Конспект урока "рисуем русский народный костюм". Конспект урока "рисуем русский народный костюм" Изо краски природы в наряде русской красавицы

красавицы. Народный костюм (1 ч )

Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов

Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.

Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.

Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).

Советы мастера.

костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.

Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.

Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.

Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом

Тульский наряд

Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)

Головные уборы Кичка Сорока

Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.

Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм

Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Тема: « Русский народный праздничный костюм».

Урок – путешествие. Комбинированный урок.

Цели и задачи:

Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

Фигурки человека,

иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

детские работы,

презентация « Русский народный костюм»,

проект ученика «Русская национальная одежда»

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

I . Оргмомент

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II . Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III . Путешествие.

Итак, в путь!

1. Посещение картинной галереи-

просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

(Просмотр презентации)

1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.

Повторение значений элементов русского костюма

1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.

Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .

(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.

Проведение динамической паузы. Физминутка

Говорит и показывает движения

Повторяют движения за учителем

5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

Ответы учеников:

1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –

Детали поясню вам в двух словах.

Наряды женщин из северных и южных областей

1. И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Нарядом женским, Девушки носили.

По верх рубахи фартук иль армяк ,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:

1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Литература:

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Рисуем русский народный костюм.

Невского района Санкт-Петербурга

Цель :

Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.

Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.

Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.

Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.

    Беседа и работа с презентацией.

Каким же он был, русский национальный костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.

По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.

Женская одежда состояла из:

Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».

Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.

Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.

III. Практическая работа.