Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Цели преподавания дисциплины
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
1.2.Задачи изучения дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^
Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практическая работа | ^ Тип урока | Информационное сопровождение | Календарные сроки
|
|
планируемые | фактические |
|||||
^ I четверть. Уроки 1-8 Тема четверти: Осень золотая
|
||||||
1 | Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | Урок - путешествие | Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана | ||
2 | ^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры | Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | Урок - сказка | Сочинение сказки про осень | ||
3 | ^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению | Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь) | Урок- импровизация | Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки | ||
4 | ^ Природа-художница. Техника отдельного мазка | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | Урок- игра | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка | ||
5 | ^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен | Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги) | комбинированный | Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение | ||
6 | ^ Осенью капуста - барыня | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | комбинированный | Понятие о силуэте и симметричном изображении | ||
7 | ^ | Рисование золотого петушка (гуашь) | Урок - сказка | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома | ||
8 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная) | Урок - сказка | Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы | ||
9 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); |
||||||
^ II четверть. Уроки 10-16 Тема четверти: Зимняя сказка
|
||||||
10 | В золоте Хохломы - золото осени | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | Урок - сказка | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла | ||
11 | ^ Краски природы в наряде русской красавицы | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | комбинированный | Ансамбль русского народного костюма | ||
12 | ^ В гостях у зимней сказки | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | Урок - сказка | Изображение по памяти фигуры человека | ||
13 | ^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | Урок - сказка | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова | ||
14 | ^ Снежный пейзаж | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | комбинированный | Основы изобразительного языка графики | ||
15 | ^ Цвет зимы - белый | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | комбинированный | Линия и мазок в художественном изображении | ||
16 | ^ В гостях у мастеров каргопольской игрушки
| Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | комбинированный | Знакомство с каргопольской игрушкой | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; |
||||||
^ III четверть. Уроки 17-25 Тема четверти: Весна-красна
|
||||||
17 | В гостях у мастеров каргопольской игрушки | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | комбинированный | Импровизация на тему каргопольских игрушек | ||
18 | ^ Богатыри земли Русской | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников | ||
19 | ^ Богатыри земли Русской | Портрет русского богатыря (гуашь) | комбинированный | Образ богатыря в живописи и графике | ||
20 | Конь-огонь | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | Урок- игра | Изображение по воображению животных. Конь | ||
21 | ^ Весна-красна - праздник света и тепла | Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование в своей работе разных приёмов живописи | ||
22 | ^ Дымковская игрушка | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | комбинированный | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства | ||
23 | ^ Дымковская игрушка | Вариация дымковских узоров (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции | ||
24 | ^ Красота весенней природы | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | комбинированный | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте | ||
25 | ^ Вешней воды никто не уймет | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование разных технических приёмов при работе с красками | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; |
||||||
^ IV четверть. Уроки 26-33 Тема четверти: Разноцветное лето
|
||||||
26 | «У лукоморья дуб зеленый...» | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | Урок - сказка | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | ||
27 | ^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | комбинированный | Пропорции и форма различных садовых цветов | ||
28 | ^ Образ приближающегося лета | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | комбинированный | Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне | ||
29 | ^ Превращение красочного пятна в дерево | Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь) | комбинированный | | ||
30 | ^ Какого цвета страна родная | | комбинированный | | ||
31 | ^ Пейзаж в разное время дня | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея | ||
32 | ^ Найди краски ясного дня и теплого вечера | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков | ||
33 | Изовикторина | Актуализация знаний | урок- игра | |||
^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками; произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову. |
красавицы. Народный костюм (1 ч )
Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов
Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных
Продолжение
Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.
Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.
Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.
Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).
Советы мастера.
костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.
Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.
Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это изображение головных уборов.....
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.
Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).
Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,
тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.
Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.
Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.
Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.
Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).
Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.
Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.
Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.
Белый - предки - традиции - прошлое - память.
Русские синонимы притвориться, перекраситься.
Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.
Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.
Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.
Предварительный просмотр:
Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.
Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.
В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.
Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.
В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.
Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.
Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.
Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а
кровь бывает чистой и не чистой.
Белый свет утра - красный свет вечера.
Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.
В мифах существует культ трёх рек.
Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.
Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.
Предварительный просмотр:
Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга
Межпредметные связи
Уроки природоведения
Связь с уроками трудового обучения
Связь с уроками
математики.Счет
ДО
10
Связь с уроком математики
Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.
Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.
Тема урока.Класс
I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.
- Термины (словарь)
- Иллюстрации животных, сливающихся с природой
- Вышивка шов «роспись».Знак земли
П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов
«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.
- Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.
Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)
- Тема «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.
Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)
- Тема «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека
Предварительный просмотр:
Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.
1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.
Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.
- Когда плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
детей, к чему сейчас призывают учителя. - При знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
«роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
рубаха. Повседневная одежда. - На уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
кончиками пальцев) и превращаются в изображение.
Предварительный просмотр:
I класс.Шпикалова.
Урок - импровизация.
Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.
Цель:
Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.
Задачи.
Образовательная
: 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.
2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие
: 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.
- Познакомить детей с нар. костюмом через художественный труд.
- Научить вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
Воспитательные : Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства
В.Закрепить связь поколений.
Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией
- Фломастер
- Простой карандаш
- Резинка
Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными
- Русский народный костюм
- Магнитофон и кассета
- Словарь: кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
росток, горы. - Свеча, спички
- Стих о колокольчике(добро и зло)
- Икона
Литература:
- Н.В.Серов. Хроматизм мифа
- Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
- Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
- Лекции на занятиях УПМ
Предварительный просмотр:
ВОСКРЕШЕНИЕ
КРОВЬ
ЖИЗНЬ
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
а) стих «Колокольчик»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
- А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
мой вопрос
вселенною
б) символика цвета
народном костюме?
- белый, красный, черный
- Красного
в) Сливание с природой.
Предварительный просмотр:
По программе Шпикаловой.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
- Декоративное рисование. Конь - огонь.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Кокошник.
- Декоративное рисование. Птица.
- Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
- КЛАСС
- Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
- Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
- КЛАСС
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
а) Беседа по картинам (фото) 5 м.
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
Ш. Краски природы в наряде русской красавицы
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
- Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
- Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей
а) стих «Колокольчик»
б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.
а) беседа по картинам-фотографиям
- Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
- Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
- О тех, которые жили давным-давно?
- А в какой картине или картинах изображен современный человек,
который просто оделся в костюм и сфотографировался? - А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
- А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
мой вопрос - Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
вселенною
б) символика цвета
1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?
- белый, красный, черный
- А какого цвета больше на костюмах?
- Красного
- Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.
в) Сливание с природой.
Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.
Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).
- Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
одето? - Рубаха
- Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
изображали, что на земле растет. - А на голове носили(достает кастрюлю)
- Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник
).В небе птицы летают, а
голова ближе всех к небу кокошник-курица. - А что это у меня висит?
- (Дождик)
- А что еще можно увидеть на небе?
- (Солнце,звезды)
- Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
закатное солнце. - Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».
У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация
- Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
писать и оформим подол рубахи.
А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.
- Земля.Распаханное поле.
- Где он вышивался чаще всего?
- На подоле.
- Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
(тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот. - Как одним словом мы назовем эти знаки?
- Узор
- А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
или продолжить? - Орнамент
Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?
Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?
Ты один гулял по этой земле? Ведь главное , какие мысли и чувства вы испытываете
когда вышиваете...
Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?
Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.
Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.
Итак, я повторяю вопрос...
Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас
выставка работ
(Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал
Изменился ли наш класс?
Какие чувства?
- Добрые
- А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
- Почему?
Из какой одежды состоит народный костюм?
С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.