Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Страна, в которой мы живем! Конспект урока на тему «Страна, в которой мы живем Тематическое занятие страна в которой я живу

Цель: формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Действующие лица: девочка Оля в национальной ненецкой одежде.

Оборудование: магнитные доски, конверты с цветной бумагой разных цветов (обязательно цвета российского флага), 2 скакалки, два флага на подставке, заготовки варежек, цветные карандаши, образцы национальных ненецких узоров, клюква.

Ход мероприятия

Развлечение начинается в коридоре, у стенда с картой России.

Ведущий. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны.

А как можно узнать, где какая страна?

Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум - трем детям.)

А что еще может рассказать карта? Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей.)

Это города. Посмотрите, как много городов в России.

А как называется город, в котором мы живём? Давайте найдём его на карте.

(Прикрепляет к расположению города красный флажок).

Наша страна Россия очень большая. В России много городов. Природа здесь очень разнообразная: много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают различные полезные ископаемые.

Необъятна наша Родина, красива и богата.

Ведущий. У любой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России. (Показывает один за другим государственные символы России.).

А сейчас мы пройдём в зал и там продолжим наш разговор о нашей стране – России.

Входят в зал. На стене изображение флага и герба, гимн РФ.

Ведущий. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека, у страны есть имя. Наша страна называется Россия, а мы, - россияне.

Давайте послушаем, что написал о России, ее необъятных просторах поэт М. Исаковский.

1-й ребенок.

Посреди земного шара
Есть земля под названием Русь,
Где рассветов горят пожары,
Где дубов просветленная грусть.

2-й ребенок.

Здесь озера с водой живою,
Соловьиных ночей разлив!
Как я счастлив, что здесь живу я,
Что частица я этой земли!

3-й ребенок.

И ни часу нельзя, наверно,
Мне прожить без тебя вдали,
Потому что оно безмерно -
Притяжение русской земли!

Дети исполняют песню “Родина”.

Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки, символы. Что это за символы?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Ведущий. Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Что означает белый - цвет - цвет мира?

Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Проводится игра “Составь флаг из цветных частей”.

Когда-то в старину флаг нужен был для того, чтобы собрать вокруг себя воинов, дружину. А наши флаги смогут собрать дружных ребят в команды.

Проводится игра “Соберись у флага”.

Ведущий. А как вы думаете, что такое гимн?

Дети. Это главная песня страны.

Ведущий. Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Гимн полагается слушать стоя, не разговаривать во время исполнения, не размахивать руками.

Послушаем гимн России.

Звучит гимн Российской Федерации

Ведущий. В каждой стране есть главный город – столица. Столица России – Москва. О Москве написано много стихов, песен, ее рисовали многие художники, а народ сложил пословицы и поговорки.

Кто управляет нашей страной?

Как зовут нашего Президента? (Демонстрация портрета Президента России.)

Ведущий. А вы знаете стихи о Родине?

Дети читают стихи.

Ведущий. В нашей стране есть много разных городов. Мы с вами живем в самом молодом городе России. Наш город называется Губкинский, он для нас - Родина.

Давайте послушаем песню о нашем городе.

Звучит песня “Мой город - Губкинский”.

Звучит музыка, в зал входит девочка – ненка.

Ведущий. Здравствуй, девочка, кто ты, почему ты такая грустная?

Оля. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оля. Я живу в тундре.

А грустная я потому, что когда я была в тундре со своими оленями, налетел северный ветер, закружил меня и понёс. Я отстала от оленей и потеряла варежки, у меня замёрзли руки.

Куда я попала? Как называется ваш детский сад?

Как называется ваш город? (Ответы детей)

Ваш город находится на Ямале.

А вы знаете, как переводится с ненецкого Ямал?

Ямал, в переводе с ненецкого, - “край земли”.

Суров мой Север лишь на первый взгляд!
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад,
И обогреть душевной теплотою!

Ведущий. Не эти ли варежки ты потеряла?

Оля. Спасибо большое, пойду искать своих оленей.

Ведущий. Постой, не уходи, расскажи ребятам о своей жизни.

Оля. Послушайте мои загадки, и из них вы узнаете многое о богатствах нашего края. (Отгадки показывает на картинках).

Листики - с глянцем
Ягодка – с румянцем,
А сами кусточки – Не выше кочки. (Брусника)

Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала,
И ребятам мила. (Черника)

Когда весною талые
Сойдут с болот снега,
Она, как бусы алые,
Усеет берега. (Клюква)

По деревьям ловко скачет
Шубка серо – голубая
Про запас орехи прячет,
Сушит на зиму грибы,
Шелушит проворно шишки. (Белка)

У него рога ветвисты,
А бока чуть – чуть пятнисты,
Всех катать ему не лень,
Возит саночки … . (Олень)

Молодцы, ребята.

Северные реки богаты рыбой. С давних времён ненцы занимаются ловлей рыбы. Дети помогают взрослым в их нелёгкой работе.

Предлагаю вам поиграть в ненецкую игру “Рыбаки и рыбки”.

Проводится игра.

Оля. А сейчас я вам покажу танцевальные движения, с помощью которых ненцы греются, когда холодно.

А вы потанцуйте вместе со мной.

Исполняется танец по показу.

Ведущий. Спасибо тебе большое Оля, ты много интересного и полезного нам рассказала. И в подарок для тебя и для твоих друзей из тундры мы дарим варежки, чтобы ваши руки не замёрзли.

Блок ИЗО.

Дети под музыку украшают заготовку варежки национальными узорами и передают их Оле.

Слышится звон колокольчика.

Оля. Ребята, я слышу звук моих оленей. Спасибо вам большое. Примите в дар от щедрой северной земли вкусную полезную ягодку – клюкву. До свидания! До новых встреч!

Ведущий. В заключение нашего праздника давайте, исполним песню “Край, в котором ты живёшь”.

Дети исполняют песню.

Технологическая карта, организованной учебной деятельности детей старшей группы.

Тема: "Страна, в которой я живу".

Образовательная область: «познание» + «коммуникация»

Раздел : «Ознакомление с окружающим миром» + « рисование, лепка, конструирование».

Цель:

Познакомить с символикой страны.

Развивать представление о Родине и Президенте.

Развивать умение вести диалог и поддерживать беседу.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Материалы: портрет Президента, карта России, карта НСО, медали и звёзды, пластилин, бумага для рисования, краски, карандаши, конструктор, квадратики трех цветов(красные, синие, белые) по количеству детей для деления на группы.

Словарная работа: Президент, Россия, Родина, флаг, герб, гимн.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно –

побудительный

Вносит конверт, в нём медали. Предлагает их «заработать».

За каждый правильный ответ я буду давать звезду, а в конце занятия посчитаем их. У кого звёзд будет больше 10, тот получит медаль.

Рассматривают содержимое конверта и выражают желание получить медаль.

Организационно –поисковый

Круг пожеланий.

Чтобы на занятии вам было легче справляться с заданиями, давайте пожелаем, друг другу удачи и улыбнёмся.

Беседа о Родине.

Где мы сейчас находимся?

А детский сад?

А наш поселок где находится?

Как называется наш поселок?

В какой стране мы живем?

Воспитатель на карте показывает и объясняет, что наша страна очень большая. Она делится на области и края. Показывает расположение Новосибирской области. На карте Новосибирской области просит ребят найти наш поселок выделить его флажком.

Символика страны.

А вы знаете, что такое символика? Наша страна тоже имеет свою символику. Это герб, гимн и флаг.

Кто из вас знает как они выглядят.

Рассматриваем из каких цветов состоит флаг. В каком порядке они расположены.

Работа в группах.

Воспитатель делит детей на три группы. (деление происходит по жребию, какой цвет выпадет: красный, синий, белый) Одна группа лепит из пластилина флаг, другая рисует карандашами, третья составляет из кубиков.

Пока дети выполняют задания, воспитатель включает гимн. По завершению работы:

Что звучало?

Это еще один из символов страны -гимн.

Физ - минутка.

Беседа о Президенте.

Как зовут нашего Президента?

Что означает слово Президент?

Зачем нам нужен Президент? Что он делает?

Как вы думаете ему легко руководить нашей страной? Почему?

Каким должен быть президент?

Мечтания .

Чтобы вы сделали для своей Родины, если бы стали Президентами?

Давайте на секунду представим, что наша группа это маленькая страна, и каждый из вас может быть президентом этой страны. Давайте все вместе придумает символы для нашей маленькой страны.

Словарная работа:

Какие новые слова вы сегодня узнали? Что они означают?

Стоят в кругу.

Улыбаются соседу справа, соседу слева и желают удачи.

Рассматривают карту, находят поселок и выделяют его флажком.

Называют символы государства. Рассматривают флаг.

Называют цвета

Дети работают по группам.

Выполняют ритмические упражнения под музыку.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Высказывают свои мечты.

Придумывают название страны.

Придумывают символику используя разные материалы, краски, пластилин, конструктор.

Дети вспоминают слова и что они означают.

Рефлексивно –

корригирующий.

Поощряет активных детей, благодарит за работу на занятии и награждает детей звёздами и медалями.

Ведут подсчёт звёздочек.

Ожидаемый результат:

Знать:

Символику страны, значение слов – Президент,герб, гимн, флаг Знать название своего поселка и страны.

Иметь:

Представление о Родине и Президенте.

Уметь:

Излагать свои мысли, поддерживать беседу о Родине.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Старшая группа


Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по окружающим миром в старшей группе на тему: : «Страна, в которой мы живем!»
Программное содержание:
Формировать и развивать социально значимые ценности.
Стимулировать познавательный интерес детей. Расширить и закрепить, знания о символике государства, способствовать воспитанию любви к Родине, гордость за нее, уважительного отношения к Государственной символике.
Формировать разговорную речь. Пользуясь в ответах предложениями разной конструкции, в правильной грамматической форме. Обогащать словарный запас по теме «Родина», расширять кругозор о символике родного города Рязани. Развивать мыслительные операции, внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.
Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, обводить образец и составлять необходимый рисунок.
Помочь осознать свою причастность к жизни страны.
Установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах поведения на игровых занятиях.
Оборудование:
Видео подборка слайдов - звездного неба, вид из космоса планеты Земля, изображением символики РФ, президента РФ, фотографии самых красивых мест России, аудиозапись Гимн РФ. Демонстрационный материал для аппликации. Фотографии знаменитых людей Рязани.
Раздаточный материал: Индивидуальные карточки для игры «Найди флаг» с изображением флагов разных государств, заготовки для аппликации (1 картонная полоска для вырезывания цветных полос флага РФ). Ножницы, кисти для клея, салфетки. «Билетики» для подвижной игры «Электричка».
Словарная работа: Мужество, отвага, символика, флаг, герб, гимн, президент, державная, могучая, Российская Федерация.
Предварительная работа: рассказы, беседы о России, о знаменитых людях земли Рязанской, просмотр иллюстраций, фотографий. Символики государства. Чтение-заучивание стихов С.Есенина. Просмотр видео материала.
Ход занятия:I ЧАСТЬ:
Включается видеозапись звездного неба, воспитатель обращает внимание детей, насколько необъятна вселенная как много звезд. И вот среди этого созвездия бесконечности есть и наша планета (появляется изображение планеты - Земля)
Воспитатель: - Как называется наша планета, на которой живем мы с вами ребята?
Дети: – планета Земля.
Воспитатель: – и на этой планете Земля живут много людей они разной национальности, и живут они в разных странах. Какие вы знаете станы, назовите?(показ виде ролика с показом географической карты- различных государств)
Дети: - Англия, Турция…………..
Воспитатель: - Скажите ребята, а какие отличительные символы есть у каждого государства
Дети: - Флаг, герб, гимн, президент.
Воспитатель: – Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: – Россия!
(показ слада с изображением всей территории России) воспитатель - объясняет, что Россия занимает самую большую территорию суши. И является самым большим государством в мире.
Воспитатель: Здесь тепло полей наполнена рожью.Здесь плещутся зори в просторах лугов.Сюда златокудрые ангелы Божьи.По лучикам света сошли с облаков.И землю водою святой оросили.И синий простор осенили крестом.И нет у нас Родины, кроме России.Здесь мама, здесь храм, здесь родительский дом.Петр Синявский (показ карты России)
Воспитатель: - Дети, а как мы еще можем назвать нашу Родину.
Дети: – могучая, великая, огромная, любимая.
Воспитатель: - Вспомните и скажите, из каких цветов состоит наш флаг
Дети: – Белый, синий, красный
Воспитатель: - Государственный флаг РФ - это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
(видео показ флага)
Воспитатель: - Каждый цвет флага олицетворяетБЕЛЫЙ – мир, чистоту помыслов,красоту,СИНИЙ- верность, правду, благородство.КРАСНЫЙ- отваги и мужества.
Воспитатель: - Вспомним, как выглядит герб РФ
Дети: - Описывают герб(проказ герба)
Воспитатель: Герб России представляет собой темно-красный щит на котором изображен золотой двухглавый орел, Золотой цвет- неизменный символ верности и постоянства. Крылья орла похожи на солнечные лучи. А сама птица- на солнце. На груди орла - помещен герб Москвы. Это означает, что Москва столица могучего Российского государства. Всадник-это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Дети назовите кто является президентом Российской Федерации.
Воспитатель: Гимн Российской Федерации, в каких случаях мы его слушаем.
Дети: - В особо торжественных случаях.
Воспитатель: - Вы должны знать, что музыку к гимну РФ написал наш земляк уроженец земли Рязанской А.В.Александров. А как себя должны вести люди, когда исполняется гимн?
Дети: - Все присутствующие встают, а военные отдают воинское приветствие или салютуют оружием.
Воспитатель предлагает детям послушать гимна. Дети встают, подпевают.
Воспитатель: - Когда мы слушаем гимн РФ, мы испытываем, гордость,радость за нашу родину за отчизну.
Воспитатель: - Мы с вами говорили, что нашу планету населяют миллионы людей разный национальностей в разных странах. И у этих людей есть свои семьи, свои дома, свои города. У каждого человека есть своя малая родина, это то место где он родился и где он живет.Где мы с вами живем? Как называется наш город?
Дети: - Мы живем в городе Рязани.Стихотворение о Рязани
Воспитатель: - Дети и у нашего города есть свои символы, свой флаг и свой герб.Показ детям флага и герба Рязани
Воспитатель: - Земля Рязанская богата и своими великими знаменитыми людьми. Просмотр фотографий С. Есенина.,П.И.Павлова.,К.Э.Циолковского.
II ЧАСТЬ: Настольная игра «Найди флаг»Первое задание - детям предлагается на карточки найти изображение флага РФ.Второе задание - указать на флаг Рязани.
Подвижная игра: « Путешествие в Москву»
III ЧАСТЬ: Ход игры: Детям раздаются «билетики», на которых изображены разноцветные геометрические фигуры. Воспитатель располагает большие фигуры(такие же как изображены на билетиках у детей) на каждом из стульчиков, поставленных друг за другом.
Воспитатель: - Ребята, но электричка отправится в путь только в том случае если вы ответите правильно на вопрос - Электричка отправляется в город- герой столицу Российской Федерации
Дети: - Москву.
Воспитатель: - Уважаемые пассажиры электричка Рязань – Москва отправляется, просим пассажиров занять свои места в соответствии билетам.
Второй раз переигрывается - собираются билетики, примешиваются и раздаются опять детям, при этом на стульчиках все фигурки меняются местами.
Дети выполняют задания под музыку «Мы дети твои Россия»- в исполняют- Волшебники двора.
IV ЧАСТЬ: Аппликация –«Флаг России» детям предлагается по образцам обвести полоски на цветной бумаге, затем вырезать и составить флаг России
Воспитатель: Уважаемые пассажиры электричка Москва - Рязань отправляется, просим пассажиров занять свои места в соответствии билетам.
V. ЧАСТЬ: Анализ занятия. Дети встают со своих мест и просматривают работы своих сверстников передвигаясь в свободной форме, высказывают впечатления, на сколько кто справился, анализируют.
VI. ЧАСТЬ: Заключительная игра – «Сплочение»
Цель : Развитие эмпатии, умение выражать поддержку другому человеку (сверстнику). Снятие напряжения, объединение и сплочение группы.
Выработать приветствие, установка контакта с детьми.
Ход игры: Дети становятся в круг, все вместе начинают приветствие, при этом выполняя определенные движения.Чтоб на свете дружно жить (дети стоят в кругу)Нужно радость всем дарить (все разводят руками приветствуя)Надо всех кругом любить (все обнимают друг друга за плечи,получается большой закрытый круг)
Надо Родину любить (прикладывают ладонь к сердцу)
Надо всем обиды простить (все берутся за руки)