Композиторы экспрессионисты и их произведения. Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля. Как появился экспрессионизм

Экспрессионизм I м. Направление в западноевропейском искусстве и литературе первой трети XX в., представители которого стремились к отображению духовного мира человека как единственной реальности и главной цели искусства... Толковый словарь Ефремовой

  • экспрессионизм - Экспрессионизм, экспрессионизмы, экспрессионизма, экспрессионизмов, экспрессионизму, экспрессионизмам, экспрессионизм, экспрессионизмы, экспрессионизмом, экспрессионизмами, экспрессионизме, экспрессионизмах Грамматический словарь Зализняка
  • Экспрессионизм - (от лат. expressio - выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти... Большая советская энциклопедия
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ - ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expres-sio - выражение, выразительность) - англ. expressionism; нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX... Социологический словарь
  • экспрессионизм - экспрессионизм, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • Экспрессионизм - (лат. expressio – выражение) – направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Словарь по культурологии
  • экспрессионизм - [фр. expressionnisme < expression выражение] – реакционное, идеалистическое направление в искусстве и литературе, возникшее накануне первой мировой войны в Западной Европе. Большой словарь иностранных слов
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ [рэ], -а; м. [франц. expressionnisme] В европейском искусстве начала 20 вв.: модернистское направление, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. Толковый словарь Кузнецова
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. | прил. экспрессионистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • экспрессионизм - сущ., кол-во синонимов: 2 направление 80 стиль 95 Словарь синонимов русского языка
  • экспрессионизм - Экспресс/и/он/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • экспрессионизм - орф. экспрессионизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • экспрессионизм - -а, м. Направление в европейском искусстве и литературе в первой трети 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. [франц. expressionnisme] Малый академический словарь
  • Экспрессионизм - Направление в европейском искусстве первой четверти XX в., отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течения - от стиля модерн до конструктивизма. Архитектурный словарь
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ - ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Большой энциклопедический словарь
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОН’ИЗМ [рэ], экспрессионизма, мн. нет, ·муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в ·зап.-европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека. Толковый словарь Ушакова
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ а, м. expressionnisme m. 1. Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. 20 века, деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира художника, его субъективных творческих переживаний. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  • Экспрессионизм - (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX... Художественная энциклопедия
  • В первой четверти двадцатого века в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и музыке появилось новое, противоположное классическим взглядам на творчество направление, провозгласившее главной целью искусства выражение субъективного духовного мира человека. Экспрессионизм в музыке - это одно из самых противоречивых и сложных течений.

    Как появился экспрессионизм

    Экспрессионизм появился и наиболее ярко себя проявил в культуре Австрии и Германии. В 1905 году в Дрездене на факультете технического Высшего училища студентами был образован кружок, который был назван «Мост». Его участниками стали Э. Нольде, П. Клее, М. Пихштейн, Э. Кирхнер. Вскоре к немецким художникам присоединились и иностранцы, в том числе выходцы из России. Позже, в 1911 году, в Мюнхене появилось еще одно объединение - «Синий всадник», к которому относились В. Кандинский, П. Клее, Ф. Марк, Л. Фейнингер.

    Именно эти кружки стали прародителями художественного направления, вслед за которыми стали появляться литературные объединения, издаваться в Берлине журналы («Буря», «Штурм», «Действие»), появилось направление в художественной литературе и музыке.

    Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком. Но задолго до этого, в конце 15 - начале 16 веков, испанский художник Эль Греко и Маттиас Грюневальд из Германии уже использовали технику экзальтированности и предельной эмоциональности в своем творчестве. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве.

    Что такое экспрессионизм

    Считается, что экспрессионизм возник из-за болезненной и сложной реакции психики людей на ужасы современной цивилизации, такие как война (Первая мировая), революционные движения. Страх, разочарование, тревога, боль, изуродованная психика - все это не давало художникам воспринимать окружающий мир объективно. И тогда был выработан новый принцип, который полностью отвергал натурализм и эстетику, свойственные предыдущим поколениям творцов.

    Эстетика живописи и музыке основывается на выражении субъективных чувств, демонстрации внутреннего мира человека. Становится важнее не изображение, а выражение эмоций (боли, крика, ужаса). В творчестве преобладает задача не воспроизведения действительности, а передачи переживаний, связанных с нею. Активно использую различные средства выражения - преувеличение, усложнение или упрощение, смещение.

    Экспрессионизм в музыке - это что?

    Композиторы всегда стремились к новому и неизведанному. В любую из эпох были музыканты, которые шли «в ногу со временем» и под воздействием новых течений искусства раскрывали и изобретали свои пути через музыкальные средства выражения.

    Экспрессионизм в музыке - это «психограмма человеческой души». Так утверждал немецкий философ Теодор Адорно. Любые традиции, классические формы музыкального произведения, тональности и другие формальные ограничения стилей (классицизм, романтизм, рококо) экспрессионизм в музыке отвергает, это и является его главной отличительной чертой.

    Основные средства выразительности

    • Крайняя степень диссонансности в гармонии.
    • Отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке.
    • Прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии.
    • Резкие и нестандартные интервалы и аккорды.
    • Переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная.
    • Отсутствие стандартно мажорно-минорного лада - атональность.
    • Замена вокальной партии инструментальной, и наоборот.
    • Замена пения речью, шепотом, криком.
    • Нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме.

    Экспрессионизм в музыке 20-го века

    Появление в музыке нового направления в начале XX века привело к сильному изменению представления о ней. Экспрессионизм в музыке - это отказ от классической формы произведения, размера, тональностей и ладов. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т. Адорно).

    Понятие музыкального экспрессионизма в двадцатом столетии связано со Второй венской школой (Нововенской) и именем австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первом и втором десятилетии двадцатого века Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн закладывают основы направления и пишут ряд произведений в новом стиле. Также в 1910 годах создают свои произведения с тенденцией к импрессионизму такие композиторы:

    • Пауль Хиндемит.
    • Бела Барток.
    • Эрнст Кшенек.

    Новая музыка вызвала бурю эмоций и волну критики среди общественности. Многие считали музыку композиторов-экспрессионистов пугающей и страшной, но все же находили в ней определенную глубину, своевольность и мистицизм.

    Идея

    Экспрессионизм в музыке композиторы находили в ярком и остром субъективном переживании, эмоциях одного человека. Темы одиночества, подавленности, непонимания, страха, боли, тоски и отчаяния - вот то главное, что хотели выразить в своих произведениях музыканты. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) - все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора.

    Композиторы - экспрессионисты

    Представители экспрессионизма в музыке - это:

    • (вокальный цикл «Лунный Пьеро», монодрама «Ожидание», кантата «Уцелевший в Варшаве», опера «Аарон и Моисей», «Ода Наполеону»).

    • Эрнст Кшенек (опера «Орфей и Эвридика», опера «Джонни наигрывает»).

    • Бела Барток («Соната», «Первый концерт для фортепиано», «Третий фортепианный концерт», «Музыка для струнных, ударных и челесты», «Весна священная», «Чудесный мандарин» и другие сочинения).

    (оперы «Электра» и «Соломея»).

    Камерная музыка в стиле экспрессионизма

    Так случалось, что школа Шенберга постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм, и это может охарактеризовать экспрессионизм в музыке. Образы камерной музыки (для одного инструмента, дуэтов, квартетов или квинтетов и небольших оркестров) в этом стиле встречаются гораздо чаще. Шенберг считал, что его изобретение - атональность - плохо сочетается с произведениями монументальными и широкоформатными.

    Нововенская школа - это иное толкование музыки. Хаос, духовность, новое ощущение правды жизни без прикрас и зацикленность стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодики, изобретение иной тональности - бунт против традиционного взгляда на искусство - всегда вызывали у критиков негодование и противоречия. Однако это не помешало нововенским композиторам получить всемирное признание и огромное количество слушателей.

    Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874-1951) - австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник-живописец, представитель музыкального направленияэкспрессионизма, родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был одним из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века.

    Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 г в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина, уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил, родом из Братиславы, был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского, своего первого шурина. Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).

    Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903), кантате «Песни Гурре» (1900-1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

    Летом 1908 жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений - «Второй струнный квартет», ор.10 (1907-1908), где в финале он добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.15 (1909), он впервые применяет своё новое изобретение - метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

    Летом 1910 он пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о Гармонии» («Harmonielehre»). Затем он создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme - вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, ее исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».

    В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония» или «сериализм», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920-1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

    До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств. В 1933 Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 - в университете Южной Калифорнии, с 1936 - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

    Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

    В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

    В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.

    Произведения

    § «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама

    http://community.livejournal.com/avangarde/33928.html - перевод текста мелодрамы "Лунный Пьеро"

    § 2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897-1898)

    § «Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899)

    § «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)

    § «Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/03)

    § 8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05)

    § Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/05)

    § 6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/05)

    § Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906)

    § Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)

    § 3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909)

    § «Friede auf Erden» («Мир на земле»), op. 13 (1907)

    § 15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten

    (15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/09)

    § Fünf Orchesterstücke (5 пьес для оркестра), op. 16 (1909)

    § «Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)

    § «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука»)

    Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)

    § Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)

    § Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911)

    § «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)

    § 5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23)

    § Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23)

    § Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/23)

    § Духовой квинтет, op. 26 (1924)

    § 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925)

    § 3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/26)

    § Suite, op. 29 (1925)

    § Третий струнный квартет, op. 30 (1927)

    § Variations for Orchestra, op. 31 (1926/28)

    § «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра»)

    § 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931)

    § Begleitmusik zu einer Lichtspielszene

    (Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930)

    § 6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)

    § Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36)

    § Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936)

    § Kammersymphonie no. 2 (Вторая камерная симфония), op. 38 (1906/39)

    § «Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)

    § Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)

    § Ode to Napoleon Buonaparte (Ода Наполеону)

    § Фортепианный концерт, op. 42 (1942)

    § Theme and variations для духового оркестра, op. 43a (1943)

    § Theme and variations для симфонического оркестра, op. 43b (1943)

    § Prelude to «Genesis» для хора и оркестра, op. 44 (1945)

    § Струнное трио, op. 45 (1946)

    § A Survivor from Warsaw, («Уцелевший из Варшавы»), op. 46 (1947)

    § Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)

    § 3 Folksongs (3 хора - немецкие народные песни), op. 49 (1948)

    § «Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяча лет») для смешанного хора, op. 50a (1949)

    § Psalm 130 «De profundis» («Из глубины») для смешанного хора, op. 50b (1949-1950)

    § «Modern psalm» («Современный псалом»)

    для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, незакончен)

    § «Moses und Aron» («Моисей и Аарон») Опера в трёх действиях (1930-1950,незакончена)

    Экспрессионизм - одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии.

    Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. В это время в Дрездене студенты архитек-турного факультета Высшего технического училища образо-вали творческое объединение «Мост». В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. К немецким участникам объединения вскоре присое-динились иностранцы, среди которых были и русские художники. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.

    Примерно в то же время появляются и первые литературные объединения экспрессионистов. В Берлине начинают издаваться журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), представляющие противоположные течения в экспрессионизме.

    Единственной устойчивой реальностью экспрессионизм провозгласил субъектив-ный мир человека, воплощение которого стало его главной целью. Само название этого направления (от лат. expressio , франц. expression - выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Все остальное - хаос, сплетение случайностей. Экспрессионизм стремился предать напряженность человечес-ких эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропор-ции, сознательно искажая изображаемые предметы.

    Художники-экспрессионисты создавали внутренне напря-женные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небреж-ные движения кисти.

    В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок.

    После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов обостряется внимание к социальным проблемам эпохи. Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные пере-житым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов. Однако не только отрицание, но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому направлению. Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.

    К экспрессионизму относят творчество Франца Верфеля, Георга Тракля, Эрнста Штадлера, Франца Кафки (в литературе), Вальтера Хазенклевера, Георга Кайзера, Оскара Кокошки (в драматургии), Ф.В. Мурнау (в кинодраматургии).

    Экспрессионизм в музыке

    Высшим достижением музыкального экспрессионизма признаётся опера Альбана Берга «Воццек» (1925).

    Музыкальный экспрессионизм был преемственно связан с поздним романтизмом. Зловеще-мрачные образы нередко встречаются в произведениях Малера (поздние симфонии), Р. Штрауса (оперы «Саломея», «Электра»), Хиндемита (оперы «Убийца - надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин»). Хронологически их сочинения стоят рядом с экспрессионизмом в живописи и литературе, однако в целом творчество этих композиторов опирается на традиции романтизма, как и ранние произведения Шёнберга и Берга.

    Постепенно идейно-художественное содержание позднего романтизма переосмысливалось: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (романтическая мечта).

    Творчество нововенцев демонстрирует характерный для экспрессионизма отказ от традиций. Пересмотру и переоценке подвергаются все элементы музыкального языка: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура.

    Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется . Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. При этом творчество каждого из трех представителей Новой венской школы исключительно своеобразно. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте.

    Типичный для музыкального экспрессионизма комплекс выразительных средств

    • замена традиционной мажоро-минорной системы атональностью; через свободную атональность экспрессионисты приходят к организации звукового материала на основе додекафонии ;
    • отсутствие связей с бытовыми жанрами;
    • предельная диссонантность гармонии;
    • прерывистость, «разорванность» мелодики; инструментальная трактовка вокальных партий, возбуждённая речитация;
    • использование «речевого пения» (Sprechgesang);
    • нерегулярная акцентность в ритме, часто меняющиеся темпы.

    Всё это создает чрезвычайно накаленную эмоциональную атмосферу, впечатление непрерывно возрастающего напряжения. Определение «драма крика», связанное с экспрессионистской драматургией, можно отнести ко многим жанрам экспрессионистского искусства, в том числе музыкального.

    Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В его восприятии доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией бессознательного.

    Достаточно редко он выступает как конкретная личность, зачастую у него нет имени, это абстрактный человек: отец, сын, человек, мужчина, женщина. Характерными примерами являются оперы «Счастливая рука» Шёнберга, «Убийца - надежда женщин» Хиндемита (1919) по пьесе Кокошки.

    XX век - век опустошительных мировых войн и катастроф - создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспрессионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века.

    Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма.

    Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение, выявление) - направление в европ. иск-ве и лит-ре, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. художников: "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905; "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911; нем. журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. - "маленький" человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Э. свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. оттенок. "Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь" (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64).

    Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в иск-ве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления. В полемике против приземлённости натурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу Э. в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.

    Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики Э. считали её моделью нового иск-ва. Однако в муз. иск-ве Э. развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве.

    Большинством сов. музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. действительно являются "нововенцы" - А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно - А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.

    Муз. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм "Тристана и Изольды" Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы "Саломея" и "Электра"), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы - А. Шёнберга и А. Берга - также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга ("Ожидание", "Счастливая рука") и вок. цикл "Лунный Пьеро" - типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском... Основное настроение - "крайняя боль"" (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90).

    Высшим достижением муз. Э. справедливо признаётся опера А. Берга "Воццек" (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма "маленького человека"; это произв. сближается с нем. "левым" Э. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции ("Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита, "Прыжок через тень" Кшенека, "Чудесный мандарин" Бартока); отчасти они коснулись и творчества сов. композиторов ("Огненный ангел" Прокофьева, опера "Нос" и нек-рые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х - 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг ("Уцелевший из Варшавы" и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. ("Огненный замок" Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).

    В соответствии с идейно-образной направленностью Э. сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В "Лунном Пьеро" Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprдchstimme, Sprдchgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики.

    В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. - в "Воццеке" и др. произв.). Музыка "нововенцев" претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность - к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в совр. музыке.

    Опера Альбана Берга «Воццек»

    12.01.2011 в 13:04.

    Опера в трех действиях Альбана Берга на либретто (по-немецки) самого композитора, основанное на одноименной драме Георга Бюхнера.

    Действующие лица:

    ВОЦЦЕК, солдат (баритон) МАРИ, его возлюбленная (сопрано) МАЛЬЧИК, их ребенок (сопрано (мальчиковое)) АНДРЕС, друг Воццека (тенор) МАРГРЕТ, соседка (контральто) КАПИТАН (тенор) ДОКТОР (бас) ТАМБУРМАЖОР (тенор) ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ ПОДМАСТЕРЬЯ (баритон и бас) ДУРАЧОК (тенор)

    Время действия: около 1835 года. Место действия: Германия. Первое исполнение: Берлин, 14 декабря 1925 года.

    Альбан Берг, самый выдающийся ученик Арнольда Шёнберга, умер в возрасте сорока лет в своей родной Вене. Это произошло в 1935 году. Обычно я не включаю такую статистику смертей композиторов в свои вступительные заметки к операм, но на сей раз мне кажется это важным, поскольку Берг и его оперы «Воццек» и «Лулу» отражают - для меня, по крайней мере, - некий определенный аспект конкретного времени и места. «Воццек» был задуман в период первой мировой войны; сочинение оперы закончилось сразу после этой войны, а первое исполнение ее на сцене состоялось в Берлине в 1925 году. Она тогда глубоко взволновала всех в Западной Европе. А это была эпоха д-ра Зигмунда Фрейда, Франца Кафки, время упрочения сил национал-социализма. В музыке это был период ломки старых идеалов мелодии и - даже в еще большей степени - гармонии. Это был период революционный, интеллектуально странный, неустойчивый, отражал болезненность немецкой души.

    Берг написал свое собственное либретто для «Воццека», основанное на пьесе, написанной за сто лет до этого чрезвычайно своеобразным, я бы сказал, даже странным молодым гением по имени Георг Бюхнер (он умер, прожив едва 24 года). Это была пьеса о психологическом страдании и сломе туповатого солдата (полицейского) по имени Иоганн Франц Войцек (так у Бюхнера) и о трагической судьбе его возлюбленной и их незаконнорожденного ребенка. Прелестная тема, нечего сказать, не так ли? Вряд ли в пьесе среди действующих лиц есть хоть одна привлекательная фигура, за исключением, быть может, этих трех несчастных. Большой успех оперы, когда она была поставлена в «Метрополитен-опера» в 1959 году, для многих оказался совершенно неожиданным.

    Действие I

    Сцена 1 . Воццек бреет своего капитана, денщиком которого он является. Капитан тем временем сурово выговаривает ему за его безнравственное, как он считает, поведение: он знает о связи Воццека с Мари и об их незаконном ребенке. (Партия капитана написана для очень высокого тенора). Поначалу Воццек отвечает бестолково и рассеянно: "Jawohl, Herr Hauptmann" ("Конечно, господин капитан"), а под конец очень сбивчиво и бессвязно жалуется на свою бедность ("Wir arme Leut"!" - "Мы, бедный люд").

    Сцена 2 . Широкое поле на окраине города. Воццек вдвоем со своим армейским приятелем Андресом; на опушке леса они рубят дерево. Неожиданно на Воццека нападает суеверный страх: разбегающиеся в траве ежи в лучах заходящего солнца кажутся ему катящимися по полю человеческими головами, а лучи солнца зловещим огнем, взметающимся от земли к небу. Охваченный ужасом, он бежит к своей Мари.

    Сцена 3 . У себя в комнате Мари, возлюбленная Воццека, играет с малышом, их сынишкой. Она видит, как по улице торжественным маршем проходит рота солдат, и восхищается тамбурмажором; она мечтает о встрече с ним. Соседка Маргрет язвительно намекает на ее увлечение красавцем тамбурмажором. Мари резко захлопывает окно и укладывает спать ребенка. При этом она поет своему малышу колыбельную песенку. Неожиданно появляется Воццек; он все еще охвачен суеверным страхом. Мари с испугом слушает его рассказ о загадочных видениях, которые, как он думает, он видел. Он предчувствует что-то страшное.

    Сцена 4 . На следующий день Воццека в своем кабинете обследует полковой доктор. (Чтобы заработать немного денег, Воццек соглашается стать подопытным объектом в экспериментах доктора). Этот доктор - психиатр-дилетант, если не сказать садист. Он внушает Воццеку мысль, что тот на грани помешательства и что он должен употреблять только определенную пищу (одни бобы). К концу сцены доктор тешит себя надеждой, что прославится, благодаря тем экспериментам, которые он проделывает с бедным Воццеком.

    Сцена 5 . Мари на улице встречает тамбурмажора, уверенного в себе и хвастливого. Она очень увлечена этим импозантным малым. Мари приглашает его к себе. Он соглашается. И вот они уже направляются в ее комнату.