Конспект занятия по рисованию в средней группе «Котёнок» (Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь). Конспект занятия "цыпленок" рисование жесткой полусухой кистью Рисование тычком жесткой полусухой кисти

Конспект занятия кружка по рисованию в технике тычок жесткой полусухой кистью для детей старшей группы на тему «Ёжик - без головы и ножек».

Задачи:

Образовательные: формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

1.Обучающие: а) изобразительные-позволить наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость); б) технические- помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

2. Развивающие: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;развивать интерес к окружающему миру.

3.Воспитательные: вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (тычок жесткой полусухой кистью). Вызвать интерес к обитателям леса.

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций Ёжика из серии «Дикие животные», загадки и стихи о еже.

Ход работы:

1.Вводная часть (мотивационная).

Воспитательсобирает возле себя и предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.(Ответы детей ).

Воспитатель: -Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки? (Ответы детей).

А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку. Для зимней спячки.

Воспитатель: -А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит? (Ответы детей ). А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Даёт ли на зиму запасы? (Ответы детей ).

Воспитатель: -Живёт ёж в лесу, днём спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Ёж не делает запасов на зиму, т.к. забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами нарисуем ежа, который гуляет по колючему лесу. А чтобы ёж смог себя защитить от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спине ёжика много- много иголок. Чтобы нам помочь ежику вырастить хорошие иголочки, нужно немного взбодриться.

Физкультминутка :

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне,ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

2. Основная часть ( показ и объяснение способа действия).

Воспитатель: -Ребята,каким образом мы свами можем изобразить ежика, показать его колючесть? (ответы детей). Сегодня мы с вами изобразим ежика с помощью тычка жесткой полусухой кистью, потрогайте ваши кисти. Какие они? (ответы детей) . Я покажу, как мы нарисуем шубку на своем ежике. Я обмакиваю сухую кисточку в краску, наношу на рисунок ряд тычков, потом пририсовываю глаза и носик.

3.Самостоятельная работа детей.

Ребята выполняют работы, воспитатель по мере необходимости оказывает помощь в создании образа « Ежика».

4. Итог занятия.

Воспитатель: -Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ёжики. Когда ежик видит врага, он сворачивается в клубок, поэтому у него не видно ни головы, ни ножек. Люди так и говорят: «Ежик - без головы и ножек».И нашим ежикам не страшны ни враги, ни холод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Тычок жесткой полусухой кистью Возраст: любой. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд 13 из презентации «Нетрадиционное рисование» к урокам изо на тему «Нетрадиционное рисование»

Размеры: 720 х 960 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нетрадиционное рисование.pptx» можно в zip-архиве размером 2878 КБ.

Скачать презентацию

Нетрадиционное рисование

«Нетрадиционное рисование» - Для печатания руками краску нужно развести. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск смятой бумагой. Альбомный лист или цветная бумага. Цветок. Нехитрые творческие упражнения особенно важны для детей. Что делают дети. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Нам необходимо привить детям интерес к рисованию.

«Нетрадиционные техники рисования» - Разрежьте картофелину пополам. Мыльными пузырями. Должно получиться что-то очень интересное. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Лист белой бумаги согните и разогните пополам. Старое золото. РЫБКИ. У нас получились вот такие рисунки.

«Нетрадиционные способы рисования» - Рельефное рисование. Диотипия. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Рисование штрихом. Раздувание. Рисование через копировальную бумагу. Рисование мыльными пузырями. Граттаж. Рисование пластилином. Рисование по мятой бумаге. Воскография. Печать. Рисование витражей. Ниткография.

«Нетрадиционные методы рисования» - Работа по-сырому. Нетрадиционное рисование. Краска. Рисование восковыми мелками. Душа человека. Техники. Творчество. Акварель. Рисование жесткой полусухой кистью. Средства выразительности. Старая форма. Рисование пальчиками. Новый образ. Монотипия. Развитие творчества у детей. Спичка, очищенная от серы.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Штампики из ниток. Монотипия предметная. Дети очень любят рисовать. Раскрашивать картинки-раскраски. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Картина из отпечатков от стаканчиков. Рисование ластиком. Можно рисовать веселые рожицы. Сделайте прямоугольную рамку. Варианты работ. Пример рисунка в технике «монотипия пейзажная».

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Котёнок»

(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание: Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

Материал и оборудование: Половинки альбомных листов с нарисованным силуэтом котёнка, гуашь, жесткие кисточки, тряпочки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и картинок «Кошки» из серии « Домашние животные».

Ход занятия:

Воспитатель читает детям потешку:

Как у нашего кота

Шуба очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: Ребята, а у кого дома живёт котёнок?

Дети: У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!

Воспитатель: Какие они у вас, расскажите!

Дети: У меня черный! У меня пушистый!

Воспитатель: А что едят кошки, вы знаете?

Дети: Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

Воспитатель: А во что они любят играть?

Дети: Бантиком на шнурке!

Воспитатель: А вы любите играть с котятами?


Воспитатель: Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

Физкультминутка: «Котята».

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперёд)

Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками за противоположные плечи)

Воспитатель: Молодцы, весело играете! А теперь отгадайте мои загадки:

Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (Кошка).

Мохнатенька, усатенькая,

Молочко пьет, песенки поет? (Кошка)

Воспитатель: Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть.

Воспитатель: А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать.

Воспитатель раздаёт детям половинки альбомных листов с нарисованным контуром котёнка и жёсткие кисти.

Воспитатель: Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?

Дети говорят, какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт краски.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать?

Дети: Колючей.

Воспитатель: Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем полусухой кистью. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому

Воспитатель: Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

Дети: Да! Да!

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью, делая тычки на рисунке.

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились интересные, красивые котята!

После занятия выполненные рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем.

Из опыта работы воспитателя. Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Цветы, цветы…»

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, для родителей. Рисунок можно использовать в качестве подарка, украшения комнаты.
Цель: создание условий для реализации индивидуально-творческих способностей детей.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира;
- развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения;
Материалы и инструменты:
- наглядный материал (картина, иллюстрация или натура);
- бумага для рисования;
- густая гуашь;
- жесткая щетинная кисть для клея;
- тряпочки для сушки кисти.

Я работаю в первой младшей группе (дети 2-3 лет). На проведение образовательной деятельности (занятие) отводится 10 минут. Как хочется в этот малый промежуток времени дать детям максимум интересной информации, почитать стихи, сделать физминутку, дыхательную гимнастику и сотворить очередную красоту…Особенно, когда вокруг цветут цветы небывалой красоты! Красота их так недолговечна...
А как же сохранить в памяти красоту цветов? Ну, конечно, мы можем их нарисовать.
О. Чусовитина «Подарок маме»
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
Для занятий по рисованию я «нашла» помощницу – жесткую щетинную кисть для клея. Для работы нам нужна сухая кисть, а, если случилось так, что надо смыть краску, то кисть после промывания в воде необходимо просушить тряпочкой. Гуашь нам нужна густая. Краску набираем на кончик кисти и «стучим» кисточкой, нанося краску на бумагу. «Стучим» - именно так мы и говорим с малышами. Кончик кисточки смотрит в потолок.
Какие прекрасные работы у нас получаются.
Пришла весна, пригрело солнышко и вот они… одуванчики.
Высоцкая О. «Одуванчик»
Уронило солнце

Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Для занятия с детьми 2 – 4 х лет педагог делает заготовки для каждого ребенка: из цветной бумаги вырезаем листики, наклеиваем их на листы бумаги; для детей 2-3 лет мы рисуем простым карандашом контур будущего цветка,


а дети 3-4 лет рисуют цветок самостоятельно.


Сначала краску наносим по контуру будущего цветка, а затем закрашиваем свободное место в центре. Стебель малыши рисуют фломастерами, можно краской, но кисть даем уже беличью.
Дети средней группы (и старше) зеленые листья рисуют сами, педагог не делает уже заготовки.



Посмотрите, вот и черемуха зацвела.


С. Есенин «Черёмуха» (отрывок)
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

А. Барто «Весенняя гроза» (отрывок)
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела.
А вот и май пришел. В воздухе запах сирени...

Светлана Джус «Сирень»
Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат.
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же красива сирень!»

Для детей 2-4 лет мы делаем заготовки на каждого ребенка.


Для изображения цветов сирени детям первой младшей группы была дана готовая разведенная краска (цвет фуксии + белила).


А эту сирень дети изображали на занятии кружка по рисованию.Сначала дети рисовали гроздья сирени темным цветом (фиолетовый, цвет фуксии), не давая первому слою высохнуть, наносили "тычком" белую гуашь. Краски смешиваются, создавая разные оттенки, создавая объем.



Вот и осень наступила. Но на клумбе еще есть прекрасные цветы.

Марина Блинникова «Астра».
Есть цветок такой в саду
и похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
соберём цветок прекрасный,
называется он - АСТРА.

Это наша коллективная работа.


Спасибо за внимание!

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.


«Щенок» «Цыпленок» «Елочка нарядная»

Младший возраст

Преимущества данной техники:

Позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

Формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);

Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Техника тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендую подрезать кисть на 2 – 3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

«Подсолнух» «Астры в вазе»

Средний возраст

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Если вы решили обучать рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.

Кисточку возьмем вот так (Рука опирается на локоть, кисточку держать

Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами выше металлической части.)

Вверх – вниз, вправо - влево(Выполнять движения кистью руки.)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».