Композиция из 5 человек рисунок. Построение кадра урок фотографии. Основы композиции- статичное равновесие и динамичное равновесие


Композиция в изобразительном искусстве - объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio - «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

Композиционный центр

В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр - то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
- Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.


Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?


Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
- Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.


Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.


Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.


А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».


Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.


- И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.


Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине - сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.


Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

А вот картина Петр I.


Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер - он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички - расположены по линии в направлении Петра.


Облака - в направлении Петра.


Лодка - направлена к Петру.


Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.


Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.




Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше - не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.


Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?


«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь - центр это вот этот стрелец.


На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура - молодой Петр.


Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.


В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Пришло время поговорить об основах композиции серьезно. Согласитесь, современные высокоинтеллектуальные фотоаппараты могут правильно определить экспопару и навести на резкость. Однако на вопросы, что включать в кадр, а что нет, с какого ракурса и под каким углом снимать и как расположить объекты в кадре относительно друг друга - не ответит даже самая умная техника. А ведь именно композиционное решение делает изображение образным, наполняет смыслом и эмоциями. Так как же ее построить - хорошую композицию?

Слово «композиция» произошло от латинского «сочинение, составление, расположение» и означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Задача создать «гармоничное целое» начинающему фотографу может показаться непосильной. Здесь требуется чувство меры и хороший вкус, понимание основ психологического восприятия зрительных образов, богатый личный эмоциональный опыт. Да и вообще профессионализм дизайнера, как минимум. Однако знание несложных правил помогает «выстраивать» кадр гораздо проще и интереснее в любой ситуации и любому «пользователю» фотоаппарата.

Золотое сечение

На протяжении многих веков для построения гармоничных композиций художники пользуются правилом золотого сечения. Эта интуитивно найденная мастерами пропорция самим фактом своего существования вызывает у наблюдателя положительные эмоции. Золотое сечение - деление отрезка C на две части таким образом, что большая его часть B относится к меньшей A так, как весь отрезок C относится к B (т.е. A:B = B:C). Это отношение равно примерно 5:8.

Пропорция золотого сечения может быть выражена разными пространственными формами. Самый простой вариант - прямоугольник, разделенный на две части в этой пропорции. Другое решение - диагональное. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, но если вы скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта располагались в его секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной. Наиболее простой и выразительный способ использования принципа золотого сечения - популярное правило трех третей. Кадр по вертикали и горизонтали делится на три равные части. В итоге получается девять секторов.

Обычно начинающие фотографы всё помещают в центр снимка: будь то лицо, фигура или линия горизонта, которая делит кадр на две равные половины. В принципе такое возможно. Но лишь тогда, когда это осознанный художественный прием. В противном случае - фотография получается статичной, безжизненной. Правило трех третей как раз для того и существует, чтобы добавить в фотографию динамику, вдохнуть жизнь. Любые поверхности лучше всего располагать по линиям в соотношении 3:5. То есть меньшая часть должна занимать несколько больше одной трети. Хотя для удобства говорят о третях. К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних - землю. Снимок приобретет основательность. Или наоборот - увеличить присутствие неба, дать «воздушную перспективу». У снимка появится глубина и легкость. Таким образом, фотограф управляет настроением зрителя.

Кроме того, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются так называемые «узлы внимания», они обозначены на рисунке. Психология восприятия такова, что именно на этих точках человеку приятнее всего видеть объекты или элементы. Взгляд останавливается здесь независимо от формата кадра или картины. Поэтому важные объекты снимка лучше всего располагать именно в этих «узлах внимания».
Следующее важное правило - левой руки. Для большинства людей естественно смотреть сначала в левый верхний угол изображения, соскальзывая взглядом в правый нижний.
Полоса из левого верхнего угла в правый нижний - это так называемая «проходная зона». Все, что в ней расположено, имеет второстепенное значение, и, кроме того, есть четко выраженная направленность движения сверху вниз. Соответственно, то, что расположено в правом верхнем и левом нижнем углах кадра, имеет существенно больший смысловой вес для зрителя. В соответствии с правилом левой руки, если нужно выделить на фотографии, к примеру, дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения, слева направо, взгляд будет «спотыкаться» о границы дороги. Но стоит «отзеркалить» фотографию, и дорога просто потеряется на снимке, глаз не воспримет ее как важный элемент, он будет соскальзывать по ней. Этот пример наглядно демонстрирует не только действие правила левой руки, но и такую особенность человеческого восприятия, как асимметрия. Кадр и его зеркальная копия всегда воспринимаются по-разному.

СНИМОК 1.

Первое преимущество снимка - он объемный, в нем есть перспектива. Одинаковые по размеру банки по-разному удалены от зрителя. Поэтому дальняя кажется меньше, кроме того, она не в резкости - все вместе это создает ощущение глубины. Есть диагональ, довольно своеобразная. Она читается как раз по правилу левой руки: взгляд соскальзывает по ней и упирается в яблоко. Поэтому ощущение, что она есть, а вроде бы ее и нет. Тем более что диагональ, выстроенная донышками банок, имеет одно направление, а диагональ крышек - другое.

Кроме того, банки создают ритм. Казалось бы, какой ритм из двух элементов? Но если присмотреться, то понимаешь, что ощущение ритмичности создается не «целыми» банками, а их парными элементами: крышками, донышками, освещенными наклонными частями банки. Последние к тому же поддержаны правой гранью передней банки. Пусть она и асимметрична, и выступает как антагонист, но в создании ритма тем не менее участвует. Поддерживает ритм и яблоко, оно компенсирует недостаток третьего элемента в последовательности. Кроме того, яблоко расположено вблизи от одного из «узлов внимания».
Центральная смысловая часть фотографии - это светлая полоса в банке на переднем плане. Несмотря на то, что она неярко выражена как линия, тем не менее эта игра света притягивает взгляд. Почему? Ответ прост: она практически совпадает с линией золотого сечения, а яркие пятна по краям - расположены в «узлах внимания».

СНИМОК 2.

Удивительно простое, но эмоционально интересное решение. Главный объект снимка делит кадр приблизительно в пропорции золотого сечения. Помидоры, верхом едущие на кабачке. Явно просматривается ритмический рисунок - созданный расположенными на кабачке помидорами. Пожалуй, можно говорить о том, что ритм подчеркивается световыми бликами и тенями. Ритм несколько сломан красным колесиком, но это и притягивает взгляд, мало того, пара помидоров и колесо расположены на вертикальной оси золотого сечения. Дополнительную динамику снимку придает небольшой наклон верхней части кабачка, подчеркнутый светлой полосой. Сюжет снимка построен на отношениях трех групп - кабачок, помидор с колесом и три помидора, объединенных ритмом. Некоторая неоднородность фона в сочетании с отсветом перед кабачком придает снимку глубину и многоплановость. И, наконец, еле угадывающаяся вертикальная линия складки фона, делящая кадр также в пропорции золотого сечения, довершает эмоциональное воздействие на зрителя.

СНИМОК 3.

Первое, что бросается в глаза - полка, которая делит кадр по горизонтали приблизительно в пропорции, близкой к золотому сечению. Явно выражен ритм из семи однородных объектов - груш. Ритм усиливается панорамным форматом кадра. Снимок явно уравновешен, почти симметричен. Динамику снимку придает расположение груш. Основной эмоциональный настрой создают две соседки центральной груши. Они как бы находятся в «центре общения». Больше всего «цепляет» взгляд груша, которая выделяется своей ориентацией, создающая единственную, явно выраженную линию, пересекающую диагональ из левого верхнего угла в правый нижний (правило левой руки). С ней вяло корреспондируют небольшим наклоном соседка справа и, в противопоставлении, левая соседка центральной груши. Характер снимку придают световые пятна, подчеркивающие фактуру и создающие многоплановость даже в той минимальной пространственной глубине, в которой создана эта композиция.

Средства композиции

Теперь о некоторых средствах композиции. Одними из самых выразительных являются линии. С их помощью легко управлять зрительским вниманием и настроением. Во-первых, линии работают на глубину снимка, создают ощущение трехмерности. Во-вторых, ведут взгляд по направлению к горизонту или композиционному центру. Любопытно, что разные линии воспринимаются по-разному: изогнутые успокаивают, ломаные действуют как раздражитель, вертикальные передают величие, силу и мощь, горизонтальные - спокойствие и безмятежность, а диагонали привносят динамику. Причем этот эффект сохраняется не только для линий, которые мы действительно видим, - границы дороги, столбы, линия горизонта, но и для воображаемых. Например, направление взгляда или жеста. Выигрышно смотрится снимок, в котором линии выходят из углов кадра.

Второе композиционное средство - пятно. Это любой объект снимка, у которого есть более или менее четкие границы. И это не только предметы, но и тени, и световые блики. Они с легкостью могут играть самостоятельную роль. Итак, пятно. Оно может быть цветовым или тональным, и с его помощью легко выделить важный объект и определить смысловой центр композиции. Кроме того, в зависимости от размера пятна по отношению ко всему снимку можно создать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества или, наоборот, тесноты и суеты.

Третье важное средство - ритм. Это гармоничное чередование однородных или подобных геометрических форм, пятен и линий. Выстроить интересный ритм могут не только деревья в парке или фонарные столбы вдоль дороги, но и яблоки на рыночном лотке, дома на улице, даже люди в одинаковой одежде. Чем монотоннее ритм - тем спокойнее композиция. Рваный ритм сделает фотографию экспрессивной. Ритмический рисунок с убывающими размерами задает направление, создает перспективу в кадре и часто наполняет движением.

Раз уж мы заговорили о геометрии снимка, вот еще один прием, который позволяет создать интересную композицию. Попробуйте расположить объекты в кадре так, чтобы они оказались в вершинах воображаемого треугольника или были в него вписаны. А теперь поэкспериментируйте. В зависимости от того, каким окажется ваш треугольник, таким будет и настроение фотографии. Ощущение устойчивости и неустойчивости, движения и статики, скольжения и взлета - все это можно передать с помощью «треугольного» позиционирования в кадре. И помните про асимметрию восприятия.
И вообще считайте до трех. Такое количество основных смысловых элементов оптимально не только в фотографии. До трех считать хорошо и сами объекты, которые оказались в видоискателе, и их смысловые группы. Мы можем посчитать, к примеру, раз, два, три человека, четыре, пять - деревья, шесть - небо, семь - облака, а можем: раз - люди, два - деревья, три - небо. Но в любом случае три - это гармония легко воспринимаемая и воздействующая на зрителя.

Равновесие

Так же, как форма и расположение «треугольной» композиции, можно говорить об уравновешенности снимка в целом. Имеются в виду чаще всего три части снимка - правая, левая и центральная. Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается геометрической симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Подобным образом баланс достигается на импровизированных качелях, когда массивный взрослый сидит на коротком «плече» перекладины, а маленький ребенок - на длинном. При этом они взаимно уравновешены. Это неформальное равновесие. Оно всегда делает фотографию образной и эмоционально насыщенной.
Наконец, не забывайте о воздухе. Бывают очень интересные кадры, заполненные до предела, где воздуха нет вовсе. Но для таких снимков нужно обладать немалым мастерством. Начинающему фотографу лучше позволить изображению дышать. Воздушное правило, как и все, о которых мы говорили, довольно просто: свободное пространство нужно оставлять впереди движущегося объекта, будь то машина, бегущий человек или взгляд.

И еще одно правило, последнее. Все, о чем мы говорим в этом практикуме, нужно знать и уметь использовать. Но ни в коем случае не принимать это как догму. Многие из лучших снимков в истории фотографии были сделаны как раз в нарушение правил.

СНИМОК 4.

В этом снимке золотая пропорция также образована световыми пятнами. Это горизонтальное деление. Кроме того, линия, которую образует левая грань высокой вазы, делит снимок по вертикали также в соотношении 3:5.
Притом что в самом кадре ничего треугольного нет - он образован параллелепипедами и окружностями, здесь, как и на предыдущей фотографии, можно найти треугольник. Его основная вершина - это высокая синяя бутылка.
Диагональ, которая читалась раньше в разных по высоте сосудах и наклоне очков, из-за изменения ракурса почти потерялась. Чтобы подчеркнуть ее, добавить динамики в довольно спокойный уравновешенный кадр, фотограф добавил темный шарик и камушки. Они продлевают линии и делают ее более выраженной.

СНИМОК 5.

Снимок выполнен вертикально. Это подчеркивает вертикальные линии стеклянных предметов и придает дополнительную стройность.
Просматривается очевидная диагональ слева направо. Она создается за счет разного роста сосудов, а кроме того, поддержана направлением очков, дужек и осью листа.

Все это к тому же составляет правую грань треугольника. Левую грань образует левый бок бутылки, нижнюю - донышки, выстроенные практически на одной линии сосудов. Основательно стоящий на плоскости прямоугольный треугольник создает впечатление устойчивости, стабильности. Во многом этому ощущению помогают световые пятна. Линия между ними делит снимок по горизонтали в соотношении 5:3. В подсветке, надо отметить, есть сознательное или бессознательное соотнесение с образами, привычными человеческому сознанию. Цвета подсветки ассоциируются: оранжевый - с землей, а синий - с воздухом.
Второй треугольник, равнобедренный, образуется слева - округлостями листа, справа - дужкой. Причем овальность листа соотносится с закругленностью линз. Очки и лист словно ведут разговор. Стремятся в одну точку.

Композиция является «языком» общения фотохудожника со зрителем. Рассмотрим 14 золотых правил композиции на примерах фотографий преподавателя КШФ Дмитрия Богачука.


Композиция отвечает за целостность кадра и соподчиняет элементы фотографии друг другу и идее художника.

Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы «Что я вижу? Зачем эта фотография? Как передать идею зрителю?». И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как линии, фигуры, их место в пространстве, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы». Язык композиции – это набор из многих правил, но мы поговорим только о самых важных.

Овладей теорией и практикой композиции на фотокурсе «Композиция в фотографии» арт-фотографа Дмитрия Богачука.

1. Правило «золотого сечения» – правило третей

Его описал математически великий Леонардо да Винчи . Об этом правиле можно было услышать ещё в школе, на уроке математики. Помнишь этот рисунок?

Золотое сечение - это деление отрезка С, при котором весь отрезок С так относиться к большей части В, как большая часть В относиться к меньшей А. Формула этого выражения такая: С:В=В:А=1,618. Это отношение равно 1,618. Это число, ещё называют «золотым числом». Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией».

А термин «золотое сечение» ввел Мартин Ом в 1835 году. Это соотношение отрезков можно перенести и на плоскость фотографии. Эту сетку часто можно увидеть в видоискателе фотокамер.

На точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо. Как на этой фотографии с одинокой сосной на вершине Демерджи…

Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре.

2. Правило ФОРМАТА

Каким будет твой следующий кадр – горизонтальный или вертикальный? Решай это до того как нажать кнопку. Формат кадра определит объект съемки. Снимаешь высокое дерево или человека в полный рост – поверни камеру вертикально. Часто мы видим фотографии стандартных форматов, с соотношением сторон 4:3, например альбомный или горизонтальный формат.

Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.

Или, к примеру, формат квадрата. Квадрат – очень статичная форма. В квадрат очень часто заключают натюрморты. Мало того, что сюжеты натюрмортов действуют успокаивающе, так ещё и квадратный формат усиливает чувство покоя и стабильности. Всегда задумывайся на тем, какой формат подойдёт именно твоему сюжету.

3. Правило равновесия и симметрии

На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. Если в одной небольшой части фотографии сконцентрировано много смысла, нужно найти по смыслу что-то ещё и расположить в противоположную часть кадра, чтобы уравновесить сюжет.

На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строитсЯ на симметричных отражениях в воде.

4. ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ.

Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.

А.Л.Ярбус в книге «Роль движений глаз в процессе зрения» показал, что глаз человека прилипает к ярким пятнам, буквам, лицам, и движется по контрастным линиям. Именно эти ведущие линии , действительные или воображаемые, являются маршрутом для глаз зрителя в пейзаже. У линий в кадре будет разная чувственная нагрузка.

  • Горизонтальные – линии постоянства, покоя, безмятежности.
  • Вертикальные – линии силы, стабильности, власти.
  • Кривые – s-образная линия в композиции пейзажа добавит движения, изящества, живости.
  • Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра. Восходящие и нисходящие диагонали рассматривают как линии развития и упадка, сопротивления и легкости, ухода и возвращения.

5. ДИАГОНАЛИ. Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.

6. ОБРАМЛЕНИЕ (framing).

Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления "героя" кадра.

7. КОНТРАСТ объекта и фона.

Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии.

8. КРУПНОСТЬ ПЛАНА.

Заполняй кадр. Подойдите ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от мусора в кадре и дать понять зрителю кто герой кадра.

9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление.

Находи такой ракурс, когда глаз увидит кв кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.

10. РИТМЫ, узоры, повторы, текстуры.

Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.

11. ПЛАНЫ. Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.

12. НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо. Слева направо охотники в мультфильмах идут в лес, а справа налево – возвращаются домой.

13. РАКУРС. Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.

14. ПРОСТОТА приятна глазу.

Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.

На это обратили внимание еще древние китайские художники и стали рисовать черной тушью очень лаконичные пейзажи.

9 правил композиции в фотографиях Стива МакКарри (Steve McCurry), всемирно известного фотожурналиста National Geographic

Видео онлайн-журнала Cooperative of Photography , рассказывается как фотограф Стив Маккарри использует правила композиции, снимая портреты или жанровую фотографию. Тут правила композиции он иллюстрирует на примере портретов. Например, он утверждает: «Центрируй доминантный глаз в портрете. Расположи доминантный глаз по центру фотографии. Этот прием придает особое выражение глазам, которые следит за тобой» .

Больше фотографий Дмитрия Богачука в статье «Шедевр пейзажа Le Plat Pays»

Смотрите программу фотокурса «Композиция в фотографии» . Ждем вас в студиях КШФ!

Нарушая правила композиции…

Очень подробно обосновал приемы художественного нарушения правил композиции в своей книге «Мифология композиции в фотографии (скачать в открытом доступе) Андрей Зейгарник , фотограф и исследователь воздействия снимка на зрителя.

«На множество правил съемки и композиции: правило золотого сечения, правило восьмерки, правило динамической симметрии, правило уравновешивания снимка, правило диагоналей, правило свободного пространства (воздуха) впереди объекта, правило желательного направления движения (слева направо), правило «подойди ближе» и т.д. есть огромное количество примеров, опровергающих эти правила», – утверждает Дмитрий Чернышев в книге «Как человек видит» (скачать).

«Помните! Композиция важна, но правила создаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удовольствие и снимать в своем стиле», – считает Стив Маккарри.

В статье 10 мифов о правиле третей Учим композицию и английский одновременно Тэвис Гловер рассуждает об изящном нарушении правила третей и предлагает использовать в построении композиции кадра корневые прямоугольники, т.е. более сложную опорную сетку. Этим пользуется Annie Leibovitz при создании своих гармоничных групповых портретов.

Дата публикации: 07.12.2016 05:29

Композиция в художественной фотографии, как впрочем в изобразительном искусстве в целом, призвана передать основной замысел фотографа, идею фотографии наиболее ясно и убедительно. Создание художественного образа является главным в композиции кадра. Мы уже познакомились с правилом третей , планом , ракурсом , точкой съёмки . Сегодня мы поговорим о ритме , как об одном из приёмов композиции и учитывая, что передача ритма в фотографии зачастую сопровождается построением композиции по правилу диагоналей , расскажем и об этом правиле.

Итак, что такое ритм? В различных словарях и энциклопедиях существует достаточно много определений этого понятия, относящихся к той или иной области деятельности человека. Суммируя все определения, можно универсально охарактеризовать понятие ритм как равномерное чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Чередование времён года — ритм, биение сердца — ритм, движения поездов по расписанию — ритм.
В изобразительном искусстве ритм является одним из важнейших выразительных средств композиции не только формируя изображение в целом, но и нередко придавая содержанию определённую эмоциональность.
В художественной фотографии ритм может быть задан линиями (фигуры людей, сооружения, конструкции), пятнами света и тени (тёмное-светлое), пятнами цвета (жёлтое-красное), контрастом объёма (плоское-объёмное). При использовании линий формирование ритма происходит за счёт чередования одинаковых по содержанию элементов композиции (солдаты в строю, вагоны железнодорожного состава и т.п), во всех остальных случаях чередуются противоположные по содержанию элементы (тёмное-светлое, жёлтое-красное, плоское-объёмное).

Ритм является незаменимым инструментом передачи движения на плоскости. Связано это, в первую очередь, с особенностями нашего зрения. Взгляд человека, переходя по изображению от одного элемента к другому, ему подобному, формирует в сознании иллюзию движения. Самый простой пример — фотография поверхности моря: если взгляд переводить от одной волны к другой, создаётся иллюзия движения волн.

Наряду с ритмом, передать движение в фотографии помогут следующие правила:
- для передачи движения лучше выбирать тот его момент, который наиболее ярко отражает характер движения и является его кульминацией;

- свободное пространство ПЕРЕД движущимся объектом создаёт иллюзию движения;

- иллюзию движения можно создать при использовании размытого фона или нечётких контуров объектов на заднем плане;

- если на фотографии использовать одну или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

- нагромождение вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение,

а изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

"Быстрая" диагональ "Медленная" диагональ

Последние два правила в совокупности формируют так называемое "правило диагоналей" . Основная тонкость этого правила заключается опять же в особенности нашего зрения: воспринимая текст слева направо, движение в фотографии легче воспринимается в том же направлении, при этом слева направо движение кажется быстрее, а справа налево — медленнее.

Правила передачи покоя в композиции фотографии довольно просты и практически являются противоположностью правилам передачи движения:
- отсутствие в фотографии диагональных направлений создаёт иллюзию покоя;

- композиция статична, если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

- если на фотографии объекты изображены в спокойных (статичных) позах и нет кульминации действия — изображение спокойное;

- иллюзию покоя можно передать, сделав композицию симметричной, уравновешенной или если композиция образует простые геометрические схемы: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Даже если в фотографии будут присутствовать диагональные направления, но при этом геометрический и композиционный центры фотографии будут совпадать, композиция будет уравновешенной и свободное пространство перед движущимся объектом будет отсутствовать — такое изображение будет находится в состоянии покоя.

Основные термины :
— зеркальное (или почти зеркальное) расположение объектов по отношению к центральной оси фотографии;

— гармоничное размещение как объектов в кадре по массе (объёму), тону и цвету, так и пространств между объектами для более комфортного восприятия изображения;

Геометрические схемы — наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются на фотографии не хаотично, а образовывая простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д.);

Геометрический центр — центр фотоснимка;

(смысловой центр , зрительный центр ) — место расположения на фотографии главного (основного) объекта композиции, которому подчиняются второстепенные объекты. Композиционный центр выделяется на фотографии светом, цветом, контрастом, крупностью плана и другими средствами.

Статьи

Таким образом, очевидно, что композиция имеет большое значение. Но что такое композиция? Грубо говоря, это пространство, где отдельные элементы должны превратиться в одно целое, и где изображения, текст, графика и цвета формируются в единый дизайн, в котором все сочетается между собой.

Удачная композиция предполагает, что вы упорядочили элементы и правильно их распределили, и это не только выглядит красиво внешне, но также эффективно с функциональной точки зрения. Поэтому давайте пробежимся по основным советам, уловкам и техникам, которые в считанные минуты сделают из вас гуру композиции.

1. Акцентируйте внимание на главном

Как нам когда-то говорили в школе, распределение акцента — это очень важно. Ключевым элементом любой хорошей композиции является фокус, так как он помогает зрителю в первую очередь сконцентрироваться на самых важных деталях дизайна.

Среди методов привлечения внимания можно отметить масштаб, контраст и указатели, и более подробно о них мы поговорим позже. А сейчас давайте проанализируем приведенный пример.

2. Направляйте взгляд читателя с помощью указателей

Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.

Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel . Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.

Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации. Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну.

Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day , где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.

Разумеется, нет смысла использовать такие очевидные указатели в каждом дизайне, но это не значит, что нет другого выхода. Найдите какие-то фигуры и линии в используемых изображениях и графических элементах и применяйте их для того, чтобы задавать направление взгляду зрителя.

Подобное можно наблюдать на постере 1 Trick Pony , где правая рука мужчины используется для «переадресации» взгляда от изображения к логотипу, и затем к нижней части изображения. Таким образом, формы изображения могут послужить указателями.

3. Масштаб и иерархия

Масштаб и визуальная иерархия — это одни из тех креативных основ, которые могут либо испортить ваш дизайн, либо сделать из него конфетку. Поэтому так важно уметь правильно их применять для создания удачной композиции.

Если говорить вкратце, иерархия — это структурирование элементов в порядке важности. Так, более важный объект вашего дизайна вы можете сделать крупнее и ярче, а вторичные элементы — меньше и бледнее.

Особенно важно учитывать иерархию при написании текста. Для более подробной информации по вопросу иерархии в типографике вы можете обратиться к статье «Почему в каждом дизайне необходимо иметь три уровня типографической иерархии».

Масштаб часто используется для связности элементов иерархии. Крупный масштаб привлекает внимание к определенным объектам, подчеркивая их значимость для правильной коммуникации.

Например, в дизайне этого постера Джессики Свендсен в качестве самого крупного элемента используется увеличенное изображение, что позволяет привлечь максимальное внимание к данному объекту. Заголовок представляет собой самый крупный текстовый элемент, являясь важнейшим элементом информации в данном контексте, в то время как остальная часть текста написана в гораздо меньшем масштабе. Таким образом, масштаб идентифицирует главные объекты дизайна и сохраняет типографическую иерархию.

Масштаб также является невероятно полезным инструментом, когда речь заходит о создании пропорций и чувства размера. Вы можете сделать так, что некоторые вещи будут казаться максимально детализированными, замысловатыми и маленькими, а можете сделать их большими и даже громоздкими.

Создавая контраст между маленьким и крупным элементом в композиции, вы можете добиться самых разнообразных эффектов.

4. Соблюдайте баланс между элементами

Баланс — это довольно важная вещь с точки зрения многих аспектов. И, разумеется, ваш дизайн не является исключением.

Но как же соблюсти этот самый баланс в рамках собственного дизайна? Давайте быстренько пробежимся по двум основным типам баланса и приемам его соблюдения.

Во-первых, существует симметричный баланс. Суть его очевидна — баланс дизайна достигается за счет симметрии. Отражая определенные элементы по обеим сторонам (право-лево, верх-низ), вы добиваетесь абсолютной сбалансированности.

Вот пример симметричного баланса. В приглашении на свадьбу Дженнифер Уик использует симметричную композицию, где текст и графика размещены зеркально. Благодаря симметрии приглашение смотрится элегантным, аккуратным и сбалансированным.

Дженнифер Уик

Второй тип, который, вероятно, встречается гораздо чаще — это асимметричный баланс. Его название также говорит само за себя — баланс достигается путем асимметричного расположения элементов.

Вот пример удачного использования асимметричного баланса. В своем постере Munchy Potato целенаправленно распределил окружности разного размера по разным областям пространства, добившись таким образом асимметрии.

В приведенном выше примере три центральных окружности являются самыми крупными элементами дизайна, но, тем не менее, они сбалансированы благодаря правильно подобранному шрифту, графике и использованию небольшой текстурной окружности в нижнем углу постера.

Для развития навыков создания асимметричного баланса необходимо думать о каждом элементе как о единице, имеющей свой «вес». Объекты поменьше, соответственно, должны «весить» меньше, а насыщенные текстурами элементы должны «весить» больше, чем однородные. Какой бы ни была цель вашего дизайна, необходимо всегда достигать равновесия среди используемых объектов.

5. Используйте элементы, которые дополняют друг друга

Вы, должно быть, слышали о взаимодополняющих цветах, но слышали ли вы о взаимодополняющих элементах дизайна? Один из ключевых элементов удачной и эффективной композиции — это тщательный, целенаправленный подбор каждого объекта дизайна, в котором все должно превращаться в единое целое.

Типичная ошибка при создании композиции — это использование изображений, которые не дополняют друг друга. Поэтому, когда вы решаете использовать несколько изображений, всегда проверяйте, оказывают ли они должное воздействие на зрителя, и существует ли между ними необходимая связь. Вот несколько способов достижения этого эффекта.

Используйте снимки из одной фотосессии. Это невероятно легкий способ удостовериться, что изображения будут связными, учитывая, что они сделаны в одном стиле и принадлежат к одному направлению. Например, дизайнеры Jekyll & Hyde и Елена Бонаноми используют данный прием в одном из разворотов журнала Must.

Изображения должны быть в одной цветовой гамме. В настоящее время существует широкий выбор разнообразных фильтров и инструментов для редактирования фотографий, которые помогут вам сделать так, что выбранные изображения будут принадлежать к одной цветовой гамме, и, следовательно, будут взаимосвязанными. A is a Name сделал свой постер полностью черно-белым, чтобы добиться цветовой связи между объектами.

A is a Name

Выбирайте похожие снимки. Старайтесь комбинировать изображения со сходными параметрами и стилем. Например, если одна из фотографий сделана в минималистическом стиле, необходимо использовать подобные снимки. Ниже приведено дизайнерское решение Feint, где во всех подобранных изображениях можно наблюдать определенные «неровности» — разнообразные текстуры, древесные мотивы и холодные оттенки.

Создание хорошего макета также предполагает правильное сочетание текста и графики, где эти элементы взаимодополняют друг друга. Каждый шрифт в различном окружении имеет определенные оттенки и ассоциации — к примеру, четкий, курсивный шрифт с множеством завитков может ассоциироваться с элегантностью и утонченностью. Поэтому старайтесь подбирать шрифт в зависимости от собственных целей и замысла.

6. Увеличьте (или уменьшите) контраст

Контраст — это невероятно полезный помощник, как для выделения каких-то элементов вашего дизайна, так и для их скрытия. Усиливая контраст, или используя высококонтрастную палитру, вы можете привлечь внимание к определенному объекту. В то же время, уменьшив контраст, вы можете добиться эффекта прозрачности для каких-то элементов, сделав их менее заметными.

В то время как в предыдущем дизайне резонирующий цвет используется для привлечения внимания, в следующем примере он служит для скрытия определенного элемента.

Здесь повторяются некоторые стили шрифтов, графика и линейность, что помогает связать между собой элементы и добиться желаемого эффекта. Если бы автор дизайна вдруг решила использовать где-нибудь в середине какие-нибудь чертежные розовые элементы с полужирными линиями, ни о какой связности не могло бы быть и речи. Но она решила использовать для текста маленький размер, минимизировала цветовую гамму и сохранила графические элементы в изящной простоте, поэтому дизайн вышел удачным.

При разработке дизайна записывайте всю информацию об используемых шрифтах, линиях, цветах и т.д., и старайтесь использовать их повторно для объединения вашего макета в единое целое.

8. Не забывайте о белом пространстве

Чтобы обидеть белое пространство, достаточно назвать его «пустым местом». Пустота предполагает, что она должна быть чем-то заполнена, и поэтому она не «выполняет свою работу» должным образом. Но это не одно и то же.

Когда белое пространство используется целенаправленно, оно помогает повысить четкость и ясность вашего дизайна: когда более нагруженные и замысловатые части композиции сбалансированы белым пространством, ваш дизайн начинает дышать.

Например, взгляните на дизайн, выполненный Cocorrina . Белое пространство помогает достигнуть баланса между картинкой, текстурой и текстом, что придает дизайну изысканность и чистоту.

Итак, как же лучше использовать белое пространство?

Уменьшите масштаб графических элементов. Благодаря этому, вы сможете создать больше белого пространства вокруг центральных элементов, и при этом не выйдете за рамки изначального дизайна. Для наглядности взгляните на дизайн открытки с кулинарным рецептом от Serafini Creative , где основные элементы целенаправленно уменьшены для создания прекрасного обрамления из белого пространства.

Не пытайтесь заполнить все белое пространство. Как уже было сказано, белое пространство — это не пустое место, оно служит определенным целям, поэтому не пытайтесь заполнить каждый его кусочек.

В качестве примера можно привести дизайн веб-сайта от Creative Web Themes , где для презентации товара используется одно изображение, заголовок с полужирным начертанием, две небольшие линии текста и ссылка на дальнейшую информацию. Благодаря такому простому плану и большому количеству белого пространства каждый элемент имеет собственную территорию и может «дышать», что позволяет дизайну выглядеть опрятно и оказывать должный эффект на зрителя.

При создании дизайна всегда спрашивайте себя, все ли элементы на 100% необходимы. Нужен ли весь этот текст, обязателен ли ярко-голубой заголовок, нужны ли все 3 изображения? Удаляя лишние частички из макета, вы можете создать более точный дизайн, который будет только выигрывать за счет белого пространства.

9. Выстраивайте элементы дизайна

При создании композиции, включающей множество объектов, не стоит хаотично размещать их на странице, ведь выстраивание элементов — это быстрый и легкий способ превратить ваш дизайн в конфетку.

Не получается выстраивать объекты? Canva поможет избавиться от этой проблемы буквально за секунду с помощью специального автоматического и очень удобного инструмента. Просто перетаскивайте тот или иной элемент по странице, а Canva выровняет его с другими объектами дизайна и автоматически поставит его на нужное место. Волшебство!

Взгляните на этот идеально выстроенный дизайн из журнала, созданный Huck . Благодаря четкому построению элементов дизайн выглядит отчетливо и точно, он очень удобен при чтении и приятен с эстетической точки зрения.

Последовательное и четкое выравнивание элементов поможет вам также выстроить определенный порядок среди многих объектов. Так, если вы используете большое количество изображений, текста и/или графических элементов, выравнивание должно стать вашим лучшим другом.

Особенно важно умение применять выравнивание при работе с текстом. Существует множество способов это сделать, но одним из лучших остается выравнивание по левому краю, так как для большинства зрителей этот вариант наиболее удобен для чтения и понимания прочитанного.

10. Разделите дизайн на трети

Правило третей — это простой метод, с помощью которого дизайнеры могут разделить макет на 9 равных частей. Там, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, находятся точки фокусировки.

Дизайнер Уилльям Бичи решил поиграть с этим правилом в своих работах (пример ниже). Его дизайн выглядит эффектно и привлекает внимание за счет того, что на каждом пересечении находится определенная точка фокусировки. Бичи также отмечает, что «Когда вы помещаете объекты не в центр дизайна, а на его периферию, картинка становится живой и интересной».

Использование правила третей поможет усовершенствовать композицию вашего дизайна, так как это один из наиболее быстрых и простых способов размещения и структурирования элементов.

Если вы хотите использовать правило третей в своем дизайне, желательно начать с сетки. Сетка позволит выстроить элементы более последовательно и видеть, как должны располагаться точки фокусировки на макете. Вы можете посмотреть обучение, где рассказывается, как использовать инструмент разметки в Canva, что поможет структурировать и упорядочить ваш дизайн.

Если после долгих часов работы над дизайном он вам наконец покажется эффективным, постарайтесь разделить его мысленно на части и увидеть глубинную структуру. Есть ли там деление на трети? Или он строится на основе другой разметки? Так или иначе, вы можете просматривать различные примеры разметки и черпать вдохновение из них.

Обращение к читателю

При создании композиции следует обращать внимание на многие вещи. Если вы еще начинающий дизайнер, вам скорее всего придется приложить немало усилий и потратить много времени на попытки систематизирования и перемасштабирования объектов, затем снова на их переразметку и т.д., но это нормально.

А у вас есть какие-нибудь хитрости для работы с композицией? Или, возможно, вы знаете примеры каких-нибудь дизайнов с высокоэффективной композицией? В любом случае, не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями по этому поводу в комментариях!