Кого или что рисуют художники анималисты. Школьная энциклопедия. Физминутка «Звериная зарядка»

И Юаньцзи (около 1000 -- около 1064 г.) -- китайский художник, особенно известный за свое мастерство в рисовании обезьян.

Чжу Чжаньцзи (1398--1435 г.) -- китайский император и мастер рисования собак и обезьян.

Франс Снейдерс (1579--1657 г.) -- фламандский живописец.

Ян Фейт (1611--1661 г.) -- фламандский художник и гравер.

Паулюс Поттер (1625--1654 г.) -- голландский живописец.

Давид Конинк (1636--1699 г.) -- фламандский живописец.

Карл Кунтц (1770--1830 г.) -- немецкий живописец и гравер.

Эжен Делакруа (1798--1863 г.) -- французский живописец и график.

Пётр Клодт (1805--1867 г.) -- русский скульптор.

Филипп Руссо (1816--1887 г.) -- французский живописец.

Йозеф Вольф (1820--1899 г.) -- немецкий график и живописец.

Брайтон Ривьер (1840--1820 г.) -- английский живописец.

Франц Марк (1880--1916 г.) -- немецкий живописец-экспрессионист.

Василий Ватагин (1883--1969 г.) -- русский живописец и скульптор.

Евгений Чарушин (1901--1965 г.) -- русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Константин Флёров (1904--1980 г.) -- русский палеонтолог, график и живописец, доктор наук.

Николай Кондаков (1908--1999 г.) -- русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.

Несколько слов о некоторых из них:

Кристоф Дрочон (Christophe Drochon)

Родился во Франции, в предместье Парижа, в 1963 г. Его талант художника был замечен не сразу. Школьный учитель Кристофа даже сказал его матери, что ее сын никогда не достигнет больших успехов в живописи. Но это не охладило его страсти к искусству - Дрочон с воодушевлением все свободное время отдавал самостоятельным занятиям живописью и благодаря таланту и напряженному труду доказал, что школьный учитель ошибался. Детство будущего художника проходило в Париже, он не видел дикой природы и ничего не знал о естественной среде обитания диких животных. Но когда Кристоф пошел в школу, его семья поселилась недалеко от Винсенского зоологического парка, а летом выезжала на юго-запад Франции. Там он проводил много времени, внимательно наблюдая за животными и делая зарисовки. Его интерес к природе рос, а наблюдения научили глубоко понимать животных и сопереживать им. Потрясающие работы Дрочона, его мастерство и техника реалистичного изображения животных восхищают и очаровывают любителей природы. Однако его изображение животных отличается от привычного. В его работах животные и пейзаж всегда служат символами для выражения идей художника и иллюстрации его эмоционального состояния. Он пытается донести до зрителя осознание непостоянства мира. На многих его рисунках очень выразительны глаза животных, что делает ощутимее сущность живой природы и приближает нас к самопознанию.

Соня Рэйд (Sonia Reid)

Родилась в США в городе Куллмане в 1964 г. Училась в Университете Оберна. В 1988 г. успешно закончила Винфропский колледж со степенью бакалавра Благородных искусств и в течение 8 лет работала дизайнером внутренних помещений. Соня всегда любила животных и наслаждалась красотой природы. Решив посвятить все свое время их изображению, она уезжает в Африку. Посетив в Танзании знаменитый кратер Нгоро-Нгоро, Соня влюбилась в природу этого континента. Африка стала ее страстью. В своих картинах, выполненных маслом и графитом, она старается показать все то, что так затронуло ее душу, и призвать зрителей к защите и прославлению дикой природы. Ее картины на многочисленных выставках завоевали множество наград. Еще одна страсть художницы - фотография и коллекционирование книг об Африке и ее природе.

Дэн Амико (Dan D. Amico)

Дэн живет в горной долине рядом с Национальным парком Скалистых гор в Колорадо. Интерес Дэна к искусству возник очень рано. Он проводил так много времени, рисуя лошадей и кроликов, что его родители, пытаясь сберечь бумагу, дали ему меловую доску. Во время учебы в Высшей школе искусств у Дэна возник интерес к импрессионизму. Он почувствовал особенное родство с искусством Клода Моне, восхищался искусством Андре Виета, чей стиль сильно повлиял на дальнейшее творчество Дэна. Первоначально самоучка, Дэн в 1991 г. закончил мастер-класс Роберта Бейтмана, а затем учился у известного художника Боба Кухна, т.к. считает, что художник всю свою жизнь должен учиться, расти и экспериментировать. Одна из главных задач художника, по мнению Дэна, - делиться красотой окружающего мира. Он говорит: «Если я могу подтолкнуть кого-то оценить игру света на влажной осенней траве, я чувствую, что я могу затронуть его душу. Зритель не может испытать момент вдохновения, он может только соприкоснуться с картиной, пропуская ее через свои собственные ощущения». Дэн пытается создать настроение, вызывая ответные чувства или воспоминания. В своих работах он старается правдиво передать не только внешний облик животного, но и его чувства. В 1991 г. Дэна выбрали членом Организации анималистов.

анималистический живопись полотно

Николай Николаевич Кондаков

Родился в 1908 году в городе Рязани. После окончания школы поступил на биологический факультет Московского государственного университета. Трудовую деятельность начал ещё будучи студентом на Мурманской биологической станции. После окончания университета работал во многих исследовательских институтах Владивостока, Москвы и Ленинграда. В 20-х годах XX века защитил кандидатскую диссертацию по исследованию кальмаров. Принимал участие во многих экспедициях. Основным вкладом в биологическую науку стали выполненные им рисунки различных представителей фауны. Эти иллюстрации вошли во многие издание, такие как БСЭ, Красные книги СССР, РСФСР, в атласы животных, в учебные пособия. Всего за свою жизнь Кондаковым было выполнено несколько десятков тысяч рисунков.

Флёров Константимн Константимнович

(4 февраля 1904 -- 26 июля 1980) -- советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю.А. Орлова (1946--1972), участник Советско-Монгольской палеонтологической экспедиции. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных, широко цитировался в иллюстрациях палеонтологической тематики во второй половине XX века.

Евгемний Ивамнович Чарумшин

(29 октября (11 ноября по старому стилю) 1901, Вятка, ныне Киров -- 18 февраля 1965, Ленинград) -- советский график, скульптор и писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Сын архитектора И.А. Чарушина.

Василий Алексеевич Ватамгин

(1883/1884 -- 1969) -- русский и советский график и скульптор-анималист. Народный художник РСФСР (1964). Действительный член АХ СССР (1957). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского).

Анималистика — жанр изобразительного искусства, сочетающий в себе естественно-научные и художественные начала. Картины, принадлежащие этому жанру, могут разительно отличаться друг от друга, в зависимости от поставленных художником задач и техники рисования, использованной в работе.


Мария Станиславовна Павлова — талантливый художник из Санкт-Петербурга. «Я пишу только то, что сама с удовольствием повешу на стене в своей комнате», — говорит Мария Павлова.

Имя художника Евгения Михайловича Рачева неразрывно связано со сказками, персонажами которых стали животные. Им был создан целый мир неподражаемых и сказочных «рачевских зверей». «Мне хотелось, — говорил художник, — рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера».


Kris Surajaroenjai — таиландский художник, чье творчество проникнуто любовью к одному из символов Тайланда — слону.


Английский художник-анималист Peter Williams, начавший свой творческий путь как самоучка, создал целый мир ярких и примечательных акварельных образов.


Картины художника-анималиста William Schimmel Jr. популярны во всём мире и отображают его ощущение Вселенной, Земли и ее обитателей.


Carl Brenders — известный бельгийский художник-анималист. Акварельный гиперреализм проявлен в своём наивысшем мастерстве, с высокой степенью детализации.



Елена Аверкина — художник из Белоруссии — живописью начала заниматься в 2001 году, не имея художественного образования. На сегодняшний день в её активе — участие в нескольких международных выставках. «Главная радость моего творчества, — говорит Елена Аверкина, — заключается в том, что люди и через год после приобретения моей картины благодарят меня за мою работу. И я счастлива от того, что умею приносить счастье другим людям».


Английский художник-анималист Persis Clayton Weirs известен своими красочными и добрыми работами. Он пишет не только кошек, но именно они занимают в его творчестве значительное место.


Художник-анималист Isaac Terry пишет картины маслом. Его животные и птицы на полотнах словно живые.

Татьяна Самошкина — непрофессиональный художник, однако ей удаётся создавать свой добрый и по-детски наивный мир. Её картины способны открыть самые потаённые уголки человеческой души. В её творчестве многие видят свой внутренний мир, а для кого-то открывается целая вселенная.

Представленная подборка картин демонстрирует лишь малую часть существующих стилей и направлений, которые стремительно развиваются. Когда-то наш предок рисовал незамысловатые наскальные рисунки животных, стараясь с максимальной точностью передать анатомию и грациозность движений зверя. В настоящее время некоторые анималисты используют передовые достижения в области компьютерной графики, стремясь передать свою творческую идею. Это говорит о том, что несмотря на свою долгую историю, анималистика обладает неисчерпаемым потенциалом.

Про животных! с изображением животных! анималистов!

Анимализм особый жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Анималисты - художники, скульптуры (и в последнее время фотографы) изображающие в своих произведениях животных.

Анималистический жанр обобщает творчество анималистов в изобразительном искусстве (в живописи - анималистические картины, в скульптуре - анималистические скульптуры и статуи, в фотоискусстве - фотографии и фотопортреты различных животных).

Анимализм. До появления фотографий и развития художественной фотографии анималистический жанр был в основном представлен многочисленными работами живописцев.
Живопись и анимализм. Анимализм в живописи.

Живопись. Анималисты. Художники анималисты. Картины анималистов. Картины художников анималистов. Известные анималисты. Русские художники анималисты. Известные художники анималисты. Известные картины анималистов. Знаменитые анималисты. Произведения анималистов. Работы художников анималистов. Рисунки анималистов. Графика анималистов. Самые известные анималисты. Описание картин анималистов. Знаменитые анималисты художники. Рисунки художников анималистов. Знаменитые анималисты художники. Анималистика. Анималистический жанр. Анималистические картины. Анимализм и история. Анимализм и современные художники. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к живописному анималистическому жанру.
Скульптура и анимализм. Анимализм в работах скульпторов.

Скульптура. Анималисты. Скульпторы анималисты. Скульптуры анималистов. Статуи скульпторов анималистов. Известные анималисты. Русские скульпторы анималисты. Известные скульпторы анималисты. Известные скульптуры анималистов. Знаменитые анималисты. Произведения скульпторов анималистов. Работы скульпторов анималистов. Графика анималистов скульпторов. Самые известные анималисты скульпторы. Описание скульптур и статуй скульпторов анималистов. Знаменитые скульпторы анималисты. Рисунки скульпторов анималистов. Знаменитые скульпторы анималисты. Анималистика. Анималистический жанр. Анималистические скульптуры и статуи. Анимализм и история. Анимализм и современные скульпторы. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к ваятельному анималистическому жанру.

Фотография и анимализм. Анимализм в работах современных фотохудожников.
Фотография. Анималисты. Фотохудожники анималисты. Фотоработы анималистов. Фотографы анималисты. Известные анималисты. Русские фотохудожники анималисты. Известные фотохудожники анималисты. Известные фотоработы анималистов. Знаменитые фотохудожники анималисты. Произведения фотографов анималистов. Работы фотохудожников анималистов. Самые известные фотохудожники анималисты. Описание фотографий и фоторабот анималистов. Знаменитые фотохудожники анималисты. Известные фотохудожники анималисты. Анималистика.

Анималистический жанр. Анималистические фотографии и фотоработы. Анимализм и история. Анимализм и современные фотографы анималисты. Анимализм и искусство анимализма. Все это термины относящиеся к анималистическому фото жанру и анималистическому искусству.

В наше время в культуре анимализма можно еще выделить писателей анималистов и поэтов анималистов. Писатели анималисты и поэты анималисты тоже создают замечательные анималистические произведения. Эти повести, рассказы и стихи анималистического жанра часто украшаются работами художников анималистов или фотографов анималистов.
Современное искусство и анимализм - неотделимы друг от друга.

Основным объектом этого жанра изобразительного искусства являются животные (от лат. animal - животное).

Этот жанр был распространён в глубокой древности: стилизованные изображения животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Америки, Африки, Океании и в народном творчестве других стран.
Чаще всего изображения животных мы видим в живописи, скульптуре, графике, в декоративном искусстве, а позже и в фотографии.
Анималистический жанр условно можно разделить на два направления: естественнонаучное и художественное. В первом случае для художника-анималиста важно точное изображение животного с точки зрения его физиологии, а во втором случае – художественная характеристика животного, в том числе и метафоричность (перенесение на животных черт, присущих людям). Это в основном относится к иллюстраторам сказок и басен.

Анималистика в живописи

Франс Снейдерс (1579-1657)

Ван Дейк «Портрет Снейдерса с женой» (фрагмент портрета)
Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин. Первоначально он занимался натюрмортами, но затем увлёкся анималистическими сюжетами и сценами охоты. Его произведения поражают монументальностью и продуманностью композиций, виртуозным изображением физиологии животного, его жизненной силы и внутренней мощи.

Ф. Снайдерс «Охота на кабана» (1625-1630)

Паулюс Поттер (1625-1654)

Бартоломеус ван дер Гельст «Портрет Паулюса Поттера»
Нидерландский художник Поттер умер совсем молодым, в 29 лет, но оставил целую галерею картин с детальным изображением домашних животных на лугах, картин со сценами охоты.

П. Поттер «Молодой бык»

Именно изображения животных обеспечили ему всемирную славу.
Самая известная картина художника – «Молодой бык», она находится в музее Маурицхёйс в Гааге.

П. Поттер «Кони на лугу» (1649)
Лошади – самый популярный персонаж анималистических картин. Но у каждого художника своё отношение к этому сильному и благородному животному.

Джордж Стаббс (1724-1806)

Д. Стаббс «Автопортрет»

Английский художник и учёный биолог, один из ведущих европейских художников-анималистов. Досконально изучил анатомию человека и животных при Йоркском госпитале. Он является автором нескольких научных работ, в том числе труда «Анатомия лошадей» (1766), поэтому безупречно с научной точки зрения мог изображать животных.

Д. Стаббс «Уистлиджейкет» (1762)

Франц Марк (1880-1916)

Немецкий живописец еврейского происхождения, представитель немецкого экспрессионизма . Ушёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, оставив нереализованными свои творческие планы.

Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Он часто изображал животных (оленей, лис, лошадей) в естественной обстановке, представляя их как высшие, чистые существа. Таково романтическое полотно «Синий конь». Работы Марка отличаются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами. Наибольшую известность получила его картина «Судьба животных». В настоящее время она демонстрируется в художественном музее Базеля (Швейцария).

Ф. Марк «Судьба животных» (1913)
Животный мир всегда привлекает не только профессиональных художников, но и детей. В детском мире животные занимают место не меньшее, чем человек.

Самира Сагитова (3 года 8 месяцев) «Весёлые цыплята»

Джим Киллен «Весёлые щенята»

Анималистика в скульптуре

Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

П.К. Клодт
Семья будущего скульптора происходила из балтийских немецких аристократов Клодт фон Юргенсбург, состояла из потомственных военных. П. К. Клодт родился в 1805 г. в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске – его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность барона к рисованию, резьбе и лепке. Больше всего мальчик любил изображать лошадей, в них он видел особое очарование.

Нарвские триумфальные ворота
Окончив Академию художеств, Клодт совместно с другими опытными скульпторами оформлял Нарвские ворота, дворцовую пристань Адмиралтейской набережной.

Кони Клодта перед берлинским замком
Его работы украшают и главные ворота королевского дворца в Берлине, и королевский дворец в Неаполе. Копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга (у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское).

Усадьба Голицыных в Кузьминка х

Евгений Александрович Лансере (1848-1886)

Русский скульптор-анималист. Так же, как и Клодт, он уже с детства выбрал тему, которой был увлечён всю жизнь, – лошадей.

Е. Лансере «Черкес и женщина на лошади»
Лансере был известным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Являлся мастером сюжетной пластической миниатюры, прославил русскую скульптурную школу за рубежом, принимая участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Вене (1873), Антверпене (1885) и др. европейских городах. Его произведения отливались на многих ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм.

Анималистика в графике

Константин Константинович Флёров (1904-1980)

Советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю. А. Орлова. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных.

Учился на биологическом отделении Московского университета и одновременно занимался рисунком и живописью. По окончании университета в течение 30 лет работал в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвовал во многих поездках и научных экспедициях.
Работая в Дарвиновском музее в Москве, Флёров на базе биологических коллекций исполнил серию живописных и скульптурных работ. Знания профессионала зоолога и профессионала художника позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.

Анималистика в фотографии

С изобретением фотографии возможности анималистов существенно расширились. Мир животных предстаёт в огромном разнообразии красок, сюжетов и видов.
Предлагаем Вашему вниманию две замечательные фотографии фотоанималистов с сайта www.rosphoto.com

А. Гудков «Жираф и птица»
Сколько любви к животным в этой фотографии и чувства юмора! А также умения «поймать момент».

С. Горшков «Лиса»
Сергей Горшков является победителем конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Фотограф года» 2007 и 2011 гг. Победитель международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007 г., был удостоен приза «Фотограф года России».
Его фотография «Лиса» поражает не только техникой исполнения, но и психологической глубиной. Вглядитесь в фотографию: лисий нрав, её осторожность, вкрадчивость и хитрость схвачены блестяще.

«Шмель». Фото В. Акишиной

Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников