-ны ко-то-рых свя-за-ны об-щим ус-та-вом, ут-вер-ждён-ным па-пой Рим-ским , под-чи-ня-ют-ся че-рез сво-их глав (су-пер-ио-ров), ми-нуя дио-цезаль-ных епи-ско-пов, не-по-сред-ст-вен-но Свя-то-му Пре-сто-лу. Ордена монашеские от-ли-ча-ют-ся осо-бен-но-стя-ми в бо-го-слу-же-нии и ду-хов-ной тра-ди-ции. Чле-ны Орденов монашеских име-ют осо-бый от-ли-чи-тель-ный ха-бит (одея-ние).

В современной ка-то-лической Церк-ви, по-ми-мо Орденов монашеских в уз-ком смыс-ле, дей-ст-вую-щих на ос-но-ве древ-них мо-на-ше-ских ус-та-вов [бе-не-дик-тин-цы и вы-де-лив-шие-ся из них ор-де-на, а так-же уни-ат-ские (смотри Уни-ат-ст-во) ор-де-на ан-то-ни-ан, ва-си-ли-ан и мхи-та-ри-стов], в по-ня-тие Орденов монашеских в ши-ро-ком смыс-ле (хо-тя и не-точ-ном с точ-ки зре-ния като-лического ка-но-ни-че-ско-го пра-ва) мо-гут вклю-чать-ся так-же ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков (ав-гу-стин-цы, пре-мон-ст-ран-ты и другие; смотри так-же Ка-но-ник), ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на (до-ми-ни-кан-цы, фран-ци-скан-цы, ав-гу-стин-цы-эре-ми-ты, кар-ме-ли-ты и др.) и ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков (ие-зуи-ты и др.). В сред-ние ве-ка су-ще-ст-во-ва-ли и другие раз-но-вид-но-сти Орденов монашеских, например ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на (ио-ан-ни-ты, там-плие-ры, Тев-тон-ский ор-ден и др.), чле-ны ко-то-рых, по-ми-мо при-не-се-ния обыч-ных мо-на-ше-ских обе-тов, обя-зы-ва-лись так-же с ору-жи-ем в ру-ках за-щи-щать хри-сти-ан-ст-во. Ти-по-ло-ги-че-ски эти Ордена монашеские от-но-сят-ся к ре-гу-ляр-ным ка-но-ни-кам (Тев-тон-ский ор-ден) ли-бо к ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам (напр., ио-ан-ни-ты).

Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния осо-бой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции, объ-е-ди-няю-щей отдельные мо-на-сты-ри, от-но-сит-ся к началу IX века - ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, стре-мив-ше-го-ся соз-дать сеть мо-на-сты-рей, объ-еди-нён-ных иде-ей чис-то-ты ис-пол-не-ния ус-та-ва преподобного Бе-не-дик-та Нур-сий-ско-го. Цен-тром этой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции ста-ло аб-бат-ст-во Ин-ден (близ Ахе-на, ос-но-ва-но в 814 или 817 году), соз-дан-ное императором Лю-до-ви-ком Бла-го-чес-ти-вым для Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, а гла-вой - сам Бе-не-дикт. В 817 году он со-звал в Ахе-не со-бор аб-ба-тов, на ко-то-ром ре-ша-лись су-гу-бо мо-на-стыр-ские во-про-сы, без пря-мо-го уча-стия епи-ско-па-та. Ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го ещё не под-ра-зу-ме-ва-ла изъ-я-тия мо-на-сты-рей из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а гла-вен-ст-во Бе-не-дик-та ба-зи-ро-ва-лось на его лич-ном ав-то-ри-те-те и под-держ-ке им-пе-ра-то-ра и не име-ло юри-ди-че-ски за-кре-п-лён-ных ос-нов. По-доб-ные ре-фор-мы про-во-ди-лись в X веке в Ло-та-рин-гии Гер-хар-дом Бронь-ским и Ио-ан-ном из Гор-це, так-же соз-дав-ши-ми объ-е-ди-не-ния ре-фор-ми-ро-ван-ных ими мо-на-сты-рей. Эти дви-же-ния не име-ли даль-ней-ше-го раз-ви-тия и при-хо-ди-ли в упа-док со смер-тью их вдох-но-ви-те-лей. Ос-но-вой бе-не-дик-тин-ско-го ор-де-на ста-ла ре-фор-ма бур-гунд-ско-го аб-бат-ст-ва Клю-ни, по-лу-чив-ше-го (в 909 или 910 году) пап-скую эк-земп-цию (пря-мое под-чи-не-ние Ри-му). Все при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ний-ской ре-фор-ме мо-на-сты-ри так-же вы-во-ди-лись из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а их на-стоя-те-ли под-чи-ня-лись аб-ба-ту Клю-ни и че-рез не-го - па-пе. Аб-бат Клю-ни был гла-вой все-го сло-жив-ше-го-ся во-круг Клю-ни объ-е-ди-не-ния мо-на-сты-рей. Од-на-ко при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ни мо-на-сты-ри, ко-ли-че-ст-во ко-то-рых не-ук-лон-но рос-ло с рас-про-стра-не-ни-ем ре-фор-мы за пре-де-лы Фран-ции и Бур-гун-дии, име-ли свои обы-чаи (consuetu-di-nes), от-лич-ные от тра-ди-ций Клю-ни. По-пыт-ки рим-ских пап в XIII-XIV веках соз-дать цен-тра-ли-зо-ван-ный ор-ден бе-не-дик-тин-цев фак-ти-че-ски не при-нес-ли ус-пе-ха и при-ве-ли к рас-па-ду бе-не-дик-тин-цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под-раз-де-ле-ний - кон-гре-га-ций, от-ли-чаю-щих-ся уст-рой-ст-вом (по-жиз-нен-ная или вре-мен-ная долж-ность аб-ба-та) и ду-хов-ной на-прав-лен-но-стью (ак-цент на мо-лит-ву или учё-ные за-ня-тия).

Од-но-вре-мен-но на-чи-ная с XI века от бе-не-дик-тин-цев на-чал от-де-лять-ся ряд Орденов монашеских, чле-ны ко-то-рых стре-ми-лись к боль-ше-му ас-ке-тиз-му и стро-го-му при-ме-не-нию бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита-лии в рам-ках бе-не-дик-тин-ской тра-ди-ции сло-жил-ся ор-ден ка-маль-ду-лов (ка-маль-ду-лен-ских эре-ми-тов), тя-го-тев-ших к от-шель-ническому и за-твор-ническому об-ра-зу жиз-ни, - в про-ти-во-вес клю-ний-ским об-ще-жи-тель-ным бе-не-дик-тин-цам с их идеа-лом об-ще-ст-вен-ной мо-лит-вы. Ор-ден ка-маль-ду-лов был ос-но-ван святым Ро-му-аль-дом (умер в 1027 году) и по-лу-чил раз-ви-тие бла-го-да-ря Пет-ру Да-миа-ни. Его цен-тром ста-ло аб-бат-ст-во Фон-те-Авел-ла-на близ Ра-вен-ны. Сход-ные идеа-лы ис-по-ве-до-ва-ли и чле-ны ор-де-на кар-ту-зи-ан-цев, сло-жив-ше-го-ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе-не-дик-тин-цев от-де-лил-ся ор-ден цис-тер-ци-ан-цев, по-лу-чив-ший на-зва-ние от аб-бат-ст-ва Си-то [лат. Цис-тер-ци-ум (Cistercium)] в Шам-па-ни, став-ше-го их пер-вой оби-те-лью. Осо-бое рас-про-стра-не-ние ор-ден по-лу-чил в середине XII века бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Бер-нар-да Клер-во-ско-го. Цис-тер-ци-ан-цы вы-сту-па-ли за воз-ро-ж-де-ние су-ти бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва, ко-то-рую они ви-де-ли в фи-зическом тру-де мо-на-хов и их со-ци-аль-ном слу-же-нии и мис-сио-нер-ст-ве. Ор-ден по-лу-чил стро-гую струк-ту-ру внутреннего управ-ле-ния. В Но-вое вре-мя от цис-тер-ци-ан-цев от-де-ли-лись ор-де-на фель-ян-тин-цев (1577, уп-разд-нён в конце XVIII века) и трап-пи-стов (1664), от-личав-шие-ся тре-бо-ва-ни-ем бо-лее стро-го-го ас-ке-тиз-ма.

К XVIII веку в основном сло-жи-лись так-же ор-га-ни-за-ции восточно-ка-то-лических (уни-ат-ских) мо-на-хов: мхи-та-ри-стов (ар-мя-не-униа-ты), ва-си-ли-ан (униа-ты греческого об-ря-да) и ан-то-ни-ан (ма-ро-ни-ты).

Боль-шин-ст-во Орденов монашеских име-ют и жен-скую ли-нию, ав-то-ном-ную, но на-хо-дя-щую-ся в оп-ре-де-лён-ной юри-дической за-ви-си-мо-сти от муж-ской.

К Орденам монашеским в уз-ком смыс-ле близ-ко при-мы-ка-ют ре-гу-ляр-ные ка-но-ни-ки, ос-но-вой жиз-ни для ко-то-рых слу-жит ус-тав блаженного Ав-гу-сти-на. Тра-ди-ция кли-ри-ков, ве-ду-щих мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, вос-хо-дит к IV веку. В 816 году бы-ла сде-ла-на по-пыт-ка объ-е-ди-нить в по-до-бия мо-на-стыр-ских об-щин ка-пи-ту-лы со-бор-ных церк-вей. Эта ини-циа-ти-ва при-нес-ла пер-вые пло-ды в конце XI века. К это-му вре-ме-ни от-но-сит-ся воз-ник-но-ве-ние ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков- ав-гу-стин-цев. Уже в XII веке сре-ди ав-гу-стин-цев поя-ви-лись различные кон-гре-га-ции (ка-но-ни-ки аб-бат-ст-ва Сен-Вик-тор в Па-ри-же; смотри Сен-вик-тор-ская шко-ла) и ме-ст-ные ка-пи-ту-лы. Ав-гу-стин-цы не име-ли един-ст-ва управ-ле-ния, и толь-ко на ме-ст-ном уров-не оно осу-ще-ст-в-ля-лось со-б-ра-ни-ем ка-питу-лов. В про-ти-во-по-лож-ность им пре-мон-ст-ран-ты (ор-ден ос-но-ван святым Нор-бер-том Ксан-тен-ским в 1-й половине XII века в Северной Фран-ции) за-им-ст-во-ва-ли у цис-тер-ци-ан-цев стро-гую сис-те-му цен-тра-ли-зов. кол-ле-ги-аль-но-го управ-ле-ния.

К XIII веку от-но-сит-ся рас-цвет ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (они от-ка-зы-ва-лись от вся-кой соб-ст-вен-но-сти и су-ще-ст-во-ва-ли толь-ко за счёт ми-ло-сты-ни): до-ми-ни-кан-цев (ос-но-ван в 1-й четверти XIII века), фран-ци-скан-цев (ут-верж-дён в 1209 году), сер-ви-тов (1233), ав-гу-стин-цев-эре-ми-тов (воз-ник в 1244 году, ут-верж-дён в 1256 году), три-ни-та-ри-ев (1198) и др. Ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на име-ют 3 вет-ви: мо-на-ше-ские (муж-ская и жен-ская) и ми-рян, ве-ду-щих ас-ке-тическую жизнь, так называемых тер-циа-ри-ев («тре-тий ор-ден»). Наи-бо-лее чёт-ко эта струк-ту-ра про-сле-жи-ва-ет-ся у до-ми-ни-кан-цев. У фран-ци-скан-цев бы-ст-ро про-изош-ло раз-де-ле-ние (окон-ча-тель-но за-кре-п-ле-но в 1517 году) на кон-вен-туа-лов, до-пус-кав-ших смяг-че-ние тре-бо-ва-ний ор-ден-ско-го ус-та-ва, и об-сер-ван-тов, на-стаи-вав-ших на их стро-гом со-блю-де-нии. Ор-ден кар-ме-ли-тов воз-ник в XII веке в Па-ле-сти-не как ор-га-ни-за-ция эре-ми-тов (от-шель-ни-ков), од-на-ко позд-нее был ре-фор-ми-ро-ван как ни-щен-ст-вую-щий ор-ден (1247), хо-тя и с ак-цен-том на стро-гом уда-ле-нии от ми-ра и со-зер-цательной жиз-ни, в про-ти-во-вес другим ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам, ко-то-рые ак-тив-но за-ни-ма-лись про-по-ве-дью хри-сти-ан-ст-ва и пас-тыр-ской дея-тель-но-стью. Чле-ны ор-де-на три-ни-та-ри-ев по-свя-ти-ли се-бя в пер-вую оче-редь по-пе-че-нию над хри-стиа-на-ми, на-хо-дя-щи-ми-ся в пле-ну у ино-вер-цев. Сход-ную цель пре-сле-до-ва-ли и чле-ны брат-ст-ва мер-се-да-ри-ев.

Ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков на-ча-ли воз-ни-кать в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции (пер-вый из них - ор-ден теа-тин-цев, 1524; наи-бо-лее из-вест-ный - ие-зуи-ты). Их чле-ны, не свя-зан-ные, в от-ли-чие от мо-на-хов, обя-зан-но-стью пре-бы-вать в за-тво-ре и со-вер-шать об-щин-ную ли-тур-гию ча-сов, по-свя-ти-ли се-бя пас-тыр-ской дея-тель-но-сти, об-ра-зо-ва-нию и де-лам ми-ло-сер-дия.

Ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на, воз-ник-шие в XI-XIII веках в Па-ле-сти-не, При-бал-ти-ке и на Пи-ре-ней-ском полуострове, сыг-ра-ли важ-ную роль в со-бы-ти-ях кре-сто-вых по-хо-дов и Ре-кон-ки-сты. Од-на-ко к Но-во-му вре-ме-ни все они бы-ли ли-бо уп-разд-не-ны (там-плие-ры), ли-бо пре-вра-ти-лись в кор-по-ра-ции свет-ской ари-сто-кра-тии (испанские и пор-тугальские ор-де-на), ли-бо пе-ре-клю-чи-лись на бла-го-тво-рительную дея-тель-ность (ио-ан-ни-ты, Тев-тон-ский ор-ден).

С раз-ви-ти-ем Ре-фор-ма-ции со-кра-ти-лась дея-тель-ность Орденов монашеских в Северной Ев-ро-пе, од-на-ко бла-го-да-ря Ве-ли-ким гео-гра-фи-че-ским от-кры-ти-ям Ордена монашеские рас-про-стра-ни-лись в других рай-онах ми-ра, пре-ж-де все-го в Аме-ри-ке, где они ста-ли основной си-лой хри-сти-ан-ской мис-сии. За-мет-ную роль как в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти, так и в про-ти-во-стоя-нии Ре-фор-ма-ции иг-ра-ли ие-зуи-ты, а так-же ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на до-ми-ни-кан-цев и фран-ци-скан-цев. По-доб-ная ак-тив-ность в XVIII веке при-ве-ла Ордена монашеские к кон-флик-там с пра-ви-тель-ст-ва-ми многих го-су-дарств, в ре-зуль-та-те че-го ряд ор-де-нов был уп-разд-нён (не-ко-то-рые воз-ро-ди-лись в XIX веке). В эпо-ху Про-све-ще-ния и в XIX веке чле-ны Орденов монашеских ста-ли уде-лять всё боль-шее вни-ма-ние учё-ным за-ня-ти-ям и пуб-ли-ка-ции древ-них хри-сти-ан-ских па-мят-ни-ков (например, мав-ри-сты), со-ци-аль-ной ра-бо-те, соз-да-нию различных бла-го-тво-рительных уч-ре-ж-де-ний. Ре-фор-ма ка-но-нического пра-ва (1983), ли-к-ви-ди-ро-вав ряд фор-маль-ных осо-бен-но-стей, ха-рак-тер-ных для Орденов монашеских, сбли-зи-ла их с другими ви-да-ми ре-лигиозных ин-сти-ту-тов Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Дополнительная литература:

Кар-са-вин Л.П. Мо-на-ше-ст-во в сред-ние ве-ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974-2003. Vol. 1-10;

Leyser H. Her-mits and the new monasticism: a study of reli-gious communities in Western Europe 1000-1150. L., 1984;

Dall’ere-mo al cenobio... Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re-li-gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор-дан Омэнн О.Р. Хри-сти-ан-ская ду-хов-ность в ка-то-ли-че-ской тра-ди-ции. Рим; Люб-лин, 1994;

Lawrence C.H. The friars: the impact of the early mendicant movement on Western society. L., 1994.

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.